ВОПРОС 4. Типы государства. Основные критерии классификации.

Типы государства, критерии и классификация

ВОПРОС 4. Типы государства. Основные критерии классификации.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Мы выделяем 2 основных подхода к типологии государства: 1.Формационный – уровень развития 2.цивилизационный

1. Формационный или Марксистский подход основывается на понимании истории как естественно-исторических формаций, каждый из которых соответствует определенный тип государства.

Для того, чтобы определить тип государства необходимо выявить к какой общественной экономической формации оно соответствует, для этого рассматривают способ производства материальных благ + производственные отношения + средства производства.

Это базис, все остальное, то есть государство, право, философия, искусство, религия. Мораль и так далее это надстройка.

Существует 5 общественно-экономических формаций:

а) Первобытнообщинный строй

б) Феодальное

в) Буржуазная

г) Социалистическая

Типы государства:

а) Рабовладельческое – эксплуататорское государство

б) Феодальное – эксплуататорское государство

в) Капиталистическое – эксплуататорское государство

г) Социалистическое – государство не в собственном смысле слова, так как нет классов

Эксплуататорские государства сменяют друг друга посредством социальной революции, социалистическое отмирает, переходит общество в самоуправление.

2. Цивилизационный подход. 1 теория стадий экономического роста Уолт Ростоу. Тип государства определяется в зависимости от соответствия его стадии научно-технического прогресса и жизненного уровня населения. Выделяют 5 стадий:

а) Традиционное общество основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.

б) Переходное общество – это период трансформации традиционного общества в котором закладываются основы развития, перерабатывающей промышленности

в) Общество, переживающее процесс сдвига – это взлет научно-технического развития.

г) Созревающее общество при котором достигается устойчивое повышение выпуска продукции над ростом населения.

д) Общество, достигшее высокого уровня народного потребления

3. Концепция цивилизация – автор Тойн Бек цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных географических и других признаков (все кроме экономического).

Тойн бек выделял более 20 цивилизаций, которые не связаны между собой и существуют подобно ветвям дерева рядом друг с другом. В настоящее время существует 8 цивилизаций: Россия относится к славянской цивилизации.

Формы государства.

Понятие и структура формы государства.

Категория «формы государства» показывает особенности внутренней организации государств. Порядок образования и структуру органов государственной власти. Специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением и методы осуществления государственной власти.

Структура формы государства состоит из 3 элементов:

1. Форма правления

2. Форма национально- государственного устройства

3. Государственно-правовой режим.

Форма правления – это порядок образования высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.

Виды: монархия и республика

Формы национально-государственного устройства – это территориальная структура государства, соотношение между государством и его территориальными единицами.

Государственно-правовой режим – это система средств и способов осуществления государственной власти.

Виды: авторитарный, демократический.

Существует понятие — политический режим. Он шире государственно-правового, поскольку включает в себя помимо последнего так же осуществление политической власти партиями, движениями и иными элементами политической организации общества.

Формы правления:

Монархия – это такая форма правления, при которой монарх получает высшую государственную власть по наследству, осуществляет ее пожизненно и концентрирует в своих руках высшую законодательную, исполнительную и судебную власть.

Виды монархий:

1. Раннефеодальные – империи – монархии создавшиеся насильственным путем, территориальные единицы которой не были связаны между собой экономически (Александра Македонского, Карла Великого, Ченгизхана, Наполеона)

2. Монархии периода феодальной раздробленности – здесь монарх = первый среди равных

3. Сословно-представительная монархия, где монарх получает поддержку от всех сословий

4. Абсолютная монархия – власть суверенна, никем и не чем не ограничена.

5. Ограниченная монархия – власть монарха ограничена законодательными органами.

Республика – это такая форма правления, при которой власть делегируется народом на определенный срок единоличному, либо коллегиальному органу и осуществляется соответственно с принципом разделения властей.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 1006 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/11-37516.html

Классификация государств: основные варианты. Методы классификации государств

ВОПРОС 4. Типы государства. Основные критерии классификации.

Классификация государств — задача, которую пытались решить многие ученые еще с древних времен. И по сей день этот вопрос является актуальным. Существует целый ряд подходов, на основании которых проводится классификация форм государства. В этой статье мы расскажем об основных из них.

Государство и его функции

Сначала необходимо определить, что такое государство.

Это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, которая имеет специальный аппарат, а также обладает волей, которую обязаны исполнять все ее граждане.

Государство является основным институтом политической системы. Мы раскрыли значение этого понятия потому, что на определении существенных признаков объекта базируется каждая классификация.

Виды функций государства делятся на внутренние и внешние.

К внутренним относятся политические (например, обеспечение порядка), экономические (приватизация, национализация), идеологические (формирование патриотических и гражданских ценностей через СМИ и образование, воспитание членов общества) и социальные (программы здравоохранения, поддержки культуры, социального обеспечения). Внешние функции – это обеспечение государством национальной безопасности, развитие между странами взаимовыгодного сотрудничества, отстаивание национальных и государственных интересов в международной сфере, участие в решении различных глобальных проблем.

Государство появляется в обществе, которое наполнено принуждением и насилием, но стремится ограничить их, создать необходимые условия для сотрудничества и кооперации людей.

Именно поэтому оно является противоречивым и сложным образованием, которое выступает арбитром и посредником между различными классами и группами социума.

Его возникновение объясняется необходимостью удовлетворения интересов не только определенного общественного класса, но также и общества в целом.

Существует большое количество различных государственных образований. Поэтому их изучение предполагает объединение данных образований в отдельные группы. Это необходимо для определения воспроизводящихся, повторяющихся признаков, на которых базируется классификация государств. Кратко рассказать обо всем многообразии объекта нашего исследования непросто.

Каждое государство уникально. Однако это не означает, что отдельные существенные признаки не могут повторяться. Некоторые из них характерны для целого ряда объектов.

Понятие «классификация государства» предполагает упорядочивание их по различным основаниям (одному или нескольким), деление всей совокупности на группы и классы по тем или иным существенным признакам.

Еще Платон, древнегреческий мыслитель, предложил первый образец классификации государств, значимый с точки зрения науки. Этот образец впоследствии усовершенствовал его ученик, Аристотель.

В настоящее время одним из наиболее известных является формационный подход, который базируется на историческом и диалектическом материализме Маркса и Энгельса.

Можно считать, что это основная классификация государств.

Он предполагает обращение к такому понятию, как общественно-экономическая формация. В марксистско-ленинской теории этот термин означает историческую ступень в общественном развитии. Ей присущ особый способ производства, называемый базисом. Кроме того, для нее характерны определенные политические и социальные отношения, идеология, юридические учреждения и нормы (надстройка).

С точки зрения сторонников этого подхода, существует 5 общественно-экономических формаций. Самая ранняя из них – первобытнообщинная. Далее следует рабовладельческая, затем феодальная, буржуазная и наконец коммунистическая. Классовым формациям соответствует определенный тип государства. Критерии классификации этих типов следующие:

  • способ производства, уровень развития производственных отношений и производительных сил;
  • основная форма собственности (государственная либо частная);
  • разделение общества на классы (богатых, имущих, бедных и неимущих).

В соответствии с данными критериями выделяются такие типы: рабовладельческое государство, феодальное, буржуазное и социалистическое. Рассмотрим каждый из них.

Рабовладельческий тип

В условиях такого государства основной объект собственности – человек. Примитивные орудия труда еще не могут обеспечить людям большую производительность.

Следовательно, количество продуктов, которое получает общество, зависит от качеств работников. К рабовладельческому типу относились государства Древнего Востока, то есть те, которые сложились в конце 4 – нач. 3 тысячелетия до н. э.

(Древний Китай, Древняя Индия, Древний Египет, Ассирия, Шумер и др.). Для них были характерны:

  • сельскохозяйственные общины (общинное землевладение, сельские общины);
  • ирригационное земледелие;
  • коллективное рабовладение;
  • примитивные виды патриархального рабства;
  • собственность государства на ирригационные учреждения.

В Древней Греции и Древнем Риме, которые также были государствами рабовладельческого типа, наблюдались:

  • разделение общества на классы рабовладельцев и рабов;
  • частная собственность первых на средства производства (средства и предметы труда), а также рабов, которые были товаром, предметом, вещью и одновременно людьми, создающими различные материальные блага;
  • защита и охрана частной собственности.

Феодальный тип

Существуют и другие виды государств. Классификация, предложенная Марксом и Энгельсом, как вы помните, включает в себя четыре типа. Экономической основой государства второго, феодального типа является частная собственность феодалов на средства производства, прежде всего землю.

Для такого строя характерно закрепление крестьян в принудительном порядке на земельных участках. Это наблюдалось в силу различных причин. К примеру, крестьяне соглашались на это, чтобы не платить дань и не участвовать в военных походах. Они могли стать крепостными и по доброй воле, однако потому, что перед ними вставала необходимость как-то прокормить свою семью.

Еще один вариант – проживание крестьян на принадлежащем помещику участке земли.

Однако крепостные были все-таки не совсем бесправными. Для государства феодального типа характерна частная собственность крестьян на инвентарь (мелкие орудия сельского хозяйства), а также на остатки продукции, произведенной ими, на постройки и свое жилье. Но при этом они должны были безвозмездно работать на феодала. В феодальном государстве существовало 3 основных вида ренты:

  • барщина – отработочная рента, при которой крепостной был обязан отработать на своего господина определенное число дней в неделю;
  • натуральный оброк, когда он был вынужден отдать хозяину определенное количество сельскохозяйственной продукции, произведенной им (а ремесленник отдавал продукты своего труда);
  • денежный оброк (денежная рента), то есть уплата определенной суммы денег феодалу крепостным.

Наблюдалась правовая и экономическая зависимость крестьян от феодалов, а также вассалов (менее богатых феодалов) от более состоятельных (сюзеренов). Частная собственность вассалов и сюзеренов защищалась. Примерами таких государств были средневековая Франция, Германия, Италия, Россия и др.

Буржуазное государство (капиталистическое)

Для него характерно существование многообразных форм собственности, однако именно частная (на средства производства) является преобладающей. Главными источниками возникновения и накопления собственности считается эксплуатация труда служащих и рабочих.

Результаты чужой работы присваиваются. Экономика носит рыночный характер. Это означает, что цены образуются на основе предложения и спроса. На рынке наблюдается конкуренция.

Общество разделяется на классы капиталистов (буржуазии) и наемных рабочих; на низшие, средние и высшие классы.

Первые капиталистические государства появились примерно 200-300 лет назад в Северной Америке и в Европе. Буржуазная система начала быстро завоевывать мир после того, как произошла Великая французская революция. В 30-х годах прошлого века капиталистические государства вступили в современный этап развития. По всей видимости, он является переходным к более высокой формации.

Социалистический тип

Экономической основой государств этого типа является собственность государства на средства производства. Наблюдаются плановое регулирование экономики, уравнительное распределение произведенных благ, эксплуатация трудящихся государством. Общество разделено на классы интеллигенции, крестьян и рабочих.

Социалистическое государство в формационной теории уже не является государством в полном смысле этого слова, поскольку трудящиеся классы в нем не эксплуатируются меньшинством. Фактически можно говорить о том, что это «полугосударство». Оно выражает интересы и волю абсолютного большинства социума: всех трудящихся.

В коммунистическом обществе, которое, как предполагается, наступит в будущем, оно отомрет, так как уступит место общественному коммунистическому самоуправлению. Однако, как полагал А. Б. Венгеров, социалистический тип государства в целом оказался во многих своих чертах разновидностью восточных деспотий, которые возникли в результате применения азиатского способа производства.

Один тип сменяется другим путем совершения социальной революции. Она является результатом наличия в обществе неразрешимого противоречия между производственными отношениями и производственными силами.

Цивилизационный подход

Существует и еще один популярный подход, по которому проводится классификация форм государства, — цивилизационный. Он основан не только на развитии классовых отношений и производства, но также на духовно-культурных и других факторах (в частности, технологическом, географическом, хронологическом, религиозном, правовом и др.).

Понятие «цивилизация» является центральным при использовании данного подхода. Этот термин произошел от латинского слова, в переводе означающего «гражданский». А. Д.

Тойнби, английский историк и философ 20-го века, считал, что цивилизации представляют собой определенные группы сообществ, которые вызывают ассоциации в сфере архитектуры, религии, живописи, обычаев и нравов, то есть в области культуры в целом.

Среди исследователей в настоящее время нет общего мнения по поводу того, сколько цивилизаций существовало в истории. Так, О. Шпенглер, немецкий культуролог и философ, говорил о восьми основных культурах.

Карл Ясперс, философ-богослов, выделил девять цивилизаций. Их число с точки зрения А.

Тойнби достигает 21 (китайская, египетская, западная, дальневосточная, православная, иранская, арабская, мексиканская, сирийская и др.).

Классификация Данилевского

Впервые основу цивилизационного подхода сформулировал Н. Я. Данилевский. В своем труде «Россия и Европа», опубликованном в 1869 году, он обосновал теорию «культурно-исторических типов». Иначе их можно определить как цивилизации.

Эти типы отличаются своеобразием и самостоятельностью социального, религиозного, промышленного, бытового, художественного, научного и иного развития. Ученый считал, что цивилизации развиваются так же, как и биологические организмы. Они проходят стадии возмужания и дряхления, после чего погибают. Смена одного культурно-исторического типа другим неизбежна. Н. Я.

Данилевский считал, что именно славянский тип является исторически перспективным. Он противостоит нежизнеспособным культурам Запада.

Юридическая классификация

Юридическая классификация государств не учитывает включенность их в ту или иную общественную систему. Она отвлекается от их социального содержания, политических идеологий и борьбы, соотношения оппозиционных и правящих партий, которые присущи любому государству. Исследование всех этих моментов происходит в политологии и исторической науке.

Юридический подход имеет институциональный и формальный характер. Такая классификация государств подразумевает их отнесение к той или иной государственной форме. Последняя определяется как способ возникновения, организации и реализации государственной власти. Она включает в себя следующие три аспекта:

  • форму государственного устройства (унитарное государство, уния, конфедерация, федерация);
  • форму правления (абсолютная, ограниченная или парламентская монархия, республика);
  • форму политического режима, которая может быть либерально-демократической или недемократической.

Необходимо учитывать все эти критерии классификации государства. К примеру, Россия является федерацией, республикой, имеющей либерально-демократическую форму политического режима.

Другие основания классификации

Можно предложить и другие методы классификации государств. К примеру, по уровню развития техники они могут быть информационными, постиндустриальными, индустриальными и аграрными.

С точки зрения истории развития, государство может определяться как современное, средневековое или древнее. Существует и экономическая классификация государств, на основании которой выделяются развитые и развивающиеся страны, страны третьего мира.

Учитывая географический фактор, можно говорить о европейском, африканском, азиатском и американском типах. Существует также классификация правового государства. Оно может относиться к традиционно-религиозной, романо-германской или англо-американской правовой системе.

Если взять за основу религию, то государства могут быть католическими, православными, индуистскими, мусульманскими.

Таким образом, классификация государств может быть проведена по множеству оснований. Мы подробно рассказали лишь о самых распространенных. Если вы сдаете экзамен, рекомендуем хорошо изучить такую тему, как «классификация государств». Шпаргалка вам поможет только в том случае, если вы уяснили для себя основные моменты.

Источник: https://FB.ru/article/255587/klassifikatsiya-gosudarstv-osnovnyie-variantyi-metodyi-klassifikatsii-gosudarstv

Классификация государств

ВОПРОС 4. Типы государства. Основные критерии классификации.

Типология государств — это их специфическая классификация. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития,структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Формационный подход

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Основой которой является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм.

Недостатки Формационного подхода

Не универсальная схема, не все государства подпадают под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

Весьма схематичная и одномерная;

Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.).

Цивилизационный подход

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс.

К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс.

Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:

Традиционное (аграрное);

Индустриальное;

Постиндустриальное (информационное).

Г. Еллинек разделял:

Идеальные (утопия);

Эмпирические:

Древневосточные;

Античные;

Средневековые;

Новые;

Современные.

Трехстадийная схема эволюции государства

Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство.

Раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.

Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.

Зрелое государство — это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм[1]

Классификация по их отношению к религии

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой- либо иной помощи;

4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;

5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1) в сфере экономических отношений — признание права собственности на широкий круг объектов — землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

2) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;

4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения;

5) церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др.

К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане.

Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран.

Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) церковь лишается своей экономической основы — собственности;

2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

3) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

4) священнослужители и верующие репрессируются;

5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

6) свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства.

В зависимости от уровня экономического развития

развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);

индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);

постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима

демократические государства;

авторитарные государства;

тоталитарные государства.

Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма» чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: Демократические и Тоталитарные.

В зависимости от формы правления государства

монархии;

республики.

В зависимости от господствующей идеологии государства

идеологизированные;

деидеологизированные.

Идеологизированные государства — это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы:

религиозные — в качестве идеологии выступает официальная религия;

государства с политической идеологией — здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

Идеология — определенная система взглядов, выражающая какие-то интересы (марксистская идеология, фашистская идеология).

Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.

В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_165455_klassifikatsiya-gosudarstv.html

Типы государства

ВОПРОС 4. Типы государства. Основные критерии классификации.

В современном мире абсолютно каждое государство отличается от других комплексным набором определенных характеристик и черт, которые сложились под воздействием его исторического развития, уровня остроты этнических и социальных конфликтов, международных и экономических факторов. При такой многогранности все страны можно разделить на два самых основных типа –республика и монархия.

Определение 1

Типология государства — это своеобразная классификация, нацеленная на правильное разделение всех прошлых и настоящих государственных систем на группы, чтобы раскрыть их социальную сущность.

Это определения предполагает конкретное распределение с позиций двух подходов: цивилизационного и формационного.

В рамках данных критериев выступают все значимые социально-экономические признаки любого государства. Именно базис или же вид систематических производственных отношений выступают решающим фактором для полноценного общественного развития, который должен детерминировать и соответствовать надстроечным элементам: государству и праву.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Типы государства с точки зрения формационного подхода

В течение длительного времени установленная в отечественной литературе типология государств, которая считается основополагающей, делила государства на пять основных видов:

  • восточное;
  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.

В основу указанной классификации была положена социально-экономическая формация.

Восточный тип государственной системы базировался исключительно на поливном земледелии.

Рабовладельческое государство предполагало неограниченную власть монарха и приближенных к нему людей. При этом в качестве центральных орудий труда выступали рабы и малоимущие представители общества.

Феодальный тип государства опирался в основном на право индивидуальной собственности на землю. Так, правительственная концепция концентрировалась только в руках тех, кто был собственником земельных территорий и мог по законному праву распоряжаться владениями по собственному усмотрению.

Четвертым видом государства выступала уже буржуазная система, которая характеризовалась расположением к формации, основывается на праве собственности посредством методов производства. При этом государственная власть незаметно приобретала принципы триумвирата, появились гражданские права, и в результате — номинально равные возможности всех граждан.

Последний тип – это социалистическое государство, которое полностью отрицало право владения как таковое в связи с его ненадобностью. Власть в этом аспекте принадлежит и выполняется каждым человеком без ущерба для других. Данный тип был официально признан утопией.

Несмотря на хорошую обоснованность указанного деления на типы государства, формационный метод всегда подвергался заслуженной критике, так как использование в качестве критерия классификации одного лишь экономического уровня развития государства не дает возможности охватить весь диапазон государственных форм, а потому необходимо принимать во внимание и цивилизационный фактор.

Типы государства с точки зрения цивилизационного подхода

Согласно данной типологии, любую страну как явление следует рассматривать с разнообразных позиций: исторической, культурной, социальной и религиозной. На основе этой классификации были определены центральные типы государства, которые базируются в основном на культурных ценностях.

В целом, их общее количество составляет 26 универсальных государственных формаций, среди которых особое внимание уделяется:

  • западно-христианской;
  • восточной;
  • египетской;
  • шумерской;
  • западноевропейской.

К сожалению, и цивилизованный метод допустил аналогичную ошибку, что и формационный, которая заключается в следующем: определенную ограниченность факторов оценки и мониторинга социально значимых процессов.

А потому все типы государства, которые были выведены на его основе, должны восприниматься только как вспомогательные. В защиту обоих концепций стоит сказать, что в настоящее время все больше правоведов склонны объединять эти классификационные подходы в одну систему.

Форма государства: составляющие элементы

Любое государство можно охарактеризовать с точки зрения его формы, а не только типа.

В свою очередь, форма государственной системы представляет собой совокупность трех ключевых элементов: административного деления, правительственного режима и принципов правления.

Однако виды государств в основном подразделяются, исходя только из одной определенной специфики, а именно – правительственного режима. В этом случае следует рассмотреть, как демократические, так и недемократические типы.

В связи с этим политологи выделяются такие виды государств:

  • авторитарные – построенные только на господстве одного лидера;
  • тоталитарные – в которых может руководить народом определенная партия;
  • демократические – признающие власть общества наивысшей ценностью;
  • либеральные – высшая степень свободы в политической и экономической деятельности.

Важно понимать, что не каждый из указанных видов может характеризоваться исключительно наличием определенного типа. Так, невозможно сопоставить рабовладельческий тип с тоталитарным видом, или демократическую форму с восточной цивилизацией. Перечисленные выше факты дают возможность утверждать, что формы и типы государства создают практически все критерии его характеристики.

Территориально-политическая организация государства

На сегодняшний день существует три главные формы территориально-политической организации государства: федеративная, унитарная и конфедеративная.

Определение 2

Федерация – уникальная форма государственного устройства, при которой сразу несколько правительственных образований, обладающие юридической и политической самостоятельностью, формируют одно союзное государство.

Исторически федерация для таких стран, как США, Германия, Швейцария, была основной формой преодоления политической нестабильности и раздробленности.

Распределение компетенции между самой федерацией и ее представителями официально регулируется общегосударственной конституцией.

При этом предоставляется верховенство федеральных законов, которым должны полностью соответствовать конституции всех членов федерации.

К грамотному ведению центрального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, политика в области труда, социальной защиты населения и занятости населения. Реальное соотношение субъектов федерации и властных полномочий государственного института определяется исторической практикой страны.

Унитарное государство обладает множеством важных социальных признаками, среди которых единая конституция, единая концепция действий высших органов правительственной власти управления и законодательного права.

Конфедерация представляет собой систематический союз всех суверенных государств, который был сформирован для достижения общих, внешнеполитических задач.

Центральные органы указанной структуры не обладают прямой властью над входящими в ее состав субъектами, в результате чего решения данных органов осуществляется только после одобрения институтов действующей власти.

Единой налоговой и правовой системы в конфедерации не может быть, ее финансирование определяется посредством взносов, входящих в нее государств. Яркими примерами конфедерации являются СНГ и ЕЭС.

Замечание 1

Правовое государство предполагает ограниченную в своих правовых действиях систему, направленную на защиту прав и свобод граждан.

Доверительные взаимоотношения между властью и личностью определяются конституцией, выполняющей роль «общественного договора» между народом и государством.

Демократия в этом аспекте, прежде всего, демонстрирует реальный уровень участия народных масс в государственном аппарате, а также наличие у граждан фактических прав и демократических свобод, официально закрепленных и признаваемых в конституциях. Однако многочисленны институты по установлению демократических ценностей существуют и в настоящее время при всех их недостатках.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/tipy_gosudarstva/

Критерии классификации государств

ВОПРОС 4. Типы государства. Основные критерии классификации.

Какое бы количество не было родов строя государственной направленности – для нации есть только один – таким всегда было и, что самое главное всегда останется государство свободного характера.

Ф. Бэкон

Замечание 1

Стоит отметить, что государственность существует уже несколько тысячелетий.

За такой достаточно длительный промежуток времени одни государства просто пропали с лица Земли, а что касается других, то они претерпели существенные видоизменения, а также появились новые.

Ведь важным фактором является, что любое общество постоянно стремится к развитию, а отсюда и получается, что не остается неизменным, и само государство.

Все государства, которые когда-то существовали обычно классифицируются по различным признакам.

Исторический критерий

Исторический (или как его еще часто называют временной) критерий. Различают четыре группы государств:

  • Древнего мира;
  • средневековые;
  • Нового времени;
  • современные.

Сравнение количественного характера данных дает возможность сделать конкретный вывод о значительном развитии государственности. Если раньше государства занимали всего лишь малую часть нашей планеты, то на данный момент более 200 стран занимают практически всю территорию Земли.

Экономический критерий

Критерий экономической направленности или специальный способ производства различных благ материального характера. По большей части характеризуется тем, какие орудия труда применяли люди, как распределяли материальные или же произведенные блага.

Также важно, что от того, какой именно класс стоял у власти и какая конкретно экономика существовала на том или ином этапе развития человечества зависит и характер самого государства.

Если разделять государства по признаку, то можно выделить четыре основные группы:

  • государство рабовладельческой направленности. Его базис экономического характера составляла собственность рабовладельцев не только на какие-либо средства, а также орудия производства, но также и на работников в качестве которых выступали рабы. Именно рабы, их физическая сила являлась одной из самых главных для процесса создания тех или иных материальных благ;
  • государство феодального порядка. Данное название появилось от древнего слова «феод», которое в свое время означало определенный кусок земли, земельный надел. И действительно основу экономического характера феодального государства составляла собственность на землю и при этом неполная собственность на крепостных крестьян;
  • буржуазное государство (от франц. bourgeois – «горожанин»). В данных государствах в самих городах развивалась промышленность. Основой производства благ материального порядка стала собственность на средства промышленной направленности производства;
  • государство социалистической направленности. Ранее считалось, что в России был построен социализм. Тем не менее данное суждение оказалось неправильным. Так как государство социалистической направленности по всем своим показателям (таким как экономическим, а также политическим и, конечно, нравственным) обязано быть выше буржуазного. В таком отношении одними из самых продвинутых государств считаются скандинавские страны (то есть это Швеция, Финляндия, Норвегия).

Разделение государств по устройству власти

По устройству власти государственного характера сами государства подразделяются на республики, а также монархии.

Монархия (от греческого корня «моно») означает, что правит один человек. Стоит отметить, что в качестве отличительных признаков монархии выступают:

  • существование единоличного главы государства;
  • монарх в свою очередь обладает всей полнотой власти;
  • передача власти в государстве осуществляется путем наследования;
  • монарх правит бессрочно;
  • монарх в свое время не несет ответственности юридической направленности за те ошибки, которые он совершил в ходе своего правления.

Что касается древних, а также средних веков, то в это время практически все государства были именно монархиями причем не просто монархиями, а монархиями абсолютными в которых в свою очередь власть принадлежала монарху безраздельно.

На данный момент времени гораздо чаще встречаются монархии, которые являются ограниченными, когда власть монарха не является безграничной и значительную роль играет именно парламент.

Стоит отметить, что некоторые страны имеющие достаточное промышленное развитие (такие как Великобритания, Швеция, Бельгия и др.) выступают в качестве ограниченных монархий в которых в свое время данная форма правления существует по большей части именно формально в силу традиции.

Важным является и тот момент, что какой-либо значимой роли в этих странах монархи не играют, а управление самой страной осуществляют именно парламент, правительство во главе с премьер-министром.

Республика (слово, которое произошло от латинского res publica – «дело общего характера») появилась позже монархии, тем не менее данная формула устройства власти государственной направленности достаточно широко распространена в современном обществе.

Определение 1

Наряду с главами правительства, а также государства в республике создается парламент – орган государственной направленности представляющий народ. 

Стоит отметить, что Республика обладает следующими признаками:

  • государственная власть осуществляется не одним лицом, а системой органов;
  • власть в государстве в свое время делится на законодательную (то есть парламент) и, что не менее важно исполнительную (правительство), и, конечно, судебную;
  • в процессе формировании тех или иных органов государства принимает участие народ;
  • президент, а также парламент избираются на какой-то определенный срок;
  • высшие лица должностного характера несут конкретную юридическую ответственность за ошибки, которые они в свое время совершили.

Замечание 2

В качестве одних из самых значимых органов в республике выступает именно президент, а также парламент.

Если согласно конституции государства гражданин, который выступает в роли президента сам формирует правительство и при этом играет более значительную роль по сравнению с парламентом, такую республику мы называем президентской (как пример можно взять США).

В том случае, если правительство формируется парламентом и при этом несет ответственность перед ним, а не перед президентом, это республика парламентского характера (в качестве примера можно привести Италию).

Разделение государств по территориальному устройству

Стоит отметить, что по устройству территориального типа виды государств бывают федеративными, а также унитарными.

Государство унитарного характера имеет такие основные признаки:

  • территория в свою очередь разделяется на единицы административного характера (то есть определенные районы, провинции), которые имеют равный статус правовой направленности;
  • существует государство единого типа;
  • принимаются специальные законы единого характера, а также иные документы нормативной направленности, которые оказывают свое действие на всей территории государства.

В качестве государств унитарного типа обычно выступают Украина, Франция, Польша, а также Норвегия и ряд других. Данная форма устройства характерна для стран, которые имеют достаточно небольшую территорию и при этом однородный состав национального порядка.

Определение 2

Федерация – это социальное объединение на добровольной основе нескольких ранее самостоятельных образований государственного характера в единое государство (Россия, США, Бразилия, ФРГ). 

Хотя государство федеративного порядка – это довольно объедение достаточно сложное и при этом многоликое, можно отметить признаки общего характера, которые в свою очередь присущи федерациям:

  • та или иная территория состоит из частей или же субъектов (областей, штатов, земель и т.п.), которые не выступая в качестве государств в полном смысле слова имеют определенную самостоятельность (например, любой регион России имеет право самостоятельно заключать договоры внешнеторговой направленности);
  • для того чтобы выразить интересы субъектов федерации осуществляются необходимые действия по созданию специального государственного органа (обычно в качестве него выступает одна из палат парламента). В России это Совет Федерации, в США – в его роли выступает Сенат, а в Германии – Бундесрат;
  • также важно, что в федерации вполне можно иметь двойное гражданство. Например, в США лица обладают как общефедеративным гражданством Соединенных Штатов, так и гражданством какого-либо отдельного штата где они в свое время проживают (гражданство штата Массачусетс, гражданство штата Флорида и т.д.). Что касается России, то в ней в свою очередь существует только единое гражданство общефедеративного характера Российской Федерации;
  • федеративные субъекты вполне могут принимать свои законы в пределах своей компетенции. Важно заметить, что для того чтобы они не противоречили законам федеральной направленности.

В Конституции Российской Федерации отмечается, что Россия выступает в качестве именно федеративного государства.

Классификация государств, которая дается по различным признакам, приводится на рисунке ниже.

Рисунок 1. Виды государств

Замечание 3

Также стоит отметить:

  1. По определенному критерию временного характера различают такие государства: Древнего мира, средневековья, Нового времени и современные.
  2. По критерию экономической направленности вполне можно выделить рабовладельческое, феодальное, буржуазное и, конечно, социалистическое государство.
  3. По устройству государственной власти государство вполне может быть монархией или же республикой.
  4. По устройству территориального характера государства разделяются на федеративные, а также унитарные.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/gosudarstvennoe-upravlenie/kriterii-klassifikatsii-gosudarstv/

Uchebnik-free
Добавить комментарий