Вопрос 12. Экономические и политические реформы первой четверти XVIII века. Петр 1.

Петровские преобразования первой четверти XVIII в. в социально-экономической, политической и культурной жизни страны

Вопрос 12. Экономические и политические реформы первой четверти XVIII века. Петр 1.

Эпоха Петра Великого стала одним из переломных моментов в истории России. В первой четверти XVIII в. были проведены грандиозные преобразования, охватившие все стороны жизни общества и превратившие страну в Российскую империю.

Многие созданные при Петре I структуры власти и управления оказались весьма устойчивы и в главных чертах сохранились до XX в.

При этом следует отметить, что проводимые преобразования были подготовлены всем предшествующим ходом развития России.

Особенностью петровских преобразований являлась их внутренняя противоречивость. Проводя реформы. Петр I ставил прогрессивную цель – вывести страну из технико-экономической и культурной отсталости. Однако преобразования общества не дали простор развитию буржуазных отношений, а, напротив, законсервировали феодально-крепостнический уклад, укрепили самодержавную власть монарха.

Экономические преобразования Петра I.В сфере экономики в петровское время господствовала концепция меркантилизма,поощрявшая развитие внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе.

При этом государство способствовало выпуску полезных и нужных ему товаров, одновременно запрещая «ненужные» и «вредные». Напр., нужды войны заставляли развивать металлургию, и государство предпринимало активные меры по росту производства металлов. За период с 1700 по 1725 г.

выплавка чугуна увеличилась почти в шесть раз, выросли новые железоделательные и медеплавильные заводы на Урале, в Петербурге и других регионах государства. По всей стране основывались суконные, парусные, кожевенные мануфактуры, сахарные, цементные, пороховые заводы.

Протекционистская политика государства привела к превышению экспорта над импортом в два раза в конце петровского правления.

В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная монополияна заготовку и сбыт ряда важнейших товаров (соли, льна, меха и др.), значительно пополнявшая казну. Немалое внимание уделялось развитию водных путей и устройству крупных ярмарок.

В петровское время реформы охватили и сферу мелкотоварного производства. Указом от 1722 г. в городах было введено цеховое устройство,что свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел.

Некоторые нововведения имели место и в сельском хозяйстве. Крестьянам предписывалось культивировать табак, виноград, фруктовые деревья, разводить новые породы скота, применять косы и грабли вместо серпа.

Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы и введению так называемой «подушной подати».После переписи населения 1718–1724 гг.

все души мужского пола были обложены единой податью, размер которой варьировал в зависимости от социального статуса человека.

К концу петровского правления эта статья составляла более половины доходов государства.

Подготовка к Северной войне (1700–1721), создание новых вооруженных сил, строительство флота – все это привело к резкому усилению активности правительственных ведомств, увеличению объема их работы.

Но уже в первые годы войны стало ясно, что обороты механизма государственного управления главными элементами которых были приказы и уезды, не поспевали за нараставшей скоростью самодержавной инициативы. Это проявлялось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов.

Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы– создания новых административных образований – губерний, объединявших несколько уездов.

Основной целью этой реформы было обеспечить армию всем необходимым для чего устанавливалась прямая связь губерний с полками армии через специально созданный институт кригскомиссаров. 8 губерний были поделены на 50 провинций, а провинции – на дистрикты (уезды), во главе которых стояли лица, назначаемые из местного дворянства. Образовывалась четырехзвенная «приказ – губерния – провинция – уезд»

В 1711 г. был создан Сенат– верховный орган управления страной. Он был высшим распорядительным органом по судебным, финансовым, военным и иностранным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов в 1722 г. была введена должность генерал-прокурора.

Взамен устаревшей системы приказов в 1717–1718 гг. было создано 12 коллегий,каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство.

В компетенцию Комерц-, Мануфактур– и Берг-коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии (Камер-, Штате– и Ревизион-) ведали финансами. Юстиц-коллегия занималась гражданским судопроизводством, а Вотчинная – дворянским землевладением. В 1720 г. был создан Главный магистрат, ведавший делами посадского населения.

Коллегии получили право издавать указы по входившим в их компетенцию вопросам.

В 1721 г. было ликвидировано патриаршество и учреждена Духовная коллегия – Святейший правительственный Синодво главе с президентом. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор, назначаемый самодержцем из числа высокопоставленных чиновников. Фактически церковная реформа привела к ликвидации самостоятельной роли церкви и подчинила ее государству.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.

Консолидации дворянского сословия способствовала Табель о рангах1722 г., вводившая для дворян новый порядок прохождения службы. Табель ликвидировала прежнее деление господствующего класса на сословия.

Служебная лестница состояла из 14 ступеней, или рангов, от фельдмаршала в армии и канцлера на гражданской службе (1-й ранг) до прапорщика и коллежского регистратора (14-й ранг).

Новая система предельной бюрократизации государства качественно изменила служилое сословие, включив в состав дворянства выходцев из других социальных групп.

Преобразования, охватившие хозяйственную жизнь страны и социальные отношения в ней, а также государственное устройство, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения.

Бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; на строительстве крепостей, каналов и мануфактур нужны были люди с техническими знаниями.

Все это вызвало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения.

В первый период преобразований был открыт ряд учебных заведений узкоспециализированного профиля (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы. Медицинское училище).

На втором этапе в действие были введены так называемые «цифирные школы» для подготовки местных чиновников и гарнизонные школы для обучения солдатских детей.

«Обмирщение» школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой образования в петровское время.

Одновременно с реформой образования бурное развитие получило издательское дело. Был введен новый гражданский шрифт, стала выходить первая русская газета, появились учебники.

Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей.

В отличие от литературы XVII в., проникнутой сильным влиянием церковной идеологии, литература петровского времени освобождалась от оков религиозного сознания. Чисто светский сюжет, близкий к запросам современности, пронизывает литературные произведения той эпохи.

Подводя итоги преобразовательной деятельности Петра I,следует подчеркнуть, что в это время фактически происходит революция сверху, которая определила ход русской истории примерно на полтора века вперед.

Петровская эпоха – это время достижений в политической и экономической сферах, воинских побед, усиления национального самосознания, победы светского начала в культуре, время включения России в общеевропейскую семью народов.

С другой стороны, петровские реформы – это развитие тоталитарного государства, время роста бюрократической системы всеобщего контроля.

Отметим, что ядро российской жизни, внутренняя суть российского общества осталась прежней – феодальной. Петр I брал у Запада и безжалостно внедрял в России лишь внешние проявления европейской цивилизации. Именно здесь заключается главный парадокс российского реформаторства.

Стараясь одной рукой «подтянуть» Россию до западноевропейского уровня, он другой рукой закладывал основы еще большего отставания страны от Запада в будущем. Петр I ставил и решал задачи большого политического и общенационального характера, но на крепостнической основе и крепостническими методами.

Оформление абсолютизма завершилось появлением нового титула у русского монарха: с 1721 г. он стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю.

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 12; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-84018.html

Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I

Вопрос 12. Экономические и политические реформы первой четверти XVIII века. Петр 1.

В истории русского гос-ва период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII — первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы жизни гос-ва и оказавшие огромное влияние на развитие полит., эконом. и культурной жизни страны.

Именно в конце XVII столетия начался новый период русской истории. Это было переходное время, характеризуемое, прежде всего, постепенным формированием нового общественного познания, время, когда стало очевидным экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы. В этот период предпринимались попытки перехода гос.

системы России от самодержавия с Боярской думой к сословно-представительной монархии. Предпринимались попытки создания флота. Начала развиваться система центральных учреждений – приказов, ведомств отвечавших за то или иное направление в управлении страной. Было отменено местничество.

Был создан, возглавляемый самим царем, Тайный приказ, сосредоточивший контроль над всеми важными государственными делами.

Взойдя на престол, после продолжительной борьбы различных боярских группировок, Петр I правильно оценил сложившиеся условия, и осознал назревшие задачи своего времени. Его политическая программа в основном сложилась за границей, где Петр находился в составе «Великого посольства» в 1697г.

Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского гос-ва, основанного на всеобщем ему служении, гос-во понималось как «общее благо». Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных.

Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой — вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе своего врага, т.е. врага старых устоев.

Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии.

Свои реформы он направил на решение следующих, по его мнению главных вопросов: меры относительно сословий; меры относительно управления; военное устройство; меры для развития экономики; меры относительно церковного управления;

При Петре была создана регулярная армия нового типа, с единой системой комплектования, вооружения и формы. С 1705г. в стране была введена рекрутская повинность. Сначала с 20 дворов стали брать одного солдата на пожизненную службу, а затем брали с определенного числа душ мужского пола. Вводились новые воинские Уставы, открывались офицерские школы.

С целью укрепления власти на местах в 1708г. страну разделили на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, ведавшие войсками и делами подчиненной территории. Воеводская администрация была заменена губернской системой управления.

В 1711 Петр, вместо Боярской Думы основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. Руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору.

В 1714, был издан «Указ о единонаследии», уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Указ знаменовал слияние двух сословий в единый класс.

Это имело большое значение для формирования российского дворя-ва, как полноценного единого сословия. С 1717 началось создание коллегий — центральных органов отраслевого управления страной.

Коллегий было 12, и каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления страной. Коллегии созданы взамен громоздкой системе приказов.

Первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения. В ходе реформы была ликвидирована соц. категория холопов и уточнен соц. статус некоторых других категорий населения.

С утверждением в январе 1721г. «Духовного регламента», была создана духовная коллегия из 12 церковных иерархов. Руководство осуществлял Обер-прокурор.

В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Табель о рангах разделил службу на гражданскую, военную и придворную. Впервые в истории страны в качестве основного принципа чиновного деления признавались не происхождение, а личные качества человека.

В 1724 была основана Академия наук (открылась в 1725) и принята гражданская грамота.

Рассуждая о Петровских реформах, практически все историки сходятся во мнении, что преобразования первой четверти XVIIIв. носили прогрессивный характер. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны.

Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры.

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы.

Вместе с тем, отрицательным фактором проводимых реформ, было то, что инструментом проведения реформ было насилие.

Реформы проводились жестокими методами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое, Астраханское, Булавинское). Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы соц.

отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, и как следствие этого — предпосылки будущего нового кризиса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_71905_rossiya-v-pervoy-chetverti-XVIII-v-preobrazovaniya-petra-I.html

Россия в первой четверти ХVIII в. Реформы Петра I

Вопрос 12. Экономические и политические реформы первой четверти XVIII века. Петр 1.

ЛЕКЦИЯ № 7. Россия в первой четверти XVIII в. Реформы Петра I.

В XVII в. Россия вступила на путь постепенной европеиза­ции. Этот процесс был связан с начавшейся модерни­зацией, т.е. разрушением основ традиционного общества и фор­мированием индустриальной цивилизации.

Для того чтобы на равных существовать рядом с европейскими державами, России необходимо было со­здать современные экономические, военно-политические струк­туры. Преобразования конца XVII — начала XVIII вв.

были предоп­ределены ходом предыдущего развития страны.

Россия оставалась архаичной аграрной страной, промышленный сектор был крайне незначителен. Крымские походы 1687 и 1689 гг., а позже Азовские походы 1695 и 1696 гг. показали военное отставание России.

У государ­ства отсутствовал парусный военный флот. Без боеспособной ар­мии и флота было невозможно решить проблему выхода к Бал­тийскому и Черному морям, а без этого российская экономика не могла занять подобающее место в экономических отношениях.

Устарела система управления государством.

Петр не имел плана преобразований, программы реформ. Он использовал господствовавшие в Европе идеи «регулярного» государства. Логика петровских преобразований диктовалась необходимостью: одни реформы требовали других.

Для исполнения монаршей воли требовался мощный аппа­рат управления. Петр кардинально перестроил систему органов центрального и местного управления. На смену Боярской думе пришел Сенат. В 1711 г.

Петр учредил Правительствующий Сенат с весьма широкими правами: он контролировал право­судие, руководил расходами и сбором налогов, ведал торговлей.

Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу с общего согласия.

Громоздкая и запутанная приказная система была заменена 12 коллегиями (1718 г.). Коллегии строились по отраслевому принципу: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии, Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия занималась разработкой законов и контролировала деятельность судов.

С созданием кол­легий за Сенатом остались функции контроля, высшей судебной инстанции и законосовещательного органа при монархе. Эффективность новых принципов управления должна была обеспечиваться системой жесткого контроля, который держал чиновничество в страхе.

Для надзора за деятельностью админи­страции при Сенате учреждалась должность обер-фискала с се­тью подчиненных ему фискалов. Эти тайные агенты должны были направлять доносы на чиновников, фискалы освобождались от податей, ответственности за лож­ную информацию. Репрессивный аппарат государства пополнился новым учреж­дением — полицией.

Политическим сыском ведал специальный Преображенский приказ, преобразованный в Тайную канцелярию.

В 1708-1710 гг. проведена была губернская реформа, реор­ганизовавшая территориально-административную систему стра­ны. Россия стала делиться на 8 губерний. Губернии состояли из про­винций.

Во главе губернии стоял губернатор, ведавший сбором налогов, судами, набором рекру­тов. В 1719 г. была проведена вторая областная реформа: создавалось промежуточное звено – провинция.

Таким образом, местные органы были единообразны по всей стране, подчинялись центральному ведомству.

Формирование абсолютистского политического режима не могло быть окончательным, пока под полный контроль госу­дарства не была поставлена церковь. После смерти патриарха Адриана в 1700 г.

Петр запретил выбо­ры его преемника, что создало основу для ликвидации патриар­шества как такового. В 1722 г. была создана Духовная кол­легия — Синод. Во главе Святейшего Синода стоял светский чиновник — обер-прокурор.

Церковь, по существу, стала госу­дарственным учреждением.

Поражения в ходе Северной войны обусловили переход к но­вой системе комплектования армии. На смену стрелецким пол­кам и дворянскому ополчению пришла регулярная армия. Она формировалась из крестьян и посадских людей на основе рек­рутской повинности (1705 г.).

Это способ набора в армию, при котором податные сословия обязаны поставлять определенное число сол­дат на основе разверстки между городами и деревнями. Каждые 20 дворов давали одного солдата. Дворяне были обязаны начи­нать военную карьеру солдатами в гвардейских полках, где за­тем получали офицерские звания. Срок службы был пожизненным. В 1716 г.

был принят «Устав воинский», определивший основы устрой­ства армии и обязанности военнослужащих.

Централизация системы управления сопровождалась и из­менением правового статуса монарха. Власть монарха имела абсолютный характер, т.е.

воля монарха являлась источ­ником законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. В 1721 г. Петр получает титул императора. В 1722 г.

был принят «Указ о престолонаследии», утверждавший новый прин­цип передачи власти, при котором государь мог сам назначать себе преемника.

Экономические преобразования конца XVII — начала XVIII в. диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. Поэтому акцент делался на развитии отраслей промышленности, обеспечивающих армию и флот. Государство проводит политику протекционизма, поощ­рения отечественного производителя.

Создается новый металлургический район на Урале. Широко развернулись добы­ча и обработка меди на Урале и в Карелии, был построен первый сереброплавильный завод. Развивается кораблестроение: в Пе­тербурге, Воронеже, Таврово, Архангельске и др.

вырастают вер­фи. Армия и флот требовали большого количества сукна, тканей для парусов. Поэтому строятся Хамовный (полот­няный), Кожевенный, Суконный, портупейный, пуговичные, хлопчатобумажные и другие предприятия легкой промышлен­ности.

Это были казенные мануфактуры.

В 1719 г. государство объявило Берг-привилегию: все рос­сийские подданные получили право на разработку недр и строи­тельство заводов. В частные руки стали передаваться предприя­тия, ранее принадлежавшие казне. Владельцам предоставлялись ссуды и налоговые льготы. При Петре рабочие на мануфактурах стали практически полностью подневоль­ными.

Рекрутская повинность, ужесточение сыска беглых значительно сужали и без того небольшой рынок вольнона­емной рабочей силы. Поэтому специальным указом 1721 г. владельцам предприятий было разрешено покупать крепос­тных к заводам. Такие крестьяне именовались посессион­ными.

Существовала также категория приписных крестьян, которые работали на казенных пред­приятиях, неся своего рода государственную повинность.

Государство проводило протекционистскую политику и в от­ношении торговли. Производство и сбыт многих товаров объявлялись казенной монополией и отдавались на откуп куп­цам.

В основу внешне­торговой политики была положена популярная в то время тео­рия меркантилизма, согласно которой для роста государствен­ного богатства экспорт должен превышать импорт.

Для этого устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары и низкие — на экспортные (Таможенный тариф 1724 г.) Помимо традиционных товаров (лес, кожа, лен) стали вывозить железо и полотно. Главным портом России стал Петербург.

Несмотря на успехи в развитии промышленности, основные богатства страны по-прежнему создавались в аграрном секторе. Сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивным путем — за счет земель, вовлекавших­ся в севооборот.

Новшества в аграрном производстве внедрялись приказным путем. Так, Петр повелел применять литовскую косу и грабли. Вво­дились новые культуры: картофель, табак, виноград, лекар­ственные растения.

Началось разведение новых породистых овец-мериносов, появились первые конные заводы, поставлявшие ска­кунов в армию.

Произошли серьезные изменения в налоговой политике. В 1718-1724 г. была проведена перепись населения. Подворное обложение было заменено подушной податью. Подать бралась с мужского населения независимо от возраста.

В Петровскую эпоху происходят изменения в положении со­словий: Указом 1714 г. о единонаследии закреплено окончательное слияние поместий и вотчин. Обязанностью дво­рян была пожизненная государственная служба. Городское население делилось на «регулярных» и «нерегулярных».

«Регулярные» включали в себя две гильдии. Знатные куп­цы, городские доктора, аптекари, живописцы, золотых и серебряных дел мастера и т. д. относились к первой гиль­дии. Вторую составляли мелкие торговцы, ремесленники.

К обязанностям относились уп­лата подушной подати и рекрутская повинность (кроме куп­цов). Мастеров-ремесленников указом 1722 г. организовы­вали в цехи. Крестьяне делились на государственных, монастырских, дворцовых (принадлежали царской семье), посессионных.

Такая категория, как холопы, при введении подушной подати была приравнена к помещичьим крестьянам.

Создание новой структуры управления сопровождалось скла­дыванием нового порядка прохождения государственной службы. В 1722 г. была издана Табель о рангах, по которой вся госу­дарственная служба была разделена на три вида: военная, государственная и придворная. Продвижение по службе зависело лишь от про­фессиональных качеств чиновника, а не от его происхождения.

Источник: https://studopedia.su/10_135594_rossiya-v-pervoy-chetverti-hVIII-v-reformi-petra-I.html

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Абсолютизм

Вопрос 12. Экономические и политические реформы первой четверти XVIII века. Петр 1.

Россия в начале XVIII в.

К началу XVIII в. территория Российского государства заметно расширилась. В его состав вошли Левобережная Украина и Киев, была освоена Сибирь, где россияне достигли побережья Тихого океана. Пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану.

В истории России XVIII в. принято считать временем утверждения абсолютной монархии. Утверждение абсолютизма произошло при Петре I. В годы его правления сформировались новая идеология, культура, расширилась территория Российского государства, что требовало сосредоточения всей полноты власти в руках монарха.

После смерти Алексея Михайловича основными претендентами на престол были: 16-летний царевич Иван (сын Алексея Михайловича от первой жены — М. И. Милославской); 10-летний Петр (сын царя от второй жены — Н. К. Нарышкиной); царевна Софья (дочь царя и М. И. Милославской).

В 1682 г., заручившись поддержкой бояр и московского стрелецкого войска, царевна Софья добилась провозглашения своего регентства при малолетних братьях — Иване и Петре. В итоге фактическая власть перешла в руки Софьи Алексеевны.

Начало царствования Петра I

В начале 1689 г. 16-летний Петр женился на Евдокии Лопухиной (1669-1731 гг.). Отношения между повзрослевшим Петром и царевной Софьей обострились. Регентша попыталась организовать стрелецкое восстание и закрепить за собой трон, но потерпела поражение.

Петр потребовал, чтобы Софья удалилась в Новодевичий монастырь, и она вынуждена была подчиниться. За время своего регентства (1682-1689 гг.) Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от правительницы различных послаблений и улучшения жизни.

Авторитет Софьи был сильно подорван неудачными Крымскими походами против татар в 1687 и 1689 гг.

С 1682 по 1696 г. Петр I был соправителем со своим братом Иваном V (до его смерти). В период 1682-1721 гг. Петр I именовался «царем всея Руси», а в 1721-1725 гг. — «императором всероссийским».

В начале своего правления Петр I продолжил войну с Крымом. Первый Азовский поход Петра I (1695 г.) окончился неудачно из-за отсутствия флота. Весной 1696 г. 40-тысячная русская армия под командованием генералиссимуса Алексея Шеина (1662-1700 гг.) вновь осадила Азов. На этот раз русская флотилия блокировала крепость с моря.

Петр I принимал участие в осаде в звании капитана на галере. Не дожидаясь штурма, в июле 1696 г. защитники крепости сдались. Россия впервые получила выход к южным морям. Результатом Азовских походов был захват крепости Азов и начало строительства русского порта на Азовском море (Таганрог).

Таким образом Россия подготовила плацдарм для дальнейшего продвижения на Крымский полуостров и значительно обезопасила свои южные границы.

Следующим шагом молодого царя была организация в 1697-1698 гг. «Великого посольства» в Европу.

Целями посольства являлись: поиск союзников для борьбы против Турции; приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения; личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями Западной Европы. Впервые русский царь покинул свою страну, правда инкогнито, под именем волонтера Петра Михайлова.

В ходе поездки Петр I пересмотрел задачи внешнеполитического курса России и пришел к выводу о необходимости создания антишведской, а не антитурецкой коалиции.

В 1698 г. по дороге на родину Петру I стало известно о новом стрелецком бунте в Москве. Вернувшийся из-за границы Петр I лично возглавил следствие, закончившееся массовыми казнями. Восстание стрельцов подтолкнуло Петра I к началу ускоренного реформирования страны.

Целью реформ было укрепление экономики государства путем развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. При этом Петр I считал насилие единственным средством, с помощью которого, по его мнению, возможно было преобразовать Россию.

Реформы государственного управления

В 1700 г. Петр I упразднил Боярскую думу, заменив ее Консилией министров из своих ближайших сподвижников (8-14 человек в разные годы). Этот орган также назывался Ближней канцелярией; она ведала государственными делами во время многочисленных отлучек Петра из столицы.

В 1711 г. Петр I издал указ об учреждении Правительствующего сената, 9 членов которого были назначены лично царем. Функцией Сената был контроль за торговлей, комплектованием армии, сбором налогов, судом.

В Сенате решения принимались на основе единогласия. Сенат был высшим законодательным, судебным и контролирующим органом страны.

Он издавал указы по вопросам внешней и внутренней политики, был судом первой инстанции, контролировал деятельность губернского начальства.

Функции полицейского надзора вменялись в обязанность генерал-прокурору. Эта должность была учреждена в 1722 г. Задуманная как «полиция над администрацией», должность быстро обросла необходимым штатом (обер-прокуроры, прокуроры) и превратилась в недремлющее «око государя».

Полицейские функции по отношению к населению возлагались на администрацию всех рангов, обязанную контролировать общественную и частную жизнь подданных. В 1718 г. была введена должность полицмейстера. В городе ему подчинялась местная администрация.

Петр I упразднил приказную систему, заменив приказы коллегиями (в будущем министерствами). В 1718 г. появились 10 коллегий (Чужестранных дел, Камер-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Коммерц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Военная и Адмиралтейская коллегии).

Структура и деятельность коллегий регулировались Генеральным регламентом 1720 г. — своеобразным уставом гражданской службы. Штаты коллегий были небольшими: президент, вице-президент, 4 советника и 4 асессора. Решения принимались на общем собрании большинством .

С петровского времени стали вестись протоколы заседаний и совещаний, писаться доклады, составляться отчеты, заявления, прошения и пр.

Главной целью реформы местного управления было увеличение налоговых поступлений в казну.

В 1699 г. в Москве была открыта Бурмистерская палата, которая ведала доходами, сбором налогов, осуществляла местное самоуправление и суд. В 1708 г. Бурмистерская палата была переименована в Ратушу. Это был финансовый центр государства, сосредоточивший в своих руках функции всех ранее действовавших финансовых органов.

В 1708 г. в России было введено губернское правление (сначала в 8, а с 1718 г. — в 10 губерниях). Губернаторы назначались царем.

Церковная реформа

Петр превратил церковь в часть государственного аппарата. Помогая официальной церкви в борьбе с расколом, Петр санкционировал проведение массовых репрессий против старообрядцев.

В 1721 г. вместо Монастырского приказа был учрежден Синод — духовная коллегия для управления делами церкви. Синод состоял из 12 высших иерархов, которых назначил царь.

Обер-прокурором (руководителем) Синода, имевшим право наложить вето (запрет) на любое решение церковных иерархов, назначался светский человек. Синод следил за чистотой веры, толкованием церковных догматов, ведал делами о браках.

Синоду подчинялись все неправославные церкви лютеранского, католического и нехристианского исповедания.

Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики.

Подданные под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах священнику, тот же, согласно закону, обязан был доносить обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди, властям.

«Табель о рангах»

В 1722 г. Петром I была издана «Табель о рангах», устанавливавшая 14 рангов (классов) военных (армейских и морских), штатских и придворных чиновников. «Табель о рангах» — законодательный акт, определявший порядок прохождения службы в государстве.

Появление «Табели о рангах» стало важной вехой в развитии государственной службы в России, которая окончательно отменила систему местничества и открыла доступ на высокие посты людям незнатного происхождения. «Табель о рангах» просуществовала до 1917 г.

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам при переходе в дворянское сословие. Все офицерские чины делились на три группы: обер-офицеры (от прапорщика до капитана), штаб-офицеры (от майора до полковника) и генералитет (от генерал-майора до фельдмаршала).

Благодаря «Табели о рангах» человек незнатного происхождения, выделившийся заслугами перед Отечеством на поле боя или на гражданской службе, мог получить дворянство.

Источник: https://istorikonline.ru/oge-po-istorii/oge-2-1-1-preobrazovaniya-pervoy-chetverti-xviii-v-petr-i-absolyutizm.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий