Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и рас­ходов (кейнсианского креста).

Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели AD-AS и Кейнсианского креста

Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и рас­ходов (кейнсианского креста).

Колебания равновесного уровня выпуска вокруг экономического потенциала. Мультипликатор автономных расходов. Рецессионный и инфляционный разрывы

Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства

План

Основные понятия

Функция потребления

предельная склонность к потреблению

средняя склонность к потреблению

функция сбережений

предельная склонность к сбережению

средняя склонность к сбережению

факторы потребления и сбережения

функция инвестиций непроцентные факторы мультипликатор инвестиций автономные инвестиции

инициированные инвестиции коэффициент чувствительности инвестиций к ставке процента

Тема 6. СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ И ВВП

6.1. Модель «расходы — выпуск»

6.2. Модель “изъятия — инъекции”

Рекомендуемая литература

1. Кемпбелл Р. Макконнелл, Стенлі Л. Брю. Макроекономіка. – Львів: Просвіта, 1997. – С. 224-233.

2. Савченко А.Г., Пухтаєвич Г.О., Тітьонко О.М. Макроекономіка. – Київ: Либідь, 1999. – С. 297-302.

3. Мікроекономіка і макроекономіка / Кол. авт. під ред. С. Будаговської. – Київ: Основи, 1998. – С. 124-147.

6.1. Модель «расходы — выпуск»

Кейнсианская модель равновесия, или «кейнсианский крест», предусматривает фиксированность уровня цен (рис. 6.1).

Расходы (E)

Фактические расходы

AПланируемые расходы

0 Доход (Y)

Рис. 6.1. “Кейнсианский крест”

Совокупный спрос AD представлен плановыми расходами, суммой, которую домохозяйства и фирмы намерены израсходовать на покупку товаров и оплату услуг: .

Совокупное предложение АS представлено фактическими расходами: .

Фактические расходы отличаются от плановых потому что фирмы вынужденные осуществлять незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы.

Если совокупные расходы меньше дохода , то происходит незапланированное возрастание инвестиций в товарные запасы и производство будет иметь тенденцию к спаду, поскольку экономика постоянно стремится достичь равновесия.

Если совокупные расходы превышают доход , то происходит незапланированное уменьшение инвестиций в товарные запасы и производство будет проявлять тенденцию к возрастанию.

Если совокупные расходы равны доходу , то незапланированные инвестиции равняются нулю.

Равновесный ВВП — это такой объем производства, которому соответствуют совокупные расходы, необходимые для закупки всей продукции, произведенной в текущий период.

Знак «+» — это незапланированное возрастание инвестиций в товарно-материальные запасы — прирост;

Знак «-» — это незапланированное уменьшение инвестиций в товарно-материальные запасы — уменьшение.

Биссектриса означает, что фактические и плановые совокупные расходы совпадают.

В точке A, где доход равняется планируемым расходам, достигается равенство между планируемыми и фактическими инвестициями и сбережениями, то есть устанавливается макроэкономическое равновесие.

Если фактический объем производства , это означает, что фирмы производят больше товаров, чем могут купить покупатели (АDАS).

Спрос возрастает за счет непланового сокращения ТМЗ фирм, что способствует тенденции роста производства и занятости.

постепенно возрастает от до, и снова достигается равновесие: совокупный спрос равняется совокупному предложению (АD = АS).

6.2. Модель “изъятия — инъекции”

Доход от реализации произведенной продукции можно получить только после уплаты налогов :. Часть этого дохода домохозяйства могут сэкономить.

Сбережения представляют собой изъятие расходов из потока “расходы — доходы”: .

Потребление уменьшается и становится меньше общего объема производства. выкупить на рынке всю произведенную продукцию становится невозможно.

Фирмы же не продают всю произведенную продукцию потребителям, часть ее становится инвестиционным товаром и реализуется внутри предпринимательского сектора. Поэтому инвестиции рассматриваются как инъекции (дополнение) в поток “доходы — расходы”, а это, в свою очередь дополняет потребление. Ведь инвестиции представляют собой компенсацию на сбережения.

Если объем ВВП будет ниже равновесного уровня .

Если объем ВВП будет превышать равновесный уровень .

Если объем ВВП будет совпадать с равновесным уровнем .

