ВОПРОС 3. Обеспечение и охрана законности и правопорядка.

Тема № 3. Правоохранительные органы и их роль в обеспечении законности и правопорядка

ВОПРОС 3. Обеспечение и охрана законности и правопорядка.

Одно из главных направлений деятельности правового государства – обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями.

Правоохранительные органы являются структурно обособленными звеньями государственного аппарата.

Суды и судебная власть в Российской Федерации. Судебная система в РФ: Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ; Суды общей юрисдикции; Арбитражные суды.

Прокуратура – особый государственный орган, осуществляющий от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением действующих в России законов. Виды прокурорского надзора. Функции прокуратуры. Система органов прокуратуры.

Органы юстиции. Задачи, возлагаемые на органы юстиции. Функции органов юстиции. Система органов юстиции Российской Федерации.

Органы Федеральной службы безопасности. Направления деятельности органов ФСБ: контрразведывательная деятельность; Борьба с преступностью; Разведывательная деятельность. Единая система органов ФСБ Российской Федерации.

Органы внутренних дел Российской Федерации. Функции ОВД. Принципы ОВД РФ. Система органов внутренних дел. МВД России. Основное звено в структуре МВД России – милиция. Функции милиции. Система милиции и её подчинённость.

Адвокатура. Основное назначение адвокатуры. Организационная основа деятельности адвокатов: адвокатские палаты.

Народные дружины. Цели создания народных дружин. Основные задачи народных дружин. Места создания народных дружин.

Частные детективные и охранные предприятия (объединения). Направления ЧДОД – частной детективной и охранной деятельности. Организационные формы детективной и охранной деятельности.

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы

При рассмотрении данной темы студенту необходимо учесть, что одно из главных направлений деятельности правового государства связано с обеспечением законности и правопорядка, борьбой с преступностью и иными правонарушениями.

Нужно помнить, что неукоснительное соблюдение законности, обеспечение надлежащего правопорядка в стране – предмет заботы всего государства, всех органов законодательной, исполнительной и судебной власти, государственных учреждений, организаций и объединений.

Вместе с тем в общем, массе государственных органов имеются такие, которые действуют специально в целях защиты права, охраны общественного порядка и безопасности в стране. Органы, осуществляющие эту деятельность, именуются правоохранительными органами.

Нужно отметить, что правоохранительные органы являются структурно обособленными звеньями государственного аппарата, и каждый обладает государственно-властными специальными полномочиями, в том числе и принудительного характера.

При раскрытии темы студенту необходимо ещё и обратить особое внимание на то, что кроме государственных правоохранительных органов как суд, прокуратура, органы юстиции, органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, таможенные органы и другие созданы и действуют негосударственные организации и объе­динения, которые активно участвуют в охране права, содействуют тем самым обеспечению законности и правопорядка, в их числе: адвокатура, добровольные народные дружины, различные общественные комиссии, создаваемые при местных органах самоуправления, частные охранные и сыскные предприятия.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие государственных специальных правоохранительных органов и негосударственных организаций и объединений, участвующих в охране права.

2. Назовите ветви (виды) судебной власти в Российской Федерации.

3. Какие дела разрешает Конституционный суд РФ?

4. Для чего призваны суды общей юрисдикции, и какие суды к ним относятся?

5. Основные задачи Арбитражных судов России.

6. Назовите основные виды прокурорского надзора.

7. Какие задачи возложены на органы юстиции?

8. Дайте характеристику системы органов юстиции.

9. Основные направления деятельности органов ФСБ.

10. Для чего призваны органы внутренних дел России?

11. Раскройте систему органов внутренних дел РФ.

12. Система милиции и основные задачи.

13. Сформулируйте основное назначение адвокатуры.

14. В каких целях и где создаются народные дружины?

15. Кто и на каком основании может осуществлять частную охранную или детективную деятельность?

Литература для самостоятельного изучения темы:

1. Основная:

     1. Введение в юридическую специальность. Учебное пособие / Под. ред. А.П. Коренева, В. К. Боброва. М.: «Щит-М», 2003.

     2. Барщевский М. Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России: Научно-практическое пособие. М., 1997.

     3. Жалинский А. Е. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учебное пособие. – М., 1997.

4. Чуфаровский Ю.В. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. – М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2004.

2. Дополнительная:

     1. Иванов В.Н. Профессия – юрист. Справочник для абитуриентов и студентов учебных заведений юридического профиля. М.: Издательство «Ось-89», 1998.

     2. Ярочкин В.И. Система безопасности фирмы. 2-е издание.- М.: «Ось-89», 1998.

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993

2. Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ, 1997, №1, ст.1.

3. Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации» // СЗ РФ, 1994, №13, ст.1447.

4. Федеральный Конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995, №18, ст.1589.

5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуроре Российской Федерации» (в редакции от 17 ноября 1995 г. и др. Федеральными законами) // СЗ РФ, 1997, №47, ст.4472; 1998, №7, ст.878.

6. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. // СЗ РФ, 1999, №32, ст.4043.

7. Федеральный закон от 22 февраля 1995 г. «Об органах федеральной безопасности в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995, №15, ст.1269.

8. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (в редакции ФЗ от 31 марта 1999 г.) // СЗ РФ, 1999, №14, ст.1666.

9. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. // СЗ РФ, №30, ст.3605.

10.  Федеральный закон от 31 мая 2002г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2002, №23, ст.2102.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/21_114732_tema---pravoohranitelnie-organi-i-ih-rol-v-obespechenii-zakonnosti-i-pravoporyadka.html

Обеспечение законности и правопорядка

ВОПРОС 3. Обеспечение и охрана законности и правопорядка.

Понятие правопорядка и его соотношение с законностью

Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Характеристики правопорядка:

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3.Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4. Он обеспечивается государством. Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения.

Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования).

Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.

Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений.

Принципы правопорядка:

— Определенность правопорядка.

— Системность правопорядка.

— Организованность правопорядка.

— Государственная гарантированность прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

— Устойчивость правопорядка.

— Единство правопорядка.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью и упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норма морали, обычаев и т.д.

Основой правопорядка выступает не законность, а права. Законность же – условие правопорядка. Правопорядок и законность – цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь.

Законность и правопорядок являются существенно значимыми качествами современного общества. Поэтому их укрепление – одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция.

Правонарушения являются основной социальной угрозой стабильного развития общества, они посягают на права и своды человека, отвлекаю ресурсы общества на борьбу с ними.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема.

Для ее решения, прежде всего, должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов.

Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии – необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности.

Формы этой деятельности весьма разнообразны.

Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц.

Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства.

Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р.

Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т.е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.

Важную роль в обеспечении законности и правопорядка играет профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах.

Важнейшая же роль здесь, безусловно, принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего, правовыми средствами.

Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. И, наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте законность как явления общественной жизни.

2. Какие принципы лежат в основе законности?

3. Дайте понятие правопорядка. Соотнесите правопорядок и законность.

4. Выделите основные меры обеспечения законности и правопорядка.

Источник: https://studopedia.su/11_12972_obespechenie-zakonnosti-i-pravoporyadka.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий