ВОПРОС 2. Этапы и стадии правотворческого процесса. Особенности законотворчества федеральных органов.

Стадии правотворческого процесса

ВОПРОС 2. Этапы и стадии правотворческого процесса. Особенности законотворчества федеральных органов.

В юридической теории и практике иногда вопрос о стадиях процесса правотворчества заменяется вопросом о стадиях законотворчества.

При этом рассмотрению подлежат лишь стадии принятия, изменения или отмены конституционных и текущих (обыкновенных) законов. В таком случае речь идет не о процессе правотворчества, а о процессе законотворчества, причем в узком смысле.

В широком смысле правотворческий процесс, т.е. процесс принятия, изменения или отмены различных нормативных актов, включает в себя два этапа:

1) подготовительный этап формирования права;

2) этап непосредственного создания правовых норм.

Данные этапы, в свою очередь, подразделяются на соответствующие стадии.

Подготовительный этап формирования права подразделяется на следующие стадии (доофициальные стадии):

— предварительные работы, включающие в себя: инициативу внесения изменений в законодательство; включение соответствующих изменений в план правоподготовительных работ соответствующих субъектов правотворчества; выявление общественной потребности в правовой регламентации соответствующей сферы общественных отношений; принятие решения о подготовке проекта;

— подготовка первоначального текста проекта;

— предварительное обсуждение проекта;

— доработка проекта акта и внесение его на рассмотрение правотворческого органа.

Этап непосредственного создания правовых норм подразделяется на следующие стадии (официальные стадии):

— официальное рассмотрение и принятие проекта акта соответствующим органом власти с соблюдением необходимых процедур;

— утверждение (подписание) акта;

— опубликование акта и доведение его до адресата. Рассмотрим стадии подготовительного этапа формирования права.

Предварительные работы начинаются с появления соответствующей инициативы об изменении законодательства.

Как правило, эта инициатива возникает с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам.

В России инициатива может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект нормативного правового акта.

Инициатива внесения соответствующих изменений в законодательство может исходить и от Президента, Правительства РФ, постоянных комитетов Государственной Думы, отдельных депутатов, других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы. Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты Российской Федерации через свои высшие органы государственной власти.

Инициатива внесения изменений в законодательство должна быть соответствующим образом оформлена и включена в план пра-воподготовительных работ.

После этого начинается процесс выявления общественной потребности в правовой регламентации соответствующей сферы общественных отношений. Для этого важно получить подробную информацию о действующем законодательстве в данной сфере.

В связи с этим важно ответить на вопросы: принимались ли раньше акты по теме предлагаемого проекта; если принимались, то каковы их эффективность и недостатки, каким образом они будут связаны с разрабатываемым проектом; как предлагаемый акт впишется в действующее правовое регулирование; как решаются аналогичные проблемы в зарубежном законодательстве.

Для освещения этих вопросов перед началом разработки проекта нормативного акта целесообразно подготовить справку о действующем регулировании по соответствующему вопросу. В данной справке должен быть вывод: можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или необходимо подготовить новый нормативный акт.

При подготовительных работах важно также определить факторы, способствующие или, наоборот, препятствующие подготовке и принятию того или иного нормативного правового акта. Для этого нужно спрогнозировать позитивные и возможные негативные (побочные) последствия принятия и реализации нормативного правового акта.

Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права (правообразующие факторы), следует выделить материальные (экономические), политические, социальные, экологические и иные факторы.

Каждый нормативный правовой акт должен в максимальной степени отражать и учитывать наряду с материальными условиями жизни всего общества, уровнем развития экономики и уровнем жизни людей соотношение различных социальных и политических сил, степень политической активности политических партий и движений, состояние отношений между нациями и народностями, взаимоотношений с другими странами и народами.

Завершаются предварительные работы принятием решения о подготовке проекта, уровень качества которого, а вместе с тем и его эффективности зависит от того, насколько точно и всесторонне учитываются все существующие на данный момент факторы, насколько адекватно отражается в них объективная действительность.

Следующая стадия — это подготовка первоначального текста проекта.

Проекты законов, как правило, готовят органы власти, имеющие право законодательной инициативы, или компетентные органы по поручению субъектов, имеющих право законодательной инициативы.

Проекты указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ обычно готовятся соответствующими министерствами и ведомствами. Такие проекты могут быть подготовлены также в аппарате соответственно Президента, Правительства.

В некоторых случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким ведомствам.

Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей заинтересованных организаций, предпринимателей, ученых-юристов и других специалистов.

Правотворческий орган может поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам, организациям, творческим коллективам или отдельным лицам, а также объявлять конкурсы на лучший проект. Это позволяет отразить плюрализм мнений, выработать оптимальное решение того или иного вопроса.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

После подготовки первоначального текста проекта начинается следующая стадия правотворческого процесса — предварительное обсуждение проекта.

Оно может осуществляться с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности. Предварительное обсуждение может осуществляться в различных формах:

— обсуждение на местах с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций;

— обсуждение в печати, на радио, телевидении, проведение теле- и радиодебатов;

— парламентские чтения;

— обсуждение на совещаниях непосредственно при правотворческом органе с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств;

— рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны министерств, ведомств, иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке;

— так называемое нулевое чтение, т.е. обсуждение проекта с участием представителей парламентского большинства;

— предварительное рассмотрение проекта на заседаниях профильных комитетов законодательного органа и т.д.

Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение. В этом случае законопроект публикуется в центральных и местных газетах, в журналах, рассматривается на заседаниях представительных органов различных звеньев, в трудовых коллективах предприятий и учреждений, в воинских частях, общественных объединениях, на собраниях граждан по месту жительства.

Предварительное обсуждение проектов законов весьма важно для повышения качества как конкретного закона, так и всего законодательного процесса. На данной стадии проект нормативного правового акта проходит всестороннюю правовую, финансовую, экологическую и иную экспертизу.

Следующая стадия — доработка проекта закона и внесение его на рассмотрение правотворческого органа. На этой стадии проект дорабатывается, редактируется и вносится на рассмотрение соответствующего компетентного органа. Таким компетентным органом для принятия законов является парламент страны.

Следует отметить, что право внесения законопроектов в законодательное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм) в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой называется правом законодательной инициативы. Иногда понятие законодательной инициативы трактуется более широко.

В него включается внесение в законодательные органы не только готовых законопроектов, но и предложений об изменении или отмене действующих законов.

Источник: https://vuzru.ru/stadii-pravotvorcheskogo-protsessa/

Теория государства и права. Курс лекций

ВОПРОС 2. Этапы и стадии правотворческого процесса. Особенности законотворчества федеральных органов.

В юридической теории и практике нередко происходит непроизвольная и ничем не оправданная подмена понятия и явления «правотворчество» и «законотворчество».

Ибо когда мы говорим о стадиях процесса правотворчества, то по логике вещей должны рассматривать стадии процесса принятия, изменения или отмены всех вместе и каждого в отдельности нормативного правового акта.

В тех же случаях, когда речь идет о стадиях процесса законотворчества, то рассмотрению подлежат лишь стадии принятия, изменения или отмены конституционных и текущих (обыкновенных) законов.

Законотворческий процесс — основная часть правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права — законы, подзаконные нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты, то результатом законотворчества являются законы.

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативного правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативного правового акта (официальный этап) процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии.

1. Законодательная инициатива — это процедура внесения проекта нормативного правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией.

Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта.

При положительном заключении, как правило, Комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативного правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.

«Необходимым условием внесения законопроекта является представление вместе с ним ряда разработок и материалов, в том числе теста законопроекта; обоснования необходимости принятия закона и прогноза последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта и др.». Законопроекты по предметам совместного ведения направляются субъектам РФ для одобрения. Только после данного этапа возможно рассмотрение закона во втором чтении.

2. Обсуждение законопроекта — это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности.

Обычно обсуждение законопроекта предполагает два чтения или более. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, направляются в соответствующий комитет Государственной Думы. Комитет проводит их экспертизу.

Затем доработанный законопроект направляется в Совет Государственной Думы, который включает его в повестку дня палаты для рассмотрения во втором чтении. Здесь проводится ание об одобрении или отклонении поправок, затем проводится ание о принятии акта за основу.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в Аппарат Правового управления Государственной Думы для устранения технических противоречий. Затем в течение семи дней представляется ответственным комитетом Государственной Думы в Совет Государственной Думы для рассмотрения.

На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

3. Принятие закона достигается с помощью ания в третьем чтении простым или квалифицированным большинством . Только в исключительном случае возможно возвращение к чтению законопроекта во втором чтении.

Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются числом — более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет.

Если не подлежит, то считается одобренным по истечении 14 дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона).

В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона возможно преодоление вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.

4. Подписание закона главой государства. В течение 14 дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон (федеральный и федеральный конституционный). Подписание и обнародование закона главой государства в зарубежных странах называется промульгацией.

При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством . В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней. Президент РФ участвует в процессе принятия закона на всех стадиях.

После утверждения закона Президентом он передается для официальной его публикации и для внесения в эталонный банк правовой информации.

5. Опубликование закона. Для вступления закона в юридическую силу требуется не только его подписание главой государства, опубликование в надлежащих изданиях, но и истечение определенного срока после опубликования или обнародования.

В Российской Федерации проект закона становится законом после принятия его в Государственной Думе в третьем чтении или окончательной редакции. Но для того, чтобы закон был подписан Президентом РФ, он должен быть одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В некоторых странах законы приобретают юридическую силу сразу же после их подписания главой государства.

Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства, официальному опубликованию в течение семи дней после подписания и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу.

Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются. Данные процедуры является формами введения в действие принятого закона.

Вступление закона в силу завершает законодательный процесс, далее может осуществляться уже реализация акта.

Субъекты РФ в соответствии с Конституцией имеют право вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Республики наделены правом принятия собственных конституций, а иные субъекты — правом принятия уставов и иного законодательства на уровне субъектов, включая принятие бюджета.

В соответствии с федеративным устройством России субъекты на своей территории принимают законы как акты высшей юридической силы при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Возрастает значение в правотворчестве субъектов заключение отдельных договоров и соглашений между субъектами Федерации.

Кроме того, можно утверждать о наличии и такого уровня правотворчества в нашей стране, как муниципальное правотворчество.

Существование муниципального правотворчества как самостоятельного вида правотворчества представляется вполне обоснованным, поскольку регламентировано федеральным законодательством, в связи с чем деятельность органов местного самоуправления по созданию норм права и правовых актов справедливо именуют «муниципальное правотворчество»1Бычкова Е.И. Понятие муниципального правотворчества как нормобразующей деятельности местного самоуправления // Современное право. 2014. № 3. С. 13-15..

В частности, в ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочие органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения путем издания муниципальных правовых актов названо одним из первых.

Источник: https://isfic.info/sunzov/bagme50.htm

Стадии законотворчества

ВОПРОС 2. Этапы и стадии правотворческого процесса. Особенности законотворчества федеральных органов.

Законотворчество – это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона. Оно осуществляется во времени и охватывает ряд необходимых действий и решений. Они охватываются понятием законодательная процедура или законодательный процесс.

Законотворческий процесс имеет два этапа:

— этап подготовки акта (предпроектный этап);

— этап принятия одного акта (проектный этап) (С.С. Алексеев, С.А. Комаров, О.А. Пучков).

Предпроектный этап.

Предпроектный этап отличает:

1. Неофициальный характер – он законодательно не урегулирован; ни в части субъектов, ни в части стадий;

2. Выявление потребности в правовом регулировании социальной проблемы;

3. Направленность на создание проекта нормативного правового акта;

4. Специфика стадий создания проекта акта.

Стадии предпроектного этапа законотворчества.

Рассматриваемый этап правотворчества состоит из следующих стадий:

1. Принятие решения о подготовке нормативно-правового акта;

2. Подготовка текста нормативного акта;

3. Обсуждение проекта составленного акта;

4. Согласование проекта нормативно-правового акта;

5. Доработка проекта акта.

Некоторые авторы включают в него:

— изучение, анализ общественных явлений, выявление потребностей правовой регламентации;

— определение вида органа, субъектов, правомочных принять правовые решения, и вида правового акта;

— принятие решения о подготовке правового акта;

— разработка концепции, идеи, анализа будущего акта (Ю.А. Тихомиров).

Проектный этап

Это этап правотворческого (законодательного) решения.

Особенность его заключается в том:

1. Работа осуществляется непосредственно в законодательном органе;

2. На данном этапе осуществляется собственно «творчество права»: создаются, изменяются или отменяются нормы права;

3. Он носит официальный характер, законодательно урегулирован по субъектам и по содержанию;

4. Имеет свои специфические стадии, процесс.

Стадии законотворчества

1. Законодательная инициатива;

2. Обсуждение законопроекта;

3. Принятие закона.

Имеет три части:

а) принятие закона,

б) одобрение закона,

в) подписание закона;

4. Опубликование закона.

Законодательная инициатива

Законодательная инициатива – это право официального внесения проекта закона на рассмотрение законодательного органа.

Особенности стадии законодательной инициативы. Она:

— представляет собой внесение, передачу проекта нормативного акта в правотворческий (законодательный) орган;

— носит официальный, т.е. обязательный характер. Правотворческий орган не может отказать в приёме проекта;

— она имеет ограниченный состав субъектов законодательной инициативы. Они названы в нормативных актах;

— предполагает ряд условий:

а) проект вносится только в письменной форме;

б) проект вносится в целом, а не отдельные его части, формулировки и т.д.;

в) проект вносится только в тот орган, в компетенцию которого входит разрешение вопросов, составляющих содержание проекта.

Субъекту законодательной инициативы принадлежат полномочия:

— требовать рассмотрения своей инициативы;

— отстаивать положение проекта в правотворческих органах;

— отозвать законопроект.

Обсуждение законопроекта

Обсуждение законопроекта направлено на решение следующих задач:

1. Дать общую оценку проекта (необходимость, своевременность, определение его целей и т.п.);

2. Оценить правильность и необходимость отдельных его положений;

3. Усовершенствовать проект, устранить пробелы, ненужный и неудачный материал и т.п.

Обсуждение происходит в процессе его чтения. Чтение законопроекта – это его обсуждение на пленарных заседаниях. Во многих государствах при принятии закона предусмотрены три обязательных чтения.

Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально, внимательно и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.

Во время первого чтения депутаты решают, необходим ли вообще предлагаемый документ, поэтому обсуждению подлежат лишь принципиально важные положения законопроекта.

Второе чтение предполагает тщательное, детальное обсуждение законопроекта, идёт работа над его содержанием, принимаются либо отклоняются поправки, возможно ание по отдельным статьям, разделам документа.

Оно предполагает:

1. Обсуждение доработанного текста законопроекта;

2. Выступление председателя комиссии, проводившей доработку проекта;

3. Предоставление информации о результатах учёта предложений и замечаний по проекту с обоснованием их принятия;

4. Предоставления депутатам экспертного заключения по законопроекту после его доработки;

5. Обсуждение проекта в целом, по разделам либо постатейно;

6. Принятие проекта, либо отклонение его, либо возвращение на доработку.

Доработка проекта осуществляется рабочей комиссией на основе поступивших предложений и заключается в редактировании текста. В случае необходимости создаётся специальная редакционная комиссия.

Третье чтение – завершающий этап процесса обсуждения. На этом этапе не разрешается вносить каких-либо поправок и предложений в законопроект. Законопроект обсуждается и принимается в целом.

Принятие закона

Принятие законопроекта – третья стадия законотворчества. Её отличает:

— сложный субъективный состав;

— детальная, строгая регламентация;

— сложный процессуальный состав.

Сложный субъективный состав проявляется в том, что в процессе принятия закона участвуют несколько высших государственных органов: нижняя палата (Государственная Дума), верхняя палата (Совет Федерации), глава государства (Президент).

Детальная регламентация процесса выражена в конституционном его закреплении. Обращают на себя внимание два момента: регламентации на конституционном уровне и регламентации нормотворческой деятельности трёх высших органов власти.

Сложный процесс проявляется в наличии трех под стадий принятия закона:

— принятие нижней палатой;

— одобрение верхней палатой;

— подписание главой государства.

Принятие закона нижней палатой. Характерные черты этой под стадии:

1. Принятие происходит путём ания, поднятия рук, вставанием, поимённым анием и т.д.;

2. Принятие имеет несколько вариантов: либо в целом, либо по частям, либо по статьям, но в конце принимается в целом;

3. Стадия предполагает два условия:

а) наличие кворума (минимального количества присутствующих на заседании);

б) наличие определённого числа . Различают простое большинство и квалифицированное. Простое – 50+1, квалифицированное – 2/3 и 3/4;

4. На этой стадии проект превращается в нормативно – правовой акт.

Принятие закона верхней палатой

Характерные черты стадии:

1. В законопроект нельзя вносить изменения без согласия нижней палаты (законопроект имеет новый статус);

2. Решение оформляется в виде одобрения или неодобрения. При одобрении закон направляется на подпись президенту, неодобрении – возвращается в нижнюю палату;

3. Сроки этой стадии регламентированы: 14 дней на рассмотрение закона и 5 дней на передачу главе государства.

Закон от 14 июня 1994 г. признаёт датой принятия федерального закона день, когда он был утверждён Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона – день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Подписание закона главой государства

Подписание закона главой государства имеет следующие характерные черты:

1. Отсутствие ания – есть подписание закона должностным лицом, оно называется «промульгацией закона», «санкционированием закона»;

2. Стадия предполагает право отказа от подписания закона, т.е. право вето. Вето может быть абсолютным (к рассмотрению закона парламент не возвращается) и отлагательным (парламент вновь рассматривает закон);

3. Стадия имеет свою временную регламентацию: 14 дней на подписание закона при первом поступлении и 7 дней при повторном.

Опубликование закона

Опубликование закона – это официальное оглашение закона с помощью средств массовой информации и специальных изданий. С этой целью законодательство устанавливает определенные сроки опубликования печатные органы.

Опубликование законов и актов палат федерального собрания должно соответствовать следующим требованиям:

1. Федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в течении 7 дней после дня их подписания Президентом РФ, а акты палат федерального собрания – не позднее 10 дней после дня их принятия;

2. Официальным их опубликованием считается первая публикация его текста в «Российской газете» или «Собрания Законодательства Российской Федерации»;

3. Указанные законы и акты вступают в силу по истечению 10 дней после дня их опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления в силу.

Опубликование актов президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Для них установлены следующие правила:

1. Указанные акты публикуются в течении 10 дней после дня их подписания;

2. Акты публикуются в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ;

3. Акты Президента вступают в силу по истечению 7 дней после дня их первого опубликования, имеющего нормативный характер;

4. Акты Президента, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу по истечению со дня их подписания;

5. Акты Правительства РФ вступают в силу по истечению 7 дней после дня их официального опубликования;

6. Акты Правительства, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера вступают в силу со дня их подписания;

7. В актах Президента и актах Правительства может быть установлен другой порядок вступления в силу.

Опубликование нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Для них определены следующие правила:

1. Акты, затрагивающие правовое положение граждан, организаций или имеющие межведомственный характер проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ;

2. Акты публикуются официально в газете «Российские вести»;

3. Срок опубликования – в течении 10 дней после дня их регистрации;

4. Эти акты вступают в силу по истечению 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Не зарегистрированные или не опубликованные акты министерств и ведомств правовых последствий не влекут.

Опубликование нормативных актов банка России. Они:

1. Публикуются в официальном издании ЦБ «Вестник Банка России»;

2. Вступают в силу со дня их официального опубликования.

Акты комитета по стандартизации и государственного комитета по вопросам архитектуры и строительства и акты общероссийских классификаторов технико-экономической информации публикуются в информационном указателе Государственные стандартны РФ».

Порядок опубликования нормативных актов субъектов федерации и формы официального опубликования определяются их законами. Акты законодательных органов обычно публикуются в изданиях под названием «Ведомости».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_56560_stadii-zakonotvorchestva.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий