Вопрос 22. Революционное народничество 70-80 годов XIX века.

Содержание
  1. Народничество — революционная идеология
  2. Идеология революционного народничества
  3. Идейные течения народничества 70-х годов
  4. Хождение в народ
  5. «Земля и воля»
  6. Народная воля
  7. Окончание деятельности народничества и краткие итоги
  8. Вопрос №1 революционное народничество 70-х – 80-х годов 19 века. идеология и политическая деятельность народников
  9. Революционное народничество в 70-80-х годах XIX века
  10. Революционное народничество второй половины 19 века, идеология, зарождение, течения, направления
  11. Истоки народничества
  12. Цели народничества
  13. Основные направления движения народничества
  14. Деятельность народников
  15. Значение народничества
  16. Вопрос 26 революционное народничество 70-80 годов XIX века. Идеология и политическая деятельность народников
  17. Вопрос 27 рабочее движение и распространение марксизма в россии. Зарождение российской социал-демократии

Народничество — революционная идеология

Вопрос 22. Революционное народничество 70-80 годов XIX века.

Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

Основные даты:

  • 1874-1875 – «хождение народничества в народ».
  • 1876 – создание «Земля и воля».
  • 1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
  • 1 марта 1881 – убийство Александра 2.

Видные исторические деятели народничества:

  1. Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
  2. Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
  3. Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
  4. Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
  5. Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
  6. Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

Идеология революционного народничества

Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Герцен А.И.

Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.

Хождение в народ

Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень.

Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением.

Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

— «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

— «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».

«Земля и воля»

В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей.  К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде.  Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов.

Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию.

Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.

К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда.

Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян.

Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/revolucionnoe-narodnichestvo-ideologija.html

Вопрос №1 революционное народничество 70-х – 80-х годов 19 века. идеология и политическая деятельность народников

Вопрос 22. Революционное народничество 70-80 годов XIX века.

На рубеже 60-70-х годов главным направлениям в русском революционно-демократическом движении стало народничество.

Взгляды народников, защищавших интересы крестьянских масс, в российском крестьянстве они видели главную силу, способную осуществить в более или менее близком по времени будущем революционный переворот, который разрушит монархию и весь существовавший в стране экономический и социальный порядок.

Характерные черты: 1) признание капитализма в России упадком, регрессом, 2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общинной артелью и т.п. в частности, 3) игнорирование связи «интеллигенции» и юридико-политических учреждений в стране с материальными интересами определенных общественных классов.

Народники не понимали исторического значения капитализма, считали, что Россия может и должна пойти по иному, некапиталистическому пути развития, отказывались от политической борьбы (или недооценивали ее значение).

В 70-е годы идеологами народников были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев.

«Бунтарское» (анархистское) направление возглавлял М.А.Бакунин. Взгляды Бакунина в значительной степени представляли собой измененные в радикальном направлении анархические идеи французского социалиста П.-Ж.Прудона.

Призывая к революционному свержению существующего строя, Бакунин видел главное «исторически необходимое зло» в государственной власти, любые формы которой должны быть уничтожены. Решающую роль в этом, по его мнению, должны играть народные массы, которые толкает на борьбу инстинкт свободы.

В России такой революционной силой может стать постоянно готовое к выступлению крестьянство. Его нужно только объединить и поднять практическим, боевым бунтарским путем. Бакунин отвергал необходимость революционного просвещения масс и политической борьбы с царизмом.

Основной целью революции, по его мнению, должно было стать установление равенства между людьми. При этом в новом безгосударствеином обществе возникнет «свободная федерация» рабочих ассоциаций, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных.

Бакунин сыграл заметную роль в европейском движении, был знаком с К.Марксом и называл себя сторонником материалистического понимания истории, но на деле был далек от марксизма и вносил раскол в интернационал. В 1872 г. за дезорганизаторскую деятельность он был исключен из этой организации.

Другое теоретическое направление в народничестве («пропагандистское») возглавлял П.Л.Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к выступлению. Только систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления.

Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции, считая «критически мыслящую личность» двигателем общественного прогресса. При этом Лавров полагал, что интеллигенция в долгу перед народом, так как свое развитие «цивилизованное меньшинство» приобрело за счет труда, страданий и крови народа.

Еще одним направлением в революционном движении 70-х годов явилась деятельность народников-бланкистов («заговорщическое» направление) во главе с П.Н.Ткачевым.

Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов – «революционного меньшинства».

По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, «висит в воздухе», не имея опоры и поддержки.

Несколько ударов по «всеми покинутому правительству» должны привести к его падению, после чего захваченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сторонники Ткачева думали, что коммунистические инстинкты, присущие русскому крестьянству, позволят затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.

Практическая деятельность народников в период нового революционного подъема 70-х годов была направлена на реализацию задачи подготовки и совершения революции, при этом определенные надежды возлагались на ожидаемый рост крестьянских волнений в связи с истечением 9-летнего срока, на протяжении которого крестьяне не могли оставить землю.

В 1871 г. в столице было образовано «Большого общества пропаганды» (А.И.Желябов, С.М.КравчинскиЙ, П.А.Кропоткин, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская и др.).

Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся молодежи, рабочих (позднее крестьян), занимались издательской деятельностью. Осенью 1874 г. организация, ослабленная арестами, прекратила свое существование.

«Большое общество пропаганды» воспитало целое поколение революционеров-народников, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии революционно-демократического движения.

В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А.В.Долгушина, имевший тайную типографию, вскоре раскрыт охранкой и разгромлен.

Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название «хождение в народ», которое не дало видимых результатов.Уже летом 1874 г. правительство провело массовые аресты среди участников «хождения в народ» (было арестовано около тысячи человек.

«Хождение в народ» стало первой героической попыткой широкого непосредственного общения русских революционеров с крестьянством. Оно показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы. Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г.

нового тайного общества «Земля и воля», ставшего крупнейшей организацией народников 70-х годов. Им удалось создать хорошо организованный петербургский центр (О.В.Аптекман, Д.А.Лизогуб, А.Д.Михайлов, В.А.Осинский, Г.В.Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколько групп, выполнявших различные функции.

Издавался организацией носивший то же название печатный листок.

Важнейшим пунктом программы общества являлся «переход всей земли в руки сельского рабочего сословия», выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было «только путем насильственного переворота».

Подготовить переворот, по мнению землевольцев, следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов. Не дала результатов попытка развернуть в деревне «аграрный террор», поднять крестьян на вооруженные выступления. Росло убеждение в необходимости террористических методов борьбы с правительством.

Первые террористические акты носили характер самообороны или возмездия. Постепенно внутри «Земли и воли» возникли два течения. Представители одного из них (А.Д.Михайлов, Н.А.Морозов и др.) были сторонниками террористических методов политической борьбы. Другая часть, так называемые «деревенщики» (Г.В.Плеханов, М.Р.Попов, О.В.

Аптекман), выступала за сохранение пропагандистской и агитационной работы в деревне. Уже в 1879 г. сторонники террора образовали внутри организации группу «Свобода или смерть», в июне того же года в Липецке состоялся их съезд, на котором было принято решение не порывать с «Землей и волей», а завоевать ее изнутри.

Через несколько дней в Воронеже состоялся общий съезд, принявший компромиссное решение о допустимости террористических методов борьбы наряду с агитацией и пропагандой. Однако решения съезда не могли сохранить единства «Земли и воли», которая в августе 1879 г. раскололась на две организации: «Черный передел» (Г.В.Плеханов, П.Б.

Аксельрод, П.Г.Дейч, Я.В.Стефанович и др.) и «Народную волю» (А.И.Желябов, С.Л.Перовская, Н.А.Морозов, Н.И.Кибальчич, А.Д.Михайлов и др.).

Взгляды организаторов «Черного передела» в это время не отличались принципиально от взглядов землевольцев. «Народная воля» была хорошо законспирированной организацией, возглавляемой исполнительным комитетом. В условиях демократического подъема конца 70-годов организация активно включилась в политическую борьбу.

По представлениям народовольцев российское правительство не имело опоры и легко могло быть дезорганизовано в результате серии террористических актов. Борьба народовольцев с российским самодержавием, завершившаяся убийством Александра II (1 марта 1881 г.), в условиях новой революционной ситуации 1879-1881 гг.

имела большое политическое значение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_62741_vopros--revolyutsionnoe-narodnichestvo--h---h-godov--veka-ideologiya-i-politicheskaya-deyatelnost-narodnikov.html

Революционное народничество в 70-80-х годах XIX века

Вопрос 22. Революционное народничество 70-80 годов XIX века.

Революционное народничество в 70-80-х годах XIX века

Народничество – господствующее направление в русском освободительном движении 2-ой половины 19-ого века и начала 20-ого века.

Его родоначальники: Герцен, Чернышевский.

Народничество с самого начала было неоднородным движением. Уже в 1860-х годах в нем наметилось две основные тенденции, тоже делившиеся на отдельные лини: революционная и либеральная. С 1860-х и до начала 80-х доминировали революционные народники, но потом их погромили, и с середины 80-х господствующее положение занимали либеральные народники.

В народничестве соединялись идеи утопического социализма с радикальной программой буржуазно-демократического преобразования: выступали против пережитков крепостничества, против буржуазного развития страны. Народничество возникло под влиянием неудовлетворения результатами буржуазно-демократической революций на Западе и под влиянием резкого проявления социального антагонизма в капиталистических странах.

Главное в идеях народников – это теория некапиталистического развития Росси и тесно связанное с нею возможность перехода к социализму в России, минуя капитализм через трансформацию крестьянской общины, в которой они видели зародыш социализма в силу развитого коллективистского начала. Среди отличительных признаков народничества особо важны следующие:

1) признание капитализма в России упадком, регрессом, поскольку он ведет к расслоению крестьянства и его пролетаризации;

2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянства с его общиной, артелью и т.п. в частности [они считали, что развитие этих устоев «русской жизни» спасет страну от капитализма и откроет ей возможность непосредственного перехода к социализму].

3) интеллигенция – носитель прогресса [народ/толпа – лишь материал в руках критически мыслящей личности из интеллигенции]

Николай Бердяев писал, что народничество – это, прежде всего, вера в русский народ, трудящийся, крестьянский. Народ для них не равен нации. Все народники верили в то, что в народе хранится тайна истинной жизни, скрытая от культурных классов.

Эмоционально в основе народничества лежало чувство оторванности интеллигенции от народа. Народники не ощущали организацию частью народа и остро ощущали свою вину перед ними.

Это чувство вины перед народом играло огромную роль в психологии народников: интеллигенция всегда в долгу перед народом и обязана оплатить этот долг.

Вся культура создана за счет народа, за счет его труда, и это возлагает тяжкую ответственность на носителя этой культуры.

Религиозные народники [Толстой, Достоевский] верили, что в народе скрыта религиозная правда; народники-атеисты [Герцен, Бакунин] верили в социальную правду народа. И все они сознавали неправду своей жизни, потому что настоящий человек, то есть не отягощенный чувством вины, грехом эксплуатации своих собратьев – это человек из народа, то есть трудовой человек.

Народники считали, что культура сама по себе не оправдание жизни, потому что куплена слишком большой ценой порабощения народа. Бердяев писал, что интеллигентский и культурный слой в России слабо осознавал свое достоинство, культурное призвание. На вершинах творчества люди этого слоя остро чувствовали свое одиночество и все мечтали припасть к истокам.

Миросозерцание – коллективистское, а не индивидуалистическое: народ – это коллектив, к которому они хотят приобщиться. Они ненавидели буржуазность и боялись развития капитализма в России. Они верили в особые пути России, в возможность миновать западный капитализм, в предназначение русского народа разрешить социальный вопрос лучше и быстрее чем на Западе.

Здесь сходятся социалисты и славянофилы, это идет от Герцена. Одной из главных опор народнического социализма был тот факт, что русскому народу всегда были чужды римские понятия: абсолютный характер частной собственности отрицался – для русского сознания важно не отношение к принципу частной собственности, то есть к закону, а отношение к живому человеку.

Народники идеализировали уклад крестьянской жизни, община для них – оригинальный продукт русской истории или [по Михайловскому] высокий тип на низкой стадии развития.

Вопрос о капитализме и общине

Проблема характера общественно-экономической эволюции России и ее оценки – кардинальный теоретический вопрос народничества. Они, как и социалисты-утописты Запада, критиковали капитализм, но эта критика в плане научно-теоретическом была несостоятельной.

Капитализм для народников чуждое явление, симптом упадка, регресса.

Они идеализировали формы хозяйства, которые явно отжили свое [община, артель, etc], объединяли их в понятие «народного производства» и считали более совершенным типом экономической организации общества, чем капиталистическая фабрика.

Не считаясь с фактами, они уверяли, что Россия может миновать стадию капитализма. Как многие до них и после них они считали, что Россия – это чистая доска, на которой можно написать любое будущее, что стране еще только предстоит сделать выбор, хотя выбор уже был сделан.

Особую роль в их построении играла община [она считалась совершенно ошибочно зародышем социализма]. Они считали ее доказательством того, что русский крестьянин – это коммунист по традиции, по инстинкту. На самом же деле, община, которая была и у других народов, в России сохранилась из-за:

1) экономической отсталости;

2) удобств, которые она давала правительству и помещикам [фискально-полицейских].

До 1861-ого года она облегчала управление крепостным крестьянством и обеспечивала выполнение повинностей в пользу помещиков и государства. Так, после 61-ого, она осталась дешевым и комфортным средством сбора налогов.

После 1861-ого года община разлагалась, росло имущественное расслоение, хотя и не везде с одинаковой степенью интенсивности.

Соответственно этим взглядам, народники отказывались видеть в русских условиях отдельную силу, отдельный класс со своими самостоятельными интересами в пролетариате. Они считали его составной частью крестьянства, которое было для них главной революционной силой.

Хотя они и вели пропаганду в рабочих кругах, участвовали в стачках, эта деятельность была вспомогательной по отношению к главному вопросу – организации крестьянской революции.

Временные сезонные сельскохозяйственные рабочие привлекали их внимание куда больше, чем промышленные рабочие. Текстильщиков, то есть «фабричных» рабочих, которые привносили в город мирской дух русской деревни, они котировали выше заводских.

Субъективный метод социологии (взгляд народников на историю, вопрос о роли масс и интеллигенции)

Взгляды народников на развитие человеческого общества даны, прежде всего, Лавровым в его исторических книжках и Михайловским в работе «Что такое прогресс?». В них даются абстрактные «формулы прогресса», в которых они не объясняют ход истории, а пытаются определить, как должно развиваться общество исходя из требований «истины и справедливости».

Главным движущим фактором развития Лавров считал силу научного познания, – носитель которой – интеллигенция, выступающая в роли демиурга нового.

На вопрос «как шла история, кто ее двигал?» Лавров отвечал: «Одинокие, борющиеся личности». На критически мыслящих личностях лежит весь человеческий прогресс, он его единственное «орудие».

После появления «Народной воли» среди народников получила распространение идея, что революционная интеллигенция, пожалуй, может победить царизм и без участия широких масс народа, что систематическое применение тактики индивидуального террора может привести к капитуляции правительства или к захвату власти народовольцами.

1879, август

исполнительный комитет «Народной воли» выносит смертный приговор царю

1879, ноябрь

взрыв железнодорожного полотна во время возвращения царя из Крыма

1880, февраль

взрыв, проведенный Степаном Халтуриным в Зимнем дворце

1881, 1 марта

убийство царя

60-е-70-е: три главных направления в революционном народничестве:

1. Бунтарское/анархическое: идеолог – Михаил Бакунин (1814-1876), выходец из старинного тверского дворянского рода, он получил хорошее образование, участвовал в кружке Станкевича вместе с Белинским и Грановским, 1.

1840 – уезжает за границу, печатает революционно-демократические статьи, отказывается вернуться в России, и за это:

1844 – заочно лишен дворянства и приговорен к каторге;

1848 – участвует в Пражском восстании;

1849 – участвует в Дрезденском восстании => Саксонский суд приговаривает его к смертной казни, замененной пожизненным заключением в Австрии;

1851 – выдача России, до 1857 Бакунин сидит в Петропавловске;

1857 – Александр II отправляет Бакунина в ссылку в Сибирь, откуда он бежит через Японию и Америку в Лондон => сотрудничает с «Колоколом» Герцена;

1861 – вступает в I Интернационал;

1868 – создает свой анархический «Международный альянс социалистической демократии;

1872 – Бакунин люто возненавидел Маркса, за проповедь анархизма его исключают из Интернационала;

Основные понятия анархизма изложены им в книжке «Государственность и анархия»: государство – корень всех зол жизни, любая власть, даже самая демократическая – источник эксплуатации и деспотизма, это же относится к диктатуре пролетариата; власть развращает ее носителей и тех, кто ей подчиняется.

Государственный социализм или авторитарный коммунизм монополизирует общественную собственность не в интересах народа, а в интересах государственных людей, чиновников, которые по своему произволу распоряжаются общественным капиталом, они-то и станут реальными собственниками, они-то и заменят буржуазию как элиту общества.

Не нужно бороться за политические свободы, так как они буржуазны и выгодны только буржуазии, нужно бороться за социальные свободы, отсюда «аполитизм» Бакунина, отказ от политической борьбы.

Всем формам государственности он противопоставляет принципы федерализма, то есть федерацию самоуправляющихся общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия труда и средства производства, которая должна заменить частную собственность. Эти федерации общин потом объединяются в более крупные, федеративные единицы.

Бакунин хотел поднять мировой бунт и верил, что зажжет его, прежде всего, русский народ. Он мечтал разрушить старый мир и на его развалинах построить мир новый: «Для этого нужно разнуздать чернь, которая сбросит все оковы цивилизации, создаст новую, свободную жизнь». Он говорил, что страсть к разрушению – это творческая страсть.

Если Лавров хотел «поучать народ и ждал революции от этого поучения, то Бакунин хотел взбунтовать народ, не поучая его», сказал Бердяев. Революционеры должны только сыграть роль запала, детонатора, который взорвет старый мир, они должны вызвать народ на восстание и объединить их во всеобщий бунт.

При этом Бакунин был воинствующим атеистом, даже богоборцем, потому что церковь и вера в бога всегда были основой государства [«Если бог есть, то человек – раб» (с) М. Бакунин].

Идеи Бакунина были наиболее популярны среди молодежи, которая хотела практического дела, стремилась ковать революцию.

Бакунин считал, что народ за века выработал свой идеал свободы и поэтому надо прямо перейти к организации народного бунта.

Никакой революции кроме стихийной или народно-социалистической он не признавал, ибо она была бесчестна, вредна, убийственна для свободы и для народа и дала бы только новое рабство и нищету.

Для бунта нужно связать лучших крестьян всех деревень, волостей и где возможно связать крестьян и рабочих. Сами же революционеры должны были разъяснять народу его цели и задачи, не давая угаснуть бунтарскому пылу.

Тем самым Бакунин признавал правомерность и оправданность тайного общества революционеров, но не массового. Он не ставил задачу навязать народу свою программу, а призывал возбуждать недовольство, раскачивать массы. Нужен штаб революции из 50-60 человек, спаянных общей идеей. Эта организация была бы посредницей между массами и революционной мыслью.

по делу Петербургской революционной организации». 2)                Статья М.Г. Вандалковской «Материалы С.Н. Южакова как источник по революционному движению 60-х годов XIX века». Глава II.

Терроризм народнического движения 60-х – 80-х годов XIX в. 2.1 Теоретики народничества В 60-х гг. XIX в. началась эпоха Великих реформ.

Перемены – неотвратимые, необходимые, долгожданные, пугающие – по- …

путём приведения политического строя страны в определённое соответствие потребностям развития гражданского общества, а корректировкой уже осуществлённых реформ на основе российской политической традиции.

2 Контрреформы 80-х начала 90-х гг. XIX в. Утверждение капитализма в России 1 марта 1881 г. на престол вступил Александр III, сын императора Александра II. Мировоззрение нового императора во …

движения в стране. Декабристские традиции сыграли большую роль в воспитании Последующих поколений русских демократов и реформаторов. 5. Формирование направления общественной мысли в России. Русская общественная мысль в начале 20-30-х гг. XIX века развивалась под влиянием революционного выступления декабристов. Среди передовой молодежи начали создаваться революционные кружки. В 1831 г. ..

.

Следствием всех этих явлений и стали события 14 декабря 1825 г. В советский период историографии сложились в основном негативные оценки правления Александра I, либеральные действия правительства Александра I представлялись советскими учёными как «лицемерные».

Проведенные в начале XIX века преобразования они оценивали как попытку господствующего класса приспособить государственный аппарат страны к …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/157591

Революционное народничество второй половины 19 века, идеология, зарождение, течения, направления

Вопрос 22. Революционное народничество 70-80 годов XIX века.

В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям.

Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи.

Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Цели народничества

Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

Основные направления движения народничества

Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.

Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.

Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.

Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.

Деятельность народников

В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.

Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.

4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.

К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом.

Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками.

В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.

В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.

Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.

Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.

Значение народничества

Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».

Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo

Вопрос 26 революционное народничество 70-80 годов XIX века. Идеология и политическая деятельность народников

Вопрос 22. Революционное народничество 70-80 годов XIX века.

Революционноетечение общественно-политическогодвижения. Народничество:

1) большоеразвитие в 70-80-е гг. получает радикальное(революционное) движение, ведущую рольв котором играло народничество;

2) идейнуюоснову народничествасоставлял «крестьянский социализм»А.И. Герцена. Организации народников:«Земля и воля», «Народная воля», «Черныйпередел»;

3) тринаправления революционногонародничества: анархизм,пропагандистское направление,заговорщическое направление.

Анархизм(идеолог – М.А. Бакунин) Анархистыпризывали к разжиганию стихийногокрестьянского бунта, который долженразрушить государство – главную преградуна пути к социализму.

Пропагандистскоенаправление (идеолог– П.Л. Лавров) призывало к просветительскойработе с крестьянством, пропаганду вих среде социалистических идей. Имибыли организованы в 70-е гг. так называемые«хождения в народ», которые провалились,так как крестьяне сдавали пропагандистовполиции.

Заговорщическоенаправление (идеолог – П.Н. Ткачев)

Считали,что для перехода к социализму достаточнозахвата власти группой революционеров.Как тактическое средство предлагалииндивидуальный террор. Члены организации«Земля и воля» (с 1879 г. – «Народнаяволя») – А.И. Желябов, С.Л. Перовская,A. Д. Михайлов и др.

 – поставили целью«казнить» Александра II. После неудачныхпопыток народовольцы в 1881 г. достиглицели. Но цареубийство не принеслосоциалистических преобразований, анародовольческие организации былиразгромлены. Почти все члены «Народнойволи» были арестованы, а подготовившиепокушение – повешены.

Народническоедвижение зашло в тупик.

В1879 г. от«Земли и воли» откололась группа «Черныйпередел» (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов, B.И. Засулич и др.), заявившая о бессмысленноститеррора. В 1883 г. Плехановсоздает первую русскую марксистскуюорганизацию «Освобождение труда».

Вопрос 27 рабочее движение и распространение марксизма в россии. Зарождение российской социал-демократии

Вовторой половине XIX в. на арену политическойжизни России вступает пролетариат.Рабочее движение начинает оказыватьвсе большее влияние на общественно-политическуюжизнь страны, является новым явлениемв социальной жизни пореформеннойРоссии. 

В60-е гг. борьба пролетариата тольконачиналась, выступления рабочих малочем отличались от крестьянских волнений:во время бунтов рабочие избивалипредставителей администрации, разрушализдания, ломали машины. В 70-е гг.

растетчисло стачек, движение приобретаетболее организованный характер. Требования,выдвигаемые рабочими, носят экономическийхарактер: основноетребование — повышение заработнойплаты.

Входе стачек происходили столкновенияс полицией, рабочие силой освобождалиарестованных товарищей.

Наиболеекрупными стачками были стачки на Невскойбумагопрядильной (1870) и Кренгольмской(1872) мануфактуре. 

Вэтот период на рабочее движение большоевлияние оказывают народники. Они создаютпервые рабочие кружки, в которых ведетсяагитационная, просветительная, культурнаяработа. 

Важнуюроль в развитии рабочего движениясыграли два первых рабочих союза. В ихидейных позициях были достаточно сильнынароднические взгляды, но уже заметноевлияние оказывали идеи I Интернационала. 

Первойрабочей организацией был «Южнороссийскийсоюз рабочих», основанный в 1875г. в Одессе революционером-интеллигентомЕ.О. Заславским.Союз насчитывал около 250 человек из рядагородов Юга России (Одесса, Херсон,Ростов-на-Дону).

Важнейшим документомСоюза был Устав,в котором утверждалось, что рабочиемогут достигнуть признания своих правтолько «посредствомнасильственного переворота,который уничтожит всякие привилегии ипреимущества». Союз заявлял, что труддолжен стать основой личного иобщественного благосостояния.

Члены Союза вели пропаганду средирабочих, участвовали в организациистачек. В декабре 1875 г. Союз в результатепредательства был раскрыт и разгромлен.

В1878 г. вПетербурге на основе объединенияразрозненных рабочих кружков возник«Северныйсоюз русских рабочих«.Союз насчитывал свыше 200 членов. КостякСоюза составляли рабочие-металлисты.Во главе стоял центральный рабочийкружок, куда входили представителирайонных организаций.

Руководителями»Северного союза» былирабочие-революционеры — слесарь В.П.Обнорскийи столяр С.Н. Халтурин. В.А. Обнорский,еще в бытность за границей, сумелпознакомиться с рабочим движениемЗапада, с деятельностью I Интернационала,с программами социалистических партий.

Он являлсяавтором программных документов Союза.С.Н. Халтурин хорошо знал нелегальнуюлитературу, был связан с народническимиорганизациями. Открытозаявило своем существовании «Северный союзрусских рабочих» вянваре 1879г.

, когда в нелегальной типографии быланапечатана егопрограмма «К русским рабочим«,принятая на учредительном собраниичленов организации. Союз заявлял, чтоего главная цель— «ниспровержение существующегополитического и экономического строягосударства, как строя крайненесправедливого».

В документеопределялась рольрабочего класса в России, как класса, вкотором «заключаются вся сила и знаниестраны«и от которого зависит успех социальнойреволюции. 

Всвоей деятельности на первый план Союзвыдвигал задачиполитической борьбы,так как «политическая свобода»обеспечивает за каждым человекомсамостоятельность убеждений и действий.Непосредственными требованиямиСоюза были: свобода слова, печати, правособраний и сходок.

Источник: https://studfile.net/preview/1805112/page:24/

Uchebnik-free
Добавить комментарий