Возникновение Вавилона и объединение Месопотамии под властью Хаммурапи. Правление ассирийской династии в Вавилонии.

Содержание
  1. Вавилонское царство
  2. 2. Законы царя Хаммурапи
  3. 3. Упадок и новое возвышение Вавилона
  4. Из сборника законов царя хаммурапи
  5. Вавилон и ассирия
  6. Шумеро-аккадский период
  7. Вавилония
  8. Касситское правление и возвышение Ассирии
  9. Основные вехи истории Ассирии
  10. Ассирийская цивилизация
  11. Научный прогресс
  12. Террористические методы
  13. Возвышение Вавилонии. Навохудоносор II
  14. Персидское нашествие
  15. Царь Хаммурапи Законы, описание, история Среднее время прочтения:
  16. Вавилония. 10 интересных фактов о древней Вавилонской империи
  17. Амориты основали первую династию Вавилона
  18. Первая династия Вавилона достигла своих самых больших высот под Хаммурапи
  19. Вторжение хеттов в 1595г. до н.э. положило конец Вавилонской Империи
  20. Династия касситов была самой длинной правящей династией в Вавилонской истории
  21. После династии касситов Вавилония вступила в период беспорядков.
  22. Неовавилонская империя была последним и величайшим периодом Вавилонской истории.
  23. Вавилония была государством, говорящим на аккадском языке
  24. Некоторые исследователи сомневаются в самом существовании Висячих садов Вавилона.
  25. Покровителем Вавилона был Мардук.
  26. Вавилония заложила основы западной математики и астрономии.

Вавилонское царство

Возникновение Вавилона и объединение Месопотамии под властью Хаммурапи. Правление ассирийской династии в Вавилонии.

В Южном Междуречье на берегу реки Евфрата возник город Вавилон.

1 Глинобитный — построенный из глины, смешанной с рубленой соломой или мелким камнем.

Первоначально это был небольшой посёлок, состоявший из низких глинобитных хижин. Местоположение Вавилона было очень выгодным. Вокруг него расстилались плодородные земли. Находился он в том месте, где Тигр близко подходил к Евфрату.

Сюда с верховьев Евфрата и Тигра купцы везли на больших лодках товары, в которых нуждалось Южное Междуречье. Отсюда отправляли товары, которые производились в Южном Междуречье. (Вспомните, какие это были товары.) Через Вавилон пролегали и главные сухопутные дороги Междуречья. По ним шли караваны нагруженных товарами верблюдов и ослов.

Благодаря своему исключительно выгодному местоположению Вавилон стал самым большим и богатым торговым городом Междуречья.

К началу II тысячелетия до н. э. образовалось сильное Вавилонское царство. Столицей его был город Вавилон. Наибольшего могущества оно достигло в первой половине XVIII века до н. э., во время правления царя Хаммурапи.

Хаммурапи царствовал в 1792-1750 годах до н. э. Богатство Вавилона позволило царю организовать многочисленную и хорошо вооружённую армию. Хаммурапи вёл почти непрерывные войны и завоёвывал одну область за другой. В конце его царствования не только всё Междуречье, но и соседние области оказались под его властью.

2. Законы царя Хаммурапи

Около 60 лет назад археологи вели раскопки недалеко от Междуречья. Они нашли плиту из чёрного камня. Высота её больше человеческого роста. На обеих сторонах плиты вырезаны надписи. На одной стороне вверху изображён царь Хаммурапи (рис. 44).

Учёные прочли вырезанные на столбе надписи. Это были законы,  установленные царём Хаммурапи. По этим законам судили людей в Вавилонском царстве. 

Законы царя Хаммурапи оберегали жизнь и имущество рабовладельцев, укрепляли их господство над рабами и беднотой. Вавилонское царство, так же как и Египетское, было рабовладельческим государством.

3. Упадок и новое возвышение Вавилона

Могущество Вавилонского царства было непродолжительным. Постоянные войны царя Хаммурапи и его наследников истощали силы страны. В Междуречье вторглись племена горцев и завоевали Вавилон.

В конце VII века до н. э. Вавилон вновь стал столицей большого рабовладельческого государства. Рабовладельцы, используя труд многочисленных рабов, украсили город великолепными постройками и окружили его неприступными стенами.

Однако уже в древности торговые пути Междуречья изменились и стали проходить мимо Вавилона. Город потерял былое значение и опустел. Здания, построенные в основном из необожжённых кирпичей, разрушились. На месте города образовался огромный холм из глины.

В начале XX века археологи раскопали этот холм и узнали, каким был Вавилон в VI веке до н. э.

Цветная иллюстрация VI. Город Вавилон в VI веке до нашей эры. В центре — главные ворота города, отделанные синими и оранжевыми изразцами. Изразец — обожжённая глиняная плитка с блестящей поверхностью. Справа и слева от ворот — крепостные стены. Перед воротами — рынок. К городу подъезжает на колеснице вельможа.

Внутри города, правее ворот, знаменитые «висячие сады», устроенные по приказу царя. Для них было сооружено из кирпича ступенчатое здание. На ступени насыпали землю и посадили на них деревья и кусты. Здание казалось холмом, покрытым зелёным садом. Рабы поднимали снизу воду для поливки сада. Вдали виден верх семиярусной ступенчатой башни, с которой жрецы наблюдали звёзды.

В левой части города — дома, в которых жили ремесленники.

Из сборника законов царя хаммурапи

«Я, Хаммурапи, вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший евфратские селения, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие народу. Отныне:

  • Если человек украдёт имущество храма или царя, его должно убить; и того, кто примет украденное, должно убить.
  • Если человек украдёт раба или рабыню, его должно убить.
  • Если человек укроет беглого раба, его должно убить.
  • Если кто срежет рабу клеймо *, тому должно отрезать пальцы.
  • Бог солнца и справедливости вручает Хаммурапи знак власти — жезл. Изображение должно было убеждать людей в том, что законы установлены богами. (Найдите, что о происхождении законов говорит сам Хаммурапи.)
  • Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба.
  • Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.
  • Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года.
  • Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф. Если человек ударит по щеке высшего (то есть вельможу, жреца
  • и т. п.), должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи».

В заключение было сказано: «Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны…»

Источник: http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/300-vavilonskoe-tsarstvo.html

Вавилон и ассирия

Возникновение Вавилона и объединение Месопотамии под властью Хаммурапи. Правление ассирийской династии в Вавилонии.
статьи

Вавилон и ассирия – историческая область в Месопотамии. Древняя Вавилония включала долину Тигра и Евфрата от современного Багдада на северо-западе до Персидского залива на юго-востоке. До возвышения Вавилона около 1900 до н.э. эта область была известна как Шумер (на юго-востоке) и Аккад (на северо-западе).

Ассирия лежала к северу от Вавилонии по верхнему Тигру и бассейнам рек Большой Заб и Малый Заб; в наше время ее рубежами были бы границы Ирана на востоке, Турции на севере и Сирии на западе. В целом, современный Ирак к северу от Евфрата включает в себя большую часть древней территории Вавилонии и Ассирии. См.

также МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Шумеро-аккадский период

Шумеры, первые цивилизованные жители Вавилонской равнины, завладели районом вокруг Персидского залива около 4000 до н.э. Они осушали болота, сооружали каналы и занимались сельским хозяйством. Развивая торговлю с окружающими районами и создав экономику, которая опиралась не только на сельское хозяйство, но и на производство металлов, тканей и керамики, шумеры к 3000 до н.э.

имели высокую культуру, для которой были характерны городская жизнь, тщательно разработанная религия и особая система письменности (клинопись). Их цивилизацию восприняли семиты (аккадцы), жившие на северо-западе равнины. История Шумера и Аккада 2700–1900 до н.э.

наполнена постоянными столкновениями между различными шумерскими городами-государствами и войнами между шумерами и аккадцами.

Шумеро-аккадский период закончился ок. 1900 до н.э., когда власть в городах Месопотамии захватывает новый семитский народ – амореи, обосновавшиеся, в частности, в Вавилоне. Постепенно город Вавилон распространил свое влияние на долину Тигра и Евфрата, и к 1750 до н.э.

Хаммурапи, шестой аморейский царь, завершил процесс вавилонской экспансии, создав империю, включавшую Шумер, Аккад, Ассирию, а возможно, и Сирию. Вавилон был столицей этого обширного царства, и с тех пор область, которая до этого называлась Шумер и Аккад, стала именоваться Вавилонией. См.

также ВАВИЛОН.

Вавилония

Несмотря на то, что цивилизация вавилонян во времена Хаммурапи основывалась на шумерской, официальным языком стал аккадский.

Существовали три главных сословия: высшее, состоявшее из феодальной землевладельческой знати, гражданских и военных чинов и священнослужителей; среднее – торговцы, ремесленники, писцы и представители свободных профессий; низшее – мелкие землевладельцы и арендаторы, городские и сельские зависимые работники, а также многочисленные рабы. При Хаммурапи вавилонское правительство было хорошо организованной бюрократией, во главе которой стоял царь с министрами. Правительство занималось ведением войн, отправлением правосудия, руководило сельскохозяйственным производством и собирало налоги. Деловые документы вавилонян, сохранившиеся на глиняных табличках, говорят о поразительной по развитию и сложности экономической жизни. Среди найденных деловых документов – квитанции, расписки, долговые записи, контракты, арендные договора, инвентарные списки, бухгалтерские книги. Большие участки земли находились во владении частных лиц, остальная земля принадлежала царю или храмам. Ее обрабатывали свободные вавилоняне, рабы и кабальные работники. Имелись также и земледельцы-арендаторы, которые могли быть нанимателями или издольщиками.

Одни вавилоняне-ремесленники владели собственными мастерскими, другие работали в дворцах и храмах за питание и заработную плату.

Существовала система ученичества, ремесленники объединялись в гильдии по профессиям. Велась торговля с Египтом, Сирией, северными горными районами и Индией.

Средствами обмена были золото, серебро и медь; применялась вавилонская система мер и весов, ставшая стандартом на всем Ближнем Востоке.

Вавилоняне первыми стали пользоваться семидневной неделей и 24-часовыми сутками (с двенадцатью двойными часами). Значительных успехов они добились в астрономии (применявшейся для составления календаря), большую роль в их жизни играла астрология. Вавилоняне владели знаниями в арифметике и геометрии, необходимыми для измерения земельных участков, а также в алгебре.

Касситское правление и возвышение Ассирии

Ранний этап вавилонской истории (Старовавилонский период) завершился ок. 1600 до н.э., когда Вавилония подверглась нашествию захватчиков с севера. Прочно обосновавшиеся в Малой Азии хетты в 1595 разорили и разрушили Вавилон, после чего из Элама нахлынули касситы, уничтожившие аморейскую династию.

После захвата Вавилонии касситами началось возвышение Ассирии как независимого государства. В годы правления Хаммурапи Ассирия была вавилонской провинцией, но касситы были не в состоянии держать Ассирию в подчинении.

Так сложилась ситуация, при которой по берегам Верхнего Тигра воинственные, по преимуществу семитские ассирийцы стали закладывать основания империи, которая со временем превзошла размерами всех своих предшественников.

Основные вехи истории Ассирии

История Ассирии после первого возвышения до масштабов великой державы распадается на три главных периода.

1) Около 1300 – ок. 1100 до н.э. Первой задачей, которую предстояло решить ассирийцам, была защита границ. На западе находилась некогда могущественная Митанни, на севере Урарту, на востоке эламские племена, на юге касситы.

На протяжении первой части этого периода шла непрерывная борьба с митаннийцами и Урарту, которую вели великий ассирийский царь Салманасар I (1274–1245 до н.э.) и его преемники.

К концу периода, когда на востоке, севере и западе утвердились прочные границы с соседями, ассирийцы смогли, при Тиглатпаласаре I (1115–1077 до н.э.), заняться южными границами, где в Вавилоне незадолго до этого пала касситская династия (1169 до н.э.). В начале 11 в. до н.

э. Тиглатпаласар захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах.

2) 883–763 до н.э. После двух столетий смуты, последовавших за смертью Тиглатпаласара I, в начале 9 в. до н.э. ассирийцы создали полностью военизированное государство.

При трех великих царях-завоевателях – Ашшурнасирпале II, Салманасаре II и Ададнирари III, правление которых охватывает период с 883 по 783 до н.э.

, ассирийцы вновь раздвинули свои владения до прежних северных и восточных границ, вышли к Средиземному морю на западе и захватили часть земель Вавилонии.

Ашшурнасирпал II, хваставшийся, что у него «нет соперников среди князей Четырех стран света», воевал то с одним, то с другим из врагов Ассирии почти каждый год своего долгого правления; преемники следовали его примеру. Сто лет неослабных усилий не могли не привести к естественному результату, и Ассирийское государство рухнуло в одночасье, когда после солнечного затмения 763 до н.э. по всей стране вспыхнули беспорядки.

3) 745–612 до н.э. К 745 до н.э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 был коронован в древнем городе Хаммурапи. В годы правления Саргона II, основателя новой ассирийской династии (722 до н.э.), начался подлинно имперский век Ассирии.

Именно Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта. Синаххериб (Синнахериб) (705–681 до н.э.) утвердил ассирийское владычество в Эламе, а после восстания в Вавилоне (689 до н.э.) сравнял этот город с землей.

Асархаддон (681–669 до н.э.) осуществил завоевание Египта (671 до н.э.), однако в годы правления его сына Ашшурбанапала (Ашшурбанибала) (669–629 до н.э.) Ассирийская империя, достигнув максимальных размеров, начала распадаться. Вскоре после 660 до н.э. Египет восстановил свою независимость.

Последние годы правления Ашшурбанапала были омрачены нашествиями киммерийцев и скифов на Ближний Восток и подъемом Мидии и Вавилонии, что истощило военные и финансовые резервы Ассирии. В 612 до н.э.

ассирийская столица Ниневия была захвачена объединенными силами мидийцев, вавилонян и скифов, и на этом на ассирийской независимости была поставлена точка.

Ассирийская цивилизация

Ассирийская цивилизация сложилась по образцу и подобию вавилонской, однако ассирийцы внесли в нее ряд важных новшеств. Образование их империи называли первым шагом в деле создания военно-политической организации в древнем мире. Завоеванные территории делились на провинции, которые платили дань в царскую казну.

В отдаленных областях провинции сохраняли свою систему управления, а осуществлявшие ее чиновники считались вассалами ассирийского владыки; другие области управлялись местными чиновниками при ассирийском наместнике, имевшем в своем распоряжении гарнизон ассирийских войск; остальные области находились в полном подчинении у ассирийцев.

Многие города обладали муниципальной автономией, дарованной им специальными царскими хартиями. Ассирийская армия отличалась лучшей организацией и в тактическом отношении превосходила любую другую армию предшествующих времен. В ней применялись боевые колесницы, имелись тяжеловооруженные и легковооруженные пехотинцы, а также лучники и пращники.

Ассирийские инженеры изготавливали эффективные осадные орудия, которым не могли противостоять самые мощные и неприступные укрепления.

Научный прогресс

В областях медицины и химии ассирийцы продвинулись значительно дальше вавилонян. Больших успехов они достигли в обработке кож и изготовлении красок. В медицине ассирийцы применяли более четырехсот растительных и минеральных снадобий.

Сохранившиеся медицинские тексты сообщают о применении амулетов и заговоров при лечении болезней, хотя во многих случаях ассирийцы прибегали к помощи более эффективных средств. Например, врачи прописывали холодные ванны для снятия лихорадочных состояний и признавали, что зубная инфекция может быть причиной ряда заболеваний.

Есть свидетельства, что ассирийские медики занимались также лечением психических заболеваний.

Террористические методы

Ассирийцы были мастерами психологической войны. Они намеренно распространяли истории о собственной безжалостности в бою и жестоких расправах, которые ожидают тех, кто окажет им сопротивление.

В результате их враги нередко пускались в бегство, не вступая в бой, а подданные не решались на мятежи. Официальные ассирийские надписи полны рассказов о кровопролитных сражениях и суровых наказаниях.

Достаточно привести несколько строчек из Анналов Ашшурнасирпала II, чтобы представить себе, как это выглядело: «Я вырезал всех до одного, и кровью их я выкрасил горы… Головы их воинов я отсек и насыпал из них высокий холм… а юношей и их девственниц я сжег в огне…

я истребил неисчислимое количество их жителей, а города предал огню… У некоторых я отрезал кисти рук и пальцы, у других отрезал носы и уши».

Возвышение Вавилонии. Навохудоносор II

История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась с восстания 625 до н.э., когда халдейский вождь Набопаласар отложился от Ассирии. Позже он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н.э.

их объединенные армии разрушили Ниневию. Сын Набопаласара, знаменитый Навуходоносор II, правил в Вавилоне с 605 по 562 до н.э. Навуходоносор известен как строитель висячих садов и царь, который увел евреев в вавилонское рабство (587–586 до н.э.).

Персидское нашествие

Последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н.э.), правивший совместно со своим сыном Белшаруцуром (Валтасаром).

Набонид был пожилым человеком, ученым и любителем древностей и, по-видимому, не обладал качествами и энергией, необходимыми для управления царством в момент крайней опасности, когда другие государства, Лидия и Мидия, рушились под натиском персидского царя Кира II Великого. В 539 до н.э.

, когда Кир наконец повел свои войска на Вавилонию, он не встретил сколько-нибудь серьезного сопротивления. Более того, есть основания подозревать, что вавилоняне, особенно жрецы, были непрочь сменить Набонида на Кира.

После 539 до н.э. Вавилония и Ассирия уже не могли обрести былую независимость, переходя последовательно от персов к Александру Великому, Селевкидам, парфянам и другим более поздним завоевателям Ближнего Востока.

Сам город Вавилон еще многие столетия оставался важным административным центром, но древние города Ассирии пришли в запустение и были заброшены. Когда Ксенофонт проходил в конце 5 в. до н.э.

в составе отряда греческих наемников по территории Персидской державы, местонахождение ассирийской столицы Ниневии, некогда цветущего шумного города, крупного торгового центра, можно было определить только по высокому холму.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/VAVILON_I_ASSIRIYA.html

Царь Хаммурапи Законы, описание, история Среднее время прочтения:

Возникновение Вавилона и объединение Месопотамии под властью Хаммурапи. Правление ассирийской династии в Вавилонии.

Хаммурапи — правил в 1793 до н. э. — 1750 до н. э. Царь Вавилона, создатель свода законов — Кодекса Хаммурапи.

— Salik.biz

С чего все начиналось

В 1901–1902 гг. французская научная экспедиция вела раскопки в Сузах. Во время этих работ исследователи обнаружили загадочный черный барельеф, поверхность которого была покрыта клинописными символами.

Возможно, этот столб появился в городе после 1160 года до н. э., когда эламы завоевали и подвергли разграблению многие территории, раньше принадлежавшие вавилонянам. Сейчас этот уникальный памятник древности находится на хранении в Лувре (Франция).

На нем увековечены царь Вавилона Хаммурапи и его законы.

Что известно о Хаммурапи

Сегодня считают, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон — это последний всплеск умирающей шумерской цивилизации.

Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считают, был великий Хаммурапи, правивший в 1792–1750 гг. до н. э.

Именно он жесткой рукой смог объединить разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые дали возможность продлить предсмертную агонию шумерского царства.

Хаммурапи был шестой и самый знаменитый царь I династии. Он взошел на престол в довольно молодом возрасте после смерти своего отца Синмубаллита.

Когда он был еще наследником престола, то принимал активное участие в государственных делах и выполнял важные административные обязанности.

Размеры, месторасположение, военная сила государства, унаследованного Хаммурапи, делали его одним из сильнейших царей в Вавилонии.

Рекламное видео:

Начало царствования Хаммурапи

Хаммурапи, как и много других царей Двуречья до него, начал свое царствование с традиционного мероприятия — установления «справедливости», то есть с отмены долгов и прощения недоимок. Первые пять лет Хаммурапи посвятил градостроительству и, возможно, подготовке военных действий против соперников.

Международная обстановка

Одно из важнейших направлений политической деятельности Хаммурапи, которое он также унаследовал от своих предков, было стремление добиться контроля над распределением вод Евфрата.

Эта политика неизбежно вела к столкновению с царством Ларса, который находился в менее выгодном положении вниз по течению Евфрата.

Первые попытки в этом направлении Хаммурапи предпринял в самом начале своего царствования.

Первые войны

На шестом году правления (ок. 1787 г. до н. э.) Хаммурапи решился нанести удар по Ларсе. Вавилонское войско находилось в одном переходе от столицы Рим-Сина.

Но торжество молодого царя было преждевременное. На следующий год продолжилась война с Ларсой, однако военные действия проходили значительно ближе к Вавилону, чем к Ларсе.

С этих пор между Хаммурапи и Рим-Сином надолго устанавливается мир.

Расширение границ

1764 год до н. э. — Хаммурапи возобновил войны с соседями и смог сокрушить их молниеносными ударами одного за другим.

Прежде всего, он разбил соединенную армию Эшнуны (города, находящегося на севере от Тигра в долине Диялы), Малгиума (города на Тигре в устье Диялы) и Элама. Этой победой, по словам Хаммурапи, он «утвердил основание царства Шумера и Аккада».

Действительно, обеспечив себе фланг со стороны гор, царь Вавилонии выступил против престарелого царя Ларсы Рим-Сина. Заняв Ниппур, вавилоняне в 1763 г. до н. э. подошли к стенам Ларсы.

Вавилонское царство в период правления Хаммурапи

Несколько месяцев спустя столица пала, Рим-Син был низложен, а вся его огромная страна была присоединена к Вавилонии. 1762 год до н. э. — Хаммурапи снова выступил против северян. 1761 год до н. э.

— были захвачены Малгиум и царство Мари (государство выше Вавилона по Евфрату). 1757 год до н. э. — вавилоняне смогли взять ассирийские города на Тигре — Ашшур и Ниневию. 1756 год до н. э. — власть Хаммурапи признала Эшнуна.

Так, возникло невиданное по своим размерам государство, охватывающее всю Нижнюю и значительную часть Верхней Месопотамии.

Законы Хаммурапи

Но в историю этот царь вошел не своими войнами и международной политикой. Имя Хаммурапи тесно связано с законодательством. Правление царя Хаммурапи было ознаменовано созданием сборников законов.

Царь, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году царствования; это был год, когда царь «установил право стране».

Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его правления.

Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские.

Хотя никаких теоретических сочинений по праву из Месопотамии до наших дней не дошло (их, как и в других науках, как видно, не было), законы Хаммурапи представляют из себя плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм.

Эта работа основывалась на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем весьма строго и последовательно.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. у, на лицевой стороне столба есть изображение царя, стоящего перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Все 282 статьи Кодекса затрагивают и регулируют почти все сферы жизни той эпохи, и смерть как наказание имеется в небольшом количестве статей Кодекса.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором царь объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Потом идет перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением.

При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Процветала начальная форма вендетты: око за око. Все было просто и в то же время кроваво.

Вопреки сложившемуся мнению, что свод написан так, что в нем почти за все полагается наказание смерть, — это далеко не так.

Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии тех времен.

В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Некоторые из исследователей отмечают, что из Кодекса Хаммурапи по сути вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виноватого выше, чем у пострадавшего, наказание в значительной степени мягче.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Кодекс закрепляет право частной собственности. Собственность на землю имели: царь, храмы, общины, частные лица. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена.

Царская храмовая собственность могла быть передана некоторым категориям лиц (воинам, жрецам, др.) или быть передана в аренду земледельцам, которые находились в той или иной зависимости от царско-храмового хозяйства. Общинная земля — в коллективном или частносемейном владении.

Крестьянин-общинник обладал значительными правами: мог менять, продавать.

Во времена царствования Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. Этому в немалой степени поспособствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины.

Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-то ограничениях со стороны общины в источниках не упоминается.

Что предусматривали законы

Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда.

Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину надлежит отдать раба за раба); корабельщик, потопивший судно вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего. Раб был вещью. Хозяин мог свободно распоряжаться им — продавать, дарить, передавать по наследству. Кражу раба карали смертной казнью.

Брак считался действительным лишь при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения были построены на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию.

Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену.

Но замужняя женщина не была бесправной: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа.

Стела (и ее фрагмент) с Законами Хаммурапи в Лувре

Весьма сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так, отец не мог лишить наследства сына, не совершившего преступление.

Законы Хаммурапи признавали усыновление детей. Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону.

В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Среди преступлений, которые подрывают устои семьи, законы называют прелюбодеяние (при этом только со стороны жены), кровосмешение (к примеру, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие власть отца (сын, который ударил своего отца, лишался руки).

В общем, законы Хаммурапи регулировали все основные аспекты жизни и хозяйствования граждан. Большинство законов из свода, принятого Хаммурапи понятны и выглядят довольно справедливо в наше время (за исключением, пожалуй, смертной казни почти по любому поводу).

Закон – залог государственности

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начинали с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой).

Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить своего решения. Если он это делал, то платил штраф в 12-ти кратном размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов, хотя в предисловии к статьям законов имеются многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя.

Причем особенно отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем — это его смирение перед богами и покорность их воле. Кроме этого, значительную часть составляют проклятия в отношении того, кто не примет законы, и перечислены кары, которые боги нашлют на ослушавшегося.

Несмотря на это, в основе законодательной базы Хаммурапи лежат человеческие, точней гражданские, отношения (а не отношения между человеком и богами).

Значение законов

Реформаторская и законодательная деятельность Хаммурапи, грандиозная по своим масштабам и целенаправленности, произвела большое впечатление на современников и надолго осталась в памяти потомков.

Но эти меры, часто новаторские по форме и способу проведения, по сути были направлены не на обновление общества, а на поддержание традиционных общественных институтов, таких, как натуральное хозяйство, общинная собственность на землю, и не затрагивали экономическую основу общества.

Законы Хаммурапи — крупнейший и важнейший памятник права древней Месопотамии.

Эти законы несовершенные с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают различных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме.

Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика имеется. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью.

И тем не менее свод законов Хаммурапи является памятником древнейшего права. Его ценность и несомненная важность заключается в том, что царь, правитель государства, поставил своей целью и осуществил создание «документа», которым регулировалась жизнь граждан его страны.

И этот «документ» был не разовым указом или постановлением — а единым сводом для всех областей права и для всех социальных категорий.

По своей продуманности, логичности и последовательности Кодекс Хаммурапи в течении многих столетий не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока.

А. Мудрова 

Источник: https://salik.biz/articles/35964-car-hammurapi-zakony-opisanie-istorija.html

Вавилония. 10 интересных фактов о древней Вавилонской империи

Возникновение Вавилона и объединение Месопотамии под властью Хаммурапи. Правление ассирийской династии в Вавилонии.

Месопотамия — это исторический регион в Западной Азии, расположенный между реками Тигр и Евфрат. Эта территория соответствует, в основном, современному Ираку, но также части Ирана, Сирии и Турции. Месопотамская цивилизация была одной из самых ранних в мировой истории. Вавилон был ключевым царством в древней Месопотамии с 18 по 6 век до нашей эры.

 Первоначально это был небольшой провинциальный город, но он значительно расширился во времена правления короля Хаммурапи и стал главной столицей. Также во времена правления Хаммурапи южная Месопотамия стала известна как Вавилония.

 История Вавилонии обычно делится на четыре периода: Первая династия Вавилона; Dynasty касситов; Период Средний Вавилонский и нео-вавилонская империя. Вавилоняне были религиозными людьми, которые поклонялись многочисленным богам и построили много великих храмов.

 Они внесли значительный вклад в развитие человеческой цивилизации несколькими способами, в том числе заложив основы западной математики и астрономии. Узнайте больше об истории, правителях, языке, религии и культуре Вавилона с помощью этих 10 интересных фактов.

Амориты основали первую династию Вавилона

Месопотамия имела долгую историю до появления вавилонской цивилизации. Между 2900 и 2000 гг. до н.э. в регионе процветали две цивилизации, которые впоследствии были известны как Вавилония: Шумер на юге и Аккад на севере. В 24 веке до нашей эры Саргон I из Аккада объединил регион в единую империю, известную как Аккадская Империя.

 Тогда шумерская династия, основанная в городе-государстве Ур, также известном как Нео-шумерская империя, управляла регионом около века. Около 2000 г. до н.э. кочевые люди, известные как амориты начали мигрировать в южную Месопотамию. Они переняли большую часть шумерского и аккадского культурного наследия.

 Амориты начали расширять свое влияние, захватив многие города-государства и сыграв определенную роль в гибели нео-шумерской империи. Аморский вождь по имени Суму-абум освободил небольшой участок земли, ранее находившийся под управлением другого города -аморита Казаллу, в состав которого входил Вавилон, а затем небольшой административный центр.

 Сума-Абум рассматриваются как первый король из первой династии Вавилона. Он царствовал с 1830 г. до н.э. до 1817 г. до н.э.

Древний Вавилон

Первая династия Вавилона достигла своих самых больших высот под Хаммурапи

О правлении первых пяти правителей аморитов известно немногое. Они победили некоторые близлежащие города и, пятый царь, Син-Мубаллит, работал над укреплением Вавилона против его соседей. Шестой правитель Первой династии Вавилона, Хаммурапи, провел крупные строительные работы в Вавилоне, превратив его из маленького города в большой город.

 Хаммурапи начал серию завоеваний, чтобы расширить свою империю. Сначала он совершил набег на ряд городов и поселков; а затем победил основные державы на севере, востоке и юге Вавилона. К концу своего правления он привел всю южную Месопотамию и часть Ассирии под вавилонское правление. Хаммурапи был очень эффективным правителем.

 Он установил бюрократию с налогообложением и централизованным управлением. Первая династия Вавилона или Старо-Вавилонская империя достигла своей наибольшей высоты, с точки зрения территории и власти, под Хаммурапи. Тем не менее, он наиболее известен своим юридическим кодексом, Кодекс Хаммурапи, который был одним из самых ранних и полных правовых кодексов в истории.

 Именно во время правления Хаммурапи южная Месопотамия стала известна как Вавилония, и Вавилон затмил Ниппур как его священный город.

Шестой правитель Первой династии Вавилона, Хаммурапи

Вторжение хеттов в 1595г. до н.э. положило конец Вавилонской Империи

После смерти Хаммурапи Первая династия Вавилона начала быстро распадаться. Сначала Вавилон потерял контроль над южными городами-государствами, а затем и над его ближайшими городами.

 В конечном итоге Вавилония сократилась до небольшой и относительно слабой нации, которой она была во время своего основания, но город Вавилон оставался крупным и влиятельным. Самсу-Дитана был последним аморитским правителем Вавилона. В начале своего правления на него оказали давление касситы, кочевые люди с гор к востоку от Вавилонии. В 1595 году до н.э.

Вавилония подверглась нападению армии хеттов, базирующейся в Анатолии. Город был разграблен хеттами, уносящими свои сокровища. Разрушение города позволило их союзникам, касситам, взять под свой контроль регион. Это был конец Старой Вавилонской Империи. Она длилась с 1894 г. до н.э. до 1595 г. до н.э.

 Причины её падения включают в себя отсутствие естественных, защищаемых границ южной Месопотамии, что делает империю подверженной вторжениям; внутренний распад; отсутствие сильных лидеров; и давление иностранных захватчиков.

Династия касситов была самой длинной правящей династией в Вавилонской истории

Касситы, как Аморреи, были изначально не уроженцами Месопотамии. Они впервые появились в горах Загрос, в нынешнее время территория северо-западного Ирана. Они основали династию, которая правила в Вавилоне примерно с 1595 г. до н.э. до 1158 г. до н.э. С царствованием почти в 450 лет, династия касситов была самая длинная правящая династия в истории древней Месопотамии.

 Они приняли обычаи вавилонской культуры, и, похоже, были приняты местным вавилонским населением. Среди культурных элементов, которые они представили государству, было крупное разведение лошадей и усовершенствованные технологии для колесниц и упряжи. Кроме того, в течение последнего года их правления религия и литература процветали в Вавилоне.

 Вавилон был переименован в Кардунии во время их правления. Он продолжал быть столицей королевства и одним из священных городов. Однако, вавилонское царство было относительно слабым и находилось под постоянной угрозой со стороны месопотамских королевств Ассирии и Элама. Временами они также находились под их властью.

 Большая часть Вавилонии была в конечном счете завоевана цивилизацией Элам в 1158 г. до н.э., что положило конец династии Касситов.

Касситы на колеснице

После династии касситов Вавилония вступила в период беспорядков.

Эламиты в течение короткого времени оставались под контролем Вавилонии и вскоре были вытеснены королем Навуходоносором I из города-государства Исин. Его династия правила Вавилонией с 1126 до н.э. до 1105 г. до н.э.

 В течение нескольких столетий после правления Навуходоносора I между ассирийцами, арамейцами и халдеями шла трехсторонняя борьба за контроль над Вавилоном. Коренной вавилонский царь Набонассар свергнул халдейского узурпатора в 747 г. до н.э., положив конец 23-летнему правлению халдеев.

 Ассирийский правитель Тиглат-Пилезер III объявил войну Вавилонии и вышел победителем в 729 году до нашей эры. Однако регион оказался трудным для управления ассирийцами, а их царь Сеннахирим уволил и разрушил Вавилон за его мятежность. Его младший сын Исархаддон лично управлял Вавилоном, восстановил город и принес мир в регион.

 Внутренние гражданские войны в Ассирии стали причиной ее гибели. Вавилония воспользовалась этим и восстала под командованием Набополасара, ранее неизвестного вождя халдеев, поселившегося в юго-восточной Месопотамии.

Король Навуходоносор I

Неовавилонская империя была последним и величайшим периодом Вавилонской истории.

Набополассар стал королем Вавилона в 626 году до нашей эры. Он захватил контроль над большей частью Вавилонии у ассирийцев при поддержке её жителей. Затем он сформировал альянс с иранским народом, чтобы атаковать и разграбить ассирийскую столицу Ниневию. Набополасар и его преемники продолжали управлять империей, известной как Неовавилонская Империя.

 Она включала в себя большую часть бывшей территории Ассирии и продолжалась с 626 г. до н.э. до 539 г. до н.э. Неовавилонская империя была периодом политической экспансии и культурного расцвета в Вавилоне, и она считается величайшим периодом вавилонского превосходства.

 Среди прочего, произошло улучшение экономической жизни и сельскохозяйственного производства; и великий расцвет архитектуры, искусства и науки. Последним царем Вавилонии был Набонид. В 539 году до н.э. Кир Великий Персидский завоевал Нововавилонскую империю. Это был конец последнего независимого государства древней месопотамской цивилизации.

 Вавилония оставалась частью Персидской империи, пока Александр Великий не получил контроль над ней в 331 году до нашей эры.

Вавилония была государством, говорящим на аккадском языке

Семитские языки являются ветвью афроазиатских языков, которые возникли на Ближнем Востоке. Аккадский язык, который предшествует основанию аккадской империи, является ранним клейменым семитским языком.

 Шумерский язык рассматривается как язык изолированный в лингвистике, так как он относится к не известной языковой семье.

 В 3-м тысячелетии до нашей эры в Месопотамии существовал тесный культурный симбиоз между шумерами и аккадцами, который включал в себя широко распространенный билингвизм. Таким образом, языки оказали глубокое влияние друг на друга.

 Первоначально часть Аккадской империи сохранила письменный аккадский язык для официального использования, в то время как шумерский язык использовался в религиозных целях. Однако к тому времени, когда была основана Вавилония, шумерский язык был полностью заменен аккадским в качестве разговорного языка.

Шумеры

Некоторые исследователи сомневаются в самом существовании Висячих садов Вавилона.

Возможно, самая известная особенность вавилонской цивилизации — это структура, известная как Висячие сады Вавилона. Они считались одним из семи чудес древнего мира. Висячие сады были описаны как восходящая серия многоуровневых садов, содержащих большое разнообразие деревьев, кустарников и виноградных лоз.

 Говорят, что они были похожи на большую зеленую гору, построенную из глиняных кирпичей. Считается, что Висячие сады являются выдающимся инженерным достижением и были построены во времена правления царя Навуходоносора II в неовавилонской империи, правившей с 605 г. до н.э. до 562 г. до н.э.

 Тем не менее, нет никаких физических доказательств висячих садов, есть несколько историков, которые сомневаются в их существовании; и другие, которые думают, что они не были расположены в Вавилоне, и их описание в древних греко-римских текстах является романтической идеализацией восточного сада. Тем не менее, большинство людей верят в существование висячих садов.

 Не известно, как они были уничтожены. Существует теория, согласно которой они были разрушены во время разграбления Вавилона ассирийским царем Сеннахиримом.

Висячие сады Вавилона

Покровителем Вавилона был Мардук.

Вавилоняне верили во многих богов, которые были человеческими по форме, но бессмертными и сверхчеловеческими по силе. Их Боги отвечали за царства небес, земли, моря и воздуха;  солнца, луны и планет; природных объектов, таких как река, гора и равнина; или за социальные образования как города и штаты.

 Мардук был главой божеств вавилонского пантеона. Он получил это лидерство в качестве награды за отмщение богов, победив Тиамат, дикую и вызывающую богиню хаоса.

 Другие важные вавилонские божества включают Ea, бога мудрости и заклинаний; Грех, бога луны; Шамаш, бога солнца и справедливости; Иштар, богини любви и войны; и Адад, бога ветра, шторма и наводнения. Большие храмы были посвящены каждому из важных божеств в одном или нескольких вавилонских городах. В больших городах было много храмов.

 В Вавилоне было более 50 храмов во времена нео-вавилонской империи. Основная функция храмов заключалась в том, чтобы удовлетворять потребность богов посредством священных обрядов и крупных церемоний, проводимых узаконенным духовенством.

Мардук

Вавилония заложила основы западной математики и астрономии.

Было подсчитано, что Вавилон являлся крупнейшим городом в мире с 1770 г. до н.э. до  1670 г. до н.э.; а затем снова между  612 г. до н.э. и  320 г. до н.э. Это был, пожалуй, первый город с населением свыше 200 000 человек. Вавилонская цивилизация многого достигла за время своего господства.

 Они разработали первую в мире позиционную систему счисления, в которой значение цифры зависит как от цифры, так и от ее положения. Позиционная система значительно упрощает арифметику и помогала вавилонянам добиваться больших успехов в математике.

 В настоящее время установлено, что греческие и Эллинистические математики многое позаимствовали у вавилонян. Вавилония также внесла значительный вклад в искусство и архитектуру Месопотамии; и построила массивные и чудесные сооружения, такие как Этеменанки и Ворота Иштар.

 Их цивилизация занимает центральное место в истории современной научной астрономии и заложила основы всей западной астрономии. Они также положили начало западной астрологии.

Источник: https://vneklas-chas.ru/10-interesnyh-faktov-o-drevnej-vavilonskoj-imperii/

Uchebnik-free
Добавить комментарий