Вопрос 11. Виды упражнений по русскому языку и их классификация.

Приёмы обучения русскому языку

Вопрос 11. Виды упражнений по русскому языку и их классификация.

Метод реализуется через посредство конкретных приёмов. Приёмы – это детали метода, его составные части, шаги в познавательной деятельности. Отличительной чертой приёма по сравнению с методом является его включаемость в любой метод и его частичность.

Методы взаимодействуют между собой, но ни один из них не может входить в другой как составная часть; приёмы, взаимодействуя друг с другом, в то же время входят в качестве составной части в любой метод.

Основными методическими приёмами являются сопоставление и сравнение, обобщение, вычленение, замена одних форм или конструкций другими, выделение, подстановка, алгоритмизация, анализ и синтез.

Обращение к алгоритмам в методике обучения орфографии не является случайным. Действия, направленные на выработку орфографических навыков вначале должны быть сознательными, что обеспечивается разложением сложного действия на части.

Учителя всегда стремились упорядочить, рационально организовать мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения способа действия.

И тогда появились устные инструкции и указания, по особому составленные схемы и таблицы, стихотворные правила (своего рода тоже алгоритмы: Если есть за корнем а, В корне будети всегда, Вот пример, запоминай: Ноги вытер? – Вытирай.)

Алгоритмизация производится на основе специально подготовленных материалов и заключается в логически последовательных операциях, которые приводят к правильному применению грамматических определений и правил. Сам алгоритм – это развёрнутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило.

Не каждый ученик, выучив грамматику, может ею пользоваться. Знание и умение применять то или иное правило не одно и то же. По существу алгоритм – это способ действия для получения определённого результата. Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают от внимания ученика. Отсюда грамматические ошибки.

Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря чёткому описанию «шагов» в применении правила.Использование алгоритмических предписаний – один из методов, в котором выражается репродуктивная (самовоспроизводящая) деятельность учащихся.

В качестве психолого-педагогической основы обучения таким методом психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Алгоритмы не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями, но и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения.

Чтобы алгоритмы были правильными и эффективными, надо точно знать уровень развития школьников, выявить и проанализировать каким материалом они владеют, а каким нет, какие операции являются для них элементарными, а какие сложными.

Кроме того, чтобы успешно пользоваться алгоритмами на ранних этапах обучения, целесообразно объяснить школьникам и само понятие алгоритма как хода рассуждения, записанного в виде схемы. На первых уроках повторения в 4 классе можно вместе с учениками составить обобщённый алгоритм выбора орфографических правил, пригодный для большинства орфограмм.

1.Выделить орфограммы.

2.Установить, в какой части слова находится каждая орфограмма: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

3.Выбрать правило и применить его.

4.Определить часть речи.

5.Выбрать правило и применить его.

Т.о., алгоритмы позволяют лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике. См. об алгоритмах РЯиЛ (укр.) № 6, 1990г., с.29. Примеры алгоритмов и упражнения к ним № 9, 1990, с.46, № 10, 1991 г., с.35 и др.

Анализ и синтез учебного материала: анализ представляет собой разъединение какого-либо материала на составные части с целью его тщательного изучения, т.е.

на специально подобранном дидактическом материале ученики ведут наблюдение над языком, производят анализ какого-то явления. Синтез – объединение в единое целое данных, полученных в результате анализа.

В зависимости от того, что является первоначальным, выделяют два способа подачи материала: индукция – начинается с анализа, дедукция – начинается с синтеза.

Например, чтобы научиться строить сложные синтаксические конструкции, нужно много наблюдать, научиться устанавливать смысловые и структурные связи таких предложений, т.е. уметь анализировать.

Сопоставление и сравнение. Легче усваивается, запоминается и осознаётся то, что в каком-либо отношении связывается с ранее известным, что достигается путём сравнения или сопоставления их по сходству или различию их признаков (например, при изучении фонетики сравниваются звуки и буквы).

А при самостоятельной работе над теоретической частью учебника используются такие приёмы, как членение текста на части, выделение основных мыслей, составление плана, выборочное чтение и др.

3. Упражнения по русскому языку.

Одним из эффективных методов обучения русскому языку является система упражнений, методически продуманных, разнообразных по своему характеру, виду, целям, формам исполнения упражнений.

Под упражнением по русскому языку понимается выполнение учащимися учебного задания определённого типа, имеющего целью закрепление знаний учащихся по теоретическому курсу грамматики или овладение речевыми навыками, навыками выразительного чтения.

Одной из главных целей организации упражнений в процессе занятий русским языком на уроке и во вне урочное время является усвоение и закрепление знаний учащихся по текущему программному материалу и развитие навыков самостоятельной работы.

А.В.Текучёв выделяет следующую типологию упражнений:

1)на узнавание явления и выделение его из ряды сходных и несходных (части речи, типы предложений);

2)запоминание – закрепление в памяти;

3)классификацию явлений по сходству и различию (спряжений, склонений);

4)классификацию явлений по группам по одному или нескольким признакам;

5)выделение и обобщение признаков;

6)сопоставление и сравнение явлений (видов глагола, степеней сравнения);

7)формирование понятий;

8)обобщение, сопоставление схем;

9)практическое применение полученных знаний по грамматике, орфографии и речевых навыков.

При выполнении упражнений по русскому языку учащиеся ведут активные наблюдения над языком, производят анализ языковых фактов и делают выводы и обобщения.

Конечно, для упражнений выбирается специально отобранный материал. Они проводятся на специально подобранных текстах, в которых представлены все необходимые с т.зр. целей данного урока факты языка; содержание упражнения по желанию учителя может меняться.

Выполняя упражнения, ученики проделывают «опыты» с языковым материалом, необходимые с т.зр. поставленной перед ними цели.

Упражнения должны проводиться постоянно, с соблюдением основных дидактических и методических требований.

По своему содержанию упражнения могут относиться к любому из разделов программы по русскому языку, по форме упражнения могут быть устными и письменными, по степени трудности могут быть простыми, средними и сложными, по степени активности и самостоятельности учащихся на выполняющиеся при большей (более эффективные) и при меньшей активности (менее эффективные).

Они также могут отличаться по степени самостоятельности, могут выполняться дома и на уроке. Н-р, упр-я по орфографии могут начинаться словами выписать, дописать, заменить, подобрать, списать, подчеркнуть, вставить, объяснить, надписать что-либо.

Кроме различных заданий, в упражнении можно варьировать размеры текста, жанр текста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_189403_priemi-obucheniya-russkomu-yaziku.html

Виды упражнений по русскому языку и их классификация

Вопрос 11. Виды упражнений по русскому языку и их классификация.

1.    Обобщенные классификации видов упражнений:

А) По уровню самостоятельности виды заданий можно классифицировать следующим образом:

  • Выполнение по образцу;
  • По инструкции;
  • По заданию;
  • С самостоятельным определением учеником задач и задания.

Б) По характеру мыслительных операций можно выделить следующие типы (к лингвистике):

  • Обнаружение и нахождение изучаемого явления;
  • Характеристика изучаемого явления;
  • Группировка ряда единиц;
  • Замена одних единиц другими (преобразования);
  • Сопоставление явлений;
  • Подбор примеров на основе разных уровней сложности (учебник, ДМ или не учебник);
  • Употребление изученного явления в собственной речевой деятельности.

Эти К – расположение заданий в порядке увеличения сложности.

2.    Развитие связной речи через систему заданий, расположенных в порядке усложнения (Ладыжеская).

А) Упражнения аналитического характера по готовому тексту;

  • Задания, требующие в основном анализа текста;
  • Задания, требующие при анализе сравнения текстов (план, конспект, рецензии, отзывы).

Б) Упражнения аналитико-речевого характера по итоговому тексту;  

Задания требуют анализа, абстрагирования, обобщения, ряда речевых действий – на базе готового текста создаются элементы текста (тема высказывания основной мысли текста).

В) Упражнения на переработку готового текста;  

Задания требуют исправления, в результате чего возникают усовершенствованные, новые или обновленные части текста.

Г) Упражнения, требующие создания нового текста на основе готового;  

Составить план-текст, тезисы к нему, сообщение, рассказ.

Д) Упражнения, требующие учащихся создать свой текст.

План текста, отзыв об очерке товарища, доклад.

3.    Обязательные стадии работы по развитию связной речи:

a)    Анализ позитивного образца;

b)   Анализ и исправление негативного образца, т.е. текста с типичными недочетами;

c)    Самостоятельное создание текста.

Ошибочно считать, что после анализа одного текста и корректировки другого каждый ученик в состоянии создать свое связное высказывание определенного жанра, которому он учится. Каждое умение должно быть проведено через эти три стадии на каждом ДМ. Эффективно не на одном уроке, опосредовано через несколько уроков.

4.    Традиционно выделяют следующие виды упражнений: 

a)   Анализ

  • Языковой разбор (фонетический, морфологический,  морфемный)
  • Анализ текста (стилистический, комплексный, риторический)

b)   Конструирование – составление слов, словосочетаний, предложений, текстовых фрагментов

  • По схеме (условные обозначения ¬∩□);
  • По модели (записано / представлено на слух слово / предложение – составить такое же)
  • По заданию (указание на то, что нужно сделать).

c)    Переконстуирование

  • По схеме
  • По модели (дается лексически наполненные образец, которому должно соответствовать выполнение задания)
  • По заданию

d)   Подбор примеров

  • С указанием источника (архаизмы, источники историзмов);
  • Без указания на источник

e)    Самостоятельное составление примеров;

f)     Заполнение схем, таблиц, алгоритмов, опорных конспектов;

g)   Дополнение схем, таблиц, алгоритмов, опорных конспектов;

h)   Составление схем, таблиц, алгоритмов, опорных конспектов, моделей правила;

i)     Списывание разных видов (осложненные / неосложненные);

j)     Заполнение перфокарт, перфопланщетов, перфоконвертов;

k)    Диктанты разных видов;

l)     Нахождение и исправление ошибок разных видов и типов;

m) Редактирование негативного образца (не исправление ошибок, а корректировка текста);

n)   Свободное письмо (изложение, сочинение разных видов).

Уровень самостоятельности при выполнении упражнения естественно различен. Т.е. разные виды задания могут быть с разной степенью самостоятельности. Также существуют системы заданий по каждому разделу языка.

Задания игрового и творческого характера, разные представления правила, отгадывание лингвистических загадок и др.

Применительно к риторике: риторические задачи, риторические игры (постановка дыхания, голоса, чистоты речи).

Задания располагаются в порядке возрастающей сложности. С учетов чередования разных видов работы. Самостоятельная работа также должна отвечать указанным требованиям, это предупредит утомление, обеспечит комплексное формирование умений с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Источник: https://students-library.com/library/read/55858-vidy-upraznenij-po-russkomu-azyku-i-ih-klassifikacia

Проблема классификации упражнений и основные типы упражнений

Вопрос 11. Виды упражнений по русскому языку и их классификация.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

В методической литературе существуют разные подходы к определению целей, задач, роли упражнений в обучении иностранному языку и, соответственно, разные критерии их классификации и типологизации.

Критерии классификации упражнений Виды упражнений
Предречевые Речевые
1. По цели усвоения материала Предречевые (подготовительные) – направлены на формирование аспектных навыков (фонетических, грамматических, лексических) и на усвоение языковой формы: фонетические, лексические и грамматические упражнения Речевые – направлены на развитие речевых умений в различных видах речевой деятельности. В соответствии с этим выделяют: упражнения в аудировании, говорении, чтении и письме
2. По способу выполнения одноязычные (на ИЯ) устные, письменные вербальные (словесные), невербальные одноязычные, двуязычные устные, письменные вербальные, невербальные с использованием наглядности
3. По количеству учащихся индивидуальные или парные, групповые, хоровые
4. По методу выполнения упражнений классные домашние
5. По назначению тренировочные контрольные
6. По этапам работы с текстом предтекстовые текстовые, послетекстовые
7. По степени сложности мыслительного и мнемического (связанного с запоминанием) процесса полумеханические и механические творческие
8. По стадии формирования навыков рецептивные (упражнения на восприятие языкового материала) репродуктивные (упражнения на употребление языкового материала в речи)
9. По критерию соответствия упражнений целям обучения иностранным языкам некоммуникативные (языковые) упражнения условно (учебно) коммуникативные, подлинно (естественно) коммуникативные

С:

Рогова дает следующую терминологию: она называет неязыковые упражнения неречевыми, согласно ей существуют условно-речевые и неречевые упражнения.

Типы упражнений

В соответствии с коммуникативно-практическими целями обучения иностранным языкам в школе все разнообразие упражнений можно свести к трем языковым типам:

1. Некоммуникативные упражнения – данный тип упражнений выполняется в целях осмысления и сознательного усвоения языкового материала (грамматического, лексического, фонетического) в разных видах речевой деятельности. Сюда входят следующие упражнения:

1) языковые или аспектные:

а) грамматические (например: постановка глагола в нужную форму)

б) лексические (например: подстановка подходящих по смыслу слов, группировка слов по темам)

в) фонетические (например: чтение ряда слов, группировка слов по способу произнесения)

Данный тип упражнений на соответствующей стадии усвоения материала используется в качестве части домашнего задания.

2) трансформационные упражнения (например: переделка утвердительных предложений в вопросительные, активных форм в пассивные)

3) упражнения в переводе (данный тип упражнений используется в качестве контроля)

4) имитативные, подстановочные упражнения – принцип действия состоит в том, что ученик подставляет подсказываемые ему лексические единицы в данную ему структуру или составляет и собирает по частям предложения из слов, даваемых в разных колонках.

2. Речевые упражнения (РУ) или подлинно коммуникативные упражнения (ПКУ)

Цель этих упражнений – осуществление коммуникативной функции иностранного языка и обучение коммуникативным умениям (аудированию, говорению, чтению, письму).

Речевые упражнения – всегда творческие упражнения. Это всегда речемыслительные задачи разного уровня. Главные характеристика упражнений – ситуативность и мотивированность (обеспечивающие мотивированную инициативность учащихся).

Пассов организует данные упражнения в 3 группы:

1) упражнения в передаче содержания: пересказ (классификация Скалкина), сокращенно-выборочное изложение, пересказ-перевод, драматизация и другие виды упражнений

2) упражнения в описании чего-либо: описание элементарных изображений, фабульных сюжетов, реальных объектов

3) упражнения выражения, в выражении отношения и оценки: дискуссия, комментирование

Особый вид упражнений – упражнения, имитирующие общение, позволяющие работать в быстром темпе, психологически простые по способу выполнения. По характеру они могут быть речевые, по методической направленности могут быть аспектными. Примеры: репликовые упражнения, условная беседа, вопросы учащихся, пресс-конференция, интервью, упражнения типа «обратитесь ко мне».

3. Условно-речевые упражнения (УРУ)или условно-коммуникативные упражнения

Характерной особенностью этого типа упражнений является то, что он позволяет осуществлять тренировку языкового материала в учебной или условной коммуникации, имитирующей естественную.

Условно-речевые упражнения должны быть ситуативными (любая реплика учителя и ответ ученика должны соотноситься с ситуацией, взаимоотношениями собеседников, их деятельностью).

Они должны обеспечить направленность обучающихся на цель и содержание высказывания, а не на форму (отработка идет на хорошо отобранном материале), характеризуются коммуникативной ценностью фраз, так как являются обучающими.

Учитель должен исключить надуманные реплики типа «Скажите, что вы делаете то же самое: — Зимой я надеваю пальто. – И я зимой надеваю пальто». Следует иметь в виду экономичность упражнений во времени.

Виды условно-речевых упражнений:

1) имитативные УРУ – ученик свою реплику полностью имитирует по реплике учителя (например, при установке «Прав ли я?»)

2) подстановочные УРУ – в этих упражнениях происходит подстановка лексических единиц в воспринимающую структуру (например, можно возразить учителю)

3) трансформационные УРУ – представляют собой трансформацию воспринимаемых форм (например, перевод пассивного залога в активный)

4) репродуктивные УРУ – предполагают самостоятельное восприятие усваиваемой формы (пример установки: «Расскажите, что вы хотите делать на каникулах.»)

Заключение:

Речевые упражнения – это упражнения для развития речевых умений, а условно-речевые упражнения, будучи по характеру в основных параметрах речевыми упражнениями, предназначены для формирования навыков.

D:

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 1430 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-48010.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий