Закон: понятие, признаки, виды.

55. Закон: понятие, признаки, виды

Закон: понятие, признаки, виды.

Закон — этонормативный акт, принятый высшимзаконодательным органом или путемреферендума, обладающий высшей юридическойсилой.

Признаки закона:

1. Закон — этонормативный акт, содержащий нормы права.

2. Закон принимаетсяпутем всенародного ания(референдума) или высшим законодательныморганом — парламентом.

3. В силу указанногозакон обладает высшей юридическойсилой. Это означает, что другие органыне могут изменять законы, что все прочиенормативные акты, называемые подзаконными,должны издаваться в соответствии сзаконами, не нарушать их.

Правоприменительные,индивидуальные акты также должнывыноситься на основе законов.

Если прирешении конкретного дела возникаетситуация, когда подзаконный акт (например,указ Президента или постановлениеПравительства РФ) противоречит закону,то правоприменитель должен отдатьпредпочтение закону.

4. Законы не толькорегулируют наиболее важные, коренныеобщественные отношения, но и устанавливаютпринципиальные положения правовогорегулирования.

Законы РоссийскойФедерации можно подразделять посубъектам, их принимающим, по юридическойсиле и по отраслям права. По субъектампринятия законы делятся на:

а) принятые нареферендуме;

б) принятыеФедеральным Собранием РФ;

в) законы субъектовфедерации.

Путем референдумамо1ут быть приняты как федеральныезаконы, так и законы субъектов федерации.

Федеральные законыподразделяются на федеральныеконституционные законы и просто нафедеральные (текущие) законы.

Конституционныефедеральные законы принимаются повопросам, прямо указанным КонституциейРФ. Законы, прямо не отнесенные к числуконституционных, таковыми не являются,несмотря на их важность и необходимость.

Законы субъектовфедерации принимаются в пределахполномочий этих субъектов, определенныхКонституцией РФ, федеральными договорамии специальными договорами, заключеннымиРоссийской Федерацией с отдельнымисубъектами.

56.Подзаконные акты: понятие, признаки, виды

Нормативныйправовой акт – правовой акт, принятыйполномочным на то органом и содержащийправовые нормы, т.е. предписания общегохарактера и постоянного действия,рассчитанные на многократное применение.

Подзаконные акты- изданные на основе и во исполнениезаконом акты, содержащие юр. нормы.Подзаконные акты обладают меньшей юр.силой, чем законы, базируются на них.

Виды подзаконныхактов:

1. Указы ПрезидентаРФ. Не должны противоречить КонституцииРФ, обязательны для исполнения по всейРоссии.

2. Постановленияправительства РФ. Обязательны кисполнению в РФ, могут быть приняты наосновании и часто во исполнение законов.

3. Приказы, инструкции,уставы, положения министров.

4. Решения ипостановления местных органов гос.власти (областных, представительных,законодательных структур)

5. Решения,распоряжения, постановления местныхорганов гос. управления (областных главадминистраций, губернаторов)

6. Нормативные актымуниципальных (негосударственныхорганов)

7. Локальныенормативные акты (правила внутреннеготрудового распорядка).

57.Действие права

Действие нормправа распространяется на определённыйкруг субъектов, нормы права действуютна определённо ограниченном участкепространства и ограничено определённымивременными рамками.

Действие правовойнормы во времени начинается с моментавступления в юридическую силу содержащегоее нормативно-правового акта и прекращаетсяс момента утраты последним юридическойсилы.

Вступление в силунормативно-правовых актов можетопределяться:

Принятием илиподписанием акта. С момента принятиядо недавнего времени вступали в силубольшинство нормативных актовГосударственной Думы и Совета ФедерацииФедерального Собрания России. Многиенормативные акты Правительства РФ исегодня вступают в силу с момента ихподписания.

Моментом опубликованияакта. Например, истечением определенногосрока после опубликования нормативно-правовогоакта.

В настоящее время федеральныеконституционные законы, федеральныезаконы, акты палат Федерального Собраниявступают в силу одновременно на всейтерритории Российской Федерации поистечении десяти дней после дня ихофициального опубликования, если самимизаконами или актами палат не установлендругой порядок вступления их в силу.

Акты Президента России, имеющиенормативный характер, вступают в силуодновременно на всей территорииРоссийской Федерации по истечении семидней после дня их первого официальногоопубликования, если только в самом актене установлен другой порядок их вступленияв силу.

Также вступают в силу и актыПравительства РФ, затрагивающие права,свободы и обязанности человека игражданина, устанавливающие правовойстатус федеральных органов исполнительнойвласти, а также организаций. Нормативныеправовые акты федеральных органовисполнительной власти вступают в силуодновременно на всей территорииРоссийской Федерации по истечениидесяти дней после дня их официальногоопубликования, если самими актами неустановлен другой порядок их вступленияв силу.

Датой, указаннойв самом нормативно-правовом акте.Отсрочка во времени, как правило,предусматривается для нормативныхактов повышенной сложности или значения.

Наступлениемопределенных условий. Вступление в силунормативно-правового акта в целом илиотдельных его положений может бытьувязано, например, с принятием и введениемв действие другого акта.

Специально принятымнормативным актом.

Прекращениедействия нормативно-правового актаопределяется следующими моментами:

  • Истечением срока действия акта.
  • Наступлением определенных условий.
  • Прямой отменой акта.
  • Заменой действующего акта другим.

Действие правовойнормы в пространстве ограничиваетсявсей территорией государства илитерриторией отдельных его частей.

ВРоссии федеральные нормативно-правовыеакты вступают в силу и действуютодновременно на всей территории страны.

Региональные нормативные актыраспространяют свое действие натерриторию соответствующего субъектаРоссийской Федерации, органов местногосамоуправления — на территорию города,поселка или иного муниципальногообразования.

Действие нормправа по кругу лиц. В текстенормативно-правового акта должносодержаться описание субъектов, которымадресованы его нормы.

Нормативно-правовыеакты распространяются на всех лиц,находящихся на территории государства,включая иностранцев, лиц без гражданства,структурные подразделения иностранныхи международных организаций.

Причем вотношении граждан самого государстванормативно-правовые акты действуют какна территории государства, так и за егопределами.

С действиемнормативных актов во времени связанывопросы их обратной силы и переживания.Здесь действует общее правило,закрепленное, в частности, в КонституцииРФ (ст. 54): закон, устанавливающий илиотягчающий ответственность, обратнойсилы не имеет.

Это означает, что законне распространяется на факты, которыеимели место до вступления его в силу.Из этого правила имеются исключения:обратную силу имеют законы, смягчающиеи отменяющие юридическую ответственность,а также законы, в которых прямо об этомсказано.

Обратную силу могут иметьзаконы, отменяющие налоги или снижающиеразмеры ставок налогов (сборов), еслиэто прямо предусмотрено в законе (ст. 5НК РФ).

Переживание закона—это применение отмененного, уже недействующего в момент применения законак фактам, которые были в момент егодействия. Например, к преступлениямприменяется, как правило, закон временисовершения преступления, если новыйзакон не смягчает ответственность.

Источник: https://studfile.net/preview/5267264/page:32/

Законы: понятие, признаки и виды

Закон: понятие, признаки, виды.
Определение 1

Закон является нормативным актом, который принимается в особом порядке в лице органа законодательной власти или по результатам референдума, выражающего волю народа. Также он обладает высшей юридической силой и регулирует самые важные общественные отношения.

Закон и его признаки можно классифицировать следующим способом:

  • прием в лице органа законодательной власти или на основании референдума;
  • подготовка и издание определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • выражение воли и интересов народа;
  • обладание высшей юридической силой, включая соответствие и непротиворечие всех подзаконных актов;
  • регулировка самых важных, ключевых общественных отношений.

Замечание 1

На основании данных признаков закон выделяется в системе других нормативных актов и ему придается качество верховенства. Изменение или отмену закона, его понятия и видов, имеет право вносить исключительно тот орган, которым он был принят, в ограниченном порядке.

Виды законов

На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов.

Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан.

Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.

Следующим видом закона является Федеральный конституционный закон, который принимается относительно вопросов, предусмотренных и органически связанных с Конституцией (к примеру, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде Российской Федерации, о судебной системе, о референдумах, о Правительстве Российской Федерации и т.д.)

Федеральные законы являются актами текущего законодательства, которые посвящены отдельным сторонам в социально-экономической, политической и духовной жизни общественности (к примеру, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Семейный кодекс Российской Федерации и другие).

Законы субъектов Федерации издаются в лице представительных органов и распространяются исключительно на соответствующей территории (к примеру, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и др.).

Закон и его виды можно классифицировать на основании различных отличительных черт:

  • субъекты законотворчества (которые были приняты народов на референдуме или в лице законодательного органа);
  • предмет правового регулирования (конституционный, административный, гражданский, уголовный и другие);
  • срок действия (постоянный или временный закон);
  • характер (текущий и чрезвычайный);
  • сфера действия (общефедеральный и региональный);
  • содержание (экономический, бюджетный, социальный, политический и другие);
  • степень систематизации (обычный и кодификационный, или органический – Гражданский или Уголовный кодекс РФ и другие);
  • значимость норм, которые в нем содержатся (конституционный и обыкновенный);
  • объем регулирования (общий и специальный).

Подзаконные нормативные акты

Определение 2

Подзаконные акты являются актами, которые издаются на основе и для исполнения законов. У них меньшая юридическая сила, чем у законов, но они базируются именно на них.

В нормативно-правовом регулировании общественных отношений основное и определяющее место принадлежит законам, но у подзаконных актов также довольно важная роль в жизни общества, они играют вспомогательную и детализирующую функцию.

Виды подзаконных актов

Существуют различные виды подзаконных актов.

  1. Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
  2. На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
  3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
  4. Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
  6. Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
  7. Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/vidy-zakonov/

Закон: понятие, признаки и виды

Закон: понятие, признаки, виды.

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) Принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) В идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) Обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) Регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

I По их юридической силе:

• Конституция РФ

• Федеральный конституционный закон

• Федеральный закон

• Закон субъектов Федерации)

II По субъектам законотворчества:

•Принятые в результате референдума

•Принятые законодательным органом

III По предмету правового регулирования:

•Конституционные

•Административные

•Гражданские

•Уголовные

IV По сроку действия:

• Постоянные

• Временные

VПо характеру:

•Текущие

•Чрезвычайные

VI По сферам действия:

•Общефедеральные

• Региональные

VII По содержанию:

• Экономические

• Бюджетные

• Социальные

•Политические

VIII По степени систематизации:

•Обычные

•Кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ

По значимости содержащихся в них норм:

•Конституционные

•Обыкновенные

ХПо объему регулирования:

•Общие

•Специальные

Вопрос

Подзаконные нормативные акты

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии:

1. Указы Президента РФ.

Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 — 90 Конституции РФ) и законодательными нормами.

2. Постановления Правительства

РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов.

Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Вопрос

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст.

6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) Если в самом законе об этом сказано;

2) Если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

1) По истечении срока действия акта, на который он был принят;

2) В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

3) На основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра.

К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

1) Уровня государственного органа, принявшего данный акт;

2) Юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

1) На территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

2) На территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

3) На территорию, указанную в самом нормативном акте;

4) На локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, полицейских, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Вопрос



Источник: https://infopedia.su/8x10e07.html

Понятие, признаки и виды законов

Закон: понятие, признаки, виды.

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

4) он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

— по их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации);

— по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

— по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. п.);

— по характеру (материальные и процессуальные);

— по сроку действия (постоянные законы и временные);

— по сферам действия (общефедеральные и региональные);

— по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — УК РФ, ГК РФ и т. п.);

— по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т. д.) и иные законы.

5. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Основного закона РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами.

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка.

Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения — это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства.

Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов

главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера).

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3) Приказы, инструкции, положения министерств.

Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и т. п.

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

8. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.

Согласно статье 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, то есть он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в 2 случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на

следующих основаниях:

— по истечении срока действия акта, на который он был принят;

— в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

— на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра.

К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

— уровня государственного органа, принявшего данный акт;

— юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

— на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

— на территорию субъекта федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или

приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

— на территорию, указанную в самом нормативном акте;

— на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы Российской Федерации. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

Предыдущая9101112131415161718192021222324Следующая

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 730; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-29545.html

К признакам закона относятся следующие:

— он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

— порядок его подготовки и издания определяется Конститу­цией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

— в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

— он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоре­чить;

— он регулирует наиболее важные, ключевые общественные от­ношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изме­нить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) конституция (закон законов) — основополагающий учреди­тельный политико-правовой акт, закрепляющий конституцион­ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяю­щий форму правления и государственного устройства, учреждаю­щий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Консти­туцией (например, федеральные конституционные законы о Кон­ституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Пра­вительстве РФ и т.п.);

3)федеральные законы — акты текущего законодательства, по­священные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представитель­ными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципаль­ной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным ос­нованиям:

— по субъектам законотворчества (принятые народом в резуль­тате референдума или законодательным органом);

— по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

— по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

— по характеру (текущие и чрезвычайные);

— по сферам действия (общефедеральные и региональные);

— по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

— по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

— по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

— по объему регулирования (общие и специальные).

Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и оп­ределяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомо­гательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

1)Указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоре­чить Конституции РФ и федеральным законам (ст.

90 Конститу­ции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномо­чий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законо­дательными нормами. Президент, будучи главой государства, при­нимает акты, которые занимают следующее после законов место.

Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы изда­ются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочис­ленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного по­ложения) подлежат утверждению Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ.

Акты Президента РФ публикуются в офици­альных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

(Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного харак­тера);

2)Постановления Правительства РФ — обязательны к исполне­нию на территории Российской Федерации.

Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президен­та РФ.

Постановления Правительства РФ подписываются Предсе­дателем Правительства РФ и подлежат официальному опублико­ванию не позднее 15 дней со дня их принятия;

3)Приказы, инструкции, положения министерств, государст­венных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти.

Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правитель­ства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной струк­туры.

Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значе­ние, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов.

Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной без­опасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.;

4)Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодатель­ных структур — Тюменской областной Думы);

5)Решения, распоряжения, постановления местных органов го­сударственного управления (например, областных глав админи­страций, губернаторов и пр.);

6)Нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор­ганов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

7)Локальные нормативные акты — это нормативные предписа­ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_102010_ponyatie-priznaki-i-vidi-zakonov.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий