В) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ АСПЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ (ФУНКЦИИ).

Своеобразие педагогической профессии

В) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ АСПЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ (ФУНКЦИИ).

Лекция №2

Тема 1. 1. Практическое занятие: Педагогическая профессия и ее особенности

ПЛАН

1.

Педагогическая деятельность, ее аспекты.

2. Своеобразие педагогической профессии.

3. Профессия педагога.

4. Перспективы развития педагогической профессии

Вопросы:

1.

Кто осуществляет профессиональную педагогическую деятельность?

2. Кто осуществляет общепедагогическую деятельность

3. Каковы бывают виды педагогической деятельности?

4. Где осуществляется профессиональная педагогическая деятельность?

5. Почему цель педагогической деятельности историческое явление? Динамическое явление?

Задания для самостоятельной работы студентов:

1.

Скачать электронные версии учебников.

2. Законспектировать конспект лекции.

Литература:

1.

Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 1: ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Курс лекций: (Учебное пособие) — Майкоп, 2010. — 42 с.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

1.Педагогическая деятельность, ее аспекты

Педагогическая деятельность возникла, т.к. появилась необходимость создания, хранения и передачи подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения.

Работа по учебнику «Педагогика» Сластенина, стр. 24 – 26.

Виды педагогической деятельности.

преподавание вид специальной деятельности учителя, который направлен на управление познавательной деятельностью школьников. воспитательная работа педагогическая деятельность, которая направлена на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников.

Преподавание и воспитательная работа – две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько оно будет продумано. Процесс воспитания невозможен без элементов обучения.

Создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе).

1.

Кто осуществляет профессиональную педагогическую деятельность? (педагог).

2. Кто осуществляет общепедагогическую деятельность? (родители, общественные организации, СМИ)

3. Где осуществляется профессиональная педагогическая деятельность?

4. Почему цель педагогической деятельности историческое явление? Динамическое явление?

Своеобразие педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления.

По классификации, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек.

Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.

В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу.

Главное ее отличие от других профессий типа “человек – человек” заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.

Деятельность других представителей профессий типа “человек-человек” также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека.

В профессии же педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда.

С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которыми он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности.

С другой стороны, профессии этого типа всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит.

Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной. Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В.А.

Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся “барьеры” общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание.

Однако если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем – по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса.

В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Профессия педагога

Педагогическая профессия предполагает следующие ценности:

1.

Альтруистические– быть полезным обществу.

2. Ценности, связанные со спецификой труда – возможность общаться с детьми, преподавать любимый предмет.

3. Различные виды вознаграждения.

4. Самовыражение– творить, применять свои способности и др.

Развитие личности воспитателя невозможно без самоопределения, т.е. наличия своей позиции в жизни, своего мировоззрения, умения понимать себя, других. Воспитатель вырабатывает позиции, и они отражены в мотивах к своей педагогической деятельности.

Мотивационно-личностное отношение к профессии и своей деятельности связано с профессиональным самосовершенствованием. Это является основой для творчества и продвижения воспитателя в социальном плане. Здесь для него особое значение приобретает его субъектность.

Личностное развитие воспитателя является стержневым фактором его педагогического труда.

Основные сферы его деятельности – собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и его личностные качества – все они являются взаимосвязанными и взаимовлияющими друг на друга.

Особое влияние на их развитие оказывает активность воспитаеля, его субъектная позиция, которая представлена как главная составляющая в личностной структуре учителя (по А.К. Марковой) (см. рис.).

Карьера– путь продвижения по службе в какой-либо сфере деятельности, достижение успехов, известности, выгоды, славы.

Инициатива воспитателя связана со стремлением к профессиональному росту. Воспитатель-карьерист стремится к максимальному раскрытию своего потенциала. Это творец своей судьбы. Рост может быть и по содержанию работы, и по линии административной, и вне школы, но главное – рост качественный и над другими, и над собой.

Профессиональная карьера воспитателя требует его собственного личностного развития: чтобы отдавать другим, надо еще больше располагать, постоянно наращивая свой потенциал.

Воспитательская профессия и карьера происходит вместе с детьми. В этом – ее счастливая трудность. Динамика воспитателя: от начинающего – к своему стилю, находкам (уровень ученого-методиста).

Необходимо различать два понятия:

1.

Квалификационная характеристика педагога связана с различными должностными уровням (старший воспитатель (методист), заведующий ДОУ), а также различными специальностями (социальный психолог, социальный педагог, воспитатель, валеолог, педагог-организатор, учитель и т.д.). Здесь квалификационная характеристика напрямую связана с уровнем квалификации воспитателя (например, лучшего учителя выбирают завучем, методистом и т.д.).

2. Квалификационная характеристика воспитателя связана с профессиональной компетентностью, уровнем подготовки, мастерством. В ДОУ проводится аттестация с определением уровней профессиональной компетентности:

— воспитатель-стажер;

— воспитатель;

— старший воспитатель (учитель-мастер);

— воспитатель-методист (новатор);

— воспитатель-исследователь;

— профессионал-профессионал.

Карьера воспитателя неразрывно связана с повышением квалификационных уровней воспитателя и педагога. При помощи специализации воспитатель может вырасти до районного или городского методиста, научного сотрудника института, вплоть до ученого-исследователя.

Такой путь прошли В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко А.В. Мудрик, В.А. Караковский, М.М. Поташник и др.

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 1754 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/16-16296.html

Педагогическая деятельность, ее аспекты, содержание

В) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ АСПЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ (ФУНКЦИИ).

Педагогическая деятельность, ее аспекты, содержание (ФУНКЦИИ).

деятельность Педагогическая имеет черты, общие с любой вместе, и деятельностью с тем отличается рядом особенностей.

деятельность Педагогическая, как и всякая иная деятельность, собой представляет систему, имеющую определенную структуру, переходы внутренние и превращения.

В ней можно выделить компоненты следующие: мотив -> цель -> предмет->способы результат -> осуществления.

От мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, во зависит многом ее успех. Они существенно влияют на склонностей формирование и способностей к педагогическому труду.

Мотивы деятельности педагогической проявляются на этапе профессионального самоопределения, именно что побуждает выбрать педагогическую профессию, себя посвятить образованию подрастающего поколения.

Мотивы, такую побуждающие деятельность, называют смыслообразующими (А.Н.Леонтьев).

педагогической Цель деятельности определяется обществом. Она обобщенный носит характер, но у каждого педагога трансформируется в установку индивидуальную, которую тот пытается реализовать в деятельности своей.

Например, цель воспитания— разностороннее ребенка развитие — у многих воспитателей дошкольных учреждений как конкретизируется полноценная подготовка к школе, укрепление формирование, здоровья творческих способностей.

Своеобразие педагогической заключается деятельности в специфике предмета, объекта труда. В деятельности любой есть субъект (тот, кто ее объект) и выполняет (на кого направлены усилия субъекта).

В деятельности педагогической в роли субъекта выступает педагог, а в объекта роливоспитанник (ученик). Объект педагогического материал воздействия, уникальный но своей ценности. Это личность развивающаяся, которая находится в постоянном изменении.

орудия «Основные» педагогического труда — голос (темп, интонационная, громкость окрашенность, выразительность), мимика, пластика, Так.

жесты называемая педагогическая техника — это умения разнообразные и приемы личного воздействия педагога на целью с воспитанников стимулирования их активности. Она выполняет смысловую (не служебную) роль в воспитательном процессе, позволяет с затратой меньшей энергии добиваться лучших результатов.

педагогической Особенность деятельности заключается в том, что учителю, воспитателю, преподавателю не всегда удается пожинать своего плоды труда, воочию наблюдать его результаты истинные: они проявятся в будущем.Педагог, настоящем в трудясь, «растит будущее».

Педагогическая деятельность разряду к относился управленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, коррекцию, организацию работы всех участников воспитательного детей (процесса, их родителей, коллег и др.).

Педагогическое творчество — условие непременное современного педагогического процесса, центральной которой фигурой стал ребенок (а не абстрактные дети, это как было в течение десятилетий). Присутствие начала творческого обусловлено самой сущностью образовательного Невозможно. процесса предусмотреть все ситуации, которые возникнуть могут в повседневной жизни воспитанников дошкольного учащихся, учреждения школы, колледжа.

Осуществление воспитательно-работы образовательной с детьми — основная функция педагога воспитания дошкольного. Она реализуется в планировании предстоящей основе на работы программно-методической документации, в непосредственном этой проведении работы, в анализе се результатов.

Важнейшие функции профессиональные педагога:

— создание педагогических условий успешного для воспитания детей;

— обеспечение охраны укрепления, жизни здоровья детей.

Каждая из этих воплощается функций в определенной сфере деятельности педагога.

первой Реализация функции сопряжена с созданием так развивающей называемой среды, т.е. среды, которая побуждает активности к ребенка, к деятельности развивающего характера.

Забота об здоровья укреплении (физическое и психическое) — залог правильного дошкольном в воспитания возрасте, поскольку в этот период ребенка развитие очень зависит от его состояния, эмоциональных, настроения проявлений. Педагог должен быть окружающей к внимателен обстановке (в помещении детского сада, на предвидеть), участке любую мелочь, которая может опасна быть для жизни и здоровья детей.

педагог Современный, осознает, что основы личности закладываются человека в семье. Поэтому в интересах воспитанников должен педагог содействовать повышению педагогической культуры обеспечивать, родителей согласованность в воспитании ребенка, помогать семьям отдельным в этом процессе.

Поэтому профессиональными современного функциями педагога являются следующие:

— участвовать в просвещении педагогическом родителей;

— регулировать и согласовывать воспитательные семьи воздействия и дошкольного учреждения.

Педагог должен современным отвечать, повышенным в ходе демократизации общественной требования жизним к образовательной работе дошкольного учреждения.

В этим с связи обязательно еще одно направление деятельности профессиональной педагога — самообразование.

Цель самообразования — развитие поступательное собственной личности, рост профессионального последние.

В мастерства годы отчетливо проявляется тенденция к обогащению, обновлению воспитательно-образовательной работы дошкольных Это. учреждений делает профессионально необходимым еще направление одно в деятельности педагога — участие в опытной, работе исследовательской.

Таким образом, профессиональная деятельность дошкольного педагога учреждения весьма многогранна по своему условно, содержанию делится на ряд направлений (функций).

педагогической Сферой деятельности охвачены дети, их родители, сам, коллеги воспитатель, сознательно совершенствующий и свое свою, и мастерство личность.

Источник: http://deti.jofo.me/537634.html

Педагогическая деятельность: сущность, функции, структура

В) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ АСПЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ (ФУНКЦИИ).

Самообразующим фактором педагогического процесс является его цель, понимаемая как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания.

Педагогическая система организуется с ориентацией на цель образования и всецело подчиняется ей. Цель образования носит конкретно-исторический характер.

В современных условиях целью обучения и воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности.

Динамической системе «педагог-воспитанник» присущи такие компоненты, как методы и организационные формы педагогической деятельности.

Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.

Педагогический процесс имеет определенный результат, под которым понимается степень достижения поставленной цели.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, которая должна обладать всеми его существенными признаками.

Педагогическая задача – это конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее существования.

Педагогические задачи различаются по:

— классам (дидактические, воспитательные);

— типам (оперативные, тактические, стратегические);

— уровням сложности (простые, сложные)

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка в современных социокультурных условиях.

В ее основе лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяются ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершении.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность; ТСО.

Способами передачи опытаобщественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность.

Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Функции педагогической деятельности:

1) развивающая (ведущая функция в деятельности педагога);

2) гностическая (умение накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег);

3) исследовательская (умение определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, проблемно ставить вопросы и т.д.);

4) информационная (умение пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, активизировать детей в процессе усвоения материала и т.д.);

5) побудительная (умение возбуждать интерес, внимание, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д.);

6) конструктивно-организаторская (умение планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной деятельности и т.д.);

7) диагностическая (умение определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом);

8) координирующая (умение устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания и т.д.);

9) коммуникативная (умение быть в общении с детьми доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым; иными словами – проявление высоких нравственных качеств и черт характера);

10) материнская (обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка, ответственность за его жизнь и здоровье – как физическое, так и психическое);

11) преобразовательная (проявление творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса).

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. В профессиональной школе можно также выделить методическую работу.

ВОПРОС 6.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/2845.html

Педагогическая деятельность, ее аспекты, содержание (функции). — Шпаргалка по дошкольной педагогике

В) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ АСПЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ (ФУНКЦИИ).

Педагогическая деятельность имеет черты, общие с любой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей.

Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, внутренние переходы и превращения.

В ней можно выделить следующие компоненты: мотив → цель → предмет→способы осуществления → результат.

От мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, во многом зависит ее успех. Они существенно влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду.

Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения, что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя образованию подрастающего поколения.

Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности.

Например, цель воспитания — разностороннее развитие ребенка — у многих воспитателей дошкольных учреждений конкретизируется как полноценная подготовка к школе, укрепление здоровья, формирование творческих способностей.

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта).

В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объектавоспитанник (ученик). Объект педагогического воздействия материал, уникальный но своей ценности.

Это развивающаяся личность, которая находится в постоянном изменении.

Характер этих изменений во многом определяется позицией педагога.

Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект педагогической деятельности становится ее субъектом.

В таком случае педагогическая деятельность из субъектно-объектной превращается в субъектно-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой.

Основные «орудия» педагогического труда — голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность), мимика, пластика, жесты.

Так называемая педагогическая техника — это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности. Она выполняет служебную (не смысловую) роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

Особенность педагогической деятельности заключается в том, что воспитателю, учителю, преподавателю не всегда удается пожинать плоды своего труда, воочию наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».

Педагогическая деятельность относился к разряду управленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса (детей, их родителей, коллег и др.).

Педагогическое творчество — непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которой стал ребенок (а не абстрактные дети, как это было в течение десятилетий).

Присутствие творческого начала обусловлено самой сущностью образовательного процесса.

Невозможно предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни воспитанников дошкольного учреждения, учащихся школы, колледжа.

В содержании работы, в подборе средств и методов воздействии на детей не должно быть шаблона и однообразия. Унылая монотонная работа, в которой отсутствует творчество, приводит к преждевременному профессиональному увяданию, даже старению личности, к прекращению интеллектуального роста, к снижению общей активности.

Важнейшие профессиональные функции педагога:

—   создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

—  обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.

Каждая из этих функций воплощается в определенной сфере деятельности педагога.

Реализация первой функции сопряжена с созданием так называемой развивающей среды, т.е. среды, которая побуждает ребенка к активности, к деятельности развивающего характера.

Забота об укреплении здоровья (физическое и психическое) — залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений.

Например, у детей снижается восприимчивость к воспитательным воздействиям, когда они заболевают, испытывают обиду от грубого обращения, утомлены вследствие неполноценного сна, плохо организованного занятия, развлечения и т.д.

Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке), предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей.

Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми — основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе се результатов.

Современный педагог, осознает, что основы личности человека закладываются в семье. Поэтому в интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в этом процессе.

Поэтому профессиональными функциями современного педагога являются следующие:

—  участвовать в педагогическом просвещении родителем;

— регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольник) учреждения.

Современным, повышенным в ходе демократизации общественной жизни требованиям к образовательной работе дошкольного учреждения может отвечать педагог, который постоянно пополняет багаж своей общекулътурной и профессиональной подготовки.

В связи с этим обязательно еще одно направление профессиональной деятельности педагога — самообразование. Формы самообразования многообразны: от чтения литературы (специальной, художественной), посещения музеев и т.п. до участия в конференциях, выставках, конкурсах и др.

Цель самообразования — поступательное развитие собственной личности, рост профессионального мастерства.

В последние годы отчетливо проявляется тенденция к обновлению, обогащению воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений. Это делает профессионально необходимым еще одно направление в деятельности педагога — участие в опытной, исследовательской работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций).

Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам воспитатель, сознательно совершенствующий и свое мастерство, и свою личность.

Источник: https://students-library.com/library/read/53713-pedagogiceskaa-deatelnost-ee-aspekty-soderzanie-funkcii

Функции педагогической деятельности

В) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ АСПЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ (ФУНКЦИИ).

Педагогическая деятельность учителя реализуется в определённых ситуациях через выполнение самых разнообразных действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем.

Определенная совокупность таких разнородных действий приводит к реализации той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.

Для приобретения и совершенствования профессионализма и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру и связанную с ней систему функций педагогической деятельности.

Функция в философском аспекте понимается как отношение двух групп объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого.

Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность) или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование) (Философский энциклопедический словарь.

М., 1983. С. 1). В другом значении функция трактуется как обязанность, круг деятельности, назначение, роль (Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М., 1989. С. 557). В этом смысле мы и будем употреблять понятие «функции педагогической деятельности». Исследования ряда ученых (Н.В. Кузьмина, В.А.

Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные функции (виды деятельности) учителя (см. схему 12).

СХЕМА 12

Рассмотрим содержание каждой из них.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д.

Чтобы воспитывать человека, надо прежде всего знать его во всех отношениях, отмечал К.Д. Ушинский в предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания».

Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т.д.

Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятельности выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч.

слов рго — вперед + gnosis — знание) её результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить. Например, в классе недостает сплочения учащихся, нет необходимых коллективистских отношений или же снижается интерес к учению.

На основе этого диагноза он ориентирует воспитательную работу на развитие у учащихся коллективизма или повышение интереса к учению, конкретизирует её цели и задачи и стремится добиться укрепления товарищества в классе, взаимопомощи, более высокой активности в совместной деятельности как важнейших черт коллективистских отношений. Если речь идёт о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на придании обучению увлекательности и эмоциональности. Подобная ориентационно-педагогическая деятельность в работе учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения.

Конструктивно-проектировочная функция деятельности учителя органически связана с ориентационно-прогностической.

Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм.

В зависимости от конкретных условий воспитания он может предусмотреть совместную работу учащихся в сфере материального производства, подготовку литературно-художественного концерта, организацию экскурсий с тем, чтобы повысить содержательность и увлекательность совместной деятельности учащихся.

Естественно, что для этого учителю необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива, в формах и методах воспитания, развивать у себя творческое воображение, конструктивно-проектировочные способности, уметь планировать учебную и воспитательную работу.

Таким образом, конструктивно-проектировочная функция обеспечивает:

— отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

— проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

— проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений.

В частности, он должен уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности.

Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновить учащихся на работу, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.

Организаторская функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе сообщения ее учащимся; организацию различных видов деятельности учащихся; организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Информационно-объяснительная функция педагогической деятельности. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах.

Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями — это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся.

Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации.

Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззренческая убежденность.

От того, как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков. К сожалению, есть немало учителей, не обладающих такой подготовкой, что отрицательно сказывается на обучении и воспитании.

Коммуникативно-стимулирующая функция педагогической деятельности связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности.

Эта деятельность включает в себя:

— проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова;

— установление правильных взаимоотношений со всеми остальными участниками педагогического процесса — учителями, администраторами и другими работниками школы, родителями учащихся.

Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися.

От такого учителя дети обычно держатся, как говорят, на расстоянии, он внушает им внутренний страх, отчужденность от него.

Совсем по-иному относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебной и внеклассной работой.

Всё это весьма остро ставит проблему профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства.

В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д.

Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: «учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием».

Сущность аналитико-оценочной функции деятельности учителя отражается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег.

Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю:

— поддерживать так называемую обратную связь в своей работе (непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто);

— на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс;

— вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности;

— шире использовать передовой педагогический опыт.

К сожалению, этот вид деятельности многие учителя осуществляют слабо, не стремятся видеть те недостатки в своей работе, которые имеют место, и своевременно их преодолевать. Например, ученик получил «двойку» за незнание пройденного материала.

Это явный сигнал к тому, что ему необходима срочная помощь, но с такой помощью учитель медлит или совсем не думает о ней, и на следующих уроках ученик снова получает плохую оценку.

А если бы он проанализировал причины обнаруженного отставания и соответствующим образом помог школьнику, на последующих занятиях последний мог бы получить хорошую оценку, что стимулировало бы его к дальнейшему улучшению успеваемости.

Наконец, исследовательско-творческая функция педагогической деятельности. Элементы ее есть в работе каждого сколько-нибудь вдумчивого учителя. Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества.

Дело в том, что, как уже отмечалось в предыдущих главах, педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы.

Например, общее теоретическое положение об уважении и требовательности к учащимся как закономерность воспитания в реальном воспитательном процессе имеет множество модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, в другом нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем — подчеркнуть положительные поступки, в четвертом сделать личное замечание или внушение и т.д. Как говорится, твори, выдумывай, пробуй, как целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.

Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретических знаний на практике дидактика рекомендует целую систему упражнений. Но вот учитель В.Ф.

Шаталов из Донецка внес определенную модификацию в организацию этих упражнений по математике. Он усилил устные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые «плашки» с разграфленными клеточками, в которые учащиеся записывают номера тех задач, которые они решают самостоятельно дома по собственному выбору.

Все это явилось определенным творческим вкладом в развитие дидактических и методических основ организации учебной работы.

Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности предусматривает изучение:

— содержания и способов воздействия на других людей;

— в возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;

— особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Исследовательская функция основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реальности собственной оценки (самооценки).

Объекты исследовательской функции — это сам учитель, что может проявляться, например, при психологическом анализе собственного урока, собственной педагогической деятельности, отношения с коллективом, учениками.

Рефлексивность человека, уровень развития его рефлективного мышления в значительной мере определяет успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе. Объектами исследования могут быть практически все другие компоненты, факторы педагогического процесса, среди которых ученик занимает основное место.

Исследовательская функция успешно осуществляется, если учитель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мастерства и определенных исследовательских навыков.

Естественно, гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отношения.

Все гностические действия человека (например перцептивные, мнемические, мыслительные, оценивание и другие) включаются в реализацию исследовательской функции учителя.

Более того, осуществление этой функции в динамичных условиях урока требует хорошо осознанного владения всеми методами педагогической психологии, наблюдением, беседой, экспериментом, анкетированием, социо- и референтометрией и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_19304_funktsii-pedagogicheskoy-deyatelnosti.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий