Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии.

Всеобщее избирательное право в РФ и его гарантии

Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии.

Общая характеристика основных принципов избирательной системы РФ

Принципы избирательной системы – это основополагающие начала, на которых она строится, организуются и проводятся выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государственной власти и местного самоуправления. В РФ выборы организуются на основе следующих принципов:

· Всеобщего избирательного права

· Равного избирательного права

· Прямого избирательного права

· Тайного ания на выборах

· Свободы выборов и добровольного участия в них избирателей

· Сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на выборах

· Состязательности на выборах

· Сочетания государственного и негосударственного финансирования выборов

· Организации и проведения выборов избирательными комиссиями

Принципы права обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью), общезначимостью. Они образуют определенную систему, для которой характерно наличие особых связей, отражающих роль и значение отдельных правовых начал для формирования и развития российского права, составляющих его отраслей и институтов.

Принципы избирательного права представляют собой основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательных отношений.

Всеобщее избирательное право в РФ и его гарантии

Принцип всеобщего избирательного права – это исходный принцип избирательной системы, он означает право российского гражданина, достигшего необходимого возраста, избирать и быть избранным, а также право на участие во всех избирательных действиях, мероприятиях и процедурах.

Н/а: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (2002 г, «67 закон»)

Ст.

2 — 28) избирательные права граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов ания и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

Стержневыми в принципе всеобщности являются 2 начала:

1) право избирать – «активное избирательное право» — только своим активным действием гражданин способен реализовать данное право, + никто не вправе вместо гражданина осуществить его право на участие в ании – 18 лет

2) право быть избранным – «пассивное избирательное право» — предоставление гражданину возможности баллотироваться в депутаты представительного органа власти или выборного должностного лица государственной власти или местного самоуправления

· президент – 35 лет

· депутат ГосДумы – 21 год

· глава субъекта РФ – 30 лет

· депутат органа законодательной власти субъекта – 21 год

· депутат представительных органов местного самоуправления и избирательных населением глав муниципальных образований – 21 год

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

НО!Цензы – условия и ограничения при осуществлении, либо запреты на осуществление активного или пассивного избирательного права

· Возрастной ценз – необходимости достижения возрастной планки для получения активного и пассивного избирательного права

· Имущественный ценз – обладание определенным имуществом для получения активного или избирательного права; внесение избирательного залога для того, чтобы быть зарегистрированным кандидатом

· Социальный ценз – отказ в активном и пассивном избирательном праве определенным слоям общества по характеру их бывшей и настоящей деятельности

· Ценз политической лояльности – отказ в избирательном праве тем, кого можно заподозрить в отсутствии верности конституции и конституционному строю данного государства

· Ценз пола

· Ценз военной службы – неучастие в выборах всех военнослужащих либо тех, кто находится на действительной службе

· Ценз грамотности, в т.ч. политической

· Ценз места жительства, в т.ч. оседлости

· «криминальный ценз»

В РОССИИ ТАКИХ ЦЕНЗОВ НЕТ! (РЗ вообще не использует понятие «ценз» — дело вкуса ;))

Избирательные права мб ограничены по следующим основаниям:

1) по возрасту

2) по принадлежности к гражданству – только граждане РФ (по общему правилу)

искл.: ст. 4 — 10. На основании международных договоров Российской Федерациии в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постояннопроживающие на территории соответствующего муниципальногообразования, имеют право избирать и быть избранными в органыместного самоуправления, участвовать в иных избирательных действияхна указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме натех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

+ запрет распространяется и на иные избирательные действия

Ст. 3 — 6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного впункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица безгражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлятьдеятельность, способствующую либо препятствующую выдвижениюкандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированныхкандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума ипроведению референдума, достижению определенного результата навыборах, референдуме.

Двойное гражданство? – можно, но кандидат обязан указать, что у него есть гражданство другого государства (это будет видно избирателям при сборе подписей, при регистрации кандидата, в бюллетене => сами будут решать, нужен им такой или нет)

3) по проживанию

Ст.

4. 4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Пребывает за границей? – не препятствие для участия в выборах, однако не любых, а лишь депутатов ГД и Президента РФ

4) по прохождению военной службы –

ст. 17. 5.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме.

5) по количеству избраний

6) в связи с нахождением на выборной должности и претензиями на несколько мандатов

ст. 4 9.

… Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также — государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

7) по прекращению прежнего мандата выборного лица

ст. 32 — 6.

Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

7. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

8) по возможностям занятия определенной должности

ст. 4 — 7.

При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если ание на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

9) в связи с отбыванием уголовного наказания –

ст. 4 — 3. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день ания на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день ания на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если ание на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня ания на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Гарантии:

ð Включение в избирательный список

ð Открепительное удостоверение

ð Досрочное ание

ð самовыдвижение

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_28874_vseobshchee-izbiratelnoe-pravo-v-rf-i-ego-garantii.html

Принципы избирательного права и гарантии избирательных прав граждан

Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии.

Под принципами избирательного права понимаются основополагающие, руководящие начала, идеи, требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Их главное предназначение обеспечить соответствие результатов референдумов и выборов реальному волеизъявлению избирателей.

Принципы избирательного права, выражающие сущность демократизма в стране, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст.

32 и 81 утверждает в качестве основополагающих принципов такие принципы как свобода выбора, всеобщее, равное, прямое при тайном ании, а Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и добавляет еще добровольность.

Главным принципом избирательного права, вытекающим из основ конституционного строя РФ, является принцип свободы выборов. Именно свободные выборы являются высшим непосредственным выражением народовластия.

Свобода выборов обеспечивается: свободой волеизъявления каждого избирателя — гражданин выражает свою волю абсолютно свободно, без какого-либо принуждения извне; свободными условиями подготовки и проведения выборов, в частности, свобода предвыборной агитации, независимость избирательных комиссий от какого-либо незаконного вмешательства в их деятельность.

В отдельную группу выделяются принципы участия граждан РФ в выборах. Речь идет о субъективных избирательных правах гражданина: о праве избирать (активное избирательное право) и праве быть избранным (пассивное избирательное право). К ним относятся: всеобщее избирательное право.

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, — быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, также других обстоятельств. В то же время имеются и ограничения на реализацию избирательных прав: ценз судимости.

Не имеют права избирать, быть избранными лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Ценз оседлости — ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории (устанавливаются только Конституцией РФ).

Ценз предыдущего избрания — условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. (Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд — ст. 81 п. 3 Конституции РФ). Возрастной ценз — достижение гражданином определенного возраста (депутатом государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года — ст. 97 п. 1 Конституции РФ).

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, означает, что граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях: все избиратели имеют на выборах равное количество (как правило, один); каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей, т.е.

должна быть соблюдена единая норма представительства в соответствии с которой образуются равные по количеству избирательные округа. Первое условие обеспечивается тем, что избиратель не может, быть включен более чем в один список избирателей.

Второе — ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем.

Прямое избирательное право. Гражданин РФ голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Помимо прямых существуют и косвенные многостепенные выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а за выборщиков, а те в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либо за самих представителей.

Чем больше будет ступеней, тем больше будет нарушаться первоначальная воля избирателей.

Тайное ание — принцип избирательного права, означающий исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (скрытая кабина). Давление, запугивание избирателя преследуется по закону. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, чтобы не индефициро- вать бюллетень, т.е. установить личность избирателя.

Добровольность участия граждан в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти РФ. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав.

Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Если соответствующими органами выборы не назначаются, то это вправе сделать суд общей юрисдикции. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочия депутатов не может быть более 5 лет.

Территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по территориальным избирательным округам различных моделей, а ание проводите на территориальных избирательных участках.

Среди принципов избирательного права можно выделить группу принципов, обеспечивающих избирателям возможность реального выбора и контроля за соблюдением законности проведения выборов. К ним относится, в первую очередь гласность выборов. задача — обеспечить подлинность и нефальсифицированность выборов.

Это достигается путем законодательного закрепления такой технологии проведения выборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей. В этих целях деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете , установлении итогов ания, определении результатов выборов осуществляется, открыто и гласно.

Основные избирательные действия осуществляются под особым общественным контролем в лице наблюдателей, представителей общественных объединений, средств массовой информации.

Обязательно опубликование в установленные законом сроки информации об основных избирательных действиях, а также о размерах избирательных фондов кандидатов в средствах массовой информации.

Альтернативность выборов. Количество кандидатов зарегистрированных в избирательном округе, обязательно должно быть больше количества мандатов подлежащих распределению в данном округе.

Таким образом, у избирателей должна быть возможность реального выбора достойного кандидата среди нескольких претендентов.

В противном случае выборы откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов.

Рассмотренные принципы избирательного права, закрепленные в Конституции РФ и Федеральных законах в полной мере соответствуют международным стандартам по проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления и позволяют проводить в нашей стране подлинные выборы, т.е. выборы позволяющие в полной мере реализовывать гражданами свои избирательные права, а власть будет определена на основе воли большинства избирателей.

Гарантии избирательных прав граждан

Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права. Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права.

Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм. Правовое обеспечение гарантий составляют: Конституция РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г.

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.); ФЗ от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп.); ФЗ от 6 декабря 1999 г.

«Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Рассмотрим виды гарантий.

Политические — это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов; организационные, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов; материальные, имеют немаловажное значение, расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного); правовые, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов. Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

Источник: http://be5.biz/pravo/i026/4.html

84. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии

Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии.

Всеобщее избирательное право. Избирательное право не всегда являлось всеобщим, то есть принадлежало каждому совершеннолетнему гражданину.

Как правило, право избирать и быть избранным обусловливалось значительным количеством различных цензов. Наибольшее распространение имели имущественные цензы, цензы оседлости.

До середины ХХ века от участия в выборах в большинстве стран мира были полностью отстранены женщины.

В Российской Федерации активное избирательное право возникает у граждан по достижении ими 18-летнего возраста. Избирательное право не принадлежит проживающим на территории России иностранцам и лицам без гражданства.

Единственным исключением является предусмотренная Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав…

» возможность для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, принимать участие в выборах в органы местного самоуправления.

Однако такое право возникает только в случае, если это оговорено в международном договоре Российской Федерации и соответствующего государства.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…

» устанавливает недопустимость ограничений избирательных прав граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Этот запрет вытекает из статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от вышеназванных обстоятельств.

Как уже отмечалось, не имеют пассивного и активного избирательного права граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Данные ограничения для гражданина носят временный характер: избирательные права гражданина восстанавливаются в полном объеме после его освобождения из мест лишения свободы, где он отбывал наказание по приговору суда, либо после признания гражданина дееспособным по решению суда.

Согласно статье 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом.

Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Какие-либо ограничения их избирательных прав противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав…

».

Не участвуют в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Лица, находящиеся под стражей до вступления в законную силу приговора суда, имеют право избирать и быть избранными.

Независимо от места проживания граждан Российской Федерации их избирательные права обеспечиваются в равной мере. Этот принцип полностью распространяется и на граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами.

Основные обязанности по созданию условий для участия в выборах граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, лежат на дипломатических и консульских учреждениях Российской Федерации.

Эти учреждения ведут регистрацию (учет) избирателей на подведомственной им территории, оказывают образованным за границей участковым избирательным комиссиям необходимое организационное содействие и выполняют другие важные функции, позволяющие гражданам Российской Федерации, проживающим за ее пределами, реализовать свои конституционные избирательные права.

Гарантии принципа всеобщего избирательного права. 1. Включение избирателей в списки избирателей по избирательным участкам и возможность избирателей обжаловать неправильности в них или невключение их в список в административном и судебном порядке. В списки должны включаться все лица, постоянно или преимущественно проживающие на территории своих избирательных участков.

Включение избирателей в список производится независимо от их волеизъявления, поэтому нельзя, к примеру, имея место жительства на территории конкретного участка, отказаться от включения своей фамилии в список избирателей или попросить не включать ее в последний.

Избиратели, поселившиеся на территории участка после уточнения списка и представления его для всеобщего ознакомления (это делает участковая избирательная комиссия), а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежитий. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту их жительства на общих основаниях.2. Организация избирательных участков с максимальным их приближением к избирателям. Это обеспечивается, в частности, правилом, согласно которому численность избирателей на участке не должна превышать 3 тыс.3. Досрочное ание избирателей на своих избирательных участках. Законодатель предусмотрел два вида досрочного ания. Во-первых, в случае и в порядке, предусмотренных законом субъекта Федерации, возможно досрочное ание на избирательном участке в целом, но не ранее чем за 20 дней до дня ания. Такое ание проводится только в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день ания в плавании, на полярных станциях. Во-вторых, допускается индивидуальное досрочное ание. Избиратели, которые по тем или иным причинам будут отсутствовать в день основного ания по месту своего жительства, могут проать досрочно в помещении территориальной (окружной, муниципальной) избирательной комиссии за четыре — 15 дней до дня ания или в помещении участковой комиссии за один — три дня до дня ания.

4. Голосование по открепительным удостоверениям. Законом субъекта Федерации в качестве альтернативы досрочного ания может предусматриваться ание в день выборов по открепительным удостоверениям. Гражданин, получив открепительное удостоверение в своей избирательной комиссии, может проать по нему вне участка, на территории которого он проживает.

Источник: http://shporana5.ru/publ/konstitucionnoe_pravo/84_vseobshhee_izbiratelnoe_pravo_ponjatie_garantii/72-1-0-2840

Uchebnik-free
Добавить комментарий