Вопрос 1. Возникновение и становление педагогической профессии.

Возникновение и становление педагогической профессии

Вопрос 1. Возникновение и становление педагогической профессии.

Государственная должность… состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек… — эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве.

Платон

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии

Возникновение и становление педагогической профессии;

— Особенности педагогической профессии;

— Перспективы развития педагогической профессии;

— Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.

Возникновение и становление педагогической профессии

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена.

Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками.

И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины.

Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми.

Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали в современном понимании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания.

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы слова «питать». Слова «воспитывать» и «вскармливать» не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы.

В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.

Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений.

Такая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.

В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э.

в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя.

В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым.

Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…

«' В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.

Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Именно это имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А-П. Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень…

Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена»2.

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 до н.э.) — древний китайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот.

Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности.

Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция.

В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:

«Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», — отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель.

Я.А. Коменский (1592 — 1670) — чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В основе его педагогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Основные труды: «Великая дидактика», «Открытая дверь к языкам», «Материнская школа» и др.

Человеком трудной и завидной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира.

Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

И.Г. Песталоцци (1746 — 1827) — швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. Основные труды: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня».

Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем».

Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества'.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все — для других, ничего — для себя».
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич

Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.

Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения»'.

А.С. Макаренко (1888 — 1939) — советский педагог и писатель. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Основные труды: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», статьи.
К.Л. Ушинский (1824 — 1870/71) — русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике проводил идею воспитывающего обучения. Основные труды: «Детский мир», «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко.

Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг.

командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.

Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С.

Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания.

Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей»'.

Особенности педагогической профессии Своеобразие педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А.

Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек.

Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.

В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу.

Главное ее отличие от других профессий типа «человек — человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.

Деятельность других представителей профессий типа «человек — человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека.

В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда.

С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности.

С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит.

Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством.

Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В-А-Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание.

Однако если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_10004_vozniknovenie-i-stanovlenie-pedagogicheskoy-professii.html

1.1. Возникновение и становление педагогической профессии

Вопрос 1. Возникновение и становление педагогической профессии.

Возникновениепедагогической профессии имеетобъективные основания. Общество немогло бы существовать и развиваться,если бы молодое поколение, приходящеена смену старшему, вынуждено былоначинать все сначала, без творческогоосвоения и использования того опыта,которое оно получило в наследство.

Потребность передавать опыт от поколенияк поколению появилась, наряду с другимипотребностями человека, на самом раннемэтапе возникновения общества. Поэтомупрактика воспитания первоначальноопределялась как передача жизненногоопыта человека от старшего поколенияк младшему.

Воспитание былотаким же общественным явлением, как илюбая деятельность человека: охота,собирательство, изготовление орудийтруда. Человек рос как личность, усложнялсяего социальный опыт, и вместе с ним,усложнялись процесс и цели воспитания.

Профессия педагога- одна из древнейших. В ней аккумулировантысячелетний опыт человечества. Посути, педагог — это связующее звено междупоколениями, носитель общественно-историческогоопыта. В меняющемся мире профессий,общее количество которых насчитываетнесколько десятков тысяч, профессияпедагога считается неизменной, хотякаждая эпоха предъявляет к ее носителямновые требования.

Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель)– это лицо, ведущее практическую работупо воспитанию, образованию и обучениюдетей и молодежи и имеющее специальнуюподготовку в этой области.

Дословныйперевод с греческого – «детоводитель»в смысле искусства «вести ребенка пожизни», т.е. обучать, воспитывать его,направлять духовное и телесное развитие.Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавшихих педагогов.

ВДревнем Вавилоне, Египте, Сирии учителямичаще всего были жрецы, а в Древней Греции— наиболее умные, талантливые вольнонаемныеграждане.

В Древнем Риме от имениимператора учителями назначалисьгосударственные чиновники, хорошознавшие науки, но главное, многопутешествовавшие и много видевшие,знавшие языки, культуру и обычаи разныхнародов. В древних китайских хрониках,дошедших до наших дней, упоминается,что еще в XX в.

до н. э. в стране существоваломинистерство, ведавшее делами просвещениянарода, назначавшее на должность учителямудрейших представителей общества.

Всредние века педагогами, как правило,были священники, монахи, хотя в городскихшколах, университетах ими все чащестановились люди, получившие специальноеобразование.

ВКиевской Руси обязанности учителясовпадали с обязанностями родителя ивластителя.

В «Поучении» Мономахараскрывается основной свод правилжизни, которым следовал сам государь икоторым советовал следовать своимдетям: любить свою Родину, заботитьсяо народе, творить добро близким, негрешить, уклоняться от злых дел, бытьмилостивым.

Он писал: «Что умеетехорошо, то не забывайте, а чего не умеете,этому учитесь… Леность ведь всему мать:что кто умеет, то забудет, а что не умеет,тому не научится. Добро же творя, неленись ни на что хорошее…»

ВДревней Руси учителей называли мастерами,подчеркивая этим уважение к личностинаставника подрастающего поколения.Но и мастеров-ремесленников, передававшихсвой опыт, называли и сейчас, как известно,называют уважительно — Учитель.

Смомента возникновения педагогическойпрофессии за учителями закрепиласьвоспитательная функция. Учитель— это воспитатель, наставник.В этом его гражданское, человеческоепредназначение. Именно это имел в видуА.С.

Пушкин, посвящая своему любимомуучителю профессору нравственных наукА.П. Куницину (Царскосельский лицей)следующие строки: «Он создал нас, онвоспитал наш пламень…

Заложен имкраеугольный камень, им чистая лампадавозжена».

В современной концепции педагогическогообразования, исходя из представлений,что учитель — не только профессия, сутькоторой транслировать знания, а высокаямиссия сотворения личности, утвержденияЧеловека в человеке, цель системыпедагогического образования представленакак непрерывное общее и профессиональноеразвитие учителя нового типа — учителя,ориентированного на Человека. Ориентацияна Человека в образовании выступаеткак процесс постепенного отказаобразовательной системы от жёсткойориентации на обслуживание государствав ущерб интересам главного субъектаобразовательного процесса — человекаразвивающегося.

Ведущая тенденция современногообразования — переход к новой личностнойпарадигме. Знаниево-просветительскаяпарадигма, господствовавшая в образованиина протяжении многих веков, исчерпаласвои возможности. Во-первых, объем знанийдаже для самой общей ориентировки в немстал почти непостижимым.

Во-вторых,стало ясно, что функция образованиядалеко не сводится к знаниевому насыщениючеловека. Жизненная практика уже не разубедительно показала, что широта иэнциклопедичность познания поразительноуживаются с недообразованностью человекав собственно человеческом аспекте.

Смена парадигм в данном случае выступаеткак закономерное восхождение к болеецелостному пониманию самого феноменаобразованности, в структуру котороготеперь необходимо должны войти не толькознаниевый, деятельностный и творческийопыт, но и опыт собственно духовно-личностнойсамоорганизации человека, связанный свыполнением им смыслопоисковых,рефлексивных, самооценочных,жизненно-планирующих и др. функций. Приэтом речь идет не о «вреде» знаний,о недооценке других составляющихобразовательного процесса, а обограниченности знаниевой парадигмыкак стиля мышления. Знание же как таковое- безусловно — универсальный критерийобразованности, поскольку даже личностныйопыт индивида и другие продукты егорефлексии в конечном счете имеют формузнания, только может быть с несколькоиными свойствами и иной предметнойсферой.

«Зачемнам знания? — вопрошает известный педагогШ. Амонашвили, — без личностной страститворить ими добро, а не зло для людей,делиться ими с другими, приноситьоблегчение людям?..» [1].

Вусловиях перехода к личностно-ориентированнойпарадигме образования изменяетсяпозиция учителя и педагогическиетребования к его деятельности, разрабатываются модели идеальногоучителя и его подготовки.

Педагогическая профессия относится кпрофесси­ям типа “Человек-Человек”.

Данный тип профессий определяетсяследующими качес­твами человека:устойчиво хорошим самочувствием в ходеработы с людьми, потребностью в общении, спо­собностью мысленно ставить себяна место другого че­ловека, способностьюбыстро понимать намерения, по­мыслы,настроение других людей, способностьюбыстро разбираться во взаимоотношенияхлюдей, способ­ностью хорошо помнить,держать в уме знание о лич­ных качествахмногих и разных людей и т. д.

При этом, если учесть, что профессия“Человек-Человек” характеризуетсяопределенным набором ти­пическихпредпочтений, интересов, личностныхосо­бенностей, то его профессиональнаяхарактеристика оказывается глубо­коиндивидуально типизированной. Выступаякак индивидуальный субъект педагоги­ческойдеятельности, педагог в то же времярепрезен­тирует, представляет собойобщественного субъекта, носителяобщественных знаний и ценностей.

Какова же «модельная»личность учителя XXI века?

Так,модель японских ученых включаетсущественные признаки и качества:способность одновременно учить ивоспитывать, прочное теоретическоепедагогическое образование, высокаякультура и осознание ценности воспитания,свобода и ответственность.

Предлагаетсяеще одна «идеальная» модель учителя,которую необходимо дополнить илисократить в соответствии со своимипредставлениями: гуманность,дипломатичность, доброта, интеллигентность,трудолюбие, честность, чувство собственногодостоинства, гибкость ума, разумнаятребовательность, чуткость, внимательность,ответственность за свое дело, аккуратность,самокритичность, эрудированность,коммуникабельность, выдержка, тактичность,любовь и уважение к детям, чувство долга,принципиальность, творческое мышление,целеустремленность, душевная щедрость,уравновешенность, работоспособность,прозорливость, интеллектуальность,физическое здоровье, профессиональныйкураж, способность к риску, креативность,объективность в отношениях и оценках,компетентность, высокий профессионализм,ораторские способности, эстетическийвкус, чувство юмора, артистичность,четкая дикция, решительность, идейность,терпение, скромность.

Учителю,несущему здоровое начало в своей работе,присущи такие нравственные чертыхарактера как: заботливость, душевность,доброжелательность, приветливость;внимательность; разумная требовательность;справедливость, снисходительность,терпеливость; готовность к взаимопониманиюи взаимопомощи; толерантность (терпимость);самообладание; профессиональнаягордость, уверенность в себе;требовательность к себе и к своей работе;стремление к новаторству и саморазвитию;трудолюбие, самообладание при решениипедагогических задач; деловитость,целеустремленность, инициативность;правильная самооценка; подвижничество[21].

     Современнойшколе нужен высококвалифицированныйпедагог-интеллектуал, новатор, психолог,исследователь, профессионал, умеющийстроить свои взаимоотношения с учащимисяна демократической основе, критическимыслить, не пасовать перед трудностями,показывать своим воспитанникам примерединства слов, убеждений и дела. Однимиз важнейших свойств современногоучителя является его гуманная игуманитарная позиция: толерантность,способность понимать ребенка, умениевидеть ситуацию глазами ребенка,родителей и умение стимулироватьсаморазвитие школьника.

     Запоследние 10 лет наблюдается снижениепрестижа учительской профессии. Вконечном итоге это отрицательносказывается на качестве обучения ивоспитания учащихся. Система подготовкиучительских кадров в этих условияхнуждается в дальнейшем совершенствовании.

Источник: https://studfile.net/preview/2918152/page:7/

Возникновение педагогической профессии

Вопрос 1. Возникновение и становление педагогической профессии.

Проблема возникновения педагогической профессии и её развития достаточно полно рассмотрена в современной литературе, представлены этапы генезиса педагогической профессии, на каждом из которых описаны характерологические и специфические особенности педагогической деятельности. Более подробно остановимся на рассмотрении данного вопроса.

Объективными предпосылками возникновения педагогической профессии являлась возникшая потребность в передаче общественного опыта от старшего поколения к младшим с целью обеспечения готовности этих поколений к жизни и труду, что являлось условием обеспечения выживания и развития человеческого общества.

Корни возникновения педагогической профессии уходят в эпоху зарождения человеческого общества. В условиях существования дородовой общины накопленный опыт передавался в ходе трудовой деятельности.

Усложнение орудий труда привело к необходимости обеспечить специальную передачу трудовых умений и навыков, данным процессом руководили старейшины рода – люди, получившие уважение со стороны окружающих благодаря богатому жизненному опыту, так была образована первая социальная группа людей – воспитатели, воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

По прошествии некоторого времени у людей появляется потребность обобщить существующий опыт воспитания, а также потребность в специальном учебно-воспитательном учреждении, целью которого была бы подготовка молодых людей к жизни.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В развитых государствах древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет) предпринималась попытка обобщить опыт воспитания, выделить теоретические основы.

Учителями в Вавилоне, Египте, Сирии чаще всего были жрецы, в Древней Греции – умные вольнонаёмные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, назначавшиеся именем императора, которые хорошо знали науки.

В средние века учителями были священники и монахи, но в городских школах и университетах учили специально обученные люди.

Генезис педагогической деятельности позволяет условно весь период становления и развития педагогической профессии разделить на следующие этапы:

  • допрофессиональный;
  • условно профессиональный;
  • собственно профессиональный;
  • современный.

Допрофессиональный этап

В первобытном обществе профессии «педагог» не было, но была педагогическая деятельность, которая способствовала обеспечению жизнеспособности и развитию человеческого общества.

На данном этапе процесс обучения и воспитания строился на использовании формы коллективной спонтанной помощи старших младшим; основная цель – освоение младшими знаний об окружающем мире для выживания. Обучение и воспитание носило социальную функцию.

В совместной деятельности взрослого и детей происходило собирательство, охота, приручение диких животных, изготовление орудий труда, использовалось наблюдение за явлениями природы, исполнялись ритуальные танцы и песни. Девочки учились вести домашнее хозяйство и ухаживать за детьми.

Тяжёлая жизнь первобытного человека актуализировала решение задач развития выносливости, умений пережить поражение, гибель соплеменников.

В современной литературе данный период представлен достаточно слабо, но те литературные источники, которые рассказывают об условиях обучения и воспитания детей в первобытном обществе, приводят факты, говорящие об осмысленности, сложности и разнохарактерности педагогической деятельности (к примеру, обряды инициации, которые проводились с целью осуществления подготовки молодёжи к труду и семейной жизни). В более поздний период в каждом племени открывались школы — варе вананга (дом знаний), в которых осуществлялась передача знаний и опыта племени, знакомство с обрядами и преданиями, обучение ремеслу или земледелию, знакомство с лунным календарём и определению по звёздам благоприятных сроков начала и завершения земледельческих работ.

Возникновение религии привело к передаче педагогических функций шаманам, заклинателям, знахарям.

Усложнение трудовой деятельности и общественных отношений способствовало появлению специализированного обучения, которые обеспечивали люди, лучшие в своем деле, они передавали знания и опыт без отрыва от основной трудовой деятельности. На данном этапе обучение и воспитание подразумевало не только трудовую, но и социально-идеологическую подготовку.

Замечание 1

Итак, первый этап развития педагогической деятельности характеризуется как архаичный тип образования, осуществляемого в процессе повседневных трудовых и общественных процессов; все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем более молодым членам племени, также для данного этапа характерно отсутствие физических наказаний, наличие уважительного отношения к ребёнку и учёт его желаний. Способ обучения — практически-деятельностный, словесные методы воспитания и передачи информации имели второстепенное значение.

Условно профессиональный этап – рабовладельческая эпоха

Возникновение частной собственности привело к замене общественного воспитания семейным; главная цель — формирование хорошего хозяина, наследника. Воспитание детей богатых граждан осуществляли образованные рабы и наёмные учителя.

В рабовладельческом обществе кроме семейной формы воспитания использовались государственные, храмовые и другие формы общественного воспитания.

Изменяются способы накопления, передачи и хранения информации благодаря изобретению письменности и математических символов, что накладывает отпечаток на содержание образования и особенности педагогической деятельности.

Способ обучения становится словесно-знаковым, обособляется от производственных, общественных сфер жизни общества. Для данного периода характерно выделение социальной группы людей, осуществляющих образовательную деятельность в особых учреждениях.

Замечание 2

Итак, рабовладельческая эпоха характеризуется введением письменности и выделением сословно-кастовой группы людей, которые владеют письмом и умеющих обучить ему. Обучение представляет собой самостоятельный вид деятельности, но реализуется совместно с другими видами профессиональной деятельности.

Условно профессиональный этап – Средние века

Профессиональная педагогическая деятельность являлась условной и осуществлялась в Древней Греции дидаскалами (от греческого «дидаско» — учу) в школах грамматистов и кифаристов, с $13$-летнего возраста – в палестре.

В грамматических школах, возникших в первой половине $II$ в. до н.э., давалось гуманитарное образования, в последующем выпускники осуществляли политическую и судебную деятельность.

Преподаватели этих школ («грамматики», или «литераты», а затем и риторы) были широко образованными и благодаря этому довольно известными людьми; имели право на римское гражданство, получали ежегодный гонорар, имели льготы и привилегии.

Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуются отвержением культурного наследия античного мира и подчинения педагогической деятельности христианской религиозной идеологии. Именно в этом время происходит снижение общего уровня образования.

При монастырских школах преподавания ведётся монахами, которые приобретали педагогический опыт самостоятельно, непосредственно при осуществлении педагогической деятельности.

Такой формы обучения, как урок, не было, ученики занимались в школах одновременно, но характер их деятельности был разный: один начинал заучивание азбуки, второй заучивал слоги, третий читал и т.д.

В Средние века ремесленниками в городах организуются цеховые школы, а купечеством – гильдейские школы; услуги учителя в этих школах оплачивались главным образом за счёт родителей учеников. В $XII-XIII$ веках начали открываться университеты, преподавали в которых известные учёные.

Открытие новых образовательных учреждений привело к нехватке педагогических кадров, в связи с этим была принята классно-урочная система в школах и лекционно-семинарская – в университетах, что позволило преодолеть данное затруднение.

Результатом нововведений стало повышение качества образования и понижение платы за обучение, повышается доступность образования.

$XVI$ век характеризуется созданием педагогической системы иезуитов, сутью которой являлось повышение роли физического воспитания, улучшение оснащения школ, более широкого применения наглядности в обучении, относительно была смягчена дисциплина, расширено содержание образования. Именно иезуитами была осуществлена впервые систематическая подготовка учителей (из членов ордена).

Замечание 3

Итак, педагогическая деятельность в средние века осуществлялась монахами и священниками в городских школах и университетах, в содержание и цели педагогической деятельности входило формирование человека в свете требований действительности и морали в рамках определённого сословия.

Профессиональный этап

Научное и техническое развитие общества, зарождение капиталистических отношений привело к необходимости создания учебных заведений по подготовке учителей. Этот этап характеризуется массовостью педагогической профессии, а разнообразие в задачах, решаемых педагогами, привело к появлению педагогических специальностей и специализаций.

Цели и содержание педагогической деятельности варьировались в соответствии с национальными особенностями культуры, темпами общественного развития науки.

$XVIII$ век получил название «века Просвещения», характеризуется утверждением позиции, согласно которой в качестве сознательно-преобразующего фактора развития общества названо обучение и воспитание, а человек является не средством, а целью общественного развития.

Данный этап в развитии педагогики и педагогической деятельности характеризуется также более широким охватом населения в области образования, преодолевается влияние схоластики, содержание образования существенно сближается с жизнью. Всё это оказывает влияние на характер профессиональной педагогической деятельности.

Далее в педагогической науке последовательно выделяются идеи всеобщей педагогизации общества, общинного воспитания, ведётся активный поиск альтернативных форм бучения и воспитания (например, Вальдорфская школа).

Во второй половине XX века происходит небывалый охват подрастающего поколения различными формами обучения, что ведёт за собой ещё большую востребованность педагогической профессии, возрастанию социального статуса педагога, постановкой более сложных задач.

Современный период

Данный период может быть охарактеризован как осуществление деятельности по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией. Педагогическая наука и профессиональная педагогическая деятельность выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитуемых. Существенно расширяется спектр педагогических профессий.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vvedenie_v_pedagogicheskuyu_professiyu/vozniknovenie_pedagogicheskoy_professii/

Возникновение и развитие педагогической профессии

Вопрос 1. Возникновение и становление педагогической профессии.

В современной литературе достаточно глубоко рассматривается проблема возникновения и развития педагогической профессии. В частности, определяются этапы генезиса педагогической профессии. Каждый этап имеет характерологические и специфические особенности в деятельности педагогов. Рассмотрим возникновение и становление педагогической профессии кратко.

Объективные факторы, которые привели к возникновению педагогической деятельности – это возникшая необходимость в передаче общественного опыта от старших поколений к младшим для обеспечения готовности ко взрослой жизни и труду, что было обязательным условием выживания и развития общества людей.

Корни появления данной профессии берут свое начало с эпохи зарождения человеческого общества. Во времена существования дородовой общины приобретенный опыт передавался в процессе трудовой деятельности. Орудия труда усложнялись, что привело к надобности обеспечивать специальную передачу трудовых умений и навыков.

За данный процесс отвечали старейшины рода, то есть люди, которые заслужили уважение окружающих благодаря богатому жизненному опыту. Таким образом образовалась первая социальная группа – воспитатели. А воспитание стало областью человеческой деятельности и сознания.

Спустя некоторое время у людей появилась необходимость обобщения накопленного опыта воспитания и потребность в специальном учебном учреждении, в котором бы проходила подготовка молодого поколения к жизни.

В развитых странах Древнего мира таких, как Китай, Египет, Индия и Греция, люди предпринимали попытку обобщить опыт воспитания и выделить теоретические основы.

В Египте, Сирии, Вавилоне в качестве учителей выступали жрецы – умные вольнонаемные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, которых назначал император и которые хорошо разбирались в науке.

В Средневековье роль учителей выполняли священники и монахи, однако в городских школах и институтах преподавали специально обученные люди.

Возникновение педагогической профессии условно делит период становления и развития педагогики на 4 этапа:

  • Первый этап – допрофессиональный;
  • Второй этап – условно-профессиональный;
  • Третий этап – собственно профессиональный;
  • Четвертый этап – современный.

Допрофессиональный этап

Во времена существования первобытного общества такой профессии как “педагог” не было. Однако имела место педагогическая деятельность, которая обеспечивала жизнеспособность и развитие человеческого общества.

На этом этапе обучение и воспитание строились за счет коллективной спонтанной помощи старших младшим. Основной целью было освоение младшими знаний об окружающей среде для выживания. Процессы обучения и воспитания выполняли социальную функцию.

В коллективной деятельности взрослых и детей осуществлялось собирательство, охота, приручение диких животных, производство орудий труда. Также происходили наблюдения за природными явлениями, выполнялись ритуальные обряды. Девочек учили, как правильно вести домашнее хозяйство и уход за детьми.

Непростая жизнь первобытных людей сделала актуальным решение задач развития выносливости, умение переживать поражение, смерть соплеменников.

Современная литература данный период рассматривает достаточно поверхностно.

Но есть литературные источники, которые рассказывают об условиях обучения и воспитания детей в первобытном обществе, приводят доказательства осмысленности, сложности и разнохарактерности педагогической деятельности (например, обряды инициации, которые проводились для подготовки молодых к тяжелому труду и семейной жизни).

В литературе говорится, что позднее каждое племя открыло для себя школу – варе вананга (дом знаний). В этих учреждениях передавали знания и опыт племени, ознакамливали с обрядами и преданиями, обучали ремеслу и земледелию, пользованию лунным календарем и определению по звездам благоприятных периодов начала и окончания земледельческих работ.

Возникновение религии приводило к тому, что функции педагогов выполняли шаманы, заклинатели, знахари.

В результате усложнения трудовой деятельности и общественных отношений появилось специализированное обучение, которое обеспечивало людей, лучших в своей деятельности и передающих знания и опыт без отрыва от основного дела. На этом этапе обучение и воспитание предусматривало как трудовую, так и социально-идеологическую подготовку.

Замечание 1

Таким образом, 1-й этап возникновения педагогической деятельности описывается как архаичный тип образования, которое осуществлялось в ходе повседневных трудовых и общественных процессов.

Все взрослые выступали в качестве педагогов для своих молодых членов племени. Также допрофессиональный период характеризуется отсутствием физических наказаний, наличием уважительного отношения к детям и их желаниям. Способ обучения – практически-деятельностный.

При этом методы воспитания словом и передача информации играли второстепенную роль.

Условно-профессиональный этап – рабовладельческая эпоха

Появление частной собственности привело к смене общественного воспитания семейным. Основная цель – это формирование хорошего хозяина и наследника. Воспитанием детей зажиточных граждан занимались образованные рабы и наемные учителя.

В рабовладельческом обществе, помимо семейной формы воспитания, применялись государственные, храмовые и прочие формы общественного воспитания.

Поменялись способы накопления, передачи и хранения информации за счет изобретения письменности и математических обозначений, что наложило след на содержание образования и особенность педагогической деятельности.

Метод обучения преобразуется в словесно-знаковый, обособляется от производственных и общественных сфер жизни людей. Данный период характеризуется выделением социальной группы людей, которые осуществляли образовательную деятельность в специальных учреждениях.

Замечание 2

Таким образом, в период рабовладельческой эпохи была введена письменность и произошло выделение сословно-кастовой группы людей, владеющих письмом и умеющих обучать этому дело. Обучение выступает самостоятельным видом деятельности, однако реализуется наряду с другими видами профессиональной деятельности.

Условно-профессиональный этап – Средневековье

Профессиональная педагогическая деятельность была условной. В Древней Греции ее выполняли дидаскалы (от греч. “дидаско” – учу) в школах грамматистов и кифаристов, а с 13 лет – в палестре.

Грамматические школы возникли в 1-й половине II в. до н.э. Здесь давали гуманитарное образование. В дальнейшем выпускники школ выполняли политическую и судебную деятельность.

Учителя данных школ назывались “грамматиками” или “литераторами”, а после “риторами”. Это были высокообразованные люди, очень часто известные.

Они имели право на римское гражданство, им предоставляли ежегодный гонорар, льготы и привилегии.

Средние века в Западной и Центральной Европе выделяются тем, что в это время происходило отвержение культурного наследия античного мира и подчинение педагогической деятельности христианской религиозной идеологии. Именно тогда происходило снижение общего образовательного уровня.

При монастырских школах преподаванием занимались монахи, которые самостоятельно приобретали педагогический опыт в процессе осуществления педагогической деятельности. Формы обучения “урок” не существовало, дети учились в школах одновременно.

Однако характер их деятельности был различным: одни начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи читали и т.д.

В Средневековье в городах ремесленники организовывали цеховые школы, а купечество – гильдейские. Оплату учителям осуществляли в основном родители учеников. В XII-XIII вв. открывались университеты, в которых преподавали известные ученые.

Открытие новых образовательных учреждений привело к тому, что появилась нехватка педагогов. Поэтому в школах образовалась классно-урочная система, а в университетах – лекционно-семинарская. Это позволило решить проблему.

В результате повысилось качество образования, снизилась плата за обучение и повысилась доступность образования.

В XVI в. происходит создание педагогической системы иезуитов, суть которой состояла в повышении физического воспитания, улучшении оснащения школ, более широком применении наглядности в обучении. Также происходило относительное смягчение дисциплины и расширение содержания образования. Именно иезуиты впервые осуществляли систематическую подготовку учителей (из членов ордена).

Замечание 3

Таким образом, педагогическую деятельность в Средневековье выполняли монахи и священники в городских школах и институтах. цель педагогической деятельности того времени – формирование человека в соответствии с требованиями действительности и морали в рамках определенного сословия.

Профессиональный этап

В результате научно-технического развития общества, зарождения капиталистических отношений возникла необходимость создания учебных заведений для подготовки самих учителей. На данном этапе характерна массовость педагогической профессии.

Разнообразие решаемых педагогами задач привело к возникновению педагогических специальностей и специализаций.

и цели деятельности педагогов изменялись в соответствии с национальными особенностями культуры, а также скоростью развития науки и общества.

XVIII в. назван “веком Просвещения”. В этом периоде сознательно-преобразующим фактором развития общества было обучение и воспитание. При этом человек выступает не как средство, а цель общественного развития.

Профессиональный этап в своем развитии характеризуется более широким охватом людей в области образования, преодолением схоластики, сближением образования с жизнью.

Все это повлияло на характер профессиональной педагогической области.

В дальнейшем в науке последовательно появляются идеи всеобщей педагогизации общества, общинного воспитания, происходит активный поиск возможных форм обучения и воспитания (к примеру, Вальдорфская школа).

Вторая половина ХХ века примечательна тем, что происходит огромный охват подростков разнообразными формами обучения.

Это привело к еще большей востребованности педагогической профессии, а также повышению социального статуса педагогов, постановке более трудоемких задач.

Современный период

Современный период характеризуется осуществлением деятельности по созданию условий в разностороннем развитии личности, становлением общей культуры, приспособлением к жизни в обществе. Наука и педагогика выходят за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитанников. Значительно увеличивается спектр педагогических профессий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/vvedenie-v-pedagogicheskuju-professiju/vozniknovenie-i-razvitie-pedagogicheskoj-professii/

Uchebnik-free
Добавить комментарий