Вопрос 14. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма.

Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма

Вопрос 14. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Эпоха Просвещения в Англии характеризовалась развитием и распространением естественных наук, преобладанием материалистических тенденций в философии, умеренной критикой религии и церкви.

В отличии от Франции, где Просвещение предшествовало политической революции, здесь все было наоборот : вначале произошла революция, а затем наступила эпоха Просвещения. Она представлена такими персоналиями и школами, как Джон Локк, деизм, спиритуализм Дж.Беркли, скептицизм Д.

Юма, философия шотландской школы.

Сенсуализм Джона Локка (1624-1704 гг.) Автор сенсуалистической теории познания, суть которой состоит в том, что человеческие чувства объявляются источником истинного знания. «В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах». Человеческая память сравнивается с чистой доской, на которую в течении жизни наносятся письмена знаний.

Никаких врожденных идей не существует. Опыт, из которого мы черпаем знания, бывает внешний и внутренний. Объект внешнего опыта — внешний мир, а объект внутреннего опыта — деятельность самой души. Идеи, получаемые в результате знания, Локк делит на простые и сложные. Простые идеи получаются при помощи одного чувства и отличаются простотой и ясностью.

К ним относятся, к примеру, идея тепла, света, черного и т.п. Простые идеи получаются пассивной деятельностью, называемой созерцанием. Сложные идеи получаются через сравнение, наблюдение, соединение простых идей. Локк различает три класса сложных вещей : модусы; субстанции; отношения. Будучи человеком верующим, он пытался примирить веру в откровение и требования разума.

В вопросе об универсалиях стоял на позиции концептуализма. Познание делил на: интуитивное (познание самоочевидных истин); демонстративное (положения математики, этики, бытия Бога) и сенситивное (существование единичных вещей).

Политическая концепция Локка признает, что государство не полностью монополизирует право решать судьбу народа и допускает право народа восставать против власти, если она не выполняет своих обязанностей.

11. Джордж Беркли (1685-1753)
Главное произведение: «Трактат о принципах человеческого знания». Будучи дьяконом англиканской церкви активно критиковал материализм и атеизм с позиций субъективного идеализма. Беркли опровергает утверждение Локка о том, что знание возникает из опыта.

Ведь опыт может дать знания только о единичных вещах, а общие понятия и отношения между ними вырабатываются с помощью разума. Беркли утверждает, что даже сами единичные вещи есть ничто иное как модификации нашего сознания, комбинации ощущений.

Все качества предметов субъективны: в действительности нет красного, теплого, круглого и т.п. Предметы, вне воспринимающего человека, не обладают определенностью, они — никакие. Обладать бытием — значит быть воспринимаемым. Это классическая формула субъективного идеализма в его крайней форме — солипсизме.

В натурфилософии Беркли выступил против учения Ньютона о материи, движении, пространстве и времени.

Давид Юм (711-1776). Основным объектом критики Юма становится материалистическое учение о причинности. В работах: Трактат о природе человека» и «Исследования человеческого разумения» он утверждал, что в природе нет необходимости и причинности.

Просто люди привыкли частую повторяемость вещей и процессов считать необходимой и причинной связью. На самом же деле это не так. Таким образом скептицизм Юма проявился в тезисе о проблематичности объективного существования вещей.

знания есть совокупность простых и сложных восприятий, или впечатлений и идей. Ум комбинирует впечатления и идеи и получает необходимые знания. роль в этом комбинировании принадлежит принципу ассоциации. Юм выделял три типа ассоциаций: по сходству; по смежности и по причинности.

Юм критиковал эмпирическую индукцию за её ограниченность. 11. Французское Просвещение и философский материализм XVIII в.

4. Французский материализм XVIII века

На базе критики деизма сформировалась другая форма философии Просвещения — материализм. Движение, жизнь, сознание рассматриваются в этой философии как атрибуты и функции материи. Природа, вечная и бесконечная в пространстве, развивается по своим законам.

Философы излагают свои взгляды не только в форме ученых трактатов, но преимущественно в форме широко доступных изданий — словарей, энциклопедий, памфлетов, политических статей и т.д.

Одним из теоретических источников для просветителей было учение английского философа Джона Локка (1632-1704), его труд «Опыт о человеческом разуме». Локк выделяет первичные и вторичные качества вещей.

К первичным он относит протяженность, величину, фигуру, положение, количественные характеристики, покой, движение. Вторичные качества — это субъективные ощущения —цвет, звук, вкус, запах и др.

Особое значение имели его положения об опытном происхождении знания, критика учения о врожденных идеях, его понимание опыта, его педагогические и политические идеи.

Если, как учил Локк, душа у человека при его рождении есть чистая доска, на которой лишь опыт начинает впервые наносить письмена, то значит, совершенство человеческой личности обусловливается воспитанием и политическим устройством общества.

Французские материалисты выдвигают и новые идеи. Они опираются на новые научные открытия Ньютона, Лапласа, Лавуазье и др.

Первый представитель этого материализма Ж. Ламетри (1709-1751) доказывал, что не только всякая форма неотделима от материи, но и материя связана с движением.

Вопреки Декарту, Ламетри стремился доказать не только одушевленность животных, но указывал на материальный характер одушевленности животных и человека. «Нам непонятен механизм наделения материи свойством ощущения, но они несомненно обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга».

Механицизм Ламетри доводит до конца. Живой организм он отождествляет с механизмом. Его произведение так и называется «Человек — машина».

Наиболее систематизированы взгляды Гольбаха (1723-1789). Самое крупное его сочинение — «Система природы». Основная мысль — о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц. Он доказывает универсальность движения в природе.

Гольбах впервые дал обобщенное определение материи: «Материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами веществам, основываются на различных впечатлениях или изменениях, производимых в нас этими веществами».

Материя вечно движется, это способ ее существования. В природе — строгая необходимость, действуют законы. Случайности нет, нет и беспорядка. Поведение человека тоже необходимо (имеется в виду механическая необходимость).

Следовательно, его философия — механистический материализм.

Учение о природе развил дальше Дени Дидро (1713-1784). Дидро — глава энциклопедистов. Он хотел, чтобы энциклопедия пропагандировала новые идеи и разрушала старые взгляды. По Дидро, мир никем не сотворен, вечен, бесконечен, вне его ничего нет. Он зарождается и умирает, каждый момент, все меняется, только целое остается.

Особое место у Дидро занимает материалистическое объяснение ощущений.

«Каким образом инертная материя (яйцо) начинает чувствовать (цыпленок)? Или ощущение появляется как нечто качественно новое, или способность, аналогичная способности ощущения должна быть признана свойством всякой материи независимо от формы материального тела и способа организации?» Сам Дидро был сторонником всеобщей чувствительности. «Под воздействием материи, тепла и движения получается способность ощущения, жизни, памяти, сознания, эмоции, мышления».

По Дидро, умозаключения выводим не мы, они выведены природой, мы регистрируем соприкасающиеся явления. В вещах есть первичные и вторичные качества, но и вторичные присущи самим предметам, а наши ощущения — неточные копии предметов.

Французский материализм на основе учения о природе развил и учение о познании. Главное в нем:

 все формы знания зависят от опыта, ощущений;

 методами, руководителями в познании являются эксперимент и наблюдение.

В учении об обществе они высказали следующие идеи.

Хотя человеческие действия обусловлены необходимостью, общество вправе наказывать за преступления. Человек способен сравнивать удовольствия, поэтому для него возможны правила поведения.

Правильно понятый интерес ведет к нравственности, так как, желая пользы от людей, человек должен делать пользу людям. В обществе люди и должны так поступать. Истинной движущей силой поступков является эгоизм, или личный интерес.

Основа нравственности — опыт, никакого нравственного чувства не существует.

По их мнению, нет образа правления, который бы вполне удовлетворил требования разума: чрезмерная власть ведет к деспотизму, чрезмерная свобода — к своеволию (деспотом становится каждый). Концентрированная власть становится опасной, разделенная — слабой. Поэтому выход один — просвещение общества.

Таким образом, мировоззрение эпохи Просвещения — это механистическая картина мира и безоглядная вера в способность разума познать этот мир.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2319. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/2-65505.html

Сенсуализм и субъективный идеализм (Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм)

Вопрос 14. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма.

Эмпиризм Бэкона получил следующие развитие в сенсуализме англ. философов – Джона Локка, Джорджа Беркли, Д.Юма. Сенсуализм – направление в гносеологии, признающее источники знания человеческие ощущения. Ощущения – это чувственные образы, окружающей действительности, отражающие отдельные качества и свойства предметов.

Разуму сенсуализм отводит вторую роль. Сенсуализм начинается с Джона Локка, который пишет работу «Опыт о человеческом разуме» (17 – нач. 18 веках). В онтологии он занимает промежуточную позицию между идеализмом и материализмом.

Локк подверг резкой критики рационализм Рене Декарта, однако он не мог отрицать наличие у человека внутреннего мира, основанного на чувствах. Поэтому Локк сформулировал положение в гносеологии о первичных и вторичных качествах вещей, предметов.

Под первичным качеством он понимает количественные данные предметов, вещей – величина, фигура, движение, покой. Под вторичным качеством – запах, цвет, вкус, звук. Кажется, что они принадлежат вещам, но это неверно, говорит Локк, т.к. они возникают в самом субъекте (человеке). Под воздействием первичных качеств.

Он выдвинул тезис о том, что сознание человека в момент рождения – это «чистая доска», на которой впоследствии жизнь рисует свой рисунок (знания). Умственная (рациональная деятельность) позволяет человеку лишь обобщать результаты ощущений и получать сложные идеи. У него есть простые и сложные идеи.

Принципиально иную позицию в гносеологии занимал Беркли и Юм, если Локк колебался между материализмом и идеализмом, то Беркли и Юм отвергает материю абсолютно, для них существует только одна духовная субстанция. Это неверная позиция, т.к. чтобы были ощущения у человека для этого необходим объективный материальный мир, т.к.

источник всех ощущений материальный объективный мир. У Беркли ощущения это не результат отражения мира, а идеи, вложенные в душу человека Бога. Нет ничего кроме сознания субъектом. А весь мир окружающий эти комбинации моих собственных ощущений. Знаменитая его фраза: «Существовать – значит быть воспринимаемым».

На основание изложенного следует сказать что в онтологии Беркли субъективный идеализм, а  в гносеологии – сенсуализм. Юм основной вопрос философии – соотношение духа и материи – считает теоретически неразрешимой и бессмысленной и разделяет позицию Дж. Беркли. В итоге оба философа пришли к такой позиции в гносеологии – агностицизму – непознаваемость мира, т.е. мир познать невозможно, т.к. нет материи.

Основной вопрос философиионтологиягносеология
Что первично? Что вторично?Познаваем ли мир? (эмпиризм,рационализм)
онтологиягносеология
БэконМатериализмэмпиризм
ЛоккМежду материализмом м идеализмомсенсуализм
БерклиСубъективный идеалистсенсуалист
ЮмСубъективный идеалистсенсуалист

Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.

Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.
Социальная философия Просвещения (Т.Гоббс, Д.Локк, Вольтер, Руссо).

Родиной Просвещения является Англия, наиболее развитая того времени (17 в), но расцвета достигает в 18 в. во Франции. Большое значение для современности имеет социальная философия просветителей – Джон Локк, Томас Гоббс, Вольтер, Монтескье, Руссо.

Истоки социальной философии начинаются с просветителей Локка и Гоббса, которые определи суть политики словами Макиавелли: «Цель оправдывает средства». Гоббс создает теорию общественного договора, согласно которой естественное состояние людей строилось по принципу война всех против всех.

Это было догосударственное общество, т.е. естественное состояние. Чтобы человечество не истребило друг друга, в древности необходимо было заключить так называемый «общественный договор» (государство). Следовательно, государство возникло с помощью общественного договора, т.е.

соглашения с каждым человеком о передаче им права управлять им собой специальной властью. Гоббс пишет работу «Левифан», где государство называет этим чудовищем. Государство возникло, для того чтобы обезопасить жизнь своих поданных. Гоббс занимал позиции механистического материализма во взглядах на человека и общество.

И описал это в своём труде «Лефиван». Локк продолжает его идеи в области социального устройства и считает, что гражданское состояние людей (под властью государства) значит лучше, чем естественное состояние (бесклассовое общество и без государства).

Основные идеи Локка о гражданстве и государстве были положены в основу конституции США (в 1787) – первая конституция. Заслуга Локка в том, что он сформулировал буржуазные принципы, т.е. политические права и свободы человека (гражданина):

1)    право на жизнь

2)    право на охрану и здоровье, и безопасность жизни

3)    право на частную собственность

4)    право гражданина на свободу

Кроме того, ему принадлежит идея о разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная. Дальнейшее развитие и завершения,  концепция общественного договора получает у французского просветителя Жан Жака Руссо. Он критически рассмотрел достижение своих предшественников и неслучайно получил прозвище – «анти — Гоббс».

Го работа «об общественном договоре» провозглашает принципы политического общества, политические свободы и социальное равенство всех граждан. Он занимал позиции революционера и поэтому источник неравенства людей видел в частной собственности, которую и призывал уничтожить.

После этого он предлагал заключить новый общественный договор, который установит прямое народовластие — народный суверенитет, где народ выступает источником власти. Эти идеи Руссо легли в идеологию лево демократического крыла будущей великой французской революции.

Таким образом, в 17-18 веке в Англии и Франции были заложены основы правового государства и гражданского общества, а их теоретической основой стал общественный договор и принцип разделения властей. Вершиной французского просвещения 18 века выступает творчество Вольтера, писателя, общественного деятеля и философа.

Свое творчество  он строил на резкой критике католической церкви и священнослужителей, но Бога он не отрезал, а значит и религию в целом.

В его понимании Бог – это «философ на троне неба», что позволяло ему создать учения о «естественной религии», противостоящая христианству и его морали, под ней он понимал принципы новой морали, основанной на возрождении золотого правила нравственности Конфуция: «Не делай другому того, чего не желаешь себе», критикуя только служителей церкви за их аморальный образ жизни, он одновременно критиковал и атеизм. В целом его взгляды были очень противоречивы.

Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Источник: https://students-library.com/library/read/18692-sensualizm-i-subektivnyj-idealizm-dlokk-dberkli-dum

9. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм д. Юма

Вопрос 14. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма.

Подидеей Локкпонимает не только абстрактные понятия,но и ощущения, фантастические образы ит.п. За идеями, по мысли Локка, стоятвещи. Идеи ощущения подразделяются уЛокка на два класса: 1) идеи первичныхкачеств; 2) идеи вторичных качеств.

Первичные качества -это присущие теламсвойства, которые неотъемлемы от нихни при каких обстоятельствах, а именно:протяженность, движение, покои, Аормачисло,плотность. Первичные качествасохраняются при всех изменениях тел.Они находятся в самих вещах и потомуназываются реальными качествами.

Вторичные качества не находятся в самихвещах Они всегда изменчивы, доставляютсяв наше сознание органами чувств К нимотносятся: цвет, звук, вкус, запах и т.п.При этом Локк подчеркивает, что вторичныекачества не иллюзорны.

Между первичнымии вторичными качествами имеется нечтообщее: и в том, ив другом случаях идеиобразуются через так называемый импульс.Идеи получаемые из двух источниковопыта (ощущений и рефлексии), составляютфундамент, материал для дальнейшегопроцесса познания. Все они образуюткомплекс простых идей: горькое, кислое,холодное, горячее и т.п.

Кроме них,существуют сложные идеи, которыепроизводятся умом, когда он составляети комбинирует простые. По Локку, подсубстанцией следует понимать какотдельные вещи -железо, камень, солнце,человек, представляющие примерыэмпирических субстанций, так и философскиепонятия — материя, дух.

Берклиотбрасываетматериалистический исходный пунктучения Локка и объявляет ощущения(«идеи») единственной воспринимаемойчеловеком реальностью. Материалистическомусенсуализму Локка Беркли противопоставляетидеалистический сенсуализм.

ПоБеркли,предпосылка понятия о материи, как ипонятия о пространстве, состоит вдопущении, что, отвлекаясь от частныхсвойств вещей, воспринимаемых посредствомразличных ощущений, мы можем образоватьотвлеченную идею об общем для нихвещественном субстрате. Но это-деневозможно.

У нас нет и не может бытьчувственного восприятия материи, кактаковой. Мы воспринимаем лишь отдельныевещи, и» каждое из этих восприятийпредставляет собой сумму отдельныхощущений, или, по терминологии Беркли,«идей». Таковы идеи цветов,, запахов,звуков, температурных, осязательныхощущений и т.

д Мы видим отдельные цвета,а не окрашенную материю, слышим отдельныезвуки, а не звучащую материю и т. д.Неможет быть, по мнению Беркли, и общейотвлеченной идеи материи, подобно томукак не может быть отвлеченной идеипротяжения, пространства и т. д.

Словостановится общим не потому, что оно естьзнак отвлеченной общей идеи, а потому,что оно способно быть знаком многихчастных идей, каждую из которых ономожет вызвать в уме. Ум человека можетобразовать, общую идею вещи, но не общуюотвлеченную идею.

Отвлеченная идеяматерии, уверяет Беркли, не можетприбавить к свойствам вещей ни одногосвойства сверх тех, которые открываетв них чувственное восприятие.Беркливыступает также против учения о первичныхи вторичных качествах материи. Учениеэто — субъективный идеализм.

Отвергнувбытие материи, оно признает существованиетолько человеческого сознания, в которомБеркли различает «идеи» и «души». Идеи— это качества, данные в нашем субъективномвосприятии. Души — воспринимающие,деятельные нематериальные субъектыдуховной деятельности. По мнению Беркли,идеи совершенно пассивны. Напротив,души в отличие от идей активны Берклисвоим признанием сверхприродной духовнойсилы — бога — делает шаг к объективномуидеализму. 

СкептицизмЮма напрямуюсвязан с локковским эмпиризмом. Юм берету Локка главное — критику идеи субстанции,но по большому счету не выдвигает противэтой идеи ни одного нового аргумента.Новизна же его позиции, в сравнении сЛокком и Беркли, в том, что существованиеБога, считает Юм, так же сомнительно,как и существование материи.

Религия,согласно Юму, приемлема только поморальным соображениям. А конечныйвывод скептицизма заключается в том,что в познании мы можем иметь дело толькос явлением, а не с тем, что является, т.е. с сущностью. Будучи скептиком, Юм всомнении видит главное оружие философа.

В «Трактате о человеческой природе», аименно в книге первой, которая называется«О познании», Юм различает впечатленияи идеи. Юм вводит посредника между вещьюи идеей в виде впечатления. Но разницамежду впечатлением и идеей у негоостается не качественной, а чистоколичественной. «Впечатлениями» Юмназывает «все наши ощущения, аффекты иэмоции при первом их появлении в душе».

«Идеями» он называет «слабые образыэтих впечатлений в мышлении ирассуждении».Отсюда уже хорошо видно,что Юм в целом следует эмпирическойтрадиции в понимании При этом память вучении Юма — исходная из указанных сил,проявляющая себя в способности удерживатьобразы после прекращения воздействияизвне. Что же касается идеи, то она,напомним, есть образ впечатления.

А посути это образ образа. Как было принятов его время, Юм делит идеи на простые исложные. И последние в его теории познания— продукт деятельности воображения.Человеческий ум в учении скептика Юмаиграет незавидную роль.

У него выходит,что компетенция ума у человека ограниченалишь отношениями между идеями Предметразума — отнюдь не отношение знания кмиру, а отношение идеи к идее. При этомразум должен иметь дело только с темиидеями, которые произошли из восприятий.В ином случае перед нами фикция, которуюследует искоренять.

Источник: https://studfile.net/preview/6332428/page:10/

Вопрос №9.Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма

Вопрос 14. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 16Следующая ⇒

Теоретико-познавательное представление о существовании двоякого рода чувственных образов качеств материальных тел, различающихся по характеру их соответствия своим прообразам. Наиболее обстоятельно это представление было изложено в философии Нового времени Дж. Локком в «Опыте о человеческом разумении».

Согласно Локку, первичные качества тел — протяженность, форма, плотность, подвижность — совершенно неотделимы от тел и вполне адекватно воспринимаются человеком. Однако в телах есть и такие недоступные нашему восприятию формы, объемы и движения частиц, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают образы, не схожие с породившими их качествами.

Цвет, вкус, звук, тепло как таковые, в том чувственном виде, в каком они воспринимаются человеком, не существуют в самих телах. Это — вторичные качества, производные от первичных, являющихся единственно объективными.

Центральная проблема теории первичных и вторичных качеств, с самых различных сторон , рассматриваемая в «Опыте»,- теоретико-познавательная проблема способов воспроизведения этих качеств субъектом. Локк признает два познавательных механизма ощущений:

1. Дает образы качеств действительности,

2. Дает необразную, знаковую информацию о качествах (ощущения вторичных качеств как бы обозначают свойства тел);

Объяснение причин возникновения цветовых ощущений предполагает, по Локку, учет трех взаимодействующих факторов: предмета ощущения (порфир), потока световых лучей, отражаемых порфиром, и органа зрения, воспринимающего отраженные лучи.

Локк применяет для характеристики познавательных особенностей ощущений целый набор понятий- знаки как обозначения объективных свойств и качеств; следствие взаимодействия явлений внешнего

мира и органов чувств; соответствие ощущений или совокупности ощущений отдельным свойствам и предметам, явлениям внешнего мира. Характерно, что знаковая трактовка идей вводится у него не специально при обсуждении проблемы первичных и вторичных качеств, а применительно ко всем идеям, как чувственным, так и рациональным.

Локк стал основателем классического либерализма. Он поддерживает идею о том, что государство — это результат общественного договора. Исходя из эмпиризма, он считает, что человек изначально ни добр и ни зол, а каждый человек — результат опыта. Поэтому дальнейшее развитие человека и общества зависит от опыта, от того, как общество будет организовано.

Английский философ Джордж Беркли (1685 – 1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории И.Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства.

Беркли не без тонкости заметил: в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для всех них вещества как некоего субстрата.

Однако это, по Беркли, невозможно: у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без какого-либо остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или «идей».

И в самом деле, в таком случае, от материи ничего не остается: она как бы растворяется в некоторой «туманной» неопределенности, которая вообще ни на что не может воздействовать. Отсюда афористический постулат Беркли: «Быть – значит быть в восприятии».

А если, скажем, данная береза никем не воспринимается, что же – она перестает существовать? Беркли на это возражал примерно так: тогда ее воспринимают другие люди или вообще живые существа. А если все они заснули и отключились от восприятия? Беркли на это возражал так: Бог как вечный субъект всегда все воспринимает.

Но рассуждение с атеистических позиций приводит к следующему выводу.

Если Бога нет, тогда то, что мы считаем материальными объектами, должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но, утверждал Беркли.

так уж сложилось: что благодаря постоянному бдению Бога, вызывающего в нас идеи, все на свете (деревья, скалы, кристаллы и т.д.) существует постоянно, как и полагает здравый смысл.

Итак, по Беркли, материя беспредметна, потому что она состоит из звука, плотности, цвета, формы и если все это убрать, то ничего не останется. Комбинация ощущений (исходный момент познания): запахи, звуки, цвета существуют только в воспринимающем духе человека; они вторичны; а идеи, существующие в духе – первичны.

Процесс познания – это описание комбинаций ощущений (субъективный идеализм). Солипсизм Беркли – крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью лишь мыслящий субъект. Все существует только в познании человека. Беркли признает впоследствии Бога творцом всего сущего.

Бог – это духовная субстанция, вездесущий вечный дух, всеобъемлющий все вещи; демонстрирующий правила, которые Он сам установил и которые мы называем законами природы.

Юм выделяет четыре вида скептицизма:

1. Пирронизм, или крайний скептицизм, исповедующий тотальное сомнение. Юм негативно относится к такого рода философии: есть области совершенно достоверного познания (математика и “истинная метафизика».

На этой позиции нельзя долго устоять и в менее достоверных познаниях: мы рано или поздно должны предпочесть те или иные решения: “Главным и самым неотразимым возражением против чрезмерного скептицизма является то, что он не может принести долговременной пользы, пока сохраняет всю свою силу и мощь”.

Приверженец пирронизма должен признавать, что весь строй человеческой жизни должен был бы подвергнуться разрушению, если бы его принципы приобрели всеобщее и прочное господство. Правда, такого рокового конца вряд ли можно опасаться, ибо природа всегда гораздо сильнее принципов.

Пирроник неизбежно должен рано или поздно пробудиться от своего скептического сна. Негативное отношение Юма к пирронизму возрастает от “Трактата о человеческой природе” (1739) к “Исследованию о человеческом познании” (первоначальное название этой работы 1748 г.

– “Философские опыты о человеческом познании”), а ведь именно последняя работа объявляется им изложением своей окончательной позиции.

2. Методический скептицизм Декарта. Это сомнение, развиваемое с целью отыскания несомненного. Конечно, такая установка не может быть названа скептической в строгом смысле слова. Скорее, это единственное противоядие скептицизму. Юм одобряет такой подход и вообще принимает рационалистический метод Декарта, что, кстати, не позволяет бездумно причислять его к эмпиристской традиции.

Вот что он говорит о своем отношении к методическому сомнению Декарта: “Надо, однако, признать, что, будучи более умеренным, такой вид скептицизма может быть очень разумным и оказаться необходимой подготовкой к изучению философии, ибо он способствует сохранению должной беспристрастности в суждениях и освобождает наш ум от всех предрассудков, которые могли укорениться в нас вследствие воспитания или необдуманно принятых мнений. Нужно начинать с ясных и самоочевидных принципов, продвигаться вперед осторожными и верными шагами, часто пересматривать наши заключения и точно анализировать все их следствия … Это единственный способ, с помощью которого мы можем надеяться достичь истины, а также добиться надлежащей устойчивости и достоверности в наших выводах”

3. Академическая философия, или “смягченный” скептицизм.

Он “отчасти является результатом пирронизма, или чрезмерного скептицизма, когда неограниченные сомнения последнего оказываются до известной степени исправлены с помощью здравого смысла и размышления”.

Академический скептицизм сводится к требованию осторожности в рассуждениях. Он, по сути, является разновидностью картезианского скептицизма со всеми вытекающими отсюда последствиями.

4. Консеквентный – последовательный скептицизм, т.е.

скепсис в отношении возможности решения ряда философских вопросов, наступающий в результате тщательного исследования человеческих способностей познания.

Опять-таки, эта позиция не имеет ничего общего с традиционным скептицизмом. Если считать ее скептической, то тогда скептиком можно назвать и Канта, и Локка, да и вообще чуть ли не всех философов.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7x27e8.html

Субъективный идеализм Дж. Беркли

Вопрос 14. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма.

Основные идеи сенсуализма Локка.

Философия Дж. Локка.

Дж. Локк(1632 – 1704) – английский философ — сенсуалист. Его главное произведение «Опыт о человеческом разуме» было опубликовано в1690 году.

1. Источником знаний являются чувства человека. Познание начинается с воздействия внешнего мира на органы чувств человека, и у него возникают определенные ощущения и восприятия. От рождения сознание человека есть «ТАБУЛА РАЗА» — дословно: чистая доска, по сути: «чистый лист бумаги».

Все, что узнает человек – это приобретенное в результате взаимодействия органов чувств с окружающим миром. Таким образом, все знания, заблуждения человек получает из чувственного опыта. «В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах», — считает философ.

2. Опыт — источник всех знаний. Он делится на внешний и внутренний.

Внешний опыт: его источник — ощущения, он дает человеку знания о внешнем мире.

Внутренний опыт или рефлексия – это деятельность человеческого ума. Он является источником знаний о духовном мире человека, о Боге, других объектах религиозной веры. Эти явления не могут восприниматься чувственно, то есть на основе внешнего опыта.

Рефлексия – (от лат. – отражаю) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Внутренний опыт может возникнуть только на основе ощущений — внешнего опыта. До и без ощущений невозможна работа ума.

В этом и проявляется сенсуализм Локка: разум может действовать только на основе чувств, ощущений.

3. Третий аспект сенсуализма Локка связан с его учением о первичных и вторичных качествах (основоположник этой идеи Демокрит).

Первичные качества — существуют и сохраняются у тел всегда. Это то, что присуще телам объективно, существует реально, есть в вещах на самом деле. Примеры первичных качеств: объем, плотность, форма, протяженность, покой, движение.

Вторичные качества – это то, что человеку кажется принадлежащим вещам, но на самом деле в вещах отсутствует. Нам просто кажется, что эти качества есть. Примеры: вкус, цвет, запах. Эти качества, по Локку, реально в вещах не существуют. Они связаны только с ощущениями. Если, например, человек глух, то для него в мире нет звука.

В охарактеризованных трех положениях состоит суть сенсуализма Дж. Локка.

Дж. Беркли (1685 – 1753) – английский философ. Учился в одной школе с известным сатириком Джонатаном Свифтом, который впоследствии стал его другом.

Основной труд Беркли – «Трактат о началах человеческого знания» (1710 год).

Философ стремился быть понятным даже малообразованным людям, предлагая им рассуждать просто, верить только в то, что видишь, слышишь, ощущаешь и не верить в то, что ощутить невозможно, например в материю.

Кроме того Беркли хотел сокрушить «гидру атеизма и материализма», доказать их ложность. Для решения этой задачи мыслитель использовал:

— идеи номинализма, одного из философских учений средних веков. Номинализм утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия или универсалии реальным существованием не обладают.

— принципы сенсуализма, разработанного Локком: источником знаний человека о мире является чувственный опыт.

Созданная Беркли философия получила название «субъективный идеализм», который утверждает, что вещи существуют не сами по себе, независимо от сознания, а лишь потому, что люди их воспринимают чувствами, ощущениями.

Стараясь выполнить свою главную задачу — сокрушить материализм и атеизм — Беркли предлагает следующее учение о вещах. Что же такое вещь?

  1. Это совокупность ощущений человека, который эту вещь воспринимает. То есть любой предмет – книга, яблоко, дом, стол — существует только потому, что он воспринимается субъектом познания (человеком) чувственно. СУЩЕСТВОВАТЬ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПРИНИМАЕМЫМ – вот одна из главных истин, предлагаемых Беркли.
  2. Отсюда вывод: если существует только то, что мы ощущаем, то ВНЕ СУБЪЕКТА НЕТ ОБЪЕКТА. Получается, что ощущения человека первичны, а вещи вторичны.

3. Если вещи существуют лишь тогда, когда они воспринимаются субъектом познания, человеком, то с исчезновением людей должен исчезнуть и мир вещей. Кроме того: окружающие нас люди, также как и вещи, есть ни что иное, как совокупность наших ощущений. Следовательно, они существуют лишь тогда, когда их воспринимает другой субъект.

Но считать, что существует только человек и его сознание, а весь мир и другие люди – лишь комплекс его ощущений, и если исчезнут люди, то исчезнет и весь мир — это абсурд. Однако именно к этому пришел Беркли. Такая точка зрения называется солипсизм. Естественно, что философа это не устраивало.

Для выхода из подобного тупика Беркли предлагает следующие два рассуждения:

1) В мире существует не один воспринимающий субъект, людей много. Поэтому вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другими.

2) Если представить, что исчезли бы все субъекты, то вещи при этом все равно не исчезли бы. Они продолжали бы существовать, поскольку есть такой субъект, который никогда исчезнуть не может. Это Бог. Следовательно, не может исчезнуть и весь сотворенный им мир. Этот вывод приближает Беркли к объективному идеализму.

Философия Беркли стала яркой иллюстрацией того, что даже самые лучшие замыслы могут привести к абсурду. Идеи Беркли сыграли значительную роль в дальнейшем развитии философии. На их основе возникли взгляды позитивистов и неопозитивистов.

Источник: https://studopedia.su/10_21999_sub-ektivniy-idealizm-dzh-berkli.html

Разработка гносеологических доктрин в английской философии XVIII в. Сенсуалистическая теория Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д.Юма

Вопрос 14. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма.

Джон Локк (1632—1704) — англий­ский философ.

В центре внимания Локка — проблемы гносеологии и социальной философии (политики, этики и педагогики).

Проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка «Опыт о человеческом разуме». Центральной темой для Локка стал сам разум человека, его границы, способности и функции.

Важнейшую роль в его учении играет поня­тие «идеи».

Локк называет идеями все то, что, существуя в сознании человека, является объектом человеческого мышления: образы чувственных вещей, абстракции (например, число, бесконечность и т.д.) и мысли (выражаемые предложениями).

Полемизируя с Декартом, Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей — ни теоретических (научных законов)» ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, суще­ствующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Опыт делится на внешний, где нам приходят ощущения, и внутрен­ний, в котором мы имеем дело с рефлексией (внутренняя деятельность нашей души, движение мыслей).

Идеи бывают простые (полученные от одного органа чувств — звук, цвет и т.д.) и сложные (полученные от нескольких органов чувств).

Объекты, существующие во внешнем мире, вызывают в человеке простые идеи (ощущения). Анализируя их, Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств.

Познание является истинным только тогда, когда идеи соответствуют вещам.

Таким образом, закла­дывая основы сенсуализма, Локк не только утверждает, что ощущения являются источником познания, но и что именно они (а не разум — как это было у Декарта) есть критерий истины.

Процесс познания он рассматривает как восприятие и понимание согласованности или несогласованности между нашими идеями. Локк различает три типа познания: интуитивное, демонстративное и чувственное.

Джордж Беркли(1685—1753) — анг­лийский философ. Родился в Ирландии, окончил Тринити-колледж в Дублине, где изучал математику, философию, логику, классическую ли­тературу.

Философия Беркли пред­ставляет собой оригинальную комбинацию объективного и субъек­тивного идеализма: объективного, поскольку творцом реальности признается Бог, и субъективного, поскольку реальным признается су­ществование только множества человеческих сознаний (душ). Про­должая идущее от античной философии деление бытия на реальный умопостигаемый мир и иллюзорный, чувственно воспринимаемый, Берк­ли (как и Лейбниц) отрицает действительное существование матери­ального телесного мира.

Беркли для характеристики всего содержащегося в на­шем сознании использует термин «идея». Все идеи он делит на «внеш­ние» и «внутренние».

Процесс познания идет лишь там, где есть идеи. Но идеи не могут находиться в том, что лишено и чувств, и мышления. Все осмысленные сло­ва языка, которыми мы пользуемся, обозначают различные идеи, т.е.

нечто, находящееся в нашем сознании, и ничего вне его.

Поэтому, когда мы говорим, скажем, о времени или пространстве (протяженности), то необходимо учитывать, что на самом деле мы имеем в виду идеи, нахо­дящиеся в нашем сознании.

Беркли критикует теорию первичных и вторичных качеств. И первичные, и вторичные качества, по его мнению, это всего лишь ощущения. Связь между ощущениями различного типа (зрительными, слуховы­ми, вкусовыми и т.п.

) не имеет объективного характера. Но идеи носят стабильный и регулярный характер, так как когда люди перестают воспринимать некую вещь, та не исчезает, посколь­ку эта вещь продолжает существовать в сознании Бога.

Беркли также отрицает существование любых абстрактных идей. Абстрактные идеи, по мнению Беркли, — это опасные иллюзии.

Таким образом, в онтологии Беркли признается существование только множества человеческих сознаний (душ, интеллектов, разу­мов), воспринимающих различного рода идеи.

Идеи Беркли оказали значительное влияние на дальнейшее развитие европейской философии, особенно современной (XIX—XX вв.): на философию жизни, эмпириокритицизм (махизм), фе­номенологию, экзистенциализм.

Давид Юм (1711 —1776) — англий­ский историк, публицист, экономист и философ.

Признавая (в отличие от Беркли) существование внешнего мира, Юм утверждал, что мы ничего об этом мире не знаем, и в принципе знать не можем. Юм является ос­новоположником новоевропейского скептицизма и агностицизма.

Центральное место в учении занимают проблемы гносеологии. В отличие от Локка и Беркли, которые все содержание человече­ского разума называли идеями, Юм называет его восприятиями и из­начально делит их на «впечатления» («ощущения») и «идеи». Между ними существует только два существенных различия: по сте­пени и по порядку.

Впечатления бывают простыми (красный цвет, соленый вкус и т.п.) и сложными (впечатление от яблока в целом). Идеи также бывают просты­ми и сложными; но если простые идеи — это бледные копии впечатлений (ощущений), то сложные идеи могут быть как копией сложного впечатле­ния, так и результатом комбинации в уме простых идей.

Рождение сложных идей связано также с наличием памяти, кото­рая позволяет воспроизводить впечатления и идеи, имевшие место в прошлом, и воображения, позволяющего создавать новые комбинации знакомых идей.

Эта связь между идеями выражается в принципе ассоциации, сформулиро­ванном Юмом по трем основаниям: сходство, смежность и причинно-следственная связь.

Подводя итоги, Юм замечает, что действие такого «притяжения» идей очевидно любому, но причины его неизвестны и должны быть от­несены «к первоначальным качествам человеческой природы».

Юм — номиналист. Как и Беркли, он отрицает существование об­щих, абстрактных идей.

Между идеями, существующими в нашем сознании, могут суще­ствовать два вида отношений: отноше­ние логического следования и за­ключение о «фактах».

Судьба учения. Философские идеи Юма, и в особенности его скеп­тицизм и агностицизм, сыграли заметную роль в дальнейшем развитии европейского субъективного идеализма (схема

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_36428_razrabotka-gnoseologicheskih-doktrin-v-angliyskoy-filosofii-XVIII-v-sensualisticheskaya-teoriya-dzh-lokka-sub-ektivniy-idealizm-dzh-berkli-skeptitsizm-dyuma.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий