ВОПРОС 1. Краткая характеристика общественной власти и социальных норм при первобытнообщинном строе.

Характеристика власти и социальных норм первобытного общества

ВОПРОС 1. Краткая характеристика общественной власти и социальных норм при первобытнообщинном строе.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты: — наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли.

Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны; — экономическое равенство обусловливало и политическое равенство.

Всё взрослое население рода — и мужчины, и женщины — имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. 1.

Власть базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке.

Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен).

Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться — «первобытнообщинный строй», а его социальная организация — родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях. 2.

Власть была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали). 3. Власть опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода.

4. Власть осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период: 1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных — технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.

Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнём, решалось уже на основе нормы социальной (Т. В.

Кашанина); 2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е.

исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени); 3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; 4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный приём воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали; 6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.

Общие закономерности происхождения государства (неолитическая революция):

Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями и массовым истреблением их людьми, привело к распаду крупных охотничьих родов.

Увеличение числа населения при снижении объектов охоты способствовало расширению рациона за счет растительной пищи. Одновременно идет процесс улучшения орудий труда и совершенствования способов производства.

Важным этапом развития первобытного общества стал переход от присваивающей экономики к производящей (от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводству), так называемая, неолитическая революция.

Происходит первое общественное разделение труда:земледелие отделяется от скотоводства, что радикально меняет характер общественных отношений в первобытном обществе, а именно:

· усложняется процесс труда, совершенствуются орудия труда, результат труда стал зависеть от отдельной семьи;

· при перемещении и взаимодействии родоплеменных объединений, родовые связи заменяются территориальными;

· родовая община трансформируется в соседскую, которая в отличие от родовой уже не имеет кровнородственных связей, имеет обособленное имущество отдельных семей, общинная земля распределялась между семьями, что создало основу для частной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим совершенствованием орудий труда, что приводит ко второму разделению труда:ремесла выделяются в самостоятельную отрасль производства.

Наличие излишков продукции у земледельцев, скотоводов, ремесленников стало основой для обмена их между представителями этих трёх групп. В результате возникает отдельная группа людей – посредников между этими тремя группами. Это приводит к третьему разделению труда – появлению купцов и торговцев.

В результате неолитической революции:

· внутри общины развивается процесс накопления излишков у отдельных семей, что приводит к имущественному неравенству и появлению эксплуатации;

· усложняется управленческая деятельность: возрастает роль публичной власти: должности вождей становятся наследственными, вожди и старейшины приобретают привилегии;

· имущественное неравенство приводит к формированию классов;

· в условиях ведения войн формируется своеобразный строй – военная демократия: выделяются военные, которые только воюют и получают от соплеменников вознаграждение;

· добровольное подношение военным в дальнейшем трансформируется в обязательную плату дани на содержание армии и аппарата управления.

Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает качественно новую организацию власти, способную не только поддерживать интересы имущих, но и сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией стало государство.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/20464.html

Общая характеристика первобытно-общинного строя. Протогосударства

ВОПРОС 1. Краткая характеристика общественной власти и социальных норм при первобытнообщинном строе.

Общая характеристика первобытно-общинного строя.

Первобытно-общинный строй — это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм. Основой экономических отношений первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.

Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил.

Орудия труда были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе, что вело к очень низкой производительности труда.

Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства, к распределению продуктов на началах равенства.

Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие «первобытным стадом», под воздействием труда все более приобретали черты «общественного человека». Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд.

Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив.Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива.

Все члены рода — свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.

На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат, женщина занимала господствующее положение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обработке земли с помощью мотыги, был в тех условиях гораздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.

Классический род представлял собой основанную на коллективном труде и общей собственности организацию людей, ведущих происхождение от одной общей родоначальницы. Весь род являлся носителем власти, которая не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему.

Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода — мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем.

Для непосредственного управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода.

Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли.

Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной, но никаких особых органов, осуществлявших принудительные меры, не имела.

Рассмотренные выше формы организации власти в первобытном обществе дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, первобытная демократия.

Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества. В первобытном обществе действовали определенные правила поведения — социальные нормы.

К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам.

Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Они были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).

Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно.

Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом.

Для родовой общины определяющими являются следующие признаки:

Для родовой общины определяющими являются следующие признаки:

1)      преобладание коллективного характера труда;

2)      половозрастное разделение труда;

3)      безусловная коллективная собственность на угодья и на получаемый с них продукт;

4)      равнообеспечивающий принцип распределения продукта;

5)      принцип коллективизма в решении общинных вопросов;

6)      отсутствие каких-либо иных видов неравенства за исключением статусного, связанного с ролью того или иного члена общины в поддержании ее жизнедеятельности;

7)      мифологическое восприятие мира, основанного на первобытных формах религиозного сознания и связанных с ним практик (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия и колдовство).

Протогосударства.

Важным этапом в предыстории государства стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являвшихся по своей сути и предгосударственными.

Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами, привела к выделению специального слоя организаторов производства, управленческая деятельность которых постепенно становится профессиональной.

Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства.
Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу.

Формирующаяся управленческая верхушка стремится к постепенному закреплению своей власти. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Нередко общинная знать, как слой, становилась закрытой для большинства соплеменников, носила сословный или кастовый характер.

Власть вождя в формирующемся протогосударстве все больше опирается на административную иерархию. Таким образом, протогосударство складывается и формируется не как внешняя сила по отношению к родоплеменной структуре, а как логическое и нормальное развитие общинного строя.

Протогосударство скреплялось и цементировалось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной системы административной иерархии. Во главе системы стоял вождь, власть которого приобрела сакральный и авторитарный характер.

Факторы, способствующие складыванию протогосударства:

  • экологический (теплый климат, способствующий увеличению прибавочного продукта);
  • военный  (ведет к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударства).

Таким образом, ранние государственные образования возникают не на базе классового господства, а складываются спонтанно в ходе естественной эволюции самого общинного строя. Образование протогосударства — это своеобразный прорыв человечества из предыстории в цивилизацию.

На различных континентах и у разных народов, в силу неравномерностей самого исторического процесса, такой прорыв происходил в разное время, растянулся на века и даже на тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сложились на Востоке еще в III—IV вв. до н.э.

Несколько позднее переход к государственности и цивилизации происходил в Средиземноморском бассейне — античном мире. У большинства народов Европы падение первобытнообщинных порядков и становление государственности завершается лишь в средние века.

В Африке и в некоторых других регионах земного шара догосударственные семейно-клановые отношения просуществовали вплоть до XIX—XX вв. и уступили свои позиции не в результате естественного развития, а в ходе европейской колонизации.

Формы догосударственной организации человечества:

  • человеческое стадо;
  • родовая община;
  • племя;
  • союзы и суперсоюзы племен (протогосударство).

Генезис государства периода родового строя  (последствия неолитической революции, этапы формирования протогосударства):

  1. Появление оседлых земледельческих обществ.
  2. Разделение труда внутри общины и между общинами (скотоводческий, земледельческий, ремесленный и т.д.).
  3. Появление прибавочного продукта (излишков) приводит к социальному и имущественному расслоению внутри родовой группы и между родовыми группами.
  4. Усложнение функций вождя: добавляется функция перераспределения прибавочного продукта, т.е. зарождаются элементы будущей эксплуатации, присущей государству.
  5. Изменение в осуществлении власти внутри общины — власть вождя приобретает все большую степень силы и большую обязанность для членов общины.
  6. Развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур, появление племени, имевшего  свою территорию, название, язык (или диалект), религиозные и бытовые обряды.
  7. Складывание органов племенного самоуправления — племенного совета, в который входили вожди и старейшины.
  8. Выделение социального слоя управленцев, деятельность которых становится профессиональной, а социальный слой закрытым, что приводит к разделении людей на две неравные группы — управляющих и управляемых.
  9. Власть вождя в формирующемся протогосударстве все больше опирается на административную иерархию.
  10. Союзы и суперсоюзы племен — это и есть протогосударство.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/obschaya-charakteristika-pervobitno-obschinnogo-stroya-protogosudarstva

Вопрос 1. Организация власти и социальные нормы первобытного общества

ВОПРОС 1. Краткая характеристика общественной власти и социальных норм при первобытнообщинном строе.

Основные теории происхождения государства и права.

Восточный и западный пути возникновения государства.

Основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права

Организация власти и социальные нормы первобытного общества.

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе.

Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 — 1,5 млн.

лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 — 6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., в Америке — в I тысячелетии н.э.

, в других частях земного шара — еще позднее (В.П. Алексеев, А.И. Першиц).

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом).

Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

-наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;

-экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода — и мужчины, и женщины — имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда.

Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса.

Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться — «первобытнообщинный строй», а его социальная организация — родоплеменной.

Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью.

Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.

Если животные подчиняются только биологическим законам, то человек стал человеком потому, что в дополнение к биологическим законам научился еще и регулировать свое поведение. Он изобрел общественные регуляторы, которые хотя и не устранили биологические законы, однако существенно их потеснили.

Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животными буквально прыгнуть на новую ступень развития.

Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений (Т.В. Кашанина).

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения.

Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества — выжить.

Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных — технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.

Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья.

Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной (Т.В. Кашанина);

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.

Источник: https://studopedia.su/9_93324_vopros--organizatsiya-vlasti-i-sotsialnie-normi-pervobitnogo-obshchestva.html

Общественная власть и социальные нормы при первобытнообщинном строе: основные признаки, этапы развития

ВОПРОС 1. Краткая характеристика общественной власти и социальных норм при первобытнообщинном строе.

Большинство авторов считают, что государство и право появляются не вместе с возникновением человеческого общества, а на определенной ступени исторического развития.

Наука утверждает, что существовал длительный период, когда не существовало ни государства, ни права (по данным современной науки человеческое общество возникло примерно сорок тысяч лет назад, в то время как первые государства появляются только в IV-III тысячелетиях до н. э.).

Догосударственное общество называют первобытным, а существовавший в нем срой – первобытнообщинным (родообщинным, родоплеменным). Он тянулся, по разным оценкам, более тридцати тысячелетий и прошел в своем развитии несколько периодов. Вопрос о периодизации первобытного общества не имеет в отечественной науке однозначного решения.

1. Долгое время принято было выделять два периода — матриархат и патриархат.

Матриархат — материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде.

Патриархат — отцовский род, который пришел на смену материнскому и родство в котором велось уже по отцовской линии. С этим периодом связывался процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства. Данная периодизация первобытного общества встречается во многих учебниках по теории государства и права и сейчас, но подвергается критике.

2. Базируясь на экономической стороне:

— период присваивающей экономики

— период производящей экономики, с ней связывается разложение первобытнообщинного строя и возникновения государства

3. Иные периодизации первобытного общества различают три периода — ранний, средний и поздний:

— ранний – это период становления первобытнообщинного строя (соответствует форма организации общества – локальная группа охотников, собирателей, рыболовов);

— средний – период зрелости (собственно родовая община, племя)

— поздний – период распада первобытного общества (соседская община, вождество).

Базируясь на формах организации первобытного общества, различают периоды:

— первобытного человеческого стада

— родовой общины

— соседской общины

Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей — род и племя.

Род (родовая община) является исторически первой устойчивой формой объединения людей. Это семейно-производственный союз, основанный на кровном илипредполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общейсобственности и социальном равенстве.

Племя — более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин.

Племя – это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды.

Объединение родовых общин в племена вызывалось различными факторами, в том числе совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д.

Фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) — это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды.

Они являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков).

Союзы племен — это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов.

Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными, но однотипными объединениями людей, основанными на кровном или предполагаемом родстве.

Власть и управление в период зрелого первобытного общества. Власть присуща любому обществу. Она возникает вместе с ним и является его непременным атрибутом. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок.

Общественная власть — это публичная власть, хотя нередко под публичной властью подразумевают только государственную власть, что не совсем правильно. Публичной власти первобытного общества, которую в отличие от государственной власти часто именуют потестарной (от лат.

potestas – сила, власть, мощь), присущи следующие черты.

1. Осуществлялась самим обществом либо выбранными им лицами, которые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли быть отозваны и заменены.

2. Не имела специального аппарата управления, все члены общества участвовали в производстве материальных благ.

3. Она не была оторвана от общества и не стояла над ним.

4. Опиралась на общественное мнение и авторитет выборных лиц.

5. Принуждение исходило от всего общества — рода, племени и т.д., каких-либо специальных органов принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п., не было.

Власть в родовой общине.1. Высший орган власти – общее собрание (родовое собрание)всех взрослых членов рода. Его решения обязательны для всех. Общее собрание решало наиболее важные вопросы жизни первобытного общества: вопросы войны и мира, осуществление наказания, выборы и перевыборы старейшины, вождя, жреца.

Старейшина руководил повседневной деятельностью: организацией коллективных работ, разрешением конфликтов, распределением продуктов труда и т.д.

Военный вождь избирался на период военных действий.

Жрецотвечал за связь родовой общины (племени, союза племен) с духовным миром: духами, богами, покровительствовавшими данной группе людей.

В целом организация власти в первобытном обществе характеризуется как первобытная демократия:

— самоуправление (совпадение субъекта и объекта власти) – общее собрание рода принимало решения и весь род, все его члены исполняли эти решения;

— власть распространялась только по кровно-родственному признаку, т.е. только на членов данного рода;

— представители власти, т.е. выборные лица (старейшина, вождь, жрец), наравне с другими общинниками участвовали в повседневном труде;

— осуществляли функции управления на общественных началах и не получали за это дополнительного вознаграждения;

— принуждение, если в нем возникала необходимость, носило общественный характер, т.е. решение принималось на общем собрании и осуществлялось всеми взрослыми членами рода.

Организация власти в племени:

— Основным органом власти и управления: совет старейшин (вождей), иногда наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа.

— Для решения текущих вопросов, а также на время военных походов избирался вождь племени, положение которого не отличалось от положения старейшины или вождя рода, он считался первым среди равных.

Организация власти и управления во фратриях и союзах племен. Народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные предводители и другие органы первобытной демократии.

Выводы. Первобытное общество основано на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила общественный характер и строилась на началах самоуправления. Отсутствует специальный аппарат управления и принуждения, все вопросы решались самим обществом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_118203_obshchestvennaya-vlast-i-sotsialnie-normi-pri-pervobitnoobshchinnom-stroe-osnovnie-priznaki-etapi-razvitiya.html

Вопрос №5: Характеристика общественной власти и социальных норм в первобытном обществе

ВОПРОС 1. Краткая характеристика общественной власти и социальных норм при первобытнообщинном строе.

Государство появилось примерно 5-6 тыс. лет назад, а человек разумный примерно 40 тыс. лет назад. Отсюда вывод – всю историю человечества можно разделить на 2 больших периода: догосударственное общество и общество с государственной организацией.

Государству, как способу организации общества, предшествовала первобытно-общинная организация жизни людей. В этот период частная собственность отсутствовала, а ее место занимала общественная собственность.

В первобытном обществе существовала и власть, но это была «власть авторитета», т.е. власть первого среди равных. Власть в первобытном обществе носила общественный характер, осуществлялась коллективно, даже власть вождя по идее есть ни что иное как власть представителя рода.

Главным органом управления являлось народное собрание, как собрание всех представителей общины. Оно избирало вождя (старейшину), который производил повседневное управление общиной, его власть не являлась публичной, и он точно также участвовал в общественной жизни общины. В процессе развития некоторые рода объединяются во фратрии, а те в племена, образуется Совет Старейшин.

Также власть в первобытном обществе осуществлялась жрецами, которые выполняли своеобразную идеологическую функцию.

В первобытном обществе отсутствовал профессиональный бюрократический аппарат, все должности исполнялись совместно с общественными функциями. Власть старейшин носила моральный характер.

Регулирование деятельности в первобытном обществе осуществлялось разными видами норм:

1. Ритуалы – наиболее древняя форма регулирования, выполнялась еще до появления речи, заключается в совершении сигнально-знаковых действий с целью побуждения человека на совершение каких-то действий;

2. Обряды – ритуалы помогали выразить довольно примитивные чувства (гнев, страх и т.д.), в отличие от них обряды являются более тонкими регуляторами. Через них выражались радость, жалость, память об умершем;

3. Мифы – главное в мифах их нормативная предписывающая часть, основанная на опыте человечества. В мифах закреплялись географические знания, нормы брачно-семейных отношений и многое другое;

4. Обычаи – правило поведения, сложившееся исторически в связи с многократным применением.

5. Нормы – в нормах первобытного общества не было разделения на права и обязанности, так как все нормы исполнялись как правило добровольно. Санкции существовали в виде общественного порицания, изгнания из общины.

Виды социальных норм того периода:

а. Запреты – недопустимость совершать те или иные поступки;

б. Дозволения – разрешение на выполнение того или иного действия;

в. Позитивное обязывание – обязывание человека выполнять то или иное действие для общего блага, например строительство жилища.

Многие авторы утверждают, что нормы в первобытном обществе носили характер «мононорм», т.е. объединяли в себе нормы как права, так и морали, религии и т.д.

Вопрос №6: Теории происхождения государства

Теологическая теория

Теологическая теория является наиболее ранней среди всех остальных теорий, возникла и представления о божественном сотворении мира – раз мир был сотворен богом, то и государство и право были сотворены им тоже.

Трактовку и обоснование этой теории создал Фома Аквинский.

Патриархальная теория

Государство видится как разросшаяся семья, где глава государства выступает как глава семьи, оберегающий ее как своих детей.

Автор теории – Аристотель.

Договорная теория

Возникла в Древней Греции, где многие софисты говорили о том, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.

Теория была возрождена и переосмыслена в период феодализма в интересах формировавшейся буржуазии.

Ее представители ученые-просветители (Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескье) утверждали, что государство является продуктом человеческого разума, а не божественного.

До существования государства по их версии существовал догосударственный период (естественный), выходя из которого люди объединялись на основании договора, заключаемого ими добровольно.

Органическая теория

Представляет государство как человеческий организм. Платон например сравнивал государство с душой. Аристотель пошел дальше и сравнивал уже с самим организмом, а потому на основании этого делал вывод о невозможности человека жить вне государства (как руки не могут жить отдельно от тела, так и человек не может жить отдельно от государства).

По мнению основного ее представителя Герберта Спенсера, государство – механизм, состоящий из людей, как тело состоит из клеток. Следовательно, как клетки формируют тело и дают ему жизнь, так и люди формируют и дают жизнь государству, без людей государство не может существовать.

Теория насилия

причина возникновения государства стоит в завоевании, порабощении одних людей другими – Людвиг Гумплович. В результате завоевания формируется рабство, а на основе рабства уже формируются классы и частная собственность.

Карл Каутский пошел несколько иным путем, он согласен о важном значении рабства, но видит его предназначение в другом. Благодаря возникновению рабства формируется принудительный аппарат, который впоследствии становится государством.


Психологическая теория

Психологическая теория заключается в том, что у человека существует потребность жить внутри человеческого общества, властвовать над кем-то или же, наоборот, подчиняться.

Расовая теория

Расовая теория была создана в период рабовладения для оправдания насилия. Теория исходит из существования 2 рас – высшей и низшей (недочеловеки), одни созданы для того, чтобы повиноваться, другие с целью их порабощения.



Источник: https://infopedia.su/15x7dc3.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий