в) Пути формирования правовых норм (источника права)

Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества

в) Пути формирования правовых норм (источника права)

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе.

У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах.

На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом.

В этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже' не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.

В процессе возникновения права можно выделить три способа(пути), которые приводят к формированию одного из основных источников права. Эти пути таковы:

• Санкционирование обычаев.Государство санкционирует, т. е. разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти.

В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай-исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения.

Подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

• Юридическая (прежде всего судебная) практика.При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов. Так формируется юридическая практика.

В результате этого способа формирования права складывается такой источник права, как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право. Правовой прецедент— это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел.

Этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.

• Прямое нормотворчество государства.Для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.

), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт— это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

Обратите внимание, способы формирования права и источники права — не одно и то же. Способы формирования права — это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права. Источники права — это формы выражения вовне правовых норм, определенные носители, в которых содержатся сформированные нормы права.

Во всех этих случаях речь идет о позитивном (объективном) праве, для него характерна неотъемлемая связь с государством. Как Вы могли заметить, все пути формирования позитивного права связаны с государством, именно государство превращает различные социальные нормы в правовые.

Только после того, как некие правила санкционированы или сформулированы государством и взяты им под защиту государственного принуждения, они могут расцениваться как правовые.

Связь права и государства функциональная, они существуют вместе, поддерживая друг друга.

Однако это не означает, что право должно рассматриваться в качестве признака государства, как это делается в некоторых учебных пособиях.

Это очень сложный (и, возможно, неразрешимый) вопрос — что же первично, государство или право. В современном обществе они неразрывны. А более подробно вопрос о сущности права будет рассматриваться в теме 9.

В любом случае, право возникает, чтобы регулировать общественные отношения. Право — самый цивилизованный способ разрешения социальных конфликтов. Его назначение — внести упорядоченность в общественную жизнь, урегулировать значимые и потенциально-конфликтные социальные отношения. Право является регулятором общественных отношений.

На определенном этапе развития общества социальные нормы родовой организации уже не могут справиться с функциями социальной регуляции в связи с существенным усложнением общественных отношений и их динамизмом.

На этом этапе формируется право как особый вид социальной регуляции, обладающий рядом важных признаков, не характерных для мононорм родовой организации.

Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.

2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые.

При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания.

Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

3. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино.

Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования.

Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей.

4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.

Источник: https://cyberpedia.su/10xc472.html

Пути формирования правовых норм

в) Пути формирования правовых норм (источника права)

В науке и учебной дисциплине теория государства и права выделяют три пути формирования права:

1. Санкционирование государством правового обычая.

Правовой обычай — санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течении длительного времени. Существует три вида отношения государства к правовому обычаю:

Отрицательное;

Равнодушное;

Положительное (именно об этом варианте и идет речь). Данный путь формирования права характерен для государств, входящих в правовую семью обычного права. В частности, Черная Африка, Мадагаскар.

2. Создание судом юридического (судебного) прецедента. Юридический прецедент — решение государственного органа

(судебного или административного) по конкретному юридическому делу, имеющее обязательное значение нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем.

Данный путь формирования права характерен для государств, входящих в англо-американскую (англо-саксонскую) правовую семью. В частности, Великобритания, США.

3. Создание правотворческими органами государства нормативно- правового акта.

Нормативно-правовой акт — письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа (в порядке референдума), по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера.

Данный путь формирования права характерен для государств, входящих в романо-германскую правовую семью. В частности, Франция, Германия, Италия. К этой группе государств относится и Россия.

106. Индусское право, его источники и особенности развития

В настоящее время индусское право распространяется на 300—350 млн индусов. Подавляющее большинство их проживает в Индии. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения).

Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и кастовом делении общества. Согласно этому учению все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают определяемую моральными качествами истекшей жизни основу будущего существования другого человека, в которого воплотилась душа умершего.

В отличие от христианства, иудаизма и мусульманства, которые обосновывают идею равенства всех людей перед богом, индуизм исходит из идеи, что люди с момента рождения разделены на социальные иерархические группы (касты), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, особую мораль.

Члены касты подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрия (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники).

Переход из одной касты в другую невозможен, невзирая на служебные успехи, богатство и политическую власть. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст.

Нарушение этих правил влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судебном порядке (например, признание в определенных случаях действительным брака между членами разных каст, определение правового положения детей от таких браков и т.д.).

На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности.

черта индусского права — тесная связь с религией. Оно является неотъемлемой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

Индусская система права — одна из древнейших в мире. Веды — сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и предисловий, созданные в далекой древности, во II тысячелетии до н.э. и даже раньше, — содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения.

Дальнейшее развитие права связано с дхармашастрами — обширными сводами правил поведения, приписываемых знаменитым ученым. Особенно хорошо известны дхармашастры царя Ману (II в. до н.э.).

Идея прав человека чужда индусскому праву. Его основа — комплекс обязанностей, соблюдение которых предписано для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире.

И судебные прецеденты, и акты, устанавливаемые светскими правителями, доктрина индуизма не считает источниками права. Но одновременно она требует повиновения приказам власти. При этом даже когда имеется закон, судья не обязан применять его всегда точно.

По своему усмотрению он должен всеми возможными средствами примирить власть и справедливость.

В период английской колониальной экспансии индусское право претерпело существенные изменения. Многие его институты и нормы подверглись модификациям и даже были заменены новыми решениями. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права».

В области права собственности и обязательственного права на смену традиционным нормам очень скоро пришли нормы общего права. Тем не менее полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать.

Все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и некоторых обычаев, решались в соответствии с нормами индусского права.

В период борьбы за независимость были выдвинуты идеи полной кодификации индусского права. После провозглашения независимости в 1947 г.

правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект кодекса, который должен был охватить семейное и наследственное право.

Однако из-за противодействия консервативных сил проект не был утвержден, и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Первым был принят в 1955 г. закон о браке, унифицировавший брачное право и приспособивший его к современным взглядам на семью.

В соответствии с традиционными нормами расторжение брака в принципе запрещалось, допускалась полигамия (хотя она и не была широко распространена среди индусов). Брак обычно заключался по указанию родителей будущих супругов, не требовалось ни согласия врачующихся, ни достижения ими определенного возраста.

Вместе с тем индусское право создавало удивительно много препятствий к браку: запрещались браки между членами разных каст, между даже очень дальними родственниками. Закон о браке ослабил ограничения для вступления в брак и отменил запрет на браки между членами разных каст.

Кроме того, он разрешил разводы и запретил полигамию, установил право на получение алиментов, определил минимальный брачный возраст.

В 1956 г. вступили в действие еще три закона: о несовершеннолетних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи.

В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь новыми законами и прецедентами.

Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав

Государство и гражданское общество. | Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов | Понятие и виды социальных норм. Соотношение права и морали, право и обычаев. | Государственный, народный и национальный суверенитеты, их понятия и признаки | Государство и церковь. Светские и теократические государства | Типы и форма государства их понятие и соотношение. факторы, определяющие тип и форму государства | Виды санкций норм права, их краткая характеристика и примеры. определение. | Виды диспозиций норм права, их краткая характеристика и примеры. определение. | Теория государства и права как наука, ее объект, предмет, принципы и методы исследования. | Классификация и виды методов познания государства и права |

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/4-108252.html

32. 2.Происхождение и пути формирования права

в) Пути формирования правовых норм (источника права)

Правовозникаетврезультате вызревания его норм внутриконкретного общества(основныеспособы), либо в результате заимствования(неосновные).Среди основных выделяют:1. Перерастаниепервобытных обычаев в правовые,то есть санкционирование ихгосударством.

 Правовымназываетсяобычай санкционированный (признаваемый)иобеспечиваемый (охраняемый)государством. На ранних этапахсуществования государства обычноеправо (каксовокупность правовых обычаев)представляло собой почти все праводанного общества, в дальнейшем онопостепенно вытесняетсяпозитивным(писанным)правом.2.

 Правотворчество, тоесть установление государством новыхнормативно-правовых норм. По мереусложнения общественных отношенийгосударство восполняло отсутствие вобычном праве норм посредствомиздания нормативно-правовыхактов.Постепенно они становились основнымисточником права (особенно встранахромано-германскойправовой семьи).3.

 Созданиеправовых прецедентовПрецедент – этоконкретное судебное или административноерешение по конкретному юридическомуделу, за которым государством признаетсяобщеобязательный характер для решенияаналогичных дел в будущем.

Такая норма может возникать, особенноесли по данному делу отсутствуют правовыеобычаи и нормативно-правовыеакты. Прецедентноеправо существуетпрактически во всех странах, но наибольшееразвитие получило в странах англо-саксонскойправовой семьи.

Заимствованиеправовыхнорм происходит в двух вариантах:1. Рецепцияправа –добровольное использование правовогоопыта других стран;2. Экспансияправа –распространение в колониях праваметрополий.

В процессевозникновения права можно выделить триспособа формированию права:

  1. Санкционирование обычаев;

  2. Юридическая практика;

  3. Прямое нормотворчество государства;

Санкционированиеобычаев — Государство санкционирует,то есть разрешает действие, берет подсвою защиту определенные обычаи, выгодныеи угодные господствующему классу илилицам, стоящим у власти.

Врезультате формируется такой источникправа как санкционированный обычай -исторически сложившееся общее правилоповедения людей, вошедшее в привычку врезультате многократного повторенияи поддерживаемое силой государственногопринуждения, подчеркнем, государствосанкционирует не все обычаи, а лишь те,которые объективно необходимы, угодныи выгодны правящему классу.

Юридическаяпрактика — При разрешении конкретныхспоров, конфликтов судебные(административные) органы выносятрешения, основываясь на обычаях,собственных представлениях осправедливости, на эти решенияориентируются в дальнейшем при разрешениианалогичных конфликтов, так формируетсяюридическая практика, в результатеэтого способа формирования праваскладывается такой источник права какправовой (судебный, административный)прецедент, формируется т. н. прецедентноеправо.

Правовойпрецедент – это решение суда поконкретному делу, которое в дальнейшемстановится обязательным для другихсудов при разрешении аналогичных дел,этот источник характерен для англосаксонскойправовой системы.

Прямоенормотворчество государства- длядостижения своих целей, закреплениявыгодных для себя порядков государственнаявласть издает особые акты (указы,уложения, декреты, законы и др.),обязательные для исполнения в данномгосударстве и поддерживаемые силойгосударственного принуждения.

Врезультате прямого нормотворчествагосударства формируется такой источникправа как нормативно-правовойакт, нормативно-правовойакт-это официальный документ компетентногогосударственного органа, направленныйна установление, изменение или отменунорм права.

Обратимвнимание, способы формирования праваи источники права — не одно и тоже, способыформирования права — это определеннаядеятельность, процесс создания тогоили иного источника права.

Источникиправа -это формы выражения вовне правовыхнорм, определенные носители, в которыхсодержатся сформированные нормы права,во всех этих случаях речь идет о позитивном(объективном) праве, для него характернанеотъемлемая связь с государством.

Всепути формирования позитивного правасвязаны с государством, именно государствопревращает различные социальные нормыв правовые, только после того, как некиеправила санкционированы или сформулированыгосударством и взяты им под защитугосударственного принуждения, они могутрасцениваться как правовые.

Источник: https://studfile.net/preview/5999591/page:31/

Пути формирования источников права

в) Пути формирования правовых норм (источника права)

⇐ Предыдущая42434445464748495051Следующая ⇒

Формирование права происходило под влиянием различных факторов: географических, национальных, культурных, экономических, религиозных и т.п. Соотношение этих факторов было различным в разных государствах, что обусловило некоторые особенности образования права в странах Запада и Востока.

На Востоке, где были сильны традиции, право органично вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было одновременно нарушением нормы морали и религии. Право здесь рассматривалось как мера должного поведения, т.е. как обязанности, но не возможность.

Но влияние норм морали и религии в разных странах Востока не было одинаковым. Так, источником древнеиндийского права и мусульманского права являлись религиозные учения. К примеру, авторами законов Ману были жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ.

Брахманы составляли высшую касту древнеиндийского общества и обладали исключительным правом учить священным текстам и совершать религиозные обряды. Согласно законам Ману, Бог создал брахмана из лучшей и самой чистой части тела — «из своих уст», поэтому он «занимает высшее место на земле как владыка всех существ».

Законы Ману были основаны на священном откровении — Ведах, т.е. Священном писании.

В Древнем Китае, напротив, было сильно влияние моральных норм, сформулированных в философских воззрениях и выраженных в формуле: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Западное право является в значительной мере результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в правовых нормах ценность индивидуального начала, отдельно взятой личности, ее уникальность и неповторимость.

В нем используется библейская идея, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Каждое человеческое существо является видимым образом невидимого Господа.

Создатель наделяет людей жизнью, свободой (способностью мыслить и действовать, руководствуясь собственными мыслями и чувствами) и правом на стремление к счастью (вечное стремление к лучшей жизни с учетом блага других людей).

Эти условия могут быть должным образом реализованы только тогда, когда люди одинаково понимают правила, регулирующие их взаимоотношения.

Однако индивидуальные различия не противоречат христианской идее о равенстве человеческих созданий — все люди равны перед Богом, имеют общую родословную.

Ценности индивидуальной свободы, уважения к личности, правам человека, на которых развивалась западная цивилизация, исходят из религиозного учения о человеке. Однако оно было дополнено теорией естественных прав, идеями народного суверенитета, равноправия и общественного согласия.

В связи с этим право определяло меру свободы, обусловленную природой человека, его потребностями, удовлетворение которых необходимо для нормального существования человека.

Государство закрепляло и гарантировало эти возможности в своих нормативно-правовых актах, обеспечивая формальное равенство в их получении.

Право в странах Запада развивалось от обычая к правовому обычаю (обычаю, обеспеченному возможностью государственного принуждения), от правовых обычаев к законам, решениям судов, договорам.

Наибольшего совершенства в регулировании имущественных отношений достигло римское право, отстаивавшее интересы частного собственника.

Термин «источник права» юриспруденции известен давно. Понятие пришло к нам в юриспруденцию из римского права начала нашей эры, когда знаменитый юрист Тит Ливии назвал Законы XII Таблиц «источником всего публичного и частного права» Рима.

Источники права — это официальные документы или специальные положения, закрепляющие юридические нормы.

В процессе развития юридической науки источники права рассматривались многозначно на основе различных подходов к ним:

— источник права как социальная основа его возникновения в смысле способа бытия людей, отражающая их качественные характеристики как членов человеческого общества;

— источник права в материальном смысле, представляющий экономические условия, которые оказывают прямое или опосредованное влияние на процессы создания юридических актов и других официальных документов государственной власти, содержащих общеобязательные веления;

— источник права в политическом аспекте, т. е. само государство как сила, непосредственно порождающая своими правотворческими действиями позитивное право;

— источник права как историко-правовые памятники, судебные решения, летописные свидетельства, имевшие значение для действовавшего права;

— источник права в идеальном смысле, который определяется нематериальными факторами осознания и обоснования права. Такими выступают философские взгляды на суть и назначение права нравственные воззрения общества, государственная идеология правосознание различных групп и слоев населения;

— источник права в формально-юридическом смысле, являющийся формой внешнего закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера.

Направления и способы, по которым формируются источники права, неодинаковы, отвечая специфике отдельных их видов, особенностям развития различных обществ и цивилизаций, формам государственности. Основные пути формирования следующие:

— непосредственное волеизъявление народа в виде ания или опроса по проектам юридических актов (решения народных собраний, референдум, плебисцит и т. д.);

санкционирование — одобрение государством в виде общеобязательных правил поведения социальных норм, полезных для него в силу их длительного действия и влияния на население;

придание общеобязательной силы судебным решениям по конкретным делам;

признание государством юридической силы соглашений между субъектами права с установлением взаимных прав и обязанностей в качестве правовых норм;

правотворчество — принятие нормативных документов полномочными государственными органами, а также органами местного самоуправления, для которых законодательство предусматривает такую возможность, практически приравнивая их в данном процессе к органам государственной власти;

трансформация как установленный государством порядок применения норм международного права на своей территории, который, соответственно, может быть выполнен в виде индивидуальной имплементации — «переводе» таких норм, превращении в нормы национального права законодательным путем, и общей имплементации — рассмотрении международно-правовых правил как составных частей национального права, т. е. непосредственно действующими.

⇐ Предыдущая42434445464748495051Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 1484 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/7-91445.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий