ВОПРОС 25. Логико-грамматическая классификация сложноподчиненных предложений.

Классификация сложноподчиненных предложений

ВОПРОС 25. Логико-грамматическая классификация сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Например:

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

Сложноподчиненное предложение может состоять из двух или нескольких простых предложений. В сложноподчиненном предложении одно предложение — главное, другое — придаточное.

Главное предложение — это такое предложение, от которого мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет главное предложение, зависит от него и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов.

Придаточное предложение может стоять после главного, перед ним или разрывать главное предложение.

По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:

  • сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,
  • сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Например: Несколько раз я слышал от людей (каких?), которыетолько что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».

Сложноподчиненные предложения е придаточными изъяснительными

Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол — сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др.

Например: Жизнь Пришвина – пример того (чего?), как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца».

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

Вид придаточного Вопрос Пример
Времени Когда? С каких пор? Как долго? Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.
Места Где? Куда? От­куда? Мы устремились туда, отку­да были слышны голоса.
Условия При каком усло­вии? Если будешь много читать, будешь много знать.
Причины Почему? По какой причи­не? Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнова­ниям серьезно.
Цели Зачем? С какой целью? Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.
Следствия Вследствие чего что произошло? Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.
Образа действия. Как? Каким об­разом? Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
Меры и степени В какой мере? В какой степени? Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.
Сравнения Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.
Уступки Несмотря на что? Вопреки чему? Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.

Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколь­ко придаточных предложений:  с однородным подчинением,  с последовательным подчинением, с параллельным подчинением.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  • Запятая ставится
    • Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:

Мы тронулись, когда взошло солнце.

    • Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами:

Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.

    • При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.

  • Запятая не ставится

Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал.

    • Придаточное предложение = одно союзное слово:

Он обещал вернуться, но не сказал когда.

    • Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно:

Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.

    • Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало …

 Словосочетание.
Словосочетание
единица синтаксиса. Это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыс­лу и грамматически.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.. Главное слово — это слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому.

главное слово + зависимое слово
— вопрос —

Главное слово в словосочетании может быть выражено различ­ными самостоятельными частями речи.  

По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

Именныев таких словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи — существительным, при­лагательным, числительным, местоимением.

Глагольныев таких словосочетаниях главное слово может быть выражено глаголом, деепричастиями или причастиями.

Наречныев таких словосочетаниях главное слово выражено наречием.

По своему значению все словосочетания  отнесе­ны к одной из групп:

Предмет и его признакДействие и предметПризнак и его степень
Голубая лунаУдивляться чудесамПо-зимнему холодный
Новый домПриготовиться к урокуНеобычно уютный

Слова в словосочетаниях соединяются при помощи подчинительной связи.

По типу связи слов в словосочетании выделяются следу­ющие группы:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_51979_klassifikatsiya-slozhnopodchinennih-predlozheniy.html

Билет № 4. Структурно-семантическая и логико- грамматическая клас-ция СПП. Методика изучения текста в школе на уроках русского языка

ВОПРОС 25. Логико-грамматическая классификация сложноподчиненных предложений.

Классификации СПП: 1.Формальная. Выделяется осн. ср-во связи (союз или союзное слово) и исходя из этого дается хар-ка:СПП с союзами и СПП ссоюз.словами. 2.Структурно-семантич.(основатель Поспелов) выделяет 2 гр.

СПП: одночленные (нерасчлененные) и двучленные (расчлененные). Нерасчлененные СПП. В них придаточная часть отн-ся к какому-то одному слову гл.части и реже — к словосочетанию. Придаточная часть при этом дополняет, распространяет главн. предл. или гл.слово в нем. Гл.слово-опорное,кот.

нах-ся в гл.части. Скрепой м.б. как союзы, так и союзные слова. Скрепа входит в придаточную часть. (Я тот, кого никто не любит.) […опорное слово], (скрепа…)-контактная рамка.

Придаточная часть в расчлененном предложении отн-ся ко всему предложению, либо вопрос невозможен, либо ставит-ся от сказуемого […], (скрепа…).

Виды нерасчлененных предложений.

1. Присубстантивно-относительные. В кач-ве опорного слова выступ.сущ-ое, (какой? Чей?) скрепа — союзное слово. […сущ.], (союзное слово). Скрепы — который, кто, что, какой, чей, где, откуда). Осн.грам.значение -определ-ное.(Я знаю край (какой?), где все обильем дышит.

) Хар-р определительных отношений зависит от коррелята. Определительное значение м.б.: а) качественно-определительным (указательное слово —такой).(Стюард Яковлевич был такой управитель1 (какой?), какого и в свете нет . [… + такой сущ], (какого…

); б) выделительно-определительное (указательное слово тот).(Деревня, где скучал Онегин.. (та)) в) повествовательно-распространительное(указательного слова нет и не м.б). (Из редакции Антошка пошел на Невский1 (какой?), где купил дорожный костюм2. [.

.. сущ.], (где…).

2. Местоименные СПП Опорное слово — мест. или местоименное наречие. Они м.б.: а) местоименно-союзные(скрепа-союз): [мест], (союз…).(У нее такой голос1 (какой?), что(союз) все удивляются2. […+такой …], (что…).) Грам.значение кач-венно определительное.

); б) местоименно-относительные(скрепа -союз. слово): [мест.], (союзное слово…). (Я тот1 (какой?), чей взор надежду губит2.[…мест, (тот)], (чей…). Грам. значение выделительно-определительное. Я тот1 (какой?), кого никто не любит . [… мест, (тот)], (кого…).)Грам. значение — выделительно-определительное).

В местоименных СПП опорное слово м.б. нулевым.(Иду (0)' (куда?), куда глаза глядят2. […нулевое мест, слово], (куда…). Местоименно-относительное с нулевым опорным словом. Грам.значение места.). М.б. следующие грам.

значения (кроме значения места) (1-Надо написать фразу так1 (как именно?), чтобы она была понятна читателям . […+так], (чтобы…). Местоименно-союзное. Грам. Значение образа действия.) (2-Так красива трава на лугах1, что косить жалко2. [+Так красива…], (что…). Местоименно-союзное. Гр. значение меры и степени.

) (3-За ночь выпало столько снега', что трудно было выйти из дома2. [+столько снега], (что…).). Местоименно-союзное. Гр. значение меры и степени с добавочным значением следствия.)

3. Изъяснительные СПП. М.б. изъяснительно-относительными (скрепа-союзное слово) и изъяснительно-союзными(скрепа-союз). Опорным явл. слово, кот. требует изъяснения, или гр.слов со значением речи, мысли, чувства. Вопрос от гл.предл. к зависимому — вопрос косвенного падежа.

Изъяснительные слова: — глаголы(увидеть,услышать и т. д.) (Потрудитесь проверить' (что?), способны ли вы выдержать потрясение .[…изъясн. глагол i-то], (…ли…).) Изъяснительно-союзное с гр.

значением изъяснительным); -предикативные прилагательные (убежден, доволен, согласен, уверен, рад); —слова КС. (Слышно1 (что?), как шумят деревья2. [изъясн. слово КС ±то], (как…). изъяснительно-относительное с гр.

Значением изъяснительным — существительные(со значением речи, мысли, чувства).(Мысль о том1, что он не успеет все сделать2, была ему неприятна'. [изъяс. сущ. +о том], (что…). Изъяснительно-союзное с гр.

значением изъяснительным с добавочным выделительно-определительным значением.)

4. Прикомпаративные СПП. Придаточная часть поясняет опорное слово, выраженное компаративом(ср. степенью прилаг, наречия или Кат Сост).Скрепой всегда явл. только союз (чем, ежели, нежели).

(А вот у вас жизнь сложилась хуже1 (чем что?), чем я ожидал2. […ср. степень наречия], (чем…). Гр. значение сравнения, сопоставления.) Не следует путать их с простыми, где есть сравнит.оборот.

Виды расчлененных СПП.В расчлененных СПП придаточная часть относится ко всей главной.Если задается вопрос,то он ставится в осн. от сказуемого. Связь главн. и придаточн. Предл. непредсказуема. В кач-ве скреп выступают чаще всего семантич.союзы. В глав.части нет опорного слова. […], (скрепа…).

Типы грам. значений придаточных:

1)Причины. Вопросы: почему, отчего, по какой причине.Союзы: потому что, так как, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, поскольку, ибо, благо.(Подлинный героизм невидим1, потому что скромен) 2)Следствия.Союз так что.(Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен.)3)Условия.

Вопрос-при каком условии? Союзы: если, когда, как, ежели, коли, раз, буде. (Если бы выпарить всю соль океана, она покрыла бы всю землю слоем 90 м.) 4)Цели.Вопросы-с какой целью?зачем?Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы.(Чтобы не портить себе аппетита, я отказался от чая.(Чтобы…

),[…] 5)Времени. Вопросы:когда,с каких пор,до каких пор.Союзы: когда,в то время как, пока, как, покамест, покуда, как только.Едва курьер скрылся в парадном,как свет померк в глазах мальчика. (Едва…),[…]. 6) Сравнительное.Вопросы: как, каким образом. Союзы: как,словно,будто,как будто, точно, как если бы.

Он сидел,как кокотка после утомительного бала. […], (как…) 7) Уступительные:а)собственно уступительные. Вопросы: несмотря на что, вопреки чему. Союзы:хотя,несмотря на то что,невзирая на то что,даром что,пускай, пусть.Ему уже не было страшно,хотя гром гремел по-прежнему. […], (хотя…

); б) обобщенно-уступительные, обозначают предельное проявление того, о чем говорится в придаточной части.Союзные слова:куда — ни,сколько ни,где ни, кто ни… (Куда бы нас ни бросила судьбина, и счастие куда б не завело, все те же мы…) 8) Присоединительные содержат оценку, вывод,следствие. Союзные слова:что,отчего, почему,зачем,где,откуда,куда,…

(Алексей почувствовал во всем теле возбуждающий холодок,что всегда бывало с ним в минуту опасности.). 9)СПП с сопоставительными отношениями. Вопрос чаше не ставится, это переходный тип между сочинением и подчинением.Союзы;если то, пускай зато,сколь скоро то,в то время как, между тем как,тогда как,в то время как в долине зазеленела трава,в горах еще лежал снег.

11) Пояснительные. Союзы: то есть, а именно, как-то. Я решил отомстить вам, то есть я расскажу о вашем поступке.

Логико-грамматическая классификация (ЛГК) – строится с учетом логических отношений между частями СПП (с учетом значения придаточной части) и основывается на уподоблении СПП в целом простому предложению, а придаточных частей – членам предложения.

Эта классификация была первой классификацией СПП и сложилась в основном к середине 19-го века (А.Х.Востоков, Греч, Буслаев).

Исходя из того, что «каждый из членов предложения может быть выражен предложением придаточным », среди придаточных предложений выделялись:

· подлежащные

· сказуемные

· дополнительные

· определительные

· обстоятельственные

Согласно этой классификации к придаточным подлежащным относятся такие придаточные, которые либо выполняют роль отсутствующего в главной части подлежащего, либо конкретизируют (раскрывают) значение подлежащего, выраженного местоимением.

Кто привык за победу бороться, с нами вместе пускай запоет (в ГЧ отсутствует подлежащее).

Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей.

К придаточным сказуемным относятсяпридаточные, которые раскрывают значение именной части в составе именного сказуемого в главной части, выраженного местоимением.

Герой – это тот (СИС), кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.

К придаточным дополнительным относятся такие придаточные, которые либо играют (выполняют) роль отсутствующего дополнения в ГЧ, либо раскрывают значение дополнения, выраженного дополнением.

Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь.

К придаточным определительным относятся такие придаточные, которые либо выполняют определения при каком-либо члене предложения в главной части, либо … раскрывают значение определения, выраженного местоимением.

Есть святые чувства, которых не должна касаться чужая рука.

К придаточным обстоятельственным относятся придаточные, которые выполняют роль обстоятельства к какому-либо ЧП в главной части, либо раскрывают значение … местоимения.

Пойди туда, не зная куда.

Достоинство ЛГК в том, что она рассматривает СПП как единицу, основанную на синтаксических связях и отношениях, аналогичных связям и отношениям в простом предложении, и тем самым изоморфизм (взаимодействие, уподобление) синтаксических единиц.

Вместе с тем ЛГК имеет недостатки:

— вместо анализа СПП как сложного целого, обладающего своим особым строением и значением, в ней рассматриваются (раскрываются) только внешние аналогии (?) придаточных частей и членов ПП.

В результате этого в один вид СПП помещают совершенно разные по структуре и значению предложения, и наоборот – одинаковые по строению и значению предложения попадают в разные виды СПП.

Была такая жара, что трудно дышать (придаточное определительное).

Жара была такая, что трудно дышать (придаточное сказуемное).

Кто хочет, тот добьется (кто хочет – придаточное подлежащное).

Нам кажется, что кто-то поет (что кто-то поет – придаточное подлежащное, заменяет отсутствующее подлежащее в ГЧ ?)

Кроме того, данная классификация не охватывает всех видов СПП, т.к. есть такие придаточные, которым нельзя уподобить члены предложения (например, придаточные следствия, придаточные присоединительные).

По существу ЛГК – это классификация не СПП, а классификация придаточных частей.

В настоящее время такая классификация представлена лишь в грамматике РЯ 1954-161 гг., а также в учебниках Гвоздева, Руднева (60-70 гг.)

Сейчас эта классификация используется только в школьном учебнике Бабайцевой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b52496.html

Функциональная (логико-грамматическая) классификация

ВОПРОС 25. Логико-грамматическая классификация сложноподчиненных предложений.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СПП)

СПП –разновидность СП, составные части которого объединены подчинительной связью. Та часть, которая предопределяет подчинительную связь, называется главной, а синтаксически зависимая – придаточной.

Термин «придаточное предложение» введен в научный обиход Н. И. Гречем (1-е изд. «Практической русской грамматики» 1827 г).

Подчинение – явление грамматическое, поэтому главная часть именно грамматически является главной. Что касается информативной значимости, то она может быть сосредоточена и в придаточной части:

Известно, что синтаксис – самый интересный раздел грамматики.

Придаточная часть всегда содержит формальный показатель синтаксической несамостоятельности – союз или союзное слово.

Я думаю, что студенты заинтересуются проблемами синтаксиса. [ глаг.], (что…).

NB! Подводные камни!

Не знаю, заинтересуются ли студенты проблемами синтаксиса. [ глаг.], (ли …).

Едва я произнесла эту фразу, как студенты проявили неподдельный интерес к проблемам синтаксиса. (Едва…), как [ ].

Принципы классификации СПП

В языкознании в разное время было выдвинуто несколько классификаций СПП:

1) морфологическая,

2) функциональная (логико-грамматическая),

3) формальная,

4) структурно-семантическая.

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СПП

Морфологическая классификация исходит из того, какой частью речи является слово, к которому присоединяется придаточная, или из аналогии придаточной с определенной частью речи.

Морфологическая классификация распространена в зарубежной лингвистике. Так, в работах Л. Теньера различаются СПП с субстантивными, адвербиальными, адъективными придаточными.

Н. И. Греч классифицировал придаточные по их аналогии с частями речи и различал три типа придаточных частей:

1) существительные (Я знаю, что дом сгорел = о пожаре, о сгорании);

2) прилагательные (Человек, который ничего не боится = смелый человек);

3) обстоятельственные (Узнал, возвратившись из города = по возвращении).

Недостатки классификации: приравнивание деепричастной конструкции к придаточной части; смешение морфологических и синтаксических принципов.

Функциональная (логико-грамматическая) классификация

Функциональная классификация получила наибольшую популярность. Эта классификация основана на уподоблении СПП в целом простому предложению, а придаточных частей – членам предложения.

А. Х. Востоков в «Русской грамматике» (1831 г.) проводит мысль о соотнесенности придаточных предложений и членов предложения. Причастные и деепричастные обороты он считал сокращенными придаточными предложениями. Придаточное, по Востокову, — развернутый член простого предложения. Любой член предложения, по его мнению, может быть заменен придаточным предложением.

В создании функциональной классификации особенно велика роль Ф. И. Буслаева («Опыт исторической грамматики русского языка» 1858 г).

В соответствии с исходным принципом этой классификации выделяют следующие типы придаточных: подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные и обстоятельственные (места, образа действия, меры и степени, времени, причины, цели, условия, уступки).

П. Е. Басистовв 1848 г. в книге «Система синтаксиса» наметил пять видов придаточных предложений, которые относятся к главному: 1) как сказуемое, 2) как подлежащее, 3) как дополнение, 4) как определение, 5) как обстоятельство. Эта классификация была введена в учебники для гимназий (учебник русского языка А. П. Смирнова) за десять лет до выхода в свет книги Ф. И. Буслаева.

Достоинство классификации: она рассматривает СПП как построение, основанное на синтаксических связях, аналогичных тем, которые обнаруживаются в простом предложении, утверждая тем самым изоморфизм синтаксической системы. Именно эта сторона функциональной классификации обеспечила ей долгую жизнь в науке и школьной практике (около ста лет).

О близости функций придаточных частей и членов простого предложения свидетельствует ряд данных:

1) Синонимичность этих синтаксических конструкций, возможность их взаимозамены.

Сравните: Садясь за стол, я взглянул на девушку, подававшую мне чай.

Когда я садился за стол, я взглянул на девушку, которая подавала мне чай.

2) Возможность объединения членов предложения и придаточных частей сочинительными союзами, указывающими на однородность этих конструкций.

Мало ли есть вещей занимательных и о которых толковать гораздо приятнее? (А. И. Герцен)

Тогда увидишь ходы в чужую душу и чем они загромождены (К. С. Станиславский).

3) Наблюдаются случаи перехода придаточных частей в члены простого предложения, что связано с частым употреблением стандартных выражений, которые превращаются в неразложимые фразеологические обороты.

Все разбрелись куда попало.

Говорили о чём угодно.

Спасайся кто может.

Вещи валяются где попало.

Недостатки классификации:

1. Придаточные следствия, сравнительные, присоединительные, сопоставительные не находят соответствия среди членов предложения.

2. Классификация внутренне противоречива, так как различны основания для уподобления придаточной части СПП тому или иному члену предложения.

При наличии соотносительных слов в главной части основанием для уподобления служит синтаксическая функция соотносительного слова.

Тот, кто шёл впереди, молчал.

Я обратился к тому, кто шёл впереди.

Он тот, кто шёл впереди.

Я знаю такого человека, который может идти впереди.

Он молчал тогда, когда шёл впереди.

В СПП, не имеющих соотносительных слов в главной части, придаточные уподобляются тем или иным членам предложения по той синтаксической позиции, которую они занимают относительно главной части.

Все понимают, что у этой классификации много недостатков.

Всем понятно, что у этой классификации много недостатков.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Странно, что вы этого не знаете.

Следствия этого противоречия:

1) Неоднородность конструкций, относимых к одному разряду.

Сравните: Он надеялся, что здесь его поймут.

Наконец он встретил того, кого искал.

(Придаточные дополнительные.)

Известно, что слоны в диковинку у нас.

Ему казалось, что всё это только сон.

Тот, кто уверен в себе, не торопится экзаменоваться.

(Придаточные подлежащные.)

2) Однородные по формальной организации предложения, передающие одинаковые смысловые отношения между частями, оказываются отнесёнными к разным классам.

Сравните: Я слышал, что кто-то пел.

(Придаточная дополнительная.)

Мне послышалось, что кто-то поёт.

(Придаточная подлежащная.)

3. Нарушается преемственность в обучении, размываются представления о безличных глаголах, словах категории состояния, о границах класса односоставных безличных предложений.

Здесь совсем не чувствуется ветра.

Совсем не чувствуется, что потеплело.

Ему было горько, очень горько (В. Шукшин).

Горько, что всё так получилось.

Дико стало одному в большом доме (В. Шукшин).

Дико, что остался один в большом доме.

4. Принципы логико-грамматической классификации выводятся не из природы самого сложного предложения, а из характера сопоставления его придаточной части с членами простого предложения. Классификация второстепенных членов выступает не просто в качестве ориентира, а в качестве строгой схемы, в которую искусственно укладываются компоненты сложного предложения.

Неудовлетворённость принципами логико-грамматической классификации потребовала создания новых типологических критериев, которые опирались бы на природу самого СПП, а не привносились бы извне.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/29918.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий