Задачи развития речи

Задачи по развитию речи в ДОУ общеразвивающего вида

Задачи развития речи

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возрастаформирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

структурный (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);

функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);

когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.

Задачи развития речи:

1.Развитие словаря. Обогатить слова ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки).

2. Формирование грамматической стороны речи. Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить. Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять), если о себе.

3. Воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)

4. Формирование разговорной (диалогической речи). Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.

5. Обучение рассказыванию – это развитие монологической речи.

6. Ознакомление с художественной литературой. Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же? Почему?

7. Подготовка детей к обучению грамоте. Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога в слове.

Задачи словарной работы:

— обогащение словаря тематическими группами слов;

—  закрепление представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты, транспорт);

— развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначного слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи — существительных, прилагательных, глаголов); формирование умений отбора слов и точность словоупотребления.

Задачи воспитания звуковой стороны речи можно сформулировать следующим образом:

—  работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;

— формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук — слог — слово — предложение — текст;

—  различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);

—  обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

— развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя звуками, определение количества слогов;

— нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

Задачи формирования грамматического строя речи:

—  формирование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;

— обучение правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе;

—  развитие умения образовывать наименования детенышей животных (кошка-котенок, собака-щенок, курица- цыпленок);

—  обучение умению соотносить название глагола-движения с действием предмета, человека, животного;

—  составление предложений разных типов — простых и сложных.

Задачи развития связной речи:

—  формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);

—  обучение соединению предложений разными способами связи;

—  развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

— обучение построению высказываний разных типов — описаний,повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного, текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений;

—  использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Центральной, ведущей задачей является развитие связной речи.

Это объясняется рядом обстоятельств:

Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.

В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.

Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.

Начиная со средней группы, ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи.

В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи.

В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

Источник: https://students-library.com/library/read/53972-zadaci-po-razvitiu-reci-v-dou-obserazvivausego-vida

Современные задачи по речевому развитию дошкольников

Задачи развития речи

Современные задачи по речевому развитию дошкольников

Достаточно часто при написании плана или конспекта НОД педагоги испытывают затруднения в формулировке задач.

Что нужно учитывать?

Формулируя задачи образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, необходимо помнить, что одним из основных принципов дошкольного образования является личностно-развивающийся и гуманистический характер взаимодействия педагога и детей. Это значит, что ребенок признается полноценным участникомобразовательных отношений и активным субъектом в выборе содержания своего образования.

Основная форма организации современного образовательного процесса – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Таким образом, если в совместной деятельности педагог и ребенок выступают как равноправные участники образовательного процесса, то и формулировать задачи нужно, исходя из позиции партнера. Поэтому следует исключить из формулировок глагол «учить», а целесообразнее применять глаголы «способствовать», «формировать», «обогащать», «развивать», «активизировать» и другие.

Ниже приведены примеры современных формулировок задач по образовательной области «Речевое развитие» и по каждому возрастному периоду дошкольников – младшему, среднему, старшему (5-7 лет).

Задачи образовательной области «Речевое развитие»

Задача по ФГОС ДО: Владение речью как средством общения и культуры

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;

— знакомить с образами обращения к взрослым и сверстникам;

— способствовать доброжелательному общению со сверстниками;

— формировать потребность делиться своими впечатлениями со взрослыми и сверстниками.

Средний дошкольный возраст:

— обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, которые выходят за пределы привычного им ближайшего окружения;

— формировать умение проявлять инициативу в общении;

— формировать умение дошкольников посредством речевого взаимодействия налаживать контакты друг с другом.

Старший дошкольный возраст:

— развивать  мотивационно-потребностную сферу в общении;

— формировать коммуникативно-целесообразную речь;

— формировать умение общаться в паре, группе, в коллективе;

— создавать условия для самостоятельности и активности ребенка в речевой деятельности.

Задача по ФГОС ДО: Обогащение активного словаря

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— побуждать называть предмет, вещь, игрушку, их качества, свойства, возможные действия;

— вырабатывать понимание значений обобщающих слов и умение использовать их в речи (игрушки, овощи, мебель и т.д);

— обогащать словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающей действительности.

Средний дошкольный возраст:

— формировать умение понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов («идет» — о человеке, поезде, фильме, дожде);

— уточнять обобщающие понятия (игрушки, овощи, мебель и т.д.);

— расширять представление о синонимах и антонимах;

— способствовать овладению разным способам словообразования;

— способствовать использованию в речи наиболее употребительных прилагательных, глаголов, наречий, предлогов.

Старший дошкольный возраст:

— активизировать употребление антонимов, синонимов, омонимов в речи; —продолжать знакомить со значениями многозначных слов;

—  активизировать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов,  наречиями, обозначающими  взаимоотношения людей;

— формировать умение употреблять в речи слова в точном соответствии со

смыслом.

Задача по ФГОС ДО: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— способствовать умению детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами;

— знакомить с глагольной лексикой;

— знакомить с простыми повествовательными и вопросительными предложениями;

— формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним;

— способствовать формированию диалогического общения;

— вовлекать в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей и мультфильмов;

— подводить детей к составлению рассказов из личного опыта.

Средний дошкольный возраст:

— продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных;

— способствовать развитию диалогической речи;

— приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным);

— продолжать формировать навыки пересказывания и составления небольших рассказов;

— способствовать включению элементов рассуждения при формировании описательной речи ;

— продолжать формировать навыки повествовательной речи;

— знакомить с композицией связного высказывания (начало, середина, конец).

Старший дошкольный возраст:

— способствовать правильному употреблению предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, между, перед и др.);
— помогать образовывать имена существительные во множественном числе, родительном падеже множественного числа;

— формировать умение пользоваться глаголами в повелительном наклонении;

— формировать активную диалогическую позицию дошкольников (инициативность в вопросах, готовность к ответам, умение слышать и понимать собеседника);
— создавать условия для активизации диалогического общения дошкольников;
— упражнять в умении интонационно отражать цель высказывания;

— формировать умение строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов;

— формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение);

— совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью;
— создавать в окружении ребенка культурную речевую среду и способствовать активизации детской речи;

— помогать осваивать формы речевого этикета.

Задача по ФГОС ДО: Развитие речевого творчества.

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— обогащать знания детей об окружающей действительности;

—  обогащать опыт восприятия малых фольклорных форм;

— формировать эмоциональный отклик на

художественные образы в

литературных и фольклорных произведениях.

Средний дошкольный возраст:

— способствовать развитию художественного восприятия;

— формировать умение чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка;

— поощрять словотворчество как одну из важнейших особенностей развития речи ребенка;

— способствовать сочинению коротких сказок и рассказов на заданную тему;

— продолжать знакомить с разными жанрами литературы, их специфическими особенностями.

Старший дошкольный возраст:

— развивать способность составлять небольшие рассказы творческого  характера на тему, предложенную воспитателем; по потешке, загадке, песенке; придумывать необычные окончания к знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров;

— продолжать совершенствовать умение подбирать сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы, рифмы к слову и словосочетанию;

— совершенствовать понимание детьми особенностей жанра литературных произведений;

— активизировать включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с разными интонациями.

Задача по ФГОС ДО: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— формировать умение четко про-износить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п – б;  т – д; к — г; ф — в; т — с — з — ц;

— вырабатывать правильный темп речи и силу голоса;

— развивать интонационную выразительность;

— развивать фонематическое восприятие.

Средний дошкольный возраст:

— закреплять правильное произношение

гласных и согласных звуков;

— отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;

—  развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

— развивать интонационную выразительность речи.

Старший дошкольный возраст:

— продолжать закреплять отчетливое произношение звуков;

— формировать умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.

— продолжать развивать фонематический слух;

— формировать умение определять место

звука в слове (начало, середина, конец);

— совершенствовать интонационную выразительность речи.

Задача по ФГОС ДО: Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— формировать интерес к художественной литературе;

— развивать эмоциональную отзывчивость на художественное произведение;

— знакомить с художественными текстами различных жанров (сказка, стихотворение, рассказ).

Средний дошкольный возраст:

— развивать способность к восприятию литературного произведения, к стремлению эмоционально откликаться на описанные события;

—  привлекать внимание произведения; к восприятию на слух форме произведения (стихотворная, прозаическая), к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты);

— формировать умение анализировать художественное произведение при помощи вопросов.

Старший дошкольный возраст:

— формировать умение на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним;

— формировать умение определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка);

— способствовать восприятию наиболее ярких примеров образности языка (определения, сравнения, метафоры);

— обогащать литературный опыт с целью понимания идеи произведения, поступков героев, мотивов их поведения;

— совершенствовать целостное восприятие литературных произведений в единстве их содержания и художественной формы.

Задача по ФГОС ДО: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— подводить к пониманию терминов «звук», «слово»;

— формировать умение вслушиваться в звучание слова;

— развивать слуховое восприятие.

Средний дошкольный возраст:

— развивать фонематический слух: различение на слух и называние слова с определенным звуком;

— закреплять произнесение всех звуков языка;

— продолжать знакомить с терминами «слово», «звук»;

— формировать знания о том, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности;

—  формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком;

— обращать внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

Старший дошкольный возраст:

— продолжать формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры;

— способствовать умению выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова;

— активизировать умение качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

— способствовать правильному употреблению соответствующих терминов;

— формировать умение делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

— способствовать пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова – из слогов и звуков.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук

Формирование коммуникативно-целесообразной речи у дошкольников Развитие речи дошкольников по возрастам Планирование по развитию речи дошкольников Современные типы и методы речевого взаимодействия при восприятии картины

Источник: https://infourok.ru/sovremennie-zadachi-po-rechevomu-razvitiyu-doshkolnikov-3579869.html

Задачи развития речи у дошкольников

Задачи развития речи

Елена Харченко
Задачи развития речи у дошкольников.

О задачах развития речи.

О

дна из важных задач воспитания и обучения в детском саду- развитие речи, обучение родному языку.

Эта общая задача включает ряд частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической)речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

• Владение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления ОО «Речевое развитие»:

1/ Развитие речи

2/ Приобщение к художественной литературе

Основные задачи реализации в программе «От рождения до школы»:

1/ Развитие речи:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2/Приобщение к художественной литературе:

• Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

• Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Принципы реализации задач ОО «Речевое развитие»:

• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

• Принцип коммуникативно — деятельностного подхода к развитию речи;

• Принцип развития языкового чутья;

• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

• Принцип обеспечения активной языковой практики.

Средства реализации ОО «Речевое развитие»:

• Общение взрослых и детей;

• Культурная языковая среда;

• Обучение родной речи на занятиях;

• Художественная литература;

• Изобразительное искусство, музыка, театр;

• Занятия по другим разделам программы

Методы реализации ОО «Речевое развитие»по используемым средствам:

1.Наглядные:

2.Словесные:

3.Практические:

• Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

• Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

• Чтение и рассказывание художественных произведений;

• Заучивание наизусть;

• Пересказ;

• Обобщающая беседа;

• Рассказывание без опоры на наглядный материал

• Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

1. Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов

• Метод наблюдения и его разновидности

• Рассматривание картин

• Чтение художественной литературы

• Пересказ,

• Заучивание наизусть

• Игры-драматизации по содержанию литературных произведений

• Дидактические игры

1. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения

• Обобщающая беседа

• Рассказывание

• Пересказ с перестройкой текста

• Дидактические игры на развитие связной речи

• Метод моделирования

• Творческие задания

Приемы развития речи

1. Словесные

• Речевой образец,

• Повторное проговаривание

• Объяснение

• Указание

• Оценка детской речи

• Вопрос

1. Наглядные

• Показ иллюстративного материала

• Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

1. Игровые

• Игровое сюжетно-событийное развертывание

• Игровые проблемно-практические ситуации

• Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание

• Имитационно-моделирующие игры

• Ролевые обучающие игры

• Дидактические игры

Литература

1. Изучение методической литературы Сентябрь — ноябрь 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д.Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/zadachi-razvitija-rechi-u-doshkolnikov.html

Задачи развития речи детей дошкольного возраста

Задачи развития речи

Развитие речи детей, обучение их родному языку — одна из самых главных задач воспитания в детском саду. Хорошее владение родным языком обеспечивает эффективное речевое общение ребенка с взрослым и сверстниками. Без речевого общения невозможно полноценное развитие речи ребенка, ведь именно взрослые передают ему опыт, знания, умения, культуру.

Научить ребенка пользоваться родным языком в живом, непосредственном общении с людьми — общая задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста. Она в соответствии с основными компонентами языка и речи состоит из частных задач:

ü развитие диалогической (разговорной) речи;

ü формирование связной монологической речи;

ü обогащение, активизация и закрепление словаря;

ü совершенствование грамматической правильности речи;

ü воспитание звуковой культуры речи;

ü воспитание интереса и любви к художественному слову;

ü подготовка к обучению грамоте.

Дети дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают такой формой речевого общения, как устное говорение. Поэтому ребенка необходимо учить слушать и понимать речь, обращенную к нему, поддерживать разговор, отвечать на вопросы, задавать вопросы самому.

Развитие речи детей дошкольного возраста начинается с первого года жизни. Со второго полугодия второго года жизни ребенок сам может обращаться к взрослому, выражая свои мысли, желания, чувства, просьбы.

Он может постепенно вступать с взрослыми в диалог, что значительно расширяет возможности воспитателя осуществлять воспитание и обучение детей дошкольного возраста, в том числе возможности развивать детское говорение, обучать детей родному языку.

Более сложным видом речевой деятельности является монологическая речь-передача сложного развернутого содержания. Связность монологической речи, как отмечал известный исследователь детской речи Ф.А.

Сахин, начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по ее обеспечению сначала выполняет взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок.

Диалог — первая школа развития связной монологической речи ребенка (и вообще активизации его речи).

В диалоге каждый из собеседников отвечает на вопросы второго, а в монологе оратор, последовательно выражая свои мысли, как бы отвечает самому себе. Общаясь со взрослым, ребенок учится задавать вопросы самому себе. Формирование собственно монологической речи — умения связно рассказывать о предмете, событии начинается в младшем дошкольном возрасте.

Чтобы связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект, о котором стоит рассказать, уметь анализировать предмет, определять его основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметом и явлениями.

Для достижения связной речи нужно уметь не только выбирать содержание высказывания, но и использовать необходимые речевые средства: интонацию, логическое ударение, слова, которые наиболее точно очерчивают мысль. Надо уметь строить сложные предложения, использовать различные языковые средства для связи предложений, перехода от одного предложения к другому.

Однако все сказанное не означает, что развивать связную речь можно только после того, как ребенок уже хорошо усвоит фонетическую, лексическую и грамматическую стороны родного языка.

С самого начала формирование навыков выбора слов, речевых и грамматических средств осуществляется в простых формах связной речи.

Когда каждое новое умение — лексическое, фонетическое, грамматическое-используется, мобилизуется детьми дошкольного возраста для построения связного высказывания, можно говорить о реальном освоение воспитанниками этих средств речи.

Таким образом, связная речь, как подчеркивал Ф.А. Сахин, аккумулируя достижения ребенка в усвоении всех языковых средств, в то же время является средством успешного овладения языком-его лексикой, грамматикой, звуковой системой.

Основная единица языка-слово, и совершенствование речевого общения возможно лишь в результате расширения словарного запаса ребенка, что обеспечивает закрепление его знаний и представлений, развитие мышления. Поэтому словарная работа тесно связана с занятиями по ознакомлению с окружающей действительностью.

Важной является и специальная работа над словом как языковой единицей, его смысловым значением. Дети знакомятся с синонимичными отношениями между словами, многозначностью слов.

Слова являются строительным материалом речи, но соединение их в высказывании требует овладения грамматическим строем речи. Формирование грамматического строя речи предполагает работу по трем направлениям:

ü развитие умений изменять слова по формам (существительные по падежам, числам; прилагательные по родам и числам; глаголы по лицам, временам и т.д.);

ü развитие умений строить предложения разных типов;

ü освоение способов образования новых слов (названий детёнышей животных, профессий).

Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное их применение с целью постепенного развития у детей привычки говорить правильно.

Чтобы донести построенное с помощью семантико-грамматических средств высказывание до собеседника, его произносят вслух. Поэтому на протяжении дошкольного детства необходимо всесторонне совершенствовать звуковую культуру речи детей.

Понятие «звуковая культура» включает культуру произношения и речевой слух.

Задача обучения — развить у детей умение четко и правильно произносить все звуки и звукосочетания в словах родного языка соответственно нормам фонетики и орфоэпии, различать при произношении и на слух близкие по звучанию группы звуков. Необходимо развивать артикуляционный аппарат детей, совершенствовать их дикцию, развивать фонематический слух.

Овладение языком как способом общения будет успешным, когда дети овладеют интонационной выразительностью речи, речевым дыханием, ударением.

Воспитание интереса и любви к художественному слову достигается через ознакомление детей с художественной литературой, развитие у них умений слушать и понимать литературные произведения, анализировать их, восстанавливать (читать наизусть стихи, пересказывать сказки и рассказы). Художественное слово, средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, поговорки) должны стать достоянием ребенка, чем он будет пользоваться в повседневной жизни.

Задачей, которая тесно связана с другими задачами развития речи, но существенно от них отличается, является подготовка к обучению грамоте: если до сих пор речь для детей выступала только средством общения, то здесь она впервые становится объектом познания.

Целью подготовки к обучению грамоте является формирование у детей элементарного осознания речевой действительности, ориентировки в звуковой системе речи.

Это достигается через обучение детей звуковому анализу слова, ознакомление со строением слова, словесным составом предложения. На этой основе в дальнейшем осуществляется обучение чтению.

В содержание подготовки к обучению грамоте входит и подготовка к овладению письмом.

Указанные задачи развития речи решаются в каждой возрастной группе, но конкретное содержание их разное, потому что зависит от возрастных особенностей детей. Подготовка к обучению грамоте осуществляется в старшем дошкольном возрасте.

Необходимая работа при решении всех задач развития речи обеспечивается преемственностью в решении каждой из них при переходе от одной возрастной группы к другой и синхронной соотнесенностью различных задач в одной возрастной группе.

работы по развитию речи определяется учебной программой дошкольного образования. В основе этой работы лежит обогащение чувственного опыта, который ребенок приобретает путем ознакомления с явлениями окружающей жизни. Детям сообщаются упорядоченные сведения о доступных их пониманию явлениях быта, природы, труда и общественной жизни, прежде всего нашей республики.

Программой дошкольного образования предусмотрено и формирование у детей собственно речевых умений и навыков (выбор нужного слова из синонимичного ряда, владение элементами словоизменения и словообразования, развитие фонематического слуха, связной речи и др.)..

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 6542; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-49689.html

Ведущие задачи по развитию речи в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС

Задачи развития речи

Надия Ахмедьянова
Ведущие задачи по развитию речи в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС

Ведущие задачи по возрастам

Возрастная группа Задачи

I младшая — развитие понимания речи;

— формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

— формирование произносительной стороны речи;

развитие связной речи.

II младшая — развитие понимания речи;

— формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

— формирование произносительной стороны речи;

развитие связной речи;

— формирование грамматического строя речи.

Средняя — развитие понимания речи;

— формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

— формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Старшая — формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

— формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Подготовительная — формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

развитие связной речи;

— формирование грамматического строя речи;

— подготовка к обучению грамоте.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

— Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову;

Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);

— Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

— Формирование грамматического строя (морфология — изменение слов по родам, числам, падежам; синтаксис — освоение различных типов словосочетаний и предложений; словообразование).

Задачи развития речи детей (по ФГОС)

Возраст Образовательные задачи

по развитию речи по развитию и становлению навыков коммуникации

младший

возраст

2-4,5 лет Развитие словаря

*Расширять и активизировать словарный запас названиями и назначением предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели, их качеств, действий с ними.

* Развивать умение понимать некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы).

Звуковая культура речи

*Учить произносить гласные и простые согласные звуки.

*Развивать речевой слух и речевое дыхание.

*Тренировать артикуляционный аппарат.

*Вырабатывать правильный ритм и темп речи.

*Развивать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

* Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, употреблять простые пространственные предлоги (в, на, за, под).

* Учить употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, называть животных и их детенышей в форме единственного и множественного лица, форму множественного числа существительных в родительном падеже.

* Побуждать использовать в речи простые распространенные предложения с использованием определений, дополнений, обстоятельств.

* Помогать пользоваться предложениями с однородными членами.

Связная речь

* развивать диалогическую форму речи: умение вступать в разговор и поддерживать его с воспитателем и детьми, отвечать на вопросы и задавать их в процессе совместной деятельности.

* Формировать простейшие формы монологической речи (с помощью воспитателя описать игрушку, предметную картинку, рассказать о своих впечатлениях). *Обогащать словарь, необходимый для общения.

*Учить использовать при общении доступные речевые средства.

* Приобщать к использованию простых форм речевого этикета.

* Поощрять доброжелательное отношение детей друг к другу, развивать навыки взаимодействия.

* Развивать речевую активность (умение задавать вопросы, делиться впечатлениями).

Средний-старший возраст

4,5 -7 лет Словарь

* Продолжать обогащение, уточнение и активизацию словаря существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.

* Развивать умение обобщать, сравнивать, противопоставлять.

* Водить в словарь слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет.

* Формировать умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств, качеств и действий.

* проводить работу над смысловой стороной слова.

* Формировать оценочную лексику.

* проводить работу над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.

* Формировать умение подбирать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применять в любом контексте.

* Учить понимать смысл поговорок и пословиц.

* Продолжать работу над смысловой стороной слова.

* Обогащать пассивный и активный словарь.

Звуковая культура речи

* Учить дифференцировать пары звуков, поддерживать умение правильно произносить все звуки родного языка.

* Учить называть слова с заданным звуком, определять место звука (в начале, середине, конце).

* Отрабатывать дикцию,силу голоса, темп речи с использованием скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов.

* Развивать интонационную выразительность.

* Совершенствовать произношение звуков, особое внимание уделять дифференциации свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких.

* Воспитывать интерес к языковым явлениям, развивать лингвистическое мышление, учить составлять загадки и рассказы о словах и звуках.

* Развивать ой аппарат (учить произносить скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно).

Грамматический строй речи

* Продолжать обучение грамматическим формам по согласованию числительных, прилагательных, существительных в роде, падеже, числе, образованию трудных форм глагола в повелительном и сослагательном наклонениях.

* Дать ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразовании (однокоренные слова,глаголы с приставками).

* Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами, учить образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов.

* Учить строить сложные предложения разных типов (сложноподчиненные и сложносочиненные)

* Закреплять умение образовывать названия детенышей животных в самых разных формах и названия предметов посуды.

* Знакомить со словесным составом предложения.

* Воспитывать и поддерживать языковое чутье, внимательное отношение к языку.

Связная речь

* Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, доказывать, рассуждать.

* Формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

*В пересказывании литературных текстов учить связно, последовательно и выразительно воспроизводить текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги и давая характеристику персонажам. Учить творческому рассказыванию, рассказыванию об игрушке или предмете, по картине, на темы из личного опыта.

* В рассказывании по серии сюжетных картин использовать метод коллективного составления текста командами.

Подготовка к обучению грамоте

* Закреплять представление о предложении, учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из заданного количества слов.

* Познакомить с термином «слог», упражнять в делении слов, состоящих из 2-3 слогов, на части, определять количество слогов в слове, составлять слова из заданных слогов, определять ударный слог.

* Обучать звуковому анализу слов. *Продолжать развивать словарь.

необходимый для общения в процессе обогащения представлений об окружающем мире.

* Учить пользоваться разнообразными формами речевого этикета.

* Учить вести конструктивный диалог, с помощью объяснительно-доказательной речи улаживать спорные ситуации.

* Продолжать учить делиться впечатлениями, логично и целостно строить высказывания, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми.

*Учить проявлять инициативу в общении, стремиться к получению новых знаний.

* Совершенствовать речевые навыки,необходимые для общения: умение вступать в разговор поддерживать его подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения, излагать свои мысли понятно для окружающих, высказывать свою точку зрения, убеждать, доказывать, соглашаться, возражать. Конструктивно разрешать противоречия.

* Продолжать учить пользоваться разнообразными формами речевого этикета.

* Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-pedsovete-veduschie-zadachi-po-razvitiyu-rechi-v-raznyh-vozrastnyh-grupah-v-sotvetstvi-s-fgos.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий