ВОПРОС 1. Власть как общесоциологическая категория. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

8.Государственная власть как особая разновидность социальной власти

ВОПРОС 1. Власть как общесоциологическая категория. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

  • 1.   Государственная власть как особая разновидность социальной власти

    Государственная власть — способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.

    Власть — это, прежде всего, способность навязывать свою волю.

    Признаки власти:

    Å      Всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме). Власть и нужна для того, чтобы организовать общество.

    Å      Власть имеет волевой характер. Всякая власть — это проявление человеческой воли. Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля — это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека.

    Å      Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть должна иметь опору, в противном случае воля властвующих не может быть реализована.

    Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):

    1. Монополия на издание общеобязательных велений;

    2. Монополия на применения государственного принуждения.

    Признаки государственной власти:

    †        Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

    †        Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

    †        Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

    †        Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью.

    †        Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и т. д.).

    †        Государственная власть — всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего — это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет.

    †        Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право — самый эффективный регулятор общественных отношений.

    В основе государственной власти современных государств лежит принцип разделения властей.

    Структуру государственной власти составляют:

    1. Субъект (государство в лице его органов);

    2. Объект (подвластные, население государства);

    Социальная власть может проявляться в политической и неполитической формах.

    Разновидностями политической власти являются:

    Ø  власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим)

    Ø  государственная власть

    Ø  власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров

    Тождества понятий политической и государственной власти другие авторы выступают за различение этих категорий. Термин и понятие «политическая власть» они употребляют в более широком значении, нежели «государственная власть», — в смысле власти, осуществляемой не только государством, но и другими звеньями политической организации общества.

    Государственная власть как разновидность власти социальной в полной мере обладает всеми ее признаками:

    1. Власть — это явление социальное, т.е. общественное.

    2. Она является атрибутом общества на всех этапах его развития.

    3. Власть может функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями).

    4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием.

    5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным (властвующим), а другой — подвластным субъектом.

    6. Власть всегда базируется на силе. Это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, сила убеждения, эстетического воздействия(сила красоты) и т.д.

    7. отсутствие подчинения воли подвластного воле властвующего субъекта, такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти.

    Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть:

    ü    демократической

    ü    недемократической

    Государственная власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной)

    Носителями последней могут являться неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.

    Говоря об особенностях государственной власти, ее качествах и признаках, следует иметь в виду два обстоятельства:

    во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством;

    во-вторых, то, что государство и государственная власть — это все-таки явления разные, нетождественные свойства государственной власти:

    1. Силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

    2. Государственная власть публична. Государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

    3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

    4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

    5. Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения — юридических норм.

  • Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%82%D0%B3%D0%BF/8-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8/

    Власть как общесоциологическая категория. Политическая власть

    ВОПРОС 1. Власть как общесоциологическая категория. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

    Общество – совокупность индивидов, объединенных взаимными интересами, совместной деятельностью и заинтересованных друг в друге.

    Власть – отношения господства и подчинения, где воля одного субъекта подчинена воли другого субъекта.

    Власть бывает: формальной — это власть должности, обусловленная официальным местом лица в структуре управления; реальной — это власть как должности, так и авторитета.

    Существует несколько форм власти:
    Власть принуждения.

    Она основана на зависимости и страхе, что отказ от выполнения требования того, в чьих руках находится власть, повлечет за собой негативные последствия — санкции (штраф, лишение премии, статус, служебное положение, авторитет и др.). Если эта власть основана на законном принуждении, то она называется административной.

    Власть, основанная на вознаграждении. Основной источник этой власти, это обещание вознаграждения.

    Власть примера или харизма. Профессиональные, деловые и личностные качества руководителя кажутся подчиненным настолько привлекательными, что они хотят быть на него похожи, во всем следовать его примеру.

    Экспертная или эталонная власть. Подчиненные считают что их руководитель обладает достаточными знаниями и опытом, чтобы принимать правильные решения и поэтому беспрекословно выполняет все его распоряжении

    Традиционная власть. Подчиненные считают, что руководитель имеет право приказывать и распоряжаться только потому что он их начальник. Это власть должности.

    Власть является порождением различных устойчивых общественных связей между людьми, результатом их стремления к удовлетворению своих интересов и средством достижения поставленных целей.

    Главное отличие политической власти от власти вообще являются ее нерасторжимая связь с той или иной формой и степенью развития государственности.

    Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством или санкционирована им и проводится при его поддержки.

    Прежде чем охарактеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

    Социальная власть неотъемлема от любой организационной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.

    ); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

    Государственная же власть представляет собой разновидность социальной власти. В специальной литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».

    Государственная впасть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

    Характерные черты государственной власти: она распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); действует система налогов; население делится по территориальному признаку;

    ей присущи легитимность, легальность и т.п.

    4. Понятие и сущность государства. (посмотри как сократила!!!!!!все лишнее остальное думаю)

    Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определённой территории.

    Два аспекта сущности государства:

    1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

    2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

    Подходы к сущности государства:

    — классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса (государство используется как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, что вызывает сопротивление других классов и рождает насилие, диктатуры);

    — общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

    Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

    Иначе говоря, сущность государства многоаспектна.

    Признаки государства:

    Организация политической власти – состоит в том, что:

    1.Эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов (в т/ч правоохранительные и армия), осуществляющих социальное управление;

    2.Она внешне и официально представляет все общество;

    3.Цель – обеспечить поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей.

    Суверенитет – выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного гос-ва с другими.

    Территория – определенная часть земной поверхности , находящаяся под суверенитетом данного государства. Отделяется от территорий других государств государственной границей.

    Налоги – взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.

    Легализованное принуждение (насилие) – состоит в том, что только государство (его органы) вправе применять принуждение (насилие) ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

    Источник: https://studopedia.su/15_100145_vlast-kak-obshchesotsiologicheskaya-kategoriya-politicheskaya-vlast.html

    Власть как общесоциологическая категория. Государственная (политическая) власть

    ВОПРОС 1. Власть как общесоциологическая категория. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

    Власть — это способность и воз­можность оказывать определенное воздействие на дея­тельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли.

    Власть опирается на установившиеся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организа­ции и означает обладание властью.

    При этом право пред­ставляет собой способность лица (субъекта) действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей (явлений).

    Некоторые ученые полагают, что власть означает реальную способность одного из элементов существую­щей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы.

    Другие считают властью продукт некоторого целенаправ­ленного влияния.

    Третьи утверждают, что власть пред­ставляет собой такие взаимоотношения между людьми (группами людей), сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что власть — это стремление к до­стижению равновесия.

    Элементы определения власти:

      • во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов власти, которыми могут выступать отдельные лица, а также «коллективно действующее лицо» (партия, организация, комитет, совет и т.д.); власть мо­жет ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.);
      • приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть. Приказ сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженного с его по­мощью воле;
      • подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.

    Власть, определяемая как возможность одного че­ловека принуждать другого к совершению какого-либо действия, представляется как бы встроенной в челове­ческую сущность.

    Однако почему же одни люди обладают политической властью, а другие — нет? Для ответа на этот вопрос выдвигались разные объяснения, имеющие биоло­гическую, психологическую, культурную природу.

    Природа власти

    Если исходить из того, что власть — способность индивидуума или групп влиять на поведение других в соответствии со своими желаниями, то можно выделить следующие ее аспекты:

      1. власть — это отношение между людьми, которое не является их характерной чертой или свойством;
      2. власть предметно обусловлена. Отношения власти не поддавались бы оценке, будь они неделимы. Каждая грань отношений имеет свой предел власти, т.е. «X» имеет власть над «У» в вопросе «А», но не в вопросе «В»;
      3. власть относительна: «X» имеет над «У» больше власти, чем «Z»;
      4. власть «ситуационна», т.е. зависит от условий, в которых осуществляется;
      5. власть отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей (влиятельной партии);
      6. власть кончается там, где начинается насилие, хо­тя она и предполагает угрозу применения силы или наси­лия, но неспособность субъекта власти обеспечивать со­гласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть попытка ока­зывать давление.

     Психологические основы власти

    Общественные законы суть законы сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудниче­ство — это действия людей, имеющих определенную на­правленность и предполагающих некоторую силу, а имен­но, власть.

    Власть рождается с самим общественным про­цессом, являясь одним из необходимых условий его фун­кционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т.е. в известном смысле им подчинена и без их поддержки не может существовать. Власть неизбежна.

    Ее присутствие и последствия (принуждение) видны во всех отношениях между людьми.

    Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе.

    Свобода есть состояние независимости от внеш­них условий.

    Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влия­ние и сам его не оказывает.

    Трудно представить себе общество, состоящее из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется. Живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.

    Государственная (политическая) власть

    Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во вла­сти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обус­ловили появление государства.

    Государство выступает как носитель государ­ственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуци­ровать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

    Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):

      1. распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
      2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
      3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
      4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
      5. устанавливает систему налогов;
      6. организует население по территориальному признаку;
      7. характеризуется легитимностью и легальностью.

    Особые свойства государственной власти:

      1. для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство;
      2. государственная власть публична, то есть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти;
      3. государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны;
      4. государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны;
      5. государственная власть обладает прерогативой, то есть исключитель­ным правом, на издание общеобязательных правил поведения (юридических норм);
      6. во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

    В.М. Корельский: «…государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы».

    Политическая власть как одно из важнейших прояв­лений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике.

    Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осу­ществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций.

    Полити­ческая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.

    Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/vlast-kak-obschesotsiologicheskaya-kategoriya-gosudarstvennaya-politicheskaya-vlast

    Власть, как общесоциологическая категория. Государственная (политич.) власть

    ВОПРОС 1. Власть как общесоциологическая категория. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

    Сущность гос-ва – это такое его свойство, которое отражает его социальное назначение, его социальную востребованность, цели и т.д.

    Основным признаком и одновременно сущностью государства выступает государ. Власть. Государственная власть содержит общие признаки власти, как общесоциологические категории.

    Признаки: власть – это необходимый инструмент функционирования любой социальной общности, обеспечивая организованность и порядок, любая власть базируется на силе и подчинении; власть представляет собой 2-х сторонние отношения по типу «государство-подчинение»; всякая власть предполагает силу; мотивами подчинения являются страх, привычка подчиняться, заинтересованность, доверие, авторитет. От мотива зависит сила власти, ее продолжительность, и система средств властвования. Наиболее эффективна власть основана на авторитете, в убеждении подвластных в подчинении.

    Виды власти в обществе: религиозная, политическая, семейная, государственная.

    Государ. власть имеет специфику: 1) Публичность; 2) Универсальность; 3) Верховенство; 4) Законодательная прерогатива (только власть издает юридич. законы); 5) Легальное применение силы; 6) Легитимность (разделение большинством населения).

    2) Понятие и сущность государства. (Воп 5)

    Государ. власть является сущностью государства. Государство – это особая организация власти, как совокупности полномочий переданных населением для управления обществом.

    Государ. власть наделяется правом принятия общеобязательных управленческих решений и применением средств для реализации этих решений.

    https://www.youtube.com/watch?v=ef01RDPtsH8

    Средствами и методами осуществления государ. власти выступает убеждение (руководство) и принуждение (насилие). Характер власти зависит от удельного веса этих методов.

    Т.о.

    сущность всякого государства заключается в организации политической власти по управлению обществом, только в одних исторических условиях эта власть сосредотачивается в руках небольшой группы лиц, использующих ее преимущества, в своих классовых интересах опираясь на принуждение. В других условиях власть сосредотачивается в руках представительного органа населения, использующего ее преимущества для удовлетворения общесоциальных потребностей, опираясь на согласование интересов субъектов общественной жизни.

    Признаки государства: 1) Организация политической власти, которая обеспечивает внешнее представительство и внутреннее управление населением на основе согласовании интересов; 2) Механизм состоящий из государственных органов и служащих; 3) Территориальная организация власти, обеспечивающая юридич. и политическое единство населения; 4) Суверенитет; 5) Монопольное право на правотворчество и легальное применение силы; 6) Государство обладает собственностью (предприятия, учреждения, имущественные права, распоряжение национальными ресурсами, взимание налогов и сборов).

    3) Типы государства. (Воп 6)

    Тип государства – это система признаков государства выражающая его сущность.

    Существуют 2 основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный (Вебер, Сорокин, Тойнби).

    Согласно формационному подходу, тип государства отражает экономическую основу государства, классовую сущность и социальное назначение государства.

    Пять типов: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

    Недостатки: игнорирование цикличности в развитии государства; умаление значения в духовно-культурной жизни общества; однолинейность трактовки государства.

    В рамках цивилизационного подхода основой развития государства считается духовно-культурная жизнь общества. Используемые принципы: хронологический, пространственный, информационный, научно-технический, ….

    Формационный и цивилизационный подходы лишь в своей совокупности дополняют друг друга раскрывая объективную картину развития государства.

    Тема: Формы государства.

    1) Понятие и элементы формы государства. (Воп 7)

    Форма государства – это совокупность способов, организации, устройства и осуществления государственной власти. Форма государства зависит от его сущности и типа.

    Серьезное влияние на форму государства оказывает состояние экономики, культурный уровень населения, его исторические традиции и национальные особенности.

    Основные элементы формы государства: 1) Форма правления (отражает порядок организации верховной или высшей власти и ее взаимодействие с населением); 2) Форма государственного устройства (отражает территориальную организацию государства, т.е. из каких частей состоит и как они взаимосвязаны между собой и с центром); 3) Государственно-правовой режим (способы и методы осуществления политической власти).

    2) Формы государственного правления. (Воп 8)

    По форме правления государства делятся на: монархию и республику.

    Монархия – вся полнота государ. власти сосредоточена в руках одного человека (монарха), который выполняет функции главы государства, главы законодательной, как часто исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.

    Признаки монархии: монарх наследует власть по принципу крови и осуществляет ее пожизненно; монарх персонифицирует собой государство; монарх не несет ни политической, ни юридической ответственности.

    Виды монархии: абсолютная; ограниченная представительным органом на основе конституции.

    Республика – государственная власть делегируется народом представительному органу.

    Признаки республики: 1) Выборность и сменяемость представительной власти; 2) Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную (система сдержек и противовесов); 3) Власть несет политическую и юридическую ответственность.

    Виды республики: президентская, парламентская и смешанная. Они различаются в зависимости от того, кем формируется и перед кем несет ответственность правительство.

    3) Формы государственного устройства. (Воп 9)

    По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федеративные).

    Унитарные – единые, централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками суверенитета.

    Федерации – добровольные объединения в союз нескольких государств или государственных образований сохраняющих не только хозяйственную, но и политическую самостоятельность. В таком государстве 2 уровня власти: федеральная и региональная; 2 языка; организ. законодательной власти; 2 гражданства.

    4) Государственно-правовой режим. (Воп 10)

    Подразделяется на 2 вида: авторитарный и демократический.

    Авторитарный: народ отстраняется от формирования контроля за государ. властью; устраняется оппозиция; опора власти на полицейский аппарат; личность лишена демократических прав и их гарантий.

    Крайней формой авторитаризма является тоталитарный режим (наличие официальной идеологии, сращивание государственного аппарата с правящей партией во главе с вождем (культ личности), милитаризация общественной жизни; контроль государства над всеми сферами общественной жизни (включая над личностью)).

    Демократический: народ является источником власти; участвует в контроле за ней; разделение властей; реализация самоуправления; плюрализм; реализация личностью прав и свобод.

    Тема: Государство в политической системе российского общества.

    1) Понятие и структура политической системы общества. (Воп 11)

    Политическая система – совокупность государственных и не государственных организаций связанных нормами и отношениями политико-правового характера позволяющего участвовать в формировании осуществления государственной власти.

    Структура: 1) Политические организации (государство, политические партии, общественные организации); 2) Политическое сознание (идеи, ценности, теории), в соответствии с которыми осуществляется политическая деятельность; 3) Политические отношения между субъектами по поводу государственной власти; 4) Политико-правовые нормы регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти.

    Функции политической системы: 1) Политические целепологание; 2) Властно-политическая интеграция общества; 3) Упорядочение политических процессов; 4) Обеспечение управления воздействия на социально-значимые отношения.

    Неспособность политич. системы выполнять ее функции ведет к ее кризису.

    Источник: https://megaobuchalka.ru/7/25511.html

    4.1 Власть как общесоциологическая категория: Изучение сложной темы о сущности государства представляется логически

    ВОПРОС 1. Власть как общесоциологическая категория. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

    Изучение сложной темы о сущности государства представляется логически последовательным начать с рассмотрения неразрывно взаимосвязанного с ней вопроса о политической власти.

    Чтобы разобраться в проблеме политической власти, необходимо уяснить, что такое власть вообще, т.е. рассмотреть, власть как общесо-циологическую категорию.

    Известно, что политическая или – что одно и то же – государственная власть не единственный вид общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей.

    Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований.

    Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины; политическую (государственную); экономическую; различных общественных объединений; родительскую; церковную.

    Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особенностями. Вместе с тем всем им присущи общие черты, синтез которых позволяет дать характеристику власти как общей социальной категории.

    При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей различных течений общественной мысли присуща ее характеристика как авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле других людей.

    В связи с этим значительный интерес представляет статья Ф. Энгельса «Об авторитете», которая и в современных условиях сохраняет свое научное значение.

    В этой статье, обращенной против анархистов, пользовавшихся для обозначения власти термином «авторитет», Ф.

    Энгельс писал: «Авторитет в том смысле, о котором здесь идет речь, означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение».

    Ф.

    Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой – подчинение подвластного волевластвующего.

    Важно иметь в виду, что, во-первых, неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму.

    Во-вторых, отношения по поводу власти, или властеотношения, носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из «господства-подчинения» и «руководства-подчинения».

    В зависимости от конкретно-исторических условий власть может либо выступать как сочетание отношений «господства-подчинения» и «руководства-подчинения», либо проявляться только в отношениях «руководства-подчинения».

    Ф.

    Энгельс, показывая, что всякая организация общества, в котором происходит процесс производства и обращения продуктов, невозможна без авторитета, без власти, и отмечая, что с развитием крупной промышленности и крупного землевладения материальные условия производства и обращения неизбежно усложняются и стремятся ко все большему расширению сферы этого авторитета, подчеркивал, что и в будущем власть не исчезнет, а только изменит содержание и форму. Власть вообще, будучи непосредственным порождением разносторонних устойчивых связей между людьми, их устремлений к удовлетворению своих интересов и смягчению при этом противоречий, а стало быть, к возможному компромиссу и определенному порядку сосуществования, представляет собой объективно необходимое условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве жизни, Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле.

    Изложенное позволяет сформулировать краткое определение понятия власти как общесоциологической категории. Власть – это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

    Такое определение, думается, характеризует любую общественную власть – классовую и неклассовую, государственную и негосударственную.

    Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти.

    Термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, – синонимы. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е.

    такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

    Термин «политика» с пер. с греч. – государственный, искусство управления государством, участие в делах государства.

    Политическая, или государственная, власть – это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

    Рассматривая такую власть в качестве важнейшего, определяющего признака государства в отличие от организации ее в родовом обществе, Ф.Энгельс обращал внимание на то, что это «особая публичная власть». \

    Характерные черты этой свойственной государству особой публичной или политической власти, отличающие ее от общественной власти доклассового общества, заключаются в следующем:

    1) при родовом устройстве общественная власть выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов, объединенных в том или ином коллективе – общине, роде, фратрии, племени и т.д. Государственная власть носит классовый характер;

    2) родовая власть доклассового общества, осуществляемая старейшинами и другими выборными лицами, которые были первыми среди равных, не знала какого-либо особого аппарата или слоя лиц, специально предназначенных для того, чтобы управлять, и в этом смысле сливалась со всем населением.

    Иначе обстоит дело с политической публичной властью. Она в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением, осуществляется выделенным из человеческого общества аппаратом управления, состоящим из категории людей, которые только тем и заняты, чтобы управлять другими;

    3) при родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внутренних антагонизмов, не было никаких других способов принуждения к подчинению власти старейшин и соблюдению обычаев, кроме общественного мнения.

    Политическая же власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы; специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы;

    4) для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан – налоги, которые были неизвестны родовому устройству общества;

    5) при родовой организации общества люди подразделялись по принципу кровного родства; учреждение политической власти, знаменующее возникновение государства, сообразуется с разделением населения по территориальному признаку;

    6) одна из тонких сторон соотношения между политической, государственной и общественной властью первобытно-общинного строя четко выражена в положении Ф. Энгельса: «…

    Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше «авторитета», чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним».

    Приведенное суждение помогает уяснению того факта, что с точки зрения соотношения публичной власти с обществом при первобытнообщинном строе имела место «власть авторитета», тогда как политическая, государственная власть есть «авторитет власти». От власти авторитета к авторитету власти – эволюция общественной власти в процессе перехода от первобытно-общинного строя к классово организованному обществу.

    Таковы основные признаки политической власти, отличающие ее от общественной власти родового строя.

    Для более полного и точного, современного понимания политической власти ее характеристику, кроме сказанного выше, необходимо дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал.

    Будучи экономически обусловленной властью определенного класса (или народа), она вместе с тем учитывает интересы всех слоев населения, их стремление не только к классовому, национальному, религиозному противоборству, но и к согласию, компромиссу; отражает реальную социально-политическую структуру общества, тенденции его развития.

    Непосредственным воплощением, особой организацией политической власти и является государство.

    Источник: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-teoriya/vlast-kak-obschesotsiologicheskaya-74049.html

    Uchebnik-free
    Добавить комментарий