ВОПРОС 31. Понятие и сущность внешнеторговой политики.

Внешнеторговая политика государства

ВОПРОС 31. Понятие и сущность внешнеторговой политики.

Определение 1

Внешнеторговая политика – это целенаправленное государственное воздействие на торговые отношения с другими странами.

Международная торговля является мощным фактором развития экономики страны. При помощи нормативно-правовых актов государство осуществляет регулирование торговых отношений с другими странами, чтобы достичь экономической или геополитической выгоды.

Внешнеторговая политика имеет огромное значение для развития страны. Она состоит из комплекса мероприятий, которые направлены на улучшение позиций государства на международной арене, обеспечение независимой и стабильно развивающейся экономики, развитие бизнеса.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

  • Развитие экономики государства;
  • Укрепление национальной валюты;
  • Обеспечение государства необходимыми ресурсами;
  • Наращивание превосходства по отношению к другим странам;
  • Достижение равновесия в платежном балансе;
  • Обеспечение политической и экономической независимости.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Перечисленные цели реализуются с помощью различных инструментов, которые условно разделяются на тарифные и нетарифные.

Виды внешнеторговой политики

Внешнеторговая политика может быть следующих видов:

  1. Меркантилизм, при котором стимулируется экспорт, тем самым повышается объем валютной выручки страны. При этом ухудшается уровень жизни в стране, ограничиваются импортные операции, слабо развивается отечественная экономика;
  2. Протекционизм, при котором происходит поощрение экономического развития в государстве, защищаются отечественные компании от зарубежных конкурентов. Целью проведения такой политики является защита слабых, только развивающихся, а также стратегических отраслей, укрепление экономики;
  3. Свободная торговля. При данном виде внешнеторговой политики государственное вмешательство во внешнюю торговлю является минимальным, рынок самостоятельно контролирует торговые процессы. При использовании такой политики становится возможным получение максимальной выгоды от внешнеторговых отношений.

Замечание 1

На сегодняшний день меркантилизм практически не используется, более распространены свободная торговля и протекционизм.

К преимуществам свободной торговли относятся эффективное использование и перераспределение мировых ресурсов.

Свободный обмен продукцией между странами дает максимальное удовлетворение внутреннего спроса, а повышение конкуренции оказывает влияние на цены, снижая их.

Так как отсутствуют ограничения и наблюдается большое количество игроков на рынке практически отсутствуют монополии, поэтому экономика развивается быстро.

К недостаткам свободной торговли можно отнести высокие риски политической и экономической безопасности. Это связано с тем, что развивающиеся и слабые отрасли могут стать неконкурентоспособными, а при низком развитии отечественной экономики, национальный доход будет вытекать за пределы государства.

Протекционизм во внешней торговой политике

Развитие международных отношений в экономике связано с оптимальной внешнеторговой политикой в каждой стране. Внешняя торговля по-прежнему является определяющей формой взаимосвязей в мире, поэтому от степени эффективности внешнеторговой политики зависит место государства в мировой экономике.

Протекционизм – это основное направление внешнеторговой политики.

Традиционный протекционизм является теорией и практикой регулирования внешних торговых связей, которые направлены на защиту субъектов национальной экономики от иностранных конкурентов.

Замечание 2

Развитие и применение протекционизма связано с периодом появления международных отношений в сфере торговли. Особенно влияние протекционизма наблюдалось в 20-м веке между двумя войнами. Такая практика сохраняется и в 21 веке в качестве специфической меры защиты субъектов экономики государства.

Внешнее проявление протекционизма – это положительное сальдо в торговом балансе, т.е. ситуация, когда экспорт превышает импорт.

В развивающейся экономике страны протекционистские меры служат защитой только возникающих и формирующихся под влиянием НТП отраслей от конкуренции со стороны иностранных фирм, уже занявших прочное положение на рынке.

Помимо этого, протекционистские меры отличаются ярко выраженным социальным характером при формировании или структурной реорганизации промышленности в стране, когда государство защищает те категории граждан, которым необходима переквалификация.

При серьезных обострениях отношений между странами и усилении напряженности в мире, протекционистские меры позволяют сохранить национальную безопасность государства, а именно, на его территории производится вся необходимая жизненно важная продукция.

В зависимости от специфики применения, протекционизм может быть:

  • Отраслевым, который направлен на защиту появляющихся и развивающихся промышленных отраслей;
  • Скрытым. Чтобы осуществить такой вид протекционизма применяются механизмы внутренней политики в экономике;
  • Селективным, который применяется к мегасубъектам. Разновидность селективного протекционизма – это эмбраго;
  • Интеграционным. Такой вид протекционизма проводится странами, которые входят в интеграционное объединение, в отношении других мегасубъектов.

К основным и наиболее распространенным протекционистским мерам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

Таможенные тарифы

Определение 2

Под таможенным тарифом понимается перечень товаров, которые подлежат обложению пошлиной.

Пошлины делятся на:

  • Фискальные, применяемые к товарам, не производимым на территории данной страны. Ставки по фискальным пошлинам невелики. Их основной целью является наполнение государственного бюджета налоговыми поступлениями;
  • Протекционистские, предназначенные для защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов;
  • Балансированные, которые применяются с целью предотвращения нежелательного экспорта.

Пошлины в тарифе могут устанавливаться по одному из следующих методов:

  • Адвалорный тариф – это пошлина, вычисляемая в процентах к таможенной цене продукции;
  • Специфический тариф – это ставка таможенной пошлины, которая взимается с единицы массы, длины, объема и т.д.;
  • Комбинированный тариф – это одновременно устанавливаемые и адвалорные, и специфические ставки.

Источник: https://spravochnick.ru/mikro-_makroekonomika/vneshnetorgovaya_politika_gosudarstva/

Понятие и сущность внешнеторговой политики

ВОПРОС 31. Понятие и сущность внешнеторговой политики.

Развитие международной торговли непосредственно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций. С начала зарождения торговли между странами в мировой практике сложились два подхода к международной торговле.

Первый подход– свободная торговля, которая осуществляется без всяких ограничений, второй– протекционизм, обосновывается необходимостью вмешательства государства в международный товарооборот с учетом интересов национальных хозяйств.

Свободная торговля (фритредерство, от английского free trade) – принцип внешнеторговой политики государства, предоставление участникам внешнеторговых отношений полной свободы ведения всех операций.

В чистом виде политика свободной торговли сводится к тому, что основным регулятором является рынок.

Система свободной торговли означает свободный обмен товарами без всяких пошлин и ограничений или облагаемого лишь незначительными пошлинами ввоза товара.

Свободная торговля имеет некоторые преимущества. Во-первых, она приводит к положительным политическим последствиям, т.к. в этом случае страны становятся в большей степени взаимосвязанными, снижается опасность враждебных действий, по отношению друг к другу. Во-вторых, при свободной торговле в полной мере реализуется принцип сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

Именно в этих условиях страны могут производить только те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивать эти товары на те, издержки производства которых в данной стране выше относительно других стран.

Все это позволяет каждой стране специализироваться на производстве определенных товаров, свободно торговать ими, получать дополнительную прибыль.

Т.о., свободная торговля позволяет получать наибольшую выгоду, особенно экономически развитым странам. Но практически свободная торговля нигде и никогда не применялась.

История международной торговли – это одновременно и история развития и совершенствования государственного регулирования международной торговли. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов.

Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей.

Сегодня государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического, и, в частности, внешнеторгового регулирования.

Поэтому, несмотря на то, что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеэкономическая политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственного регулирования экономикой.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основные цели внешнеторговой политики:

· изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

· изменение объема экспорта и импорта;

· изменение структуры внешней торговли;

· обеспечение страны необходимыми ресурсами;

· изменение соотношения экспортных и импортных цен [2 с.234].

Государственное регулирование международной торговли может быть:

· Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультации с ее торговыми партнерами.

Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

· Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами.

Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

· Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского Союза (ЕС) [8 c.198].

Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух тенденций:

· либерализации – связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей;

· протекционизма – политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков [2 с.234].

Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

· селективный протекционизм – направление против отдельных стран или товаров;

· отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего, сельское хозяйство в рамках аграрного протекционизма;

· коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

· скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики [8 с.199].

Объектамивнешнеторговой политики страны являются: экспорт, импорт и транзит.

Методы воздействия на внешнеэкономическую деятельность разделяются на две группы: экономические и административные.

Под экономическими методами понимают все принимаемые меры, которые приводят к удорожанию импортного товара, снижают его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с отечественным товаром, так называемые тарифные барьеры.

К административным методам относятся любые меры правительства, которые ограничивают экспорт и импорт това-
ров – нетарифные барьеры.

Государства, проводя свою политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей.К инструментам регулирования внешней торговли относятся:

1. тарифные методыгосударственного регулирования – методы, основанные на использовании таможенных тарифов (таможенный тариф, таможенные пошлины, тарифные квоты);

2. нетарифныеметоды, связанные с установлением различных запретов, квот,лицензий и ограничений в сфере внешнеторговой деятельности.

Основная задача государства в области внешней торгов-
ли – поддержать экспортеров, сделать их более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.

Предыдущая28293031323334353637383940414243Следующая

Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1198; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/3-70218.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий