Вопрос №2.1 Философия позитивизма. Герберт Спенсер

Позитивизм (Конт, Спенсер, Милль)

Вопрос №2.1 Философия позитивизма. Герберт Спенсер

Позитивизм возникает в 30-40-х гг. XIX в. во Франции. Родоначальником этого философского течения является Огюст Конт (1798-1857). Идеи Конта заимствовали и развивали в Англии Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль.

Позитивное внимание следует уделять не потусторонней действительности, а наличному, чувственно данному бытию. Позитивное по Конту: 1) реальное в противовес химерическому; 2) полезное в противовес негодному; 3) достоверное в противовес сомнительному; 4) точное в противовес смутному; 5) организующее в противовес разрушительному.

Огюст Конт (1798-1857) определил закон трех стадий: согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человече­ство в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии

1) На теологической (фиктивной) стадии человеческий разум стре­мится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стре­мится к абсолютному знанию».

Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм.

Эта ста­дия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предва­рительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил.

2) На метафизической (абстрактной), стадии человеческое мыш­ление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теоло­гии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных фа­кторов, а посредством сущностей или абстракций.

На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным.

Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.

3) Основной признак позитивной (реальной, научной) стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения вообра­жения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного оп­ределения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существу­ющих между наблюдаемыми явлениями».

Согласно закону трех ста­дий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е.

позитивная наука, цель которой — познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов.

Существование неиз­менных естественных законов — условие существования науки; их позна­ние с целью рационального предвидения — ее предназначение.

— провел классификацию наук (по степени уменьшения абстрактности): математика – астрономия — физика – химия – биология – социология. Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей.

Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спе­цификой изучаемого объекта. Математика, с его точки зрения, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше всех других форм научного познания.

Социо­логия, напротив — непосредственно связана с практикой, сложна, конкрет­на, возникла позже других, так как опирается на их достижения.

— определил особенности научного метода:

а) эмпиризм (считал чувственный опыт единственным источником достоверного знания); б)позитивизм (исследовать только факты и законы, но не сущности), в) физикализм (ориентация на естественнонаучную методологию);

— заложил основы социологии как высшей науки

Герберт Спенсер (1820-1903) приблизил науку к здравому смыс­лу среднего человека, который в течение не­дели делает деньги, используя свой интеллект и научные знания, а по воскресеньям, отло­жив все это в сторону, ходит в церковь. Для Спенсера наука – это вообще всякое знание.

Невозможно нигде провести линию разграни­чения и сказать: «Здесь начинается наука». Знание – это прежде всего и главным обра­зом знание о порядке, о закономерной связи явлений. Здравый смысл вполне способен дать и дает такое знание, наука в этом отно­шении идет лишь немного дальше, поэтому она «…

может быть названа расширением вос­приятий путем умозаключения».

2. Весь мир, с точки зрения Спенсера, разви­вается эволюционно. Всякая система – фи­зическая, биологическая, социальная – в на­чале своего существования находится в неко­тором неравновесном состоянии.

Это состо­яние порождает либо разложение, либо процесс эволюции. Эволюция заключается в переходе от простого к сложному, в котором первоначальное нерасчлененное единство сменяется дифференциацией.

Конечным пун­ктом эволюции является интегрированная ус­тойчивая целостность.

Общая схема эволюции используется Спенсером и для истолкования развития на­уки.

А)  Здесь также на первой ступени существу­ет нерасчлененная целостность.

Б) Однако ус­тановление законов в тех или иных конкрет­ных областях приводит к дифференциации наук, следовательно, к усложнению первона­чального простого состояния.   

В) Последующее взаимодействие наук, установление все более общих законов и принципов, под которые подводятся менее общие законы и принципы, ведет к интеграции наук и восстановлению единства науки.

В этом процессе индуктивного восхожде­ния ко все более широким обобщениям, полагает Спенсер, имеется предел, ибо предель­но широкие научные обобщения лежат уже на самой границе познанного, за которой про­стирается темная область непознаваемого.

«Положительное знание, – говорит он, – не охватывает и никогда не сможет охватить всей области возможного мышления.

Смотря на науку как на постепенно расширяющуюся сферу, мы можем сказать, что всякое прибав­ление к ее поверхности увеличивает и сопри­косновение ее с окружающим незнанием» .

3. Именно в этой области непознаваемого, все­гда окружающей сферу познанного. Спенсер находит место для религии, решая тем самым проблему соотношения научного разума и ре­лигиозной веры.

«Как и теперь, так и в буду­щее время ум человеческий будет занимать­ся не только уже известными явлениями и их отношениями, но и тем неизвестным «нечто», на которое указывают явления и их отноше­ния.

Таким образом, если знание не в состоя­нии наполнить всей области сознания, если для ума всегда остается возможность вра­щаться за пределами того, что превышает зна­ние, то всегда останется место для чего-то, что носит характер религии, так как религия во всех ее формах отличается от всего осталь­ного тем, что предмет ее есть нечто такое, что лежит вне сферы опыта». Здесь Спенсер от­ходит от Конта, который религию все-таки относил к донаучной стадии развития чело­веческого интеллекта. Зато этим Спенсер обеспечивает себе симпатии респектабельной публики, готовой восхищаться успехами на­уки, но при условии, что эти успехи не затра­гивают традиционных верований и предрас­судков.

Спенсер не только говорит о вполне мир­ном сосуществовании науки и религии, но в определенном смысле он и саму науку отож­дествляет с религией. Для него знать что-либо – значит иметь определенный наглядно-чув­ственный образ.

То, что нельзя представить в виде чувственного образа, знанием не явля­ется. Наука же, восходя к теориям возраста­ющей общности, изобретает все более абст­рактные понятия, чувственное представление которых становится все бледнее и бледнее и, наконец, оказывается вовсе невозможным.

А это означает, с точки зрения Спенсера, что наиболее общие фундаментальные принципы и понятия науки не выражают никакого под­линного знания. «Конечные религиозные и ко­нечные научные идеи одинаково оказывают­ся простыми символами действительности, а не знаниями о ней» , – пишет он.

И далее утверждает, что научное знание без истин веры вообще невозможно.

Здесь Спенсер в некоторой мере отобразил характер науки XVTII–XIX веков. В этот пе­риод наибольшего развития и наибольших ус­пехов добилась ньютонова механика, и спе­циалисты других областей физики и смежных наук широко использовали наглядные меха­нические модели для лучшего понимания ис­следуемых явлений.

Например, газ представ­ляли в виде соударяющихся упругих шари­ков; электрический ток уподобляли потоку жидкости; свет рассматривали как поток час­тиц-корпускул или как волну, бегущую в эфи­ре, и т. д.

И до тех пор, пока для представле­ния изучаемого явления не удавалось найти подходящую наглядную механическую мо­дель, оно считалось не вполне понятным.

Однако как раз во второй половине XIX века, когда Спенсер писал свои философские тру­ды, наглядные механические модели начина­ют быстро обнаруживать свою ограничен­ность, а в дальнейшем, с возникновением квантовой механики и созданием теории от­носительности, наука почти полностью от них отказывается.

Джон Стюарт Милль (1806–1873)

В то время как Спенсер постоянно стре­мился подчеркнуть свою оригинальность по отношению к Конту, его старший современ­ник и соотечественник Милль открыто объявил себя последо­вателем этого французского философа. Милль был гораздо более глубоким мыслителем, не­жели Спенсер.

Суть: научное знание есть учение о законах и причинах, постигаемых на основе индуктивного метода

1. Законы: законами природы Милль называет неко­торые регулярности, единообразия, подмечен­ные при исследовании единичных фактов. За­коны являются результатом обобщения тако­го рода фактов и служат для их объяснения и предсказания. Тем не менее сами законы зна­нием не являются.

В конечном итоге знанием в концепции Милля признается только зна­ние о единичных, конкретных фактах или та­кое, которое получено с помощью индуктив­ных умозаключений. Таким образом, развитие научного знания сводится к последовательно­му накоплению знаний о единичных, частных фактах.

Общие утверждения, получаемые в результате индукции, играют полезную роль в науке, но эта роль является чисто инстру­ментальной: общие утверждения помогают сохранить знание о множестве конкретных фактов.

«В науке, – пишет Милль – вывод непременно должен пройти через промежу­точную стадию общего предложения, так как науке эти выводы нужны в качестве памят­ных записей». Узелок, завязанный на память, – вот что такое общие утверждения.

Законы открываются на основе полной индукции

Источник: https://ifilosofia.ru/filosofiya-nauki-podborka-lektsij/378-pozitivizm-kont-spenser-mill.html

История философии (часть I) (стр. 11 из 23)

Вопрос №2.1 Философия позитивизма. Герберт Спенсер

Поэтому философия, если она хочет иметь хоть какое-то отношение к научному познанию, должна отказаться от исследования происхождения и назначения существующего мира и познания внутренних причин и явлений и стремится, правильно комбинируя рассуждения — наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на основе этой систематизации выявлять определенные закономерности. Конт отнимает у философии сам ее предмет: философия, согласно его мысли, — только обобщающая сводка всех частных результатов, добытых специальны­ми науками, иначе — обобщенная классификация всех наук.

Этим взглядом на науку как на деятельность, кореня­щуюся в практических потребностях обусловлено отрицатель­ное отношение Конта как к эмпиризму, так и к мистике.

В «Системе позитивной политики» Конт прямо противопоставил науку «эмпиризму»: «эмпиризм» не идет и не способен идти дальше простой констатации факта; даже самое обильное накопление фактов лишено теоретиче­ского значения, и даже простое наблюдение невозможно без предшествующей ему теории.

Этими положениями определяется и отношение Конта к роли гипотез вaилософии. По Конту, знание никогда не сложилось бы в положительную науку, если бы развивающаяся наука была лишена гипотез.

Контовская защита необходимо­сти гипотез в противовес индуктивизму и эмпиризму, сыграла положительную роль в развитии естествознания.

Однако теоретическую задачу науки, и в частности гипотезы, он свел к одному лишь выяснению неизменных законов сосуществования явлений и неизменных законов.

Будучи чуждым диалек­тике Конт высказывает суждения об относительности научного знания. Он пишет что, учение о познании, которое соединяло бы в себе черты позитивной науки и вместе с тем черты полной реальности, может быть выведено или добыто толь­ко из истории человеческого ума.

Наука всегда находится в движении, развитии. Наука — не «состояние», а «про­цесс» и даже «прогресс». В этом «процессе» положения и понятия, ложные с современной точки зрения, некогда были ступенькой, по которой наука, заблуждаясь, подни­малась к истине.

Именно поэтому, утверждал Конт, любая научная истина и даже любой закон относительны.

Идею научно познаваемой закономерности и всех явле­ний в своей трактовке Конт перенес с процессов природы также и на процессы общественной жизни. Подчеркнем, что Конт здесь претендует на открытие универсального теоретического закона двойной эволюции.

«Двойной» прежде всего в том смысле, что эта эволюция относится одновременно и к социальному, и к интеллектуальному развитию общества.

Но также двойной и в том смысле, что такого рода эволюцию претерпевает и процесс развития отдельно взятого индивида (онтогенез), и человечества в целом или отдельных коллективностей (филогенез). Наука об обще­стве характеризуется Контом как «социальная физика» т. е.

как наука, обнаруживающая в жизни общества законы столь же необходимые и естественные, сколь необходимы и естественны законы физических явлений.

Вопрос №2.1

Философия позитивизма. Герберт Спенсер

Философа и ученого Герберта Спенсера справедливо считают одним из основоположников позитивизма.

Спенсер был не первым, кто сосредоточил свое внимание на проблемах социальной эволюции. Эволюционистские воззрения вообще занимали, можно сказать, одно из центральных мест в изучении общества в девятнадцатом веке. Некоторые философы вообще склонны были рассматривать любое изменение в качестве эволюционного.

Г. Спенсер в своей теории отображал нелинейную концепцию эволюционных стадий. Шкалой, при помощи которой он намеревался измерять прогресс, была степень сложности общества.

Общей тенденцией развития человеческих обществ, по Спенсеру, было движение от простых неразделенных целостностей к сложным гетерогенным образованиям, где части целого становились все более специализированными, оставаясь в то же время интегрированными.

Г. Спенсер подходит к проблеме раскрытия сущности эволюции, рассматривая ее как восходящее движение, как переход от простого к сложному и прежде всего противопоставляя эволюцию процессу разложения, распада, и делает это весьма обстоятельно.

Первым делом, будучи последовательным позитивистом, он указывает на наличие закономерностей, единых для всех форм материи — от косной, неживой до социальной.

Общая же суть перемен, происходящих с материей во всех ее разновидностях и формах, заключается, по Спенсеру, в следующем:

Различные материальные тела могут существовать в двух противоречивых процессах — интеграция (то есть объединение, слияние) и движение.

При этом необходимо учитывать, что: (1) потеря (точнее, связывание) движения ведет к интеграции; (2) в свою очередь, при распаде единого тела — дезинтеграции — входившие ранее в состав его и теперь разъединяющиеся материальные частицы вновь приходят в движение.

Именно эти два процесса, находящихся в антагонизме друг с другом, и образуют то, что Спенсер называет (1) эволюция и (2) разложение. Разложение (или рассеяние) подразумевает высвобождение движения и дезинтеграцию материи. Эволюция же, напротив, представляет собою процесс объединения, интеграции материи и связывание движения.

Эти процессы эволюции и дезинтеграции Спенсер иллюстрирует многочисленными примерами в своих «Основных началах».

В то же время, эволюция, будучи изменением простого в сложное, представляет собою, кроме того, еще и процесс перехода из неопределенного состояния в определенное. В ходе эволюции совершается перераспределение движения.

Важнейшим проявлением усиления разнородности выступает дифференциация частей единого целого и выполняемых ими в этих рамках функций.

Попробуем подвести некоторые итоги сказанному и изобразить эволюционную шкалу графически:

Спенсер был последовательным сторонником — органической аналогии при рассмотрении тех или иных процессов. Вообще это неизбежно следовало из его позитивистских позиций.

Он исходит из того, что окружающие нас явления — как в неживой, так и в живой и в социальной природе — подчиняются каким-то объективным, независимым от воли и сознания людей законам. Людям не дано вмешиваться в действие этих законов, изменять или переделывать их.

Правда, следует отметить, что вовсе это не означает фатального бессилия людей перед действием законов.

Наблюдая за природными социальными явлениями, регистрируя и анализируя их последовательности и взаимосвязи, они могут шаг за шагом открывать и понимать закономерности, а значит, в конечном счете постепенно постигать смысл и механизмы действия этих законов. Такое понимание позволяет во все большей степени приспосабливать свои поступки и всю жизнь к действию этих законов, то есть вести себя более осмысленно и целенаправленно.

Приложение:

Позитивизм.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — широ­ко разветвленное течение в философии. Все его разновидности выступают с претензией подняться «выше» ма­териализма и идеализма, пытаются найти «третью линию» в философии.

Позитивисты объявляют все важнейшие проблемы, которыми на протяжении столетий занималась философия (вопрос об отношении мышления к бытию и др.), на­думанными, бессмысленными. По их мнению, философия не должна выходить за рамки «позитивного», положительного знания, т.

е. опытных данных науки. А науке, человеческому опыту, с их точки зрения, недоступна сущность ве­щей. Наука может лишь описы­вать внешние связи между явле­ниями, выяснять их внешнее сходство, последовательность, но не законы, управляющие их из­менением, развитием.

Таким об­разом, характерная черта позитивизма— агностицизм. Претендуя на науч­ность, он стремится установить пределы научному познанию. Под предлогом преодоления односто­ронностей и материализма, и иде­ализма позитивизм на самом деле в скры­том виде протаскивает субъек­тивный идеализм, в духе идеализ­ма объясняет достижения науки.

Идеалистический характер взгля­дов позитивистов проявляется в истолковании ими понятия опы­та. В опыте, утверждают позитивисты, человек не может установить объ­ективный характер предметов, явлений, проникнуть в их сущ­ность, ибо он имеет дело только со своим внутренним миром, не выходит за пределы своих восприя­тий, переживаний.

В рамки субъ­ективного опыта человека позитивизм стремится заключить все научное поз­нание.

Позитивизм возник во второй трети 19 в. Его основателем был Конт (Франция). Большую роль в раз­работке позитивистских взгля­дов в этот период сыграли также Милль, Спенсер (Англия). Дальнейшее развитие позитивизма связано с именами Маха и Авенариуса (кон. 19в.) — основателями эмпириокритициз­ма («второго» позитивизма).

Если осново­положники позитивизма объявляли откры­тым вопрос о том, существует ли материя реально, то для эмпириокритиков (махистов) ма­терия — лишь связь ощущений. Третьим этапом в истории позитивизма является неопозитивизм, возник­ший в 20—30-е гг. 20 в. Его на­зывают также логическим (лин­гвистическим) позитивизмом, т. к.

объектом философии он объявляет логи­ческую структуру науки, ее язык.

Источник: https://mirznanii.com/a/228571-11/istoriya-filosofii-chast-i-11/

Позитивизм I (продолжение): Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер

Вопрос №2.1 Философия позитивизма. Герберт Спенсер

Дж. Ст. Милль: индуктивная логика и критика силлогизма

Самое знаменитое и важное произведение Дж. Стюарта Милля – «Система логики силлогистической и индуктивной». Первое издание вышло в 1843 г., за время жизни Милля она несколько раз переиздавалась с различными дополнениями.

Миль был знаком с идеями Конта, переписывался с ним.

Философская ситуация XIX в.

В конце XVIII в. жил один известный философ, звали его Иммануил Кант. Его идеи критического периода в XIX в. были очень известны и популярны: многие мыслители отстаивают различные версии априоризма.

С другой стороны в связи с активным развитием естественных наук были весьма популярны различные эмпирические представления (особенно в Англии). Многие мыслители (Анри Пуанкаре, Уильям Хьюэлл), пытаются найти компромисс – занять позицию, которая бы сочетала бы эмпиризм с априоризмом в некотором виде.

Другие мыслители считают, что их сочетать невозможно и пытаются быть либо последовательными эмпириками, либо последовательными априористами.

Дж. Миль пытается быть последовательным эмпириком – он вслед за Уильямом Хьюэллом продолжает развивать теорию индукции. Они пытаются переходу от единичных наблюдений к общим положениям придать статус законной логической процедуры.

Миль предлагает классификацию методов индуктивного обобщения:

1) Метод сходства: если в наблюдении установлено, что находящиеся в состоянии колебания железный и медный маятники (равной) длины 1 оба имеют амплитуду а, значит, равная длина 1 (а нематериал, из которого изготовлены маятники) является причиной одинаковой амплитуды а.

2) Метод различия: если употребление продуктов питания, содержащих витамин А, сопровождается хорошим зрением, а употребление продуктов, не содержащих витамин А, – отсутствием хорошего зрения, тогда витамин А есть причина хорошего зрения.

3) Косвенный метод различия или соединенный метод сходства и различия: если железный и медный маятники длиной 1 оба имеют амплитуду a, a железный и медный маятники длиной, не равной 1, оба имеют другую (не обязательно одинаковую) амплитуду, чем а, значит, равная длина маятников является причиной их одинаковой амплитуды.

4) Метод остатка: если планеты АВС вместе порождают отклонения аbс планеты Уран от расчётной орбиты и при этом из опыта известно, что В – причина отклонения b, а С – причина отклонения с, тогда планета А – причина отклонения а.

5) Сопутствующих изменений: если степень торможения шара, скатывающегося по наклонной плоскости, увеличивается или уменьшается в зависимости от увеличения или уменьшения силы её трения, значит сила трения наклонной плоскости – причина торможения движущегося по ней шара.

Он разрабатывает учение о классической дедукции – силлогизме. В определенном смысле это противоположные вещи: силлогистический или дедуктивный метод – это когда мы от общего переходим к единичному («Все люди смертны, Сократ – человек, следовательно, Сократ смертен»).

Миль полагает, что на самом деле никого вывода от общего к единичному, в данном случае, не делается. Под видом силлогизма записано на самом деле другое рассуждение –мы обычно заключаем от единичного к единичному.

Мы рассуждаем примерно так: Гомер умер, Платон умер и еще 150 человек умерли, значит и Сократ тоже умрет.

Какова же роль положения «все люди смертны»? Поскольку каждый раз неудобно перечислять всех кто умер, то фраза означает удобный способ хранения информации.

Последовательно эмпирическая концепция математики

Обычно представители эмпирической традиции, например Дэвид Юм, считали, что все из опыта, кроме математики – за математикой признается определенный статус. Дж. Миль не согласен признавать этот статус – он полагает, что в этом случае мы протаскиваем определенную форму априоризма, а этого быть не должно.

Миль берется трактовать математику последовательно эмпирически. Он настаивает на том, что математика такая же индуктивная наука, как и все остальные. На классическое возражение древних греков (о том, что в опыте мы не имеем идеальных окружностей, идеальных прямых и т.д.

), Миль говорит, что математика использует обобщения из опыта, при этом утверждения математики, касающиеся реальных предметов неточные.

Дж. Миль интересен попыткой последовательно рассуждать, однако не многие его поддержали. Для утверждения статуса математики как эмпирической науки, Миллю нужно было обойти еще один момент.

Кант настаивал, что положения математики и геометрии (например, «две прямые не могут замыкать пространство» = через две точки на плоскости нельзя провести две различные прямые) являются синтетическими и априорными.

Аналитическое суждение тавтологично, признак приписывающийся предмету, содержится в нем (например, у всякого треугольника три стороны). Такие суждения не расширяют знания, а лишь отражает то, что мы уже знаем.

Синтетические суждения (например, всякий равнобедренный треугольник имеет, по крайней мере, два равных угла) приписывают признак предмету, который не содержится в его понятии, т.е. они расширяют наши знания.

Апостериорные или эмпирические суждения – суждения на основании того, что нечто нам дано в опыте.

Априорные суждения – предшествуют или независимы от опыта. Они отличаются от опытных тем, что они облают необходимостью и строгой всеобщностью (например, 7 + 5 = 12 – суждение и синтетическое и априорное).

Дж. Миль считает, что никаких синтетических априорных суждений нет – синтетические суждения могут быть только эмпирическими.

Но как обойти кантовский аргумент, что мы не можем вообразить ситуацию, в которой нарушались бы суждения типа 7 + 5 = 12? Миль отвечает примерно так: мало ли кто чего не может себе вообразить, ведь не так давно люди не могли себе вообразить, что могут существовать антиподы, т.е.

люди, живущие на противоположной стороне Земли, они привыкли считать, что сила тяжести действует всегда вниз и не могли понять, как антиподы не падают. Если 100 лет назад это было не так просто себе представить, то сейчас это сделать легко.

В этом смысле аргумент о том, что кто-то что-то не может себе вообразить, не достаточен для придания суждениям статуса. С точки зрения Милля здесь имеет место вопрос «ассоциации идей» – связь различных идей может быть разной степени прочности. Ассоциация идей математики имеет прочный статус, т.е.

на практике невозможно представить себе ситуации, в которых бы они нарушались. Различие между тем, что Кант называет априорными и эмпирическими суждениями не качественное, а количественное. Т.е. априорные суждения – это привычные и устоявшиеся положения, тем ни менее это не делает их не эмпирическими.

Универсальный эволюционизм Г. Спенсера

Герберт Спенсер был весьма популярным мыслителем конца XIX в. – начала XX в. В первую очередь он интересен тем, что он соединяет позитивистские идеи с идеями эволюционизма.

Чарльз Дарвин оказался одной из самых значимых фигур XIX в. За семь лет до того как Дарвин опубликовал «Происхождение видов» (1859 г.) Спенсер написал статью «Гипотеза развития», в которой была вполне отчетливо и подробно изложил концепцию эволюции, однако у Спенсера идея эволюции является универсальной.

Идеи Дарвина Спенсер так же воспринял как родственные и близкие. Спенсера иногда считают основателем «органической школы» социологии. Ко второй половине XIX в.

после того как идеи Дарвина стали применять в самых разных областях, появляется социальный эволюционизм – и общество и социальные образования начинают рассматривать как подобные биологическому организму, как тоже эволюционирующие, как тоже связанные с проблемой приспособления к среде обитания и т.д.

Человек понимается как биологическое существо, которое является продуктом эволюции и включено в процесс эволюции, т.е. все, что делает человек (в частности процесс познания) должно быть соотнесено с эволюционными представлениями.

Спенсер начал с работы «Основные начала» (1862 г.), после чего написал еще ряд произведений, которые рассматривал как части единого труда – «Системы синтетической философии». Появляются тома, посвященные началам геологии, психологии, социологии, этики и т.д. Спенсер поддерживает важную идею О. Конта о единстве науки.

Отношение Спенсера к религии

Для Спенсера подлинное познание – это научное познание. Тем ни менее у него есть представления о непознаваемом, которое и объясняет религия. Наука и религия не независимые сферы – по мере того как мы развиваем научное знание мы ближе подходим к проблемам того, что познать не можем.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-89455.html

Позитивизм О.Канта, Г.Спенсера, Дж. С. Милля, (первый позитивизм)

Вопрос №2.1 Философия позитивизма. Герберт Спенсер

Основные этапы развития философии науки

Позитивизм О.Канта, Г.Спенсера, Дж. С. Милля, (первый позитивизм)

Позитивизм— широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан.

В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России —
Н. К.

Михайловский и П. Л. Лавров и другие.

Названные философы относятся к «первому позитивизму». «Второй позитивизм» связан с деятельностью Э. Маха (1838 — 1916) и Р. Авенариуса (1843 — 1896), немецких ученых, называвших свою философию эмпириокритицизмом, а также с деятельностью французского ученого А. Пуанкаре (1854 — 1912).

Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах Бертрана Рассела (1872 — 1970), Рудольфа Карнапа (1891 — 1970), Мориса Шлика (1882 — 1936), Людвига Витгенштейна (1889 — 1851) и др.

Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли развитие в трудах постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).

Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:

· познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;

· вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;

· следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:

· В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.

· Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.

· Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.

· Для позитивизма характерна вера в прогресс.

Родоначальник позитивизма Огюст Конт (1798 — 1857).

Основные идеи позитивизма нашли отражение в его шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), в работе «Дух позитивной философии» (1844) и в труде «Система позитивной политики» (1852 — 1854).

По мнению О. Конта, наука должна ограничиться описанием действительности и ее предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть их сущность.

В работе «Курс позитивной философии» Конт пишет: «… думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путем наших рациональных доказательств, так и путем внимательного анализа прошлого, историческую достоверность.

Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит необходимым образом три теоретически различные стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную… Отсюда три типа философии, или концентральных систем, обобщающих феномены взаимно исключающих друг друга.

Первая — начальный пункт, необходимый для человеческого понимания … третья — фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта».

«На теологической стадии феномены рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов, более или менее многочисленных.

На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил (тела соединяются благодаря «симпатии», растения растут благодаря «вегетативной душе», а социум, — как иронизировал Мольер, — усыпляет благодаря «снотворной добродетели»).

Только на позитивной стадии человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания, не вопрошает более, каковы источники и судьбы Вселенной, каковы внутренние причины феноменов, а ищет и открывает, комбинируя рассуждение с наблюдением, их действующие законы, т. е. неизменные связи последовательности и сходства».

Согласно Конту, на теологической стадии наблюдается преобладание силы, как, например при феодализме, для метафизической стадии характерны революции и реформы, например, реформирование христианства, позитивная стадия характеризуется появлением индустриального общества с ее бесконечной свободой сознания.

«Таков закон трех стадий — ключевое понятие философии Конта. Этот закон подтверждает и развитие человека (каждый из нас, — теолог в детстве, метафизик в юности и физик в зрелости)». Этот закон, согласно Конту, применим для объяснения развития самых разных явлений общественной жизни.

По мнению О. Конта, для преодоления кризисного состояния общества оно должно быть исследовано с помощью науки. При этом «научная социология призвана стать единственным прочным фундаментом для реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов, переживаемых долгое время нациями». Термин «социология» был введен Контом. Он считал себя создателем этой науки.

Согласно Конту, социология завершает свод наук, которые он делит на абстрактные, или общие, и конкретные, или частные. К абстрактным наукам он относит математику, теоретическую астрономию (небесную механику), физику, химию, физиологию (биологию), социологию (социальную физику).

По Конту, цель науки в исследовании законов, так как только их знание дает возможность предвидеть события, направлять нашу деятельность по изменению жизни в желательном направлении знание закона необходимо для предвидения, а прогноз требуется для определения объема тех усилий, которые следует затратить для достижения общественных целей. Иными словами, для Конта наука необходима для предвидения, а предвидение необходимо для оптимизации действий.

Конт полагал, что для перехода общества от кризисного состояния к «социальному порядку» потребуется знание социальных законов, основанное на анализе фактов. По представлениям родоначальника позитивизма, точно так же, как физика раскрывает законы природных явлений, так и социология путем наблюдения и рассуждения выявляет законы общественных явлений.

Он выделяет в социологии социальную статику и социальную динамику. Та часть социологии, которая называется социальной статикой, изучает феномены, одинаковые для всех обществ. Социальная статика призвана выявить связи самых разных аспектов жизни, включая культурные, экономические и политические. Социальная динамика изучает законы развития общества.

Главными здесь, по Конту, выступают: закон трех стадий и закон прогресса.

Создатель социологии размышляет о разных проблемах.

«Однако вся его социология, если обобщить, заключается в следующих четырех моментах:

· Социальная статистика исследует условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса;

· Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно-необходимыми этапами, история человечества есть развертывание человеческой природы;

· Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к позитивной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое беременно настоящим, и «человечество состоит более из мертвых, чем из живых»;

· Социальная физика — необходимая база рациональной политики».

Мыслитель полагал, что выявить эти законы можно только путем наблюдений, экспериментов и сравнений. Важную роль при этом, по его мнению, играет исторический метод, который образует прочный фундамент для принятия политических решений и выстраивания логики политических мероприятий.

Идеи О. Конта оказали большое влияние на творчество многих ученых, работавших в области социальной философии и социологии.

Основателем позитивизма в Англии стал Джон Стюарт Милль(1806-1873).

Его труд «Система логики силогистической и индуктивной» (1830-1843) утвердил его в роли главы английского позитивизма.

Другими его наиболее значительными сочинениями являются: трактат «О свободе» (1859), в котором Миль сформулировал принципы буржуазного индивидуализма; Утилитаризм» (1861), где он выдвинул обновленные представления об этике утилитаризма; «Исследование философии сэра Гамильтона… » (1865) и посмертно изданные «Три эссе о религии: Природа. Польза религии. Теизм»(1874), в которых он предстал как человек, верующий в Бога.

Первый труд «Система логики…» был посвящен изложению индуктивной логики. Логику он часто расширял до масштабов гносеологии и видел в ней методологию и основание логики нравственных наук, под которыми он понимал социальные науки.

Как отмечал немецкий философ Генрих Риккерт: «Дж. С. Милль первый сделал попытку создать систематическую логику наук о духе». Среди нравственных или социальных наук основополагающей Миллем мыслилась психология.

«Именно психология, по Миллю, возможна как образцовая индуктивная наука, тогда как общественные науки неизбежно приобретают дедуктивный характер, пытаясь объяснить разновидности социального поведения конкретных людей с помощью общих законов найденных индуктивно».

Согласно Миллю, ближе всего к психологии основанная на ней этология, понимаемая как «наука о формировании характера», которая дедуктивно выводит из психологических законов законы формирования характеров и их форм. В этих законах находят выражение различные физические и психологические обстоятельства, что придает характерам индивидуальные черты.

Выяснению законов общества, по мнению Милля, способствует история.

Однако Милль «предостерегал от наивного принятия первой попавшейся «исторической очевидности», некоего фактического «единообразия исторической последовательности общественных состояний» за истинный закон природы, тогда как такое единообразие надо считать лишь «эмпирическим законом», т. е.

законом самого низшего уровня общности, законом в первом приближении». Эмпирические законы надо еще привести к законам более высокой степени общности.

Сведение «первичных исторических и социологических обобщений к ряду законов более высокой степени общности составляет суть миллевского «обратнодедуктивного или исторического метода», который он считал важнейшим и наиболее надежным из своих «методов социальной науки».

По Миллю, основная задача социальной науки заключается в отыскании законов, согласно которым всякое данное состояние общества вызывает другое следующее за ним и замещающее его. Открытые социальные законы позволяют сформулировать правила деятельности, отвечающей требованиям этих законов. Но действовать в этом направлении надо осторожно, причем «тот общий принцип, с которым должны сообразовываться все практические правила, и тот признак, которым надо пользоваться для их испытания, есть содействие счастью человечества, или, скорее, всех чувствующих существ, иначе говоря; конечный принцип телеологии есть увеличение счастья».

Другим крупным позитивистом в Англии был Герберт Спенсер (1820 — 1903).

Значительную часть жизни он провел как кабинетный ученый. С 1862 по 1896 гг.

он выпустил 10 томов системы «синтетической философии», в которую входят «Основные начала» ((1862), книга о первопринципах бытия), «Основания биологии» (1864 — 1867), «Социология как предмет изучения» (1873), «Основания психологии» (1879 — 1893), «Основания социологии» (в 3-х томах, 1876 — 1896), «Основания этики». В 1850 г. вышла в свет его «Социальная статистика».

Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он полагал, что наука помогает религии очиститься от мистики.

Спенсер рассматривал философию как познание на ступени максимального обобщения, так как философские обобщения объединяют и систематизируют достижения всех наук. Согласно Спенсеру, философия должна начать с наиболее общих принципов, к которым пришла наука.

Это, по его мнению, принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления. Настоящие принципы следует использовать всем наукам. Впрочем, их можно унифицировать в более общий принцип — принцип «непрерывного перераспределения материи и движения».

Закон общего изменения и есть закон эволюции.

Впервые термин «эволюция» употреблен Спенсером в 1857 г. Через два года Дарвин в «Происхождении видов» употребит это понятие в отношении живых существ. Однако Спенсер говорит об эволюции Вселенной. «Первая ее характеристика — переход от менее связанной формы к более связанной».

Вторая характеристика — переход от однородного связанного состояния к разнородному несвязанному состоянию. «Третья характеристика эволюции — переход от неопределенного к определенному».

Спенсер отмечал, что эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной автономности к определенной и связанной однородности».

Спенсер выделял три фазы «большей эволюции»: неорганическую, органическую и надорганическую (или сверхорганическую), плавно переходящие друг в друга. Однако каждая фаза на определенной ступени зрелости приобретает новое качество сложности и не сводится к другой.

Социальная эволюция — часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих особей, скоординированную коллективную деятельность, по своим последствиям превышающую возможности любых индивидуальных действий.

Предмет социологии — это «изучение эволюции (развития) в ее наиболее сложной форме».

Применительно к обществу эволюция выражается в том, что «возрастание общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем научно-историческим продуктам и прочим продуктам — языку, науке, искусству и литературе». В этом состоит суть понимания Спенсером прогресса.

На немецкой почве, как считается в отечественной литературе, позитивизм нашел выражение в эмпириокритицизме или «втором позитивизме» Рихарда Авенариуса (1843 — 1896).

Другим крупным представителем «второго позитивизма» был Эрнст Мах (1838 — 1916).

Эти мыслители пытались «преодолеть» недостатки материализма и объективного идеализма в теории познания путем перехода на позиции субъективного идеализма. Они видели источник знаний в анализе ощущений, которые рассматривались вне связи с материальным миром.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 5153; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-32206.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий