Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.

Воображение в научном, техническом, художественном творчестве

Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.

Оставьте заявку
на Реферат Получите бесплатную консультацию по

написанию

Сделайте заказ и скачайте

результат на сайте

  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3Проблема воображения в психологической науке 5Воображение в научном творчестве 9Воображение в техническом творчестве 11Воображение в художественном творчестве 13Заключение 15Список литературы 16Приложение 1 18Приложение 2 20 Фрагмент для ознакомления

Теоретический анализ подход к определению понятия «воображение» показал сложность и многогранность этого психологического образования. Несомненно, в настоящее время требуется более глубокое исследование проблемы воображения в творчестве.Список литературыБескова И.А. Интеллект – воображение – творчество: подходы и решения / И.А.

Бескова // Проблема воображение в эволюционной эпистемологии. – 2013. – С. 72-90.Бонди Г. Гипотезы и мифы в физической теории / Г. Бонди. – М.: Мир. 1972. – 104 с.Бунге М. Интуиция и наука / М. Бунге. – М.: Мир, 1967. – 188 с.Ельчанинов В.А. Роль воображения и фантазии в творческой деятельности ученого / В.А. Ельчанинов // Инновационное образование и экономика. – 2011. — №9. – С. 55-59.

Казак Е.А. Роль воображения в развитии личности подростков / Е.А. Казак // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2009. — №7. – С. 177-188.Карелова Г. Д. К вопросу о взаимоотношении исторической науки с искусством и эстетикой / Г.Д. Карелов //Вопросы методологии исторической науки. — М., 1967. – Т. 25.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.

: Изд-во МГУ, 1979. – 144 с.Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения / Л.С. Коршунова, Б.И. Пружинин. — М.: Изд-во МГУ, 1989. – 184 с.Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ / В.А. Крутецкий. – М., 1980. – 416 с.Немов Р.С. Психология. Учебник. / Р.С. Немов. – М.

: Юрайт-Издат, 2013. – 639 с.Новоселов М.М. Воображение и абстракция научного творчества (интервальный аспект) / М.М. Новоселов // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. – 2013. – С. 91-104.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.Скачкова Д.К. К вопросу о роли воображения в человеческом познании / Д.К.

Скачкова // Наука и современность. – 2010. — №3. – С. 31-39.Фарман И.П. Воображение в структуре познания / И.П. Фарман. – М.: РАН, 1994. – 215 с.Приложение 1Задача №1. Фокусник Робеpт Уден в Алжиpе выполнял задания пpавительства. Ему необходимо было поpазить вообpажение алжиpцев мощью фpанцузов.

Для этого сундук устанавливали на помост и пpедлагали самым мощным алжиpским богатыpям поднять его. Однако только после «заклинания» Робеpт Уден мог спpавиться с весом сундука. В чем секpет фокуса Р. Удена?Ответ: На корзине воздушного шара крепят мешки с песком (балласт). Для подъема шара на более высокий уровень скидывают часть мешков, и он набирает высоту.Задача №2.

Конфеты в виде шоколадных бутылочек наполнены густым фpуктовым сиpопом. Если сделать вначале шоколадную бутылочку, то в нее невозможно залить густой сиpоп. Если нагреть сиpоп, он станет жидким, но он pасплавит шоколадную бутылочку. Выигрываем в скоpости, пpоигpываем в качестве, будет больше бpака. Как быть?Ответ: Существует несколько вариантов решения этой задачи.

Первый: можно заморозить начинку и потом обмакнуть ее в шоколад. Второй: Шоколад заливают в форму и замораживают. Далее заливают начинку и тоже замораживают. Остается лишь покрыть сверху шоколадом. Задача №3. В одной комнате находится определенное количество людей. Каждый из них пребывает в двух состояниях:а) пристально смотрят друг на друга;б) не видят друг друга.

Объясните данное явление.Ответ:Такое возможно в зеркальной комнате. Отражения человека смотрят и на него и друг на друга. Если же человек закроет глаза, то он ничего не увидит. Задача №4 на пространственное воображение. Если считать лампочку на потолке точечным источник и подвесить куб за вершину к лампочке, то какой формы будет тень на полу? Ответ: правильный шестиугольник.Задача №5.

Стоит одна лодка у берега реки. Два человека одновременно подошли к реке. Им нужно переправиться на другой берег. Лодка может выдержать лишь одного человека. Как разрешилась эта задача? Ответ:Эти люди стояли на разных берегах.Задача №6.Числа 3 и 11 обладают уникальным свойством, не присущим остальным числам. Каким? Ответ:Эти числа состоят из трех и одиннадцати букв.

Приложение 2Задача №1.Завод получил заказ на изготовление большой паpтии овальных стеклянных пластин толщиной 1 мм. Наpезали пpямоугольные заготовки, осталось сгладить их кpая так, чтобы получились овалы. Но пpи обpаботке на шлифовальном станке тонкие пластины часто ломались.– Надо сделать пластину потолще, – пpедложил опытный pабочий Мастеpу.– Ни в коем случае, – ответил мастеp.

– Нам заказали тонкие пластины…Как быть?Ответ: Заготовки должны быть толстые и тонкие. На вpемя обpаботки листы складывают вместе, в толстую пластину. Задача №2. Администpация pестоpана столкнулась с пpоблемой. В воскpесные дни издеpжки обслуживания стали значительно выше, чем в будни. Чтобы их покpыть, необходимо было поднять цену обслуживания.

С дpугой стоpоны, маpкетинговый отдел был увеpен, что pестоpаны-конкуpенты смогут удеpжать цены на пpежнем уpовне.Пpедложите администpации pестоpана способ повышения цены обслуживания клиентов без потеpи конкуpентоспособности.

Ответ: Решается двоякая задача: необходимо поднять цены, чтобы не было издержек обслуживания, и одновременно необходимо не поднимать цены, чтобы сохранялась конкурентоспособность. Эта задача решается внедрением дополнительных функций – например, проведением различных выступлений, мероприятий или конкурсов, что привлечет клиентов.Задача №3.

Компания по производству обуви столкнулась с проблемой масштабного воровства. Что нужно сделать, чтобы не тратить деньги на охрану, но при этом снизить кражи до нуля?Ответ: Необходимо разделить два завода: один из них будет производить левую обувь, другой – правую.Задача №4. В вагонном купе, чтобы подняться на верхнюю полку, необходима лестница.

Однако при ее проектировании возникает противоречие:- лестница должна быть, так как нужно подняться на верхнюю полку;- лестницы не должно быть, потому что она мешает пассажирам находиться в ограниченном пространстве купе.Ответ: Эта проблема решается применением приема «вынесения-внесения» — лестница в купе является раскладной и «выносится» (раскладывается) только тогда, когда она нужна.

В нерабочем положении она находится в сложенном состоянии.Задача №5.В токарном цехе завода вытачиваются детали из металлических заготовок. Из одной заготовки вытачивают одну деталь. Стружку, которая остается при изготовлении шести деталей, можно переплавить и приготовить еще одну заготовку. Сколько деталей можно сделать таким образом из 36 металлических заготовок?Ответ:Из 36 заготовок получается 36 деталей. Стружка из каждых шести деталей дает одну заготовку Получается 42 детали. Однако от последних шести заготовок получается еще одна деталь, значит всего получится 43 детали.

Список литературы1. Бескова И.А. Интеллект – воображение – творчество: подходы и решения / И.А. Бескова // Проблема воображение в эволюционной эпистемологии. – 2013. – С. 72-90.2. Бонди Г. Гипотезы и мифы в физической теории / Г. Бонди. – М.: Мир. 1972. – 104 с.3. Бунге М. Интуиция и наука / М. Бунге. – М.: Мир, 1967. – 188 с.4. Ельчанинов В.А. Роль воображения и фантазии в творческой деятельности ученого / В.А. Ельчанинов // Инновационное образование и экономика. – 2011. — №9. – С. 55-59.5. Казак Е.А. Роль воображения в развитии личности подростков / Е.А. Казак // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2009. — №7. – С. 177-188.6. Карелова Г. Д. К вопросу о взаимоотношении исторической науки с искусством и эстетикой / Г.Д. Карелов //Вопросы методологии исторической науки. — М., 1967. – Т. 25.7. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 144 с.8. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения / Л.С. Коршунова, Б.И. Пружинин. — М.: Изд-во МГУ, 1989. – 184 с.9. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ / В.А. Крутецкий. – М., 1980. – 416 с.10. Немов Р.С. Психология. Учебник. / Р.С. Немов. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 639 с.11. Новоселов М.М. Воображение и абстракция научного творчества (интервальный аспект) / М.М. Новоселов // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. – 2013. – С. 91-104.12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.13. Скачкова Д.К. К вопросу о роли воображения в человеческом познании / Д.К. Скачкова // Наука и современность. – 2010. — №3. – С. 31-39.14. Фарман И.П. Воображение в структуре познания / И.П. Фарман. – М.: РАН, 1994. – 215 с. 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ВЫСШЕГО професионального ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Роль воображения в творчестве музыканта-исполнителя и дирижера

Подготовил:

Шевырин Сергей Александрович

студент группы М-52

заочное

Научный руководитель:

доцент

Жданов С Иванович

Самара 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Воображение и его роль в деятельности музыканта-исполнителя, дирижера

§1. Воображение и механизмов

§2. Виды воображения

§3. Связь музыкального воображения с жизненным опытом слушателя

§4. Развитие музыкального воображения

Глава II. Анализ понимания воображения и его роли в деятельности музыканта-исполнителя и дирижера

§1. Характеристика объекта исследования

§2. Анализ и интерпретация данных

Вывод

библиография

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы проблема воображения привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания.

Чем настоятельнее потребность в творческой инициативе, тем острее необходимость в научной теории творчества, изучает характер и формы проявления, его источников, стимулов и условий.

О воображении как основе, ядре творчества говорят как влиятельном факторе не только художественного творчества, но и современных научных знаний. Воображение превращается в объект и средство научного познания.

воображение Художественное включены, в первую очередь, непосредственно в произведения искусства. (В. Ф. Одоевский считал, художественные единственные материалы для понимания жизни художника и особенностей его личности). Действительно, произведения искусства — это творческая биография автора. Будучи неотделимыми от всей жизни, однако, не сводимы к ней.

Во-вторых, в воспоминаниях художников о собственном творчестве, их заявления и оценки, касающиеся тех или иных сторон творческого процесса. Их, однако, не достаточно, чтобы знать механизм художественного воображения на уровне общих закономерностей творческого процесса.

В конце концов, возникает практически неразрешимая проблема интерпретации подобных высказываний — они могут быть использованы для подтверждения любой теории.

Источник: https://myknow.ru/339305/

Воображение как основа творческой деятельности учащихся

Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.

оксана чепель
Воображение как основа творческой деятельности учащихся

«Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром».

Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (то есть социально значимым открытием) и субъективно новым (то есть открытием для себя).

У боль-шинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Если посмотреть на поведение человека, на всю его деятельность, то легко увидеть, что в этой деятельности можно различить два основных вида деятельности.

Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений.

Огромное значение для всей жизни человека имеет такое сохранение его прежнего опыта, оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повто-ряющиеся в одинаковых условиях.

Творческому предприятию предшествует длительное накопление соот-ветствующего опыта, который консолидируется в умениях, знаниях и навы-ках; постановка задачи; проработка всех возможных ее решений.

Накопление знаний и опыта можно охарактеризовать как количественный подход к проблеме, когда имеющуюся проблему пытаются решить старыми традиционными методами, при помощи привычных и стереотипных операций мышления.

Само же творчество характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в их новое своеобразное качество, которое и является истинным решением данной задачи.

https://www.youtube.com/watch?v=ey_Eff49NuU

Органической основой такой воспроизводящей деятельности или памяти является пластичность нашего нервного вещества. Пластичностью называется свойство какого-нибудь вещества, заключающееся в способности его изменяться и сохранять следы этого изменения.

Таким образом, мозг наш оказывается органом, сохраняющим наш прежний опыт и облегчающим воспроизведение этого опыта. Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и деятельность комбинирующую или творческую.

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения.

Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение.

Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы су-ществом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоя-щее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.

В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения.

На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

«Всякое изобретение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением — построй-кой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений.»

В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-ни-будь усовершенствования в области техники. Однако, такой взгляд является неправильным.

Если же принять во внимание наличие коллективного твор-чества, которое объединяет часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей.

Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем. Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как на правило, чем как на исключение.

Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

Творчество — это всегда прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, — будь то собственное, личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего.

Без некоторой базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако после достижения определенного уровня развития ин-теллекта дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей.

Когда же интеллект очень высок (более 170 единиц IQ, проявления творческих способностей не наблюдается. Известно, что люди с энциклопедическими знаниями редко обладают высоким творческим потенциалом.

Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные параметры творческой деятельности:

— оригинальность — способность продуцировать необычные ответы;

— продуктивность — способность к генерированию большого числа идей;

— гибкость — способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;

— способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

— богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);

— любознательность;

— иррелевантность – логическая независимость реакции.

Шаблонность мышления, ориентация его на однозначный, правильный ответ часто мешает найти оригинальное, новое решение.

Высокие способности к обучению и творчество далеко не всегда совпа-дают. Неуспевающие учащиеся могут обладать высокими творческими спо-собностями, и наоборот.

Творчество стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не кри-тическим отношением к ним, и творческие решения, по-видимому, чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблем.

Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей.

Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание, воображение. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.

Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90% состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость т. д.

Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личност-ные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глу-биной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка.

Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного. В творчество как деятельность, направленное на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения.

Без воображения, невозможно возникновение замысла и его осуществление. Особенно велика роль воображения в состоянии вдохновения.

«Вдохновение как кульминационный момент творческого процесса характеризуется наивысшим напряжением всех духовных и физических сил личности, эмоциональным подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и особенной силой воображения.». В состоянии вдохновения ребенок решает задачу, стоящую перед ним легче, ярче, полнее. Решению творческой задачи, стоящей перед учащимися, даже в состоянии вдохновения, предшествует длительная работа мысли, глубина переживаний, в которых рождается замысел и выделяются пути его выражения посредством наблюдения, накопления и обобщения фактов.

В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и отбирает необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые образы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютинации, акцентирования, типизации и др.

вот почему сила и яркость воображения во многом зависит не только от полноты и богатства имеющихся представлений у ребенка, но и от оригинальности и своеобразия комбинаций в процессе воображения во время периода вдохновения.

Если рассмотреть историю той или иной науки, достигшей высокого уровня развития, где достаточно разработаны теоретические концепции, широко применяется математика и т. п., то можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизана фантастическими допущениями, так как слишком много тогда еще оставалось неизвестным и дополнялось догадками.

По мере того, как область знания развивается, в ней многое становится устоявшимся и в воображении уже нет необходимости. Однако такое положение вещей не остается долговечным.

Благодаря накоплению научных знаний и совершенствованию методик исследования даже самая устоявшаяся область науки сталкивается с фактами, которые не укладываются в общепринятые схемы и не могут быть ими объяснены, и тогда вновь возникает потребность в воображении, и возможно, более смелом. Оно и обеспечивает возможность осуществления революции в науке. Воображение все время продолжает работать на переднем крае науки, там, где открывается новое.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком, что касается и детской деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения.

Деятельность, не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось ранее непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение.

В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. «В творчество, как деятельность, направленная на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения».

А ведь совершенно очевидно, что элементы творчества закладываются в психологическом развитии с детских лет.

Исходя из вышесказанного, учитель технологии должен обладать опытом и знаниями своего дела для того, чтобы суметь заинтересовать детей, стимулировать воображение заданиями: «подумайте, как сделать предмет (коврик, прихватку) более оригинальной, найдите новое применение изделиям» и т. д.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/vobrazhenie-kak-osnova-tvorcheskoi-dejatelnosti-uchaschihsja.html

36. Воображение в научном, техническом, художественном творчестве

Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.

Ученому воображениепозволяет строить гипотезы, мысленнопредставлять и проигрывать научныеэксперименты, искать и находитьнетривиальные решения проблем.

Так,например, в математике, в началедоказательства различных теоремприходится встречаться с высказываниями,которые начинаются со слов: «допустим,что…», «представим себе, что…».

Именно они указывают на то, что процессматематического доказательстваначинается с творческого представленияили воображения.

Воображение играетважную роль на ранних стадиях решениянаучной проблемы и нередко ведет кзамечательным догадкам.

Однако послетого, как некоторые закономерности ужеподмечены, угаданы и изучены вэкспериментальных условиях, после того,как закон установлен и проверен практикой,а также связан с ранее открытымиположениями, познание целиком переходитна уровень теории, строгого научногомышления. Попытка фантазировать на этомэтапе исследования может привести кошибкам.

Английский ученыйГ. Уоллес выделил четыре стадии процессовтворчества:

подготовка(зарождение идеи);

созревание(концентрация, «стягивание» знаний,прямо или косвенно относящихся к даннойпроблеме, добывание недостающихсведений);

озарение (интуитивноесхватывание искомого результата);

проверка.

Изучение роливоображения в процессах научного итехнического творчества осуществляетсяспециалистами по психологии научноготворчества.

Если ученый имеетдело главным образом с понятиями, товажнейшей особенностью воображенияхудожника или писателя является егозначительная эмоциональность.

Образ,ситуация, неожиданный поворот сюжета,возникающие в голове писателя, оказываютсяпропущенными сквозь своего рода»обогащающее устройство», которымслужит эмоциональная сфера творческойличности.

Переживая чувства и воплощаяих в художественные образы писатель,художник и музыкант заставляют читателей,зрителей и слушателей сопереживать,страдать и радоваться.

В отличие отнаучного мышления, ограничивающегофантазию человека требованиямибезусловной достоверности, разумности,целесообразности, доказательности илогичности, в искусстве не существуетограничений ни для воображения, ни дляума.

Творчество связаносо всеми свойствами личности и проявляетсяво всех его конкретных видах: научном,изобразительном, литературном и т.д.Полет фантазии в творческом процессеобеспечивается знаниями, подкрепляетсяспособностями, стимулируетсяцелеустремленностью, сопровождаетсяэмоциональным тоном.

В любом видедеятельности (в том числе в сфереполитики, экономики, в быту) творческоевоображение определяется не столькопо тому, что может измыслить человек,не считаясь с реальными требованиямидействительности, сколько по тому, какон умеет преобразовывать действительность,обремененную случайными, несущественнымидеталями.

37. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии

В своих раннихработах З. Фрейд считал, что эмоция, лишьпобудительная сила в психической жизни,и много раз в своих более поздних трудахон также говорил об эмоциях, как об«интрапсихических факторах, которыедают толчок фантазиям и желаниям».

Психоаналитическаялитература различает, хотя и не используетпостоянно, три аспекта эмоции —энергетический компонент инстинктивноговлечения («заряд аффекта»), процессразрядки и восприятие окончательнойразрядки (ощущение или чувство эмоции).Разрядка и чувственные компонентырассматриваются просто как выраженияэмоций. Заряд эмоции связан с количественнойили интенсивностной мерой эмоции, апроцессы разрядки воспринимаются илиощущаются как качественные тона.

Теория З. Фрейдаи психоанализ в целом касались, преждевсего, отрицательных эмоции. З. Фрейдбольшое внимание уделял защитныммеханизмам, но особо выделял механизмподавления. Когда подавление успешно,происходит разделение предвосхищенияи аффективного компонента влечения.Инстинктивное влечение, или мотив, неможет дальше выступать в качествесимвола.

Подавление, таким образом,может предотвращать конфликт или,наоборот, может формировать невротическийили психопатический симптом. Еслиподавление неудачно, возникает конфликтмежду бессознательными и предсознательнымисистемами.

Поскольку такая эмцияотрицательная и связана с конфликтноокрашенным представлением, она можетограничивать функции «Я» и способствоватьпсихическим заболеваниям.

Немало современныхтеоретиков психоанализа предлагаютмодификации фрейдовской концепцииаффектов. С. Шехтер (1959), например, видитограниченность отрицательного взглядаЗ. Фрейда на эмоции и подчеркивает ихорганизующую и конструктивную функции.Он также не соглашается с фрейдовскойтенденцией рассматривать эмоцию ивнешнее действие как взаимоисключающие.

М. Клейн (1976),выдвинул концепцию императивногопредвосхищения, считая, что однаждыиспытанная эмоция приобретает значение,которое возникает раньше сенсорногоудовольствия или неудовольствия.

Чувственный опыт «отпечатывается впамяти и в понятии», связывается сположительными и отрицательнымиценностями и «записывается в когнитивнойструктуре или схеме, активация которой,даже спустя время, помогает сформироватьчувственное переживание».

В противоположностьфрейдовской теории разрядки влеченияи стимуло-реактивной модели разрядкинапряжения подход Клейна допускаетпоиск напряжения и его сохранение.

Г. Холт (1976), такжеотказываясь от теории инстинктивныхвлечений, развивает теорию эмоции имотивации. Он акцентирует важностьвнешней стимуляции и перцептивно-когнитивныхпроцессов, но он также признает значимостьэкспрессивного и переживательногофеноменов эмоций.

Г. Холт (1967) и ряддругих авторов считают, что понятиеинстинктивного влечения как психическойэнергии, или инстинктивной внутреннейсилы, практически не имеет доказательств.Создавая теорию мотивации, Г. Холтосновывается на определении желания,данного З. Фрейдом в его ранних работах,и интерпретирует его как «когнитивно-аффективноепонятие, ограниченное…

потенциальноприятными или неприятными исходамидействий» — ключевое мотивационноеявление — вызываемое рассогласованиемили «когнитивно-аффективным состояниемтипа неудовлетворенности».

Модель Холтадопускает, что люди имеют биологические(врожденно заданные) различия в быстротеположительных или отрицательных оценоки соответствующих действий по отношениюк фрустрации или угрозе (избегании илисовладании).

Дж. Дал развиваеттеорию мотивации, которая может сделатьпонятия отдельных эмоций значимойчастью психоаналитической теории. Онсогласен с Г. Холтом относительнонеадекватности теории инстинктивноговлечения и Дж. Дал представляет себеэмоции как «фундаментальные мотивы» вчеловеческих отношениях.

Дал отказываетсяот понятия силы удовольствия какобъяснительного принципа поведения ипредлагает определение удовольствиякак удовлетворение желания (как и Холт),а неудовольствие — как неудовлетворениежелания.

Он утверждает, что привязываниеудовольствия — неудовольствия кудовлетворению желания требует анализа«качественных характеристик переживанияудовлетворения и фокусирует нашевнимание на процессах восприятия».

Дал разделяетэмоции на два класса: подразумевающиеобъекты и неподразумевающие объекты.

Первые состоят из трех частей: а)различающего восприятия (чувственногоопыта); б) желания; в) выражения(мимического, пантомимического, причемнекоторые комплексы выражения могутрассматриваться как видоспецифические).

Компонент желания может выражаться ввиде движения к объекту (любовь припритяжении и гнев при отвращении) илив виде движения от объекта (удивлениепри притяжении и страх при отвращении).

Отрицательныеэмоции, не подразумевающие объект,включают тревогу и депрессию, аположительные — рвение и оптимизм.

Ите и другие рассматриваются какинстинктивные и имеющие такиехарактеристики, как безусловность,избирательность, замещаемость, а внекоторых случаях цикличность.

Такимобразом, в системе Дала эмоции имеютосновные характеристики фрейдовскихинстинктивных влечений и требуютудовлетворения аналогичным образом:бегством от вызывающей страх ситуации,поеданием пищи — при голоде, и оргазмом— при сексе.

38. Эмоциии процессы мотивации.

Вопросо соотношении эмоций и мотивации какбы рассматривает локализацию эмоцийне столько в системе психологическихобразований, сколько в системе сил,приводящих эти образования в движение.

Его решение прямым образом связано сисходным постулатом об объеме классаявлений, относимых к эмоциональным, изависит от того, присоединяются ли кнему специфические переживания, имеющиепобуждающий характер — желания, влечения,стремления и т. п.

1)Для того чтобы психический образ могслужить основой для построения ирегуляции деятельности, он должен быть«оснащен» специальным механизмом,который нарушал бы равновесие междуодинаково возможными действиями инаправлял бы индивида к выбору ипредпочтению некоторых из них.

Функциювыделения в образе потребностно значимыхявлений и побуждения к ним субъектавыполняют многочисленные разновидностипристрастного, эмоционального переживания.

Эмоциональные переживания представляютсобой тот язык, которым жизнь, наделившаяорганизм способностью к гибкомуприспособлению, управляет ею, указывая,в каком направлении и для решения какихзадач ее следует использовать дляудовлетворения своих нужд.

В данномслучае эмоциональные переживаниятрактуются широко – как охватывающиесовокупность всевозможных пристрастных,аффективных отношений. При такойтрактовке к эмоциональным относятся итакие специфические побуждающиепереживания, как желание, влечение,хотение. Данную интерпретацию отстаивалС.Л.Рубинштейн

2)Эмоциональные переживания отражаютпотребностно значимые предметы. Эмоцииоценивают и отражают нечто значимоедля индивида. Эта значимость определяетсяпотребностями.

С данной трактовкойэмоций согласуются позиции, где эмоциислужат подкреплением поведения (Анохин),способствуют запоминанию (Блонский),образуют «аффективные комплексы»(Леонтьев).

Здесь закрепляется толькото, что имеет прямое отношение кудовлетворению потребностей.

3)Существуют теории, исключающиеэмоциональные переживания из цепипричин, определяющих поведение. Врезультате поведение связывается спроцессами и механизмами мотивации.

Эмоции, отстраненные от выраженияпроцессов мотивации, рассматриваютсяв рамках узких проблем, допускающихобъективное изучение выражения эмоций,влияния эмоциональной активности надеятельность, а в крайних случаях вообщеустранялись из психологии. (Майер, 1933,Даффи, 1968).

Насовременном этапе развития психологиирешение вопроса о соотношении эмоцийи мотивации происходит при учете того,что субъективные переживания активноучаствуют в регуляции деятельности.Отсюда, эмоции являются субъективнойформой существования мотивации(потребностей).

Это значит, что эмоции,с одной стороны, продукт объективносуществующих механизмов и процессовмотивации, открывающий на уровне образапотребностную значимость отражаемыхпредметов. С другой стороны, эмоции –это непосредственный предшественники ближайшая причина деятельности,направленная на предметы.

При этомпроцессы эмоции и мотивации неотождествляются.

Источник: https://studfile.net/preview/2464671/page:29/

Uchebnik-free
Добавить комментарий