, означает, что изъятие средств сбережения полностью компенсируется инъекциями инвестиций.

Это равенство определяет равновесный ВВП.

Модель “изъятия-инъекции” представлена в такой графической интерпретации (рис. 6.2):

Сбережения (S) и

инвестиции (I)

S

A

0 Доход, выпуск(Y)

Рис. 6.2. Модель ”изъятия- инъекции”

Графически равновесный ВВП можно определить в точке пересечения кривой сбережений S и планируемых инвестиций . В точке равновесия А домохозяйства намерены сэкономить столько же, сколько предприниматели желают инвестировать.

Если фактический доход превышает равновесный уровень, имеет место тенденция к сокращению производства: .

Если фактический доход меньше равновесного уровня, наблюдается тенденция к росту производства: .

Кейнсианская модель товарного рынка для закрытой экономики без участия государства имеет такой вид:

общее условие равновесия:

совокупные затраты;

функция потребления;

функция инвестиций.

Подставим функции потребления и инвестиций в уравнение совокупных расходов. Получим , тогда уравнение общего условия равновесия будет иметь такой вид: .

График этой модели “кейнсианский крест” (см. рис. 6.1).

Наклон линии к горизонтальной оси определяется предельной склонностью к потреблению : чем склонность высшая, тем наклон к горизонтальной оси больший.

Равновесие товарного рынка достигается в точке пересечения линий и .

В соответствии с классической экономической теорией в точке равновесия и объем производства всегда равняется потенциальному или объему ВВП при полной занятости. Кейнс отрицает механизм саморегулирования.

Равновесие спроса и предложения большей частью не совпадает с полной занятостью: в точке А совокупный спрос равняется совокупному предложению , но равновесный объем производства не всегда равняется потенциальному (рис. 6.3).

Уровень цен (P)

LAS

AS

A

AD

0 Доход (Y)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_118629_paradoks-berezhlivosti-vzaimosvyaz-modeli-AD-AS-i-keynsianskogo-kresta.html

Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и расходов

Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и рас­ходов (кейнсианского креста).

КМ трактует эк-ку в кратк. периоде. Краткоср. кривая AS исх. из след. усл-й:

1.неполн занятость в эк-ке;

2.цены на тов. и номин. з/п жесткие. В этих усл-х кривая сов. предл-я гориз-на.

V сов предл-я в кр. периоде завис. гл образом от величины сов спроса. В усл. неполн. занятости ф-ров пр-ва и жесткости цен колебания сов спроса вызыв. прежде всего изм-я V выпуска. Если правительство хочет увелич. V выпуска в эк-ке,согл. кейнс-му подходу,оно д. стимулир. сов спрос при помощи фиск. и ден. политики.

Парадок бережливости.Если прирост сбереж-й не сопров. приростом инвест-й, любая попытка дом. хоз. больше сбер-ть окажется тщетной в связи со значит сниж-м равновесн ВВП,обусловл-м эф-том мультипл.

Рост сбер-й м. оказать на эк-ку антиинфляц-е воздействие в усл., близких к полной занятости ресурсов: спад потр-я и следующее за ним сокращ-е сов расходов, занятости и выпуска (с эфф.мультипл-ра) ограничивают давление инф-ии спроса – сов спрос сниж. от АD до AD1,что сопров. спадом пр-ва от У1 доУ2 и сниж-м ур.цен от Р1 до Р2.

Крест Кейнca конкретизирует модель AD-AS для целей кратк-го макроэк-го анализа с «жесткими» ценами и не м. быть использован для исслед-я долгоср-х последствий макроэк-й политики,связ. с ростом или снижением уровня инфляции.

Дискреционная фиск. политика.

ДФП-сознательное изм. прав-вом гос. расходов и налогов.Она может осущ. С помощью прямых и косвеных инстр-тов.Прямые-изм.гос.закупок тов. и услуг.Косвеные-отн.изм. в налогооблажении(ставок налогов,налоговых льгот).Эта политика связана с осущ.правит-х программ занятости, соц.програмы,изм.налогов.сис-мы.

Эк-ка нах. В точке равновесия А.Равновесн. выпуск =Е1=У1.

Допустим, что со спадом произ-ва прав-во приняло решение поддержать сов.спрос за счёт увелич. гос. закупок. Гос.расходы постоянны для любого выпуска прод-ции, поэтому они приведут к ↑ сов.расходов на ту же величину.

В ответ на это фирмы начнут расшир. произв-во.Оно продолжится до тех пор,пока не наступит рав-ва между сов. спросом и V выпуска.Прирост выпуска прод-ции превыш. V гос. закупок, т.е. они облад. эфф-том мультипликации.

Мультипликатор гос.расходов-показыв. изм. выпуска прод-ции, дохода в рез-те сум. расходов гос-ва. Мг.р.=1/1-МРС

Трансферты-платежи, кот. делает гос-во не в обмен на товары и услуги.Гос-во выплачив.трансферты д/х и фирмам. Мт.р.=МРС/МРS

Мультиплик. трансфертов-коэф-т,кот.показ. во сколько раз ↑(↓) сов.доход при ↑(↓) трансфертов на 1. . Мт.=МРС/МРS

Эфф-ть фискальной политики.

Эфф-сть ФП сост в том, что она помогает в избегании эк шоков, а также позволяет сгладить колебания делового цикла. Стимулир-ая ФП использ-ся для предотвращения длительного спада, а сдерживающая — инфляции.

Положительные стороны.1. ↑ соц трансфертов и ↓ нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к ↑AD, а с др – позволят ↓ дифференциацию доходов в об-ве. М.б. использ-но для увеличения гос собственности и степени вмешательства гос-ва в эк-ку. 2. Стимулирование эк роста. Происходит ↑AD => ↑Y.

↓ ставки налога на прибыль будет стимулировать I в связи с ↑ их прибыльности, если же будет ↓ ставка подоходного налога — ↑ S и стимулы к труду, =>↑AS и ↑Y. 3. Встроенные стабилизаторы включаются автоматически. Проблемы. 1.

Временные лаги: внутренние (период времени от осознания того, что в стране начинается спад пр-ва или инфляция до понимания необходимости принятия конкретных действий) и внешние (период времени от утверждения нужных мер до получения эффекта от их реализации). 2.

Практически невозможно точно рассчитать влияние изменения параметров ФП на совок расходы, а тем более на реальную эк-ку. 3. Эффект вытеснения — ↑G→↑бюджетный дефицит →дополн-ый выпуск ценных бумаг→↑% ставки→↓частных инвестиций и C. G вытесняют частные расходы. 4.

↑ совок расходов (↑цен вследствие действия эффектов % ставки, богатства, импортных закупок ведёт к ↓ AD). 5. На определ стадии эк цикла служит фискальным тормозом. 6. ФП подвержена влиянию полит цикла, что не способствует повышению её эфф-ти.

Для определения правильности проводимой правит-вом НФП необходимо оценить её рез-ты (↑ или ↓ бюджетных дефицитов или излишков). Для этого используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек госбюджета, если бы эк-ка функц-ла в условиях полной занятости.

Бюджетный дефицит

БД – сумма, на которую в данном году расходы госбюджета превысили доходы. Его наз-ют первичным BD и рассчитывают по ф-ле: BD=G-T. Сущ неск-ко способов финанс-ия БД: ● повышение налоговых ставок, введение специальных налогов (исп-ся редко, т.к.

ведёт к сокращ объёма выпуска); ● долговое финансирование: внутр — для покрытия БД осущ-ся выпуск и продажа гос ценных бумаг на откр фондовом рынке суб-ам хоз-ия, населению (способ малоинфляц-ый); внеш — связано с продажей гос ценных бумаг правит-ам, суб-ам хоз-ия, населению др стран; ● денежное финанс-ие (монетизация БД) осущ-ся путём выдачи ЦБ правит-ву кредитов для покрытия БД, что ведёт к инфляции. Если уровень P в стране ↑, то может возникнуть эффект Оливера-Танзи – сознательное отсрочка уплаты налогов налогоплательщиком в гос бюджет; ● внешние займы; ● отсрочка платежей правит-ва, местных органов власти за товары; ● средства, полученные от приватизации гос собственности;

Сущ 3 концепции регулир-ия БД: 1) концепция ежегодно балансируемых бюджетов — балансирование бюджета осущ-ся с помощью оперативного гос регулир-ия доходов и расходов; 2) идея бюджета, балансируемого на циклической основе — предполагает что правит-во реализует антициклич пол-ку и одновременно балансирует бюджет (не ежегодно, а в ходе эк цикла); 3) концепция функц-ых финансов (в периоды подъема эк-ки поступления в бюджет ↑ автомат-и => БД будет сам-но ликвидир-ся).

Последствия БД: рост объема S, используемых для финанс-ия G, и ↓ величины ср-в, направл-ых на финанс-иe I. =>↓ уровня жизни. Сеньораж — доход гос-ва от печатания денег.

Возникает на фоне превышения роста М над темпом роста реального ВВП, что приводит к ↑ среднего уровня цен.

В рез-те все эк агенты платят своеобразный инфляц-ый налог, и часть их доходов перераспред-ся в пользу гос-ва через возросшие цены.

Государственый долг

ГД — это сумма задолженности страны своим или иностр юрид-им, физ-им лицам, правит-ам др стран. Сост из общей накопленной суммы БД (за вычетом бюдж излишков) и суммы финанс обязательств иностр кредиторам на определ дату. Внутренний — это ГД населению, субъектам хоз-ия своей страны.

Внешний — задолженность физ-им, юрид-им лицам, правит-ам др стран. ГД: краткоср (до 1 г) среднеср (до 5), долгоср (свыше 5). «Бремя ГД» — доля ГД в совокупном доходе (ВВП) – D\ВВП.

Причины возникновения ГД: • долговое финанс-ие; • прямое заимствование ср-в у иностр гос-в; • продажа гос ценных бумаг иностр юрид-им и физ-им лицам, гос-ам.

Последствия ГД: • сокращ-е запасов К в эк-ке (покупка насел-ем, суб-ами хоз-ия гос ценных бумаг вместо инвестир-ия); • ↑ ставки ссудного %, =>↓ частных I в эк-ку, NX и частично C; • %-ые платежи по ГД очень обременительны для населения, т. к.

покрываются за счет ↑ налогов и дополнит-го выпуска денег; • выплаты внутр-го долга сопровожд-ся перераспред-ем доходов в пользу наиболее обеспеч-ых слоев населения; • из-за внешн долга возможно ↓ уровня жизни населения; • большой внеш долг снижает междунар-ый авторитет страны и может осложнить получ-е новых иностр займов. Способы ↓ ГД: 1) ↑ дохода бюждета путём введения спец налогов и ↓ его расходов с помощью секвестирования – ежемесячное пропорц ↓G практич по всем статьям бьджета; 2) монетизация БД – ЦБ выпускает дополн-е кол-во денег; 3) полный или частич отказ от уплаты долга – связано с войнами. Способы ↓ внешн ГД: • использов-е золотовалютных запасов страны; • отсрочка выплаты.



Источник: https://infopedia.su/8xce21.html

Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и расходов (кейнсианского креста)

Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и рас­ходов (кейнсианского креста).

Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика

Бюджетно-налоговая политика – система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей

† Цели регулирования:

„ Общие макроэкономические — обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции;

„ По срокам: краткосрочные и долгосрочные

„ В зависимости от фазы цикла: стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия):

† Краткосрочные: преодоление циклического спада экономики (увеличение государственных расходов, снижение налогов)

† Долгосрочные: расширение совокупного предложения и стимулирование экономического роста (налоговая реформа, оптимизация структуры государственных расходов)

„ сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция):

† Краткосрочные: ограничение циклического подъема экономики и сдерживание инфляции спроса (снижение госрасходов и повышение налоговых ставок)

† Долгосрочные: применение может привести к снижению совокупного предложения и стагфляции

Основные концепции бюджетно-налоговой политики

Классическая школа

† фискальная политика не является стабилизационной и рассматривается

как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций

† приводит лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике

„ Монетаризм

† налоги рассматриваются как инструмент воздействия на количество денег в обращении

† при бюджетном дефиците происходит продажа государственных облигаций, что влияет на содержание портфеля активов экономических субъектов (финансовых и реальных).

Рост стоимости государственных облигаций рассматривается как рост благосостояния, что вызывает рост потребления (эффект имущества) либо влечет рост требований к доходности акций и снижает их привлекательность (эффект субституции), что снижает уровень инвестиций в реальные активы

Экономика предложения

† сокращение налогов влияет на совокупное предложение

† снижение налоговых ставок стимулирует деловую активность и ведет к увеличению налоговых поступлений

† увеличение государственных расходов в инфраструктуру снижает частные расходы, повышает эффективность производства и влечет рост совокупного предложения в долгосрочном периоде

Кейнсианская школа

† Фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход

† При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика

† Новое равновесие после фискальных мероприятий устойчиво только в краткосрочном периоде

Следует учитывать, что смещение кривой совокупных расходов обусловлено изменением автономных расходов, которые не зависят от уровня национального дохода

† изменение расходов, зависящее от уровня доходов, характеризуется движением по кривой совокупных расходов

† угол наклона кривой совокупного спроса характеризует влияние прироста дохода на уровень совокупного спроса и определяется значением mpc

В теории мультипликатора оценивается влияние на уровень равновесного выпуска Y изменения уровня автономныхрасходов

† Это изменение показывает мультипликатор автономныхрасходов

† Прирост уровня национального дохода характеризуют отрезки BC+DF…, которые характеризуют движение в сторону равновесного выпуска

† При чем первоначальный прирост национального дохода равен приросту автономных расходов, т.е. BC=AB. В дальнейшем убывание эффекта автономных инвестиций определяется углом наклона кривой совокупных расходов, т.е. прямо зависит от значения mpc

где a+I+G – соответственно, потребительские, инвестиционные и государственные автономные расходы, не зависящие от величины дохода.

Эффект вытеснения – уменьшение совокупного спроса, вызванное повышением процентной ставки на рынке ссудного капитала вследствие бюджетной экспансии

Дискреционная фискальная политика. Государственные закупки. Мультипликатор государственных расходов. Социальные выплаты (трансферты) и их влияние на совокупный выпуск. Мультипликатор трансфертов

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции

„ в период спада в целях стимулирования совокупного спроса создается дефицит государственного бюджета в следствии роста государственных расходов и/или снижения налогов

„ в период подъема для предотвращении инфляции спроса создается бюджетный излишек в следствии роста налогов и снижения государственных расходов

† Недискреционная фискальная политика (политика встроенных стабилизаторов) – бюджетно-налоговая политика, не предполагающая изменения экономической политики (ставок налогов, уровня бюджетного дефицита), при которой изменения бюджетно-налоговых характеристик происходит автоматически, под влиянием экономического цикла

„ позволяет снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и объема производства, не прибегая к частым изменениям экономической политики

„ экономических спад влечет снижение налоговых поступлений, рост социальных расходов государства, т.е. рост бюджетного дефицита; в период подъема происходит обратный процесс

Государственные расходы

„ государственные закупки (изменяют уровень совокупного спроса и национального дохода)

† государственные инвестиции

† государственное потребление товаров и услуг

† выплата из бюджета заработной платы

„ трансфертные расходы (перераспределяют национальный доход)

† субсидии, пособия домашним хозяйствам

† социальное обеспечение (расходы на начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, противоэпидемические мероприятия, культурные мероприятия)

Результаты фискальной политики – воздействие на совокупный спрос (кейнсианский подход)

„ изменение уровня государственных закупок

„ изменение величины налогов и трансфертов

† рост трансфертов обусловливает рост располагаемого дохода домохозяйств, что влечет рост потребительских расходов, совокупного спроса и национального дохода

† рост трансфертов (субсидий) компаниям повышает их располагаемые доходы и используется для финансирования дополнительных инвестиционных расходов

† снижение налогов на доходы домохозяйств и компаний обусловливает рост их располагаемого дохода и используется для увеличения потребительских или инвестиционных расходов

Мультипликатор государственных расходов –отношение прироста ВВП к приросту обусловивших его государственных расходов

† Величина мультипликатора прямо зависит от предельной склонности экономики к потреблению

Трансфертные платежи имеют меньший в эффект по сравнению с государственными расходами: первоначальный влияние госрасходов полностью трансформируется в рост ВВП; трансферты повышают уровень располагаемого дохода потребителя, рост расходов в этом случае снижается на величину сберегаемой части дополнительного дохода

Мультипликатор трансфертов – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов

где Y–T+tr – располагаемый доход (Yd);

T – налоги; tr – трансферты.

Просмотров 1567 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/1-31624.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий