Зарождение, формирование и кризис механистической картины мира (17-18 вв.)

15) Зарождение, формирование и кризис механистической картины мира (17-18 в.В.)

Зарождение, формирование и кризис механистической картины мира (17-18 вв.)

Конструктивныйхарактер новоевропейской науки выразилГ. Галилей, вводя метод идеализаций.

Критикуя установки средне­вековойкультуры и ее «Кумира» Аристотеля,Галилей раскрывает конструктивно-творческуюроль научного мышления, работающего сидеализациями, экспериментирующегонад исходными предпосылками.

Галилейпреобразует физику Аристотеля о движениии вводит идею тождества кругового ипрямолинейного движения. Оно становитсятеоретическим образом (идеализацией)совершенства движения.

Новаянаука всецело полагалась на авторитетзнания; она, считал Декарт, должна всеподвергать сомнению с целью выявле­нияисходных интеллектуально очевидныхположений. Инстру­ментом исследованиястановилась математика.

Классическаямеханика, разработанная Ньютоном,оказала воздействие на развитие всехнаук того времени. Она стала идеа­ломнаучности и программой для всехпоследующих научных ис­следований.В 1687 г. вышли в свет его «Математическиеначала

Кконцу XVII века, благодаря ряду революционныхоткрытий, была почти полностью построенаклассическая механика. Этот успех наукиоказал очень сильное воздействие навсе духовные формы жизнедеятельностичеловека. В том числе – на его мировоззрение.Результаты классической механики леглив основу механистическойкартины мира,которая с единых позиций объясняластроение всего Мироздания.

Основноесодержание механистической картинымира можно выразить в следующихположениях.

  1. Весь мир, вся вселенная представляет собой совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, которые перемещаются в абсолютном пространстве и времени; они взаимодействуют между собой силами тяготения, мгновенно распространяющимися от тела к телу через пустоту, – это так называемый принцип дальнодействия.

  2. Все события, происходящие в мире, жестко скреплены между собой причинно-следственными отношениями, которые продиктованы законами классической механики; так, что если бы существовал по выражению П. Лапласа «всеобъемлющий ум», то он мог бы их однозначно предсказывать и вычислять.

  3. Подчеркнем, что движения атомов и тел происходят в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени.

    Эта концепция пространства и времени (как арены для движущихся тел), свойства которых неизменны и независимы от самих тел, составила основу механистической картины мира.

    Причём время понимается здесь как обратимая величина (поскольку законы механики остаются верными при обращении времени вспять).

  4. Природа понимается как простая машина, части которой подчиняются жесткой детерминации.

Заметим,что такое понимание строения мирапревращает свободу человека в фикцию.Даже мысли человека это всего лишьхимическая реакция атомов.

Инымисловами, в мире, который представляютсебе сторонники механистическойконцепции, нет ни свободы, ни случайности,ни творчества.

Первыйудар по механистической картине мирабыл нанесён теорией Д.К. Максвелла,сумевшим в единой форме из четырехдифференциальных уравнений описатьвсе известные к тому времени электрические,магнитные и световые явления. Этиуравнения и поныне составляют основуклассической теории взаимодействияэлектрических зарядов и токов; и теорияэта получила название электродинамики.

Надозаметить, что в отличие от классическоймеханики, использовавшей принципдальнодействия, здесь, в электродинамике,теория строится на основе принципаблизкодействия,согласно которому передача энергииосуществляется от точки к точке сконечной скоростью. В работах М.

Фарадея,а затем и Д.К. Максвелла роль такогопереносчика энергии была отведенаэлектромагнитномуполю,которое можно интерпретировать какнекое состояние пространства; и внеэтого поля один физический объект неспособен оказывать воздействие нарасстоянии на другой объект.

Посколькуэлектромагнитные процессы не сводилиськ механическим, то мало-помалу сталоскладываться убеждение, что основныезаконы мироздания – это не законымеханики, а законы электродинамики. Всёэто наводило на мысль о созданииэлектромагнитной картины мира…

Неменее серьёзный удар по механистическойкартине мира был нанесён в биологиитеорией Ж.Б. Ламарка. Ж.Б. Ламарк былпервым, кто создал целостную концепциюэволюции живой природы. Ж.Б. Ламаркпровозгласил принципэволюциивсеобщим законом природы…

Итак,уже в первой половине XIX века господствовавшийв естествознании метафизический способмышления, если уж и не был свергнут сцарского престола, то, по крайней мере,«дал трещину». И в дальнейшем эта трещинатолько ещё более обозначилась. Чему, вчастности, способствовали такие открытия,как:

  1. Создание клеточной теории, из которой следовало, что растительные и животные клетки в основе имеют одинаковую структуру, а это значит, что высшие растительные и животные организмы в своём развитии подчинены общим закономерностям;

  2. Формулировка закона сохранения и превращения энергии, полученная благодаря исследованиям Д. Джоуля и Э.Х. Ленца, из которого следовало, что так называемые «силы» – теплота, электричество, свет, магнетизм – рассматривавшиеся ранее изолированно, в действительности тесно взаимосвязаны между собой и при определённых условиях переходят друг в друга;

  3. Разработка Ч. Дарвином эволюционной теории, согласно которой движущими факторами эволюции являются «наследственность» и «изменчивость».

Всеэти открытия, во всяком случае, ставилипод сомнение механистическую идею отом, что «мир как целое» функционируетпо определённым законам, связывающимв единую систему настоящее, прошлое ибудущее, и наводили на идею, согласнокоторой мир, должно быть, эволюционирует,развивается, а, значит, в нём постояннозарождаются события и явления, которыене следуют с необходимостью изпредшествующих состояний…

Источник: https://studfile.net/preview/2203453/page:13/

Зарождение, формирование и кризис механистической картины мира (17-18 вв.)

Зарождение, формирование и кризис механистической картины мира (17-18 вв.)

Основное содержание механистической картины мира можно выразить в следующих положениях.

1)      Весь мир, вся вселенная (от атомов до человека) представляет собой совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, которые перемещаются в абсолютном пространстве и времени; они взаимодействуют между собой силами тяготения, мгновенно распространяющимися от тела к телу через пустоту, –  это так называемый принцип дальнодействия.

2)      Все события, происходящие в мире, жестко скреплены между собой причинно-следственными отношениями, которые продиктованы законами классической механики; так что если бы существовал по выражению П. Лапласа «всеобъемлющий ум», то он мог бы их однозначно предсказывать и вычислять. В устах П.

 Лапласа эта идея звучит следующим образом: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной, наравне с движением легчайших атомов: не осталось ничего, что было бы для него недостоверным, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором».

3)      Подчеркнем, что движения атомов и тел происходят в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени.

Эта концепция пространства и времени (как арены для движущихся тел), свойства которых неизменны и независимы от самих тел, составила основу механистической картины мира.

Причём время понимается здесь как обратимая величина (поскольку законы механики остаются верными при обращении времени вспять).

4)      Природа понимается как простая машина, части которой подчиняются жесткой детерминации.

Заметим, что такое понимание строения мира превращает свободу человека в фикцию. В этом плане очень показательны воззрения П. Гольбаха – французского материалиста XVIII века. «Наша жизнь – пишет он, – это линия, которую мы должны по повелению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от неё ни на один момент».

В конечном счёте, воля и разум человека предопределяются, по П. Гольбаху, взаимосвязями мельчайших материальных частиц.

«Если бы мы были – далее пишет он, – в состоянии проследить вечную цепь, связывающую все причины с их следствиями, не теряя из виду ни одного из её звеньев, если бы мы могли распутать невидимые нити, приводящие в движение мысли, желания, страсти тех людей, которых называют могущественными в силу их поступков, то мы нашли бы, что тайными рычагами, которыми пользуется природа, чтобы приводить в движение духовный мир, в самом деле являются атомы. Неожиданная и в то же время необходимая встреча этих неразличимых глазом молекул, их соединение, сочетание, соотношение, брожение, мало-помалу модифицируя человека, часто без его ведома и вопреки ему самому заставляют его мыслить, желать, действовать определенным образом».

Иными словами, в мире, который представляют себе сторонники механистической концепции, нет ни свободы, ни случайности, ни творчества.

Этап механистического естествознания можно условно подразделить на две ступени — доньютоновскую и ньютоновскую, — связанные соответственно с двумя глобальными научными революциями, происходившими в XVI—XVII вв. и создавшими принципиально новое (по сравнению с античностью и средневековьем) понимание мира.

Доньютоновская ступень — и соответственно первая научная революция происходила в период Возрождения, и ее содержание определило гелиоцентрическое учение Н. Коперника.

Вторую глобальную научную революцию XVII в. чаще всего связывают с именами Галилея, Кеплера и Ньютона, который ее и завершил, открыв тем самым новую — посленьютоновскую ступень развития механистического естествознания.

Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Галилей первым показал, что опытные данные в своей первозданности вовсе не являются исходным элементом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках.

Главный труд Ньютона — «Математические начала натуральной философии».

  В этой и других своих работах Ньютон сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера (создав тем самым небесную механику), и с единой точки зрения объяснил большой объем опытных данных (неравенства движения Земли, Луны и планет, морские приливы и др.).

Кроме того, Ньютон — независимо от Лейбница — создал дифференциальное и интегральное исчисление как адекватный язык математического описания физической реальности.

С помощью метода Ньютона (метода принципов) были сделаны многие важные открытия в науках.

На основе метода Ньютона в рассматриваемый период был разработан и использовался огромный «арсенал» самых различных методов.

Это прежде всего наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, математические методы, идеализация и др. Все чаще говорили о необходимости сочетания различных методов.

Ньютон завершил построение новой революционной для того времени картины природы, сформулировав основные идеи, понятия, принципы, составившие механическую картину мира. При этом он считал, что «было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы».

Несмотря на ограниченность, механическая картина мира оказала мощное влияние на развитие всех других наук на долгое время. Экспансия механической картины мира на новые области исследования осуществлялась в первую очередь в самой физике, но потом — в других областях знаний.

Однако по мере экспансии механической картины мира на новые предметные области наука все чаще сталкивалась с необходимостью учитывать особенности этих областей, требующих новых, немеханических представлений.

Накапливались факты, которые все труднее было согласовывать с принципами механической картины мира. Она теряла свой универсальный характер, расщепляясь на ряд частнонаучных картин, начался процесс расшатывания механической картины мира. В середине XIX в.

она окончательно утратила статус общенаучной.

Говоря о механической картине мира, необходимо отличать это понятие от понятия «механицизм». Если первое понятие обозначает концептуальный образ природы, созданный естествознанием определенного периода, то второе — методологическую установку.

А именно — односторонний методологический подход, основанный на абсолютизации и универсализации данной картины, признании законов механики как единственных законов мироздания, а механической формы движения материи — как единственно возможной.

Таким образом, естествознание рассматриваемого этапа было механистическим, поскольку ко всем процессам природы прилагался исключительно масштаб механики. Стремление расчленить природу на отдельные «участки» и подвергать их анализу каждый по отдельности постепенно превращалось в привычку представлять природу состоящей из неизменных вещей, лишенных развития и взаимной связи.

Так сложился метафизический способ мышления, одним из выражений которого и был механицизм как своеобразная методологическая доктрина.

Механицизм есть крайняя форма редукционизма. Редукционизм (лат. reductio — отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию) — методологический принцип, согласно которому высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к последним (например, биологические явления — с помощью физических и динамических законов).

Само по себе сведение сложного к более простому в ряде случаев оказывается плодотворным — например, применение методов физики и химии в биологии. Однако абсолютизация принципа редукции, игнорирование специфики уровней (т. е. того нового, что вносит переход на более высокий уровень организации) неизбежно ведут к заблуждениям в познании.

Таким образом, небывалые успехи механики породили представление о принципиальной сводимости всех процессов в мире к механическим. Поэтому в XIX в. механика прямо отождествлялась с точным естествознанием.

Ее задачи и сфера ее применяемости казались безграничными.

Первую брешь в мире подобных представлений пробила максвелловская теория электромагнитных явлений, дававшая математическое описание процессов, не сводя их к механике.

Источник: https://students-library.com/library/read/27946-zarozdenie-formirovanie-i-krizis-mehanisticeskoj-kartiny-mira-17-18-vv

Зарождение, формирование и кризис механистической картины мира (17-18 в.в.)

Зарождение, формирование и кризис механистической картины мира (17-18 вв.)

Конструктивный характер новоевропейской науки выразил Г. Галилей, вводя метод идеализаций.

Критикуя установки средне­вековой культуры и ее «Кумира» Аристотеля, Галилей раскрывает конструктивно-творческую роль научного мышления, работающего с идеализациями, экспериментирующего над исходными предпосылками.

Галилей преобразует физику Аристотеля о движении и вводит идею тождества кругового и прямолинейного движения. Оно становится теоретическим образом (идеализацией) совершенства движения.

Новая наука всецело полагалась на авторитет знания; она, считал Декарт, должна все подвергать сомнению с целью выявле­ния исходных интеллектуально очевидных положений. Инстру­ментом исследования становилась математика.

Классическая механика, разработанная Ньютоном, оказала воздействие на развитие всех наук того времени. Она стала идеа­лом научности и программой для всех последующих научных ис­следований. В 1687 г. вышли в свет его «Математические начала

К концу XVII века, благодаря ряду революционных открытий, была почти полностью построена классическая механика.

Этот успех науки оказал очень сильное воздействие на все духовные формы жизнедеятельности человека. В том числе – на его мировоззрение.

Результаты классической механики легли в основу механистической картины мира, которая с единых позиций объясняла строение всего Мироздания.

Основное содержание механистической картины мира можно выразить в следующих положениях.

1) Весь мир, вся вселенная представляет собой совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, которые перемещаются в абсолютном пространстве и времени; они взаимодействуют между собой силами тяготения, мгновенно распространяющимися от тела к телу через пустоту, – это так называемый принцип дальнодействия.

2) Все события, происходящие в мире, жестко скреплены между собой причинно-следственными отношениями, которые продиктованы законами классической механики; так, что если бы существовал по выражению П. Лапласа «всеобъемлющий ум», то он мог бы их однозначно предсказывать и вычислять.

3) Подчеркнем, что движения атомов и тел происходят в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени.

Эта концепция пространства и времени (как арены для движущихся тел), свойства которых неизменны и независимы от самих тел, составила основу механистической картины мира.

Причём время понимается здесь как обратимая величина (поскольку законы механики остаются верными при обращении времени вспять).

4) Природа понимается как простая машина, части которой подчиняются жесткой детерминации.

Заметим, что такое понимание строения мира превращает свободу человека в фикцию. Даже мысли человека это всего лишь химическая реакция атомов.

Иными словами, в мире, который представляют себе сторонники механистической концепции, нет ни свободы, ни случайности, ни творчества.

Первый удар по механистической картине мира был нанесён теорией Д.К. Максвелла, сумевшим в единой форме из четырех дифференциальных уравнений описать все известные к тому времени электрические, магнитные и световые явления. Эти уравнения и поныне составляют основу классической теории взаимодействия электрических зарядов и токов; и теория эта получила название электродинамики.

Надо заметить, что в отличие от классической механики, использовавшей принцип дальнодействия, здесь, в электродинамике, теория строится на основе принципа близкодействия, согласно которому передача энергии осуществляется от точки к точке с конечной скоростью. В работах М.

Фарадея, а затем и Д.К. Максвелла роль такого переносчика энергии была отведена электромагнитному полю, которое можно интерпретировать как некое состояние пространства; и вне этого поля один физический объект не способен оказывать воздействие на расстоянии на другой объект.

Поскольку электромагнитные процессы не сводились к механическим, то мало-помалу стало складываться убеждение, что основные законы мироздания – это не законы механики, а законы электродинамики. Всё это наводило на мысль о создании электромагнитной картины мира…

Не менее серьёзный удар по механистической картине мира был нанесён в биологии теорией Ж.Б. Ламарка. Ж.Б. Ламарк был первым, кто создал целостную концепцию эволюции живой природы. Ж.Б. Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом природы…

Итак, уже в первой половине XIX века господствовавший в естествознании метафизический способ мышления, если уж и не был свергнут с царского престола, то, по крайней мере, «дал трещину». И в дальнейшем эта трещина только ещё более обозначилась. Чему, в частности, способствовали такие открытия, как:

1) Создание клеточной теории, из которой следовало, что растительные и животные клетки в основе имеют одинаковую структуру, а это значит, что высшие растительные и животные организмы в своём развитии подчинены общим закономерностям;

2) Формулировка закона сохранения и превращения энергии, полученная благодаря исследованиям Д. Джоуля и Э.Х. Ленца, из которого следовало, что так называемые «силы» – теплота, электричество, свет, магнетизм – рассматривавшиеся ранее изолированно, в действительности тесно взаимосвязаны между собой и при определённых условиях переходят друг в друга;

3) Разработка Ч. Дарвином эволюционной теории, согласно которой движущими факторами эволюции являются «наследственность» и «изменчивость».

Все эти открытия, во всяком случае, ставили под сомнение механистическую идею о том, что «мир как целое» функционирует по определённым законам, связывающим в единую систему настоящее, прошлое и будущее, и наводили на идею, согласно которой мир, должно быть, эволюционирует, развивается, а, значит, в нём постоянно зарождаются события и явления, которые не следуют с необходимостью из предшествующих состояний…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_72866_zarozhdenie-formirovanie-i-krizis-mehanisticheskoy-kartini-mira---vv.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий