Вторая Государственная Дума (1907).

Самарская область | Государственная Дума Российской империи II созыва (20.02.1907 — 2.07.1907) и ее состав

Вторая Государственная Дума (1907).

Государственная Дума Российской империи II созыва просуществовала с 20 февраля по 2 июля 1907 года.

Выборы во II Государственную Думу проходили по тем же правилам, что и в Думу 1 созыва (многоступенчатые выборы по куриям).

При этом сама избирательная кампания проходила на фоне хотя и затухающей, но продолжающейся революции: «беспорядки на аграрной почве» в июле 1906 года охватили 32 губернии России, а в августе крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России.

Царское правительство окончательно встало на путь открытого террора в борьбе с революционным движением, которое постепенно шло на убыль. Правительство П.А.Столыпина учредило военно-полевые суды, сурово преследовало революционеров, приостановило выпуск 260 ежедневных и периодических изданий. Применялись административные санкции к оппозиционным партиям.

В течение 8 месяцев революция была подавлена. По Закону от 5 октября 1906 года крестьяне были уравнены в правах с остальным населением страны. Второй Земельный Закон от 9 ноября 1906 года разрешал любому крестьянину в любой момент потребовать причитающуюся ему долю общинной земли.

Любым путем правительство стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы: от выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т.д. Дважды по инициативе П.А.

Столыпина в Совете министров обсуждался вопрос об изменении избирательного законодательства (8 июля и 7 сентября 1906 года), но члены правительства пришли к выводу о нецелесообразности такого шага, поскольку он был связан с нарушением Основных законов и мог повлечь обострение революционной борьбы.

На этот раз в выборах участвовали представители всего партийного спектра, в том числе и крайне левые. Боролось, в общем, четыре течения: правые, стоящие за укрепление самодержавия; октябристы, принявшие программу П.А.

Столыпина; кадеты; левый блок, объединивший социал-демократов, эсеров и другие социалистические группы. Устраивалось много шумных предвыборных собраний с «диспутами» между кадетами, социалистами и октябристами. И все же избирательная кампания носила иной характер, чем при выборах в Первую Думу.

Тогда никто не защищал правительство. Теперь же борьба шла внутри общества между избирательными блоками партий.

В выборах во II Государственную Думу принимали участие все основные партии, и революционные в их числе.

Революционеры понимали, что мечту о восстании, ниспровер­жении существующего строя приходится пока оставить.

Но они шли в Думу не для за­конодательной работы, не для переустройства России в пределах «Основных законов», а для того, чтобы использовать выборы и Думу как пропагандистскую трибуну.

Состав II Государственной Думы

Всего во вторую Думу было избрано 509 депутатов: в возрасте до 30 лет — 72 человека, до 40 лет — 195 человек, до 50 лет -145 человек, до 60 лет — 39 человек, свыше 60 лет — 8 человек. Высшее образование имели 3% депутатов, среднее — 21%, низшее — 32%, домашнее — 8%, а 1% был неграмотным.

Среди депутатов были 169 крестьян, 32 рабочих, 20 священников, 25 земских городских и дворянских служащих, 10 мелких частных служащих (конторщиков, официантов), один поэт, 24 чиновника (в том числе 8 из судебного ведомства), три офицера, 10 профессоров и приват-доцентов, 28 других преподавателей, 19 журналистов, 33 юриста (адвокатура), 17 коммерсантов, 57 землевладельцев — дворян, 6 промышленников и директоров заводов. Только 32 члена Думы (6%) являлись депутатами первой Думы. Конституционные демократы (кадеты), потеряв по сравнению с I Думой 80 мест (почти вдвое меньше), сумели, тем не менее, образовать фракцию в составе 98 депутатов.

Большевики, отказавшись от бойкота Думы, приняли тактику создания блока левых сил – большевиков, трудовиков и эсеров (меньшевики отказались от участия в блоке) – против правых и кадетов.

Социал-демократы (РСДРП) получили 65 мест (их численность возросла вследствие отказа от тактики бойкота), народные социалисты – 16, социалисты-революционеры (эсеры) – 37. Эти три партии получили в общей сложности 118 из 518, т.е. более 20% депутатских мандатов.

Очень сильными были формально беспартийные, но находившиеся под сильным влиянием социалистов Трудовая группа, фракция Всероссийского крестьянского союза и примыкающие к ним, всего 104 депутата. В период избирательной кампании в Государственную Думу 2 созыва трудовики развернули широкую агитационно-пропагандистскую работу.

Они отказались от программы, признав достаточным выработку «общих основ платформы», с тем, чтобы обеспечить ее приемлемость для «людей разного настроения».

Основу избирательной программы трудовиков составил «Проект платформы», который содержал требования широкомасштабных демократических преобразований: созыв Учредительного собрания, которое должно было определить форму «народовластия»; введение всеобщего избирательного права, равенства граждан перед законом, неприкосновенности личности, свободы слова, печати, собраний, союзов и др., городского и сельского местного самоуправления; в социальной области – отмена сословий и сословных ограничений, установление прогрессивного подоходного налога, введение всеобщего бесплатного обучения; проведение реформы армии; провозглашалось «полное равноправие всех народностей», культурно-национальная автономия отдельных областей при сохранении единства и цельности Российского государства; основу аграрных преобразований составил «Проект 104-х». Таким образом, на долю левых депутатов во II Думе приходилось около 43% депутатских мандатов (222 мандата).

Поправили свои дела умеренные и октябристы (Союз 17 октября) – 32 места и правые – 22 мандата. Таким образом, правое (или точнее правоцентристское) крыло Думы имело 54 мандата (10%).

Национальные группы получили 76 мест (Польское Коло – 46 и фракция мусульман – 30). Кроме того, казачья группа насчитывала 17 депутатов. Партия демократических реформ получила только 1 депутатский мандат. Наполовину сократилось число беспартийных, их оказалось 50.

При этом польские депутаты, образовавшие Польское Коло принадлежали, в своем большинстве, к партии народных демократов, которая, по сути, являлась блоком магнатов польской промышленности и финансов, а также крупных земельных собственников.

Кроме «народовцев» (или национал-демократов), составлявших основу численного состава Польского Коло, в него входили несколько членов польских национальных партий: реальной и прогрессивной политики. Войдя в состав Польского Коло и подчинившись его фракционной дисциплине, представители этих партий «утратили свою партийную индивидуальность».

Таким образом, Польское Коло II Думы образовалось из депутатов, являвшихся членами национальных партий народной демократии, реальной и прогрессивной политики. Польское Коло поддерживало правительство П.А.Столыпина в его борьбе с революционным движением как внутри Польши, так и во всей империи.

Эта поддержка во II Думе выражалась преимущественно в том, что Польское Коло в противоборстве с левыми фракциями думской оппозиции, прежде всего с социал-демократической одобряло правительственные меры репрессивного характера.

Направив свою думскую деятельность на отстаивание автономии Царства Польского, поляки представляли собой особую группу с особыми целями. Председателем Польского Коло II Думы являлся Р.В. Дмовский.  Открытие II Государственной Думы состоялось 20 февраля 1907 года. Председателем Думы стал избранный от Московской губернии правый кадет Федор Александрович Головин.

Ф.А. Головин родился 21 декабря 1867 года в дворянской семье. В 1891 году окончил курс в университетском отделении лицея цесаревича Николая и держал экзамен в юридической испытательной комиссии при университете. По окончании экзаменов получил диплом второй степени.

После учебы начал выступать на поприще общественной деятельности. Долгое время состоял гласным Дмитровского уездного земства. С 1896 года был гласным Московского губернского земства, а со следующего 1897 года  — членом губернской земской управы, заведующим страховым отделом.

С 1898 года участвовал в железнодорожных концессиях.

С 1899 года – член кружка «Беседа», с 1904 – «Союза земцев-конституционалистов». Постоянно участвовал в съездах земских и городских деятелей. В 1904–1905 годах занимал должность председателя бюро земских и городских съездов. 6 июня 1905 года участвовал в депутации земцев к императору Николаю II.

На учредительном съезде Конституционно-демократической партии (октябрь 1905 года) избран в ЦК, возглавил Московский губернский комитет кадетов; играл активную роль в переговорах кадетского руководства с правительством (октябрь 1905 года) о создании конституционного кабинета министров.

20 февраля 1907 года, на первом заседании Государственной Думы второго созыва, большинством (356 из 518 возможных) был избран председателем.

В процессе работы Думы безуспешно пытался достичь согласия между различными политическими силами и делового контакта с правительством. Недостаточно четкое проведение им линии кадетской партии привело к тому, что в III Думе он остался рядовым депутатом, работал в Крестьянской комиссии.

В 1910 году в связи с получением железнодорожной концессии сложил депутатские полномочия, считая несовместимым эти два занятия. В 1912 году избран городским головой г. Баку, однако, из-за принадлежности к кадетской партии, наместник Кавказа не утвердил его в должности.

Во время Первой мировой войны активно участвовал в создании и деятельности ряда обществ; один из учредителей и член исполнительного бюро, а с января 1916 года – член Совета общества «Кооперация», председатель Общества помощи жертвам войны; председатель правления Московского народного банка.

Также он участвовал в работе Всероссийского Союза городов. С марта 1917 года – комиссар Временного правительства. Принимал участие в Государственном совещании. Делегат 9-го съезда партии кадетов, кандидат в члены Учредительного собрания (от Москвы, Уфимской и Пензенской губерний). После Октябрьской революции служил в советских учреждениях.

По обвинению в принадлежности к антисоветской организации, решением «тройки» УНКВД Московской области от 21 ноября 1937 года в возрасте семидесяти лет расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1989 году.

Заместителями (товарищами) председателя Государственной думы были избраны Николай Николаевич Познанский и Михаил Егорович Березин. Секретарем Государственной Думы 2 созыва был Михаил Васильевич Челноков, товарищами секретаря Виктор Петрович Успенский, Василий Акимович Харламов, Лев Васильевич Карташев, Сергей Николаевич Салтыков, Сартрутдин Назмутдинович Максудов.

Источник: https://museum.samgd.ru/contents/170754/

II Государственная Дума

Вторая Государственная Дума (1907).

Революция еще продолжалась, “беспорядки на аграрной почве” в июле 1906 г. охватили 32 губернии России, а в августе 1906 г. крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России.[33]

17 июля 1906 г. вспыхнуло восстание солдат и матросов в крепости Свеаборг, 19 июля их поддержали солдаты и матроса Кронштадта и Ревеля. Огромным напряжением сил правительству лишь через 3 дня удалось подавить мятеж.

В этой обстановке прошли выборы во II Государственную Думу. Путем всевозможных уловок правительство стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы. От выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т.д.

Сама атмосфера выборов заметно отличалась от первой избирательной кампании, которая сопровождалась широким разливом по стране эйфорических ожиданий, что Дума явится панацеей от всех российских бед и усобиц. Опыт перводумья, по сути, для всех печальный, был и учтен всеми.

Пpавительство справедливо полагало, что причина конфликта с Государственной Думой – в ее составе. Изменить состав Думы можно было только одним путем – пересмотрев избирательный закон. Этот вопрос дважды по инициативе П.А.

Столыпина обсуждался в Совете министров (8 июля и 7 сентября 1906 г.

)[34], но члены правительства пришли к выводу о нецелесообразности такого шага, поскольку он был связан с нарушением Основных законов и мог повлечь обострение революционной борьбы.

Большевики, отказавшись от бойкота Думы, приняли тактику создания блока левых сил – большевиков, трудовиков и эсеров (меньшевики отказались от участия в блоке) – против правых и кадетов.

II Государственная Дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. В ней по-прежнему преобладали оппозиционные течения, включая отказавшихся от бойкота социал-демократов и социалистов-револиционеров (эсеров). Всего во вторую Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест (им принадлежало 98 мандатов).

Народнические партии получили 157 мест (трудовики – 104, эсеры – 37, народные социалисты – 16). Социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых было 222 мандата, или 43% в Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%).

[35] Подобный состав II Думы, свидетельствовал о большей поляризации депутатского корпуса, об усилении в ней обоих флангов: и левого (222 депутата вместо 115 в I Думе), и правого (54 депутата вместо 16). П.Н. Милюков считал, что история «второй избирательной кампании есть история грандиозной попытки заставить население сказать то, что нужно правительству.

Ее исход есть громкое и торжественное подтверждение того положения, что страна хорошо знает, чего она хочет, — и что от того, чего она хочет, она будет добиваться самым настойчивым образом».[36]

Такое положение явно не устраивало царское правительство, ибо ждать от Думы конструктивной работы в пользу государства не приходилось. Сразу после созыва II Государственной Думы правительству стало ясно, что ее придется вскоре распустить. Председатель II Думы кадет Ф.А.

Головин вспоминал позднее, что Николай II при встрече с ним говорил: «Дума по своему составу неработоспособна…левое ее крыло заражено антигосударственными идеями… такой состав Думы есть следствие неудачного избирательного закона, а поэтому надо изменить этот закон».

[37]

Открытие II Государственной Думы состоялось 20 февраля 1907 г. Председателем Думы, стал правый кадет Ф.А. Головин. II Дума оказалась еще более радикально настроена, чем ее предшественница.

Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности и, по возможности, избегать конфликтов. Руководствуясь нормами ст.ст. 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы, утвержденного высочайшим указом 20 февраля 1906 г.

депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки подлежащих рассмотрению в Думе дел.

Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект.

Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т.д. Также нужно отметить важную особенность — большинство заседаний Думы было посвящено процедурным проблемам.

Это было связано в первую очередь с постоянными стычками с правительством, часто ставящим под вопрос компетенцию и наличие статуса Государственной Думы на разработку того или иного законопроекта.

Особую остроту обсуждению главного вопроса работы II Государственной Думы — земельного – придавало то, что начало работы парламента совпало с очередной волной революционных выступлений крестьянства.

Правые депутаты (монархисты и октябристы) выступали в поддержку политики правительства, то есть были против какого-либо отчуждения помещичьей земли. Позиция кадетов в аграрном вопросе стала более правой, нежели в I Думе.

В своем проекте аграрной реформы, внесенном во II Думу, они во многом отступили от своих предыдущих требований.

10 мая 1907 г. с правительственным сообщением по аграрному вопросу на заседании Думы выступил П.А.Столыпин[38].

Он заявил, что национализация земли, предлагаемая левыми партиями, является гибельной для страны, так как с уничтожением класса помещиков могут исчезнуть очаги культуры, что приведет к катастрофическому снижению общего культурного уровня; кроме того, может быть сломлен и сам стимул к труду, лежащий в основе развития земледелия. П.А.Столыпин сказал, что правительство не даст обездолить 130 тысяч землевладельцев и оторвать их от привычного и полезного для государства труда.

Правое крыло – монархисты, октябристы – поддержало политику правительства. Большая часть кадетских депутатов тоже положительно отнеслись к заявлению П.А.Столыпина и даже были готовы поддержать его, призывая «беречь Думу» и не давать правительству повода для ее роспуска[39].

Но социал-демократы, трудовики, социалисты-революционеры и народные социалисты на совместном заседании 13 мая 1907 г. приняли решение выступить в Думе перед концом прений по аграрному вопросу с требованием проведения принудительного отчуждения частновладельческих земель и немедленной отмены всех столыпинских аграрных указов.

Однако воплотить в жизнь это решение левым депутатам не удалось.

Царское правительство решило распустить II Государственную Думу, обвинив социал-демократическую фракцию в подготовке заговора для низвержения самодержавия и установления демократической республики. 1 июня 1907 г.

на закрытом заседании Думы прокурор Петербургской судебной палаты зачитал постановление о привлечении к суду 55 членов социал-демократической фракции и немедленном заключении под стражу 16 наиболее активных ее членов.[40] Большинство депутатов Думы (социал-демократы, трудовики, эсеры, народные социалисты и кадеты) отказались лишить депутатских полномочий социал-демократов.

В ночь на 3 июня 1907 г. полиция арестовала большую часть депутатов социал-демократической фракции II Государственной Думы, а утром 3 июня был опубликован Высочайший Манифест «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу»[41]. Депутаты восприняли это спокойно и разъехались по домам.

Как и ожидал Столыпин,[42] никакой революционной вспышки не последовало. В целом, население отнеслось к разгону Думы индифферентно: была без радости любовь, прощанье было без печали.

Одновременно появилось новое Положение о выборах, изданное Николаем II с явным нарушением Основных государственных законов – без рассмотрения в Государственной Думе и Государственном Совета.

Поэтому в литературе принято говорить о третьеиюньском государственном перевороте, причем такое отношение к указанному акту сложилось с первых же дней после его издания. Так, С.Ю.Витте в своих «Воспоминаниях» охарактеризовал его, как «беззаконие, совершенное Столыпиным 3-го июня».

[43] Более того, считается общепринятым, что акт 3 июня ставил точку в российской революции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_75494_II-gosudarstvennaya-duma.html

II Государственная дума

Вторая Государственная Дума (1907).

После роспуска Государственной Думы власти принимали меры по обузданию недовольство народа.

Органы правопорядка прибегали к репрессивным действиям, ограничивалась свобода деятельности прессы, проводились разъяснительные мероприятия по дискредитации парламентаризма.

Важная роль в системе противодействия революционным выступлениям отводилась и преследованием бывших членов Государственной Думы. Под разными предлогами власти пытались арестовать и изолировать от общественности экс-депутатов.

Попытки помешать экс-депутатам продолжить политическую деятельность встретили большое недовольство избирателей. Народ и после роспуска Думы относился к ним как к своим избранникам и оказывал сопротивление попыткам преследования парламентариев.

На имя императора и премьер-министра массово поступали постановления крестьянских сходов и резолюции митингов, в которых люди настаивали на освобождении арестованных членов Государственной Думы, при этом напоминая, что депутаты должны пользоваться правом личной неприкосновенности.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Замечание 1

В условиях высокой политической активности населения и готовности всячески поддерживать этот момент в обществе формировались надежду на успешное решение проблем следующим созывом Государственной Думы.

Выборы во II Государственную думу

Выборы во Вторую Думу состоялись в январе 1907 года.

Путем различных административно-правовых манипуляций, пропагандистских акций и репрессий правительство пыталось получить желаемые для себя результаты народного волеизъявления.

От выборов устранили крестьян, которые не рассчитались с долгами перед Крестьянским банком, рабочим часто запрещали участвовать в выборах по городской курии, назначали перевыборы, если не проходил желаемый кандидат в депутаты.

Замечание 2

Однако несмотря на все усилия властей состав новой Думы оказался еще менее приемлемым, чем в первом созыве.

Левые партии в условиях ослабления революционных выступлений на этот раз не отказались от участия в выборах и протестный электорат активно поддержал их. 17% членов Государственной Думы второго созыва составляли представители различных социалистических течений: социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты и другие.

Усилилось представительство трудовиков – беспартийных, которые выступали за радикальные реформы – с 18 до 20%.

Ухудшились позиции либералов – партия конституционных демократов получила 24% поддержки вместо 38% в первой Думе. Ухудшили результат и октябристы – с 8% до 7%.

Правда в Думу на этот раз попали крайне правые, получив 63 депутатских места. В общем оппозиционные к власти силы охватили 68% состава законодательного органа.

Аграрный вопрос

Как и в Думе предыдущего созыва, острую полемику вызвал аграрный вопрос. Представители крупных землевладельцев активно отстаивали принцип неприкосновенности частной собственности.

При этом они подчеркивали высокий уровень экономической эффективности помещичьих хозяйств и агротехническая отсталость сельского хозяйства. У противников крупного землевладения также нашлись достойные аргументы.

Они заключались в предоставлении данных о низком агротехническом уровне большинства помещичьих хозяйств и степень их финансовой задолженности, значительные расходы из государственной казны на поддержку помещиков и тому подобное.

В качестве аргумента за отмену крупного землевладения выступало также и ужасное материальное положение крестьянства, обусловлено малоземельем и экономическим эксплуатацией со стороны государства и помещиков.

Органы правопорядка пытались не допустить санкционирования Думой революционных по характеру изменений и прибегали к давлению на народных избранников.

Замечание 3

Вторая Дума не оправдала надежд российского царизма, она, как и ее предшественница, не стала идти на уступки самодержавию, отстаивая курс на радикальное реформирование государственно-политической и социально-экономической жизни.

С лета 1906 года царское власти мечтали о послушной, наполненной своими сторонниками представительном учреждении.

Однако забастовочное движение и массовые крестьянские выступления в период деятельности первой и второй Государственной Думы заставлял тянуть с политическим переворотом и закреплением победы над революцией.

Только, когда вторая Дума вплотную подошла к законодательного решение аграрного вопроса, правительственные круги не стали медлить и быстро начали искать повода для роспуска народного представительства и готовить новый проект избирательного закона.

Роспуск Государственной думы

Замечание 4

Формальным поводом для прекращения деятельности парламента послужило обвинение социал-демократов в подготовке государственного переворота. 3 июня 1907 вышел манифест о роспуске второй Думы и изменения в избирательном законодательстве.

Уже с мая органы правопорядка и войска готовились к подавлению массовых выступлений, которые могли возникнуть в связи с политическим переворотом. Сразу после роспуска Думы на улице были выведены усиленные наряды полиции и военные подразделения, армейские части взяли под охрану объекты железнодорожного транспорта.

Губернаторы губерний выдали постановление о запрете всех проявлений недовольства политикой властей, за которые угрожали тюремным заключением.

С объявлением манифеста о роспуске Думы начались массовые аресты, обыски и ликвидация общественных учреждений и издательств. Преследованиям подверглись бывшие депутаты второй Думы и их выборщики. За ними устанавливался постоянный надзор полиции, в случае участия в антиправительственных акциях им угрожали аресты и ссылки. Различных гонений претерпела периодическая печать.

Опубликование материалов политического содержания грозило наложением штрафов и даже закрытием периодического органа. Волна расправ продолжалась и в дальнейшем, создавая благоприятные условия для пропагандистской деятельности сторонников политического курса российского правительства.

Консервативные помещичьи круги требовали от императора в течение нескольких лет не созывать очередную Государственную Думу.

Но напряженная внутриполитическая ситуация заставила царя и правительство назначить выборы, национального технического университета. Правда уже по новому законодательству.

Последнее лишало избирательных прав значительную часть населения и было призвано обеспечить избрание в Думу только крупных землевладельцев, высокопоставленных чиновников и промышленников.

Новое законодательство о выборах еще больше углубило неравенство в правах различных сословных категорий населения. Более чем вдвое сокращалось количество выборщиков от промышленных рабочих и крестьянства. В то же время, увеличивалось число выборщиков от землевладельческой курии.

В губерниях сохранялось высокое количество представителей помещичьего слоя – им выделялась абсолютное большинство мест в избирательных собраниях.

При таких условиях избрания в Государственную Думу представителей широких слоев населения, оппозиционные к власти политики фактически исключались.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/pervaya_russkaya_revolyuciya_1905-1907_gg/ii_gosudarstvennaya_duma/

II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — Древо

Вторая Государственная Дума (1907).

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

II Государственная дума (февраль — июнь 1907)

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)

Выборы в Государственную думу состоялись в январе 1907 г. Крайние левые партии эти выборы не бойкотировали. Большую активность проявили и правые политики. II Государственная дума, как и I Государственная дума, по составу оказалась резко оппозиционной правительству. Кадеты вновь составляли в ней относительное большинство, но не столь убедительное, их потеснили и слева, и справа.

Со стороны Святейшего Синода не было возражений против участия в избирательной кампании священнослужителей. Депутатами стали Чигиринский епископ Платон (Рождественский) и Холмский епископ Евлогий (Георгиевский), а также 11 священников. Епископы Платон и Евлогий стали членами правой фракции, а большинство священников примкнули к левым депутатам.

Так, священник Григорий Петров [1] вошел во фракцию кадетов, священники Константин Колокольников [2], Александр Архипов [3], Феодор Тихвинский [4] присоединились к революционным группам. Все четверо за свою политическую деятельность и неподчинение священноначалию были лишены священного сана.

В Думе возникла также крупная мусульманская фракция, в которую вошли 30 депутатов.

II Государственная дума была открыта 20 февраля 1907 г. По воспоминаниям епископа Евлогия, во время молебна при открытии заседаний молились члены правительства и депутаты из священников и крестьян.

Остальные члены Думы «не только не присоединились к молящимся, но вели себя так непринужденно, что можно было подумать — они нас не видят и не слышат» [5]. Председателем Думы стал кадет Ф.А. Головин.

6 марта перед Государственной думой выступил с правительственной декларацией председатель Совета министров П.А. Столыпин. Он выразил надежду на тесное сотрудничество Думы с правительством в законодательном творчестве.

Столыпин обозначил круг тем, по которым правительство намеревалось внести в Думу законопроекты, в частности о свободе совести и правовом статусе православной Церкви и других вероисповеданий. Он отметил, что «многовековая связь Русского государства с Христианской Церковью обязывает …

положить в основу всех законов о свободе совести начала государства христианского, в котором Православная Церковь, как господствующая, пользуется данью особого уважения и особою со стороны государства охраною… Вместе с тем права и преимущества Православной Церкви не могут и не должны нарушать прав других исповеданий и вероучений.

Поэтому… министерство вносит в Государственную думу и Совет ряд законопроектов, определяющих переход из одного вероисповедания в другое, беспрепятственное богомоление, сооружение молитвенных зданий, образование религиозных общин, отмену связанных исключительно с исповеданием ограничений» [6].

Большинство депутатов встретили декларацию правительства криками возмущения и обструкцией. 10 мая 1907 г. Столыпин, вновь выступая в Думе, сказал, что «противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» [7].

Правительство представило II Государственной думе несколько сот законопроектов, в т. ч. 7, имевших отношение к правовому статусу религиозных общин:

  • «Об инославных и иноверных обществах»,
  • «О разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и сооружения и устройства, возобновления и починки инославных и иноверных молитвенных зданий»,
  • «Об изменениях в области семейственных прав, вызываемых свободой совести»,
  • «Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое»,
  • «О римско-католических монастырях»,
  • «О вызываемых провозглашением Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 года изменениях в области семейных прав» и
  • «Об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений, политических и гражданских, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, а в том числе и к старообрядчеству и к отделившимся от Православия сектам, а равно законоположений, допускающих вмешательство гражданской власти в духовные отношения частных лиц».

Все эти законопроекты рассматривались в Святейшем Синоде, которым были предложены поправки, направленные на сохранение за православной Церковью ее господствующего, привилегированного статуса. Большая часть этих поправок была проигнорирована правительством.

Для предварительного обсуждения законопроектов в Думе были образованы Комиссия по церковному законодательству (председатель — С.Н. Булгаков) и Комиссия для рассмотрения законопроектов, направленных к осуществлению свободы совести (председатель — кадет Н.В. Тесленко).

К конструктивному рассмотрению проектов законов, ориентированных на расширение прав инославных и иноверных исповеданий с сохранением преимуществ православной Церкви, готовы были правые, умеренно правые и октябристы. Столыпин пытался опереться на них, надеясь также привлечь к законодательному творчеству умеренно левые фракции, в т.ч.

кадетов. Но кадеты и близкие к ним фракции использовали думскую трибуну для пропаганды идеи о полном равноправии религиозных общин и о превращении России во внеконфессиональное государство. Эта позиция доминировала и на заседаниях комиссии по свободе совести (всего их было 13).

За основу дискуссии комиссия приняла положения, которые содержались в проекте закона «О свободе совести», внесенном кадетской фракцией в повестку дня I Государственной думы. Ни один из правительственных законопроектов не был вынесен комиссией на пленарное обсуждение Думы.

В правых изданиях выражалось возмущение, авторы писали об унижении Православия. Столь же непримиримую позицию занимало думское большинство и по другим законопроектам правительства.

Епископ Евлогий (Георгиевский) участвовал в деятельности 3 думских комиссий: по церковному законодательству, народному образованию и аграрной.

В аграрной комиссии он защищал интересы православных крестьян Холмщины, притесняемых польскими помещиками-католиками, что вызвало неодобрение многих правых депутатов, отстаивавших неприкосновенность дворянского землевладения. Епископ Евлогий поднял вопрос о выделении из Привислинского края (Польша) Холмской губ., т. к.

большинство населения территории составляли русские, украинцы и белорусы православного или униатского вероисповедания. Это вызвало резко негативную реакцию со стороны депутатов от Польского кола и от всех левых.

1 июня 1907 г. Столыпин выступил перед Государственной думой с требованием лишить депутатской неприкосновенности 55 членов Думы, принадлежавших к социал-демократической фракции. Они обвинялись в заговоре, направленном на свержение правительства. Государственная дума не дала согласия на это, передав требование правительства в специальную комиссию.

3 июня император Николай II издал манифест «О роспуске Государственной думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу».

В новом «Положении о выборах в Государственную Думу», также подписанном 3 июня, по сравнению с прежним порядком увеличивалось представительство депутатов от курий землевладельцев и крупных городских собственников, сокращалось количество мест для депутатов от крестьян и рабочих, а также от национальных окраин. Подписание этих документов и роспуск II Государственной думы получили название «государственного переворота», т. к. император, согласно «Основным законам», принятым 23 апр. 1906 г., не имел права вносить изменения в постановления о выборах в Государственную думу во время прекращения сессий. Временем этих событий принято датировать окончание революции 1905–1907 гг.

См. также

  • Государственная дума.
  • Государственная дума Российской Федерации.

Использованные материалы

[1]  Марина Витухновская, Григорий Петров:«Будьте строителями жизни!» // Библиотека Якова Кротова, http://krotov.info/history/20/1900/petrov.htm

[2]  «Забытые имена Пермской губернии», http://www.fnperm.ru/колокольников-константин-александрович.aspx

[3]  Б.Ю. Иванов, А.А. Комзолова, И.С. Ряховская Государственная дума Российской империи: 1906-1917. // Москва. РОССПЭН. 2008., http://www.tez-rus.net/ViewGood42021.html

[4]  Б.Ю. Иванов, А.А. Комзолова, И.С. Ряховская Государственная дума Российской империи: 1906-1917. // Москва. РОССПЭН. 2008., http://www.tez-rus.net/ViewGood42216.html

[5]  Путь моей жизни. С. 159

[6]  Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 34–35

[7]  Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 45

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4196.html

Почему Николай II два раза разгонял Госдуму

Вторая Государственная Дума (1907).

В течение двенадцати лет, вплоть до 1917 года в Российской империи действовал новый для страны законодательный орган — Государственная дума, учреждённая в 1905 году манифестом Николая II.

За несколько месяцев до этого в стране началась Первая русская революция. Чтобы разрядить обстановку и прекратить массовые выступления против монархии, император был вынужден передать часть полномочий Госдуме.

Предполагалось, что в Думе (нижней палате парламента) будут представлены все слои населения, в том числе и лишённые ранее избирательных прав, а решения собрания позволят облегчить жизнь граждан страны.

Однако на деле всё вышло иначе.

Одно из заседаний Государственной Думы Российской империи

Из четырёх созывов Государственной думы лишь один (третий) отработал полный срок. Четвёртая Дума была официально распущена указом Временного правительства, а первые две — разогнаны указами Николая II.

Формальная демократия

О том, каким именно должен быть новый законодательный орган, велось много споров. После первого манифеста Николая II о Государственной думе, вышел ещё один, а окончательные полномочия были закреплены законами от февраля и апреля 1906 года.

Согласно документам Дума могла заниматься законотворчеством, однако последнее слово оставалось за императором, более того — в перерывах между собраниями Николай II имел право выпускать законы от своего имени. В руках монарха осталась почти вся власть: контроль над армией, судами, внешнеполитические решения.

Государственная дума избиралась на пять лет, а распустить нижнюю палату парламента император мог в любой момент.

К. фон Ганн. Торжественное открытие обеих палат парламента

Первая Дума

Первое заседание Госдумы Российской империи состоялось в мае 1906 года. Среди 279 депутатов были представители самых разных сословий: землевладельцы (большинство), фабриканты, торговцы, юристы, священники, рабочие, ремесленники и крестьяне. Председателем назначили правоведа Сергея Андреевича Муромцева.

Депутаты Государственной Думы первого созыва от Воронежской губернии

Первая Госдума предлагала весьма радикальные для того времени преобразования: амнистию всех политзаключённых, увеличение земельных наделов крестьян, конфискацию части угодий помещиков и даже упразднение частной собственности на землю. Почти все эти предложения с негодованием отвергались Советом Министров, напрямую подчиняющимся императору. Было принято всего лишь два думских законопроекта.

Через два месяца противостояние министров и депутатов достигло высшей точки. В июле 1906 года манифестом Николая II Государственная дума первого созыва была распущена.

В своём обращении монарх отмечал, что депутаты занялись не своим делом, а именно — попытались преобразовать основные законы государства, «изменения в которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею».

О роспуске думцы узнали, когда утром пришли на очередное заседание, из прикреплённой к столбу копии манифеста.

Вторая Дума

В феврале 1907 года, через несколько месяцев после разгона первой, начала работу вторая Государственная дума.

Император и Совет Министров попытались учесть предыдущие ошибки — не допустить в Думу безземельных крестьян и рабочих. Правда, от этой идеи пришлось отказаться, поскольку возрастала вероятность народных волнений.

В итоге большинство депутатских мест согласно выборам досталось как раз крестьянам, кроме того в состав второй Думы входили рабочие, священники, служащие, преподаватели, помещики и промышленники. (Одним из кандидатов в депутаты, не прошедшим в нижнюю палату, был Ленин). Председательствовал земский деятель Фёдор Александрович Головин.

Депутаты Государственной Думы второго созыва от Курской губернии

Вторая дума, как и первая, сразу же начала конфронтацию с властью. Часть депутатов по-прежнему настаивала на национализации земли, другая часть призывала решить аграрный вопрос выдачей крестьянам наделов за выкуп. Активно обсуждался бюджет, незаконность военно-полевых судов, продовольственный дефицит.

Хотя на заседаниях разбирались весьма острые вопросы, помня об опыте предшественников, депутаты старались действовать в правовом поле. И всё же просчитались.

В мае Государственная дума второго созыва рассматривала вопрос о преследовании революционеров, заклеймив полицейский произвол. Конечно, подобный демарш с рук депутатам не сошел.

Зал заседаний Думы в Таврическом дворце

Столыпин, председатель Совета Министров, обвинил думцев в заговоре против императора.

На этом основании Николай II издал очередной манифест о роспуске Думы, а чуть позже и вовсе изменил избирательную систему.

Теперь депутатами могли стать, по большей части, землевладельцы и состоятельные горожане, представительство крестьян и рабочих было сведено к минимуму.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Что ещё почитать:Великие княгини Романовы: как сложилась жизнь сестёр Николая II после революцииИстория лже-Алексея — мог ли цесаревич остаться в живых?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a74a05057906a2d34a8acb0/5c6d9bee98f14900b0707999

Uchebnik-free
Добавить комментарий