Виды педагогических целей по Безруковой

Основные педагогические категории (В.С. Безруковой)

Виды педагогических целей по Безруковой

Тема 1. Философско-методологические основы педагогики и образования

Образование как общественное явление и педагогический процесс

Педагогика получила название от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. Дословно «пайдогогос» означает «детоводитель».

       Педагогика — наука о воспитании.

       Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

       Педагогика как наука име1-83ет:

       — объект исследования — образование;

       — предмет исследования — педагогический процесс — единство обучения и воспитания;

       — предмет познания — человек.

       В.С. Безрукова предметом педагогики считает воспитательные отношения.

       Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

       Воспитательные отношения — это обмен человеческим опытом, его передача усвоение, использование.

       Типы воспитательных отношений:

       — «человек – человек»;

       — «человек — книга – человек»;

       — «человек — техника – человек»;

       — «человек — искусство — человек » и т. д.

       Согласно В.С. Безруковой педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, направленных на развитие человека.

       Каждая наука имеет свой понятийный аппарат. В понятийном аппарате педагогики 3 уровня:

       1.Общенаучный: закон, закономерности, принципы, системы. Педагогика пользуется глаголами: объяснить, доказать, классифицировать.

       2.Собственно общепедагогический — образование, обучение, воспитание, просвещение, развитие, формирование.

3.Аспектный — методы, формы обучения и воспитания, контроль, оценка, программа, учебный план, стандарт.

Педагогика как наука выполняет три основных функции:

— теоретическую;

— прикладную (по отношению к другим наукам);

— практическую (по совершенствованию практики обучения и воспитания).

Педагогика как наука имеет свои методы познания: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, эксперимент и т. д.

       Педагогика — наука интегрированная, т. к. использует знания других наук о человеке: философии, социологии, права, экономики, политологии, медицины, психологии, биологии и др.

Задачи педагогической науки

1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами.

В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности и конкретных её параметров.

2. Задача изучения и обобщения практики, опыта, педагогической деятельности. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся — неотъемлемая черта труда любого педагога-практика.

3. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

4. Задача прогнозирования образования на ближайшее и отдалённое будущее.

5. Задача внедрения результатов исследования в практику. Это сравнительно новая задача педагогической науки.

Структура педагогической науки

Педагогика — это система наук о воспитании (см. схему).

Нас интересует профессиональная педагогика.

Педагогика начального профессионального образования — отрасль науки, предметом изучения которой является закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего профессионального образования.

Предмет — закономерности подготовки специалистов среднего звена (техники).

Педагогика высшей школы.

Предмет — подготовка специалистов высокой квалификации для науки и народного хозяйства (инженеры, педагоги).

Производственная педагогика — изучает закономерности обучения работающих, повышения их квалификации.

История педагогики

Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовке подрастающего поколения к жизни и деятельности.

История развития русского педагогического самосознания по П.Ф.Каптереву (русский педагог конца XIX начала XX века) проходит три периода: церковный, государственный, общественный.

Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятников письменности. Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей и ученых.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам Яна Амоса Коменского (чешский педагог 1592-1670). Он изложил свои идеи в труде «Великая дидактика». В Европе слово «дидактика» впервые было введено в Германии. С 1613 года благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу оно понималось как искусство обучения. Сегодня дидактика – область педагогики.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики в XVII веке привело к основанию учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения появились в Германии.

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому в качестве научной отрасли выделились дошкольная и школьная педагогика.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития, так как:

— система образования и воспитания касается всех людей;

— во многих странах создана система непрерывного образования человека;

— она включает в себя все звенья – от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Основные педагогические категории (В.С. Безруковой)

РАЗВИТИЕ
ВОСПИТАНИЕОБРАЗОВАНИЕОБУЧЕНИЕ САМОВОСПИТАНИЕОБРАЗОВАНИЕОБУЧЕНИЕ
САМО
САМО
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Источник: https://megaobuchalka.ru/16/14434.html

Конкретизация целей в образовательном процессе, таксономия целей

Виды педагогических целей по Безруковой

Компоненты педагогического процесса взаимосвязаны между собой.

Вытекающая из общественных потребностей цель педагогического процесса определяет конкретные задачи воспитания и обучения, их содержание, которые, в свою очередь, обусловливает выбор методов, средств и организационных форм обучения. Цель — заранее осознанный и планируемый результат. Его достижение требует сознательной, целенаправленной деятельности человека.

Цель и целеполагающая деятельность — элементы того же процесса — процесса достижения намеченного результата. Она не выдумывается, а диктуется требованиями развивающегося общества. Выбор главной цели определяет средства достижения её: методы, приемы работы учебного заведения и педагога.

Первым и весьма важным показателем при изучении циклов педагогического процесса является конкретизация целей обучения. Сверхзадача педагога в плане этой конкретизации — понимание обучения как управление развитием обучающихся.

Управление педагогом процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов: планирование (учебно-тематический план), организация, регулирование (стимулирование), непрерывный контроль (входящий, промежуточный, итоговый, комплексный), оценка и анализ результатов, корректирование и прогнозирование. На рис. 16 представлены образовательные цели.

Глобальная или генеральная цель — гармоничное развитие подрастающего поколения, формирование гражданина правового демократического государства. Она отражает заказ общества к уровню образования и воспитания обучающихся.

Вторая разновидность целей — предметные цели, которые в свою очередь подразделяются на общие, предметно-специфические и частные. Все цели реализуются в тесной взаимосвязи друг с другом, формируются в терминах умений и задач.

Общие цели касаются учебного предмета. Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать обучающийся в результате изучения данного предмета в течение одного года. Частные цели — это цели изучения конкретных разделов, тем этих учебных предметов.

В педагогической практике существуют различные подходы к построению модели педагогического процесса. Мы покажем модель, предложенную П.И. Пидкасистым в работе (рис.17). Педагогический процесс моделируется, проектируется, конструируется и внедряется в образовательную практику педагогом.

Цель – это общественно-педагогическая категория, характеризующая предвосхищение результата педагогического процесса. Она направляет и регулирует деятельность педагога и учащегося и является основой функционирования и развития педагогического процесса.

Цели характеризуются:

1) Определенной объективностью и направлены на познание объективного мира для установления соответствия субъективного мира объективному.

2)             Цели имеют рефлексивный характер.

3)             Цели иерархичны.

4)             Цели отражают процессы социализации и профессионализм, т.е. формирование ценностной ориентации, проф.мобильности, конкурентоспособности.

5)             Цели конкретны. Конкретность достигается диагностичностью.

6)             Цели имеют динамичный характер, т.е. могут меняться с изменением внешних и внутренних факторов.

Структура цели:

1)      Целевой объект – человек в разных ролевых позициях, на которого предполагается взаимодействие.

2)      Целевой предмет – та сторона личности обучающегося, которая должна быть преобразована в данном пед.процессе.

3)      Целевое действие – конкретное действие педагога, кторое он совершает для развития целевого предмета

Виды педагогических целей по Безруковой

Нормативные (государственные) цели→А.Цели формирования ЗУН (познавательные)

Общественные цели→В. Цели формирования отношений (воспитательные)

                                             Цели педагога (методические)

Инициативные цели→С.Цели формирования творческой деятельности (развивающие)

                                             Цели учащихся

Нормативные ц. – наиболее общие цели, определяющиеся в номативных документах

Общественные цели – формируются в виде интересов, потребностей, общественного мнения различных групп людей (работодателей, родителей, учащихся)

Иннициативные ц. – цели, разработанные непосредственно педагогами и имеющиеся у воспитанников.

Каждая цель имеет свой предмет. На основе этого выделяют три группы целей.

Гр.А – это цели формирования, сознания и поведения учащихся.

Гр.В – включает в себя формирование отношений к различным сторонам жизни.

Гр.С – предметом таких целей является развитие задатков, интересов, умений, способностей учащихся, а также умения их реализовывать.

Педагогическими таксономиями целей называют систему целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни.

Таксономия целей (Блум)

I.               Таксономия в когнитивной области.

1.     Знание.

2.     Понимание.

3.     Применение.

4.     Анализ.

5.     Синтез.

6.     Оценка.

II.            Таксономия в аффективной области

1.              Восприятие

2.              Отклик

3.              Оценка

4.              Организация

III.        Ценностное руководство Таксономия психо-моторной области включает цели, которые связаны с формированием тех или иных видов двигательной манипуляционной деятельности и нервно-мышечной координации.

1.              Навыки письма.

2.              Речевые навыки.

3.              Физическое воспитание

4.              Трудовое  обучение

Источник: https://students-library.com/library/read/57589-konkretizacia-celej-v-obrazovatelnom-processe-taksonomia-celej

Курс лекций по

Виды педагогических целей по Безруковой

5. Педагогический процесс — процесс целостный.

Структурные компоненты педагогического процесса.

1.Цель — системообразующий компонент

2.

3.Методы

4.Средства

5Формы

6.Результат: оценка, контроль

Структура педагогического процесса по В.С.Безруковой:

Цель

Принципы

Методы

Средства

Формы

Функции педагогического процесса

Педагогический процесс призван осуществлять три основные функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная функция заключается:

— в формировании у учащихся системы знаний: фактов, закономерностей, теорий, явлений, процессов;

— в формировании умений применять полученные знания на практике;

— в формировании общенаучных, политехнических и профессиональных умений.

Образовательная функция — основа педагогического процесса.

Воспитательная функция проявляется в том, что обучение воспитывает обучаемых.

Воспитывающее воздействие педагогического процесса заключается в его направленности, в раскрытии обучаемых связей профессиональных знаний и умений с жизнью, с практикой. Воспитание обеспечивается:

— личностью педагога;

— его компетентностью;

— отбором значимого материала;

— высоким научным уровнем преподавания;

— методами обучения.

Развивающая функция проявляется в формировании у учащихся рациональных приёмов мышления, в развитии познавательной активности. Развитие учащихся — это результат педагогического процесса.

Этапы педагогического процесса

Прогностический этап

На данном этапе идёт осознание и осмысление общей цели педагогического процесса (это делает педагог).

Педагог проводит диагностику. Он изучает учащихся. На основе диагностики определяет конкретную цель работы с конкретной группой.

Конструктивно-организационный этап

Педагог отбирает, конструирует содержание и определяет, какие формы и методы дадут возможность это реализовать.

Контрольно-оценочный или результативно-оценочный этап

На данном этапе осуществляется сопоставление результата и цели — насколько достигнута цель на основе диагностики и оценки работы учащихся.

4.5. Характеристика педагогических целей

Цель — идеальное предвидение результатов действия.

Цель — опережающее отражение событий в сознании человека.

Для педагога цель — это цель преподавания.

Для ученика цель — это цель учения.

Виды педагогических целей:

— нормативно-государственные;

— общественные;

— инициативные.

Нормативные цели определяются в правительственных документах. К ним относятся цели производства в области подготовки кадров. Эти цели — ориентир в работе педагога. Они соотносятся со Стандартом образования.

Общественные цели существуют параллельно, часто независимо от государственных. В отличие от нормативных они не могут быть едиными. Они формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей. Как правило они формируются в концепциях, уставах, положениях, указаниях.

Инициативные — это цели, разрабатываемые непосредственно педагогом-практиком. Они формируются в образовательных учреждениях с учётом его типа, специфики, уровня развития учащихся, подготовленности педагога. Эти цели учебно-воспитательной работы с учащимися на год, цели урока, цели работы кружков предметного творчества и т. д.

Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у учащегося. На основе этого выделяется три группы целей.

Группа цели А — цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения. Например: познакомить учащихся с устройством испытательного стенда.

Группа В — цели формирования отношений. Включают в себя формирование отношений к различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии. Предметом этой группы является характер учащегося, его ценностные ориентации.

Группа С — цели формирования творческой деятельности. Предметом этих целей является развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умением их реализовать. Например: на уроке может быть поставлена проблема, требующая самостоятельного решения.

Организационные цели ставятся педагогом и относятся к области его управленческой функции. Эти цели выражают стремление использовать средства для целей групп А, Б, С. Например: использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся.

Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся.

Организационные и методические цели являются вспомогательными в педагогическом процессе.

Любая из целей может быть по своей значимости стратегической (главной, конечной, значимой) и тактической (этапной, промежуточной).

Тактическая цель (на данном этапе) — внедрение государственного образовательного стандарта.

Цель — системообразующий компонент педагогического процесса.

Методика целеполагания не располагает точными рекомендациями по вопросу целеобразования (разработки цели).

Разработка цели — это процесс логико-конструктивный и он заключается в следующем:

1)обобщение, сравнение определённой информации;

2)выбор наиболее значимой информации;

3)на основе этой информации сформулировать цель в единстве всех 3-х её компонентов;

4)принять решение о достижении цели.

4.6. Характеристика педагогических принципов

Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки в целом.

Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.

Педагогические принципы являются нормативными, а следовательно, имеют практическое, прикладное значение, так как:

1.Посредством их более подробно и содержательно раскрываются цели, которые, как правило выражаются в сжатой, лаконичной форме.

2.Принципы используются для построения педагогического процесса, т. е. Отбора его содержания, методов, средств, форм и связи между ними.

3.Принципы являются критериями эффективности протекающих воспитательных отношений, обеспечивающих развитие их участников.

4.Они используются как закономерности развития самого педагогического процесса.

Педагогические принципы, как и цели, неоднородны. В них входят принципы самих учащихся и принципы, которые соблюдает педагог.

Принципы учащихся — это зачаточные формы их убеждений, взглядов, ценностных ориентаций, установок.

Принципы педагогов, в свою очередь, состоят из научно обоснованных педагогических принципов и тех, которые каждый из педагогов имеет индивидуально.

Классификация педагогических принципов основана на выделении важнейших факторов, определяющих эффективность воспитательных отношений. К таким факторам относятся:  воспитанник, педагогический процесс, создаваемый для его развития, и связь педагогического процесса со средой.

Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы основой любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.

Человек — часть природы и часть культуры. Человек развивается по законам природы. Учебное заведение должно быть приспособлено для развития учащегося.

Принцип социобразности — жить в обществе и быть от него свободным нельзя. Надо помочь учащимся ориентироваться в этом мире.

Принцип культуросообразности. Образование — это часть культуры. Обучать культуросообразности означает обучение и воспитание в контексте культуры, ориентация на характер и ценности культуры, на освоение её достижений, на привитие социокультурных норм и включения учащегося на их дальнейшее развитие.

Принцип демократизации — создание предпосылок для развития активности, для развития и раскрепощения преподавателя и учащегося. Предоставление свободы выбора ребёнку.

Принцип гуманизации — очеловечивание педагогического процесса — усиление внимания к личности каждого учащегося как к высшей социальной ценности.

Данные педагогические принципы являются наиболее общими.

Но каждый вид образования при этом сохраняет свою специфичность. Этому способствует дополнительная группа принципов.

Группа специфических принципов. Организация педагогического процесса по подготовке рабочих включает принципы его профессиональной целесообразности и политехнизма.

Принцип профессиональной целесообразности — является требованием, выполнение которого способствует достижению целей начального профессионального образования по подготовке рабочих определённой специальности. Этот принцип позволяет варьировать содержание подготовки, её направленность, методы и формы.

Принцип политехнизма — помогает в подготовке рабочих, широко эрудированных в области техники и технологии своего и смежного производства. Политехнизация профессиональной подготовки объясняется наличием в технических знаниях общей инвариантной основы. Принцип политехнизма способствует подготовке рабочего широкого профиля, придаёт всему обучению научный характер.

Дидактические принципы это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А.Данилов).

Существует понятие правило обучения. Правило — это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определённых условиях для достижения определённой цели.

Дидактическое правило — это конкретное указание учителю о том, как надо поступать в типичной педагогической ситуации. В иерархии педагогической теории правило занимает низшую ступень:

Закономерности

Законы

Принципы

Правила

Правило имеет форму совета, что нужно делать для более полного выполнения принципа.

Дидактические принципы  1.Сознательности и активности

2.Наглядности                     3.Систематичности и последовательности

4.прочности                         5.Научности

4.7. Характеристика педагогических методов

Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

Согласно В.С.Безруковой метод воспитания — те практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта.

Метод делится на методические приёмы. Приём — часть метода, повышающая его эффективность.

Классификация методов — это упорядоченная по определённому признаку их система. Эта система должна быть динамичной, чтобы отражать подвижность процесса обучения, учитывать изменения, происходящие в практике использования методов.

1.Традиционная классификация (берёт начало в древних философских и педагогических системах, уточнена для нынешних условий).

Признак классификации — источник знаний.

Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово.  К ним присоединились: книга, видео.

Практический

Наглядный

Словесный

Работа с книгой

метод

Опыт

Упражнение

Учебно-производствен-ный труд

Иллюстрация

Демонстрация

Наблюдения учащихся

Объяснение

Разъяснение

Рассказ

Беседа

Инструктаж

Лекция

Дискуссия

Диспут

Чтение

Изучение

Реферирование

Беглый просмотр

Цитирование

Изложение

Составление плана

Конспектирование

Просмотр

Обучение

Упражнения под контролем «электронного учителя»

2.Классификация методов по назначению

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_16/kurs-lekcij-po-pedagogike/182601.2005098.page9.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий