Вопрос № 54 Психометрические основы психодиагностики

Психометрические основы психодиагностики

Вопрос № 54 Психометрические основы психодиагностики

Психодиагностика. Занятие 3.

1. Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять следующим требованиям:

А. Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Должны быть конкретизированы цели использования результатов.

Б. Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи специалисту, не имеющему психологических знаний.

В. Процедура обработки должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла по статистическим или квотариальным тестовым нормам. Выводы или диагостические суждения на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятостный уровень статистической достоверности этих выводов.

Г. Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежнось и валидность в заданной области появления. Разработчики и квалифицированные специалисты должны повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать свои нормы.

Д. Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими отсеивать автоматически недостоверные потоколы.

Е. Головная методическая организация определенного ведомства должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

2. Требования к экспертным методам.

А. То же, что и у тестов. Инструкции по применению снабжаются указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных.

Б. Инструкции по применению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами.

В. Процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту.

Г. Пользователи-разработчики должны иметь возможность воспроизвести нормативное исследование по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.

Д. Головная организация должна вести банк данных, обеспечивающих подготовку и переподготовку пользователей.

Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой (но это не значит, что подобную методику нельзя использовать в исследованиях).

Психометрика является технолого-методической дисциплиной, обосновывающей требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, а также процедуры их разработки и применения.

Основные психометрические термины:

1. Надежность – это точность и устойчивость процедуры измерения, ее независимость от случайных варьирующих факторов, помехоустойчивость теста.

2. Валидность: 1) соответствие метода измеряемому конструкту (измеряет то, на что направлен); 2) степень эмпирической и теоретической обоснованности интерпретаций тестовых баллов в предполагаемых сферах использования теста.

3. Репрезентативность – это соответствие тестовых норм выборке стандартизации тестовым нормам популяции, на которой применяется метод.

НАДЕЖНОСТЬ

Она зависит о трех факторов, которые могут влиять на результаты тестирования и, соответственно, на ошибку измерения: внешние факторы – условия тестирования (температура, освещенность, время суток и т.д.

); внутренние факторы – особенности респондента и его состояния в момент тестирования (скорость ВНД, утомляемость, скорость реакции и др.

); социально-информационные (знание человека о том, что такое тестирование, тест, конкретный тест, знания о выводах, которые могут последовать после прохождения теста).

Надежность имеет две разновидности: 1) надежность-устойчивость или ретестовость – измеряется с помощью повторного проведения тестов на той же выборке испытуемых обычно через 2 недели после тестирования (0,8 – уже достаточно для надежности).

Ретестовая надежность является корректной лишь по отношению к таким психическим характеристикам, которые сами являются устойчивыми во времени (личностные особенности, интеллект); 2) надежность-согласованность или одномоментная надежность. Простейший способ – коррелировании параллельных форм теста.

Другая процедура – метод расщепления (сплит-хаф метод) – расщепление теста на четную и нечетную половину. Внутренняя согласованность рассчитывается помощью специальных коэффициентов (коэффициент Спирмена-Брауна, альфа-Кронбаха).

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА

Соотношние валидности и надежности.

Валидность ≤ надежность.

Валидность никогда не может быть больше надежности. Помимо случайных факторов на валидность влияют систематические факторы.

Виды валидности:

1) очевидная валидность – это валидность глазами испытуемого, т.е. мнение респондента о том, на что направлена методика, которую он проходит;

2) конструктная валидность – применяется, когда для измерения данного свойства уже имеется процедура с известной валидностью (ограничение логическое). Такая валидность является конвергентной валидностью. Можно также использовать дискриминантную валидность (обратная зависимость или полное отсутствие связи с другой методикой);

3) критериальная валидность: текущая и прогностическая. Результаты теста коррелируют с каким-либо внешним критерием. Также используется метод контрастных групп. Прогностическая валидность имеет результат в будущем;

4) содержательная валидность – оценивается специалистами-экспертами в области определенной теории, которые опираются на фактическое содержание методики (соответствие пункту содержательному конструкту).

Достоверность самоотчета

Психологические факторы, от которых зависит достоверность самоотчета:

а) факторы знания (группа факторов) – у испытуемого может быть более или менее четкое представление о том, свойственно ли ему в действительности или нет тестируемое явление (с некоторыми ситуациями в опросе испытуемый мог никогда не встречаться), о том, какое личностное свойство скрывается у психолог за тем или иным конкретным поведением, описываемым в опросе, о том, как это свойство соотносится с общепринятыми моральными нормами или признаками социального успеха;

б) фактор социальной желательности – это тенденция испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию.

Сила этой тенденции зависит как от общей установки испытуемого на морализацию я-образа, и от того, насколько эту установку актуализирует сама ситуация тестирования; при диагностике личностных свойств, тесно связанных с психической нормальностью или социальной успешностью, этот фактор обусловливает сильное искажение;

в) факторы индивидуальной тактики – в процессе диагностики испытуемый находится в невольном диалоге с собой, и в своих ответах на вопросы раскрывает себя не толькоо для других, но и для самого себя. Испытуемый стремится подтвердить я-концепцию или сфальсифицировать определенный я-образ.

Особые формы отказа испытуемого от тестирования:

1. Позиционный стиль ответа (соглашательство или отрицание).

2. Случайные ответы.

Меры:

1) для исключения влияния соглашательства или отрицания применяются шкалы с прямыми и обратными пунктами;

2) для выявления случайных ответов в большие опросники вводят вопросы-дубли или синонимические перефразы или прямые повторы. Если испытуемый слишком часто по-разному отвечает на одинаковые вопросы, результаты бракуются.

Методы борьбы с социальной желательностью:

1) введение особых шкал лжи, которые напрямую фиксируют социальную желательность; введение шкал коррекции – получение определенного балла по этим шкалам вызывает внесение поправок по другим шкалам;

2) устранение или сбалансирование социальной желательности с помощью использования инструкции на преднамеренную фальсификацию результатов (на этапе создания);

3) использование факторного анализа.

Источник: https://studopedia.su/18_12108_psihometricheskie-osnovi-psihodiagnostiki.html

Рассмотрим процесс нормализации шкал теста

Репрезентативная норма — это выраженность измеряемого свойства у испытуемого по отношению к среднему уровню в популяции.

Нормализация показателей теста осуществляется путем математических преобразований сырых шкальных значений в нормализованные и позволяет оценить результаты обследования как высокие, низкие или средние. Тестовые нормы получаются путем испытания всей генеральной совокупности, для которой создается тест.

Однако, такое обследование практически не осуществимо и лишает смысла дальнейшее использование теста. Поэтому нормирование теста проводится на ограниченной части генеральной совокупности — выборке стандартизации. Эта выборка должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности, т.е.

содержать представителей со всем спектром особенностей исследуемого признака.

Критерии, предъявляемые к выборке стандартизации:

  • выборка создается случайным образом;
  • выборка должна быть достаточной по величине, включать не менее 500 испытуемых;
  • выборка включает пропорциональное количество представителей различных слоев генеральной совокупности;
  • выборка должна обладать таким же распределением частот суммированных балов, как и генеральная совокупность.

Для измерения физических величин используется эталон – физический объект, стабильно сохраняющий заданную величину измеряемого свойства. В психометрике такой эталон отсутствует, его роль выполняют сами тесты.

После создания выборки стандартизации производят ее обследование с помощью эталонного теста, по полученным результатам вычисляется среднее арифметическое суммарных баллов (M) и стандартное отклонение (сигма).

Тесты содержат задачи различной трудности, чем больше сложных заданий решит испытуемый, тем больше баллов он наберет, соответственно укажет на более высокий уровень исследуемой функции.

При использовании «ли-вопросов» (Любите ли Вы?) мерой является сила пунктов: чем сильнее пункт, тем меньшее число испытуемых с ним согласно. Трудность заданий и сила пунктов выявляется эмпирическим путем.

 
Сырой балл, полученный при тестировании, не может характеризовать выраженность измеряемого свойства.

Мерой измеряемого свойства выступают три типа нормализованных показателей: процентили, стандартизированный показатель, стенайны.

Процентиль — это процент испытуемых, находящийся левее на числовой оси распределения, а мерой измеряемого свойства выступает местоположение балла на кривой распределения. Всего используется 99 процентилей, разделяющих числовую ось на 100 равных частей.

Процентильные шкалы относятся к порядковым, позволяют определить, у кого из испытуемых сильнее выражено измеряемое свойство, но не говорят, во сколько раз сильнее эта выраженность. В настоящее время процентиль не используется, так как не подчиняются закону нормального распределения.

Стандартизированный показатель (Z- показатель) – это отклонение сырого показателя от среднего нормативного значения, деленное на стандартное отклонение (сигму). Главным недостатком Z-показателя является то, что он может занимать на оси координат как положительное, так и отрицательное значение.

Для устранения описанного неудобства по общему согласию психологов-психометристов к нему принято добавлять среднее значение преобразованного распределения. Таким образом, преобразованное значение принимает положительное значение и именуется как «Т-баллы». Стандартный показатель используется в опроснике MMPI. Пройти тест MMPI онлайн.

К положительным моментам стандартного показателя относят его пригодность для статистической обработки, наглядность полученных показателей, возможность внутритестового сравнения по разным шкалам.

Стенайны – единицы, подчиняющиеся закону нормального распределения, весь диапазон распределения делится на 9 интервалов. Средний пятый интервал содержит средние оценки нормативной группы.

Первый и девятый интервалы содержат показатели испытуемых с максимальными и минимальными тестовыми оценками.

Таким образом, шкала стенайнов представляет дихотомическую шкалу, где начальные и конечные значения шкалы характеризуют полярные значения выраженности измеряемого свойства. Шкала стенайнов использую в опроснике 16PF Кеттела.

Источник: http://psy-diagnoz.com/article/129-psychometry.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий