Вопрос 12 Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику.

Учебник и его дидактическая характеристика. требования к современному учебнику

Вопрос 12 Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику.

Учебник – это учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета. По своему содержанию и структуре учебник полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.

Учебное пособие – это учебное издание, содержание которого соответствует программе лишь частично. В учебном пособии ряд тем и разделов программы может быть не освещен, но могут присутствовать темы и разделы, не предусмотренные программой. Учебное пособие только дополняет учебник или частично (либо полностью) заменяет его, если учебник по данному предмету еще не создан.

Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения в школе.

Современные требования к учебнику.К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Дидактические требования. Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала.

Учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма.

Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Школьный учебник должен реализовывать связь обучения с жизнью и практикой, практическое применение знаний в учебной деятельности, взаимосвязь между отдельными учебными предметами.

Он должен быть снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Методические требования – это расположение глав и параграфов, внутренняя целостность, четкость, логическая последовательность, краткость выводов, ясность, выразительность и образность изложения, иллюстрирование, точные и разнообразные вопросы, условия и задания, которые требуют от учащихся мыслительных операций, записей, зарисовок, чертежей, расчетов, практических работ, опытов и т. д.

Психологические требования.

Учебник, являясь изложением подлинной науки, одновременно должен быть доступным для учащихся, учитывать их возраст, уровень развития их восприятия, памяти, мышления, должен развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Он должен соответствовать задачам развития познавательных способностей учащихся. Расположение материала на страницах учебника должно учитывать особенности восприятия нового, степень усвоения предыдущего и, главное, заинтересовывать учеников.

Эстетические требования. Учебник должен быть в меру красочен. Учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать разного рода метафоры, что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Гигиенические требования – это требования к величине и качеству шрифта, качеству бумаги и др. В последнее время делаются попытки установить даже предельно допустимую массу комплекта школьных учебников. Кроме того, учебник должен содержаться в порядке учащимся, который им пользуется.

14. сущность, структура и функции процесса обучения.
Учителю надо иметь отчетливое представление о тех признаках, которые должны быть свойственны совре­менному процессу обучения, независимо от преподаваемого предмета.

Обучение – это процесс управления педагогом познавательной дея-тельностью учащихся с целью овладения ими социальным опытом, выра-ботанным предыдущими поколениями (т. е. содержанием образования).

Обучениепредставляет собой совместную деятельность учителя и учащихся для достижения определенных результатов в образовании, развитии и формировании личности.

Обучение является двусторонним процессом. С одной стороны в нем участвует обучающийся – тот, кто осуществляет учебную деятельность (учащийся), и тот, который ею управляет (учитель). Другими словами, процесс обучения включает два теснейшим образом взаимосвязанных процесса: преподавание и учение.

Преподавание (деятельность преподавания) – это педагогическое управление учебной деятельностью учащихся. Неправильно понимать под преподаванием только сообщение, передачу определенной суммы знаний.

Учение (учебная деятельность) – этоцеленаправленное усвоение индивидом социально-выработанного опыта, любых практических и научных знаний, способов деятельности и ценностных отношений в условиях организованного обучения.

Третий важный компонент учебного процесса — предмет обучения.

В современной общеобразовательной школе предмет обучения составляют основы техники, труда, искусств, физической культуры, нравственности, политических знаний, основы общеобразовательного знания.

Таким образом, процесс обучения представляется как познавательная деятельность в системе «учитель — предмет обучения — ученик».

В процессе обучения происходит постоянное изменение соотношения между преподаванием и учением в сторону повышения роли самостоятельной деятельности учащихся.

1. Методологической основой процесса обучения является теория познания (гносеология) – философское учение о закономерностях познания вообще, о возможности человека познавать окружающую его действительность, об источниках, формах и методах постижения человеком истины.

исследования ученых и познавательная деятельность учащихся и ученого отличаются существенным образом:

1. Разница в целях: ученый раскрывает непознанное, учитель направляет деятельность учащегося к «открытию» уже познанного, открытого наукой, проверенного практикой.

2. Пределы познания в науке обусловлены состоянием исследований на данном этапе исторического развития. В процессе обучения эти пределы очерчены кругом учебных программ, учебников, других школьных документов.

Движущие силы процесса обучения:

1. Объективные потребности общественного развития, т. е. прогресс производства, техники, науки, культуры, социальных отношений.

2. Руководящая роль учителя в совместной деятельности учителя и учащихся. Учитель исподволь подводит учащихся к решению все более сложных учебных задач, учащиеся овладевают все новыми и новыми знаниями.

3. Наличие противоречия между новыми познавательными задачами и имеющимися у учащегося знаниями.

4. Рост и укрепление нравственно-волевых сил ученика, направленных на приобретение новых знаний и их применение в практике.

5. Положительные эмоциональные переживания, которыми, как правило, сопровождается достижение положительных и практически полезных результатов в учении.

Структура процесса обучения. Процесс обучения состоит из ряда звеньев, каждое из которых характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся:

П р о ц е с с о б у ч е н и я
Обучающая деятельность педагога Определение целей и задач учебно-познавательной деятельности учащихся Осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности Учебно-познавательная деятельность учащихся
Формирование потребности в знани-ях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся Развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности
Определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение
Придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера Проявление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
Регулирование и контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся Самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность  
Оценивание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся Самооценка результатов учебно-познавательной деятельности

Функции процесса обучения.Выделяют три функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная функция связана с расширением объема социального опыта личности, развивающая – с его структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений (В.В. Краевский).

Образовательная функция предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности.

В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика.

Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной и мотивационно-потребностной сфер личности).

Воспитательная функция.

Обучение воспитывает всегда, но не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает:

а) формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания объективных законов природы, общества и мышления;

б) формирование правильных отношений воспитанников к учебному труду, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям

в) формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

https://www.youtube.com/watch?v=CgxlmAOzXwk

Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения их реализация осуществляется через:

– постановку образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения;

– подбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;

– комплексное использование методов обучения.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s36965t2.html

Требования к школьному учебнику

Вопрос 12 Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику.
На образовательном портале http://www.ucheba.com  доступен нормативный документ «Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения общего среднего образования», в котором есть раздел посвященный требованиям к школьному учебнику. Размещаю материал полностью.

10. Специализированные педагогико-эргономические требования к школьному учебнику

10.1. Состав и сфера применения

10.1.1. Учебник — учебная книга, содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, и официально утвержденная в качестве учебника.

10.1.2. Нормативный документ распространяется на учебники, используемые в средних образовательных учреждениях России.

10.1.3. Педагогические требования определяют пригодность учебника формировать определенные образовательные, общеучебные знания, умения, навыки, способствовать развитию личности учащихся.

10.1.4. Эргономические требования должны учитывать комплекс физиологических, психофизиологических и психологических особенностей человека, проявляющиеся в процессе использования учебника.

Учебник — это средство для усвоения основ наук, предназначенное для обучающихся.

Учебник является основной учебной книгой, предназначенной для использования обучающимися под руководством учителя на уроке и при выполнении домашних заданий.

Учебники создают для каждого класса или по учебному курсу, изучаемому в последовательных классах.

10.2. Педагогико-эргономические требования

10.2.1. Информация, передаваемая с помощью учебника должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки.

10.2.1.2. Научный материал в учебнике должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой.

10.2.1.3. Учебник должен формировать достаточно детализированное и в тоже время условное представление о предмете.

10.2.1.4. В учебнике должно быть использовано проблемное изложение материала, соблюдено оптимальное соотношение между научностью и доступностью.

10.2.1.5. В соответствии с требованиями принципа научности все проводимые в учебнике факты должны быть достоверными, знакомить с методами научного познания окружающего мира.

10.2.1.6. В учебнике должна быть изложена система знаний по учебному курсу, дано критическое осмысление материала, ценностные представления о фундаментальных научных понятиях.

10.2.1.7. В учебнике должен быть сбалансирован теоретический и практический материал, показано, как полученные знания могут быть использованы на практике.

10.2.1.8. Изложение и организация методического материала учебника должно иметь личностно-ориентированный характер.

10.2.2. , объем и глубина заложенной в учебнике информации должны соответствовать содержанию программы.

10.2.2.1. Учебник должен определять систему и объем знаний, подлежащих обязательному усвоению обучающимися, а также содержать систему заданий и упражнений, обеспечивающих формирование у учащихся необходимые умения и навыки.

10.2.2.2. Знания в учебнике должны быть представлены в определенной логической системе, удовлетворяющей принципам преемственности и последовательности.

10.2.2.3. Для осуществления принципа систематичности обучения необходимо изложение в учебнике научных фактов, гипотез, теорий в определенной логической системе, определения с помощью учебника обоснованной последовательности овладения умениями и навыками.

10.2.3. Учебник должен соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовка обучающихся.

10.2.3.1. Учебник должен быть доступен для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков, сформированных у обучающегося к моменту использования учебника.

10.2.3.2. Для формирования опыта эмоционально-чувственного отношения к явлениям материального мира и событиям в общественной жизни в учебнике должны содержаться материалы, рассчитанные на эмоциональное воздействие с учетом психологических особенностей обучающихся данного возраста.

10.2.4. Учебник должен быть пригоден к применению современных методов и организационных форм обучения.

10.2.4.1. Учебник должен быть направлен на коммуникативность в организации деятельности обучающихся по использованию готового учебного материала и на применение полученных знаний для решения задач и проблем окружающей действительности, на формирование интегрированных знаний, мировоззрения, отражающего естественно-научную картину мира.

10.2.4.2. При создании и компоновки различного материала учебника следует выделить следующие подходы:

— коммуникативность, позволяющую организовать диалог обучающегося с книгой;

— комплиментарность, т. е. возможность дополнительной поддержки учебника средствами обучения;

— моделирование, т.е. построение модели как средства получения необходимого знания об изучаемом объекте или явлении;

— автономность, позволяющую рассматривать учебник как автономную систему.

10.2.5. Структурными компонентами учебника должны быть текст (основной, дополнительный, пояснительный) и внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки).

10.2.5.1. Текст учебника должен быть написан понятным языком с учетом детской психологии.

10.2.5.2. В предложении должно быть не более 16 слов. Для повышения понятности предложений целесообразно уменьшать в них число придаточных предложений, причастных и деепричастных оборо-

тов, а также определений и наречий. Повышению понятийности предложений способствует предпочтение актива пассиву. Связанные между собой слова следует помещать в предложении ближе друг к другу.

10.2.6. При использовании специализированных тержинов следует дать правильное определение термина, перевод термина иностранного происхождения, составить указатель терминов, разработать систему вопросов и заданий для работы с терминами.

10.2.6.1. Применяемые в учебнике термины, определения понятий, формулировки законов, объяснения явлений должны соответствовать общепринятым в науке и практике.

10.2.6.2. Учебник не должен быть перегружен незнакомой терминологией.

10.2.7. В учебнике кроме основного текста следует использовать аппарат ориентировки, который должен содержать: оглавление, сигналы-символы, справочные материалы, алфавитный, именной и тематический указатели, памятки, пояснения, комментарии, указания, планы, подписи к иллюстрациям.

10.2.8. В учебнике следует использовать аппарат организации усвоения, который должен содержать названия глав, параграфов, выводы, вопросы и задания после параграфа.

10.2.9. В учебнике должны приводиться задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задачи и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи, упражнения для закрепления знаний и навыков: это

10.2.9.1. Контрольные задания по темам;

10.2.9.2. Проверочные задания для воспроизведения текущего изучаемого материала;

10.2.9.3. Задания творческого характера на применение новых знаний;

10.2.9.4. Задания для наблюдения;

10.2.9.5. Задания для проведения практических и лабораторных работ;

10.2.9.6. Задания разного уровня трудности;

10.2.9.7. Задания и ссылки на ранее изученный материал, а также компоненты, направленные на установление внутри- и межпредметных связей. Межпредметные связи должны проектироваться

внутри содержания тем, разделов, курсов и не обозначаться в отрыве от контекста предмета;

10.2.10. В учебниках должны излагаться некоторые сведения из истории научного познания, В учебниках по естественно-научным предметам должны приводиться описания научных гипотез, наблюдений, экспериментов.

В учебниках по истории — сведения об археологических раскопках, отрывки из исторических документов. В учебниках по географии — описания географических экспедиций и т.д.

Целесообразно включать портреты деятелей науки и искусства.

Источник: http://new-metodist.blogspot.com/2011/01/blog-post_738.html

Требования к учебникам нового поколения

Вопрос 12 Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику.

Требования к учебникам нового поколения.

/выписка/

Признавая совершенно справедливой мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения, нельзя игнорировать тот существенный факт, что прежде, чем стать составной частью этого процесса, учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.).

Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.

Существенно, что на основе структурного анализа можно создать простые и удобные в употреблении схемы анализа и использовать их в качестве инструмента совершенствования школьных учебников.

Учебник- это целенаправленно организованная система, структурный анализ ее становится необходимым этапом при определении функций учебника в целом и его компонентов, их функциональных связей между собой и взаимодействия с системой обучения.

Учебник — это часть более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции.

Перечень свойств, которыми должен обладать учебник:

1. учебника:

• Соответствие современному состоянию содержания науки;

• Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;

• Согласованность с основными положениями программы обучения;

• Унификация названий, четкость определений;

• Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;

• Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).

2 Структура учебника

• Соответствие принятым ранее положениям, например, блочное построение содержания;

• Четкость структуры, повторяемость элементов;

• Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.

3 Методическая разработка содержания

• Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);

• Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;

• Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;

• Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;

• Разнообразие основных заданий;

• Выделение различных уровней трудности содержания;

• Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.

4 Оформление и полиграфическое исполнение:

• Удобство пользования учебником;

• Практичность, эстетичность и информативность обложки;

• Качество бумаги;

• Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);

• Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;

• Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;

• Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;

• Необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;

• Стимулирующий чтение объем;

• Четкое выделение фамилии автора учебника.

Общая схема анализа учебника.

1. Внешнее оформление учебника, качество форзацев.

2. Наличие и качество иллюстраций, рисунков в учебнике.

3. Информационная функция

— соответствие содержания учебного материала современным требованиям;

— новизна учебного и художественного материала;

— качество теоретического материала, его познавательное значение.

4. Мотивационная функция:

— наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся;

— соответствие учебного материала возрастным возможностям школьников;

— наличие средств эмоционального воздействия;

— увлекательность формы изложения материала;

— наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.

5. Функция обучения школьника самостоятельной работе с книгой:

— наличие материала или указаний в учебнике, помогающих ученику работать с книгой;

— наличие образцов правильного выполнения заданий;

— наличие заданий, помогающих осуществить самоконтроль знаний и умений.

6. Развивающая функция учебника:

— изложение учебного материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся;

— наличие в учебном материале, в методическом аппарате проблемных вопросов и заданий;

— наличие материала и заданий, способствующих познавательной активности, самостоятельности учащихся.

7. Функция управления деятельностью учителя:

— последовательность и целесообразность учебного материала;

— наличие внутрипредметных и межпредметных связей;

— отражение специфики учебника в национальной школе;

— научная обоснованность содержания и структуры учебника;

— согласованность с реальными возможностями учебного процесса.

Источник: https://infourok.ru/trebovaniya-k-uchebnikam-novogo-pokoleniya-447166.html

Учебник и его дидактическая характеристика

Вопрос 12 Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику.

Среди многообразия учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе того или иного предмета. Учебник является также важнейшим средством организации учебного процесса при самостоятельном обучении.

Учебники писали известные педагоги и просветители — Я. А. Ко-менский, А.Дистервег, М.В.Ломоносов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н. Ф. Бунаков, Д. И, Тихомиров и др. К учебнику во все времена предъявлялись особые требования. Н.К.

Крупская в своей статье «Какой нам нужен учебник» называла следующие требования, предъявляемые к учебнику: ценность фактического материала, который необходимо усвоить; его научность; связь излагаемых фактов с живыми образами, их взаимосвязь и систематизация; связь излагаемых знаний с жизнью и другие.

Она писала: «Учебник должен прийти на помощь учителю. Он должен помочь учащемуся самостоятельно учиться из книг, учиться без помощи учителя. Этому научить важнее всего. Жизнь меняется с каждым днем. Никакой Госиздат не в силах за ней угнаться. Нельзя требовать от учебников, чтобы они давали исчерпывающий материал.

Надо требовать, чтобы они давали основное, давали то, что помогает разбираться в новых фактах и явлениях» [4, с. 235].

Современные требования, предъявляемые к учебнику, многогранны и противоречивы. Так, он должен отвечать всем требованиям, предъявляемым обучения, быть интересным, кратким, доступным, одновременно стабильным и вариативным, должен обеспечивать полное усвоение учащимися учебного материала.

Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения. Д.Д.Зуев выделил и описал функции школьного учебника.

Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрение

детей, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира. Реализация этой функции связана с ориентацией его на требования, предъявляемые к учебным программам: полное и конкретное изложение обязательных знаний, ведущих и вспомогательных знаний, дополнительной информации.

Трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению.

Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности и последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой.

Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является также оптимальная активизация учения школьников путем введения про-блемности, эмоциональной выразительности.

Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможности повторного изучения материала, а формирование у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем пополнении в процессе самообразования.

Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Эта функция представлена еще и тем, что в содержание учебного предмета входят основы наук, а не сами науки.

Координирующая функция заключается в привлечении в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

Воспитательно-развивающая функция учебника состоит в духовно-ценностном влиянии его содержания на учащихся.

И. П. Подласый называет три дидактические функции учебника:

мотивационную, заключающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

контрольно-корректирующую (тренировочную), предполагающую возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Д.Д.Зуев в структуре учебника выделяет тексты как главный компонент, которые подразделяются на тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения и внетекстовые вспо-

могательные компоненты. К ним относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавления, указатели.

Литература

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1991.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. — М., 1982.

3. ЗуевД.Д. Школьный учебник. — М., 1983.

4. Крупская Н.К. Какой нам нужен учебник // Пед. соч.: В 6 т. — М., 1979. — Т. 4.— С. 233-236.

5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.

6. Леднев В. С. образования. — М., 1989.

7. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1992.

8. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. — М., 1981.

9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Проект. — М., 2000.

10. Новейший философский словарь. — Минск, 1998.

11. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. — М., 1990.

12. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988.

13. Перминова Л.М. Дидактика: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Курск, 1992.

14. Подласый И. П. Педагогика. — М., 1996.

15. РеанА.А., Бардовская Н.В., Розум СИ. Психология и педагогика. — СПб., 2000.

16. Ремезова И.И., Анишина Т.П. Проблема человека в философии образования // Философия образования для XXI века. — М., 1992. — С. 130-152.

17. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагогика. — М., 1998.

18. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. — М., 1974.

19. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М., 1998.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_4273_uchebnik-i-ego-didakticheskaya-harakteristika.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий