ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

42.Взаимодействие государства и иных элементов политической системы общества

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Государствозанимает центральное, ведущее положениев политической системе общества, таккак оно:

1)выступает в качестве единственногоофициального представителя всегонарода, объединяемого в пределах еготерриториальных границ по признакугражданства;

2)является единственным носителемсуверенитета;

3)обладает специальным аппаратом (публичнойвластью), предназначенным для управленияобществом; имеет силовые структуры(вооруженные силы, милицию, службубезопасности и т.п.);

4)обладает, как правило, монополией направотворчество;

5)владеет специфическим набором материальныхценностей (государственная собственность,бюджет, валюта и т.д.);

6)определяет главные направления развитияобщества.

Государствовыступает не только самостоятельнымсубъектом политики, но и призванорегулировать поведение иных субъектовполитических отношений, обладая в этойсфере весьма широкими полномочиями:

А)может устанавливать в законодательствеправовой режим организации ифункционирования всех иных субъектовполитики — политических партий, движений,групп давления и т.п.;

Б)регистрирует их соответствующимиорганами (как правило, министерствомюстиции) и привлекает к участию вобщественных и государственных делах;

В)может осуществлять надзор за законностьюдеятельности всех иных субъектовполитики и применять меры принужденияза соответствующие правонарушения.

Органыгосударства и иные субъекты политическойсистемы общества

Длятого чтобы полнее изучить государственныйаппарат, необходимо рассмотреть егосоотношение с органами местногосамоуправления.

Местноесамоуправление— это самостоятельная деятельностьнаселения определенной территории порешению вопросов местного значения,исходя из интересов всех жителей даннойтерритории. Его суть заключается вавтономности, самостоятельностинаселения от органов государственнойвласти в решении местных проблем.

Содной стороны, местное самоуправлениеотделено от государственного управления,с другой — оно тесно связано с ним. Этовыражается прежде всего в том, что органыместного самоуправления могут наделятьсязаконом отдельными государственнымиполномочиями с передачей необходимыхдля их осуществления материальных ифинансовых средств.

Населениеосуществляет право на местноесамоуправление как непосредственно(местные референдумы, муниципальныевыборы, собрания и сходы граждан), таки через создаваемые им органы местногосамоуправления.

Органыместного самоуправления характеризуютсяследующими чертами:

а)структура и компетенция этих органовопределяется населением самостоятельно;

б)обладают полномочиями на решениевопросов местного значения;

в)в пределах своей компетенции издаютправовые акты;

г)являются юридическими лицами;

д)не входят в систему органов государственнойвласти.

Вполитической системе общества нарядус государством и органами местногосамоуправления важную роль играют ипартии, которые в процессе борьбы завласть могут по-разному взаимодействоватьс государственным аппаратом.

Политическаяпартия— это наиболее активная и организованнаячасть социальной группы или класса,выражающая их интересы, связаннаяидеологической общностью и борющаясяза политическую власть.

Партиипреследуют определенные цели, добиваясьрешающих позиций в осуществлениигосударственной власти, влияния наполитическую жизнь и организациюобщества. В политической системе, какправило, действуют несколько партий,что связано с противоречиями междуклассами и социальными слоями, борьбойза преимущества в проведении именносвоей политики.

Структураполитических партийсостоит из партийного аппарата, рядовыхчленов (партийной массы), сторонниковпартии.

Общественно-политическоедвижение— это наиболее активная часть общества,призванная выражать интересы определенныхсоциальных групп граждан и направленнаяна достижение какой-либо значительнойполитической цели.

Вдвижение включаются лица, не удовлетворенныедеятельностью тех или иных партий, нежелающие ограничивать себя их уставныминормами и программными устремлениями,а также не имеющие четко выраженныхполитических интересов.

Отличиеобщественно-политических движений отполитических партий:

1)социальная база движений более широкая,аморфная, пестрая (к одному и тому жедвижению могут принадлежать представителиразличных социальных, идеологических,национальных, конфессиональных и другихгрупп);

2)общественно-политические движения, какправило, придерживаются только однойполитической концепции и добиваютсярешения одной крупной политическойпроблемы, имеют одну цель, а не комплексцелей, как партии (достигнув этой цели,движение прекращает свое существование);

3)общественно-политические движения, нестремясь к власти, пытаются воздействоватьна нее, «повернуть» данную власть крешению своих проблем (при борьбе завласть общественно-политическое движениетрансформируется в политическую партию);

4)центром политической активности вобщественно-политическом движениивыступает его ядро (авангард) — инициативныегруппы, клубы, союзы и т.д.;

5)в общественно-политическом движенииотсутствуют формальная внутренняяиерархия, четко выраженное постоянноечленство и соответствующие документы(программа, устав и пр.).

Группадавления— общественное объединение, активнодобивающееся удовлетворения собственныхинтересов с помощью целенаправленноговоздействия на структуры политическойвласти.

Понятие«группа давления» раскрывает динамикупревращения социально-групповыхинтересов, возникающих в гражданскомобществе, в политический фактор. Это -формальные объединения граждан с четковыраженной организационной структурой,устоявшимися функциями и профессиональнымкадровым аппаратом (профсоюзы, церквии т.д.).

Группыдавления в связи с их относительножесткой организационной структуроймогут оказывать большое воздействиена политическую жизнь страны, котороепо силе нередко превосходит влияниеполитических партий.

Известны случаи,когда могущественные профсоюзы илиобъединения предпринимателей заставлялиправительство отступать перед ихтребованиями.

С этой целью они применялиразличные формы и методы политическогодавления: пропагандистские кампании всредствах массовой информации, забастовки,пикеты, шествия, митинги и т.п.

Источник: https://studfile.net/preview/5645473/page:34/

II. Взаимодействие государства с иными элементами политической системы общества

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Политические системы реализуют те или иные политические режимы, т.е. методы и способы осуществления государственной власти, и органично поэтому связаны с государственными режимами.

Более подробно политические системы изучаются политологией.

В рамках же теории государства основное внимание уделяется лишь некоторым аспектам политических систем, в частности взаимоотношениям государства с иными социальными институтами.

Во-первых, с политическими партиями, поскольку они являются важнейшими социальными институтами жизни общества.

Политическая партия — это, как правило, весьма формализованная организация со своей структурой, выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных групп, объединяющая наиболее активных их представит лей, ставящая своей целью завоевание политической власти. Государство — как раз тот социальный институт, где партийные цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает объектом политической борьбы.

Различают парламентские партии, ставящие своей целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

Во-вторых, взаимоотношения государства с национальными движениями. Эти взаимодействия весьма многоплановы, поскольку национальные движения представляют собой гораздо менее формализованные общественные формирования, чем политические партии. Это различные фонды, союзы, соборы и т. д. Они, как правило, не имеют членства, структура их размыта.

В департизированном и деидеологизированном государстве цели и задачи национальных движений воспринимаются аппаратом государства не организационно, не институционально, а через сложную систему идеологического воздействия

В-третьих, взаимоотношения государства с профсоюзами и другими общественными организациями. В демократических государствах они также сложны и многообразны. Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.

Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества с государством, то противоборствовали ему.

В конвергенционных политических системах, особенно характерных для перехода от распределительной к рыночной социальной среде, деятельность профсоюзов придает этим системам своеобразные анархо-синдикалистские свойства.

В таких системах те или иные профсоюзные организации становятся мощным прессом воздействия на правительство для повышения оплаты труда, получения разнообразных льгот и т.п.

Угрозы забастовок, экономические и политические требования сопровождают деятельность профсоюзов, заставляя государство попеременно удовлетворять требования то одних, то других групп трудящихся, что разрушает в конечном счете единое экономическое пространство, ведет к инфляции, спаду производства и другим бедам.

В-четвертых, взаимоотношения государства с религиозными организациями.

Истории известны теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические.

В обществах, где господствуют некоторые религиозные системы, например ислам (современный Иран), религиозные организации определяют социальные цели и смысл общественной, политической жизни, выступают фактически стержнем политической жизни.

В тоталитарно-распределительных системах, как правило, государство влияет на церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы (СССР) применяют открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной жизни общества.

В большинстве политических систем современности государство отделилось от церкви. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы и автономии религии.

Это происходит в либерально-демократических политических системах.

В целом церковь в таких системах — важный элемент и целью ее является нравственно-религиозное, духовное воспитание, но отнюдь не вмешательство в политическую жизнь.

В-пятых, взаимоотношения государства с органами самоуправления общества.

Такие органы возникают для решения так называемых местных дел: бытового, коммунального устройства, организации самоуправления на уровне городов, районов и пр. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания и т.п.

Органы самоуправления играют большую роль в самых массовых, «низовых» политических структурах общества. Вопрос о принадлежности органов самоуправления к государственной власти или автономности от нее решается в каждом обществе по-разному.

В Конституции РФ, в частности, органы самоуправления отделены от государства. Им передается самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

А осуществляется местное самоуправление гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Итак, государство — важнейший элемент системы общества, но свои функции оно выполняет только во взаимодействии со всеми социальными институтами.

Политическая система общества есть органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного — завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей.

Характер политических систем определяется той социальной средой, в которой они возникают и функционируют. Они имеют динамический характер (эволюционируют, перестраиваются), но всегда возникают объективно в интересах либо тех или иных социальных сил, либо всего общества в целом.

Предыдущая9101112131415161718192021222324Следующая

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 4099; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/4-99198.html

Взаимодействие государства с другими субъектами политической системы общества

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

В данной статье рассмотрена роль государства как особого звена в политической системе общества. Автором делается оценка места государства относительно других субъектов политической системы общества.

При исследовании вопроса о роли и месте государства как особого звена в политической системе общества очень важно определить характер связей между государством и другими субъектами политической системы общества. Взаимоотношения государства с другими субъектами политической системы показывают, насколько схожи их принципы построения и функционирования, и демонстрируют степень совпадения их конечных целей и задач.

Взаимодействие государства с политическими партиями

«Политическая партия — имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей» [3, с. 678]. Иными словами, политической партией является сформированная группа единомышленников, целью которой выступает реализация интересов части общества посредством полного завоевания государственной власти или же путём частичного участия в её осуществлении. По способу завоевания власти политические партии разделяются на: 1) партии, участвующие в парламентской деятельности; 2) партии, которые завоевывают власть демократическим путём; 3) партии, которые ставят перед собой задачу по насильственному преобразованию общественного строя. По степени участия в государственных делах можно выделить не только парламентские партии, но и партии, уже стоящие у власти – правящие. Политическая партия реализовывает свою власть путём расстановки своих членов на главные государственные посты. Бывают такие случаи, когда взаимодействие партии с государством приводит к политической системе, определяемой термином «партийное государство». В таком государстве функционирует лишь одна властвующая партия, её идеология становится государственной, в итоге происходит объединение партии и государственного аппарата. Партийный лидер фактически становится главой государства. В партийном государстве все иные общественные организации находятся под партийным контролем, а политическая система становится тоталитарной.

Абсолютной противоположностью такой политической системе являются многопартийные политические системы, в которых важные государственные решения принимаются демократическим путём.

В таких политических системах государство организовывает свои взаимоотношения с парламентскими партиями по следующему принципу: «сформулированные как правовые требования претензии различных классов и социальных групп переходят в предмет анализа в ходе законодательного процесса, с соблюдением политико-правовых норм и процедур» [1, с. 102].

Взаимодействие государства с общественными объединениями

Взаимоотношения между государством и общественными объединениями выступают одним из главных показателей демократичности государственной власти.

Когда государство старается сотрудничать с общественными объединениями, обеспечивая им свободное функционирование и помогая им развиваться, при этом гарантируя их самостоятельность в принятии решений собственных проблем, связанных с внутренней организацией, то подобное государство имеет характеристику демократического, так как оно оказывает содействие в реализации одного из важнейших прав человека – права объединяться в различные союзы с целью охраны и защиты своих интересов, а также для достижения общих целей.

Взаимоотношения государства с общественными объединениями имеют двухсторонний характер. Это означает, что государство устанавливает статус общественных объединений, а также определяет пределы их деятельности и объём принадлежащих им полномочий.

Общественные объединения, в свою очередь, принимают участие в определении политики государства, осуществляют контроль за качеством деятельности органов государственной власти. В юридической литературе [2, с.

311 — 132] определяется ряд основных направлений в области сотрудничества государства с общественными объединениями: 1) государственное информирование общественных объединений относительно положения дел в разных сферах жизни общества, а также о решениях принимаемых органами государства; 2) совместная деятельность государства и общественных объединений в области решения общесоциальных проблем, таких как охрана труда, окружающей среды, общественного порядка и памятников культуры; 3) осуществление правотворчества и законотворчества: с помощью депутатов и партийных фракций общественные объединения оказывать влияние на процесс правотворчества, изучая общественное мнение, они проводят социальную экспертизу законопроектов и прочих нормативных правовых актов.

В свою очередь, государство производит контроль над: 1) законностью существования общественных объединений и их деятельности путём регистрации и проверки их уставных документов, а также наблюдения за тем, чтобы деятельность таких общественных объединений не выходила за границы, обозначенных в уставе целей и задач; 2) законностью источников доходов таких объединений; 3) своевременной уплатой объединениями установленных налогов, если их деятельность вообще подлежит налогообложению. Государство вправе приостановить деятельность общественных объединений, запретить всякое их участие в жизни общества (по решению суда), а также ликвидировать их вовсе в случаях ,предусмотренных законом.

Взаимодействие государства с церковью

Церковь – это общественная организация, которая объединяет людей, соблюдающих определённую религиозную веру или конфессию. В политических системах большинства стран церковь исключена из их состава. Именно поэтому и произошло отделение государства от церкви. Данный принцип зафиксирован в конституциях таких стран.

Государство формально не включается в церковные дела, а церковь — в государственную жизнь и политику. В случае такого взаимодействия реализуется принцип свободного вероисповедания и автономии религии.

Таким образом, в зависимости от уровня отношений с церковью, различают три вида государств: светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает полное изолирование церкви от государства при разграничении сфер их деятельности.

В таком государстве церковь не исполняет политических функций, а, следовательно, не может являться элементом политической системы общества.

Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви, однако при этом находится на страже законной деятельности религиозных организаций, регулируя самые важные аспекты.

Теократическое государство является очевидной противоположностью светскому государству, ведь в нём прерогатива осуществления власти принадлежит церкви. В таком государстве монарх одновременно является и верховным священнослужителем (в качестве примера такого государства можно привести Ватикан).

Промежуточным вариантом между светским и теократическим государствами выступает клерикальное государство.

Такое государство не едино с церковью, но тем не менее церковь при помощи институтов, установленных законодательно, определяющим образом оказывает влияние на государственную политику.

В клерикальных государствах церкви принадлежит право регистрации актов гражданского состояния, а в некоторых случаях – и возможность регулирования брачно-семейных отношений.

Воздействие церкви и религиозных организаций на политическую жизнь определяется прежде всего уровнем развития демократии в стране и характером политического режима.

В государствах с демократическим устройством обычно признаётся равенство религий и их церквей, в обществе существует свобода вероисповедания, а церковь изолирована от государства. Привилегии и любая дискриминация по отношению к той или иной религиозной организации запрещены.

В тоталитарных политических системах за формальным невмешательством в дела религиозных организаций скрывается фактический контроль деятельности церкви, а также попытки установления контроля над священнослужителями.

Что касается обществ, где господствуют религиозные системы, такие как ислам, то в них религиозные организации имеют особое влияние на функционирование государственных органов, задавая и определяя социальные цели и выступая фактически в качестве самого важного института политической системы.

В таких обществах отношения государства с религиозными образованиями крайне противоречивы, они изменяются от абсолютного подчинения государственных органов религиозным организациям и их требованиям до острых конфликтов между государством и членами религиозного фундаментализма.

Итак, государство является важнейшим элементом системы общества, однако все свои функции оно выполняет только лишь во взаимодействии со всеми рассмотренными институтами.

Политическая система общества является гармоничным симбиозом государства и других социальных элементов, которые, несмотря на различные политические функции, объединяются вокруг целей и идеалов, господствующих в конкретном обществе, с целью завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей.

Характер политических систем определяется социальной средой, в которой они возникают и функционируют в интересах тех или иных социальных сил либо всего общества в целом.

Источник: https://novainfo.ru/article/6115

Соотношение государства с другими элементами политической системы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Государство как элемент политической системы общества

Место и роль государства в политической системе общества

Государство — это организация политической вла­сти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, ре­лигиозных, национальных и т.п.) в пределах определен­ной территории.

Эти два понятия можно рассматривать как целое и часть. Государство — часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие полити­ческих интересов. Оно занимает ведущее место в поли­тической системе общества. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:

• является единственным легитимным представителем своего народа, имеет самую широкую социальную основу, выражая инте­ресы основной части населения;

• является единственным носителем суверенитета;

• обладает публичной властью и является единственной политической организацией, обла­дающей специальным аппаратом управления и принужде­ния, распространяющим свою власть на всех членов обще­ства;

•располагает широким набором средств воздействия на сво­их граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

• обладает монополией на правотворче­ство, устанавливает правовые основы функционирования всей по­литической системы и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, оп­ределяющие порядок создания и деятельности других по­литических организаций;

• располагает огромными материальными ресурсами, позво­ляющими обеспечить реализацию своей политики, являясь основным собственником средств производства, земли, ее недр и т.д.;

•выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

https://www.youtube.com/watch?v=ozGG8seJeus

Государство выступает в качестве гаранта стабильно­сти в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других — как агрессор.

Современное демократическое государство обеспечи­вает общественные интересы, концентрирующие интере­сы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисса.

Понимание природы государства неизбежно предполагает и осознание связей его с другими сферами общественной жизни и элементами политической системы общества. Ис­пытывая влияние экономики, морали, права, политических партий и организаций, религии, культуры и др. явлений, государство само оказывает на них существенное воздей­ствие.

В стабильных демократических обществах функцио­нальная связь государства с другими общественными сфе­рами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепля­ющий тенденцию к понижению роли и методов политичес­кого регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов само­организации экономической и общественной жизни.

Прежде всего, необходимо отметить значительную детер­минирующую (причинно-обусловленную) роль экономики в отношении государства.

Идею об обусловленности государ­ственной власти имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель. А.Смит настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. К.

Маркс четко подчеркивал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политичес­кий и духовный процессы жизни.

Исходя из социально-экономических условий и других факторов, многие ученые выделяют пять типов государств:

» традиционные примитивные,

» традиционные цивилизованные,

» государства переходных обществ,

» государства периода промышленных революций,

» государства общества высокого массового потребления.

В свою очередь государство оказывает большое влияние на экономику. Характер этого влияния может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным.

В современной России без помощи государства в принципе невозможно утверждение рыночных отношений, проведение реформ, развитие предпринимательства, создание конкурентной сре­ды, ликвидация монополизма в сфере экономических отно­шений.

Сейчас настоятельно выдвигается задача увеличения роли государства как центра экономического регулирова­ния, важнейшего инструмента решения социальных, куль­турных, природоохранных и иных проблем.

Государство нуж­дается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависи­мость государства от права проявляется: 1 — во внутренней ор­ганизации государства и 2 — в его деятельности.

1. Исторический опыт доказывает, что для своего существова­ния государство, как организация, нуждается в праве.

Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями.

Посредством права закрепля­ются форма государства, устройство государственного аппара­та, компетенция государственных органов и должностных лиц.

Принципиальная важность права во внутренней органи­зации государства проявляется в том, что оно создает юриди­ческие гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Отношения между государствен­ными структурами получают правовое урегулирование, превра­щаются в правовые отношения.

С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими ор­ганами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, феде­ральных органов и органов членов федерации является необ­ходимым условием существования федерации как единого, це­лостного государства.

Право выступает существенным свойством государственной ор­ганизации общества. Упорядочивая внутриорганизационные свя­зи государства, право позволяет обеспечить рациональное ус­тройство структуры государства.

Нормативно-юридические ак­ты правоустановительного характера формируют государство как систему государственных органов, осуществляющих функцию управления строго в правовом поле.

Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной ра­боты всех звеньев государственной машины.

2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тота­литарным государствам, и цивилизованное управление социаль­ными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демокра­тическим режимом.

Следовательно, демократическое современное государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство госу­дарственной деятельности.

Такое качество присуще праву, по­скольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находя­щимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой.

Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.

Сложным является вопрос о соотношении го­сударства (политики) и морали.

Государственная власть сталкивается с трудной пробле­мой совмещения целесообразности тех или иных решений, полезности их для общества, с необходимостью иногда применять силу при наличии нравственных норм, не согла­сующихся с этими действиями. Выдержать необходимый баланс между политическими и нравственными критериями весьма непросто. Государство взаимодействует и с другими элементами политической системы:

~ с политическими партиями,

~ с национальными движениями и организациями,

~ с церковью,

~ с органами местного самоуправления,

~ с профсоюзами, молодежными организациями и др.

Политические партии, общественные организации и объединения — это институты общественного влияния, воздействия и воспитания. Они содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политичес­кая партия — добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Партии в политической системе в свою очередь образуют партий­ную систему — это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов, и борющихся за государственную власть.

Возрастание роли политических партий — характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующи­ми факторами:

— возрастанием политической активности граждан;

— процессом демократизации властных структур государства;

— политическим и идеологическим плюрализмом, что обуслов­лено, прежде всего, разнообразием форм собственности.

Нормальное функционирование партийной системы и устране­ние почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием дея­тельности партий. Оно сводится к следующему:

1. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней.

2. Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном зако­ном порядке.

3. Деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина.

4. Решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства.

5. Партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества.

6. Создание организационных структур партий в государствен­ных органах, воинских частях не допускается.

7. Недопустимость деятельности партий, призывающих к свер­жению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается демократизм общества, единство принципов построения и функционирования, возникновение государственных и негосу­дарственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных об­щественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач.

Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д.

При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их отно­сительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нор­мальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствова­нию.

Прежде всего, это выражается в предоставлении конституцион­ного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, со­браний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и за­конные интересы общественных организаций находятся под охра­ной государственных органов (суда, прокуратуры и др.).

Они оказы­вают содействие в реализации некоторых их решений.

Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких обще­ственных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит.

Но это не озна­чает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение.

Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.

Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_68460_sootnoshenie-gosudarstva-s-drugimi-elementami-politicheskoy-sistemi.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий