Возрастные уровни нервно-психического реагирования.

Уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков

Возрастные уровни нервно-психического реагирования.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒
Уровень Возраст Проявления
Соматовеге-тативный 0—3 года Различные варианты невропатиче­ ского синдрома: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пище­ варения, питания, сна, навыков оп­ рятности и т.п. _________________________________ .

Окфчание табл. 6

Психомотор­ный 4—10 лет Гипердинамический синдром, систем­ные двигательные расстройства — тики, заикание, мутизм и т.п.
Аффектив­ный 7—12 лет Синдромы и симптомы страхов, по­вышенной аффективной возбудимо­сти, уходов и бродяжничества и т.п.
Эмоциональ-но-идеатор-ный 12—16 лет Сверхценные образования (идеи): ипохондрии, дисморфобии, нервная анорексия, сверхценные увлечения, синдром философической интокси­кации и т.п.

В.В. Ковалев отмечал, что нарушения, свойственные каждому последующему уровню реагирования, не исклю­чают проявления более ранних уровней, но отодвигают их на второй план и видоизменяют.

Если же у ребенка преобладают расстройства, свойственные более раннему возрасту, это связано с общей или парциальной задерж­кой его психического развития.

(Например, такие нару­шения, как энурез, тики, двигательная расторможенность у ребенка старше 10 лет наблюдаются, как правило, при психофизическом инфантилизме или при невропатии, имеющейся с раннего детства.)

Разумеется, приведенная схема развития имеет об­общенный характер и не учитывает индивидуальную ва­риантность сензитивных периодов.

Необходимо учитывать время возникновения дефекта и при анализе личности вне зависимости от характера поражения. Если дефект возник еще до начала формиро­вания основных качеств личности, развитие будет про­исходить полностью в его рамках, и именно в них ано­мальный ребенок будет адаптироваться к обществу ос­тальных людей.

Появление дефекта в более позднем возрасте порож­дает две серьезнейшие проблемы. Во-первых, необходи­мо преодолеть травму, во-вторых, принять и освоить свое новое положение и адаптироваться к обществу здоровых людей. Часто приходится менять место обучения, рабо-ы, что сопряжено со значительными трудностями. Так, Отерявшие зрение люди обычно не возвращаются на пре-

жние рабочие,места, даже если специфика их профессий позволяет трудиться ослепшим. Переориентация профес­сиональной деятельности резко меняет прежний образ жизни, а это влечет за собой состояние психической де­прессии.

Травма и необходимость внутренне справиться с ней приводят к накоплению конфликтов и серьезному пере­живанию фрустрации, но позже, в измененной ситуа­ции, новый способ жизни формируется легче, чем у че­ловека, пострадавшего в раннем детстве.

Чем раньше пострадал ребенок, тем больше это от­ражается на его психическом развитии. Вместе с тем психогенный фактор дефекта проявляется тогда, когда ребенок или взрослый в состоянии понять, чего он ли­шился. Стараясь вытеснить свои переживания, слепые отрицательно относятся к проявлениям сострадания.

На дверях одной школы для слепых было написано: «По­сетителям запрещено высказывать детям сожаление». Ли­шенные возможности видеть дети сосредоточиваются на собственных переживаниях и при соответствующих способностях размышляют над вечными вопросами, философскими проблемами.

У детей, ослепших после того как они научились говорить, может возникать склонность к гиперкомпенсаторному фантазированию.

Раннее поражение слуха без последующего специаль­ного обучения приводит не только к немоте, но и к дизонтогенезу в целом. Глухота, развившаяся в более по­зднем возрасте, чаще становится источником психоген­ных расстройств.

Если она развивается постепенно, как правило, формируется комплекс собственной неполно­ценности.

Очень показательно в этом плане откровение Бетховена в «Гейлингенштадском завещании»: «Едва только я попадаю в какое-нибудь общество, как меня охватывает чувство мучительного страха, я боюсь себя выдать, боюсь, что люди заметят мое несчастье… такие испытания доводили меня чуть ли не до отчаяния…»

Негативные черты личности обнаруживаются у детей и подростков с церебральными параличами: ограниченность кругозора, односторонняя направленность интересов, пси­хогенное фантазирование с яркими чувственными пред­ставлениями и образами. У больных детей постепенно развиваются отгороженность, интровертированность, подчеркнутая и зафиксированная реакция на свой физи­ческий дефект, необщительность, погруженность во внут-

пенние переживания. Самоизоляция ребенка от всего внеш­него, возникающая как реакция на свое физическое со­стояние, бывает очень схожа с самоизоляцией, наблюда­вшейся при раннем детском аутизме.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-19; просмотров: 1653 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/10-74579.html

Выделяют 4 основных возрастных уровня нервно психического реагирования

Возрастные уровни нервно-психического реагирования.

1) Соматовегетативный(от рождения до 3 лет)

2) Психомоторный (от 4 до 10)

3) Аффективный (3- 12)

4) Эмоционально идиаторный (от 12-16)

Соматовегетативный: характеризуется повышением общей и вегетативной возбудимости то есть у такого крохи склонность к расстройству пищеварения, питания, сна и навыков опрятности.

Проявления этого уровня могут наблюдаться у детей раннего и предшкольного возраста в виде невротических реакций (шизофрении и изидуальных органических нервно психических расстройств) это объясняется раннем завершением формирования вегетативных функций по сравнению с двигательными функциями.

Психомоторный (4-10)– проявления гипердинамического синдрома, невротические двигательные расстройства это прежде всего тики, заикания, мутизм (не желания говорить) Выделения этого уровня характерно для детей дошкольного и младше школьного возраста потому что именно в этом возрасте происходит интенсивная, дифференциация двигательного анализатора то есть в корковом отделе к 7 годам преобладает определённую структуру лобная доля похожа на взрослую. В этом возрасте устанавливаются более зрелые субординационные отношения. Нарушение субординации между корой и подкоркой.

Аффективный (3-12)- близок или наслаивается на психомоторный уровень развития. Характерны синдромы страхов, повышенная аффективная возбудимость связанна с тем что он сам возбуждается.

В этот момент появляются синдромы ухода в бродяжничества.

Страхи тоже наблюдались в более раннем возрасте но в этом возрасте приобретают психопатологическую отчерченность что связанно с началом формирования самосознания и элементарных способностей к самооценке, субъективно переживает.

Эмоционально идиаторный (от 12-16) – наиболее поздно в пубертатном возрасте проявляется эмоционально идиаторный уровень реагирования. Сюда относятся реакции протеста или реакции эмансипации. Ипохондрический синдром, дисморфофобии синдром, нервной и психической анорексии, сверх ценных увлечений и интересов.

Отмечена и у здоровых подростков и юношей, можно предполагать что в основе таких синдромов лежит повышение эффективности и влечений в результате активизации к этому возрасту деятельности гипоталамуса(отвечает за эмоциональные реакции) при недостаточности мышления в связи с не развитостью 2 сигнальной системы.

Симптоматика эта свойственна всем уровням реагирования то есть и предшествующим тоже но она отвлекает на 2 план и делает незначимой симптоматику и проводя на первый план повышения эффективности и влечения. Если же у этих детей остаются психические проявления более раннего уровня то это свидетельствует о частичном(парциальной) задержке психического развития.

Например у таких детей на ряду со рвотой с энурезом с нарушением аппетита с тиками возникает еще и двигательная расторможенность.

55. Гебефреническая форма шизофрении. Апатико-абулический синдром.

Гебефреническая форма шизофрении. Чаще заболевание начинается в подростковом или юношеском возрасте с изменения характера, появления поверхностного и манерного увлечения философией, религией, оккультизмом и другими абстрактными теориями.

Поведение становится непредсказуемым и безответственным, больные выглядят инфантильно и дурашливо (нелепо кривляются, гримасничают, хихикают), часто стремятся к изоляции.

К наиболее часто встречающимся симптомам при гебефренической шизофрении относятся: • отчетливая эмоциональная сглаженность или неадекватность; • поведение, характеризующееся дурашливостью, манерностью, гримасами (часто с хихиканьем, самодовольством, самопоглощенной улыбкой, величественными манерами); • отчетливые расстройства мышления в виде разорванной речи (нарушение логических связей, скачкообразность мыслей, соединение разнородных, не связанных по смыслу элементов); • галлюцинации и бред могут присутствовать невыраженно.

Для диагностики гебефренической формы шизофрении необходимо наблюдение за больным в течение 2-3 месяцев, на протяжении которых сохраняется вышеописанное поведение.

Апатико-абулический синдром — в психиатрии — синдром апатии и абулии, для которого характерны:

— душевная опустошенность;

— психическая и физическая адинамия;

— бедность аффекторной сферы;

— безучастность к себе и окружающим реалиям.

Апатико-абулический синдром возникает:

— в результате органического поражения мозга;

— при психических заболеваниях; или

— вторично при соматических заболеваниях.

56. Синдром ранней детской невропатии(от 0 до3 х лет.)

В грудном и раннем возрасте характерны нарушение пищеваренья(срыгивани,рвоты,заоры,паносы,снижение аппетита,изберательность,дыхательная аретмия ,сердечно-сосудистые расройства,нарушение сна,нарушение формулы сна(сонливость днем,беспокойство ночью,страх перед чем то новым,капризность,плаксивость,алергические реакции,простуда)

Существуют психопатологические синдромы характерные только для подростков(не встречаются у детей,крайне редко у взрослых.)

Симптомо-комплексы для пубертатного периода

1)болезненное мурствование

2)повышенное внимание к собственному я ,с последующей фиксацией на телесных ощущениях

3)Дисморфофабия

4)Своеобразная форма отказа от еды

5)Психопатные формы поведения

Синдром наблюдающийся преимущественно в подростковом возраста(гебойдный синдром,дисморфофабия,сверхценных интересов и увлечений

О понимании гибойдного синдрома

1890г Кальбам описал гибойдофрению,которая в настоящем времени ,похожа на прогридиентную шизофрению,нарастающие нарушения мышления и эмоциональной тупости

Аноректический синдром-отказ от пищи-имеет несколько причин(падение аппетита,при эндогенной дипрессии,но при этом отказ от пищи не бывает полным,причины могу быть бредовые мативы,бред самообвинения недостоин денег,которые на него тратятся,при бреде преследования и отравления,думают что в пищу что-то подмешено.

Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 1463 | Нарушение авторских прав

Источник: https://medlec.org/lek3-69194.html

Возрастных закономерностей психических заболеваний у детей и подростков

Возрастные уровни нервно-психического реагирования.

В. В. Ковалев (1979) дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности следующим образом: 1) сомато-вегетативный (0-3 года); 2) психомоторный (4-10 лет); 3) аффективный (7- 12 лет); 4) эмоционалыю-идеаторный (12-16 лет).

Для каждого из этих уровней характерны свои преимущественные «возрастные» симптомы.

Для сомато-вегетативного уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная воз­будимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. Данный уровень реаги­рования является ведущим на раннем возрастном эта­пе вследствие его уже достаточной зрелости.

Психомоторный уровень реагирования включает преимущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического реа­гирования обусловлен наиболее интенсивной диффе­ренциацией корковых отделов двигательного анализа­тора (А. А. Волохов, 1965, цит. по В. В. Ковалеву, 1979).

Для аффективного уровня реагирования характер­ны синдромы и симптомы страхов, повышенной аф­фективной возбудимости с явлениями негативизма и агрессии. При этиологическом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же зна­чительно возрастает уровень психогений.

Эмоционально-идеаторный уровень реагирования является ведущим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В патологии это прежде всего проявляется в так называемых «патологических реакциях пубер­татного возраста» (Г Е.

Сухарева, 1959), включаю­щих, с одной стороны, сверхценные увлечения и инте­ресы (например, «синдром философической интокси­кации»), с другой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психогенные реакции —-протеста, оппозиции, эмансипации (А. Е Личко, 1973, 1977, 1979; В. В. Ковалев, 1979) и т. д.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симпто­мов предыдущих уровней, но отводит им, как прави­ло, более переферическое место в картине дизонтогении. Преобладание же патологических форм реагирова­ния, свойственных более младшему возрасту, свиде­тельствует о явлениях задержки психического развития (К. С. Лебединская, 1969; В.В.Ковалев, 1979 и др ).

При всей важности выделения отдельных уровней нервно-психического реагирования и последователь­ности их смены в онтогенезе необходимо учитывать известную условность такой периодизации, так как отдельные проявления нервно-психического реагиро­вания не только сменяют и отодвигают друг друга, но на разных этапах сосуществуют в новых качествах, формируя новые типы клинико-психологической структуры нарушения. Так, например, роль сомато-вегетативных нарушений велика не только на уровне О-3 лет, когда идет интенсивное формирование дан­ной системы, но и в подростковом периоде когда эта система претерпевает массивные изменения. Ряд па­тологических новообразований пубертатного возраста (основной уровень которых квалифицируется в рам­ках «идеаторно-эмоционального») связан и с расторможением влечений, в основе которых лежит дисфункция эндокринно-вегетативной системы. Далее, психомоторные расстройства могут занимать большое место в дизонтогенезе самого раннего возраста (на­рушения развития статических, локомоторных функ­ций). Интенсивные изменения психомоторного обли­ка, как известно, характерны и для подросткового пе­риода. Нарушения развития аффективной сферы имеют большое значение и в самом младшем возрас­те. Особое место среди них занимают расстройства, связанные с эмоциональной депривацией, приводя­щие к различной степени задержки психического раз­вития. В возрасте и до 7 лет в клинической картине различных заболеваний большое место занимают та­кие аффективные расстройства, как страхи. Наконец, разнообразные нарушения интеллектуального и рече­вого развития разной степени выраженности являют­ся патологией, «сквозной» для большинства уровней развития.

Возрастные симптомы, отражая патологически измененную фазу развития, как известно, тем не менее всегда обладают и определенной клинической специ­фикой, характерной для заболевания, их вызвавшего.

Так, страхи в дошкольном периоде являются возраст­ным симптомом, потому что они в определенной мере присущи и здоровому ребенку этого возраста.

В патологии детского возраста страхи занимают одно из ведущих мест в становлении бредовых расстройств при шизофрении, связываются с нарушением сознания при эпилепсии, приобретают выраженный сверхцен­ный характер при неврозах. То же касается и таких возрастных проявлений, как фантазии.

Будучи неотъемлемой частью психической жизни нормального ребенка дошкольного возраста, в патологических слу­чаях они принимают характер аутистических, вычур­ных, нелепых, стереотипных при шизофрении, тесно связаны с повышенными влечениями при эпилепсии, носят болезненный гиперкомпенсаторный характер при ряде неврозов, психопатиях и патологических развитиях личности.

Изучение возрастных симптомов, лежащих на стыке между симптомами болезни и дизонтогенеза, может дать ценные результаты для исследования ряда закономерностей аномалий развития. Однако эта область до настоящего времени в психологическом плане практически почти не исследована.

Таким образом, в детском возрасте взаимоотношения между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза могут быть представлены следующим образом: негативные симптомы болезни в значительной мере определяют специфику и тяжесть дизонтогенеза, продуктивные симптомы, менее специфичные для дизонтогенеза, все же оказывают общее тормозящее воздействие на психическое развитие больного ребенка; «возрастные» симптомы являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и самими явлениями дизонтогенеза.

Тема 4. Возрастные особенности нарушений психики у детей и подростков.

Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоня­ющегося развития был поставлен Л. С. Выготским в начале XX в.

в связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и меха­низмов отклоняющегося развития, понимание которых является условием разработки научно обоснованных медико-психолого-пе­дагогических коррекционных воздействий.

Междисциплинарная направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии развития в значительной степени способствует выявлению общих и специфических закономерностей и механизмов, лежащих в ос­нове многообразия их проявлений.

Выделяют следующие уровни закономерностей психического развития:

Источник: https://studopedia.su/4_6388_vozrastnih-zakonomernostey-psihicheskih-zabolevaniy-u-detey-i-podrostkov.html

Возрастные уровни нервно-психического реагирования ребенка в ответ на неблагоприятные воздействия по В. В. Ковалеву

Возрастные уровни нервно-психического реагирования.

1. Сомато-вегетативный (0 — 3 лет). Для этого уровня характерны: повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушением сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. В этом возрасте этот уровень является ведущим.
2.Психомоторный (4-10 лет). В этом возрасте идет интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. Характерны гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание. Проявления гиперактивности.
3. Аффективный (7 — 12 лет). Характерны: синдромы и симптомы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии.
4.Эмоционально-идеаторный (12 — 16 лет) Этот уровень проявляется в «патологических реакциях пубертатного возраста» (Г.Е.Сухарева).

Она выделила: сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации»), то есть подростки начинают активно интересоваться философскими проблемами.

Кроме того, сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства( дисморфофобия, в том числе нервная анорексия ), психогенные реакции – протеста, оппозиции, эмансипации.

Максимова Н.Ю. и Милютина Е.Л. выделяют несколько типов личностного реагирования.

1. Игнорирование – связано с недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

2. Вытеснение – проявляется в сознательном непризнании существования деффекта при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

3. Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

4. Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

5. Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Общие закономерности психического дизонтогенеза. Понятие о первичном и вторичном дефектеи их взаимосвязи в дизонтогенезе. Вклад В.С. Выготского.

Общие закономерности психического дизонтогенеза:

Следует отметить, что в отечественной науке применительно к дизонтогениям принят термин «аномалия развития».

Психический дизонтогенез – патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.

Разработка содержания этого понятия в отечественной детской психиатрии связана с именами Г. Е. Сухаревой, М. Ш. Вроно, Г. К. Ушакова, В. В. Ковалева, А. Е. Личко.

В основе широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В. В. Лебединским, лежат представления отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В.

Ковалев) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека:

1. ретардация (задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;

2. дисфункция созревания связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;

3. поврежденное развитие – изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

4. асинхрония (искаженное развитие) – диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

Понятие о первичном и вторичном дефектеи их взаимосвязи в дизонтогенезе

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л. С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов.

Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.).

Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями.

Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т. е.

направление вторичного недоразвития «снизу вверх», то затем в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т. е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз».

Вклад Л.С. Выготского

Основополагающими теоретическими положениями Выготского являются:

– понятие о сложной структуре дефекта, возникающей в результате первичного и вторичного нарушений;

– об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка;

– о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития.

Выготский считает, что биологический дефект (слепота, глухота, умственная отсталость), приобретает в процессе развития ребенка социальную обусловленность.

При этом роль полноценного или неполноценного соц. окружения и воспитания значимы для развития ребенка настолько, что могут способствовать либо компенсации дефекта, либо приводят к его дальнейшему усложнению – вторичному дефекту. Это проявляется в виде недоразвития речи (глухие), высших психических функций (умственная отсталость).

Выготский считал, что первичный дефект устранить невозможно. Но чем дальше вторичные, третичные и другие отклонения от основного дефекта, тем легче они устраняются в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Выготский разработал «общий план обследования» аномального ребенка:

• уточнение истории развития ребенка (беседа с родителями — выяснение жалоб, наследственных факторов, влияния фактора окружающей среды);

• изучение симптоматологии развития, определение уровня и характера развития ребенка в настоящий момент;

• диагностику, направленную на вскрытие механизма, структуры, причин нарушения; определение типологии (формы) нарушения;

• прогноз, возможность динамики (предполагается длительное изучение ребенка);

• рекомендации.

Понятие нейропсихологический симптом. Понятие нейропсихологический фактор. Понятие нейропсихологический синдром. Функциональные блоки мозга. Принципы системно-динамической локализации ВПФ Е.Д. Хомской.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический фактор– структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Нейропсихологический синдром– закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Это общая структурно-функциональная модель мозга, как субстрата психики. Эту модель предложил Лурия. Весь мозг разделяется на 3 блока:

Энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.

Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации.

Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Энергетический блок (неспецифический), т.к. он включает в себя неспецифические структуры разных уровней: ретикулярная формация, которая располагается в стволе ГМ; лимбическая система; медиобазальные отделы коры лобных и височных отделов мозга. Все они рано созревают, у них очень жестко детерминируемые функции.

Первый — «энергетический блок«, или блок регуляции тонуса коры и состояния бодрствования. Анатомически он представляет собой образование в стволе мозга по типу нервной сети, в которую вкраплены тела нервных клеток, соединяющиеся между собой короткими отростками (ретикулярная формация).

Одни из волокон ретикулярной формации направляются вверх и оканчиваются в вышележащих нервных образованиях, включая кору мозга (восходящая ретикулярная система).

Другие имеют обратное направление: начинаются в коре и направляются к нижележащим структурам среднего мозга, гипоталамуса и мозгового ствола (нисходящая ретикулярная система).

Нервная система всегда находится в состоянии определенной активности, которая, как уже говорилось, опосредована работой ретикулярной формации.

Второй блок — «блок приема, переработки и хранения информации» состоит из трех подблоков, расположенных в конвекситальных (наружных) отделах коры затылочной (зрение), височной (слух и вестибулярная информация) и теменной (общая чувствительность) долей мозга. Сюда включаются и центральные аппараты вкуса и обоняния, но у человека они занимают в коре головного мозга незначительное место.

Третий блок — «блок программирования, регуляции и контроля» расположен преимущественно в лобных долях мозга. Первичная двигательная кора (четвертое поле Бродмана) не может работать изолированно.

Подготовка программ движения и передача их на пирамидные клетки осуществляется в аппаратах вторичных зон двигательной коры, которые располагаются в верхних слоях коры премоторных отделов лобной области. Третичные зоны лобной коры играют решающую роль в формировании намерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения.

Человек, у которого этот блок нарушен, лишается возможности поэтапно организовывать свое поведение, не может перейти от одной операции к другой. В связи с этим личность такого человека как бы «распадается».

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 921;

Источник: https://studopedia.net/7_44956_vozrastnie-urovni-nervno-psihicheskogo-reagirovaniya-rebenka-v-otvet-na-neblagopriyatnie-vozdeystviya-po-v-v-kovalevu.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий