Вопрос 7. Система профессиональной подготовки педагогических кадров.

Общая характеристика системы профессиональной подготовки педагогов

Вопрос 7. Система профессиональной подготовки педагогических кадров.

Система профессиональной подготовки педагогов

1. Общая характеристика системы профессиональной подготовки педагогов.

2. Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов.

3. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога.

Общая характеристика системы профессиональной подготовки педагогов.

В предыдущем параграфе мы познакомились с основными характеристиками и структурой профессиональной педагогической деятельности. Ее инновационный характер и потребность в систематическом обновлении требуют развития педагогических кадров, а, следовательно, совершенствования системы их профессиональной подготовки.

Понятие «профессиональная подготовка» в наиболее распространенной его трактовке определяется как процесс и результат формирования готовности к определенной деятельности, в ходе которой студент овладевает целесообразной совокупностью специальных знаний, умений и навыков.

Подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для образовательных организаций всех типов осуществляется в рамках педагогического образования.

Современное педагогическое образование представляет собой процесс непрерывной профессиональной подготовки педагогов во взаимосвязи его трех основных этапов: допрофессиональной подготовки, основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования (рисунок 1).

Этап допрофессиональной подготовки охватывает весь период обучения ребенка в школе. Основные задачи данного этапа работы – выявить учащихся, предрасположенных к педагогической деятельности; создать условия для проявления их склонностей и способностей; познакомить учащихся с особенностями профессиональной педагогической деятельности.

Рис. 1. Этапы непрерывной профессиональной подготовки

Основной формой работы с обучающимися на данном этапе является профессиональная ориентация. Специально организованная в школе или организациях дополнительного образования деятельность позволяет развить у учащихся соответствующие интересы и склонности, ценностные ориентации, что в совокупности обеспечивает формирование осознанных мотивов для выбора профессии педагога.

В ряде регионов нашей страны начинают возрождаться педагогические классы. Они создаются как при общеобразовательных организациях, так и при организациях профессионального образования.

Учащиеся педагогических классов, наряду с общеобразовательной программой, изучают дисциплины психолого-педагогического блока, проходят педагогическую практику в качестве вожатых.

Выпускники педагогических классов могут осознанно сделать свой профессиональный выбор, поэтому получают преимущества при зачислении в образовательные организации высшего образования на педагогические специальности.

Второй этап профессиональной подготовки, общее профессиональное образование, осуществляется в образовательных организациях двух типов – в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

К профессиональным образовательным организациям относятся техникумы и колледжи. Эти организации реализуют программы среднего профессионального образования, однако к колледжах, помимо программ базовой подготовки, реализуются также программы углубленной подготовки.

В учреждения данного типа можно поступить при наличии аттестата об основном общем образовании (9 классов) или среднем общем образовании (11 классов).

Студенты, которые поступают в колледж или техникум на базе 9 классов, в первый год обучения осваивают программу среднего общего образования, поэтому учатся на 1 год больше.

Профессиональная подготовка педагогов по образовательным программам среднего профессионального образования ведется в педагогических колледжах по следующим основным специальностям: дошкольное образование, преподавание в начальных классах, физическая культура, музыкальное образование, педагогика дополнительного образования. После окончания колледжа выпускники могут работать воспитателями в дошкольных образовательных организациях, учителями начальных классов, учителями музыки или музыкальными руководителями, учителями физической культуры или педагогами дополнительного образования.

К образовательным организациям высшего образования (вузам) относятся институты, университеты и академии. Все вузы реализуют образовательные программы высшего образования и ведут научную работу.

Институтами называются те вузы, которые ведут научную работу и осуществляют профессиональную подготовку кадров только в рамках одного направления профессиональной деятельности. Институты могут осуществлять образовательную деятельность самостоятельно либо входить в структуру университетов или академий.

Статус университета или академии присваивается тем вузам, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в различных научных областях. Данные организации также являются ведущими научными и методическими центрами, которые осуществляют подготовку кадров высшей квалификации для преподавательской и научной деятельности.

В тоже время, статусы академии и университета отличаются по ряду показателей. Университет осуществляет профессиональную подготовку не менее чем по 7 направлениям, относящимся к разным областям науки.

В отличие от университетов, академии ориентированы на конкретную сферу хозяйственной или общественно-административной деятельности, которая обозначается в названии организации (юридическая академия, медицинская академия и др.).

Все организации высшего образования реализуют образовательные программы высшего образования трех уровней: первый уровень – бакалавриата, второй уровень – магистратуры и специалитета, третий уровень – подготовки кадров высшей квалификации или аспирантуры.

Прием на обучение по программам бакалавриата осуществляется на конкурсной основе на базе среднего общего образования (11 классов) или среднего профессионального образования (уровень подготовки специалистов среднего звена). Обучение по программам бакалавриата может осуществляться как по одному профилю подготовки (4 года) или по двум профилям одновременно (сдвоенный бакалавриат). В этом случае срок обучения увеличивается на один год.

Бакалавр – это академическая степень или квалификация, которая присваивается выпускнику, освоившему образовательную программу соответствующего уровня подготовки по выбранному направлению после успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Квалификация «бакалавр» дает право выпускнику занимать должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование.

Бакалавриат является первым уровнем высшего образования. При желании, бакалавр может изменить профиль подготовки и пройти обучение по программам профессиональной переподготовки на платной основе либо продолжить свое обучение в вузе по программам магистратуры.

Магистратура является вторым уровнем высшего образования. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе на базе высшего образования (уровень бакалавриата или специалитета). Продолжительность обучения в магистратуре – 2 года.

Образовательные программы магистратуры отличаются углубленной специализацией в рамках определенного направления подготовки и более глубокой подготовкой в сфере научно-исследовательской деятельности.

По окончании магистратуры выпускнику присваивается академическая степень «магистр», которая позволяет не только работать на более высоком уровне в избранной сфере профессиональной деятельности, но и продолжить обучение в аспирантуре.

Бакалавриат и магистратура являются преемственными уровнями образования. Переход на данную систему подготовки педагогов стал необходимым в связи с принятием Россией международных норм профессионального образования.

Наряду с бакалавриатом и магистратурой, в некоторых вузах нашей страны продолжается подготовка специалистов. Специалитет как уровень высшего образования сохранен для тех специальностей, по которым подготовка в более краткие сроки затруднена, например, при подготовке врачей.

Прием на обучение по программам специалитета осуществляется на конкурсной основе на базе среднего общего образования (11 классов) или среднего профессионального образования (уровень подготовки специалистов среднего звена).

Данный уровень отличается большей продолжительностью реализации образовательных программ (не менее 5 лет), сочетанием базовой и специальной подготовки по избранной специальности.

Выпускнику освоившему образовательную программу специалитета присваивается квалификация «специалист», которая позволяет не только работать по избранной специальности, но и вести научно-исследовательскую деятельность. Специалитет относятся ко второму уровню высшего образования, поэтому, в отличие от бакалавриата, данный уровень дает право на поступление не только в магистратуру, но и в аспирантуру.

Уровень подготовки кадров высшей квалификации или аспирантура является третьим уровнем высшего образования. Прием на обучение по программам аспирантуры осуществляется на конкурсной основе на базе высшего образования (уровень специалитета или магистратуры). Обучение в аспирантуре продолжается 3-4 года и заканчивается присвоением квалификации «Исследователь. Педагог исследователь».

Студент, осваивающий программу аспирантуры, готовится к научно-исследовательской деятельности в области образования и социальной сферы и преподавательской деятельности по программам высшего профессионального образования.

После завершения профессиональной подготовки в образовательной организации и получения диплома о среднем профессиональном или высшем образовании, у педагога открываются большие возможности дальнейшего развития в профессиональной сфере. Этому способствует дополнительное образование.

Дополнительное профессиональное образование реализуется как в специализированных организациях, так и в организациях профессионального образования.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ»[1], педагогические работники имеют право не реже одного раза в три года проходить курсы повышения квалификации.

Повышение квалификации педагогов проводится с целью обновления знаний, развития приобретенных ранее компетенций с учетом постоянно меняющихся требований системы образования. Программы повышения квалификации педагогов рассчитаны на разное количество учебных часов – от 18 до 108.

Слушатели курсов повышения квалификации имеют право влиять на формирование образовательных программ и выбирать отдельные дисциплины с учетом индивидуальных образовательных потребностей. По завершении обучения, педагог получает удостоверение или сертификат о прохождении курсов повышения квалификации.

Если педагог хочет освоить новый для него вид деятельности (например, вести занятия по новой учебной дисциплине, работать в образовательной организации, реализующей программы другого уровня), он может пройти обучение по программам профессиональной переподготовки.

Данные программы более длительные (от 250 часов и более) и предполагают изучение новых учебных и научных дисциплин, нацелены на формирование новых компетенций, необходимых для овладения новым видом профессиональной деятельности.

По завершении программ профессиональной переподготовки педагогам выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_210050_obshchaya-harakteristika-sistemi-professionalnoy-podgotovki-pedagogov.html

Система профессиональной подготовки педагогических кадров

Вопрос 7. Система профессиональной подготовки педагогических кадров.

Профессиональное становление педагога, которое ведет к достижению им профессионализма и педагогического мастерства, представляет собой длительный, непрерывный процесс. Применяя образное выражение К.

Роджерса, можно говорить, что это путешествие длиною в жизнь. Есть множество подходов к определению основных этапов профессионального становления. По одному из них, которое предложил Е.А.

Климов, можно выделить такие фазы жизненного пути профессионала.

Оптант – период выбора профессии.

Адепт (или фаза адепта) – период, когда человек уже осознанно выбрал профессию и осваивает ее в специальном профессиональном учебном заведении (училище, вузе и т. д.).

Адаптант (или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе). В работе педагога она связана со вхождением в практическую педагогическую деятельность, с непременным появлением нестандартных, подчас неожиданных ситуаций.

Интернет (или фаза интернала) – время, когда учитель становится опытным педагогом, который уже способен самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями.

Мастер. В этой фазе учитель выделяется своими специальными качествами, умениями или становится универсалом. Он может свободно ориентироваться в различных сферах профессиональной деятельности, приобретает свой почерк, индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, добивается постоянных положительных результатов.

Авторитет – учитель как мастер своего дела приобретает широкую известность в своем кругу или за его пределами, у него накоплен богатый педагогический опыт, за счет которого он благополучно решает любые профессиональные задачи.

Наставник (или фаза наставничества) – у учителя есть единомышленники, последователи, ученики среди коллег. Он делится своим опытом с другими, помогает им в их профессионально-личностном росте.

Огромная роль в успешном прохождении учителем основных этапов профессионального становления отведена системе его подготовки и повышения квалификации, которая включает три основных составляющих: довузовскую, вузовскую и послевузовскую.

Много абитуриентов поступает в педагогический вуз, не имея среднего педагогического образования, и делает первые шаги своего профессионального становления(выбор профессии)при условиях общеобразовательной школы или допрофессионального обучения (педагогические классы).

В нынешней сложной социокультурной ситуации есть противоречие между растущими требованиями к личности и деятельности педагога и фактическим уровнем готовности (мотивационной, теоретической и практической) выпускника педагогического вуза к осуществлению своих профессиональных функций. Разрешение данного противоречия требует от системы педагогического образования решения большого числа проблем: преобразования целей профессиональной подготовки, совершенствования структуры и содержания педагогического образования, обновления организационных форм и методов.

Основные направления реорганизации системы профессиональной подготовки педагогических кадров связаны с основными тенденциями развития профессионального образования.

Непрерывность образования.

Профессиональное образование считается сегодня непрерывным процессом, обусловленным потребностями современного производства в непрерывном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в развитии их возможностей в условиях качественного изменения труда как внутри одной профессии, так и в условиях смены сфер профессиональной деятельности.

Определение сути непрерывного образования приведено в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть», где под ним понимается такое изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту. Но трактовка этого положения была сильно сужена стремлением свести непрерывное образование к постоянно возобновляемому обучению или к повышению квалификации через установленный промежуток времени.

Смысл непрерывного образования состоит преимущественно в том, чтобы уже в условиях основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, которые позволяют самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, легко ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, благополучно адаптироваться к меняющимся условиям и добывать нужные знания и умения.

Основными свойствами профессионала будут в данных условиях развитое системное мышление, владение методологическими познаниями, которые позволяют не только оперировать имеющейся информацией, но и получать новую, осваивать разнообразные виды деятельности; активная жизненная и профессиональная позиция; готовность к профессионально-личностному развитию и совершенствованию.

Такая тенденция находит свое отражение в сотворении системы многоуровневой педагогической подготовки, образовательных программ, которые обеспечивают взаимосвязь и преемственность содержания педагогического образования на всех его ступенях (среднее, высшее, постдипломное).

Эти тенденции направлены на непрерывную гуманитаризацию образования, являются средством гуманизации и касаются прежде всего изменения структуры и характера содержания профессионального образования.

При этом имеется в виду не только и не столько повышение доли гуманитарных предметов в структуре учебного плана, так как их число не всегда переходит в новое качество.

Основанные на ана-литико-логическом изучении различных научных категорий и фактов, даже такие предметы, как этика, эстетика, история, литература, не всегда задевают глубоко внутренний мир личности, не создают эмоционально-ценностного отношения человека к миру и самому себе.

12. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.

Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.

Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» .

Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.).

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании.

Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала.

Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании.

В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит вызвать истинную потребность в самовоспитании.

Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала.

Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания учителя. Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих.

Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи.

Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.

Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле .

Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств.

Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста «понятийный словарь».

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции.

К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.

В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.

Источник: https://studopedia.su/15_4856_sistema-professionalnoy-podgotovki-pedagogicheskih-kadrov.html

Публикация

Вопрос 7. Система профессиональной подготовки педагогических кадров.

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

И.Л. Анищенко

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Современное общество переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций. Власть осознает значимость происходящих изменений, пытается задать новый вектор развития российской экономике, науке, образованию. Президент Российской Федерации В.В.

Путин, говоря о стратегии развития до 2020 года, подчеркнул следующее: «… переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал; …

развитие человека – это и основная цель и необходимое условие прогресса современного общества.

Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии». [1]

Момент переосмысления происходящих изменений в экономике и обществе в целом, поиск оптимальной в этой переходной ситуации образовательной модели чрезвычайно важны.

Принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», изменение модели профессионального образования, связанной с переходом на новые образовательные стандарты, предусматривают опережающее развитие среднего профессионального образования, изменение требований рынка труда, ориентированного на инновационное развитие экономики.

Система среднего профессионального образования Челябинской области сегодня представлена 49 профессиональными образовательными организациями (далее — ПОО). Из них в 13 ПОО осуществляется профессиональная подготовка специалистов педагогического профиля, и собственно 6 колледжей являются педагогическими.

Челябинский педагогический колледж №1 (далее – ЧПК №1) — одно из старейших учебных заведений системы среднего профессионального образования Челябинской области вот уже более ста лет осуществляет подготовку учителей начальных классов для образовательных учреждений города и области.

Начав в 1910 году свой с мужской учительской семинарии сегодня колледж представляет собой современное образовательное учреждение: просторный учебный корпус и общежитие на 400 мест, укомплектованная материально – техническая база, высококвалифицированные педагогические кадры (более 70 чел., из которых – 97% имеют высшее образование, 80% — I и высшую квалификационную категорию) и интересный студенческий коллектив (более 800 чел.). Форма обучения – очная.

За столетнюю историю своего развития колледж не раз менял названия, вывески, здания, менялись директора, образовательные стандарты, но во все времена поддерживалась тесная связь со школой – одновременно, как базой практики студентов, так и потенциальным работодателем.

Цель образовательной деятельности Челябинского педагогического колледжа №1 – обеспечение доступности и качества профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного социально – экономического развития Челябинской области. [2]

И, как следствие, выполнение актуальной задачи – кадровое обеспечение образовательных учреждений города и области. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты, призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

Для реализации поставленных целей и задач в колледже осуществляется последовательное совершенствование содержания, организации и технологии образовательного процесса, согласно требованиям ФГОС СПО, направленное на повышение уровня подготовки специалистов для образовательных учреждений Челябинска и Челябинской области.

В основу Программы развития колледжа на 2014-2018 гг. положены:

  • приоритет качества подготовки специалистов, его соответствие требованиям ФГОС СПО;

  • практикоориентированность среднего профессионального образования, выражающаяся в том, что практическая подготовка студентов должна составлять не менее 50% от общего объёма времени, отведённого на обучение;

  • соответствие содержания образования современным тенденциям развития среднего профессионального образования: переход от знаниевой к компетентностной парадигме образования.

    В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется разработке систем профессиональной подготовки, проблемам развития творческого потенциала личности будущего педагога, формированию общих и профессиональных компетенций, в том числе и способностей к адаптации в условиях педагогической действительности в разнообразных образовательных и воспитательных учреждениях. Ключевым принципом компетентностного обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда.

  • формирование единой инновационной воспитывающей среды, в которой обучающиеся имеют возможности для самореализации, творческого самовыражения.

В системе профессиональной подготовки педагогических кадров в ЧПК №1 следует отметить некоторые особенности:

  1. Традиционно, все первокурсники в первый год обучения выезжают на трёхдневные адаптационные сборы, которые, как правило, проходят за чертой города на базе детского оздоровительного лагеря. Сборы способствуют успешной адаптации новых студентов в образовательном пространстве помогают в самоопределении в воспитывающей среде колледжа.

  2. В целях поддержания положительных адаптивных условий студенты 1 курса не сдают первую зимнюю сессию, их промежуточная аттестация проходит в щадящем режиме – по текущим семестровым оценкам.

  3. Наличие в колледже электронной программы «Индивидуальный образовательный маршрут» позволяет каждому студенту под руководством педагога – психолога выстроить индивидуальную личностную и профессиональную траекторию роста. В последующие годы педагог – психолог, классный руководитель, администрация колледжа имеют возможность отслеживания динамики развития каждого студента.

  4. Общеобразовательная подготовка студентов заканчивается на 1 курсе, и со второго курса студенты имеют возможность выбрать дополнительную специализацию в области ИЗО, иностранного языка, технологии, менеджмента, музыки и т.д.

  5. Со второго курса по четвёртый включительно студенты осваивают профессиональные модули (4); активно вовлекаются в процесс практической подготовки: рассредоточено или концентрированно, студенты проходят более 10 видов учебной и производственной практики (схема 1). Специфичной является летняя практика; для её организации студенты обучаются в течение года по дополнительной образовательной программе «Школа лета», после чего выезжают на трёхдневный сбор – семинар вожатых «Лето» в загородный детский оздоровительный лагерь.

Виды практик (специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах)

Учебная

Производственная

Преддипломная

  • Наблюдение за образовательным процессом

  • Психолого — педагогическая

  • Психолого — педагогическая

  • Практика классного руководителя

  • Первые дни ребёнка в школе

Схема 1. Виды практик по специальности 044.02.02. Преподавание в начальных классах

  1. Современные педагогические технологии (контекстная, проектная, психолого – педагогического сопровождения и поддержки профессионально – личностного развития студентов и др.), создающие практико – ориентированное пространство, позволяют студентам приобретать практический опыт на учебных занятиях и во внеучебной деятельности.

    В рамках педагогической практики (психолого — педагогической, практики пробных уроков и занятий, летней, преддипломной) студенты колледжа знакомятся с инновационными и экспериментальными программами начального образования, погружаются в инновационное образовательное пространство, перенимают лучший педагогический опыт учителей – наставников, приобретают практический опыт педагогической деятельности в работе с детьми на уроке и во внеучебной деятельности.

  2. На четвёртом курсе студенты имеют возможность пройти дополнительное обучение по программам дополнительного профессионального образования и получить диплом о профессиональной переподготовке.

  3. Согласно ФГОС СПО в качестве испытаний на государственной итоговой аттестации все студенты осуществляют подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в виде дипломного проекта или дипломной работы.

  4. Среди выпускников традиционно в колледже проводится мониторинг профессиональной готовности будущего специалиста, мониторинг сформированности компетенций выпускника.

Виды возможной профессиональной деятельности выпускников: обучение, воспитание и развитие; учебно-методическая; социально-педагогическая; культурно-просветительная; организационно-управленческая, углубленная подготовка в области знаний в соответствии с ФГОС СПО дают возможность более широкого профессионального применения выпускникам колледжа на рабочем месте.

Выпускники колледжа, специалисты среднего звена востребованы на региональном рынке труда. Об этом свидетельствует стабильно устойчивый показатель трудоустройства выпускников колледжа в первый год после выпуска (более 90%), в оставшиеся 10 % входят выпускники, продолжающие очное обучение в ВУЗах, служащие в армии, находящиеся в декретном отпуске.

Являясь практикоориентированной, подготовка учителей начальных классов носит завершённый характер уже в педагогическом колледже. Выпускник колледжа готов к осуществлению своих профессиональных функций, решению педагогических задач для начального образования.

С целью обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов колледж тесно взаимодействует с различными учреждениями г.

Челябинска и Челябинской области: школы города и области, детские оздоровительные лагеря являются базой практики студентов, ДУМ «Смена» второй год участвует в совместном интегрированном образовательном проекте «Учитель XXI века», реализуемом в рамках практики «Введение в специальность». Формированию общих и профессиональных компетенций у студентов способствует сетевое взаимодействие колледжа с культурными учреждениями г. Челябинска (библиотеками, музеями, выставками, театрами и т.п.), Домами ветеранов, детскими домами, поликлиниками, социально – профилактической организацией «Компас», студией «Доброе кино», образовательными учреждениями системы СПО и ВО г. Челябинска и Челябинской области.

Оценка сформированности компетенций у студентов коллежа осуществляется непосредственно при участии представителей работодателей, которые являются председателями экзаменационной комиссии на экзаменах квалификационных по профессиональным модулям, председателями государственной экзаменационной комиссии в рамках государственной итоговой аттестации. Специалисты и независимые эксперты, участвуют в составлении образовательных профессиональных программ, разработке и утверждении компетентностно – ориентированных оценочных средств по профессиональным модулям.

Подводя итоги, следует отметить, что целью профессиональной подготовки педагогических кадров в колледже является не только формирование у студентов системы теоретических знаний, практических умений и профессиональных компетенций, необходимых для будущей профессии, но и развития творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности, что в контексте профессионального стандарта педагога соответствует предъявляемым требованиям современной школы и общества.

Список использованной литературы.

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации №1662 от 17 ноября 2008 г.

  2. Программа развития Челябинского педагогического колледжа №1 на 2014-2018 гг., утверждёна приказом Директора колледжа №54 от 08 ноября 2013 г.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, утверждён приказом Минобрнауки РФ №535 от 02.11.2009 г.

Источник: https://infourok.ru/publikaciya-sistema-professionalnoy-podgotovki-pedagogicheskih-kadrov-987292.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий