Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.

Внимание в теории Э. Титченера

Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.

Тема 10. Экспериментальное изучение внимания.

Методы изучения внимания. Корректурная проба Бурдона.

Теории внимания. Теории внимания в разных психологических школах (моторные теории внимания, когнитивистские теории внимания). Дж. Джеймс о внимании (понятие апперцепции). Внимание как состояние сознания и апперцепция (В. Вундт). Теория внимания Т. Рибо.

Дискуссия о внимании в гештальтпсихологии (внимание и восприятие). У. Найссер: процессы предвнимания. Внимание в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Теория пассивной переработки (Д. Норман). Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин).

Установка на стимул и установка на ответ (Д. Бродбент).

Виды внимания. Виды внимания по Н.Н. Ланге. Определение видов внимания по Н.Ф. Добрынину. Определение видов внимания по Э. Титченеру.

Вопросы для изучения:

1. Теории внимания в зарубежной психологии.

2. История развития теории внимания в отечественной психологии.

1. Методы изучения внимания.

2. Теории внимания.

3. Виды внимания.

Теории внимания в зарубежной психологии

В зарубежной психологии в конце 19-го начале 20-го веков проблема внимания рассматривалась в рамках психологии сознания. Наиболее крупными представителями этого направления являются Вильгельм Вундт, Э. Титченер.

Сознание – это система ощущений, образов памяти, мыслей, т.е. какие-либо элементы психики.

Так, например, одни представители этого направления считали единицами, образующими психику, ощущения, другие – представления памяти.

Внимание как состояние сознания и апперцепция по В. Вундту.

В. Вундт определял внимание как фиксированную точку сознания, как наиболее ясное поле нашего сознания. Эта ясность достигается путем перехода содержания сознания из зоны перцепции, т.е. смутного, неотчетливого восприятия, в зону апперцепции. В этом определении подчеркивается лишь субъективный характер нашего переживания, его ясность, отчетность. Апперцепция, по В.

Вундту, понимается как проявление особой психической активности. Психическая активность рассматривается как процесс «творческого синтеза», который имеет причинность, носящую целевой характер, но истоки этой причинности ничем не объясняются. Причинность как источник активности – это некая внутренняя сила.

Вундт считает внимание проявлением апперцепции как первичной духовной способности.

Внимание в теории Э. Титченера.

Э. Титченер в противоположность В. Вундту, он определяет внимание как свойство ощущения, как сенсорную ясность. Сенсорная ясность – это выступление того или иного ощущения с большей или меньшей силой. Эта ясность проявляется в свойствах ощущений, таких как качество, интенсивность, длительность.

«Ясность – качество, которое даёт ощущению особое положение в сознании: более ясное ощущение господствует над другими, держится самостоятельно…»

Э. Титченер связывает внимание с физиологическими процессами. Он считает, что ясность ощущений обуславливается нервным предрасположением, качество ощущений обусловлено нервной дифференцировкой.

В концепции Титченера есть и общее с концепцией Вундта. Это общее состоит в том, что Титченер как будто отрицает активность личности в процессе внимания, как при явлении апперцепции у Вундта.

Титченер пишет о ясности как о простом свойстве ощущений, но это свойство выражает преобладание ощущений в сознании.

Однако преобладание ощущений в сознании не внешнее, а внутренне качество сознания, зависящее от субъекта, от предрасположения его нервной системы.

Э. Титченер выделяет 2 формы внимания:

— пассивное первичное (непроизвольное);

— активное вторичное (произвольное).

Эти формы внимания характерны для разных стадий душевного развития. Отличаются они друг от друга только по своей сложности, а также по времени проявления, как более ранняя и более поздняя формы. Различие этих форм в проявлении.

Особенность пассивного первичного внимания Титченер определял так: «Бывают такие впечатления, что не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом (громкий звук).

Существуют такие качества, которые непреодолимо привлекают человека (горький вкус. Жёлтый цвет)».

Титченер выделил факторы привлечения непроизвольного внимания: интенсивность раздражителя, качество, повторяемость, внезапность, движение, новизна, согласие с наличным содержанием сознания. Внимание, вызываемое этими факторами называется пассивным или первичным. Это самая ранняя стадия развития внимания, появляется в первые месяцы жизни, эти же факторы могут вызвать внимание и у взрослого.

Если большинство психологов той поры исследовали внимание как особую духовную функцию, не связанную с другими структурами, то Титченер пытается выделить физиологические механизмы внимания.

Интенсивность, качество, новизна раздражителя вызывают возбуждение, которое нелегко задержать или затемнить конкурирующими возбуждениями. Причину внимания, по мнению Титченера, необходимо рассматривать с биологической точки зрения.

Возбуждение, вызываемое интенсивными раздражителями, вызывает определённые двигательные реакции. Такие факторы, как новизна и внезапность раздражителя вызывают двигательные реакции, имеющие особое значение, защитный смысл, т.к.

новое внезапное является источником опасности.

Моторные теории внимания. Р. Декарт, Фриз, Бен, Лотце, Т. Рибо, Н.Н. Ланге.

В этих теориях внимание рассматривается как результат двигательного приспособления, которое моментально «улучшает восприятие предмета или умственное расследование идеи». В рамках этой теории выделяется 3 важных момента:

а) первоначальное обнаружение идеи или объекта, связанное с движением;

б) улучшающий их восприятие процесс (движение);

в) его результат – более ясное и отчетливое восприятие предмета или идеи.

Исследование внимания должно сосредоточится на 2-ом звене процесса, которое ведёт к улучшению первоначального сознавания объекта, на выявление механизма этого процесса, т.к. каждое ощущение или идея связаны с каким-либо движением и, воспринимая это движение, мы сообщаем ощущению или идее дополнительную интенсивность и ясность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_61328_vnimanie-v-teorii-e-titchenera.html

Внимание как ясность сознания в исследованиях В. Вундта

Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.

Основная работа Вундта – «Внимание и сознание». В ней он проводит разграничение понятий «сознание» и «внимание».

Центральным понятием для описания многих психических явлений у Вундта является понятие «апперцепция». Термин «апперцепция» — это термин не только классической психологии, но и, в первую очередь, философии.

Он имеет несколько значений, и был определен в свое время И. Кантом, Лейбницем.

В современных психологических словарях объяснять этот термин начинают с определения Лейбница: апперцепция – это конечная, ясная фаза восприятия на которой происходит узнавание, идентификация и/или понимание материала.

Следующее определение апперцепции принадлежит психологу и философу Гербарту: апперцепция – это фундаментальный процесс приобретения знания, касающийся воспринимаемых свойств нового объекта, события, идеи.

Процесс апперцепции по Гербарту связан с ассимиляцией этих объектов, событий, идей, с содержанием уже существующего знания (нового опыта с опытом наличным).

Герберт даже вводит понятие «апперцептивная масса» — это количество знаний в прошлом опыте субъекта.

В этом, более широком, чем у Вундта смысле, об апперцепции говорили У.Джеймс, Ланге. Они понимали апперцепцию именно как связь с прошлым опытом, с тем, что уже наличествует.

Главное определение по Вундту: апперцепция – это активный умственный процесс отбора и структурирования внутреннего опыта, это процесс, посредством которого осуществляется отчётливое осознание содержания воспринимаемого.

Вундт дает определение апперцепции, связывая его с другим процессом – перцепцией. Перцепцией он называл вхождение какого-либо содержания в сознание; это неотчетливое, смутное содержание сознания. По Вундту процессы апперцепции и перцепции образуют целое нашей душевной жизни.

Сознание по Вундту – это сумма осознаваемых нами состояний. Для представления структуры сознания он использует метафору зрительного поля.

— имеется некоторая граница за пределами которой мы ничего не переживаем (это неосознаваемые процессы),

— затем возникает поле перцепции, восприятия, expirience, переживания, зона сознания,

— в зоне сознаваемых содержаний есть область апперцепции, то есть область, где содержания

сознания становятся ясными и отчетливыми,

— и, наконец, имеется наиболее высшая степень ясности и отчетливости содержания, впечатления — это фиксационная точка сознания, фокус.

Ясность и отчетливость содержаний, впечатлений по Вундту близкие понятия, но не тождественные. Ясность более относится к собственному свойству впечатления, а отчетливость – к его отграничению от других впечатлений.

Для центральной части зрительного поля нашего сознания, непосредственно прилегающей к внутренней фиксационной точке – говорит Вунд – в психологии есть название – внимание. «Внимание — психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной, по сравнению со всем полем сознания, области содержаний».

Таким образом, понятие «внимание» в каком-то смысле синоним «апперцепции». Как же они соотносятся? Вернемся к схеме. Сознание представляет из себя некоторое неоднородное поле, структуру. В этой структуре действуют два вида сил: перцептивные и апперцепционные, то есть перцепцию и апперцепцию Вундт рассматривает как процессы.

Перцептивные силы действуют на периферии нашего сознания, там, где что-то интересное, громкое, необычное привлекает наше восприятие. Вунд говорит, что перцептивные силы – это в каком-то смысле стремление к расширению сознания.

Апперцепционные силы действуют в центре – это центростремительные силы поля сознания.

Градиент вектора ясности и отчетливости представления возрастает к центру, а центр поля сознания – это уже область внимания.

Наиболее отчетливо воспринимаемое в данный момент содержание находится в точке фиксации зрительного поля (фокусе), менее отчетливое – распределено в обычном поле зрения или на его периферии.

Допустим, некое содержание, представление попадая в сознание изменяется – становится ясным и отчетливым – апперцептируется. Для этого процесса, говорит Вундт, характерны 3 момента.

Во-первых, доведение представления до большей ясности (по сути это понимание – познавательный аспект). Во-вторых, этот процесс сопровождается чувствами (аффективный аспект).

Апперцептивное усилие, интраспекционный процесс связан, как правило, по Вундту с чувством неудовольствия и определенного напряжения. Быть внимательным трудно.

В-третьих, этот процесс усиления представления сопровождается мышечными ощущениями (моторный аспект), обыкновенно принадлежащими к соответствующей модальности представлений (например, для зрительного – ощущения напряжения глазных мышц).

Вундт говорит, что «понятие внимания относится ко второму и третьему моментам.

Вследствие этого апперцепция и внимание относятся друг к другу таким образом, что первая обозначает объективные изменения, происходящие в содержании представлений, а второе – субъективные ощущения и чувства, сопровождающие эти изменения, то есть и апперцепция и внимание относятся одна к другой как частичные явления одного и того же психического процесса». Таким образом, внимание совокупность субъективных процессов, связанных с апперцепцией представлений

Можно ввести вторую метафору для внимания: прожектор, который высвечивает эту область ясных представлений. Он обладает определенной интенсивностью (сила света), фокусом (зона луча), временными колебаниями (загорается или гаснет).

Заслугой В. Вундта является измерение объема сознания: около шести (6) ассоциативно связанных объектов. Для измерения объема сознания он использовал метроном и мелодический ряд, включающий разное количество тактов. Он предлагал испытуемым прослушать ряд, состоящий из одного, двух, трех и т.д. тактов.

Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и – раз – два – три) и т.д. Ряды предъявлялись последовательно. Испытуемые должны были определить, одинаковы они или нет. При этом испытуемые давали правильные ответы даже для восьми двухдольных рядов.

Однако не все мелодии воспринимались ими ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в данный момент, выделялся с большей отчетливостью, следующий был менее отчетлив и так вплоть до полного исчезновения ощущения.

В. Вундт предположил, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, а все остальные удерживаются за счет ассоциативных связей с фокусом. Предъявляя испытуемым матрицы со случайным набором букв или изолированных звуков, которые им не удавалось объединить в такты, он определил, что объем внимания равен шести сложным элементам.

По мнению В. Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание).

Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперцептируемое (находящееся в фокусе) и перцептируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в единое целое. При этом сознание «расширяется» (сознание > внимания), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

Источник: https://studopedia.org/3-111786.html

Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции. — Ответы к экзамену по дисциплине «Общая психология»

Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.

Сознание и внимание в концепции В. Вундта: метафора «зрительного поля»

В. Вундт стал не только первым теоретиком, но и зачинателем систематических экспериментальных исследований сознания и внимания, которые были начаты им еще в 1861 г., за 18 лет до создания знаменитой психологической лаборатории в Лейпциге. Сознание В.

Вундт определил как «сумму сознаваемых нами состояний» и предложил описывать его через перечисление свойств, которые обрбщил в метафоре поля зрения (рис. 2.1).

Сама метафора восходит к идее немецкого философа и психолога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 —1841)1, который предположил, что в человеческой душе можно выделить три слоя, или уровня, разделенных «порогами»:

— область ясного и отчетливого сознания,

— область смутного сознания,

— бессознательное.

По В.Вундту, бессознательное, которое никак не представлено в сознании, не может изучаться психологией. Но два оставшихся «слоя» вполне доступны изучению и могут быть метафорически сопоставлены с центром и периферией поля зрения — или, если обратиться к анатомии глазного дна, с центральной ямкой и периферией сетчатки глаза.

Согласно метафоре и наблюдениям В. Вундта , сознание обладает следующими свойствами • Определенная структура: данноенам в феноменальном опыте различение «фокуса», или «фиксационной точки сознания», которая окружена зоной «ясного и отчетливого видения» (зоной внимания), и «периферии» — собственно «поля сознания».

• Объем — количество впечатлений, которые одновременно могут быть представлены в сознании как целое, вне зависимости от того, смотрим ли мы на большое живописное полотно или слушаем музыкальный фрагмент.

Чтобы измерить объем сознания, достаточно попросить человека оценить тождественность двух наборов впечатлений: обнаружить различие между наборами возможно, только если каждый из них умещается в сознании целиком. Если в сознании нам дана только часть одного и часть другого набора впечатлений, мы просто не сможем сделать заключения об их тождественности или, напротив, различии.

Для решения задачи измерения объема сознания В. Вундт воспользовался инструментом, который в конце XIX в. можно было найти в любой психологической лаборатории, а теперь — разве что в музыкальных учебных заведениях. Это метроном — прибор, отсчитывающий такт (рис. 2.2).

Такой прибор позволяет предъявлять ритмичные удары с определенной частотой. Обычно человек субъективно организует удары в группы, например: если каждый первый удар субъективно воспринимается как более сильный, а каждый второй — как более слабый (рис. 2.

3), то образуются группы по два удара, что соответствует музыкальному размеру 2/8.

Производя измерения объема сознания, В. Вундт предъявлял испытуемым ряды равной или различающейся длины и просил сравнивать их. Оказалось, что пределы точной оценки длины ряда — от 16

отдельных ударов, организованных в группы по два, до 40 ударов, объединенных более сложной ритмической группировкой, соответствующей музыкальному размеру 4/4. Если частота ударов не будет слишком высокой или слишком низкой, этот объем не зависит от скорости их предъявления.

• Таким образом, помимо оценки объема сознания эксперименты с метрономом позволили В. Вундту увериться в предположении, что сознание человека ритмично. Ритмичен весь организм человека: его дыхание, сердцебиение, ходьба. Поэтому и любые впечатления, попадающие в сознание, организуются ритмически.

Но придание впечатлениям ритмической формы может осуществляться произвольно и не сводится к физиологическим процессам в организме.

Удары метронома, к примеру, мы властны организовать, делая акцент либо на каждом первом, либо на каждом втором, либо даже на каждом четвертом ударе: в этом случае первый и третий элементы ряда будут восприниматься как самые слабые, второй — несколько сильнее, а третий — как наиболее интенсивный.

• Наконец, со свойством ритмичности тесно связано свойство различительной способности сознания. Организуя элементы сознательного опыта в группы, наше сознание способно дифференцироватьне более четырех степеней интенсивности отдельных впечатлений. Это «максимум различения, который нельзя перейти».

Внимание В. Вундт понимал как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем области содержаний». В метафоре поля зрения оно может быть представлено как некоторая ограниченная часть этого поля вокруг точки фиксации, а следовательно,

тоже имеет объем.

Объем внимания — это число простых, не связанных друг с другом впечатлений или идей, сознаваемых ясно и отчетливо в данный момент времени. Здесь уже роль ритмичности сознания незначительна: только несколько последовательных впечатлений могут осознаваться ясно и отчетливо.

Ясность — собственне свойство каждого отдельного впечатления, тогда как отчетливость — степень отличия впечатлений друг от друга. Например, ясно и отчетливо представлен нам только что прозвучавший удар метронома невозможно, несколько ударов перед ним, остальной ряд уже успевает уйти на периферию сознания.

Однако из этого не следует, что посредством внимания невозможно образование более крупных единиц опыта.

Внимание как процесс апперцепции

Выделенные В. Вундтом свойства сознания, за исключением ритмичности, характеризуют его как состояние, статичную структуру. Но сознание по природе своей динамично, одни элементы уходят из него, другие появляются. Внимание тоже не приковано всегда к одному и тому же объекту: в его фокуде постоянно оказываются новые элементы, вытесняя на периферию прежние содержания.

По мнению В. Вундта, чтобы попасть в сознание, воздействующий на нас стимул должен обладать достаточной физической интенсивностью.

Сам процесс «фактического вхождения какого-либо содержания в сознание», получивший название перцепции, пассивен.

Термин «перцепция» был введен немецким философом Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646—1716) для обозначения общей способности одушевленных существ и даже неодушевленных предметов к восприятию внешних воздействий.

Попадание же элемента в центральную зону сознания, в «поле внимания» — процесс активный. Зависит он уже не от характеристик стимула, а от познающего субъекта. Это элементарный акт воли1. В. Вундт называет процесс сосредоточения внимания на некотором содержании сознания, вновь прибегая к терминологии Г.В.Лейбница и его последователя И.Ф.Гербарта, апперцепцией.

Внимание в концепции В. Вундта и выступает как процесс апперцепции. Вследствие апперцепции элементы сознания, попавшие в «поле внимания», наделяются особыми качествами — большей ясностью и отчетливостью.

В то же время на периферии сознания процесс апперцепции сопровождается особым «чувством деятельности» — субъективным переживанием усилия или напряжения1. Вспомним, что в теории эмоций2, предложенной В.Вундтом, любой эмоциональный процесс может быть представлен как точка в пространстве, задаваемом тремя измерениями: «удовольствие

Источник: https://students-library.com/library/read/61741-vundt-o-vnimanii-kak-sostoanii-soznania-i-processe-appercepcii

Внимание как состояние сознания и апперцепции. (по В. Вундту)

Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.

«Вундт (Wundt) Вильгельм (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ-идеалист. Один из основоположников экспериментальной психологии. Центральную роль в душевной жизни отводил воле.

Выдвинул концепцию «аналитической интроспекции». «Психология народов» (т. 1-10, 1900-20) – один из первых опытов этнопсихологии, содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т.д.

»

Такую информацию о Вильгельме Вундте дает Советский энциклопедический словарь.

Действительно, Вильгельма Вундта вполне оправданно называют отцом экспериментальной психологии, известной также под названиями психофизики и физиологической психологии.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт – доступные самонаблюдению явления или факты сознания, реакцией на которые является поведение человека.

За свою долгую научную карьеру Вундт опубликовал множество работ – от статей в научных журналах до фундаментальных трудов. По подсчетам исследователей, в совокупности научное наследие В. Вундта составляет 54000 печатных страниц.

Вместе с исследовательской Вундт вел большую преподавательскую деятельность. О ее масштабах можно составить представление по одному перечню курсов, которые Вундт читал в разные годы в Лейпциге: логика, психология языка, общие результаты физиологии нервной системы и мозга приложении к психологии, космология, психология народов, основы метафизики и др.

Предметом психологического исследования, по Вундту, являются состояния сознания, их связь и отношения. Изучение этих категорий необходимо для нахождения законов, управляющих отношением одного состояния сознания к другому.

При изучении сознания Вундт использовал такой инструмент, как метроном. Это прибор, позволяющий точно определять темп исполнения музыкального произведения и играть его в темпе, указанном композитором.

Состоит этот инструмент из пружинного часового механизма и маятника с передвижным грузом.

Чтобы метроном был пригоден для психологического использования, он должен соответствовать одному требованию: именно сила ударов маятника должна быть в достаточной мере одинаковой, так, чтобы, даже внимательно прислушиваясь, нельзя было заметить разницу в силе следующих друг за другом ударов. Для испытания, самое лучшее – просто изменять (произвольно) субъективное ударение отдельных ударов такта. Рассмотрим две схемы, необходимые для иллюстрации такой проверки.

Рисунок 1.

На этом рисунке отдельные удары обозначены нотами, а более сильные удары – ударениями, поставленными над нотами. Ряд А представляет собой восходящий, а ряд В – нисходящий такт. Если окажется, что в ударах мы по произволу услышим то восходящий, то нисходящий такт, то такой инструмент пригоден для психологического исследования.

Первый вывод можно сделать уже исходя из самой процедуры испытания метронома. Именно при этом опыте замечается, что для нас в высшей степени трудно слышать удары маятника совершенно равными по силе, иначе говоря, слышать их не ритмически.

Мы постоянно впадаем то в восходящий, то в нисходящий такт. Значит, наше сознание ритмично по природе своей. Это явление находится в тесной связи со всей нашей психофизической организацией. Сознание ритмично потому, что вообще наш организм устроен ритмично.

Так, ритмичны движения нашего сердца, наше дыхание.

Изменяя длину восходящих или нисходящих тактов, можно получить еще один результат – меру объема сознания при данных условиях.

Например, если мы прослушаем ряд длиной в 8 двойных ударов, то при повторном его воспроизведении через несколько секунд, мы укажем на их равенство.

Также мы сможем ощутить различие в один удар (безразлично: будь то короче на один удар или длиннее). Такое безошибочное определение возможно лишь в том случае, когда ряд был дан в сознании целиком.

Из опытов с метрономом выяснилось, что объем в 16 следующих друг за другом в смене повышений и понижений ударов представляет собой тот maximum, которого может достигать ряд, если он должен еще сознаваться нами во всех своих частях.

Разумеется, под «объемом сознания» мы понимаем не совокупность всех состояний сознания в данный момент, а лишь составное целое, воспринимаемое в сознании, как единое.

Для того, чтобы перейти к пониманию В. Вундтом внимания, необходимо рассмотреть такие понятия, как ясность и отчетливость. Ясность относится к собственному свойству впечатления, а отчетливость – к его ограничению от других впечатлений.

О наиболее отчетливо воспринимаемом содержании говорят, что она находится в фиксационной точке сознания, о всех же остальных – что они лежат в зрительном поле сознания.

Однако следует отметить, что точка фиксации сознания, в общем, обозначает лишь идеальное сосредоточие центральной области, внутри которой могут ясно и отчетливо восприниматься многие впечатления. Т.е., получается, что вокруг точки фиксации, существует еще дополнительное поле, непосредственно прилегающее к ней.

Психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем сознания области содержаний, получил название внимание.

В результате опытов с тахистоскопом (или при наличии ширмы и фигуры, составленной из букв) с использованием фиксации на определенной буковке из предложенных 95, было выяснено, что число удерживаемых в сознании букв не превышает 6. Это и составляет постоянную величину внимания для человеческого сознания.

Впрочем, нужно отметить, что это определении объема внимания связано с одним условием, как раз противоположным приведенному при объяснении объема сознания.

Последнее было возможно лишь благодаря воздействию рядов впечатлений, связанных в единое целое, тогда как при измерении объема внимания мы, наоборот, изолировали друг от друга впечатления.

Если испытуемому предложить слово вроде следующего: БРОНЕТРАНСПОРТЕР, то он сможет воспринять 16 и более элементов, а не 6.

С постоянной величиной внимания (6) согласуется работа французского учителя слепых Брайля. При создании целесообразного шрифта для слепых он пришел к выводу о том, что, во-первых, необходимо комбинировать элементы различными способами для обозначения конкретных букв, и, во-вторых, число элементов не должно превышать 6.

Значение выводов относительно объема сознания и внимания не исчерпывается количественным определением этого объема. Их значение заключается прежде всего в том, что они проливают свет на отношения содержаний сознания, находящихся в фокусе внимания, с теми, которые принадлежат более отдаленному зрительному полю сознания.

Если восприятие входит в более обширный объем сознания, то мы называем этот процесс перцепцией, а если же оно попадает в фокус внимания, то мы называем его апперцепцией.Под перцепцией будем понимать просто фактическое вхождение какого-либо содержания в сознание, под апперцепцией – сосредоточение на нем внимания.

Перципируемые содержания, следовательно, сознаются всегда более или менее смутно, хотя всегда поднимаются под порогом сознания; апперципируемые содержания, напротив, сознаются ясно.

Более широкая область смутно перципируемых содержаний относится к фокусу внимания – если использовать простой пример – как фортепьянное сопровождение к голосу.

Восприятие сложных тактов и восприятие сложных слов или предложений по существу протекают сходно.

Различие заключается лишь в том, что в первом случае (когда испытуемому предъявляется определенный ряд тактов) апперципируемое впечатление соединяется с предшествующим, оставшимся в поле перцепции впечатлением с помощью ритмического деления, во втором случае — с помощью смысла, объединяющего части слова или предложения. Весь процесс не сводится к последовательной апперцепции частей. Ведь предшествовавшие части уже исчезли из апперцепции и стали просто перципируемыми, и лишь после того они связываются с последним апперципируемым впечатлением в одно целое. Апперцепция то сосредоточивается на одной узкой области, то с помощью расчленения последовательных содержаний, обусловленного ритмической природой ее функции, переплетает своими нитями обширную, занимающую все поле сознания, ткань психических содержаний.

Таким образом, с точки зрения Вильгельма Вундта, внимание следует рассматривать как состояние сознания и апперцепции, а процессы апперцепции и перцепции, взятые вместе, образуют целое нашей душевной жизни.

Теория внимания Т. Рибо

Внимание в жизни и деятельности человека выполнять много различных функций.

Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности.

Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и изберательнность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцепцивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения.

Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.

Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнёре по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается. Большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Одну из наиболее известных психологических теории внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является ли оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость.

Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состоянии. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.

“Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно жаждущей удовлетворения”.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определёнными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т.

Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления. Имея это ввиду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической.

Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечёт за собой усиление кровообращения в занятых мышление органах тела.

Состояние сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Основную роль движении в акте внимания Т. Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания.

Однако двигательные проявления – не причины, не следствия, это элементы, которые вместе с сознанием составляют субъективную сторону внимания. Всякий орган чувства в одно то же время орган чувствительный и двигательный.

“Если мы положим руку плашмя на стол и будем держать ее неподвижно, то ощущение исчезает. Это доказывает, что нет восприятия без движения, как бы слабо ни было последнее”.

Усилие которое мы пологаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечение внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.

В умении управлять движениями заключается и се крет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.



Источник: https://infopedia.su/10x7210.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий