Возникновение буржуазного государства в Англии. Формирование и законодательное оформление конституционной монархии.

Формирование и развитие конституционной монархии в Англии

Возникновение буржуазного государства в Англии. Формирование и законодательное оформление конституционной монархии.

1. восстановление конституционной монархии и ее законодательное оформление

2. развитие конституционной монархии в Англии в 18 веке

3. изменение политической системы в к.19-н.20вв.

1.В 1660г. парламент восстанавливает королевское звание, палату лордов и призывает на трон Карла 2, который перед этим подписал Бредскую декларацию: король обещал сохранить за буржуазией и дворянами их завоевания и не преследовать участников революции (обещания были нарушены). Карл 2 пытался восстановить старые порядки.

В эти годы возникают 2 политические партии: тори – будущая консервативная партия, приверженцы короля, и виги – представляли интересы буржуазии и среднего дворянства (оппозиция короля), в будущем либеральная партия.

Длительное время господствовали тори в парламенте, виги преследовались и пытались провести через парламент закон о гарантиях неприкосновенности граждан. В 1679г. парламент принимает Habeos corpus act (акт для лучшего обеспечения свобод поданных и предупреждения заточений за морями, т.е. в колониях) – основа конституции.

Суть акта: устанавливается ответственность должностных лиц, содержаться принципы демократического правосудия, таким образом созданы гарантии неприкосновенности личности.

В 1685г. на троне Яков 2 (брат Карла 2), который попытался реанимировать абсолютизм, что привело к Славной революции. Объединившись парламент (тори и виги) осуществили государственный переворот и пригласили на трон Вильгельма Оранского.

13 февраля 1689г. был подписан «Билль о правах», который установил верховенство парламента в области законодательства, провел границу между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Король с парламентом участвовали в законодательной деятельности. За королем закрепляется право вето на акты парламента, также за ним сохраняются исполнительная и судебная власть.

Законы и налоги исходят от парламента.

В 1701г. – акт об устранении (закон о престолонаследии), который определял порядок престолонаследия, права и обязанности короля (представитель англиканской церкви и т.д.). 2 важных принципа:

1) принцип контрасигнатуры, что означало, что акты, издаваемые королем были действительны, только при условии наличия подписи соответствующего министра.

2) принцип несменяемости судей – произошло отделение исполнительной власти от судебной

Таким образом перечисленные акты закончили процесс законодательного оформления конституционной монархии. Основой неписаной конституции стало оформление принципа разделения властей, верховенство парламента в области законодательной власти.

2.Особеностью английской конституции является то, что она не представляет единого законодательного акта.

3 акта составляют писаную часть английской конституции, но в течение 18 века формируется неписаные правила, так называемые конституционные прецеденты, которые утверждались в практике как результат соперничества 2-х партий.

Главное направление эволюции британской модели парламентаризма в 18 веке является ограничение власти короля и установление нового принципа взаимоотношений исполнительной и законодательной властей.

В 18в. создается новый орган – кабинет министров. С 20 годов 18в. король, который не знал английского языка, перестает посещать заседание кабинета министров. Принцип контрасигнатуры привел к переносу ответственности с короля на членов правительства.

Постепенно закрепляется ответственность членов кабинета перед парламентом, которая выражалась в отставке члена кабинета министров, который не получал поддержку парламента. К концу 18 века сложилась практика солидарной ответственности кабинета министров. Ограничивается право короля назначать и увольнять государственных должностных лиц.

Король должен был считаться с мнением парламентского большинства, таким образом в 18 веке был сформирован важнейший принцип взаимоотношений кабинета министров, т.е. исполнительной власти, с парламентом.:

Кабинет находится до тех пор, пока имеет большинство в парламенте. С 1707г. королевская власть перестала использовать право вето, передав всю законодательную власть парламенту, таким образом в к.18в.

парламент становится полноправным хозяином в стране. Отличительной чертой конституционной монархии стало наличие ответственности правительства, которое формировалось из лидеров победившей партии.

Установление коллегиальной ответственности кабинета министров перед парламентом.

3.По мере роста роли парламента в политической системе, все громче звучали требования реформы избирательного права. В 19 веке в ходе избирательных реформ 1832г., 1867г, 1884г.

было значительное расширено представительство (не имели избирательного права наемные рабочие и женщины). В 20-60гг.

19 века организационно оформляется партийная система, которая была представлена консервативной и либеральной партией.

К концу 19в. английский парламент превращается в орудие правительства, которое располагало большинством в парламенте. Организационная структура и партийная дисциплина предопределили подчинение депутатов партийному лидеру, таким образом снижению роли парламента способствовало ограничение свободы прений, которое закреплялось в 1882г.

Таким образом правительство определило направление работы палаты общин и подчиняло своей воле деятельность законодательного органа власти. В 1911г. принят акт «о парламенте», который ограничил полномочия палаты лордов. В конце 19 века кабинет министров возвысился над парламентом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_25508_formirovanie-i-razvitie-konstitutsionnoy-monarhii-v-anglii.html

Формирование конституционной монархии в Англии (стр. 1 из 2)

Возникновение буржуазного государства в Англии. Формирование и законодательное оформление конституционной монархии.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РЕВОЛЮЦИЯ XVII ВЕКА В АНГЛИИ.

1.1. ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ.

1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕВОЛЮЦИИ.

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ.

2.1. ХАБЕАС КОРПУС АКТ.

2.2. БИЛЛЬ О ПРАВАХ И АКТ О ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

История человечества знает даты, высоко поднятые над чередой не только лет, но и столетий, даты, которыми отмечены битвы народов за свободу. Одной из них является Великая английская революция середины XVII века.

Это был поистине героический период в истории английского народа, обогатившего своим революционным творчеством сокровищницу всемирно – исторического опыта освободительной борьбы.

Из этой сокровищницы революционной мысли и революционного действия черпали исторические уроки социальные и политические мыслители последующих времён, причём не только в Англии, но и далеко за ее пределами.

Именно поэтому данная тема является актуальной, первая социальная революция европейского масштаба, провозгласила политические принципы нового, буржуазного общества, шедшего на смену феодальному старому порядку.

Вплоть до середины XIX века происшедший в Англии 40-х годов XVII века общественный переворот оставался в истолковании историков событием почти исключительной национальной, британской истории.

Целью данной работы является раскрыть формирование конституционной монархии в Англии.

Поставленная цель привела к решению следующих задач: рассмотреть революцию в Англии, ее причины, этапы и особенности буржуазной революции; рассмотреть важнейшие конституционные акты принятые в Англии (Хабеас корпус акт, Билль о правах и акт о престолонаследии).

ГЛАВА 1. РЕВОЛЮЦИЯ XVII ВЕКА В АНГЛИИ.

1.1. ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ.

В начале XVII в. Англия была в большей степени страной буржуазной, нежели феодальной. Капиталистические отношения становятся господствующими во всех экономических сферах — промышленности, торговле, сельском хозяйстве.

В стране формируются основные классы буржуазного общества:

— буржуазия (промышленная, торговая, финансовая),

— пролетариат (городской и сельский),

— фермерство, дворянство (феодальный класс)

подразделяется на старое дворянство — лендлорды, ведущих свое хозяйство по старинке, и «новое дворянство» — джентри, активно занимающиеся торговой и промышленной деятельностью.

В политическом плане Англия тоже отличалась от большинства европейских государств, где в ту пору господствовал абсолютизм, характеризующийся неограниченной властью монархов, отсутствием представительных учреждений, подавлением буржуазии и доминированием дворянства.

Английский абсолютизм, установившийся в стране при династии Тюдоров в 16 — начале 17 веков определяется как «незавершенный»: продолжал существовать парламент, с актами которого монархи вынуждены, были считаться; фактически отсутствовала постоянная армия в силу своего изолированного, островного положения Англия обходилась военно-морским флотом; бюрократизация государства была незначительной. Продолжала существовать система местного управления (фактически независима от монарха, т.к. все должности в органах местного самоуправления были неоплачиваемые).[2]

Тем не менее, в первой половине XVII в. в английском обществе начинают нарастать противоречия между королевской властью (полуфеодальной, полуабсолютской) и парламентом, выражающим интересы буржуазии и «нового дворянства». Причины недовольства (приведшие впоследствии к революции) были следующими:

1) взимание королевской властью налогов, несогласованных с парламентом, принудительные государственные займы, обход королевской властью конституционного принципа (закрепленного в Великой хартии вольностей 1215 году) «налогообложение через представительство»;

2) постоянные роспуски парламента, преследование лидеров парламентской оппозиции, долгое беспарламентское правление (в 1628 году Карл I Стюарт распустил парламент и не созывал его до 1640 г.);

3) произвол королевских чиновников и судей, злоупотребления королевских фаворитов (герцог Бэкингем);

4) распространение законов военного времени на время мирное, постои армии в домах частных лиц;

5) ограничение в торговой и промышленной сферах (государственные монополии);

6) стремление реставрировать ненавистный большинству англикансуийский католицизм.

1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕВОЛЮЦИИ.

В своем развитии английская буржуазная революция прошла несколько этапов:

I. 1640-1642 гг. — мирный, конституционный этап, когда основные баталии проходили в парламенте, настаиванием пока на минимальном ограничении королевской власти;

II. 1642-1649 гг. — гражданская война между сторонниками короля и сторонниками парламента;

III. 1649-1653 — период связан с упразднением монархии и установлением Республики;

IV. 1653-1659 — протекторат Кромвеля (военная диктатура);

V. 1660 г. — реставрация монархии, приглашение на престол Карла II Стюарта (сына казненного в 1649 г. по решению парламента Карла I) — возврат к старому на более высокой основе (установление первоначально дуалистической, а затем — к началу 18 в. — конституционной, парламентарной монархии).

Основные особенности английской буржуазной революции обусловлены своеобразной, но исторически закономерной для Англии расстановкой социально-политических сил. К числу таковых особенностей следует отнести:

а) «религиозный» характер революции — одной из главных задач было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические «партии» революционного периода (индепенденты, левеллеры т.д.), зачастую по разному относились к тем или иным религиозным вопросам;

б) относительная кровность, объясняемая отсутствием у короля мощной опоры в лице чиновничества и постоянной армии (даже в ходе гражданской войны, сопровождавшей фактически любую революцию, основные потери были не среди мирного населения, а среди солдат и офицеров);

в) фактическое невмешательство европейских держав в ход английской революции (большинство государств было втянуто в 30-ти летнюю войну, к 1640 г. у европейских монархов фактически не осталось сил; изолированное островное положение Англии, сильный флот делал невозможной иностранную военную интервенцию).

Несмотря на реставрацию королевской власти, Английская революция сокрушила феодализм, дала мощный толчок развитию капитализма, создала благоприятные условия для процесса первоначального накопления капитала, замены крестьянских держаний земли фермами капиталистического типа.

В Англии прочно утвердились принципы парламентаризма; буржуазия, пойдя на компромисс с земельной аристократией, получила доступ к власти. Попытки последних Стюартов усилить прерогативы королевской власти привели к Славной революции 1688-1689 гг.

и к смене династии и окончательному утверждению конституционной монархии

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ.

2.1. ХАБЕАС КОРПУС АКТ.

Сложившийся строй конституционной парламентской монархии в Англии был юридически оформлен и закреплен рядом законодательных актов, составивших писаную часть английской конституции. Особенность ее заключается в том, что она не представляет собой единого законодательного акта.

Наряду с отдельными писаными законами важную часть английской конституции составляют неписаные, условные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. Именно установление этих правил и определяет развитие английской конституции в XVIII в.

К основным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из членов партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.[1]

В Великобритании одним из основных конституционных актов, принятый английским парламентом 26 мая 1679 года является Хабеас корпус акт. Он гарантирует процессуальные права граждан, неприкосновенность личности, устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду.

Согласно Хабеас корпус акту, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест кого-либо другого незаконным, требовать срочного представления арестованного суду для проверки законности ареста или для судебного разбирательства; заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста.[2] Его принятие было связано с тем, что в 1679 г. король Карл II распустил старый парламент и объявил новые выборы. К тому времени уже полностью сформировались две партии — тори и виги. Виги, получившие большинство в новом парламенте, приняли этот акт, опасаясь репрессий, так как они находились в оппозиции к королю.

Практика Хабеас корпус возникла в Англии в 12 в., еще до Великой Хартии вольностей, и давала возможность арестованному обратиться к суду для выяснения оснований лишения свободы. Правило хабеас корпус постоянно употреблялось с 15 в.

Вначале им пользовались как средством к восстановлению свободы, нарушенной частными лицами, в основном феодалами и их подчиненными, но уже со времен Генриха VII оно стало применяться в случаях преследования личности со стороны короны.

Однако до акта 1679 выпуск постановления Хабеас корпус предоставлялся на усмотрение судей, которые сами не обладали независимостью. Дело выдачи такого постановления часто затягивалось; кроме того, невыполнение предписания судьи не влекло за собой никакой ответственности.

Эта недостаточность правовых гарантий проявилась с особой силой в период абсолютистского правления Тюдоров и Стюартов.

В период реставрации Стюартов билль о Хабеас корпус был внесен в палату общин в 1668, но не стал законом. Два другие подобные билля были отклонены палатой лордов в 1670 и 1675 гг.

Наконец, в 1679 был издан Хабеас корпус акт, которым ограждались интересы личности от королевского произвола.

Акт обязывал судей выдавать хабеас корпус во всех случаях, за исключением тех, когда основанием ареста являлось обвинение данного лица в государственной измене или тяжком уголовном преступлении.

По получении предписания хабеас корпус смотритель обязан был в течение 8-20 дней (в зависимости от дальности расстояния) доставить арестованного в суд. В случае задержки судебного расследования закон предусматривал освобождение арестованного под залог, но это право распространялось на несостоятельных должников.[4]

Источник: https://mirznanii.com/a/346475/formirovanie-konstitutsionnoy-monarkhii-v-anglii

Семинар по теме № 9. Становление буржуазного государства в Англии и утверждение конституционной монархии

Возникновение буржуазного государства в Англии. Формирование и законодательное оформление конституционной монархии.

Время – 2 часа.

Учебные вопросы:

1. Возникновение буржуазного государства и права в Англии.

2. Утверждение конституционной монархии в Англии и ее эволюция в XVII – XIX вв.

3. Гражданское право. Уголовное право. Судебный процесс.

Тема для доклада:

Особенности развития английского права в XVII – XIX вв.

Темы для сообщений:

1. «Долгий парламент». Конституционный конфликт между королем и парламентом (1640 – 1642 г). Гражданская война. Казнь короля и провозглашение республики.

2. Протекторат Кромвеля. «Орудие правительственной власти» (1653 г.) как конституционно-правовая легитимация авторитарного правления.

Методические рекомендации курсантам (слушателям) по подготовке к ответам на вопросы темы:

При подготовке первого вопроса, необходимо проанализировать экономические и политико-правовые предпосылки. Особое внимание необходимо обратить на основные этапы и особенности английской революции XVII в. Проанализировать Петицию о праве 1628 г.

, уяснить расстановку политических сил в начале революции. Более подробно остановиться на образовании буржуазного государства в Англии, роли Долгого парламента и гражданской войны, казни короля и провозглашения республики.

Необходимо раскрыть сущность протектората Кромвеля и «Орудия управления» 1653 г.

Рассматривая второй вопрос, важно остановиться на реставрации Стюартов и оформлении конституционной монархии: роли тори и вигов, Хабеас корпус акт 1679 г., перевороте — «Славная революция» 1688 г., Билле о правах 1689 г., Акте о престолонаследии 1701 г., выдвижении парламента и возникновении Кабинета министров как органа исполнительной власти.

Раскрыть Особенности развития британской конституции. Необходимо рассмотреть государственный строй Англии и его развитие в XVII-XVIII вв. Король. Парламент. Повышение министерской ответственности перед парламентом (ответственное правительство).

Важно рассмотреть изменения которые произошли в классовой структуре в Англии, Важно уяснить суть избирательных реформ 1832, 1867 и 1884-1885 гг.

Рассмотреть происхождение двухпартийной системы в Англии (консерваторы и либералы),ослабление королевской власти и усиление правительственной власти, органах центрального и местного самоуправления в первой половине XIX в. Партийная система правления. Акт о парламенте 1911 г., рост бюрократизма и милитаризма.

Раскрыть особенности английского империализма. Реформы местного управления. Усиление роли кабинета министров и начало кризиса парламентаризма. Рассмотреть формы колониального господства Британской империя в 1871–1918 гг. Говоря о колониальной империи, следует проанализировать управление колониями, Акт о действительности колониальных законов 1865 г. и возникновении доминионов.

Рассматривая третий вопрос, необходимо рассмотреть особенности становления английского права. Необходимо обратить внимание, что большое влияние на английское право оказал незавершенней характер революции.

Продолжало действовать прецедентное право, выработанное в предшествующую эпоху в общей системе королевских судов «общее право»), и в суде лорд-канцлера («право справедливости»). Необходимо выяснить значение принятия Акта о процедуре по «общему праву» 1854 г.

Необходимо рассказать о судебной реформе 1873 — 1875 гг., приведшей к объединению общей системы королевских судов с судом лорда – канцлера в единый Высокий суд. Далее необходимо отметить, что ко второй половине XIX в.

в основном окончилось реформирование высших судебных органов, а также формирование самих основополагающих доктрин английской правовой системы: доктрины судебного прецедента и доктрины «верховенства права».

Рассматривая вопросы регулирования гражданских правоотношений в Англии, необходимо отметить более гибкие подходы к регулированию собственности, договоров и иных сторон имущественного оборота.

Особенностью гражданского права Англии является достаточно длительное сохранение средневековых по форме атрибутов права собственности, что, безусловно, имело и положительные последствия: традиционные английские конструкции права собственности обеспечили стабильность самих имущественных отношений; эволюционный путь развития английского права собственности позволил утвердить взгляд на право собственности как на социальный институт. Постепенно нововведения коснулись регулирования семейных правоотношений; 1836 г. – получил признание гражданский брак; 1857 г. – развод. Только в 1882 году специальным актом замужние женщины получили право распоряжаться своей собственностью в имущественном обороте.

Существенных изменений в области уголовного права в результате революционных событий в Англии не произошло. По-прежнему сохраняется трехчленная структура преступлений измена, тяжкое уголовное преступление, остальные, главным образом мелкие преступления.

Увеличивается число преступлений, за которые предусматривается смертная казнь в качестве наказания. В XVIII в. в Англии не только сохранились жестокие средневековые меры наказания, но и вводились новые способы устрашения как самого наказуемого, так и общества в целом. В XIX в.

парламентом принимается целая серия законов, рассчитанных, чтобы путем смягчения наказаний укрепить существующий правопорядок. В период 1823 — 1827 гг. резко сокращается применение смертной казни. Рассмотреть какие документы принимаются в XIX в.

, что свидетельствует о демократизации процедуры рассмотрения уголовных дел.

Вопросы для самоконтроля:

— Тори и виги. Закон о «Хабеас корпус» 1679 г. Билль о правах 1689 г.

— Акт о престолонаследии 1701 г.

— Правило контрассигнатуры. Усиление ответственности министров перед парламентом. Создание кабинетов министров. Принципы формирования кабинета министров.

— Реформы избирательной системы в 1832, 1867 и 1884 годах.

— Местное управление. Судебная реформа. Управление колониями. Акт о действительности колониальных законов (1865 г). Создание гражданской службы.

— Структура английского права.

— Реорганизация судебной системы в XIX веке и возвышение статутного права.

— Реальная и персональная собственность. Доверительная собственность и ее распорядители и пользователи.

— Гражданское право.

— Судебный процесс.

— Утверждение конституционной монархии в Англии и ее эволюция в XVIII — XIX вв. и изменения в политической системе в конце XIX века.

— Особенности развития английского права. Возникновение англосаксонской правовой системы.

Тесты для самоконтроля

1. Высшей судебной инстанцией в Великобритании был:

1. Парламент;

2. Палата Лордов;

3. Палата Общин;

4. Королевский суд.

2. Двухпалатная структура английского парламента сложилась в:

1. XIII в.

2. XIV в.

3. XV в.

4. XVI в.



Источник: https://infopedia.su/14x87cb.html

41. Оформление Конституционной монархии в Англии

Возникновение буржуазного государства в Англии. Формирование и законодательное оформление конституционной монархии.

смертьКромвеля ускорила соглашение низших слоев с феодальной аристокра­тией вцелях возвращения к «законной власти».Это нашло свое выражение в реставрациив 1660 г. монархии Стюар­тов.

По замыслуправящей группировки джентри и бур­жуазии,эта монархия должна была бытьконституционной и гарантироватьнезыблемость главных завоеванийрево­люции. В Бредскойдекла­рации 1660 г.новый король Карл II обещал, что вопросыо содержании армии, о землях роялистовбудут поставлены на разрешение парламента.

Восстанавливались англиканская церковь,Тайный совет и другие дореволюционныеорганы го­сударства (за исключениемнаиболее ненавистных Звезд­ной палатыи Высокой комиссии).

Представителипридворной аристократии и часть джен­три,ориентирующаяся на Стюартов, а такжедуховенство составили партию «тори».Оппозиция — купцы, финансовая буржуазияи верхушка джентри, обогатившаяся входе ре­волюции, которых поддерживалапромышленная буржуа­зия, — образовалапартию «вигов».

Определеннымуспехом оппозиции в борьбе с проявле­ниямикоролевского произвола стало принятиеАкта о луч­шем обеспечении свободыподданного и о предупреждении заточенийза морями1679 г.

Закон был призван ограничитьвозможности тайной расправы короля состоронниками оппозиции, но приобрелболее общее значение.

Лицо, освобожденноепо приказу «habeascorpus»,нельзя было вновь заключить в тюрьму иарестовать до суда за то же преступление.

Во-пер­вых,ущемлялись права лиц, обвиненных втяжких уголов­ных преступлениях илисоучастии в них. Во-вторых, для ос­вобожденияна поруки до суда требовался денежныйзалог, сумма которого могла быть оченьзначительной. В-третьих, действие законамогло быть приостановлено парламентом,что впоследствии неоднократно происходилона практике.

ПолитикаСтюартов привела к кратковременномуобъедине­нию вигов и тори. Дворцовыйпереворот 1688 г. с целью замены Якова IIболее «удобным» монархом. Этотпереворот получил название «Славнаяреволюция».

Политическая власть вцентре и на местах остава­лась восновном в руках знатных землевладельцевв обмен на гарантии соблюдения интересовфинансовой верхушки буржуазии.

Важнейшимполитическим результатом такогокомпро­мисса стало утверждение вАнглии конституционной мо­нархии,получившей закрепление в двух актахпарламента: Билле о правах 1689 г. и Актеоб устроении 1701 г.

Билльо правахопределил положение парламента в системегосударственных органов.

Билльпровозгласил незаконным: 1) приоста­новлениедействия законов или их исполнения безсогласия парламента; 2) взимание налогови сборов в пользу короны без согласияпарламента.

Билль устанавливал свободуслова и прений в парла­менте, свободувыборов в парламент, право обращенияпод­данных с петицией к королю. Срокполномочий парламента был определенсначала в 3 года, а за­тем — 7 лет.

Актоб устроении,именуемый также Законом о престолонаследии.Лица, вступившие на англий­ский трон,обязаны были присоединиться к англиканскойцеркви. Запрещалось совмещение членствав палате общин с занятием должностикоролевского минист­ра (это положениебыло вскоре отменено).

Акт предусмот­релправило, согласно которому все актыисполнительной власти, помимо подписикороля, нуждались в подписи соот­ветствующихкоролевских министров (контрасигнатура),по совету и с согласия которых ониприняты.

Важным установ­лением былолишение короля права помилования своихми­нистров, осужденных парламентомв порядке импичмента.

Верховенствопарламента в облас­ти законодательнойвласти, признание за парламентомис­ключительного права вотироватьбюджет и определять во­енный контингент,а также принцип несменяемости судей.Дуализм власти продолжал сохраняться.

Представление о триедином парла­менте(король и две палаты) оставалосьтеоретически неиз­менным.

Никакойответственности перед парламентомко­роль не нес, как не несли политическойответственности ни Правительство ЕгоВеличества, ни так называемыйкаби­нет,который выделился из Тайного совета всоставе колле­гии из 5-7 наиболее важныхминистров-советников коро­ля.

СЛЕДУЮЩИЕАБЗАЦЫ МОЖЕТ НЕ НУЖНЫ Т.К. ЭТО УЖЕ ЭВОЛЮЦИЯК.МОНАРХИИ

Главныминаправления­ми эволюции были ограничениекоролевской власти и утверждение новыхпринципов взаимоотношений исполнитель­нойи законодательной власти — становление«ответствен­ного правительства».

Правокороля отвергать законы, принятыепарламентом (аб­солютное вето),перестало применяться с 1707 г.

КорольГе­орг I (1714-1727), не знавший английскогоязыка, перестал являться на заседаниякабинета, что повлекло за собой важ­ныеполитические последствия.

Кабинет сталдействовать от имени «Его Ве­личества»,но практически самостоятельно. Положениемо­нарха в дальнейшем было определеномаксимой, гласившей, что «корольцарствует, но не управляет».

Первымшагом к возникновению новой системывзаимоотношений кабинета и парламентабыли акты 1705- 1707 гг. о должностях, которые,отменив соответствующие положения Акта1701 г., открыли министрам возможностьизбираться в нижнюю палату парламентаи тем самым пред­ставлять в ней кабинет.В 1708-1715 гг.

стал утверждаться принципформирования кабинета на однопартийной(тори или виги), а не на смешанной основе.В конце XVIII в. на­чинают устанавливатьсяеще два важных правила.

В слу­чаеутраты кабинетом доверия парламентаон либо уходил в отставку в полномсоставе (солидарная ответственность),либо мог распустить палату общин иназначить новые вы­боры.

Активнымизбирательным правом со временсословно-представительной монархииобладали в графст­вах только фригольдерыс 40 шиллингами годового дохода. Что жекасается права быть избранным, то здесьимущест­венный ценз был неимоверновысоким.

По Акту 1710 г. пас­сивнымизбирательным правом наделялись лица,которые имели от земельной (недвижимой)собственности доход в размере 600 ф. ст.в год в графствах и 300 ф. ст. в городах.

Изменить такую избирательную системубыли призваны избирательные реформыXIX в.

Источник: https://studfile.net/preview/1700533/page:19/

Развитие конституционной монархии в Англии XVIII — начала XIX в. Кабинет министров. Ответственное правительство. — ответы ИГПЗС

Возникновение буржуазного государства в Англии. Формирование и законодательное оформление конституционной монархии.
Основной линией развития государственного строя Англии в XVIII веке продолжает оставаться оформление конституционной, ограниченной парламентом, монархии. В Англии не было единого законодательного акта, который бы определял основы государственного строя и закреплял принципы взаимоотношений между различными ветвями власти.

То, что могло быть названо английской конституцией представляло собой совокупность законов («Magna Charta Libertatum», «Habeas corpus act», «Билль о правах», «Трехгодичный акт», «Акт об устроении»), составивших писанную часть конституции, и устных (неписаных) соглашений конституционных обычаев.

Установление системы неписаных соглашений определило конституционное развитие Англии 18 века, главными особенностями которого стали:

  • возрастание роли парламента;
  • дальнейшее ослабление власти короля;
  • становление ответственного перед парламентом кабинета министров.

Рассмотрим систему органов государственной власти Англии XVIII века.


Парламент состоял из двух палат: верхней — палаты лордов и нижней — палаты общин. Социальный состав обеих был практически одинаковым: земельная и финансовая аристократия.

Места занимались по наследству (потомки баронов — непосредственных вассалов короля); либо по должности (духовные лица англиканской церкви); либо по назначению короля.

Палата общин формировалась в результате выборов, но пассивное избирательное право было ограничено высоким имущественным цензом.

По закону 1710 года правом быть избранными наделялись лишь состоятельные лица, имевшие доход от недвижимой собственности в размере 300 ф.с. в городах и 600 ф.с. в сельской местности. Кроме этого социальный состав нижней палаты консервировался средневековой избирательной системой, сохранявшейся до 1832 года.

В соответствии с ней количество депутатов от города или графства определялось не числом избирателей, а старинными королевскими грамотами. За 150 лет существования этой системы экономическая и политическая география Англии значительно изменилась: одни города и районы развились и выросли, а другие пришли в упадок.

Однако ни один город за эти годы вновь не приобрел право избирать своих представителей в парламент, тогда как почти исчезнувшие, мало населенные пункты, сохранили за собой эту привилегию. Именно они «выбирали» основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658). Некоторые из них — «карманные местечки», принадлежали крупным дворянам, которые определяли ход выборов.

В других — «гнилых местечках», право голоса принадлежало только корпорациям или владельцам недвижимостью. Таким образом, высокий имущественный ценз и средневековая избирательная система выравнивали социальный состав нижней и верхней палат парламента. Полномочия парламента определялись в основном писаной частью английской конституции, сложившейся к XVII веку.

К главным из них по-прежнему относились:

  •  верховенство парламента в законодательной сфере;
  •  исключительное право в решение вопросов бюджета;
  •  отстранение судей от должности.

В XVIII веке парламент добивается права контроля над исполнительной властью.
Король по-прежнему являлся главой государства.

Королевские прерогативы, несмотря на их ограничение парламентом после «славной революции», оставались достаточно широкими. Король считалсяносителем исполнительной власти; верховным судьей с правом прекращения процесса и помилования; главнокомандующим вооруженными силами; светским главой государственной англиканской церкви.

Оставались у королевской власти и полномочия в законодательной сфере. Без его подписи ни один акт не становился законом. Однако в XVIII веке продолжилась тенденция к ограничению королевских прерогатив. И если во второй половине XVII века король постепенно лишался законодательных функций, то XVIII век характеризовался потерей контроля за исполнительной властью. С возникновением в XVIII веке важнейшего органа исполнительной власти — кабинета министров — право английского монарха налагать вето на законопроекты (с 1707г.) не применялось. Ослабление монархической власти приводит к стремлению парламента подчинить себе данный орган.


Кабинет министров. В XVIII веке в Англии происходит становление нового органа государственной власти — кабинета министров. Специального законодательного акта, оформляющего его создание, не было. Первоначально из тайного совета выделялась группа влиятельных лиц, которым король поручал непосредственное управление.

Позднее эта коллегия стала формироваться из руководителей основных ведомств. Совокупность такого рода лиц и составила кабинет министров.

Практически в начале появления кабинета министров прослеживается тенденция ослабления королевского и усиление парламентского контроля над ним, что достигалось не через законодательную сферу, а через установление неписаных правил — конституционных обычаев.

Одним из первых неписаных соглашений стало правило «кабинет заседает без короля». Его происхождение связано с именем короля Ганноверской династии Георга I, прибывшего из небольшого германского княжества.

Георг I не владел английским языком и поэтому отказался от присутствия на заседаниях кабинета министров, что привело к возрастанию самостоятельности органа и формированию должности премьер-министра.

Этому способствовало и установление принципа безответственности монарха, выраженного формулой: «король не может быть не прав», что увеличивало ответственность кабинета министров за принимаемые решения. К данному времени относится и появление правила, согласно которому право формировать кабинет министров переходит лидеру партии, победившей на выборах и имеющей большинство в палате общин. Георг I был первым, кто создал такой прецедент. Контроль парламента за исполнительной властью закрепился формированием принципа «ответственности правительства».

Это оформление прошло несколько этапов:

  •  Установление «Актом об устроении» 1701 года принципа контрассигнатуры, согласно которому любой акт короля считался недействительным без подписи соответствующего министра.
  •  Утверждение в постановлении палаты лордов от 1711 года правила индивидуальной политической и юридической ответственности министра за подписанный документ, явившегося дополнением к принципу контрассигнатуры.
  •  Оформление к концу XVIII века принципа солидарной ответственности кабинета министров перед палатой общин, суть которого заключалась в том, что публичные выступления и практическая деятельность каждого министра не должны расходиться с политикой кабинета в целом.
  •  Формирование к концу XVIII века принципа, определяющего основу взаимоотношения кабинета министров с парламентом: кабинет находится у власти до тех пор, пока его поддерживает большинство палаты общин.

Таким образом, в Англии XVIII века с ограничением прав короля в различных сферах осуществления государственной власти происходит постепенное перерастание дуалистической монархии в парламентскую.

В 1707 г. актом об унии с Англией были объединена Шотландия, парламент которой был упразднен. Оба королевства соединялись в одно под наименованием Великобритания.

Источник: https://www.sites.google.com/site/otvetyigpzs/-period-novogo-i-novejsego-vremeni/razvitie-konstitucionnoj-monarhii-v-anglii-xviii-nacala-xix-v-kabinet-ministrov-otvetstvennoe-pravitelstvo

Uchebnik-free
Добавить комментарий