Выборочное и сжатое изложение, их особенности. Методика проведения.

Готовимся к сжатому изложению с 5 класса: приёмы, методы, алгоритм

Выборочное и сжатое изложение, их особенности. Методика проведения.

Уже с пятого класса ученики получают понятие о тексте, его теме и основной мысли, о стилях и типах речи, о разновидностях текста.

Обучение изложению в 5-9 классах строится с целью формирования у школьников умений критически анализировать созданный вариант текста с точки зрения раскрытия темы (находить лишнее, отступления от темы или недостаточно развернутые части текста с точки зрения раскрытия темы), вносить правки в свой текст, редактировать, совершенствовать его.

Что такое сжатое изложение в методике обучения русскому языку?

Под сжатым изложением мы понимаем краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения. Создавая текст сжатого изложения, ученик должен создавать собственный текст, уважительно относясь к исходному тексту, точно передавая его содержание и сохраняя стиль.

Скачайте наглядные материалы, которые пригодятся ученикам при подготовке к сжатому изложению. Их можно распечатать, раздать ребятам перед занятием или оформить стены кабинета, а еще – включить в презентацию. Больше наглядных и раздаточных пособий по русскому языку найдете здесь.


Методика работы с изложением (пересказом) в 5—7 классах

Так, в учебнике «Русский язык. Русская речь. 5 класс» тема текста рассматривается как то, о чем (или о ком) в нем говорится. Авторы учебника обращают внимание школьника на то, что часто тема текста отражена в его заглавии.

В учебнике рассматриваются темы «Что такое текст?», «Что значит писать и говорить на тему?», «Главное в тексте — идея, основная мысль», «Для чего нужен план?» и др. и на с. 24-68 приводится ряд упражнений аналитического и аналитико-конструктивного характера, посвященных изучению специфики текста.

Рассмотрим некоторые из них.

Работа с заглавием изложения в 5 классе

Задание.Прочитайте текст, перескажите его. Подумайте, почему автор озаглавил текст именно так, а не иначе.

При работе над этим упражнением школьники могут выявить один из важных признаков пересказа: он не всегда содержит исчерпывающую информацию исходного текста, сведения, которые входят в состав своего текста, можно «сжать».

Создавая пересказ, ребята могут использовать следующие средства сжатия: исключение, обобщение и замена. Школьники могут кратко охарактеризовать каждый способ сжатия, названный ими.

Они отметят, что при исключении необходимо убрать детали, оставляя существенную информацию; во время обобщения необходимо обобщить мелкие факты, а замена требует заменить сложное предложение простым, прямую речь преобразовать в косвенную.

Анализ заглавия текста приведет ребят к выводу о связи темы текста изложения и его названия.

Работа с темой и заглавием изложения в 5 классе. Пересказ

Задание.Из данных предложений составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте и запишите. Перескажите текст.

Ребята, выполняя упражнение, научатся видеть начало текста, его продолжение и логическое окончание, подчиненные теме. Работа над пересказом закрепит умение ребят устно сжимать информацию, содержащуюся в тексте.

Целесообразно при выполнении этого задания актуализировать знания ребят об основной мысли текста как о том, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Школьники могут заметить, что название текста может отражать не только тему, но и основную мысль, например, свой пересказ они могут назвать «Солнце — золотое колесо», «Как красив восход!» и т.д.

Работа над изложением в 5 классе. Тема и основная мысль изложения. План текста

Задание.Подготовьтесь писать изложение. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Прочитайте текст по частям в соответствии с планом.

План, предложенный авторами учебника, мы приводим ниже.

Работа школьников по плану предполагает, что ребята «сконструируют» текст по тем пунктам, вопросам, которые необходимо раскрыть, продумать их последовательность, смысловую связь, переходы от одной части высказывания к другой.

Создавая свое изложение, ребята научатся сжимать информацию текста-оригинала, подчинять содержание своего текста теме и основной мысли, структурировать текст, основываясь на его плане.

Кроме того, в приложении к этому учебнику на с. 181-183 даны памятки, которые помогут пятиклассникам создавать собственный текст.

Составить план текста изложения пятикласснику поможет следующая памятка:

Назовем некоторые задания из учебника «Русский язык. Русская речь. 6 класс» Е. И. Никитиной, направленные на формирование умения создавать сжатое изложение (пересказ): знать особенности сжатия текста, отбирать в исходном тексте основную информацию, выделять микротемы, выделять существенную информацию в каждой микротеме, уметь последовательно излагать отобранные сведения.

Работа над темой, микротемой изложения в 6 классе

Шестиклассникам известно, что темы могут быть широкими, общими и узкими, конкретными (т.е. микротемами); широкая тема вбирает в себя ряд микротем, узких тем, а узкая тема (микротема) относится к широкой как часть к целому.

В ходе закрепления умений работать с темой и микротемой предлагаем выполнить следующее упражнение (с. 14).

Задание.Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына! Он записывал в дневник все интересные случаи, которые происходили с ним и его друзьями в летние каникулы и были связаны с их общим и очень полезным делом — пчеловодством. Ребята сами смастерили улей, развели пчел, увлеченно ухаживали и наблюдали за ними, сделали немало интересных открытий.

Перед вами — две записи из «Дневника Коли Синицына». Прочитайте их.

Сформулируйте тему всего «Дневника Коли Синицына»; тему записи за 11 июля; за 14 июля. Приготовьтесь к изложению на основе данного текста.

Задание.Напишите сжатое выборочное изложение от 3-го лица по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему «История жизни Самсона Вырина» (см. памятку «Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста»). Ваше изложение должно быть понятным и тому, кто этой повести не читал.

Предлагаем познакомиться с памяткой, которая представлена в учебнике.

При работе над сжатым выборочным изложением ребята вспоминают, что задача сжатого изложения, в отличие от подробного, — передать кратко основное содержание текста-первоисточника; специфику исключения, обобщения и упрощения.

Так, школьник-автор сжатого изложения может исключить вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, пояснения, рассуждения, описания и т.д. Таким образом, исключить — значит выделить главное, затем убрать подробности и детали, затем объединить полученные сведения в единый текст, используя средства связи между предложениями.

Школьники могут обобщить в своем сжатом изложении ряд предложений, связанных одной мыслью или единичные факты, события, явления. Другими словами, обобщить — найти общее в мелких, единичных фактах текста, объединить эти факты на основе общего и сформулировать получившееся предложение.

Шестиклассник может выполнить замену однородных членов обобщающим словом, сложного предложения — простым, прямой речи — косвенной, части текста — одним предложением. То есть заменить — значит найти слова, предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и сформулировать получившееся предложение.

Русский язык. Диагностические работы к УМК В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, Е.И. Никитиной

Пособие к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, Е. И. Никитиной и др. «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык.

Русская речь» предназначено для проверки усвоения изученного семикласниками материала и формирования (совершенствования) их предметных, общепредметных (метапредметных) навыков.

Кроме того, пособие может быть использовано для самообразования, для восполнения пробелов в знаниях, актуализации сформированных ранее навыков школьников, а также для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Купить

Работа над изложением в 7 классе

Упражнения, содержащиеся в учебнике «Русская речь. Русский язык. 7 класс» Е. И. Никитиной, в основном направлены на закрепление умений по сжатию текста, полученные в 5-6 классах. Приведем пример упражнения со с. 77 этого учебника.

Задание.Напишите выборочное изложение по главе VIII повести М. Горького «Детство» на тему «Главное в жизни Хорошего Дела». Используйте памятку «Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста».

При отборе и систематизации материала обратите внимание на следующие моменты.

  • 1) Внешний вид Хорошего Дела.
  • 2) Главное в его жизни — наука.
  • 3) Поглощенность Хорошего Дела наукой и его безразличие к внешним сторонам жизни (одежда; обстановка комнаты; питание; отношение к деньгам).
  • 4) «Колдовская» работа Хорошего Дела.
  • 5) Поразительное трудолюбие учёного.
  • 6) Простота, точность и краткость его речи.

Выполнение этого упражнения позволит семикласснику вспомнить особенности работы над изложением, основные приемы этой работы.

Методика работы с текстом изложения в восьмом и девятом классах

В учебнике «Русский язык. Русская речь. 8 класс» Е. И. Никитиной и учебнике «Русский язык. Русская речь. 9 класс» Е. И. Никитиной уже на первых страницах школьникам предлагается приступить к изложению. Это свидетельствует о том, что методист рассматривает умение создавать изложение как уже сформированное умение у ребят 8-9 классов.

Так, автор этих учебников предлагает создать текст собственного изложения, разнообразит приемы работы с текстом-первоисточником.

Приведем примеры заданий для учащихся 8 и 9 классов.

Задание.Прочитайте отрывок из книги «Голоса, зазвучавшие вновь». Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова. Составьте план текста. Объясните значение слов хрестоматийный, резонанс, структура, редут.

Подберите синонимы к словам стремительный, кропотливый, конкретно, органически. Понаблюдайте, как используются в тексте антонимы: сложный — простой, тишина — грохот, новый — знакомый.

Благодаря чему создаётся антитеза в предпоследнем предложении? Готовясь к изложению, напишите словарный диктант.

Задание.Передайте содержание повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» предельно кратко (в письменной форме). Проведите в классе конкурс на самое короткое изложение сюжета повести.

Задание.Вспомните еще одну повесть Н. В. Гоголя — «Шинель». Постарайтесь передать содержание ее предельно кратко.

Задание.Сравните два предельно кратких пересказа повести Н. В. Гоголя «Шинель». Какому из них вы отдадите предпочтение? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Как показывает аспектный анализ учебников по развитию речи для 5-9 классов УМК В. В.

Бабайцевой, в течение пяти лет обучения ребята выполняют задания различного характера, работая над созданием текстов изложений, в том числе сжатых; учатся находить темы и микротемы, подчинять свое изложение теме и основной мысли, исключать, обобщать и производить замену информации исходного текста и, следовательно, выпускник девятого класса вполне способен продемонстрировать готовность написать качественный текст изложения на ГИА-9.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/gotovimsya-k-szhatomu-izlozheniyu-s-5-klassa-priyemy-metody-algoritm/

Методика проведения изложения

Выборочное и сжатое изложение, их особенности. Методика проведения.

1. Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.

2. Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.

3. Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

4. Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.

5. Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительских средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

6. Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. Учитель предлагает пересказать определенные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?».

Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости – фрагменты текста. На доске записывются опорные слова для каждого пункта плана.

7. Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

8. Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается еще раз.

9. Самостоятельное написания изложения. Оказание индивидуальной помощи.

10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.

11. Проверка изложения учителем. Проверка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь, выставление отметки – на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.

Для проведения работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учетом:

а) точности и последовательности передачи содержания текста;

б) ошибок в построении предложений;

в) неправильного употребления слов;

г) наиболее грубых и типичных орфографических и пунктационных ошибок.

12. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).

Работа организуется следующем образом:

1) учитель зачитывает первоначальный текст изложения;

2) учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;

3) учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;

4) учитель выписывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;

5) осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;

6) организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

Сочинениекак вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.

Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщенными умениями:

· понять и раскрыть тему сочинения;

· подчинить свое сочинение определенной мысли;

· собрать материал, систематизировать и расположить в нужной последовательности;

· определить границы сочинения;

· составить план и писать по плану;

· создать текст и записать его;

· использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;

· совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочеты.

Классификация сочинений по источникам материала:

1) на основе личного опыта учащихся:

· сочинение о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

· сочинение на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и другого опыта;

2) на основе опосредованных источников информации:

· сочинения по картинам делятся на три основных вида:

а) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

б) повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;

в) описание картины;

· сочинение на основе прочитанного;

· сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;

· сочинение по рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;

3) на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;

4) на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п.(при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

1. Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей. Чтение художественной или иной литературы.

2. Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

3. Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_124524_metodika-provedeniya-izlozheniya.html

Лекция: Методика проведения изложения

Выборочное и сжатое изложение, их особенности. Методика проведения.

План:

1. Подробные пересказы и изложения.

2. Методика проведения изложения.

3. Виды изложений.

4. Пути повышения самостоятельности и творческой активности школьников.

Редкий урок проходит без пересказа, по этому опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, осознание задач каждого вида варьирование подготовки к пересказу оживляет уроки придает им целенаправленность, повышает интерес школьников к чтению и в конечном итоге совершенствует уровень их речевого развития.

Изложения это письменные пересказы образцовых текстов. Как известно, если упражнение выполняется письменно, то к нему предъявляются более высокие требования – и , и к логике, и к композиции, и к языку.

Следовательно роль письменных изложений состоит в том, что бы время от времени на фоне постоянной и разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены.

Трудности изложений по сравнению с устными пересказами а так же медленный темп письма учащихся в начальных классах вынуждает учителя задавать учащимся для письменного изложения тексты и размерами меньше, и композиционно проще, и доступнее по языку.

Программа предусматривает для второго класса изложение текста объемом в 30 – 45 слов (под руководством учителя) по вопросам или по данному плану из 2 – 3 пунктов; для третьего класса изложение текста из 60 – 75 слов по плану, составленному коллективно, из 3 – 5 пунктов; для четвертого класса – подробное, сжатое выборочное изложение из 90 – 100 слов по самостоятельно составленному плану.

Дети должны знать какие требования школка предъявляет к пересказу и изложению. Прежде всего в пересказе должна звучать живая речь самого учащегося; это значит, что образец не должен слепо копироваться но в тоже время учащийся должен использовать лексику и обороты речи взятые из образца.

Учитель следит за обязательным употреблением тех слов, которые встретились в рассказе впервые, или в каком-то новом, не обычном сочетании; наблюдает за использованием изобразительных средств языка, фразеологических единиц, следит за тем, что бы сохранился стиль образца (на пример сказки).

В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала, причинно следственные зависимости, переданы основные факты.

Полнота передачи всего существенного – одно из важнейших требований к пересказу научного текста. Самостоятельность, живость языка невозможно без выразительности.

В пересказе отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать других ребят. Одним из недостатков пересказа является его монотонность, сухость.

Если же школьник «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувства зазвучало в пересказе, — значит творческий уровень пересказа высок: он превращается в рассказ творимый, а не заученный.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как воспринят образец, произвел ли он на ученика впечатление, правильно ли понят, усвоен ли его язык, воспринят ли его образы.

По этому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты.

ПОДРОБНЫЕ ПЕРЕСКАЗЫ И ИЗЛОЖЕНИЯ.

Этот вид пересказа и изложения используется в школе чаще других. Он служит, во первых, средством закрепления детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях, во вторых, средством усвоения логики образца и его языковых средств.

Начинать обучение подробному пересказу нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешности людей и описания предметов).

Приблизить пересказ к условиям естественной речи учащимся удобнее всего на таком тексте, где есть диалог, который предварительно прочитывается в лицах.

Определенную роль в пересказе, близком к тексту играют вопросы. Однако не следует забывать, что вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся.

По этому необходимо уменьшать роль вопросов, а сами вопросы должны ставиться более общими.

Подробное письменное изложение проводится во всех классах начиная с периода обучения грамоте (в виде письменных элементов подготовленного устного пересказа).

Работа над изложением строится так: текст, предназначенный для изложения, прочитывается учащимися не более двух раз, что бы они не заучили его наизусть, затем проводится беседа, назначение которой выявить, все ли дети правильно ли поняли, добиться полного осознания прочитанного, идейного смысла рассказа.

Следующий этап работы — составление плана; затем проводится словарная работа – анализ значений слов и их написания, обращается внимание на построение наиболее важных синтаксических конструкций и на изобразительные средства языка.

Могут быть составлены отдельные предложения и даже фрагменты текста. Наконец дети самостоятельно пишут текст изложения, а учитель следит за их работой и оказывает необходимую помощь школьникам индивидуально.

Затем следует самопроверка и совершенствование текста, а после чего дети сдают тетради на проверку учителю.

Когда обсуждаются итоги работы целесообразно сравнить написанные учащимися тексты с первоначальным, что поможет выявить недочеты в содержании и языке детских изложений.

Выборочный пересказ. Пересказать выборочно – это значить выбрать из текста ту часть которая соответствует узкому вопросу, например пересказать только описание внешности персонажа, пересказать картину природы и т.д.

Сжатый пересказ и изложение. Изложить тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно; это относится и к пересказу прочитанного. Для краткого пересказа школьник должен выбрать из текста основное содержание, передать его связно, последовательно, без пропусков.

Творческие пересказы и изложения. Выделяют несколько видов этих упражнений, которые получили название творческих, так как собственный вклад в них выше обычного. К числу творческих работ относятся пересказы и изложения с перестройкой текста и с дополнениями школьников.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЙ.

Выбор текста для изложения является важным вопросом. Исследования показывают, что для учащихся начальных классов самым доступным текстом для изложения является рассказ, повествование. В синтаксическом и лексическом отношении рассказ должен быть прост и доступен учащимся.

В целях развития самостоятельности учащихся, тексты постепенно усложняются и по своему оформлению:

текст разделен на небольшие части и к каждой из них внизу дан пункт плана;

текст не разделен на абзацы, но план есть;

текст разделен на два (затем 3-4) абзаца, плана не дано, но последний составляется коллективно;

текст разделен на 3 -4 абзаца, плана нет, дети составляют его самостоятельно и пишут изложение;

текст не разделен на абзацы, не дано плана; детям надо составить план из 3 — 4 пунктов и написать изложение.

Так ученик постепенно овладевает умением писать изложение готового текста.

Наиболее трудно, как показывают наблюдения, изложение текста, воспринятого на слух. В начале работы каждый ученик имеет возможность сам прочитать текст в учебнике, а затем читает учитель, книги при этом закрыты. После чего дети пишут изложение этого текста, в некоторых случаях наводя справки в книге.

Сколько раз следует прочитать рассказ, изложение которого дети будут писать? Это зависит от класса, от того, как учитель проводит работу над изложением. Но все же целесообразно приучать детей к тому, чтобы они писали изложение после не более чем двукратного, а иной раз и однократного чтения.

Текст, предназначенный для изложения во втором классе, может состоять из 4 -5 предложений. Таков, например рассказ «За рыбой»:

Яша и Сережа задумали удить рыбу. Они пошли на реку. Яша поймал щуку. Сережа поймал окуня. Дети отдали рыбу маме.

На доске заранее пишется план в форме вопросов:

Что задумали мальчики?

Куда они пошли?

Кого поймали Яша и Сережа?

План пока закрыт, чтобы не отвлекать внимание детей от текста.

Учитель медленно и выразительно читает текст один раз, открывает план – вопросы и предлагает детям с начала прочитать его про себя, затем каждый вопрос плана читается в слух отдельным учеником. Составляются ответы на вопросы. Затем текст может быть прочитан учителем еще раз, и дети пишут изложение.

Текст для изложения в третьем классе может быть большим по объему, отдельные предложения более сложные по своей конструкции. Для примера можно взять текст «Две козы» из учебника Русского языка 3 класса.

Сначала текст читается полностью, к нему составляется план. Учитель обращает внимание детей на то, что в рассказе можно выделить три части, каждую из них озаглавить. Что бы каждую часть правильно озаглавить, надо подумать над тем, что является в ней главным и основным.

В результате коллективной работы составляется план изложения:

Встреча на узкой тропинке.

Что сделала одна коза.

Разошлись.

План записывается на доске. Каждый учащийся продумывает свое изложение по этому плану. Текст может быть прочитан еще раз перед тем, как дети начнут писать изложение.

В начальных классах, как правило, изложение носит обучающий характер. При проведении обучения изложению учитель на первых порах показывает, как надо излагать прочитанный текст.

В дальнейшем при работе над изложением дети все более самостоятельны как в передаче содержания, так и в его речевом оформлении. При этом, однако, в случаях затруднений, они обращаются за помощью к учителю; учитель со своей стороны постоянно наблюдает за работой своих учеников и помогает им.

Возможен и такой вид изложений, когда ученик пишет самостоятельно и самостоятельно составляет план для изложения. Такое изложение является по существу контрольным. Контрольное изложение проводится в конце обучения в третьем и четвертом классах.

Изложение может быть разных видов:

а) подробным или сжатым;

б) без изменений фактов;

в) изложение с дополнением, со вставкой эпизодов;

г) с изменением начала, конца;

д) изложение с изменением лица рассказчика, времени действия и д.п.

Изложения учащихся 2 – 4 классов должны отвечать следующим требованиям:

Учащиеся должны правильно, без искажений фактов передать содержание прочитанного текста. При этом должна быть соблюдена последовательность событий и эпизодов в тексте.

Последовательность изложения должна соответствовать определенному плану.

Изложение может быть подробным или сжатым в зависимости от заданий учителя.

Изложение должно быть написано орфографически верно.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

В школьной практике не редко всему классу прочитывается текст, проводится беседа, составляется единый для всех план. Так как ответы учащихся на один и тот же вопрос учителя бывают почти одинаковыми, то и весь текст оказывается тоже одинаковым у всех.

При такой коллективной подготовке все изложения практически до словно повторяют текст. Но и это текст составляется не всем классом, а двумя — тремя сильными учащимися. Остальные дети остаются пассивными.

По этому в 3 — 4 классах коллективное составление текста допустимо лишь тогда, когда учитель знакомит детей с новым для них жанром образца.

В остальных случаях коллективный текст составляться и проговариваться не должен. Каждый ученик работает самостоятельно, а учитель оказывает индивидуальную помощь. Чем раньше учитель сумеет ввести элементы самостоятельности в изложение, тем лучше.

Очень важен в процессе обучения изложению анализ написанных изложений. Учитель, проверяя работы, классифицирует их, учитывая:

точность передачи, последовательность содержания текста;

непоследовательность передачи содержания текста;

ошибки в построении предложений;

неправильное употребление слов;

наиболее грубые орфографические и пунктуационные ошибки.

Источник: https://poisk-ru.ru/s5350t7.html

Виды изложений и методика их проведения

Выборочное и сжатое изложение, их особенности. Методика проведения.

Виды изложений и методика их проведения

Система и проведение письменных работ

приведёт к положительным результатам,

даст развитие учащимся, обогатит их навыками

изложения мысли, сэкономит время, повысит

качество работы.

М. А. Рыбникова

Основные положения методики развития речи при написании изложений

  1. Конечная цель обучения – сформировать у учащихся комплекс коммуникативных умений, необходимых для создания текста в различных ситуациях общения.

  2. Базой формирования умений являются теоретические (речеведческие) знания, которые должны быть усвоены.

  3. Изложение – одно из средств формирования коммуникативных умений.

  4. Каждый следующий вид изложений (с учётом типа текста, способа его восприятия, характера воспроизведения) призван закреплять имеющиеся и формировать новые умения связной речи.

В методике обучения связной речи учителем (при проведении любого урока по развитию речи) должна вестись работа над важными основными признаками текста:

Признаки текста

Их содержание

Тематическое и смысловое единство

Все части текста связаны с коммуникативной задачей пишущего (говорящего): общение, сообщение, воздействие – с темой и основной мыслью высказывания.

Стилистическое единство

Возможность деления текста на более мелкие части (разные по объёму), взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Структурное единство

Части и отдельные предложения текста связаны между собой не только по смыслу, но и лексико — грамматически (повторы слов, синонимы, союзы, личные и указавтельные местоимения, местоименные наречия, порядок слов, единый видо-временной план и др).

При этом или каждое следующее предложение связано с предыдущим (цепная связь), или все предложения, начиная со второго, связаны с первым, раскрывают его содержание (параллельная связь).

Классификация изложений

по способу восприятия по характеру воспроизведения

текста текста

По способу восприятия текста изложения делятся на

  1. изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух

(читает учитель или под запись на диске);

  1. изложения, в которых текст воспринимается зрительно

(перед глазами ученика, например, текст учебника или

раздаточного материала);

3.изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно

Есть и такая классификация изложений (Т. А. Ладыженская)

— подробное изложение

— сжатое изложение

По отношению исходного текста

— полное изложение

— выборочное изложение

— изложение с дополнительным заданием

По осложнённости языковым заданием

— с лексическим заданием

— с грамматическим заданием

— с синтаксическим заданием

— морфологическим заданием

По восприятию исходного текста

— изложение прочитанного

( воспринятого зрительно)

— изложение услышанного (воспринятого на слух)

— изложение воспринятого и на слух и зрительно

По степени знакомства с исходным текстом

— изложение незнакомого текста

— изложение знакомого текста, известного учащимися.

По характеру воспроизведения текста изложения различаются

Подробное изложение

исходного текста

— воспроизводится полно, со всеми подробностями,

— сохраняется тип текста,

— выдерживаются его композиционные и языковые особенности.

дидактическая задача изложения этого вида – сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты разных типов и стилей.

Задача ученика – понять позицию автора, осмыслить текст как определённое смысловое, структурное и стилистическое целое и адекватно воспроизвести его.

У учащихся при работе над подробным изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения:

— умение раскрыть тему и основную мысль высказывания определённого типа и стиля;

— умение использовать композиционные и языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора;

— умение совершенствовать написанное.

В процессе работы над таким изложением будут развиваться и совершенствоваться и более частныеречевые умения и навыки:

— умение выделить и осмыслить композиционные и языковые средства данной жанровой и стилистической разновидности повествования;

— умение составить и оформить план, отражающий основную мысль, структуру и стиль текста;

— умение правильно (с точки зрения литературной нормы) и целесообразно употребить определённые лексические и грамматические средства.

Выборочное изложение

— Воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определённой темой;

— изменяется тип исходного текста;

— подвергается и изменениям и его композиция.

Выборочное изложение – вид работы, «при котором происходит тематический отбор материала на основе анализа текста, , вычленение из него того, что относится к данной теме, обобщение отобранного и устная и письменная передача содержания в определённой логической последовательности» (Е. А. Баринова.)

дидактическая задача изложения этого вида – сформировать у учащихся умение вычленять нужный материал, систематизировать отобранное, привести в систему всё выбранное (расположить логически верно и связать части собранного).

У учащихся при работе над выборочным изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения:

— умение выбрать из текста (текстов) материал на заданную тему;

— умение определить основную мысль предстоящего высказывания в случае её несовпадения с основной мыслью исходного текста;

— умение систематизировать собранный материал в соответствии с основной мыслью нового высказывания;

— умение построить высказывание иного типа по сравнению с типом исходного текста;

— умение в соответствии с поставленной коммуникативной задачей использовать речевые средства исходного текста, а также находить «свои» слова и словосочетания для связи отобранного материала.

До проведения урока написания выборочного изложения ученики должны научиться выполнять разнообразные по характеру подготовительные упражнения:

— выборочное чтение,

— выборочное списывание,

— извлечение из текста какой-то части,

— определение темы изложения,

— устное выборочное изложение.

Выборочное чтение

  1. Найти в тексте и прочитать часть, связанную с определённой темой.

  2. Найти в тексте и прочитать часть, соответствующую изображённому на иллюстрации.

  3. Ученикам предлагается тема, материал к которой рассредоточен в тексте. Его надо выбрать, затем прочитать.

Выборочное списывание

Это списывание, в основе которого лежит тематический отбор.

  1. Выписать из текста часть, где говорится о том, что …;

  2. Выписать из текста предложения, в которых раскрывается указанная тема;

Выписать предложение, в котором заключена основная мысль и т. д.

Извлечение из текста какой-то части

— Каждое предложение читается под углом зрения его отношения к заданной теме.

— Нужный материал подчёркивается.

Определение темы изложения

— Предлагается (в записи на доске) уже отобранный из знакомого текста материал на одну из подтем (микротем).

— Задача ученика – определить тему высказывания и доказать её.

Устное выборочное изложение

— устный выборочный пересказ позволяет проанализировать с учениками достоинства и недостатки созданных текстов,

— учит объединять, систематизировать материал, собранный в процессе работы над текстом,

— использовать свои языковые средства при создании нового высказывания.

Сжатое изложение

— Передаётся главное, основное из содержания текста, детали, подробности опускаются;

— тип текста может быть сохранён или изменён в зависимости от объёма и характера сжатия.

дидактическая задача изложения этого вида – научить кратко, в обобщённой форме передавать воспринятую информацию.

У учащихся при работе над сжатым изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения:

— умение вычленять главное (существенное) в информации;

— умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общение;

— умение сокращать текст разными способами (исключая или обобщая);

— умение найти и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

В процессе работы над таким изложением будут развиваться и совершенствоваться более частныеречевые умения и навыки:

— умение раскрывать тему и основную мысль текста;

— умение планировать высказывание;

— умение совершенствовать созданный текст.

— Изложения этого типа «требуют специальной логической работы над текстом »(В. А. Добромыслов.)

Виды сжатия текста:

1. Исключение подробностей, деталей.

— надо сначала выделить главное (существенное) с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности,)елить главное с точки зрения основной мысли текста и деталиские средства.ской разновидности повествования88888888888888888888)

— затем убрать детали,

— объединить существенное,

— составить новый текст.

2.Обобщение конкретных, единичных явлений.

— надо вычленить единичные факты,

— подобрать языковые средства их обобщенной передачи,

— составить новый текст.

3. Сочетание исключения и обобщения.

Соединение работы по 1 и 2 видам сжатия текста.

Изложение с творческим заданием

— предполагается внесение определённых изменений в содержание или композицию исходного образца :

— замену лица

— дополнение текста

— перестановку частей

— введение диалога

— введение монолога

и т. д.

— тип текста, его языковые особенности могут сохраняться или изменяться в зависимости от характера задания.

дидактическая задача изложения этого вида – максимально приблизить учащихся к решению задач, связанных с самостоятельным составлением текста.

Это может быть –

  1. создание и введение в исходный вариант нового текста (типа повествования, описания, рассуждения);

  2. изменение лица рассказчика;

  3. изменение структуры текста, перестановка материала (применительно к подробному изложению) и др.

Этот тип пересказов предполагает «логическое продолжение, завершение или пополнение выбранного текста»

(Н. А. Плёнкин.)

У учащихся при работе над таким изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения:

— умение самостоятельно определять задачу высказывания,

— умение отбирать нужные для реализации коммуникативной задачи языковые средства,

— умение изменять структуру текста,

— умение строить высказывание в заданном типе и стиле речи,

— умение изменять лицо рассказчика, время событий, наклонений глагола и др.

Выделяется две группы заданий разного уровня сложности:

  1. Задания, которые «предполагают суждения о тексте с позиции читателя-критика»,

  2. Задания, требующие «продолжить работу над текстом с позиции автора».

Можно ещё в особую группу выделить

— изложения, связанные с перестановкой материала исходного варианта .
— изложения , связанные с новым расположением частей текста.

Источник: https://infourok.ru/vidi-izlozheniy-i-metodika-ih-provedeniya-1050120.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий