Вопрос № 55 Планирование и организация психологического исследования

Планирование и организация психологического исследования

Вопрос № 55 Планирование и организация психологического исследования

Версия шаблона2.1
ЦДОРБрянский
Вид работыТворческое эссе
Название дисциплиныЭкспериментальная психология
ТемаПланирование и организация  психологического исследования
ФамилияТерешкина
ИмяМарина
ОтчествоАлександровна
№ контракта0250311400409013

Планирование и организация психологического исследования

Исследование в области психологии – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленной на выявление, проверку и использование в практике новых способов, средств и приемов развития личности. Это – большой и трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи.

Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных истинных  результатов, обусловлена замыслом исследования. Замысел исследования – основная  идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок поведения организацию исследования, его этапы.

В замысле исследования выстраиваются в логический порядок цель, задачи, гипотеза, исследования; критерии, показатели развития конкретного психологического явления соотносятся с конкретными методами исследования; определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.

Обычно исследование состоит из трех основных этапов. Первый этап включает в себя выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования. В целях уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап – пробное (пилотажное) исследование, которое предваряет оформление методики исследования.

Второй этап работы содержит выбор методов и разработку методики исследования, проверку гипотезы, непосредственно исследование формулирование предварительных выводов, их  апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Третий, заключительный этап строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Логика каждого исследование специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Обозначенные этапы, их содержание и специфика находят свое отражение при осуществлении планирования психологического исследования.

Психологическое исследование как целенаправленная и систематическая познавательная деятельность должно планироваться.

Как известно, план исследования – это не только формальное административное требование или требование, вызванное необходимостью контроля, план является необходимой составной частью научной работы и начинающего, и опытного психолога-исследователя.

Внутреннюю структуру плана исследования в принципе определяет логика научного познания. План научно-исследовательских работ – основной документ управления всеми процессами психологического исследования.

План стимулирует психолога-исследователя к четкому определению целей и задач исследования, его  ведущей идеи, проблем и гипотез.

Он требует обоснованного решения вопроса об отношении гипотез и методов исследования, предполагает единую логику всей работы.

С накоплением знаний в процессе исследовательской работы план обычно уточняется, углубляется, дополняется, исправляется, становится постоянным рабочим инструментом отдельного исследователя и научного коллектива.

Научное исследование представляет собой познавательный процесс, имеющий свою логику и структуру деятельности. Однако это лишь самая общая  характеристика исследовательского процесса.

В каждом конкретном случае научный подход к проблеме и система методов находятся в прямой зависимости от предмета и цели исследования, задач и конкретных условий. Но все-таки можно обозначить некоторые необходимые фазы планирования психологического исследования, структуры особенности исследовательского процесса.

Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку служит инструктивным указанием при планировании исследования и его реализации.

Начальная фаза планирования исследования – определение и формулировка проблемы. Обычно научный работник исходит из сформулированного в общих чертах центрального вопроса, который развивает в ряде частных, конкретных проблем. Этот этап исследования включает и разработку ведущей его идеи, т.е. главное направления. Ведущая идея должна обеспечить возможность всестороннего исследования проблемы.

Последующая фаза планирования исследования заключается в определении его цели, задач и гипотез. Исследователь формулирует цель и задачи исследования.

Целью исследования является уточнение проблемы, вычленение на основе классификации и анализа отношений основных зависимостей, характеризующих явление, формулировка первичной гипотезы. Точной формулировке конкретных задач исследования и его гипотез уделяется особое внимание.

При этом прежде всего важно определить теоретический уровень намечаемой научной работы, от чего зависит дальнейший план исследования.

Если работа происходит в области, в которой исследование интересующего нас объекта только начато и еще не осуществлен даже основной классификационный анализ, или если речь идет о новой области исследования, то обычно еще невозможно полностью обосновать гипотезы. В связи с этим сформулировать вполне обоснованно реальную гипотезу можно только на определенном уровне знания проблемы.

Вариант исследования, позволяющий обоснованно формулировать гипотезу, сложнее. С познавательной точки зрения он может  иметь разные формы. Если уже существуют определенные знания об изучаемом предмете, то можно дать описательные  гипотезы.

Описательные гипотезы – гипотезы, выражающие предположение о характере связей между элементами исследуемого предмета (структуральные связи) и об их взаимодействии (функциональные связи).

Однако более важными являются объясняющие гипотезы – гипотезы направленные на вскрытие причинных связей и требующие обязательной экспериментальной проверки посредством реального или мысленного эксперимента.

Следующая фаза планирования исследования – выбор методов. На этой фазе исследователь выбирает и обосновывает методы, которые будут использованы, он определяет область сбора материала и планирует срок проведения исследования.

Срок  зависит от предмета исследования и его цели. Наиболее точная формулировка задач работы и гипотез позволяет исследователю провести этот выбор обоснованно. Методы исследования организуют его, объединяют все его этапы.

На основе избранной системы методов планируется накапливание психологических фактов.

Источником фактографического материала может быть, например, изучение психологических явлений, создание новой реальности путем экспериментирования и т.д.

Надлежащая обработка фактографического материала – самая трудная часть исследования. Эта обработка включает качественный и количественный анализ данных в их различии и единстве.

На следующей фазе научной работы исследователь определяет оценку ее результатов, сравнивает их с предшествующими теоретическими знаниями. Он ставит перед собой вопрос о реализации полученных теоретических знаний на практике. Таким образом, планирование психологического исследования в общих чертах выражает определенный целостный цикл развития научного познания.

Вместо плана исследования в настоящее время часто используется исследовательский проект. Проект (исследовательский проект) – документ, который в отличие от плана включает не только вопросы содержания исследования, но и организационные и финансовые вопросы.

Обычно в проекте дается обоснование исследовательских задач и целей, определяются теоретико-методологическая база и методы научной работы, намечаются основные ее этапы формы сотрудничества, возможности применения результатов на практике, данные о материальном обеспечении.

Организация психологического исследования – единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить координацию деятельности всего исследовательского коллектива, эффективное и качественное выполнение поставленных задач. Организационная деятельность в психологическом исследовании строится на основе управления всем ходом научно-исследовательских работ.

Основное назначение организации исследования: обеспечение согласованности научно-теоретических, методических и организационно-технических процедур в соответствии с его целями. Она направлена на то, чтобы последовательность процедур на всех этапах в оптимальные сроки обеспечивала получение надежной и достоверной психологической информации.

Ее средствами достигается эффективное использование имеющегося научно-методического потенциала, кадровых и материальных ресурсов исследовательской группы, координируется деятельность всех участников психологического исследования, обеспечивается непрерывность запланированных работ, поддерживается контроль за четким и своевременным выполнением единого цикла исследования.

Основные требования к организации исследования:

— следование общим принципам психологии;

— планомерность хода исследования;

— оптимальная кооперация всех видов работ и обеспечение их необходимыми ресурсами;

— соответствие уровня квалификации исполнителей видам работ;

— обеспечение заинтересованности всех участников в надежных, достоверных, конструктивных результатах;

— более полное использование квалификации, создание условий для творческого роста научных сотрудников;

— гибкость в использовании научного потенциала, эффективность применения методов психологического исследования, систематичность контроля за качеством и сроками выполнения работ.

Процедура – последовательность приемов, действий с использованием инструментария и технических средств для достижения определенной цели. Объектом процедур в психологическом исследовании являются единицы логического анализа (понятия, проблемы, гипотезы и т.п.), изучаемые эмпирические признаки событий, фактов, методической инструментарий, организационные и технические средства.

Типичные ошибки и трудности организации психологического исследования:          

1)  программа составлена без предварительного знакомство с объектом;

2) на подготовительном этапе не составлены рабочий план и сетевой график выполнения работ;

3) план научно-исследовательских работ не согласован с заказчиком;

4) стремясь быстрее развернуть работы по сбору массовой первичной информации, группа исследователей, не располагая программой, приступила к разработке инструментария;

5) в программе  исследования психологами была поставлена задача: выяснить причины изучаемых психологических явлений. Между тем при разработке методики психологи ограничились использованием опросников и самоотчета;

6) в ходе разработки программы были предусмотрены задачи описания и объяснения изучаемых явлений. Однако в содержании программы не была задана практическая направленность выполняемой работы. Психологи предполагали, что сами выводы исследования подскажут пути практического использования его результатов;

7) подготовленный инструментарий не согласован с программой последующей обработки и анализа данных;

8) психологи не стали проводить пилотаж инструментария, мотивируя свое решение тем, что он  уже был использован в другом исследовании;

9) перед началом научно-исследовательской работы не была проведена подготовка исполнителей. Руководители сочли, что методика проста и для ее использования не нужна специальная подготовка;

10) до начала сбора  психологических данных не была проведена разъяснительная работа среди обследуемых;

11) психологам были резко ограничены сроки проведения исследования. Перед ними  встали проблемы: смогут ли они решить поставленные задачи в указанные сроки? На каких этапах и с помощью, каких методик и процедур возможно более оперативно выполнения задач исследования?

12) в плане научно-исследовательских работ не был  специально выделен этап подготовки итогового отчета.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/пНаименование интернет-ресурсаСсылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса
1Курсовая работаhttp://www.odiplom.ru
2Рефератhttp://www.bestreferat.ru
3Книга Дружинин Владимир Николаевич «Экспериментальная психология»http://www.libok.net

Источник: https://www.referat911.ru/Psihologiya/planirovanie-i-organizaciya-psihologicheskogo-issledovaniya/233702-2468875-place1.html

Вопрос 17. Этапы психологического исследования

Вопрос № 55 Планирование и организация психологического исследования

Исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них обязательна, часть, в некоторых случаях, может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.

Приведем основные три этапа психологического исследования и кратко рассмотрим их содержание: 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный.

Приведенные этапы можно разукрупнить, и тогда получим более подробную схему.

I. Подготовительный этап

— Постановка проблемы.

— Выдвижение гипотезы.

— Планирование исследования.

— Выбор методов и методик психологического исследования.

II. Основной этап

— Сбор данных.

III. Заключительный этап

— Обработка данных.

— Интерпретация результатов.

— Выводы и включение результатов в систему знаний.

Надо сказать, что приведенная последовательность этапов не должна рассматриваться как жесткая и обязательно принимаемая к неуклонному исполнению схема.

Это скорее общий принцип алгоритмизации исследовательских действий.

В некоторых условиях порядок следования этапов может изменяться, исследователь может возвращаться к пройденным этапам, не завершив или даже не приступив к исполнению последующих, отдельные этапы могут выполняться частично, а некоторые даже выпадать. Такая свобода выполнения этапов и операций предусматривается при так называемом гибком планировании.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Постановка проблемы. Проблема (от греч. problema – задача, задание) есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос может встать перед исследователем как некоторый пробел в знаниях и умениях, необходимых в практике, в том числе в научной практике.

Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий:

-Обнаружение дефицита информации.

-Осознание потребности в устранении этого дефицита.

-Описание (вербализация) проблемной ситуации на естественном языке.

-Формулирование проблемы в научных категориях и терминах.

Грамотное и квалифицированное исполнение перечисленных пунктов предопределяется глубоким знанием состояния дел в данной области, хорошей в ней ориентацией.

Эта ориентация приобретается, как правило, по двум каналам: знакомство с публикациями на данную тему и обмен информацией с коллегами, занятыми в этой сфере.

Обычно научному исследованию предшествует изложение подобного ознакомления с проблемой в виде литературного обзора.

Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования.

Выдвижение гипотезы. Определение предмета невозможно произвести вне связи с какой-либо системой научных взглядов, концепций. Выбранная концепция определяет всю направленность, всю идеологию исследования: ради чего оно проводится, цели исследования, методологическую позицию исследователя, а отсюда и применяемые методы, и этику поведения ученого.

Опираясь на ту или иную концепцию, исследователь выдвигает предположение, способное, на его взгляд, заполнить имеющийся по данной проблеме дефицит информации. Это предположение в виде научной гипотезы и следует проверить в дальнейшем исследовательскими действиями.

Если гипотеза подтвердилась, то ее принимают, если не подтвердилась, то отвергают. Принятая гипотеза может в последующем при соответствующих дополнительных доказательствах ее жизнеспособности и плодотворности преобразоваться в теорию.

Выдвинутая до эмпирического исследования гипотеза обычно называется исследовательской или рабочей. Рабочая гипотеза дает первый, предварительный проект решения проблемы. В зависимости от логического пути развития гипотезы различают: гипотезы индуктивные и дедуктивные.

Первые рождаются из наблюдения за отдельными фактами, вторые – выводятся из уже известных отношений или теорий.

Планирование исследования. На этой стадии продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесенность во времени. Выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал. Определяется конкретный контингент испытуемых или респондентов. Продумываются варианты стимуляции.

Выбор методов и методик психологического исследования. Выборка для эмпирического исследования.

Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.

Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез.

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнения. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели.

Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим методам и по другой методике.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Сбор данных. Процесс непосредственного исследования предполагает контакт исследователя с объектом, в результате чего получают совокупность характеристик этого объекта. Полученные характеристики являются главным материалом для проверки рабочей гипотезы и решения проблемы.

В зависимости от предмета и цели исследования эти характеристики могут представать в виде различных параметров объекта (пространственных, временных, энергетических, информационных, интеграционных), в виде соотношений между частями объекта или его самого с другими объектами, в виде различных зависимостей его состояний от всевозможных факторов и т. д.

Всю совокупность подобных сведений называют данными об объекте, а точнее, первичными данными, чтобы подчеркнуть непосредственный характер этих сведений и необходимость их дальнейшего анализа, обработки, осмысления. Данные – это элементы подлежащие анализу, это любая информация, которая может быть классифицирована с целью обработки.

В теоретическом исследовании под сбором данных подразумевается поиск и отбор уже известных фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения. В эмпирическом исследовании подданными понимается отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности.

Таким образом, это не сами объекты, а их чувственно-языковые отображения. Реальные объекты – это фрагменты мира, а данные о них – это фундамент науки. Эти данные есть «сырье» научного исследования при индуктивных гипотезах и цель при дедуктивных гипотезах.

Процедура сбора данных. Сбор данных в целом должен соответствовать намеченному на предыдущем этапе алгоритму действий, чтобы избежать как пробелов в искомых знаниях, так и лишних трудозатрат. Очень важно при этом точно и четко фиксировать все действия и получаемые сведения.

Для этого обычно ведется протокол исследования, используются специальные средства фиксации (видео, аудио и т. п.). Осуществляемый на этом этапе контакт исследователя с изучаемым объектом не должен наносить последнему вреда, процедура сбора данных должна быть предельно гуманна.

Процесс сбора данных конкретизируется в зависимости от выбранного метода и задач исследования.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Обработка данных. Собрав совокупность данных, исследователь приступает к их обработке, получая сведения более высокого уровня, называемые результатами.

Он уподобляется портному, который снял мерку (данные) и теперь все зафиксированные размеры соотносит между собой, приводит в целостную систему в виде выкройки и в конечном итоге – в виде той или иной одежды. Параметры фигуры заказчика – это данные, а готовое платье – это результат.

На этом этапе могут обнаружиться ошибки в замерах, неясности в согласовании отдельных деталей одежды, что требует новых сведений, и клиент приглашается на примерку, где вносятся необходимые коррективы.

Так и в научном исследовании: полученные на предыдущем этапе «сырые» данные путем их обработки приводят в определенную сбалансированную систему, которая становится базой для дальнейшего содержательного анализа, интерпретации и научных выводов и практических рекомендаций. Если по обработке данных выявляются какие-либо ошибки, пробелы, несоответствия, препятствующие построению такой системы, то их можно ликвидировать и восполнить, проведя повторные замеры.

Интерпретация результатов. За качественной обработкой данных следует решающая фаза научного исследования – интерпретация результатов.

Часто эту фазу называют теоретической обработкой, подчеркивая ее отличие от эмпирической статистической обработки.

Эта фаза – наиболее захватывающий этап исследования, на котором особенно ярко проявляется творческий характер научного процесса.

Теоретическая обработка выполняет две главные функции:

1) преобразование статистически подготовленных данных («вторичных данных», результатов) в эмпирические знания.

2) получение на их базе теоретических знаний. Таким образом, на этом этапе особенно рельефно проявляется единство и взаимосвязь эмпирических и теоретических знаний.

Объяснение результатов. Итак, обработка данных приводит лишь к констатации некоторых фактов, касающихся изучаемого объекта. Описание дает констатирующее представление об объекте в целом.

Далее следует найти объяснение обнаруженным фактам и раскрыть сущность объекта.

Именно в выяснении сущности объекта заключается смысл объяснения, хотя немалое число ученых (особенно позитивистского направления) считают, что объяснение – это сведение непривычного к привычному, незнакомого к знакомому.

Близко к такому видению объяснения и определение, данное одним из авторитетов психологической науки П. Фрессом: «Дать объяснение – это значит, в каждом конкретном случае определить, не является ли установленный тип отношений частным случаем известного и уже более или менее проверенного более общего закона».

Обобщение результатов.Обобщение – это выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики. Специфические для отдельных объектов свойства (единичное и особенное) отбраковываются. С логической точки зрения это процесс индуктивный: от частного к общему.

Полученные в исследованиях результаты относятся обычно к каким-то частным ситуациям, конкретным людям, отдельным явлениям и реакциям. Эти отдельные факты требуют после своего объяснения проецирования на более крупные множества.

На языке статистики это значит перенести результаты с выборки на всю популяцию, в пределе – на генеральную совокупность.

В экспериментальной практике обобщение касается обычно четырех основных пунктов исследовательского процесса: ситуации, ответов, личности испытуемого и зависимости между этими компонентами.

Обобщение ситуации предполагает перенос результатов на более широкий круг обстоятельств.

Под обобщением ответов подразумевается подведение различных реакций под одну общую объединяющую их категорию. Необходимо доказать, что различия в видах конкретных ответов не существенны, носят частный характер, не влияющий на итоговый результат и на связи между причиной (ситуацией) и следствием (реакцией).

Обобщение отношений. Установление связи между переменными (обычно в экспериментальной практике между двумя переменными) может производиться на разных уровнях обобщения. На низшем уровне эта связь является описательной.

По мере расширения спектра связей становится возможным сопоставление переменных по все большему числу показателей. Обобщенная форма связи уже становится и объяснительным фактором по отношению к частным видам поведения. Так, условный рефлекс был вначале частной связью: звонок – выделение слюны у собаки (опыты И. П. Павлова).

Затем подобная зависимость обнаружилась между широким кругом стимулов и различными реакциями. Рефлекс стал обобщенным показателем отношений между ситуацией и ответом. Расширение состава подопытных животных (вплоть до включения сюда и человека) распространило обобщение и на связи между контингентом, ситуацией и ответом.

Сейчас можно говорить об условном рефлексе как о всеобщем для высокоорганизованных животных (в том числе человека) явлении.

Выводы и включение результатов в систему знаний. Завершает научное исследование формулировка выводов. Они должны отражать существо проблемы и быть краткими, т. е. выводы, прежде всего, должны быть лаконичными.

Необходимо, чтобы выводы были согласованы со сформулированными в начале исследования целями и задачами, т. е. в выводах указывается, решены ли задачи, достигнуты ли цели исследования, в конечном итоге – разрешена ли проблема.

По форме изложения выводы не обязательно должны представать в виде словесных высказываний. В некоторых случаях допустимы графические изображения, математические формулы, физические модели и т. п. Но и они, как правило, сопровождаются краткими пояснениями.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/12961.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий