«Земельная система Небесной династии»

Читать онлайн История Китая страница 89. Большая и бесплатная библиотека

«Земельная система Небесной династии»

За этими мерами, принятыми тайпинами, стояло не только стремление на практике осуществить идеи примитивного социализма, весьма распространенные в традиционных обществах различных типов и питавшиеся идеологией сельских и городских низов, но и желание утвердить модель восточного деспотизма в ее наиболее чистом виде — так, как она была описана в древних трактатах.

Этой же цели была подчинена и программа преобразований в сельских районах, так никогда и не осуществленная в жизни. Ее основные положения сформулированы в сочинении «Земельная система Небесной династии», автором которого был сам Хун Сюцюань.

Эта система основывалась на уравнительном распределении земли между общинами, которые одновременно являлись религиозными и низшими военными объединениями. Их члены совместно отправляли культы, связанные с христианским учением, интерпретированным и преобразованным Хун Сюцюанем. Каждая из таких общин выделяла мужчин боеспособного возраста для службы в армии.

Все, что превышало минимум необходимых потребностей, подлежало сдаче в государственные хранилища. В этом проявилось стремление Хун Сюцюаня утвердить образец восточного деспотизма в его наиболее классическом виде. Аграрная программа Хун Сюцюаня не была направлена на ликвидацию крупного землевладения. Ее цель состояла в экспроприации земли всех землевладельцев в пользу государства.

Вряд ли можно было ожидать, что деревня (может быть, за исключением наиболее обездоленных ее жителей) охотно откликнется на выдвижение программы такого рода.

Тем не менее практическое проведение политики тайпинской администрации в жизнь в перешедших под ее контроль сельских районах говорило о ее определенных социальных ориентациях.

В сущности, тайпины не приняли практических мер, которые можно было бы интерпретировать как стремление изменить характер аграрного строя. Правда, они пытались, сократить арендную плату в случае неурожая или стихийных бедствий.

Впрочем, все это входило в традиционный перечень мер, которые должна была осуществлять любая династия, стремившаяся управлять в соответствии с принципами дао и дэ.

В целом, однако, вплоть до осени 1856 г. положение в тайпинском лагере оставалось стабильным. Тайпинам удалось удерживать весьма значительную территорию, имевшую стратегическое значение, и не только успешно отбивать атаки, но и наносить поражения правительственным войскам и отрядам местных военных предводителей, выступивших на стороне цинского правительства.

Тайпинское государство было резко ослаблено внутренней борьбой, вспыхнувшей осенью 1856 г. и отметившей собой рубеж, после которого восстание пошло по нисходящей линии. Причины происшедшего по-разному оценивались историками, но более всего это походило на стремление захватить верховную власть в тайпинском государстве.

Действующими лицами сентябрьских событий были все основные руководители тайпинского государства, сумевшие уцелеть в ходе походов и боев.

Прежде всего это была борьба между Небесным ваном Хун Сюцюанем и его наиболее влиятельным соратником Ян Сюцином, уже ко времени занятия Нанкина сосредоточившим главные нити политического и военного контроля в своих руках.

После превращения Нанкина в тайпинскую столицу отношения между ними стали резко ухудшаться, начало чему было положено еще в конце 1853 г., когда Ян под предлогом того, что его устами вещает Сам Бог Отец, осудил Хуна за недостойное поведение, объявив, что он «начал слишком много грешить».

В начале лета 1856 г. произошел еще один эпизод, который также можно было истолковать как претензию Ян Сюцина на захват главенствующего положения в тайпинской иерархии. На этот раз «Бог Отец» потребовал, чтобы Хун Сюцюань пожелал ему, Ян Сюцину, не «девять тысяч лет жизни», а все «десять», что по существующему церемониалу было положено желать только самому Хун Сюцюаню.

Ян Сюцин, который деспотическими методами правления восстановил против себя других тайпинских руководителей, для рядовых тайпинов продолжал оставаться любимым и почитаемым предводителем восстания. Об истинных причинах сентябрьских событий 1856 г. можно строить предположения, внешне же их канва выглядит следующим образом.

На рассвете 2 сентября 1856 г. части, верные Северному вану Вэй Чанхуэю, ворвались в резиденцию Яна и безжалостно уничтожили всех, кто там находился, включая и самого Ян Сюцина.

Через несколько дней после этого был издан эдикт от имени Хун Сюцюаня, в котором Вэй Чанхуэй подвергался осуждению за происшедшее, более того, он был приговорен к публичному наказанию палками во дворце верховного правителя тайпинов.

Уцелевшие сторонники Ян Сюцина, которых в Нанкине насчитывалось несколько тысяч человек и которые, несомненно, представляли опасность для участников заговора, желая быть свидетелями унижения своего врага, без оружия собрались в указанном месте. Но здесь они были окружены бойцами Вэй Чанхуэя и безжалостно и хладнокровно уничтожены.

Узнав о случившемся, Ши Дакай, находившийся в это время на войне, снял войска с передовых позиций и в октябре объявился у стен Нанкина. Происшедшее вызвало его крайнее осуждение, которое он и не пытался скрывать. Вэй готовил расправу и над Ши Дакаем, надеясь таким образом избавиться от основных соперников в борьбе за главную роль в тайпинской державе.

Ши Дакаю чудом удалось избежать смерти. Получив сообщение о готовящейся расправе над ним, он бежал из города.

По одним сведениям, его верные люди помогли ему спуститься с городской стены по веревке, по другим — телохранители вынесли его за пределы Нанкина в корзине, в которой обычно зеленщики доставляли в город овощи.

Тогда по распоряжению Вэя была совершена расправа над членами семьи Ши Дакая, оставшимися в городе.

Однако победа Вэй Чанхуэя была непродолжительной. Через месяц по требованию Ши Дакая и других многочисленных руководителей тайпинов он был лишен жизни вместе с несколькими сотнями своих приверженцев. Ши Дакай с триумфом вернулся в Нанкин.

Не совсем ясна роль, которую в этих событиях играл Хун Сюцюань.

Скорее всего, он являлся участником заговора, направленного против Яна, но впоследствии стал опасаться чрезмерного усиления власти того, кто, выполняя его волю, расправился с Восточным ваном.

Тем не менее устранение Вэй Чанхуэя, а которого и была возложена вся ответственность за трагические события, помогло ему сохранить ореол верховного правителя, чрезмерным доверием которого воспользовались враждебно настроенные приближенные.

Последовавшие государственные перевороты и контрперевороты были поистине ужасны. Погибли тысячи людей, составлявшие цвет тайпинского военного командования и политического руководства. По данным источников, их число составило более 20 тыс. человек.

Все это вызвало рост взаимного недоверия в тайпинском руководстве и в конечном счете привело к расколу движения. В 1856 г. Ши Дакай, очевидно не без оснований опасавшийся за свою безопасность, покинул Нанкин и со своими вооруженными приверженцами (около 100 тыс.) отправился в самостоятельный поход, надеясь основать новый центр тайпинского движения в богатой провинции Сычуань.

События осени 1856 г. нанесли тайпинскому движению удар, от которого оно по-настоящему так и не смогло оправиться.

Однако, несмотря на это, тайпины продолжали оказывать упорное сопротивление, отстаивая территорию своего государства еще почти 10 лет.

За это время выдвинулись новые талантливые руководители и государственные деятели, которые вынашивали проекты реформ, способных изменить облик традиционного китайского общества, сделав его более современным.

Одним из наиболее выдающихся руководителей тайпинского государства на этапе его поздней истории стал Ли Сючэн (1824— 1864), с именем которого связано немало удачных военных операций. С проектом реформ, выдержанных в духе западных влияний, в 60-е гг.

выступил двоюродный брат Хун Сюцюаня Хун Жэньгань (1822—1864), ставший последователем его идей еще в 40-е гг. Впоследствии, спасаясь от преследований, он вынужден был укрыться в Гонконге.

Хун Жэньгань предлагал ввести в Китае современные средства связи, выступал за строительство железных дорог, развитие банков, промышленности, торговли.

Между тем силы, боровшиеся против тайпинов, все увеличивались. Главное бремя гражданской войны несли на себе региональные вооруженные формирования, значение которых все более росло.

Под командованием Ли Хунчжана (1823-1901), служившего несколько лет в армии «хунаньских молодцов» Цзэн Гофаня, в начале 60-х гг. образуется Хуайская армия.

В нанесении решающих ударов по тайпинам принял участие Цзо Цзунтан (1812—1885), возглавивший действовавшую против них армию в пров. Чжэцзян.

Эти армии, вооруженные и обученные на европейский манер, далеко превосходили тайпинские войска по оснащенности, но уступали им в боевом духе. С начала 60-х гг. иностранцы, отказавшись от политики нейтралитета, которого они придерживались с начала восстания, также начинают вмешиваться в военные действия, выступая на стороне пекинского правительства.

С их точки зрения, тайпины, отказавшиеся подтвердить положения Нанкинского договора 1842 г., являлись менее удобными партнерами, чем маньчжурское правительство. На стороне маньчжуров воевали отряды европейских наемников.

Позднее были созданы специальные подразделения, в которых иностранцам была отведена роль офицерского корпуса, рядовыми же бойцами были китайцы.

Источник: https://dom-knig.com/read_386088-89

Восстание тайпинов в Китае (1850—1864). Цели и значение восстания. Причины поражения

«Земельная система Небесной династии»

В истории Китая особенно чётко прослеживается определённая цикличность, присущая большинству мировых цивилизаций. Эпохи процветания здесь чередовались с периодами хаоса и разрухи.

К середине XIX века растущее в стране напряжение привело к очередному социальному взрыву, который в этот раз был обусловлен не только традиционными внутрикитайскими проблемами, но и принципиально новыми явлениями.

Причины восстания

С 1644 года императорский престол в Китае занимали представители маньчжурской династии Цин, утвердившиеся тут в результате завоеваний. Несмотря на то, что маньчжуры быстро ассимилировались, местное население продолжало воспринимать их как чужаков. Поэтому все последующие социальные волнения проходили под призывами к свержению ненавистных цинских императоров.

Накалялась и обстановка в деревне. Впрочем, социальные трения не были чем-то новым для Китая. Издревле тут сталкивались интересы богатых арендодателей и беднейших низов, причём, последние всегда были источником антиправительственных настроений.

Однако социальный протест середины XIX века был связан не только с внутренними явлениями, но и с последствиями Первой Опиумной войны. Покупка опиума у Великобритании вызвала отток серебра из китайской экономики и инфляцию. При этом выплаты населению выдавались дешёвой медной монетой, а повинности взимались исключительно серебром.

Этот дисбаланс стал причиной значительного увеличения налогового бремени и роста недовольства.

Открытие новых портов для торговли с иностранцами разгрузило сухопутные торговые пути в южной части страны — в районе Гуандуна. Перевозки стали осуществляться по реке Янцзы, что требовало меньших финансовых затрат и экономило немало времени. В результате многие крестьяне, проживавшие на юге и занимавшиеся транспортировкой товаров, остались без работы и средств к существованию.

Ещё одним обстоятельством, приведшим к крестьянским выступлениям, стали стихийные бедствия, обрушившиеся на Китай в 1840-е годы: два сильнейших наводнения, унесшие жизни 1 млн человек, и неурожай 1849 года.

Протест беднейших слоёв мог бы вылиться в краткую череду разрозненных и бессистемных восстаний, которые правительство подавило бы за считанные месяцы, а то и недели.

Но в этот исторически важный момент в крестьянской среде появился весьма амбициозный человек, не только предложивший чёткое идеологическое обоснование для дальнейших выступлений, но и превративший аморфную массу недовольных в строгую, военизированную организацию. Звали его Хун Сюцуань.

На основе собственных представлений об устройстве мира и идеальном государстве, он сумел создать настоящую религию, нашедшую множество приверженцев по всей стране.

Учение и деятельность Хун Сюцуаня

Идеи Хун Сюцуаня сочетали как традиционные для Китая мировоззренческие элементы, так и принципиально новые. По сути, это был синтез даосизма, буддизма и конфуцианства, с одной стороны, и христианства, понимаемого на особый манер, с другой.

Главной целью своей деятельности Хун Сюцуань видел создание «государства великого благоденствия», основанного на принципах равенства и братства. Причиной возникшей кризисной ситуации, на его взгляд, была власть маньчжуров — «дьяволов».

Для того чтобы вернуть в мир гармонию, нужно ликвидировать помещичий гнёт, начать сотрудничать с западными странами и изгнать «дьяволов».

Самого себя Хун Сюцуань называл «властелином и спасителем людей», ниспосланным на землю свыше, а также младшим братом Христа.

В 1843 году Хун Сюцуань основывает «Общество поклонения небесному владыке» и начинает вести активную пропагандистскую деятельность, переезжая из одной провинции в другую. Достаточно быстро вокруг него складывается широкий круг приверженцев.

В основном это были представители беднейших слоёв населения: крестьяне, рабочие и маргиналы, привлечённые идеей обогащения бедных за счёт богатых. Однако под знамена Хунь Сюцуаня вставали и зажиточные люди, недовольные правлением Цин.

В результате ему удалось собрать настоящую 30-тысячную армию.

Центром революционного движения стала уединённая деревня Цзинь-Тянь в южной провинции Гуанси.

Здесь был разбит настоящий военный лагерь, в котором царила строжайшая дисциплина: под запретом были опио- и табакокурение, алкоголь, половые отношения и азартные игры.

Члены «Общества поклонения небесному владыке» призывали к всеобщему равенству, общности имущества, аскезе, ликвидации товарно-денежных отношений, соблюдению десяти христианских заповедей и борьбе с маньчжурами.

Начальный этап революции (1850-53)

Чиновники Гуанси обратили внимание на растущее в их провинции революционное движение только летом 1850 года. Для его ликвидации они создавали вооружённые крестьянские отряды, которые либо не могли оказывать армии тайпинов достойное сопротивление, либо примыкали к повстанцам.

В январе 1851, когда армия Хун Сюцуаня окончательно окрепла, было официально объявлено о начале вооружённой борьбы ради свержения старого строя и установления нового. Параллельно было провозглашено образование Небесного Государства великого благоденствия (Тайпин таньго). Был сформирован полноценный государственный аппарат, опиравшийся на армию.

Верховным правителем Тайпин таньго — Небесным ваном — объявлялся сам Хун Сюцуань.

Повстанцы громили помещичьи усадьбы, убивали чиновников и их семьи, уничтожали всё, что имело отношение к традиционным китайским религиям: храмы, статуэтки, литературу. Единственно правильным учением объявлялись идеи Хун Сюцуаня, несмотря на то, что сам предводитель движения почерпнул большую часть своих взглядов в древнекитайских религиозных трактатах.

Осенью 1851 года тайпины занимают город Юнъань, где их попыталось блокировать правительственное войско. Однако осада была прорвана, цинской армии нанесён немалый урон, а повстанцы с боями двинулись на север. По пути им удалось овладеть Учаном — стратегически важным городом с богатыми оружейными арсеналами.

Поскольку в руки тайпинов также попала часть речного флота, стоявшего на Янцзы, повстанцы быстро и без потерь смогли добраться до Нанкина — древней столицы Китая. После тяжёлой, длительной блокады сопротивление защитников города было сломлено. Нанкин стал столицей Тайпин таньго.

С этого момента можно говорить об установлении в Китае двоевластия: революционное правительство в Нанкине и маньчжурское — в Пекине.

Пик революционного движения (1853-1856)

Следующей целью тайпинов было покорение Северного Китая и сердца империи — Пекина. Однако экспедиции, отправляемые к столице, уничтожались цинскими войсками, и руководство Тайпин таньго занялось решением внутренних вопросов.

Население Нанкина было разделено на мужские и женские общины, отношения между которыми пресекались. Эти общины, в свою очередь, подразделялись на профессиональные гильдии, создававшие всё необходимое для жизнеобеспечения нового государства. Деньги были упразднены.

Излишками производства и военной добычей распоряжались лидеры Тайпин таньго, быстро отказавшиеся от принципов аскезы и воздержания.

Львиную долю богатств они забирали себе, а остальное отправляли в общественные кладовые, откуда любой гражданин мог взять что-то необходимое.

Хун Сюцуань объявил о реформе аграрных отношений в соответствии с разработанной им программой — «Земельная система небесной династии».

Согласно ей, частное право ликвидировалось, население страны делилось на сельскохозяйственные общины, бывшие одновременно и военными подразделениями.

Общины должны были обеспечивать себя сами, а всё произведённое сверх нормы сдавать государству. Впрочем, на практике эта программа так и не была осуществлена.

Между тем, назревает раскол в тайпинской верхушке. В 1856 году был убит бывший сподвижник Хунь Сюцуаня — Ян Сюцин, предпринявший попытку стать единоличным лидером Тайпин таньго. За этой расправой следует целая череда кровавых событий, итогом которых стало уничтожение не только большинства тайпинских лидеров, некогда поддерживавших Небесного вана, но и 20 тысяч обычных граждан.

Пока руководители тайпинов закатывали пышные пиры, создавали гаремы и расправлялись друг с другом, цинское правительство готовилось к решительным действиям.

Во-первых, на местах были организованы хорошо вооружённые отряды самообороны, во главе которых стояли этнические китайцы, во-вторых, для несения военной службы стали использовать европейских наёмников. Англичане оказывают пекинскому правительству активную помощь в подавлении восстания, решив в данной ситуации сделать ставку на цинскую династию.

Тайпины, несмотря на их симпатии к европейцам, отказались признавать условия Нанкинского мирного договора, а, следовательно, могли отказаться от сотрудничества с колонизаторами в дальнейшем.

Кризис революционного движения и поражение тайпинов (1856-1864)

Руководство Небесного государства раздирали противоречия.

Представители молодого поколения революционеров, понимавшие суть происходивших в мире процессов, например Хун Жэньгань, предлагали комплекс реформ, направленных на оформление в Китае капиталистических отношений: создание банковской системы, развитие промышленности и транспортной сети.

Однако все эти проекты так и остались нереализованными. В это время из лагеря тайпинов начинается массовое бегство, репрессии, к которым регулярно прибегали лидеры повстанцев, и радикальный подход к решению вопросов, касающихся частной собственности и вероисповедания, отпугивали все слои населения.

Модернизированное цинское войско начинает одерживать одну победу за другой. В 1862 году вместе со своим войском был взят в плен Ши Дакай — один из старейших сподвижников Хун Сюцуаня. А в начале 1864 года был осаждён Нанкин. В городе начался голод.

В данной ситуации обнаружилось полное отсутствие каких-либо военных талантов у Небесного вана, который ранее полагался в тактических вопросах на своих приближённых. После 1856 года не осталось ни одного живого человека, способного повлиять на его решения.

Он отверг все возможные варианты прорыва блокады, ожидая, что уцелевшие части некогда огромного войска тайпинов придут ему на помощь. Эти надежды не оправдались, и в начале лета 1864 лидер восстания покончил с собой. Защитники Нанкина смогли продержаться ещё два месяца.

В конце июля блокада была прорвана, несколько дней продолжались отчаянные уличные бои, в ходе которых были уничтожены все тайпины. Несмотря на победу цинского правительства, борьба с отдельными отрядами повстанцев, разбросанными по всему Китаю, продолжалась вплоть до 1868 года.

Причины поражения восстания

Несмотря на успех тайпинов на первых этапах революции, восстание было изначально обречено на провал.

В 1840-60-е годы помимо тайпинского, в Китае разгорелось ещё несколько крестьянских движений, участники которых желали реставрировать предыдущую династию — Мин, в то время как тайпины хотели поставить во главе государства самого Хун Сюцуаня.

Это стало причиной разногласий и не позволило повстанцам выступить единым фронтом против маньчжуров. В это же время начала разлагаться сама тайпинская верхушка.

В ходе восстания повстанцам удалось занять большую часть страны, но они не заботились о том, чтобы удержать за собой эти территории. В провинциях, которые тайпины провозглашали своими, оставался дореволюционный уклад вещей: собственники сохраняли свою землю, помещики продолжали эксплуатацию крестьян, размер налогов практически не сокращался.

Идеология тайпинов так и не привлекла достаточное количество населения. Она несла чуждые для китайцев идеи. Если радикальный передел собственности оттолкнул от тайпинов богатые слои, то религиозный фанатизм и попытка разрушить традиционную систему китайских верований отпугнули от участия в революции простой народ.

Кроме того, руководители движения сами не понимали характера изменений, которые происходили в мире и в их стране. Предлагаемое ими государственное устройство было сочетанием утопического коммунизма и восточной деспотии, в то время как все прогрессивные державы входили в эру капитализма.

При этом тайпины не понимали и того, что главная причина накалившейся социально-экономической обстановки заключается вовсе не в маньчжурах, которые к тому моменту окончательно приняли китайскую культуру, а в западных колонизаторах.

Даже когда последние стали открыто выступать на стороне цинского правительства, тайпины продолжали считать европейцев своими «младшими братьями».

Продолжавшееся 15 лет тайпинское восстание обескровило страну. В ходе гражданской войны, по подсчётам некоторых историков, погибло до 20 млн человек.

Хозяйство находилось в упадке, а вмешательство британских войск во внутренние дела Китая усилило колониальную зависимость государства.

Движение тайпинов обнажило все проблемы цинской империи, возникшие после крушения китайской самоизоляции, и поставило вопрос о дальнейшем существовании государства в новых условиях.

Источник: https://MyChinaExpert.ru/vosstanie-tajpinov/

Первые успехи повстанцев. Провозглашение тайпинского государства

«Земельная система Небесной династии»

В декабре 1850 г. повстанцы одержали победу в большом сра­жении с правительственными войсками. 11 января 1851 г., в день рождения Хун Сюцюаня, в деревне Цзиньтянь было офи­циально объявлено о начале всеобщего восстания с целью свер­жения маньчжурской династии и провозглашено создание «Тай-пин тяньго» — «Небесного государства великого благоден­ствия».

С этого времени повстанцев стали называть тайпинами. В сентябре 1851 г. тайпины захватили г. Юнъань (пров. Гуанси), где их армия пробыла полгода. Здесь были заложены основы тайпинского государства. Хун Сюцюань был провозгла­шен императором нового государства с титулом «небесный князь». Его соратники получили титулы князей — ванов и со­ставили правительство Тайпин тяньго.

Фактическим главой пра­вительства с титулом «князь Востока» стал Ян Сюцин. Высо­кое положение Ян Сюцина в тайпинском государстве имело свое религиозно-мистическое обоснование. Считалось, что время от времени бог сходит на землю и воплощается в Ян Сюцине.

В некотором отношении это ставило его даже выше Хун Сю-цюаня, который считался лишь младшим сыном бога (старшим сыном бога считался Иисус Христос).

В апреле 1852 г. тайпины прорвали заслон правительствен­ных войск под Юнъанем и развернули наступление на север. Используя свое превосходство в огнестрельном оружии, мань­чжурские войска смогли удержать лишь главный город Гуан-си — Гуйлинь и центр Хунани — Чанша. В декабре 1852 г. повстанцы вышли к р. Янцзы и захватили порт Иочжоу.

Здесь находились арсеналы правительственных войск. В руки повстан­цев попало большое количество пушек и другого огнестрель­ного оружия. В конце декабря 1852—в январе 1853 г. тайпинская армия после ожесточенных боев заняла города Ханькоу, Ханьян и Учан, составляющие трёхградье Ухань — крупней­ший центр долины Янцзы.

Эта большая победа способствова­ла укреплению армии тайпинов, в ее ряды вступили десятки ты­сяч новых бойцов.

Важнейшими достижениями восставших крестьян было со­здание относительно сильной и боеспособной революционной армии.

Согласно тайпинским документам (на практике это редко соблюдалось), низовой единицей тайпинской армии яв­лялся пяток — четыре рядовых и один командир; каждый пя­ток имел свое название — «сильный», «храбрый» и т. п. Пять пятков составляли взвод, четыре взвода — роту, пять рот — полк.

Полки объединялись в корпуса и армии. После выхода нь Янцзы тайпины создали большой военный флот. Кроме того, в тайпинской армии были отряды саперов, кузнецов, плотников и др.

Из рабочих-угольщиков был сформирован особый отряд, специально предназначенный для осуществления подкопов под стены осаждаемых городов. Воинские части сопровождали барабанщики, трубачи, музыканты с дудками, рожками, гон­гами. С их помощью передавалась команда и осуществлялась сигнализация.

С выходом на Янцзы и занятием крупных городов к кресть­янам, составлявшим основной костяк армии, присоединились тысячи лодочников, кули, полукрепостных горнорабочих, ре­месленников крупных городов.

Многие из них стали офицера­ми тайпинской армии. Среди тайнинских солдат преобладала молодежь. «Армия повстанцев,— писал один из англичан, насовершим грех.

Направляя же эти вещи в желудок, мы думаем, что это угодно отцу небесному»».

В феврале 1853 г. тайпинская армия двинулась вниз по Ян­цзы. По реке плыл флот тайпинов, насчитывавший тысячи джо­нок. Пехота шла походным порядком по обоим берегам реки.

В руки тайпинов один за другим переходили новые города. 19 марта они овладели Нанкином — одним из самых больших городов Китая, бывшим в свое время столицей государства. Нанкин (букв.

«Южная столица») был провозглашен столи­цей Китая и стал именоваться «Небесной столицей».

«Земельная система Небесной династии»

После взятия Нанкина был обнародован один из интересней­ших документов тайпинского государства — «Земельная система Небесной династии». Он был призван стать основным законом, своеобразной конституцией тайпинского государства. Этот важнейший документ определял порядок распределения земли, организацию тайпинской армии, систему управления и другие стороны жизни Тайпин тяньго.

«Вся земля Поднебесной,— провозглашал земельный закон тайпинов,— обрабатывается жителями совместно…

Необходимо, чтобы все жители Поднебесной в равной степени и совместно наслаждались великим счастьем, дарованным небесным отцом, господом богом: имея поля, обрабатывали бы их сообща, имея пищу, вкушали бы ее вместе, имея одежду, делили бы ее ме­жду собой поровну, имея деньги, тратили бы их совместно, чтобы.,, не было неравенства, чтобы все были сыты и одеты».

Земельный закон призывал к отмене собственности на зем­лю и разделу земли по едокам. Женщины должны были полу­чить такой же надел, как мужчины. Детям, не достигшим 16 лет, предоставлялось полнадела взрослого.

Этот документ предусматривал, что основной хозяйствен­ной, политической и военной единицей станет крестьянская об­щина. Каждая семья должна была выделить одного человека в армию. Солдат обязан был три четверти года заниматься по­левыми работами и одну четверть — военной службой. Коман­дир воинской единицы являлся одновременно руководителем гражданской власти на соответствующей территории.

О распределении производимого общиной продукта в «Зе­мельной системе» говорилось: «После уборки урожая каждая община, состоящая из 25 семей, оставляет себе ровно столько зерна, сколько необходимо для того, чтобы ее члены могли кормиться до нового урожая, а излишки сдает в государствен­ные хранилища… Этот принцип распространяется также на бо­бы, коноплю, ткани, кур, собак и на серебряные деньги».

Предусматривалось создание государственных складов: «свя­щенных хранилищ» (в которых хранилось серебре) и «священ­ных запасов продовольствия» (в которых хранился рис).

Тайпинские законы отличались крайней суровостью. В ос­нове земельного закона лежала идея военизации всей обще­ственной жизни.

Это был призыв заменить феодальный строй патриархальным обществом, способным удовлетворять на ос­нове равенства лишь крайне ограниченные, самые минималь­ные потребности своих членов.

«Земельная система Небесной династии» отражала идеи примитивно-уравнительного комму­низма.

Примитивными были также представления тайпинских вож­дей об окружавшем Китай мире и их внешнеполитические воз­зрения. Как «младший брат Христа», Хун Сюцюань номиналь­но считался повелителем не только Китая, но и других стран и народов. Титулы «князь Востока», «князь Запада» и т. п.

под­разумевали, что их обладатели имеют полномочия управлять всеми государствами соответствующих частей света. Англича­не, посетившие дворец Хун Сюцюаня в Нанкине, сообщали: «Мы заметили висящую у входа карту. На ней изображалась „вся тайпинская империя, которая будет существовать 10 тысяч раз по 10 тысяч лет».

Англия, Франция, Россия, Испания и Голландия были представлены как многие мелкие острова, об­разующие в левом углу карты весь западный мир». Тайпины остались верны традиционным китайским концепциям «Средин­ного государства». Но в отличие от Цинов они не были сто­ронниками самоизоляции Китая от внешнего мира.

Считая ев­ропейцев своими собратьями по христианской вере, они готовы были установить дружественные отношения с западными дер­жавами.

Взгляды и планы тайпинов были утопическими. Большин­ство положений «Земельной системы» уже поэтому не могло быть осуществлено на практике.

К тому же в условиях много­летней войны и частых изменений линии фронта оказалось не­возможным перераспределение земли.

На территории, контро­лируемой повстанцами, сохранилась помещичья собственность на землю, хотя были значительно снижены налоги с крестьян и арендная плата за землю. В местных органах, создаваемых тайпинами, зачастую находились помещики и шэныпи.

Пожалуй, в большей степени уравнительные идеалы тайпи­нов осуществлялись в городах, особенно в столице их государ­ства Нанкине.

Все ремесленно-кустарные мастерские, магази­ны, лавки, постройки, запасы продовольствия и т. п. были объявлены собственностью тайпинского государства.

Трудоспо­собные мужчины были распределены по специальностям в трудо­вые лагеря. Произведенная там продукция поступала в «свя­щенные» склады.

В тайпинском государстве было провозглашено равнопра­вие женщин. Отменялась феодальная система брака, при ко­торой невест с детства отдавали в дом женихов. В «Земель­ной системе Небесной династии» говорилось, что при заключении браков не должны приниматься в расчет деньги или иму­щество. Каралась продажа женщин и девушек в наложницы. Запрещалось бинтование ног у девочек, уродовавшее женщин.

В занятых тайпинами районах открывались школы, воспи­тание в которых носило религиозный характер. Каждую суб­боту все дети ходили в храмы, где священник учил их запове­дям тайпинской религии.

Для того чтобы «пресечь возникновение разврата», в Нан­кине было запрещено всякое общение между мужчинами и жен­щинами. Все женское население города (кроме жен, наложниц и дочерей тайпинской знати) было вместе с детьми поселено в казармы женских трудовых лагерей, а в армии существовали специальные женские подразделения.

Обитатели мужских и женских трудовых лагерей получали продовольствие и одежду из «священных» складов. Им выда­вались небольшие суммы «воскресных денег».

При всей своей утопичности «Земельная система» тайпинов имела огромное агитационное значение, поднимала на борьбу миллионы крестьян. Это была программа антифеодальной вой­ны китайского крестьянства.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/35280.html

Программа тайпинов. «Земельная система Небесной династии»: – аграрное устройство – организация общества и государства

«Земельная система Небесной династии»

Междутем, превратившись во властителейНанкина и территории площадью примерно50 на 100 км вокруг него, тайпинскиеправители все более утрачивали обликаскетических руководителей народногодвижения. кладовыхиспользовалось для строительствароскошных дворцов, содержаниямногочисленной челяди и гаремов.

Уравнительные принципы, не забытыеокончательно, были оставлены исключительнодля подданных. Именнов Нанкине, положение в котором прочноконтролировалось тайпинской администрациейи армией, повстанцы на практике попыталисьреализовать свое видение общества«всеобщей гармонии».

Городское население делилось на мужскуюи женскую общины, отношения междукоторыми были ограничены; последние всвою очередь делились на объединенияпо профессиональному признаку.

Ткачиизготавливали ткани, женщины-швеи шилииз них одежду, оружейники делали доспехии мечи, а гончары — посуду для дворцовтайпинских правителей.

Деньги в этомцарстве уравнительного коммунизма былиотменены, и каждый мог, по крайней мере,рассчитывать, что его нужды будутудовлетворены из общественных кладовых.Однако эта система, введенная в практикуобщественной жизни в Нанкине,просуществовала недолго и была отмененав результате протестов и недовольствагорожан.

Аграрное устройство

Этойже цели была подчинена и программапреобразований в сельских районах, такникогда и не осуществленная в жизни. Ееосновные положения сформулированы всочинении «Земельная система Небеснойдинастии», автором которого был сам ХунСюцюань.

Эта система основывалась науравнительном распределении землимежду общинами, которые одновременноявлялись религиозными и низшими военнымиобъединениями. Их члены совместноотправляли культы, связанные с христианскимучением, интерпретированным ипреобразованным Хун Сюцюанем. Каждаяиз таких общин выделяла мужчинбоеспособного возраста для службы вармии.

Все, что превышало минимумнеобходимых потребностей, подлежалосдаче в государственные хранилища. Вэтом проявилось стремление Хун Сюцюаняутвердить образец восточного деспотизмав его наиболее классическом виде.Аграрная программа Хун Сюцюаня не быланаправлена на ликвидацию крупногоземлевладения.

Ее цель состояла вэкспроприации земли всех землевладельцевв пользу государства. Вряд ли можно былоожидать, что деревня охотно откликнетсяна выдвижение программы такого рода.

Причиныпоражения:

-Неблагоприятнодля китайского народа складывалась имеждународная обстановка. В результате«опиумных» войн образовался единыйфронт цинской династии, феодалов икомпрадорских элементов Китая синостранными колонизаторами, направленныйпротив китайского народа. Крупнейшиекапиталистические державы — Англия,Франция и США — организовали совместнуювооруженную интервенцию противтайпинского государства.

-Китайскиекрестьяне предприняли героическуюпопытку создать свое государство. Тайпинтяньго просуществовало с 1851 по 1864 г. ираспространяло свою власть на обширнуютерриторию с многомиллионным населением.

Великая крестьянская война тайпинов,потрясавшая Китай полтора десятилетия,окончилась поражением прежде всегопотому, что в тот период отсутствовалиобъективные условия, необходимые дляпобеды китайского крестьянства.

Не былоеще пролетариата, без руководствакоторого невозможны успех крестьянскихвосстаний и подлинное социальноеосвобождение крестьянства. Не было ибуржуазии, которая могла бы приопределенных условиях направитькрестьянскую войну по пути буржуазнойреволюции. В середине XIX в.

в Китае небыло еще объективных предпосылок дляпоявления достаточно могучей общественнойсилы, которая могла бы преодолетьсопротивление реакционных сил китайскогообщества и заменить феодальныепроизводственные отношениякапиталистическими отношениями,обеспечить независимость Китая передлицом посягательств иноземных захватчиков.

-Основнойи главной движущей силой тайпинскоговосстания и большинства других народныхвыступлений того времени было крестьянство.Тайпинскому восстанию были свойственныслабости, присущие крестьянским войнамэпохи феодализма.

Религиозно-мистическаяокраска движения и религиозный фанатизмвождей тайпинов помешали им установитьединство с теми народными движениями,которые не разделяли религиозногоучения Хун Сюцюаня.

В попытках организациитайпинского государства ярко проявилиськрестьянские мечты о всеобщем равенстве,но в то же время и неспособностькрестьянства, не руководимого передовымклассом, подняться выше представленияо «справедливом царе», что привело кустановлению монархической формыправления. Как и восстания Разина иПугачева в России, тайпинское восстаниеносило царистский характер. Поражениювосстания способствовали и внутренниераздоры.

Источник: https://studfile.net/preview/5814102/page:4/

Uchebnik-free
Добавить комментарий