Законодательная власть, её признаки. Система представительных (законодательных) органов в России

Понятия и признаки законодательных органов

Законодательная власть, её признаки. Система представительных (законодательных) органов в России

В Российской Федерации избраны и действуют два вида законодательных органов: Федеральное Собрание — парламент России и законодательные органы ее субъектов. Последние не имеют единого названия и одинакового числа депутатов. Но это не отражается на их предназначении и сущности.

Для обоих видов законодательных органов главным предназначением является осуществление в Российской Федерации законодательной власти. В.Е.

Чиркин под таковой понимает право устанавливать правила, определяющие основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, граждан, должностных лиц, органов и учреждений государства, общественных объединений.

Думается, данное определение не полностью раскрывает сущность законодательной власти. Его следует дополнить и правом контролировать исполнение законов. Отсутствие такового может нивелировать право принимать законы.

Поэтому право контролировать исполнение законов является обязательным элементом законодательной власти. Осуществлять ее может только специально уполномоченный государственный орган.

Таким образом, законодательная власть представляет собой деятельность уполномоченного органа государственной власти по принятию законов и контролю за их исполнением.

Право уполномоченного органа государственной власти на осуществление законодательной власти должно быть закреплено в нормативном правовом акте в форме конституции или специального закона.

Мировая и российская практика показывает, что чаще всего для этой цели используются конституции. И это правильно, так как законодательная власть имеет приоритеты перед иными формами власти — исполнительной и судебной.

Непризнание этого приоритета является искажением сущности государственной власти, фактором, разрушающим ее единство.

В Конституции Российской Федерации нет прямой записи о том, что Федеральное Собрание и другие законодательные органы осуществляют законодательную власть. В ней закреплено право Государственной Думы принимать федеральные законы, Совету Федерации предоставлено право одобрять эти законы.

Это явно ослабляет общероссийский законодательный орган и обусловлено политической борьбой в начале 90-х годов прошлого века, в которой победу одержала группировка, представляющая исполнительную власть. Тем не менее Федеральное Собрание не лишено контрольных полномочий. В ч. 5 ст.

101 Конституции России установлено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Элементы контроля проявляются при организации так называемых правительственных часов, в рамках которых на заседаниях палат с соответствующими информациями выступают руководители федеральных органов исполнительной власти. Существенное значение на пути укрепления этого направления деятельности имеет принятие Федерального закона от 27 декабря 2005 г.

N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации». Таким образом создана правовая база для проявления членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы инициатив по возбуждению парламентского расследования, а также для формирования специальных парламентских комиссий и обеспечения их деятельности.

В федеральной Конституции закреплено и право субъектов России иметь собственное законодательство. Это конституционное положение является гарантией осуществления законодательной власти законодательными органами субъектов РФ.

Ведь законодательство состоит из законов, и их могут принимать только законодательные органы.

Контрольные полномочия законодательных органов субъектов РФ закреплены в республиканских конституциях и уставах краев, областей, городов федерального значения и автономных округов.

Наличие у законодательных органов права осуществлять законодательную власть позволяет выделить такой признак законодательных органов, как властность.

Эту данность целесообразно закрепить в Конституции Российской Федерации, указав в ней, что законодательные органы осуществляют законодательную власть.

Такая констатация способствовала бы усилению их роли в решении общегосударственных и региональных социально-экономических и иных задач.

Право законодательных органов осуществлять законодательную власть производно от права российского народа на власть. Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации одним из каналов осуществления народом своей власти являются органы государственной власти.

Естественно, для этого предназначены не все органы государственной власти, а те, которые формируются народом. Таковыми, как известно, являются законодательные органы. В их избрании проявляется власть народа. Только законодательные органы формируются путем выборов в них депутатов.

Это позволяет выборность отнести к числу признаков законодательных органов.

Законодательные органы — коллективные органы.

Они легитимны лишь при избрании в них определенного числа депутатов, а принимаемые ими решения правомочны, как правило, если за них проало больше половины соответствующего депутатского корпуса.

В связи с этим вполне правомерно выделять такой признак законодательных органов, как коллегиальность. Неколлегиальных законодательных органов в демократических государствах не существует.

Фактом избрания законодательных органов обусловлено и то, что они одновременно являются органами народного представительства. Наличие такого признака подтверждается Конституцией Российской Федерации. В ее ст. 66, 77, 104, 134 они называются представительными органами.

Представительными эти органы являются потому, что избираются народом или населением субъектов РФ, состоят из народных представителей, призванных отражать в принимаемых законах интересы и волю своих избирателей. При этом, как обоснованно отмечает В.В.

Комарова, представительные органы взаимодействуют с избирателями на протяжении всего срока своих полномочий. Однако их контакты в настоящее время недостаточно прочны.

Причин тому множество, в том числе и несовпадение интересов депутатов с интересами избирателей. На содержании их взаимоотношений сказывается также пассивность граждан и отсутствие у них права контролировать деятельность тех, кому доверили право принимать законы. Пожалуй, поэтому некоторые ученые, например В.А.

Четвернин, полагают, что народовластие в современном государстве — это фикция, призванная легитимировать реальное господство политических элит. Определенные основания для такого вывода имеются.

Но подобного рода утверждения не базируются на положениях Конституции Российской Федерации, закрывают перспективу развития демократии в нашей стране, ведут к авторитарным методам руководства обществом, которые, как свидетельствует история, приводят к массовым нарушениям конституционных прав и свобод граждан.

Поэтому нельзя допускать, чтобы законодательные органы утратили признак представительности. Признание законодательных органов быть одновременно представительными органами должно стимулировать политические партии к тому, чтобы в избирательные списки включались представители различных социальных групп российского общества.

Это положительно отразится на содержании законов, расширит круг граждан, реально участвующих в реализации конституционного права на управление делами государства.

Именно в опоре на народ, в необходимости взаимодействия депутатов с избирателями видится сильная сторона законодательных органов.

Еще в советский период народное представительство определялось как осуществление народом государственной власти через избираемых самим народом представителей, уполномоченных им выражать его интересы и государственную волю. Данное определение основывалось на доминирующем в Советском Союзе учении В.И.

Ленина о Советах, который отмечал, что только выборные могут говорить государственным законодательным языком. Полагаем, что этот политико-юридический постулат не утратил актуальности и в настоящее время, ибо Россия стремится развиваться как демократическое государство.

В ст. 10 Конституции Российской Федерации установлено, что законодательные, исполнительные и судебные органы самостоятельны. Данная конституционная норма позволяет выделить самостоятельность как признак законодательных органов.

Она проявляется в том, что иные органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность законодательных органов в процессе реализации ими своей компетенции. С другой стороны, законодательные органы не должны вмешиваться в деятельность других органов государственной власти.

В таком механизме их функционирования видится отражение идеи разделения властей в государственном устройстве России. Однако теория разделения властей не предполагает абсолютную самостоятельность различных видов государственных органов.

Более того, ее основоположники обосновывали целесообразность установления определенных приоритетов законодательных органов в процессе их взаимоотношения с исполнительными органами, что, на наш взгляд, соответствует природе законодательных органов. Такие приоритеты должны проявляться не только в праве принятия общеобязательных правовых норм, но и в праве контроля за их реализацией исполнительными органами.

Созданные в Российской Федерации законодательные органы имеют многие признаки законодательных органов парламентского типа. Наличие таких признаков обусловлено порядком их формирования, внутренней структурой и содержанием деятельности.

Как и парламенты зарубежных государств, законодательные органы в России избираются на основе состязательности и альтернативности кандидатов в депутаты, депутаты наделены свободным мандатом и создают депутатские объединения из представителей победивших на выборах партий.

Кроме того, депутатский корпус делится на большинство, активно и открыто поддерживающее президентские и правительственные инициативы, и оппозиционное меньшинство. Следует также отметить, что согласно ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание является парламентом.

При этом слово «парламент» в Конституции используется не как часть названия федерального законодательного органа, а как указание на его вид. Исходя из этого, Т.Я. Хабриева утверждает, что в Российской Федерации существует два уровня парламентов — федеральный парламент и парламенты субъектов РФ.

При этом она отмечает неподчиненность законодательных органов друг другу, а также то, что они не составляют единого структурированного механизма.

С такой характеристикой действующих в России законодательных органов нельзя согласиться в полной мере.

На наш взгляд, полноценным парламентом является только тот законодательный и представительный орган, который занимает верхнюю ступеньку в иерархии органов государственной власти, обладает правом формировать и контролировать правительство.

Соответствующее распределение властных полномочий характерно для парламентских республик. Российская Федерация к числу таковых не относится.

В то же время нельзя не отметить усиливающееся влияние законодательных органов, особенно на региональном уровне, на расстановку руководящих кадров.

Особо ярко эта тенденция проявилась в предоставлении законодательным органам субъектов РФ права наделять по представлению Президента РФ соответствующих граждан полномочиями высшего должностного лица РФ.

Услуги юриста в Москве: составление документов, представительство в суде, исполнительное производство. Демократичные цены.

Законодательные органы в Российской Федерации довольно прочно связаны друг с другом. Они имеют единые цели, решают общие задачи, взаимодействуют в процессе осуществления законодательной деятельности.

В настоящее время законодательные органы в масштабе страны объединены в Совет законодателей, который достаточно активно функционирует при Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

Таким образом, имеется реальный механизм взаимодействия палат Федерального Собрания и законодательных органов субъектов РФ в процессе законодательной деятельности на федеральном уровне. Очевидно и влияние Федерального Собрания РФ на региональной законодательный процесс.

Такое взаимодействие осуществляется на конституционно-правовой основе. Все это позволяет сделать вывод о том, что законодательные органы составляют вертикально-горизонтальную систему данного вида государственных органов.

При этом они входят в другую более широкую систему органов государственной власти в Российской Федерации, в которую объединены все их виды, то есть законодательные, исполнительные и судебные органы.

Во взаимодействии с Президентом РФ эти органы обеспечивают единство государственной власти в России.

Источник: https://yurist-77.ru/ponyatiya-i-priznaki-zakonodatelnykh-organov.html

Особенности законодательной власти

Законодательная власть, её признаки. Система представительных (законодательных) органов в России

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок.

Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка.

Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти.

На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры.

В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1.

Признаки законодательной власти

  1. Системность
  2. Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
  3. Коллегиальность
  4. Представительство интересов, выборность

Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей, присущих законодательной ветви власти:

  • законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
  • по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
  • кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций.

Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер.

Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций.

В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Замечание 1

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации

  • Федеральное собрание.
  • Государственная Дума. Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве (Центральный банк России, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы – принятие федеральных законов большинством от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.
  • Совет Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации, участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/gosudarstvennoe_ustroystvo_sovremennoy_rossii/osobennosti_zakonodatelnoy_vlasti/

Понятие, признаки и органы законодательной власти

Законодательная власть, её признаки. Система представительных (законодательных) органов в России

  1. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  2. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  3. II Съезд Советов. Формирование органов советской власти. Судьба учредительного собрания.
  4. V2: 1.1. Денежная система: понятие, структура и типы
  5. Абсолютные признаки перелома
  6. Адвокатура. Понятие, задачи и виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.
  7. Админ.таможенные правонарушения: понятие, виды
  8. Административно-восстановительные меры: понятие, виды, основания применения
  9. Административно-правовое принуждение как средство борьбы с административными правонарушениями: понятие и основные признаки. Виды административно-правового принуждения
  10. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды и способы реализации.

Законодательная власть – выборная, коллегиальная власть, представляющая интересы населения страны или отдельной ее части, принимающую законы и контролирующую деятельность исполнительной власти.

Признаки:

1. Законодательная власть – как правило, выборная власть. Органы государственной власти избираются народом и в связи с этим относятся к первичным органам государственной власти.

2. Законодательная власть – представительная власть. Она представляет интересы народа и действует от его имени. Народ как носитель суверенитета и един­ственный источник власти в результате выборов передает власть своим представителям и уполномочивает их ее осуществлять;

3. Законодательная власть — это учредительнаявласть. Она в отдельных государствах формирует высшие органы исполнительной власти.

4. Законодательная власть — это власть, уста­навливающая законы-нормативные правовые акты, обладаю­щие высшей юридической силой. По отношению к нормативным правовым актам исполнительной власти они обладают приорите­том.

5. Законодательная власть — это обычно коллегиаль­наявласть. Все решения, включая законы, принимаются орга­нами законодательной власти коллегиально.

6. Законодательная власть — это власть, выполняю­щая определенные контрольныефункции. В частности, законо­дательная власть осуществляет контроль за работой правитель­ства и иных должностных лиц исполнительной власти.

Органы законодательной власти.Законодательная власть, как и любая другая государственная власть, осуществляется при помощи определенных органов.

Такими органами яв­ляются, прежде всего, общегосударственные представительные органы, обобщенно именуемые парламентами, хотя в разных государствах они имеют разные наименования.

Как правило, парламент является единственным общегосу­дарственным органом законодательной власти, однако в неко­торых государствах помимо парламента могут существовать надпарламентские, внепарламентские и подпараментские орга­ны.

А в федеративных государствах наряду с общегосударственным законодательным органом могут действовать законодательные органы субъектов федерации. Иногда, как правило, в чрезвычайных ситуациях, законодательными функциями могут наделяться президенты или правительства.

36. Парламент как высший представительный и законодательный орган государственной власти: понятие, структура, полномочия и функции.

Современный парламент – это высший представительный орган государства, носитель верховной законодательной власти, призванный представлять интересы народа и выражать их волю. Все современные парламенты характеризуются одно- или двухпалатной структурой, хотя до недавнего времени существовали парламенты и с большим числом палат.

Для обеспечения нормальной работы парламенты или их палаты создают специальные руководящие органы. К ним в первую очередь относятся председатели и их заместители.

Как руководитель парламента (палаты) председатель обладает целым рядом полномочий.

Он представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, обладает дисциплинарной властью, по договоренности с заместителем (заместителями) определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством и т.д.

К руководящим органам парламента (палаты) относятся также секретари, которые избираются из числа парламентариев. Секретари наблюдают за ведением стенограмм заседаний, делопроизводством, публикуют протоколы заседаний, помогают председателю обеспечивать порядок во время заседаний и т. д.

В некоторых парламентах из числа парламентариев избираются также квесторы, в обязанности которых входит поддержание порядка на заседаниях и в здании парламента.

В качестве вспомогательных органов в парламентах (палатах) из числа парламентариев создаются комитетыикомиссии.

Принципиальных различий между ними нет, поэтому в одних парламентах создаются только комитеты, в других — только комиссии, в третьих- и комитеты, и комиссии.

Они делятся на постоянные (создаются на весь период полномочий парламента) и временный (создаются для выполнения каких-либо отдельных заданий).

Важная роль в структуре парламентов принадлежит партийным фракциям. Фракции объединяют членов одной или нескольких родственных партий. Они призваны формулировать и выражать свою позицию по проектам решений парламента или палаты.

Полномочия:

1. Полномочия по принятию законов.Подразделяются на 3 группы: с неограниченными (обладающие правом принимать законы по любым вопросам), ограниченными (преимущественно федеративные государства) и относительно ограниченными (совместная законодательная компетенция федерации и ее субъектов)законодательными полномочиями.

2. Полномочия, связанные с утверждением государственных доходов и расходов, выражаются в принятии государственного бюджета.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 454 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-95878.html

Конституционные признаки

Законодательная власть, её признаки. Система представительных (законодательных) органов в России

Судебная система в Российской Федерации. Признаки судебной власти

Исполнительная власть, ее признаки. Система органов исполнительной власти в России

Законодательная власть, ее признаки. Система представительных (законодательных) органов в России

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства.

В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны.

Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным

Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения.

Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Структура:

органы исполнительной власти;

государственные служащие;

юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц;

Признаки:

является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;

является проводником государственной политики в жизнь;

подзаконна по своему характеру и задачам;

объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции

подзаконодательное регулирование;

осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

административное правоприменение;

осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

информационное обеспечение органов государственной власти

судебная власть — это предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

1. осуществляется только судами;

2. имеет полную самостоятельность;

3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

2. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

3. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

4. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

5. финансирования судей из федерального бюджета.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_72678_konstitutsionnie-priznaki.html

24. Законодательная власть, ее признаки. Система представительных (законодательных) органов в России

Законодательная власть, её признаки. Система представительных (законодательных) органов в России

Законода́тельнаявласть — власть в области законодательства.В государствах, где имеет место разделениевластей, законодательная властьпринадлежит отдельному государственномуоргану, занимающемуся разработкойзаконодательства.

В функции законодательныхорганов также входит утверждениеправительства, утверждение измененийв налогообложении, утверждение бюджетастраны, ратификация международныхсоглашений и договоров, объявлениевойны.

Общее наименование органазаконодательной власти — парламент.

ВРоссии законодательная власть представленадвухпалатным Федеральным Собранием, вкоторое входят Государственная дума иСовет Федерации, в регионах —законодательными собраниями (парламентами).

Припарламентской форме правлениязаконодательный орган представляетсобой верховную власть. Одна из егофункций — назначение (выборы) президента,исполняющего в основном представительскиефункции, но не располагающего реальнойвластью.

Припрезидентской форме правления президенти парламент избираются независимо другот друга. Законопроекты, прошедшие черезпарламент, утверждаются главой государства— президентом, который имеет правороспуска парламента.

1.Законодательная власть – как правило,выборная власть. Органы государственнойвласти избираются народом и в связи сэтим относятся к первичным органамгосударственной власти.

2.Законодательная власть – представительнаявласть. Она представляет интересы народаи действует от его имени. Народ какноситель суверенитета и единственныйисточник власти в результате выборовпередает власть своим представителями уполномочивает их ее осуществлять;

3.Законодательная власть — этоучредительнаявласть. Она в отдельныхгосударствах формирует высшие органыисполнительной власти.

4.Законодательная власть — это власть,устанавливающая законы-нормативныеправовые акты, обладающие высшейюридической силой. По отношению кнормативным правовым актам исполнительнойвласти они обладают приоритетом.

5.Законодательная власть — это обычноколлегиальнаявласть. Все решения,включая законы, принимаются органамизаконодательной власти коллегиально.

6.Законодательная власть — это власть,выполняющая определенные контрольныефункции.В частности, законодательная властьосуществляет контроль за работойправительства и иных должностных лицисполнительной власти.

25.Исполнительнаявласть, ее признаки. Система исполнительныхорганов в России.

Исполнительнаявласть – ветвь государственной власти,деятельность по управлению деламигосударства и общества, осуществляемаясистемой государственных органов,которые наделены исполнительно-распорядительнымиполномочиями и подконтрольны органамзаконодательной и судебной власти.

Признакиисполнительной власти:

• являетсясамостоятельной ветвью единойгосударственной власти;

• выступаетв качестве подзаконной по отношению кпредставительной (законодательной)власти;

• осуществляетсяорганами исполнительной власти, которыеявляются органами государственногоуправления;

• обладаетпредметно-функциональной самостоятельностью;

• обладаетединством, т. е. осуществляется на всейтерритории Российской Федерации;

• организуетсяи осуществляется на началах федерализмапри разграничении предметов ведения иполномочий между Российской Федерациейи субъектами Федерации;

• еедеятельность носит исполнительно-распорядительныйхарактер;

• носитуниверсальный характер, т. е. осуществляетсяпостоянно и непрерывно;

• имеетв своем распоряжении определенныесредства (ресурсы) для осуществленияпринудительных функций.

СИСТЕМАИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ— совокупность органов государственнойвласти, призванных обеспечивать,реализовывать исполнительную властьв субъекте РФ посредством государственногоуправления и наделенных в этих целяхгосударственно-властными полномочиями,которые закреплены в Конституции РФ,федеральных законах, законодательствесубъекта Федерации, соглашениях сфедеральными органами исполнительнойвласти в рамках предметов веденияданного субъекта и совместного веденияФедерации и ее субъектов. По действующемузаконодательству в субъекте РФустанавливается система органовисполнительной власти во главе с высшимисполнительным органом государственнойвласти субъекта РФ, возглавляемымруководителем высшего исполнительногооргана государственной власти этогосубъекта. При этом конституцией (уставом)субъекта РФ может устанавливатьсядолжность высшего должностного лицасубъекта РФ, который возглавляет высшийисполнительный орган государственнойвласти субъекта РФ. Систему органовисполнительной власти в республикевозглавляет правительство (правительстваучреждены также в Ленинградской области,в Ставропольском крае и в г. Москве), ав иных субъектах РФ — администрация. Всоответствии с Конституцией РФ в пределахведения РФ и полномочий РФ по предметамсовместного ведения РФ и субъектов РФфедеральные органы исполнительнойвласти и органы исполнительной властисубъектов РФ образуют единую системуисполнительной власти в РФ

26.Судебнаявласть, ее признаки. Судебная системав РФ

Судебнаявласть – это самостоятельная независимаяветвь государственной власти,осуществляемая судами, которые выполняютвозложенные на них законом полномочияпосредством установленного судопроизводства.В соответствии с Конституцией РФ судебнаявласть осуществляется посредствомконституционного, гражданского,административного и уголовногосудопроизводства.

1.Судебная власть – вид государственнойвласти. Она – одна из трех самостоятельныхветвей государственной власти.

2.Судебная власть осуществляется толькоспециальными государственными органами– судами. Они являются ее непосредственныминосителями.

Федеральный суд – органгосударственной власти, который создаетсяи упраздняется только Конституцией РФили федеральным конституционным законом.Суды субъектов РФ создаются и упраздняютсязаконами субъектов РФ.

Суд состоит изсудей, работающих на профессиональнойоснове, в его состав могут входитьпредставители народа в качестве присяжныхнародных и арбитражных заседателей.

3.Исключительность судебной власти.Никакие другие органы и лица, кроме судаи судей, не вправе принимать на себяосуществление правосудия.

4.Единство судебной власти находит своевыражение в общих принципах организациии деятельности судов. Исчерпывающийперечень судов установлен КонституциейРФ и Законом о судебной системе. Изменениеего возможно только на основе измененияэтих актов. Основной закон запрещаетсоздание и деятельность чрезвычайныхсудов.

5.Независимость, самостоятельность иобособленность судной власти. Привыполнении своих функций суды подчиняютсятолько Конституции РФ и закону.

Вмешательство в деятельность суда вкакой бы то ни было форме в целяхвоспрепятствовать осуществлениюправосудия влечет за собой уголовнуюответственность.

Судебная властьнеделима, решение суда не требуетдополнительного утверждения. Судыобразуют обособленную систему,организационно никому не подчиненную.

6.Судебная власть осуществляется путемсудопроизводства (форма реализациисудебной власти), что определено ст. 118Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебнойсистеме.

Всоответствии с законом (ч. 2 ст. 118Конституции РФ) судебная властьосуществляется посредством следующихвидов судопроизводства: конституционного,гражданского, административного,уголовного, арбитражного (разновидностьгражданского и административного).

7.Процессуальный порядок деятельности.Этот порядок определяет только закон,изданный на основе Конституции РФ.Процессуальный порядок, регулирующийправила судебной процедуры, являетсяважной гарантией законности деятельностисудебной власти, обоснованности исправедливости судебных решений.

8.Подзаконность судебной власти – действиев пределах предоставленной компетенциив соответствии с законом либо на егооснове и во исполнение закона. Судьинезависимы и подчиняются толькоКонституции рФ и федеральному закону(ст.120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Закона осудебной системе).

Подзаконностьсудебной власти распространяется какна все ее проявления, так и на все органы,ее осуществляющие.

9.Обязательность постановлений судебнойвласти для всех без исключениягосударственных органов, организаций,должностных лиц и граждан. Решение судаподлежит неукоснительному исполнениюна всей территории Федерации.

10.Народное представительство в осуществлениисудебной власти. Участие граждан восуществлении правосудия в качествеприсяжных и арбитражных заседателейпредусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

Судебнуюсистему Российской Федерации составляют:

КонституционныйСуд Российской Федерации, ВерховныйСуд Российской Федерации, Высшийарбитражный суд Российской Федерации,Верховные Суды и Высшие арбитражныесуды республик в составе РоссийскойФедерации, краевые, областные, городскиесуды и арбитражные суды, суды и арбитражныесуды автономных областей и автономныхокругов, районные (городские) народныесуды, мировые судьи и военные суды.

27.Соотношениеи модели взаимосвязи государства иправа

Государствои право возникают одновременно в силуодних и тех же причин, в результатеразложения родового обществ и переходаего в цивилизационное состояние.

Наопределенной ступени развития обществавозникает потребность охватить общимправилом повторяющиеся день ото днядаты производства, распределения иобмена продуктов. Чтобы отдельныйиндивид подчинился общим условиямпроизводства и обмена.

Это правилосначала выражается в обычае, затемстановится законом. Вместе с закономвозникают и органы, которым поручаетсяобеспечивать его соблюдение -публичнаявласть, государство (Энгельс).

Темне менее государство и право самостоятельныеявления и их отождествление недопустимо,дистанция между ними всегда сохраняется.

Моделисоотношения государства и права:

1)Этатическая модель, которая безраздельногосподствовала в советскойполитико-идеологической практике,государство и есть право.

2)Либеральная модель, когда право вышегосударства

3)Прагматичная модель, когда государствосоздает право, но связано с ним.

Функциональныеаспекты государства и права: единство,различие, взаимодействие

1)Единство, выражается в их происхождении,типологии, культурными, историческимисудьбами, гарантируют права личности.Однако это не означает, что все чтосвойственно государству, свойственноправу, они автономы и самобытны.

2)Различия, вытекают из онтологическогостатуса и общественной природы. Еслигосударство есть политико-территориальнаяорганизация публичной власти, то право- система официально установленных иохраняемых норм. Государство-сила,право-воля.

3)Взаимодействие, выражается в многообразномвлиянии их друг на друга. Государствовоздействует на право тем, что оно егосоздает, изменяет, совершенствует,охраняет, исполняет. Право результатгосударственной деятельности, егопродукт.

Право же в свою очередь легализуети конституирует государственнуюдеятельность, определяет границыдозволенности и недозволенности,обеспечивает контроль над законностью(легитимностью) этой деятельности.

Спомощью права закрепляется внутренняяорганизация государства, его форма,структура, аппарат, механизм управления,статус и компетенция. Государствосоздает право для регламентациисобственной деятельности.

28.Рольгосударства в обеспечение прав и свободчеловека и гражданина

Государствов процессе осуществления прав и свободкаждым индивидом не может и не должнобыть сторонним наблюдателем. В данномслучае оно является как бы равнодействующейсилой, которая примиряет эгоистическиеинтересы отдельных членов общества,противоречия частного, индивидуальногои общего, используя при этом правовыесредства.

Пристолкновении интересов людей ирелигиозная, и светская доктрины имеютобщую формулу: «Относись к другим так,как ты хотел бы, чтобы относились ктебе». Еще Б.

Спиноза утверждал, что мерасвободы индивида и государстваопределяется не предписанием дозволенногоим своеволия, а степенью их разумности,поскольку свобода возможна лишь наоснове и в границах познанных естественныхнеобходимостей.

Только разумная воля,с его точки зрения, является свободной,а государство может быть признанотаковым, если его законы основываютсяна здравом рассудке.

Взаимнаясвобода людей неизбежно предполагаети ее взаимные ограничения, нискольконе нарушая при этом равноправие граждан,поскольку предполагается их взаимнаяответственность. Социальные возможностиобретают юридическую форму прав человека,в то время как социальные необходимостиюридической формой своего выраженияимеют обязанности.

Категориясоциальной свободы может рассматриватьсятолько в паре с категорией социальнойответственности. Это общепризнаннаямеждународно-правовая и внутригосударственнаяпрактика.

Конституция России в данномслучае допускает возможность ограниченияправ и свобод человека, но только в тоймере, в какой это необходимо в целяхзащиты конституционного строя, а также«нравственности, здоровья, законныхправ и законных интересов другихлюдей…» (ч. 3 ст. 55).

Конституцияустанавливает, что «осуществление прави свобод человека и гражданина не должнонарушать права и свободы других лиц»(ч. 3. ст. 17). Президент Российской Федерациисогласно ст. 80 Конституции являетсягарантом прав и свобод граждан.

Весьмаважным государственным институтом вмеханизме обеспечения прав и свободчеловека является должность Уполномоченногопо правам человека, которая введена вфеврале 1997 г. Федеральным конституционнымзаконом РФ «Об Уполномоченном по правамчеловека в Российской Федерации».

Встатье 1 Закона говорится, что должностьУполномоченного по правам человека вРоссийской Федерации учреждается всоответствии с Конституцией РоссийскойФедерации в целях обеспечения гарантийгосударственной защиты прав и свободграждан, их соблюдения и уважениягосударственными органами, органамиместного самоуправления и должностнымилицами. Примечательно, что Упол­номоченныйпо правам человека назначается надолжность и освобождается от должностиГосударственной Думой ФедеральногоСобрания Российской Федерации. Законустанавливает, что Уполномоченный приосуществлении своих полномочий независими неподотчетен каким-либо государственныморганам и должностным лицам.

Источник: https://studfile.net/preview/5996235/page:10/

Uchebnik-free
Добавить комментарий