Военно-ленная система государства Моголов

Читать

Военно-ленная система государства Моголов
sh: 1: —format=html: not found

Л.С. Васильев

История Востока

Предисловие

Двухтомник, предлагаемый вниманию читателя, – это дополненный и переработанный курс лекций, читавшийся на протяжении многих лет студентам-востоковедам МГИМО и ИСАА при МГУ. В том, что при издании учебника курс лекций подлежит серьезной переработке, нет ничего удивительного. Так всегда было и всегда будет.

Важнее обратить внимание на то, что этот курс существенно дополнен, в результате чего вместо лекций по древнему и средневековому Востоку – историческому периоду, в пределах которого (более древности, нежели средневековья) автор мог бы ощущать себя достаточно компетентным специалистом, – появился учебник по истории Востока с ее начала и до сегодняшнего дня. Все произошло далеко не случайно.

Во-первых, на рубеже 80—90-х годов XX в. в нашей стране, переживавшей бурные дни революционных перемен, стал остро ощущаться дефицит учебников по истории. Разумеется, учебников в принципе хватало, их было даже в избытке.

Но беда в том, что все они безнадежно устарели, ибо были написаны под жестким воздействием марксистской идеологической схемы, хорошо известной каждому из пособий по истмату.

Возникла объективная потребность в новом поколении учебников, которые были бы свободны от предвзятых суждений и соответствовали бы как современному уровню развития мировой исторической науки, так и уже давно достигнутому в мире высокому стандарту историософского осмысления истории.

Во-вторых, разрабатывавшаяся автором данного учебника еще в 60—80-х годах весьма спорная, с точки зрения марксистских ортодоксов того времени, схема истории Востока, которая для противостояния привычным истматовским стандартам должна была опираться на самого Маркса (имеется в виду концепция так называемого «азиатского» способа производства), еще в то время настоятельно требовала внимания не только к древности и средневековью, но и ко всей истории Востока, столь отличного по многим параметрам от Запада. Наконец, в-третьих (соединив «во-первых» и «во-вторых»), стало очевидным, что сегодняшний читатель нуждается именно в цельной историософской концепции исторического процесса, которая годилась бы как для понимания глубокой древности, так и для оценки событий на современном Востоке, и что для обоснования такого рода концепции необходимо дополнить материалы древности и средневековья рассмотрением исторического процесса и многочисленных проблем более позднего времени.

Двухтомник предлагает прежде всего авторскую концепцию, т. е. одну из возможных трактовок истории Востока, места Востока, можно сказать и шире, всего неевропейского мира, во всемирной истории.

Авторское начало в нем, как увидят читатели, весьма заметно, что, впрочем, никак не исключает того факта, что многие элементы концепции были взяты у различных специалистов и мыслителей-теоретиков.

Главной целью было собрать все работающие элементы разных теорий в некую единую внутренне непротиворечивую систему, вычленить в заново созданной системе ее системообразующий стержень и на конкретном материале всей истории Востока, включая и Африку, проверить работоспособность концепции.

Собственно, именно это, прежде всего и побудило автора вторгнуться в сферу знаний, где он не может считать себя специалистом. Естественно, что это повлекло за собой необходимость в достаточной степени овладеть теми знаниями (речь о колониальном и постколониальном Востоке), о которых, было упомянуто.

Несколько слов об источниках, откуда черпались материалы, фактические данные. Они в общем-то хорошо известны и общедоступны. Это, прежде всего, сводные труды, начиная с капитальной многотомной Всемирной истории и кончая обычными вузовскими учебниками разных поколений.

Использовались также наиболее важные монографические исследования, различные энциклопедии, а также многочисленные хрестоматии, учебные пособия, журнальные статьи, обзоры в справочно-библиографических изданиях и т. п.

Работ подобного рода великое множество, так что главным было не потонуть в содержащемся в них материале и отобрать из него наиболее достоверные и репрезентативные факты, описания и суждения.

Разумеется, даже при самом тщательном отборе, включая проверку отобранного, в корпус двухтомника могли вкрасться неточности и ошибки – автор заранее просит за них прощения у читателя, ибо хорошо понимает, что несет ответственность и за чужие ошибки, если они воспроизведены в его работе.

Чтобы свести количество ошибок к минимуму, были проведены обсуждения тех частей книги, которые выходили ранее отдельными малотиражными изданиями в качестве учебных пособий для студентов МГИМО («Курс лекций по древнему Востоку: Средний и Дальний Восток», 1984; «Курс лекций по древнему Востоку: Ближний Восток», 1985; «Курс лекций по средневековому Востоку»,1988). Кроме того, отдельные части настоящего издания и все оно целиком рецензировались многими специалистами, которым автор глубоко благодарен за их замечания. Здесь уместно сказать, что в некоторых отзывах подвергались критике и определенные элементы авторской концепции, что следует считать вполне естественным: слишком много сложных проблем поднято и очень многие из них решаются иначе, подчас совсем не так, как это было принято и считалось нормальным до недавнего времени. Разумеется, авторская концепция, о которой уже упоминалось, остается именно авторской и ни в коей мере не претендует на непогрешимость, что обычно считалось обязательным еще совсем недавно, особенно если речь шла об учебниках по истории. Иными словами, читателю предлагается история Востока в том разрезе, в каком она видится автору учебника, – другие, вполне возможно, увидят ее иначе и будут иметь естественное право опубликовать свой вариант той же истории. Это и должно быть нормой, к которой мы пока еще не привыкли (думается, находимся на пути к ней).

В заключение автор хотел бы выразить признательность директору ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова (в прошлом заведующему кафедрой истории Востока МГИМО) А. В. Меликсетову, по чьей инициативе он несколько лет тому назад взялся за работу над общим курсом по истории Востока.

Вводная часть

Сущность проблематики

Глава 1

Феномен Востока: история изучения и современные проблемы

Интерес к Востоку в наши дни огромен и, видимо, будет возрастать.

Интерес этот всесторонен и всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия (боги и люди), наконец, древние первоосновы великих цивилизаций Востока – все это ныне в центре внимания как самих жителей стран Востока, стремящихся к самопознанию и самоидентификации, к открытию фундаментальных основ собственного бытия, так и тем более представителей иной, западной, европейской традиции, чьи генеральные параметры столь отличны от восточных. Такого рода всеобщий интерес далеко не случаен: конец XX в. с его нависшими над планетой мрачно-апокалиптическими тучами побуждает многих всерьез заинтересоваться как экзистенциальными проблемами (что пробуждает активное внимание к мистике, а здесь бесспорный приоритет за древними культурами и религиями Востока), так и поисками корней, первоистоков. Кроме того, многое в современном мире вплотную связано с Востоком – достаточно напомнить о феномене развивающихся стран с их острейшими экономическими, демографическими и социокультурными проблемами, пути решения которых пока далеко еще не найдены. Как и когда эти проблемы будут решены, каковы пути, ведущие к их решению, – все это волнует и не может не волновать мир, подавляющее большинство населения которого, все возрастающее как абсолютно, так и относительно, живет именно в развивающихся странах, в первую очередь в странах Востока.

Что такое Восток?

Что же это такое – Восток? Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Речь идет не о географическом понятии – скорее об историко-культурном, социополитическом, цивилизационном… Речь идет о гигантской всечеловеческой цельности, пусть в чем-то весьма неоднородной и противоречивой, но все же почти монолитно цельной в своей глубинной основе – той самой основе, которая, собственно, и породила в свое время дихотомию Восток – Запад. Но как возникла эта дихотомия и что в конечном счете ее породило?

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=95&p=90

ВОЕННО-ЛЕННАЯ СИСТЕМА — это… Что такое ВОЕННО-ЛЕННАЯ СИСТЕМА?

Военно-ленная система государства Моголов

система феод. отношений и гос. строя, сложившаяся в Передней и Ср. Азии в период развитого феодализма (10-16 вв.). В раннефеод. период в странах Халифата преобладала гос. феод. собственность на землю и оросительные сооружения, причем рента-налог — поземельная подать (харадж), взималась с крестьян- держателей гос. земель. В 7-нач. 9 вв.

войска Халифата состояли в основном из племенных ополчений арабов, получавших от халифа, помимо жалования (частью деньгами, частью натурой из сумм ренты-налога) и доли воен. добычи, также и землю (хима) на правах коллективного (общинного) владения. Воины, несшие службу в гарнизонах на периферии, получали там небольшие участки земли (катиа). При Аббасидах в 8-9 вв. вошел в практику феод.

ин-т икта (широкое распространение получил лишь с 10 в.); первоначально это был своеобразный бенефиций — временное условное пожалование как воен., так и гражд. чинам ренты-налога с тех или иных гос. земель, таможен, рудников и т. д. В 9 в. гл. силой войска Халифата стали наемники и рабы-гвардейцы (гулямы). С развитием феод. отношений и ростом сепаратизма наместников областей и местных феод.

властей вожди наемников и гулямов сыграли видную роль в создании новых гос-в, выделившихся в 9-10 вв. из Халифата. Из верхушки этих войск складывалась новая воен. знать, завладевшая прежними гос. землями на правах условного военно-ленного землевладения. В 10 в. в гос-вах Саманидов, Бундов и др.

ин-т икта из пожалования ренты превратился в пожалование земли, формально временное (на время отправления должности) или пожизненное (за заслуги). Благодаря установившейся практике перехода должностей по наследству, икта нередко становился наследственным; иными словами, из бенефиция превращался в лен. С 11 в. воен. лены стали преобладающей категорией феод.

землевладения и превратились в специфич. форму господства воен. знати тюркских и монг. завоевателей над местным оседлым земледельч. населением. Эти лены первоначально известны были под общим термином «икта», позднее появились и др. обозначения разных видов лена: удж (крупные пограничные лены в сельджукских султанатах), союргаль (в Ср. Азии, Иране, Ираке и Азербайджане с сер. 14 в.

), зеамет и тимар (в Османской империи), джагир (в империи Великих Моголов), саранджам (в Махараштре) и т. д. К леннику-землевладельцу перешло от центр. власти право на все подати и повинности с населения своих ленов — право налогового иммунитета. В странах Бл. и Ср. Востока в 10-13 вв. наследственность ленов стала общей практикой, в 14-15 вв. она была закреплена и юридически. В 14-15 вв.

в Иране и Ср. Азии ленники получили и право судебно-административного иммунитета. В интересах ленников установлено было прикрепление крестьян к земле (в Иране, Азербайджане и М. Азии — с 13 в., в Египте — еще раньше). На основе ленного землевладения строилась иерархическая структура земельной собственности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. 2 изд., т. 3, с. 23); в одних странах (напр.

, Османская империя) все ленники держали землю непосредственно от султана, в других — складывалась система вассалитета. Так, в Иране, Азербайджане и Ср. Азии с 13 в. тысяцкий эмир, получив в лен округ, от себя раздавал части его сотенным эмирам, те — десятским эмирам, последние — рядовым воинам-ленникам. В.-л. с.

помогала классу феодалов сохранять власть над крестьянами, эксплуатировать крестьян, равно как и подавлять их восстания (особенно в 14-16 вв.). В.-л. с. сохранялась в странах Бл. и Ср. Востока до конца 18 — нач. 19 вв. (в Османской империи она была ликвидирована в 1834, в Индии и Иране — в конце 18 в.).

Источн.: Аль-Маверди, Аль-Ахкам ас-султанийя (Constitutiones politicae, ed. M. Enger, Bonnae, 1853); Аль-Макризи Таки ад-Дин Ахмед, Китаб аль-Хитат, т. 1-4, Каир, 1906-1908; Kanunname Sultan Mehmeds des Eroberers, «Mitt. zur Osmanischen Geschichte», 1921, Bd 1; Сиасет-намэ.

Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-мулька. Пер., введение в изучение памятника и прим. Б. Н. Заходера, М.-Л., 1949; Рашид-ад-дин Ф., Джами-ат-таварих (Сб. летописей), сост. научн.-критич. текста на перс. яз. A. А. Али-заде, пер. с перс. А. К. Арендса, т. 3, Баку, 1957.

Лит.: Али-заде А.-К., Социально-экономич. и политич. история Азербайджана XIII — XIV вв., Баку, 1956, с. 169-92; Петрушевский И. П., Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII — XIV вв., М.-Л., 1960, с. 256- 274; Якубовский А., Феод. об-во Ср. Азии и его торговля с Вост. Европой в X — XV вв., в кн.

: Мат-лы по истории Узб., Тадж. и Туркм. ССР, ч. 1, Л., 1932; Becker C. Н., Steuerpacht und Lehnswesen. Eine historische Studie über die Entstehung des islamischen Lehnswesens, «Der Islam», 1914, Bd 5, H. 1; Belin M.

, Du régime des fiefs militaires dans l'islamisme, et principalement en Turquie, «J. Asiatique», 1870, t. 15, ser. 6; Berchem M. van, La propriété territoriale et l'impôt foncier sous les premiers califes, Genève, 1886; Poliak A. N., La féodalité islamique, P., 1936; Tischendorf P. A.

von, Das Lehnswesen in den moslemischen Staaten, Lpz., 1872. См. также лит. при. ст. Икта.

И. П. Петрушевский. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/3507/%D0%92%D0%9E%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E

История государства и права

Военно-ленная система государства Моголов

Несмотря на внешнюю жесткость высшей власти, центральная администрация Оттоманской империи была слабой. Более прочным связующим элементом государственности была военно-ленная система, которая подчинила власти султана основную массу самостоятельного свободного населения страны в организации, бывшей одновременно и военной, и хозяйственно-распределительной.

Аграрные и единые с ними военно-служилые отношения установились в империи по традициям Сельджукского султаната. Многое было воспринято от Византии, в частности от ее фемного строя.

Юридически они были узаконены уже при первых самовластных султанах. В 1368 г. было постановлено, что земля считается собственностью государства. В 1375 г.

принят первый акт, закрепленный потом султанскими кодексами, о служилых наделах-ленах.

Лены были двух основных видов: крупные – зеаметы и малые – тимары. Зеамет выделялся обыкновенно или за особые служилые заслуги, или военачальнику, который в дальнейшем обязывался собирать соответствующее количество воинов.

Тимар давался непосредственно всаднику (сипахи), который давал обязательства выступать в поход и привести с собой соответствующее размеру его тимара количество воинов из крестьян.

И зеаметы, и тимары были условными и пожизненными владениями.

В отличие от западноевропейских, от российских феодально-служилых ленов османские различались не по собственно размерам, а по доходу с них, зарегистрированному переписью, утвержденному налоговой службой и предписанному законом соответственно служилому рангу. Тимар максимально исчислялся в 20 тыс. акче (серебряных монет), зеамет – в 100 тыс. Большие по доходу владения имели особый статус – хасс. Хассом считались домениальные владения членов султанского дома и самого правителя.

Хассами наделялись высшие сановники (визири, наместники). Теряя свой пост, чиновник лишался и хасса (возможная собственность на иных правах за ним сохранялась).

В рамках таких ленов крестьяне (райя – «паства») обладали довольно стабильными правами на надел, с которого несли натуральные и денежные повинности в пользу ленника (составлявшие его ленный доход), а также платили государственные налоги.

Со второй половины XV в. зеаметы и тимары стали подразделяться на две юридически не равноценные части. Первая – чифтлик – была особым жалованным наделом персонально за «храбрость» воина, с нее впредь не следовало исполнять никаких государственных повинностей. Вторая – хиссе («излишек») предоставлялась в обеспечение военно-служилых потребностей, и с него следовало строго исполнять службу.

Турецкие лены всех видов отличались от западных еще одним свойством. Давая ленникам административные и налоговые полномочия в отношении крестьян (или иного населения) своих наделов, они не предоставляли судебного иммунитета. Ленники, таким образом, были финансовыми агентами верховной власти без судебной самостоятельности, нарушавшей централизацию.

Распад военно-ленной системы обозначился уже в XVI в. и сказался на общем военном и административном состоянии Османского государства.

Неурегулирование наследственных прав ленников вместе с присущей мусульманским семьям многодетностью стало вести к чрезмерному дроблению зеаметов и тимаров.

Сипахи закономерно усиливали налоговый гнет на райя, что вело к скорому обнищанию и тех и других. Наличие особой части – чифтлика – в лене вызывало закономерный интерес к превращению всего лена в надел без службы.

Правители провинций в интересах близких им людей стали сами наделять землями.

Распаду военно-ленной системы способствовало и центральное правительство. С XVI в. султан все чаще прибегал к практике повальных конфискаций земель у сипахи. Взимание налогов переводилось на откупную систему (ильтезим), которая стала глобальным ограблением населения. С XVII в. откупщики, финансовые чиновники постепенно заменили в государственно-финансовых делах ленников.

Социальный упадок военно-служилого слоя привел к ослаблению военной организации империи, это, в свою очередь, – к серии чувствительных военных поражений с конца XVII в. А военные поражения – к общему кризису Османского государства, созидавшегося и державшегося завоеваниями.

Основной военной силой империи и султана в таких условиях стал корпус янычар. Это было регулярное воинское формирование (впервые набранное в 1361-1363 гг.), новое по отношению к сипахи («ени чери» – новое войско). Набирали в него исключительно христиан. Во второй четверти XV в.

для комплектования янычар была введена особая рекрутская система – дефширме. Раз в 3 (5, 7) года вербовщики силой забирали христианских мальчиков (преимущественно из Болгарии, Сербии и т. п.

) с 8 до 20 лет, отдавали в мусульманские семьи на воспитание, а затем (при наличии физических данных) – в корпус янычар.

Янычары отличались особым фанатизмом, близостью к некоторым агрессивным мусульманским нищенствующим орденам. Они размещались преимущественно в столице (корпус делился на орта – роты по 100-700 чел.; всего до 200 таких орт).

Они стали своего рода гвардией султана. И в качестве такой гвардии со временем стремились больше отличиться во внутридворцовой борьбе, нежели на поле боя.

С корпусом янычар, его восстаниями связано также немало смут, ослабивших центральную власть в XVII-XVIII вв.

Нарастанию кризиса османской государственности способствовала и организация местного, провинциального управления в империи.

Источник: https://isfic.info/urhis1/teris98.htm

Великие Моголы. Империя Великих Моголов

Военно-ленная система государства Моголов

Индия — это одна из крупнейших стран мира, имеющая самобытную культуру и интересную историю. В частности, и по сей день исследователей занимает вопрос о том, как сын эмира Ферганы Бабур, оставшись без отца в 12-тилетнем возрасте, не только не стал жертвой политических интриг и погиб, но и проник в Индию и создал одну из величайших империй Азии.

Предыстория

До того, как на территории современной Индии и некоторых прилегающих государств была образована могущественная империя Великих Моголов, эта страна была раздроблена на множество мелких княжеств. Они постоянно подвергались набегам со стороны соседей-кочевников.

В частности, в 5-м веке на территорию государства Гуптов, занимающего северо-западную часть полуострова Индостан и прилегающие с севера земли, проникли племена гуннов. И хотя к 528-му году они были изгнаны, после их ухода в Индии не осталось крупных государственных образований.

Спустя столетие, несколько мелких княжеств объединил под своим руководством харизматичный и дальновидный правитель Харша, однако после его смерти новая империя распалась, а в 11-м веке на территорию Индостана проникли мусульмане под предводительством Махмуда Газневи и основали Делийский султанат.

В течение 13-го века это государство смогло противостоять нашествию монголов, но к концу 14-го оно распалось в результате вторжения многотысячной орды Тимура. Несмотря на это, самые крупные княжества Делийского султаната просуществовали до 1526-го года.

Их завоевателями стали Великие Моголы, под предводительством Бабура — тимурида, пришедшего в Индию с огромным интернациональным войском. Его армия на тот момент была сильнейшей в регионе и войска индийских раджей не могли помешать ему завоевать Индостан.

Биография Бабура

Первый Великий Могол Индии родился в 1483-м году на территории современного Узбекистана, в известном торговом городе Андижан. Его отцом был эмир Ферганы, который являлся праправнуком Тамерлана, а мать происходила из рода Чингизидов. Когда Бабнуру было всего 12 лет, он остался сиротой, но спустя 2 года ему уже удалось захватить Самарканд.

Вообще, как указывают исследователи биографии основателя империи Великих Моголов, у него с самого раннего детства было исключительное стремление к власти, и уже тогда он лелеял мечту стать главой огромного государства. Триумф после первой победы продлился недолго, и уже через 4 месяца Бабур был изгнан из Самарканда Шейбани-ханом, который был старше его втрое.

Опытный политик на этом не успокоился и добился того, что молодой тимурид был вынужден бежать с войском на территорию Афганистана. Там фортуна улыбнулась юноше, и он завоевал Кабул. Но обида за то, что его вотчиной — Самаркандом правит пришлый узбекский правитель, не давала ему покоя, и он неоднократно предпринимал попытки вернуться в этот город.

Все они окончились провалом, и, осознав, что назад пути нет, Бабур решил завоевать Индию и основать там свое новое государство.

Как было основано государство Великих Моголов

В 1519-м году Бабур совершил поход в Северо-Западную Индию, а через 7 лет принял решение захватить Дели. Кроме того, он победил раджпутского князя и основал государство с центром в Агре. Таким образом, к 1529-му году империя включала территории Восточного Афганистана, Пенджаба и долины Ганга вплоть до границ Бенгалии.

Смерть Бабура

Смерть настигла основателя империи Великих Моголов в 1530 году. После восшествия на престол Хамаюна, империя Великих Моголов в Индии просуществовала до 1539-го года, когда пуштунский полководец Шер-шах изгнал его из страны.

Однако спустя 16 лет Моголы смогли отвоевать свои владения и вернуться в Дели. Предчувствуя свою близкую кончину, глава государства разделил империю между своими четырьмя сыновьями, назначив главным из них Хамаюна, который должен был управлять Хиндустаном.

Троим другим бабуридам достались Кандагар, Кабул и Пенджаб, но они были обязаны подчиняться старшему брату.

Акбар Великий

В 1542-м году у Хамаюна родился сын. Его назвали Акбаром, и именно этому внуку Бабура предстояло сделать так, чтобы империя, которую основали Великие Моголы, вошла в историю, как пример государства, где отсутствовала религиозная и национальная дискриминация.

Он взошел на престол, почти в столь же раннем возрасте, как и его дед, и почти 20 лет жизни потратил на подавление мятежей и укрепление централизованной власти. В результате к 1574-му году было завершено формирование единого государства с четкими системами управления на местах и сбора налогов.

Будучи исключительно умным человеком, Акбар Великий выделял землю и финансировал строительство не только мечетей, но и индуистских храмов, а также христианских церквей, которые миссионерам было разрешено открывать на Гоа.

Джахангир

Следующим правителем империи стал третий сын Акбара Великого — Селим. Вступив на трон после смерти отца, он велел именовать себя Джахангиром, что в переводе значит «покоритель мира».

Это был недальновидный правитель, который первым делом отменил законы, касающиеся веротерпимости, чем настроил против себя индусов и представителей других народностей, не являющихся мусульманами.

Таким образом, Великие Моголы перестали пользоваться поддержкой населения многих областей, и были вынуждены время от времени подавлять восстания против их ставленников-раджей.

Шах-Джахан

Последние годы правления Джахангира, ставшего к концу жизни наркоманом, были мрачным временем для империи, которую основали Великие Моголы. Дело в том, что во дворце началась борьба за власть, в которой активное участие принимала главная жена падишаха по имени Нур-Джахан.

В этот период третий сын Джахангира, женатый на племяннице мачехи, решил воспользоваться ситуацией и добился провозглашения себя наследником в обход старших братьев. После смерти отца он вступил на трон и царствовал 31 год. В течение этого времени столица Великих Моголов — Агра превратилась в один из красивейших городов Азии.

В то же время, именно он решил в 1648-м году сделать столицей своего государства Дели и построил там Красный Форт. Таким образом, этот город стал второй столицей империи, и именно там в 1858-м году британским войсками был взят в плен последний Великий Могол вместе с ближайшими родственниками.

Так завершилась история империи, которая оставила после себя огромное культурное наследие.

Столица Великих Моголов

Как уже было сказано, главным городом своей империи в 1528-м году Бабур сделал Агру.

Сегодня это один из самых знаменитых туристических центров Азии, так как там сохранилось множество памятников архитектуры могольского периода.

В частности, всем известен знаменитый мавзолей Тадж-Махал, построенный Шах-Джаханом для своей любимой супруги. Это уникальное сооружение по праву считается одним из чудес света и поражает своим совершенством и великолепием.

Совсем по другому сложилась судьба Дели. В 1911-м году она стала резиденцией вице-короля Индии, и туда из Калькутты переехали все основные ведомства колониального британского правительства.

Последующие 36 лет город развивался стремительными темпами, и там появились районы европейской застройки. В частности, в 1931-м году состоялось открытие его нового района Нью-Дели, полностью спроектированного британцами.

В 1947-м году он был провозглашен столицей независимой Республики Индия и остается таковой и по сей день.

Империя Великих Моголов просуществовала с первой половины 16-го до 1858-го года и сыграла важнейшую роль в судьбе народов, населяющих Индию.

Источник: https://FB.ru/article/163281/velikie-mogolyi-imperiya-velikih-mogolov

Uchebnik-free
Добавить комментарий