Вопрос 18. Этика и эстетика педагогического труда

Эстетика педагогического труда

Вопрос 18. Этика и эстетика педагогического труда

Оглавление

Введение 3 1. Понятие эстетики 5 2. Характеристика педагогической деятельности 7 3. Творческая деятельность педагога 17 Заключение 18 Список используемой литературы 21

Введение

В течение многих десятилетий и по сей день проблема повышения эффективности образования решалась на основе использования эстетического компонента непосредственно в учебно-воспитательном процессе. Возможности, предоставляемые эстетикой педагогике, всегда представлялись мощными воспитывающими факторами.

Но использование эстетического потенциала носило и продолжает носить фрагментарный характер.

Уровень развития эстетики в соотнесении с концепцией философии образования, раскрывающей пути развития системы отечественного образования как управляемого процесса, позволил нам придти к выводу о возможности органического проектного объединения педагогики и эстетики в вариативном решении проблемы формирования востребованной временем личности.

Сегодня этот вопрос приобрел особую актуальность. Эстетика учебно-воспитательного пространств России, опирается на дидактические возможности дизайна как системной совокупности методов и средств художественного освоения и преобразования объектов действительности.

Может и должна стать основой включения пространства непосредственно в содержание образования и, тем самым, гармонизировать проблему обучения и воспитания личности в едином непрерывном по оказываемым формирующим воздействиям учебно-воспитательном процессе.

Необходимые методологические и теоретические предпосылки для целенаправленного использования возможностей дизайна как средства создания формирующей воспитательной среды, предлагает концепция философии образования, раскрывающая искусственную. По сути изначально проектную природу мира образования как сотворяемую действительность, для которой категория «пространство» является не внешней формой существования, а имманентной содержательной характеристикой, обеспечивающей требуемый уровень и качества воспитываемой личности.

Заключение

Эстетика педагогической деятельности представляет собой процесс решения бесчисленного множества стандартных и нестандартных педагогических задач, на решение которых и направлено педагогическое взаимодействие. Обязательными компонентами педагогической задачи являются исходное состояние предмета и желаемая модель конечного состояния.

Педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация, целью которой является познание и преобразование действительности. Творческое решение предполагает преодоление заложенных в задаче противоречий.

И для понимания проблемы и нахождения путей ее решения необходимо на базе имеющихся знаний и опыта развивать гибкость мышления, способность комбинировать и образовывать аналогии и многое другое, что характеризует творческое педагогическое мышление.

При возникновении педагогической задачи объяснения нового материала педагог анализирует ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие.

На всех этапах решения педагогических задач педагог использует и адекватную им систему общения и эстетику, через которую и организуется педагогическое взаимодействие. Поэтому одним из элементов педагогической задачи является задача коммуникативная.

В этой связи педагогическая деятельность может быть представлена и как длинный ряд коммуникативных задач, меняющихся, развивающихся и предполагающих организацию педагогического взаимодействия, адекватного этим задачам. Практическая реализация избранных методов педагогического воздействия осуществляется непосредственно через общение.

Многие педагоги не осознают коммуникативную задачу как компонент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности неосознанно решают ее. Коммуникативные задачи являются инструментальными компонентами педагогического взаимодействия. Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия.

Список литературы

1. Осипова Н.В. Региональный компонент как фактор вариативно-центральной эстетизации учебно-воспитательного пространства, 2010г. 2. Кравченко А.И. Психология и педагогика. М., 2008.-400с. 3. Крысько В.Г. Психология и педагогика, М.2005.-320с. 4. Луковцева А.К.

Психология и педагогика. Курс лекции. М., 2008.-192с. 5. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. Введение в педагогическую деятельность. 3-е изд., М.: издательский центр «Академия», 2006.-208с. 6. Степин А.Г., Новая философская энциклопедия. В. 4т. Т.4, 2010.

-736с.

Источник: https://www.work5.ru/gotovye-raboty/58004

4.3. Этика и эстетика педагогического труда: Важным основанием профессиональной культуры педагога является

Вопрос 18. Этика и эстетика педагогического труда

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, или деонтология (от греч. deon — долг и logos — учение). Как известно, этика (от греч. ethos — нрав, обычай) — наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми.

Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами ее лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное отношение к ребенку проявлялось по-разному. Для Ж. Ж. Руссо, Льва Толстого, Р.

Штайнера любить детей означало предоставить им в соответствии с возрастными потребностями максимальную свободу творческого самовыражения. И. Г. Песталоцци и Януш Корчак были верны принципу: «Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды». Р. Оуэн, А. С.

Макаренко, заботясь о своих воспитанниках, стремились научить их быть счастливыми в настоящей и грядущей жизни. И что бы ни говорили сторонники жестких методов в педагогике, без взаимной привязанности, симпатии, заботы, понимания невозможно добиться духовного единства педагога с детьми, которое В. А.

Сухомлинский справедливо считал альфой и омегой учебно-воспитательного процесса. Если вы еще не готовы полюбить всей душой каждого вверенного вам воспитанника (и послушного, и озорного, и прилежного, и нерадивого, и аккуратного, и неряху), то прислушайтесь к мнению Я. А.

Коменского, который еще в эпоху позднего средневековья полагал, что все детские учреждения должны стать «мастерскими гуманности». Позднее об этом писали И. И. Бецкой, Н. И. Пирогов, П. П. Блонский, М. Монтессори. Требование гуманного, т. е.

чуткого, заботливого, бережного отношения к детям актуально и сегодня, когда в условиях экономической нестабильности, экспансии антикультуры, неустойчивого мира подрастающее поколение нуждается в особой защите.

Быть гуманным к воспитаннику детского учреждения — значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и духовного развития с учетом особенностей пола, возраста, индивидуальности.

Гуманность педагога проявляется также в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка, зафиксированных в отечественных и международных документах об образовании, защите детства и т. п. В Конвенции ООН о правах ребенка (20.11.1989) говорится, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, занятия искусством, спортом, на собственное мнение и т. д. В уставах детских домов Януша Корчака среди многих прав воспитанников были названы право на игру, на тайну, на внимательное отношение к своим проблемам, на протест, право ребенка быть тем, кто он есть. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний, ограничения свободы, лишения пищи, сна. Эти нормы в равной мере относятся к общественному и семейному воспитанию.

Спектр этических качеств, которые проявляются в общении педагога с воспитанниками, широк и многообразен.

Специальные исследования показывают, что, например, подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, желание оказать ученику помощь в овладении программным материалом, общительность, добросовестность, трудолюбие, сдержанность, веру в познавательные способности ученика, терпение, требовательность и ряд других профессионально значимых личностных черт. Но главное, чем дорожит воспитанник, — это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений. И глубоко права режиссер, профессор М. О. Кнебель, утверждая, что педагогика требует от человека качеств, близких к материнским. В своей книге «Поэзия педагогики» она писала, что как мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в учеников. В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу и трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все твои муки. Чтобы обеспечить единство педагогических требований к формированию личности ребенка в семье и детском учреждении, молодому учителю, воспитателю следует избрать верный стиль и тон общения с родителями своих питомцев: не упрекать отца или мать в плохом воспитании «трудного подростка», отказаться от нравоучений и терпеливо, убедительно разъяснять причины возникшего конфликта и пути его разрешения. А главное — постоянно вести социально-профилактическую работу, искать эффективные формы плодотворного сотрудничества семьи и школы. Существует также «этический кодекс» взаимоотношений педагога с коллегами по работе. Заглянем в обозримое будущее. Представьте себя в такой ситуации. Вы, молодой специалист, выпускник вуза или колледжа, пришли в новый педагогический коллектив. Советуем придерживаться нескольких правил. Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения. Постарайтесь внимательно разобраться в обстановке, достижениях и недостатках своих коллег — представителей разных поколений. Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, особенно в присутствии инспектирующих лиц, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку. Если в классе, где вы ведете свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах. Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Лучше всего привести веские аргументы в пользу вашей позиции и постараться убедить оппонентов в их неправоте. Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание — главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе. Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессионального труда (одним из критериев высокого уровня педагогической культуры личности). Мы говорим: «эстетика», «прекрасное», «красота». Ачто означают эти понятия? Эстетика (греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука о природе эмоционально-ценностного отношения человека к миру, о прекрасном (красоте) в жизни и в искусстве. В истории эстетических учений наиболее известны две концепции прекрасного: идеалистическая и материалистическая. Сторонники одной концепции полагали, что «прекрасное должно быть постигнуто как идея» (Г. В. Гегель); другие, напротив, считали источником прекрасного объективную реальность (Д.Дидро, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский). Более глубокую трактовку прекрасного, красоты дает Л. Н. Толстой, подчеркивая их объективно-субъективный характер. Красотой в смысле субъективном, писал Л. Н. Толстой в статье «Что такое искусство», мы называем то, что доставляет нам известного рода наслаждение; в объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее. Такой подход к пониманию сущности прекрасного разделяется многими современными философами. Он дает возможность уяснить личностный характер эстетического отношения, «механизм» благотворного влияния красоты на человека. Удовлетворяя потребность в прекрасном — «человечнейшую из всех человеческих потребностей» (С. Л. Рубинштейн), мы обогащаем себя духовно, постигаем сердцем и разумом высшие ценности. Следует помнить, что для педагога красота — не только предмет эстетического любования, но и верный союзник в его профессиональной работе. Во-первых, прекрасное, искусство дают возможность и взрослым, и детям получить наглядно-образное представление об идеале совершенной личности и тем самым наполнить конкретным содержанием цели воспитания. Поскольку красота выступает для человека «кумиром без всяких условий» (Ф. М. Достоевский), ее притягательная сила, особенно в пору отрочества и юности, побуждает следовать образцам. Во-вторых, еще во времена античности древними философами (Пифагор, Платон, Аристотель) было установлено родство таких категорий этики и эстетики, как добро и красота. Идея единства прекрасного и нравственного красной нитью проходит через всю историю педагогической мысли. Не случайно В. А. Сухомлинский считал, что главная задача воспитания средствами эстетики — вести детей через красивое к гуманному, человечному. Кроме того, искусство, художественная деятельность помогают ребенку удовлетворить потребность в самовыражении, несут ему информацию особого рода — о «диалектике души», служат своеобразным учебником жизни. Умелое использование педагогом в работе с детьми произведений искусства, эстетических аспектов учебного материала одухотворяет педагогический процесс, создает положительный эмоциональный настрой. В-третьих, эстетика, красота — незаменимый компонент педагогического мастерства, источник творчества учителя, воспитателя. В этом смысле каждый педагог должен быть хотя бы чуточку художником своего дела, поэтом, артистом. Особенно тесно соприкасаются педагогика и сценическое искусство. И дело не только в том, что педагогу приходится сочетать в одном лице функции, сходные с работой драматурга, режиссера, актера, но и в публичном характере, зрелищности урока, воспитательного мероприятия, которые так же, как и настоящий спектакль, должны производить на участников «театрального действия» ожидаемое впечатление с помощью особых форм выразительности. В театре к этим средствам воздействия относятся фабула, сценическая речь, сценическое движение (игра актеров), внешность персонажей, декорации, музыкальный фон. И хотя в педагогической деятельности совсем не обязательно демонстрировать профессиональное актерское мастерство, работник образовательного учреждения должен в определенной мере владеть техникой игры — «искусством переживания» и «искусством представления», уметь, пользуясь словами К. С. Станиславского, управлять своим вдохновением и настраиваться на творческую работу независимо от личных обстоятельств. Учитель-словесник Е. Н. Ильин в своей работе «Искусство общения» пишет, что ученики — не просто «класс», «кабинет», «аудитория». Это и зрительный зал Моя заветная мечта, говорит он, парты сделать партером! По его мнению, кино, телевизор — давно уже не только союзники учителя, но и самые опасные конкуренты, открыто намекающие, что из обычного «учебного средства» урок литературы должен вырасти в произведение искусства. Лишь там, где урок — искусство, есть место искусству. Во всех иных случаях мы имеем дело с тенями прошлого: «галереями» образов, фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и сам учитель-«академист» как один из «типичных представителей» неживой литературы. Художественную мысль, не «разыграв» и не создав сценического сюжета в анализе, исследовать в школе невозможно. Учитель, по словам Е. Н. Ильина, должен быть художником своего урока, т.е. сценаристом, режиссером, исполнителем и, конечно же, взыскательным критиком [3, с. 229]. Завершим размышления о связи педагогической и художественной деятельности строками А. А. Ахматовой, адресованными собратьям по перу. Нам свежесть слов и чувства простоту Терять не то ль, что живописцу зренье Или актеру — голос и движенье, А женщине прекрасной — красоту? Не относится ли этот вопрос в той же мере к людям, посвятившим себя служению педагогике?

Заметим, однако, что успешное использование средств эстетики в учебно-воспитательных целях возможно лишь тогда, когда учитель, воспитатель имеет соответствующую подготовку.

Ему необходимо разбираться в различных сферах прекрасного; он должен обладать «музыкальным ухом», чувствующим красоту формы глазом, развитым эстетическим вкусом.

Для него важно развивать такие актерские и режиссерские качества, как образное мышление, зрительная память, пространственное и временное воображение, умение перевоплощаться и др.

Источник: https://bookucheba.com/osnovyi-pedagogiki-knigi/etika-estetika-pedagogicheskogo-57971.html

Педагогическая рефлексия, этика и эстетика педагога

Вопрос 18. Этика и эстетика педагогического труда

Педагогическая рефлексия

Понятие «рефлексия» вошло в науку с именем Р. Декарта, который описал отражательную сторону головного мозга человека. Рефлексия является одной из форм мыслительных функций, описанных и примененных еще Сократом и Платоном. Рефлексия, по мнению древних, является рабочим инструментом человеческого разума.

Рефлексия— размышление, самонаблюдение, самоизучение; обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, психические качества и состояния; склонность к самоанализу.

В современной науке рефлексия рассматривается как универсальный способ анализа сознания, его возможностей в познании и объективной оценке предметов и явлений действительности (Т. Н. Савинкова). Она соотносится с мышлением и обозначается как обращение назад, отражение, анализ собственных действий и состояний.

Рефлексия является важной компонентой процесса саморегуляции, обеспечивающей личные адаптацию и развитие (С. В. Морозюк), и рассматривается как процесс переосмысления различных подструктур личности: «Я — физическое тело», «Я — биологический организм», «Я — социальное существо», «Я — субъект творчества», «Я — исполнитель», «Я — контролер» и т. д.

Суммируя приведенные выше дефиниции, следует отметить, что все они в совокупности определяют многообразие содержаний, выступающих в качестве предметов, на которые может быть направлена рефлексия.

Личность может рефлексировать и знания о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия, и представления о внутреннем мире другого человека, и причинах его поступков, и образах собственного «Я» как индивидуальности.

Рефлексия помогает педагогу быть более гибким в процессе педагогической деятельности, реализовывать свои замыслы более эффективно, выстраивать кооперативные отношения с другими людьми, вносить в свою деятельность необходимые изменения.

Поскольку рефлексия является одним из механизмов успешного решения творческих задач, то с ее помощью у человека появляется возможность перестраивать неадекватную модель поведения, заменяя ее на новую, более эффективную.

особенность педагогической рефлексии заключается в реализации принципа свободы внутри педагогического процесса, так как она по своей природе самостоятельна и строится на потребности понять себя и происходящее в себе.

Рефлексия как социокультурный феномен представляет собой инструмент формирования профессиональной духовности, выступает формой теоретической деятельности развитого человека, направленной на осмысление собственных действий, законов природы и общества.

Педагогическая рефлексия входит в структуру деятельности преподавателя и разделяется на внешнюю и внутреннюю.

Рефлексия отображает содержание наличного явления субъективной реальности в настоящий момент, даже если она высвечивает «прошлое содержание», поэтому характеризуется тем, что всегда ситуативна, а ее содержанием являются осуществляемая деятельность и мышление по принципу «здесь и теперь».

Рефлексия рассматривается как эвристический метод, основанный на принципе познания и анализе человеком явлений собственного сознания и деятельности. Выделяют следующие виды рефлексии:

· элементарную, которая приводит к рассмотрению и анализу знаний, поступков, к размышлению о границах и значении;

· научную, которая направлена на критику и анализ теоретического знания на основе методов научного познания;

· философскую, которая позволяет осознать и осмыслить основания бытия и мышления, человеческой культуры в целом.

Педагогическая рефлексия как образовательно-воспитательное явление принадлежит двум областям: онтологической, относящейся предметных знаний, т. е. к педагогике, и психологической, поскольку педагог — субъект, выражающий отношение к самому себе и своей деятельности.

Педагогическая рефлексия имеет свой предмет, в качестве которого выступают все явления, содержащиеся во внутреннем плане индивида: знания, представления, чувства, разнообразные переживания, отношения, желания, ценности.

Рефлексия — это большая внутренняя работа соотнесения себя, возможностей своего «Я» с тем, что требует педагогическая профессия.

Однако рефлексия — это не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления (Б. 3. Вульфов). Выделяются некоторые ее особенности как компонента готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластенин):

психологическая готовность, т. е. определенная направленность на различные виды профессиональной деятельности преподавателя в учебно-воспитательном процессе;

научно-теоретическая готовность, т. е. наличие у педагога научно-теоретических, психолого-педагогических, специальных знаний, необходимых для рефлексии;

практическая готовность, т. е. наличие практических умения и навыков, помогающих осуществить разные виды профессиональной деятельности педагога.

Особенностью механизма педагогической рефлексии является его двухуровневость: предметный уровень предполагает действия, образ действия; личностный — социально-психологическую сферу.

Типы рефлексии.Выделяют следующие типы рефлексии: личностно-смысловой, кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный.

Личностно-смысловои тип рефлексии понимается как переосмысление и перестройка субъектом содержания своего сознания, деятельности, общения, поведения, целостного отношения к окружающему миру.

Он обеспечивает на основе прежнего опыта возможность реализовать механизм внутренней обратной связи и обеспечить тем самым эффективность и успешность процессов самопознания и саморегуляции, поэтому его можно рассматривать как стимулятор личностного и профессионального роста, когда за счет рефлексивных процессов обнаруживаются и устраняются различные помехи и ограничения профессиональной деятельности. Личностно-смысловои тип рефлексии позволяет реализовать творческий потенциал личности за счет процесса переосмысления, который протекает в несколько этапов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку:

· актуализацию смысловых структур «Я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее осмыслении;

· исчерпание этих актуализирующихся смыслов при апробировании имеющихся стереотипов опыта и шаблонов действия;

· их дискредитацию, вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий;

· этап непосредственного переосмысления через осмысление целостным «Я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней, инновацию принципов конструктивного преодоления противоречий;

· реализацию заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержания личностного опыта и адекватное преодоление противоречий конфликтно-проблемной ситуации.

Кооперативный тип рефлексии понимается как высвобождение субъекта из процесса деятельности, выход его во внешнюю позицию по отношению к ней с целью обеспечения взаимопонимания и совместной согласованности действий. Функция этого типа рефлексии заключается в переосмыслении и реорганизации коллективной деятельности при столкновении сложившихся норм организации коллективного взаимодействия с условиями, требующими ее изменения.

Коммуникативный тип рефлексии направлен на осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, поэтому рефлексия рассматривается как важный компонент межличностного общения и социальной перцепции.

Она выполняет ряд функций: познавательную, регулятивную, развития, поскольку в процессе общения происходит смена представлений о партнере по общению из-за актуализации противоречий между представлениями о партнере и его реальными индивидуально-психологическими чертами, раскрывающимися в обшении.

Интеллектуальный тип рефлексии определяется как процесс соотнесения человеком способа своего действия с особенностями условий, в которых это действие требуется выполнить. Функцией интеллектуального типа является механизм переосмысления и преобразования исходной модели объекта в более адекватную на основе новой информации о нем.

Для реализации всех типов рефлексии нужны рефлексивно-перцептивные умения, которые связываются (А. А. Реан) с умением учитывать в своей деятельности собственные индивидуально-психологические особенности, способные адекватно оценивать свое психическое состояние, а также осуществлять разностороннее и адекватное восприятие и познание личности обучаемого.

Таким образом, педагогическая рефлексия стимулирует профессионально значимую позитивную ориентацию педагога, его направленность на поиск способов самоутверждения, самосовершенствования, раскрывает творческий потенциал личности педагога и студентов.

Рефлексия педагога оказывает сопротивление использованию способов насильственного влияния на личность воспитанника; не позволяет манипулировать сознанием как студента, так и самого преподавателя; содействует тому, что внутренние резервы личности педагога выступают побудителем активности и тем самым способствуют динамике профессиональной деятельности.



Источник: https://infopedia.su/2xb1bb.html

Этика и эстетика педагогического труда

Вопрос 18. Этика и эстетика педагогического труда

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, или деонтология (от греч. deon — долг и logos — учение). Как известно, этика (от греч.

ethos — нрав, обычай) — наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми.

Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами ее лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное отношение к ребенку проявлялось по-разному. Для Ж. Ж. Руссо, Льва Толстого, Р.

Штайнера любить детей означало предоставить им в соответствии с возрастными потребностями максимальную свободу творческого самовыражения. И. Г. Песталоцци и Януш Корчак были верны принципу: «Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды». Р. Оуэн, А. С.

Макаренко, заботясь о своих воспитанниках, стремились научить их быть счастливыми в настоящей и грядущей жизни.

И что бы ни говорили сторонники жестких методов в педагогике, без взаимной привязанности, симпатии, заботы, понимания невозможно добиться духовного единства педагога с детьми, которое В. А. Сухомлинский справедливо считал альфой и омегой учебно-воспитательного процесса.

Если вы еще не готовы полюбить всей душой каждого вверенного вам воспитанника (и послушного, и озорного, и прилежного, и нерадивого, и аккуратного, и неряху), то прислушайтесь к мнению Я. А. Коменского, который еще в эпоху позднего средневековья полагал, что все детские учреждения должны стать «мастерскими гуманности».

Позднее об этом писали И. И. Бецкой, Н. И. Пирогов, П. П. Блонский, М. Монтессори. Требование гуманного, т. е. чуткого, заботливого, бережного отношения к детям актуально и сегодня, когда в условиях экономической нестабильности, экспансии антикультуры, неустойчивого мира подрастающее поколение нуждается в особой защите.

Быть гуманным к воспитаннику детского учреждения — значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и духовного развития с учетом особенностей пола, возраста, индивидуальности.

Гуманность педагога проявляется также в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка, зафиксированных в отечественных и международных документах об образовании, защите детства и т. п. В Конвенции ООН о правах ребенка (20.11.

1989) говорится, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, занятия искусством, спортом, на собственное мнение и т. д.

В уставах детских домов Януша Корчака среди многих прав воспитанников были названы право на игру, на тайну, на внимательное отношение к своим проблемам, на протест, право ребенка быть тем, кто он есть.

Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний, ограничения свободы, лишения пищи, сна. Эти нормы в равной мере относятся к общественному и семейному воспитанию.

Спектр этических качеств, которые проявляются в общении педагога с воспитанниками, широк и многообразен.

Специальные исследования показывают, что, например, подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, желание оказать ученику помощь в овладении программным материалом, общительность, добросовестность, трудолюбие, сдержанность, веру в познавательные способности ученика, терпение, требовательность и ряд других профессионально значимых личностных черт. Но главное, чем дорожит воспитанник, — это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений. И глубоко права режиссер, профессор М. О. Кнебель, утверждая, что педагогика требует от человека качеств, близких к материнским. В своей книге «Поэзия педагогики» она писала, что как мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в учеников.

В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу и трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все твои муки.

Чтобы обеспечить единство педагогических требований к формированию личности ребенка в семье и детском учреждении, молодому учителю, воспитателю следует избрать верный стиль и тон общения с родителями своих питомцев: не упрекать отца или мать в плохом воспитании «трудного подростка», отказаться от нравоучений и терпеливо, убедительно разъяснять причины возникшего конфликта и пути его разрешения. А главное — постоянно вести социально-профилактическую работу, искать эффективные формы плодотворного сотрудничества семьи и школы.

Существует также «этический кодекс» взаимоотношений педагога с коллегами по работе. Заглянем в обозримое будущее. Представьте себя в такой ситуации. Вы, молодой специалист, выпускник вуза или колледжа, пришли в новый педагогический коллектив. Советуем придерживаться нескольких правил.

• Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения. Постарайтесь внимательно разобраться в обстановке, достижениях и недостатках своих коллег — представителей разных поколений.

• Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, особенно в присутствии инспектирующих лиц, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.

• Если в классе, где вы ведете свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах.

• Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Лучше всего привести веские аргументы в пользу вашей позиции и постараться убедить оппонентов в их неправоте.

Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание — главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.

Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессионального труда (одним из критериев высокого уровня педагогической культуры личности). Мы говорим: «эстетика», «прекрасное», «красота». А что означают эти понятия? Эстетика (греч.

aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука о природе эмоционально-ценностного отношения человека к миру, о прекрасном (красоте) в жизни и в искусстве. В истории эстетических учений наиболее известны две концепции прекрасного: идеалистическая и материалистическая. Сторонники одной концепции полагали, что «прекрасное должно быть постигнуто как идея» (Г. В.

Гегель); другие, напротив, считали источником прекрасного объективную реальность (Д.Дидро, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).

Более глубокую трактовку прекрасного, красоты дает Л. Н Толстой, подчеркивая их объективно-субъективный характер. Красотой в смысле субъективном, писал Л. Н. Толстой в статье «Что такое искусство», мы называем то, что доставляет нам известного рода наслаждение; в объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее.

Такой подход к пониманию сущности прекрасного разделяется многими современными философами. Он дает возможность уяснить личностный характер эстетического отношения, «механизм» благотворного влияния красоты на человека.

Удовлетворяя потребность в прекрасном — «человечнейшую из всех человеческих потребностей» (С. Л. Рубинштейн), мы обогащаем себя духовно, постигаем сердцем и разумом высшие ценности.

Следует помнить, что для педагога красота — не только предмет эстетического любования, но и верный союзник в его профессиональной работе.

Во-первых, прекрасное, искусство дают возможность и взрослым, и детям получить наглядно-образное представление об идеале совершенной личности и тем самым наполнить конкретным содержанием цели воспитания. Поскольку красота выступает для человека «кумиром без всяких условий» (Ф.М.Достоевский), ее притягательная сила, особенно в пору отрочества и юности, побуждает следовать образцам.

Во-вторых, еще во времена античности древними философами (Пифагор, Платон, Аристотель) было установлено родство таких категорий этики и эстетики, как добро и красота.

Идея единства прекрасного и нравственного красной нитью проходит через всю историю педагогической мысли. Не случайно В. А Сухомлинский считал, что главная задача воспитания средствами эстетики — вести детей через красивое к гуманному, человечному.

Кроме того, искусство, художественная деятельность помогают ребенку удовлетворить потребность в самовыражении, несут ему информацию особого рода — о «диалектике души», служат своеобразным учебником жизни.

Умелое использование педагогом в работе с детьми произведений искусства, эстетических аспектов учебного материала одухотворяет педагогический процесс, создает положительный эмоциональный настрой.

В-третьих, эстетика, красота — незаменимый компонент педагогического мастерства, источник творчества учителя, воспитателя. В этом смысле каждый педагог должен быть хотя бы чуточку художником своего дела, поэтом, артистом. Особенно тесно соприкасаются педагогика и сценическое искусство.

И дело не только в том, что педагогу приходится сочетать в одном лице функции, сходные с работой драматурга, режиссера, актера, но и в публичном характере, зрелищности урока, воспитательного мероприятия, которые так же, как и настоящий спектакль, должны производить на участников «театрального действия» ожидаемое впечатление с помощью особых форм выразительности. В театре к этим средствам воздействия относятся фабула, сценическая речь, сценическое движение (игра актеров), внешность персонажей, декорации, музыкальный фон. И хотя в педагогической деятельности совсем не обязательно демонстрировать профессиональное актерское мастерство, работник образовательного учреждения должен в определенной мере владеть техникой игры — «искусством переживания» и «искусством представления», уметь, пользуясь словами К. С. Станиславского, управлять своим вдохновением и настраиваться на творческую работу независимо от личных обстоятельств.

Учитель-словесник Е. Н. Ильин в своей работе «Искусство общения» пишет, что ученики — не просто «класс», «кабинет», «аудитория». Это и зрительный зал.

Моя заветная мечта, говорит он, парты сделать партером! По его мнению, кино, телевизор — давно уже не только союзники учителя, но и самые опасные конкуренты, открыто намекающие, что из обычного «учебного средства» урок литературы должен вырасти в произведение искусства. Лишь там, где урок — искусство, есть место искусству.

Во всех иных случаях мы имеем дело с тенями прошлого: «галереями» образов, фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и сам учитель-«академист» как один из «типичных представителей» неживой литературы. Художественную мысль, не «разыграв» и не создав сценического сюжета в анализе, исследовать в школе невозможно.

Учитель, по словам Е. Н. Ильина, должен быть художником своего урока, т.е. сценаристом, режиссером, исполнителем и, конечно же, взыскательным критиком [3, с. 229}.

Завершим размышления о связи педагогической и художественной деятельности строками А. А. Ахматовой, адресованными собратьям по перу:

Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу зренье

Или актеру — голос и движенье,

А женщине прекрасной — красоту?

Не относится ли этот вопрос в той же мере к людям, посвятившим себя служению педагогике?

Заметим, однако, что успешное использование средств эстетики в учебно-воспитательных целях возможно лишь тогда, когда учитель, воспитатель имеет соответствующую подготовку.

Ему необходимо разбираться в различных сферах прекрасного; он должен обладать «музыкальным ухом», чувствующим красоту формы глазом, развитым эстетическим вкусом.

Для него важно развивать такие актерские и режиссерские качества, как образное мышление, зрительная память, пространственное и временное воображение, умение перевоплощаться и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_3665_etika-i-estetika-pedagogicheskogo-truda.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий