Виды источников права в Республике Беларусь

Виды источников права в Республике Беларусь

Виды источников права в Республике Беларусь

Официальными источниками права Республики Беларусь являются нормативный правовой акт (основной источник права), нормативный договор и правовой обычай.

В настоящее время нет единообразного мнения белорусских ученых относительно значимости правового обычая: одни настаивают, что он сохраняет свое действие в качестве источника права, а другие считают, что правовые обычаи утратили свой самостоятельный характер, поскольку нашли свое закрепление в нормативных правовых актах.

Нет однообразной точки зрения и по поводу роли судебного прецедента в Республике Беларусь. Несмотря на полярные позиции, в настоящее время судебный прецедент не признается официальным источником права в Республике Беларусь.

Правовой обычайправило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени, имеющее неписанную форму, но признаваемое государством. Признаками обычая как источника права являются продолжительность существования, непрерывность применения, локальный характер, санкционирование государством, неписаная форма.

Продолжительность существования заключается в том, что правовой обычай консервативен и связан не столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым. Непрерывность применения необходима для того, чтобы обычай как модель поведения в конкретной ситуации не исчез, поскольку он сохраняется только в сознании народа и нигде не записан.

Локальный характер обычая выражается в том, что он применяется в рамках сравнительно небольших групп людей или на сравнительно небольшой территории. Обычай санкционируется (признается) государством путем восприятия его судебной или административной практикой.

Но если содержание обычной нормы находит свое выражение в нормативных актах, в этом случае источником права будет являться уже не обычай, а нормативный акт. Правовой обычай до появления писаного права являлся единственным его источником и конкурировал лишь с другими источниками социального регулирования – моралью, религией.

С появлением писаного права правовой обычай утратил способность являться преобладающим источником права, а к настоящему времени он скорее является хорошим подтверждением длительности эволюции права как феномена, нежели играет существенную роль в регулировании общественных отношений.

Нормативный правовой акт – основной источник права романо-германской правовой системы – юридический документ, принятый субъектами правотворчества, направленный на регулирование общественных отношений и содержащий нормы права.

Достоинства этого источника права состоят в том, что он более других приспособлен к оперативному обновлению, позволяет осуществлять единую правовую политику во всем государстве, внутренне организован (структурирован) и легко приводится в систему, в максимальной степени выражает формальную определенность права. Нормативный акт принимается в установленном процедурном порядке, имеет установленную форму и реквизиты, действует в определенном пространстве, во времени, распространяется на неопределенный круг лиц.

Договор нормативного содержания предполагает двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, в результате которого возникает новая норма права. Нормы, закрепленные в нормативном договоре, являются обязательными только для субъектов, его заключивших.

При этом, во-первых, круг договаривающихся субъектов носит вполне определенный, но не персонифицированный характер, во-вторых, в договоре нормативного содержания конкретизированы субъективные права и юридические обязанности, которые реализуются субъектами в рамках урегулированного договором правоотношения.

Обязательными условиями заключения нормативного договора являются равенство, взаимная ответственность сторон, согласие участников по всем существенным аспектам соглашения.

В отличие от нормативного акта, который является актом одностороннего волеизъявления, в нормативном договоре обязателен элемент добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным правовым нормам, после того, как стороны заключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым нормам.

В отличие от обычая, который складывается исторически, нормативный договор представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения.

Примером нормативного договора в сфере трудового права является коллективный договор между администрацией предприятия и комитетом профсоюзов, представляющим коллектив работников предприятия, а также генеральное, тарифное и другие соглашения. Широко договор нормативного содержания применяется в международном праве в виде международно-правовых договоров, пактов, соглашений, конвенций, деклараций, заключенных между суверенными государствами.

67.Понятие и признаки нормативного правового акта.

Нормативно‑правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно‑правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно‑вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно‑властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно‑правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно‑правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно‑правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно‑правовые; гражданско‑правовые; административно‑правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно‑правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно‑правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно‑правовой акт в системе законодательства. Нормативно‑правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

№2

Нормативный правовой акт является источником права во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе это основной источник права. В юридической литературе нормативными правовыми называют акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера.

Легальное определение закона содержится в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», где под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Признаки нормативного правового акта: издается компетентным уполномоченным органом (государственные органы принимают акты строго определенного вида); содержит общеобязательные правила поведения, имеющие общий характер; документально оформлен; имеет строго определенную форму; распространяется на неопределенный круг лиц; направлен на регулирование общественных отношений определенного вида; носит государственно-властный характер и его исполнение обеспечивается принудительной силой государства.
Нормативные правовые акты подразделяют по отраслям права: гражданские, уголовные, административные, конституционные и др.
В зависимости от субъектов принятия различают нормативные правовые акты государственных органов, нормативные правовые акты общественных объединений (профессиональных, акционерных), нормативные правовые акты, принятые на референдуме.
В зависимости от объема и характера действия выделяют общие, ограниченные, чрезвычайные нормативные правовые акты.
По срокам действия нормативные правовые акты могут быть постоянные и временные.
Одной из наиболее важных классификаций является деление нормативных правовых актов по юридической силе. Юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам. По данному основанию выделяют законы и подзаконныенормативные акты, имеющие свою иерархию. По этому же критерию можно подразделять акты на конституцию и подконституционные акты.

Источник: https://cyberpedia.su/12x1b4b.html

1.5 Источники права. Источники права Республики Беларусь

Виды источников права в Республике Беларусь

Право,как и всякое общественное явление, имеетформы своего внешнего выражения. Вправовой науке формы, при помощи которыхфиксируются, закрепляются, официальновыражаются юридические нормы, получилиназвание источников права. Юридическаянаука выделяет несколько видов историческисложившихся источников права.

Кнаиболее распространенным источникамправа относят правовыеобычаи, юридические прецеденты,нормативно-правовые акты, нормативныедоговоры, юридические доктрины,религиозные писания идр. В различных правовых системах мира,в разные периоды, в разных странах,одновременно применялись несколькоисточников права.

Однако, в зависимостиот исторических этапов и особенностейразвития каждой страны, определенныеиз них приобретали доминирующее значение.Так, на ранних этапах становления правапреобладающим источником права являлсяправовой обычай. Нормативно-правовойакт начинает вытеснять обычай по мереразвития и укрепления государства.

Таким образом, место и значение разныхисточников права в странах с различнымиправовыми системами остаются неодинаковыми.

Правовойобычай этосложившееся исторически и вошедшее впривычку правило поведения, одобренноеи санкционированное государством вкачестве нормы права.

Правовой обычайявляется господствующим источникомправа в рабовладельческом и феодальномобществах (Законы XIIтаблиц в Древнем Риме Vв. до н.э.; Русская Правда в Киевской Руси XIв.).

В современный период правовой обычайимеет ограниченное применение, однакосохраняет достаточно сильные позициив международном праве.

Нормативно-правовыеакты–являются наиболее распространеннойформой права в большинстве стран мира.

Под нормативно-правовым актом понимаетсяофициальный письменный документсубъектов правотворчества, содержащийправовые нормы (Конституция, законы,декреты, указы и др.).

Данный источникправа является основным в странах романо-германской правовой системы(Республика Беларусь, РоссийскаяФедерация, Германия, Франция и т.д.).

Юридическийпрецедентявляетсяпреобладающим источником права в странахс англосаксонской правовой системой(Англия, США, Канада, Австралия, и др.).

Суть юридического прецедента какисточника права состоит в том, чторешению государственного органа (впервую очередь суда) по конкретномуюридическому делу придается значениеобщей нормы, т.е.

судебное илиадминистративное решение по конкретномуделу становится обязательным образцомдля разрешения аналогичных дел.

Договорс нормативным содержанием– этосоглашение между различными субъектамиправа, в котором содержатся нормы права.В настоящее время этот источник праваприменяется во всех национальныхправовых системах мира. Нормативныедоговоры широко используются вмеждународном праве.

Юридическиедоктринына определенныхисторических этапах также выступали вкачестве источников права. Например,научные труды наиболее авторитетныхримских юристов (Павла, Гая, Ульпиана идр.) имели силу источников права.

Внастоящее время юридические доктрины,работы, мнения известных ученых-юристовв большинстве стран не выступают какнепосредственные источники права.

Ноони являются источниками юридическихзнаний, идейным источником права ииграют большую роль в развитии правовыхсистем и правовой культуры любой страны.

Религиозныеписания наопределенных этапах истории развитияобщества играли роль источников права.Церковные нормы занимали значительноеместо среди норм феодального права,суды строго руководствовались ихпредписаниями. В настоящее времярелигиозные тексты потеряли прежнеезначение, однако не утратили егополностью.

В ряде мусульманских страндостаточно распространенными источникамиправа остаются тексты священныхмусульманских религиозных книг. Основнымисточником мусульманского права являетсякодекс религиозных и этических нормКоран и некоторые другие священныеписания.

В них содержатся положения,которым придается общеобязательныйхарактер.

Рассматриваяисточники права Республики Беларусь,следует подчеркнуть, что белорусскаяправовая система исторически складываласькак система писаного права, и поэтомуона относится к модели романо-германскоготипа, как мы отметили выше. В качествеосновного источника, официальной формывыражения и закрепления правовых норм,выступают нормативные правовые акты.Кроме того, в качестве источников правав Беларуси признаются обычаи и нормативныедоговоры.

Неявляются источниками права в РеспубликеБеларусь юридический прецедент,юридические доктрины, религиозныеписания.

Правовойобычай как источник права РеспубликиБеларусь используется в случаях, когдаправоотношения урегулированы нормативнымиактами не полностью и возможностьприменения обычая оговаривается взаконодательстве (во внешней торговле,морских перевозках и иных сферах).

Нормативныйдоговор как источник права РеспубликиБеларусь чаще всего используется длярегулирования внутринациональныхотношений (например, коллективныйдоговор в сфере трудовых отношений).Положения нормативного договора являютсяобязательными для сторон соглашения.

Источник: https://studfile.net/preview/5613196/page:5/

Понятие источника права, их классификация, виды источников права в Республике Беларусь

Виды источников права в Республике Беларусь

31 Понятие источника права, их классификация, виды источников права в Республике Беларусь

Под источниками права понимают:

1) источники права в формальном смысле (формы права);

2) источники права в материальном смысле (объективные условия жизни общества, которые влияют на формирование права, необходимость правового регулирования);

3) источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники);

4) источники права в идеологическом смысле (правосознание, идеи, доктрины).

Источники (формы) права – это способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

В целом в различных правовых системах существуют следующие источники права: правовой обычай, нормативный правовой акт, юридический (судебный) прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты. Каждая правовая система признает одновременно несколько источников права..

1. Исторически первой формой права является правовой обычай. Правовой обычай — правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя.

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

1) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

2) использование обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем. Однако оно используется и в современных правовых системах США, Англии, ФРГ, в мусульманском праве.

2. Нормативный актом — акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно.

3. Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом при рассмотрении аналогичных дел и стало юридическим правилом.

Под судебным прецедентом понимается судебное решение, фактически используемое в качестве образца при аналогичных обстоятельствах. В странах, где судебный прецедент признан обязательным, он является источником права.

4. В некоторых случаях способом установления норм права может быть договор. Нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.

5. В некоторых странах источником права признаются общие принципы, то есть исходные начала правовой системы.

6. Идеи и доктрины.

7. Религиозные тексты — такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу.

Виды источников права в Республике Беларусь

Из всех известных истории источников (форм) права применительно к Республике Беларусь можно говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте.

Обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Чаще всего обычаи используются в гражданско-правовых отношениях, в том числе осложненных иностранным элементом, международных отношениях, при правовом регулировании внешней торговле.

В Республике Беларусь источниками права признаются договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры.

Международный договор — это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор по космосу) или учредительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).

Нормативный договор как источник права используется и в национальном праве. В качестве примера можно назвать коллективный договор, который заключается между нанимателями и коллективами наемных работников в сфере трудовых и социально-экономических отношений.

Основным источником права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт.

Не являются источниками права в нашей стране судебный или административный прецедент, юридическая доктрина, религиозные нормы.

32 Понятие, признаки, виды нормативного правового акта. Правовые акты не являющиеся нормативными.

Нормативно-правовой акт — официальный государственный документ, в котором содержатся нормы права. Создается в результате нормотворческой (законодательной) деятельности органов государства. Является основным источником права, юридически обязателен для неопределенного персонально круга лиц.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;

2) существует особый порядок их принятия;

3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;

4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;

5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Нормативные-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все Нормативные-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

Нормативным документам свойственно указание на меры ответственности. Подразделяются по отраслям права.

По юридической силе подразделяются на:

·          законы — принимаются по основным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке высшим представительным органом государства или путем референдума; не подлежат контролю со стороны какого-либо органа государственной власти : конституционные, обыкновенные, чрезвычайные.

·          подзаконные акты — указы президента, постановления правительства, нормативные акты министерств и ведомств, постановления местных органов управления

Правовые акты, не являющиеся нормативными

Правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.

К ненормативным правовым актам относятся:

·          распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

·          распоряжения председателей палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь;

·          распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

·          акты прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;

·          акты органов записи актов гражданского состояния…

… к ослаблению другой.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать и другие теории государства – элитарной, технократической, плюралистической демократии и др. 4. Государственная власть: понятие, свойства Гос. власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен …

… закрепляются в законах, указах и т.д. Определенность – правовые нормы отличает особый юридический язык, техника – четкость, ясность изложения материала, краткость.

Государственная природа – государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют друг с другом. Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Государственная защита — 13.

Правовые нормы – признаки, …

… науки. Это — объективный фактор. Однако важную роль играют и субъективные факторы. Они заключаются в способности исследователя использовать по своему выбору методы исследования предмета.

Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государ­ственно-правовых явлений.

К числу исследовательских принципов, общих для всех соци­альных …

… правильно использовать, например, такие термины — «российская наука конституционного права», «американская наука конституционного права» и т.д.

Теория государства и права как самостоятельная юридическая наука имеет свой собственный предмет изучения.

Являясь теоретической дисциплиной, она выявляет и изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/149620/15

Uchebnik-free
Добавить комментарий