В 43. Внешняя политика России после распада СССР

Российская Федерация в 1990-х годах. Геополитическое положение и внешняя политика

В 43. Внешняя политика России после распада СССР

АндреяАндреевича Громыко, возглавлявшего внешнеполитическое ведомство СССР в течение28 лет, за стойкость и непреклонность позиции сначала в дипломатической среде,а потом и в прессе стали называть «Мистером Нет».

А вот Андрей ВладимировичКозырев, занявший пост министра иностранных дел России в 1990 году, за постоянноесогласие с условиями западных коллег получил прозвище «Мистер Да».

Далеевы подробнее узнаете о внешней политике России в 1990-е годы.

Вопросызанятия: Геополитическое положение России после распада СССР. Прозападнаявнешняя политика России в первой половине 1990-х годов. Многовекторностьвнешней политики в 1996–1999 годах. Итоги внешней политики России 1990-х годов

Распад СССР изменил положение России намеждународной арене, её политические и экономические связи с внешним миром. Произошлии существенные изменения в расстановке сил и в Азии, и в Европе.

«Холоднаявойна», завершившаяся фактическим поражением Советского Союза, уничтожила биполярнуюсистему, США остались единственной сверхдержавой.

Апоследующая после распада СССР ликвидация военно-политического блока стран Варшавскогодоговора и Совета экономической взаимопомощи ещё больше ухудшилигеополитическое положение России.

Геополитическоеположение государства — это его место на политической карте мираи его отношение к различным государствам или группам государств, военно-политическимблокам и зонам конфликтов.

Утративзначительные территории после распада СССР, Россия лишилась удобных выходов кморям, части месторождений полезных ископаемых, а также потеряла огромные фондыв виде заводов, военных баз, санаторно-курортных учреждений общесоюзногоподчинения.

СССРпо суше граничил с 12 странами, а после его распада Россия приобрела новыеграницы, которые были отодвинуты вглубь страны и установились на уровне российскихрубежей XVII века.

Витоге Россия лишилась своего «пояса безопасности», состоящего из дружественных исоюзных государств вокруг своих границ.

Во многих соседних государствах к властипришли националисты, которые были агрессивно настроены как к самой России, таки к русскоязычному населению в своих государствах. Средитаких стран особенно выделялись Эстония, Латвия и Литва.

Крахмировой системы социализма привёл к утрате союзников в Восточной Европе, Азии, Африке,Латинской Америке.

Витоге таких геополитических изменений Россия по отношению к Западу практическивернулась к состоянию времён Ивана Грозного и впервые за долгие годы оказалась вмеждународной изоляции.

Вто же время Российская Федерация стала правопреемницей РСФСР и СССР после того,как Советский Союз как государство и субъект международного права прекратилсвоё существование.

Тоесть Россия взяла на себя выполнение обязательств по двусторонним имногосторонним договорам, которые ранее были заключены Советским Союзом. Так, 24декабря 1991 года Россия заняла место СССР в ООН и стала постоянным членомСовета Безопасности ООН.

Сразвалом Советского Союза в полосу глубокого кризиса вступил и российскийвоенно-промышленный комплекс, что привело к значительному ослаблению обороноспособностигосударства: современная военная техника и укрепления, расположенные вдольграниц бывшего СССР, остались во владении государств, на чьих территориях они находились;российский военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, Украине,Грузии, Азербайджане; перестала существовать единая система противоракетной обороны;была сокращена численность вооружённых сил.

военныйпотенциал государства был сильно ослаблен, даже несмотря на то, что по количествуракетно-ядерных вооружений Россия занимала второе место в мире.

Ситуациюосложняло и разрастание военных конфликтов вблизи российских границ со странамиСНГ, которые в 1990-е годы были фактически открытыми.

Россиитребовалась новая концепция внешней политики, отвечающая национальным интересамгосударства.

Концепциявнешней политики — система взглядов на место и роль страныв мире и вытекающие из этого задачи на международной арене.

Внешнеполитическаяконцепция Российской Федерации исходила из следующих задач: сохранениетерриториальной целостности и независимости, обеспечениеблагоприятных условий для развития рыночной экономики, включение России вмировое сообщество.

Исходяиз этих позиций, основными направлениями внешней политики Российской Федерациибыли отношения со странами Запада, прежде всего с США, отношения сгосударствами Азиатско-Тихоокеанского региона, отношения со странамипостсоветского пространства.

Выделяютдва этапа в проведении внешней политики России –  с 1991 по 1995 год, с 1996 по2000 год.

Соктября 1990 по январь 1996 года пост министра иностранных дел РоссийскойФедерации занимал Андрей Владимирович Козырев.

Вэтот период внешняя политика России была построена на принципах прозападнойориентации и стратегического партнёрства с США и Европой, а внешнеполитическиецели рассматривались как одно из средств преодоленияхозяйственного кризиса в стране.

Онисводились к необходимости обеспечить финансово-политическуюпомощь в проведении российских реформ со стороны Запада.

Всвязи с этим в 1992–1994 годах важнейшим приоритетом внешней политики Россииявлялось установление партнёрских взаимоотношений с СШАи развитыми странами Европы.

1февраля 1992 года символическую точку в продолжительной «холодной войне» поставила«Кэмп-Дэвидская декларация» о новых отношениях, подписанная Борисом Ельциными президентом США Джорджем Бушем-старшим.

Декларации подтверждало,что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальныхпротивников, а также провозглашало начало дружбы и партнёрства между ними.

Вмарте 1992 года Россия и остальные страны СНГ вступили в СоветСевероатлантического сотрудничества. Это стало началом партнёрства междустранами СНГ и НАТО.

Важнымсобытием стало принятие Российской Федерации в Международный валютный фонд иВсемирный банк в апреле 1992 года. Эти организации, а также США и Германияприняли решение о выделении экономической помощи российским реформам.

Летом1992 года президент России впервые участвовал в саммите «Большой семёрки».

«Большаясемёрка» – это семь наиболее крупных индустриальныхгосударств мира: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия,Канада.

Вянваре 1993 года Джорджем Бушем-старшим и Борисом Ельцинымбыл подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений.

Согласноемук2003 году ракетно-ядерные потенциалы России и США должны быть сокращены на 66 %.

Вэтом же году Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия,однако ратифицирована она была только в 1997 году.

Приоритетыв области национальной безопасности России были озвучены Борисом Ельциным 2февраля 1994 года в его послании к Федеральному собранию. Среди них были: ликвидацияочагов военных конфликтов у границ государства; укрепление режима нераспространенияоружия массового уничтожения; усиление контроля за международной торговлейоружием при соблюдении российских интересов в этой области.

22июня 1994 года Россия стала участником программы НАТО «Партнёрство во имямира».

Этопрограмма военного сотрудничества НАТО с европейскими государствами и бывшимисоветскими республиками Закавказья и Центральной Азии, которые не являютсячленами организации.

Вавгусте 1994 года российские войска были окончательно выведены из Германии.

Кромеэтого, Борисом Ельциным был проведён ряд неформальных встреч без галстуковс мировыми лидерами. Это также способствовало стабилизации международнойобстановки.

Вто же время российская внешняя политика, построенная на уступчивости иготовности к компромиссам, порой воспринималась на Западе как признак слабости.Такого мнения придерживались и многие российские политики.

Российскоеруководство далеко не сразу пришло к выводу, что западные лидеры не собиралисьдействовать в ущерб своим интересам ради дружбы с Россией.

В то же время из-за спорных вопросов, возникших после развалаСССР, в начале 1990-х годов осложнились отношения между Россией и бывшими со­ветскимиреспубликами: усилилась разобщённость между ними, росли взаимные претензии.

В первую очередь это касалось разногласий в области ядерногоразоружения.

Так, Украина весной 1992 года прекратила вывод ядерного оружия вРоссию для его уничтожения, а Казахстан настаивал на своём праве распоряжатьсяядерным оружием, нахо­дящимся на его территории.

Только под на­жимом России иСША Украина и Казахстан ратифицировали договор СНВ-1 и договор онераспространении ядерного оружия.

Однако несмотря на противоречия, за первые пять лет существованияСНГ его участники приняли более восьмисот соглашений, которые должны былипомочь участникам преодолеть негативные последствия распада СССР.

Среди них Договор об экономическом союзе, Соглашение о межгосударственномэкономическом комитете, Договор о коллективной безопасности. Но всё жеСодружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 года, создать неудалось.

Большинство программ и планов остались нереализованными, внутриСНГ неуклонно сокращались объёмы торговли, во всех областяхобщественно-политической и экономической жизни нарастали новые противоречия.

Немаловажное значение в отношениях между бывшими странамиСоветского Союза играл внешний фактор. Многим государствам не понравилось воссозданиена новой основе единого мощного государственного образования.

Проблемы, которые не удавалось урегулировать совместно, отдельныестраны СНГ пытались решить на региональной основе.

В 1995 году был подписан первый договор о создании Таможенногосоюза между Россией, Беларусью, Казахстаном. Чуть позже к немуприсоединились Киргизия, Узбекистан, Таджикистан.

В1998 году был образован политический союз ГУУАМ. В него вошли Грузия, Украина,Узбекистан, Азербайджан, Молдавия. 

Вто же время в первой половине 1990-х годов в российскомвнешнеполитическом ведомстве отношениям со странами Содружества, равно как иотношениям со странами ближнего вырезать Востока отводиласьвторостепенная роль.

Однакоуже через несколько лет стало очевидным, что российское правительствопросчиталось с выбором внешнеполитического курса.

Серьёзныйповорот в российской внешней политике произошёл только в 1996 году посленазначения на пост министра иностранных дел Евгения Максимовича Примакова.

Сего именем связан переход к многовекторному внешнеполитическому курсу новойРоссии.

Ацелью российской внешней политики было провозглашено построениемногополярного мира – мира, в котором присутствуют несколько полюсов силы, не превосходящихи не распространяющих своё влияние друг на друга.

Вянваре 1996 года Россия была принята в Совет Европы, а в ноябре 1996 годабыло подписано соглашение о партнёрстве России с Европейским Союзом.

В 1997 году Россия стала равноправным участником «Большойсемёрки», которая с этого времени стала называться «Большой восьмёркой».

Однакоотношения между Россией и странами Запада постепенно начали становиться всёболее прохладными. Российское руководство былонедовольно намерением включить в состав НАТО бывшие страны Варшавскогодоговора.

Серьёзные разногласия России и Запада вызвал Балканский кризис1999 года. Ещё большее усиление противоречий произошло после началароссийской антитеррористической операции в Чечне в августе 1999 года.

Россиюобвиняли в неприемлемых методах ведения войны и в больших жертвах среди мирногонаселения. Особенно непримиримую позицию заняла Франция. Недовольство Западапривело даже к приостановке деятельности российской делегации в Совете Европы.

Сназначением Примакова на пост министра иностранных дел связана также активизацияотношений России со странами Азии, а также Африки, Латинской Америки.

Вто время, когда он возглавлял внешнеполитическое ведомство, Россия наладилаконтакты с Японией, Индией, Южной Кореей, странами Юго-Восточной Азии иПерсидского залива. Одним из крупнейших торговых партнёров России на Востокестал Китай. Развивалось сотрудничество с Вьетнамом в сфере нефтедобычи. Россияи Иран заключили соглашение о сотрудничестве в области мирного использованияатомной энергии.

Всентябре 1998 года пост министра иностранных дел занял Игорь Сергеевич Иванов.При нём роль России на мировой арене заметно усилилась. В ноябре 1998 годаРоссийская Федерация была принята в Международную организацию Азиатско-Тихоокеанскогоэкономического сотрудничества.

Вотношениях со странами СНГ руководству России удалось избежать двух крайностей.Оно смогло не допустить силовых попыток восстановления союзного государства. Вто же время российское правительство не отказалось от участия в решениипроблем, возникших в СНГ.

Так,при содействии России были ликвидированы очаги военных конфликтов вПриднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Нагорном Карабахе, Таджикистане.

Врамках СНГ наиболее активно развивались отношения России и Беларуси. В апреле 1996 года ими был подписан Договор о создании Со­обществаРоссии и Беларуси. А 2 апреля 1997 года в Москве был подписан Договоро Союзе Беларуси и России.

Подводяитоги внешней политики России в 1990-е годы, важно отметить её противоречивыйхарактер.

Содной стороны, ей удалось преодолеть изолированность от стран Запада; включитьсяв деятельность международных организаций, снизить уровень военногопротивостояния с Западом; активизировать восточное направлениевнешней политики; получить центральное место в СНГ.

Сдругой стороны, снизился политический вес Россиипо сравнению с СССР. Запад не считал Россию равноправным партнёром. Это привелок обострению их отношений в конце XXвека.Врезультате войны в Чечне, невыплаты долгов, множества коррупционных скандалов серьёзнопострадал международный имидж государства.

Такоеположение дел требовало постоянной корректировки курса внешней политики. Необходимобыло разработать новую концепцию, которая бы определила место России в мире иеё национальные интересы.

Подведёмитоги. После распада СССР перед Россией встала задача укреплениясвоей обороноспособности и отстаивания национальных интересов. В начале 1990-х российская внешняя политика основывалась напринципах интенсивного диалога на всех уровнях,уступчивости и готовности к компромиссам, а также носила ярко выраженныйпрозападный характер.

Главным направлениемвнешней политики России во второй половине 1990-х годов стало соблюдениенациональных интересов и обеспечение многополярности мира. Начало многовекторногокурса российской внешней политики во второй половине 1990-х годов связана сименем Евгения Максимовича Примакова.

В конце XXвека перед Россией вновь стояла задача по пересмотру внешнеполитического курса.

Источник: https://videouroki.net/video/42-rossijskaya-federaciya-v-1990-h-godah-geopoliticheskoe-polozhenie-i-vneshnyaya-politika.html

Положение в России после распада СССР

В 43. Внешняя политика России после распада СССР

После распада СССР Российская Федерация стала самостоятельным государством, хотя декларация о независимости была принята еще в рамках Советского Союза в июне 1990 г.

В России после распада СССР существовала достаточно сложная по структуре политическая система, которая сложилась в результате политических реформ, начатых еще в годы перестройки.

Ельцинское время

Во главе государства стоял президент (Б.Н. Ельцин), избранный всенародным анием 12 июня 1991 г., который одновременно возглавлял правительство.

Фактически президент являлся высшим должностным лицом в государстве и одновременно главой исполнительной власти.

Законодательную власть олицетворял двухпалатный Верховный Совет, имевший функции контрольного и распорядительного органа, что позволяло ему вмешиваться в сферу исполнительной власти.

Россия после распада СССР представляла жесткую борьбу исполнительной и законодательной властей.

Судебную власть представлял Конституционный суд.
Таким образом, попытка разделения властей на практике не удалась, правовая основа государства носила переходный характер. Ситуация усугублялась отсутствием оформленных политических партий. Все это, в условиях неудачи первого года реформ, привело к глубокому конституционному кризису 1992 – 1993 гг.

Основная борьба развернулась вокруг проекта новой конституции. Конституционная комиссия Верховного Совета закончила свою работу к осени 1993 г., и представила проект, где закреплялась ведущая роль парламента.

Однако по указу президента был создан альтернативный орган – Конституционное совещание, которое также представило свой проект основного закона.

Его основной смысл – ликвидировать власть Советов и закрепить президентскую республику.

Противостояние президента и Верховного Совета привели к трагическим событиям 3-4 октября 1993 г., когда произошли вооруженные столкновения на улицах Москвы, а руководители антипрезидентской оппозиции были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум по новой конституции и выборы в нижнюю палату нового парламента – Государственную Думу, большинство мест в которой заняли коммунисты (КПРФ).

С одной стороны, прошедшие выборы несколько стабилизировали обстановку в стране, с другой – парламент оказался оппозиционным по отношению к президенту. Ситуация не изменилась и в ходе следующих выборов (декабрь 1995 г.

), когда победу вновь одержала оппозиция.

В этих условиях началась подготовка к президентским выборам.

Перевыборы Ельцина

Ельцин сумел убедить избирателей, что он является гарантом прогресса, демократии и свободы. Большое значение для победы Б.Н. Ельцина на выборах имел ряд его указов социальной направленности (о ликвидации долгов по зарплате, пенсиям и т.д.), а также начало переговоров с чеченскими лидерами о прекращении боевых действий. В итоге Б.Н.

Ельцин одержал победу во втором туре над лидером коммунистов Г.А. Зюгановым.Однако борьба президента и Думы продолжалась. Главным предметом разногласий оставалось кризисное положение российской экономики, следствием чего стала частая смена правительств. Финансовый кризис августа 1998 г.

обострил политическую ситуацию, в условиях которой Госдума попыталась отстранить президента от власти, но неудачно.

19 декабря 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную думу. КПРФ хотя и набрала наибольшее число по сравнению с другими партиями (24 %), но большинство в Думе получили партии либеральной направленности. Результаты выборов оказали непосредственное влияние на решение Б.Н. Ельцина уйти в отставку.

31 декабря 1999 г. он передал исполнение обязанностей  президента РФ В.В. Путину. В ходе досрочных выборов 26 марта 2000 г. В.В. Путин набрал 52,5 % избирателей, что означало его победу в первом туре.

Начало времени Путина

Новый президент выступил под лозунгом сильного государства, которое обеспечивает свободу личности. Начинает выстраиваться жесткая вертикаль власти путем создания семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента.

Основными приоритетами власти стали: повышение жизненного уровня населения, борьба с преступностью, но в то же время неприкосновенность собственности.

Экономические преобразования

В октябре 1991 г. российское правительство провозгласило программу радикальных экономических реформ. Их цель – полный слом плановой системы и командных методов управления экономикой, а также переход к рынку.

Идеологом нового экономического курса стал Е.Т. Гайдар. Он и его сторонники придерживались концепции “шоковой терапии”, которая предполагала полный отказ государства от всякого регулирования и вмешательства в экономику.

Основными направлениями реформ стали:

  • либерализация цен и торговли;
  • приватизация государственной собственности и жилья;
  •  свобода внешнеэкономической деятельности.

Отказ правительства от регулирования экономики привел к катастрофическим последствиям: резко возросли цены, упала покупательская способность населения, увеличились тарифы на перевозки, начался кризис неплатежей и т.д. На VII Съезде народных депутатов РФ (декабрь 1992 г.) работа правительства Е.Т.Гайдара была признана неудовлетворительной.

Новым главой правительства был назначен В.С. Черномырдин и внесены коррективы в экономическую политику.

Вместо “шоковой терапии” был взят курс на постепенный переход к рынку, при поддержке со стороны государства отечественной промышленности.

Несмотря на это, продолжался спад производства, усиливалась сырьевая ориентация экономики, увеличивался дефицит госбюджета, снижался уровень жизни населения.

Причинами неудач экономических реформ стали:

  • схематичный перенос западных макроэкономических моделей на российскую почву без учета местной специфики;
  • географический фактор (в силу рискованных природно- климатических условий на большей части территории страны необходимы государственные дотации);
  • изначальная нехватка внутренних ресурсов на проведение реформ и неоправданная надежда на помощь со стороны Запада;
  •  отсутствие продуманной программы реформ.

В марте 1997 г. президент отправил правительство в отставку, поводом к чему стала всероссийская акция протеста, организованная профсоюзами. В.С. Черномырдин сохранил пост главы правительства, однако в марте 1998 г., под угрозой новой Всероссийской акции протеста, он был заменен С.В.

Кириенко. Новым правительством была выдвинута антикризисная программа (расширение прав налоговых органов, ужесточение контроля над импортно-экспортными операциями, снижение тарифов на транспортные перевозки и т.п.), реализация которой связывалась с получением очередного займа у МВФ.

Однако просчеты во внутриэкономической политике (ставка делалась не на развитие производства, а на продажу государственных ценных бумаг для пополнения бюджета) и неблагоприятная мировая конъюнктура (кризисы на азиатских биржах и падение цен на нефть) привели к финансово-экономическому кризису.  Зарплата и инфляция были несовместимы. 17 августа 1998 г. С.В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по внешним и внутренним обязательствам (дефолт), а 23 августа последовала отставка правительства.

Поиск наиболее оптимального пути выхода из кризиса продолжался в течении года. Правительство РФ последовательно возглавляли Е.М. Примаков (сентябрь 1998 – май 1999 гг.), С.В. Степашин (май – август 1999). В.В. Путин (август 1999 – март 2000 гг.).

С начала 1999 г. в российской экономике обнаружились благоприятные тенденции, что было связано как с внутренними, так и с внешними факторами. Для оживления экономики была введена единая ставка налога на доходы (13 %). Для предотвращения утечки капиталов усиливается контроль за внешнеторговой деятельностью.

Рост мировых цен на нефть и на энергоносители также способствовали развитию российской экономики.В июне 2000 г. правительство М.М. Касьянова приняло программу развития на 10 лет, направленную на защиту интересов производителей, реформирование банковской системы, укрепление национальной валюты, проведение налоговой и жилищно-коммунальной реформ.

В то же время правительство объявило одним из приоритетных направлений своей деятельности социальную политику.

В настоящее время продолжается процесс реформирования Российского государства. Основными приоритетами остаются регулируемая рыночная экономика, усиление законности и порядка, развитие демократических институтов, укрепление вертикали власти, повышение жизненного уровня российских граждан.

Геополитическое положение

Россия после распада СССР  вошла в другое  геополитическое положение. Ее влияние в системе международных отношений заметно упало в связи с экономическим кризисом и ослаблением оборонного потенциала.
Во внешней политике  России можно выделить два периода:

  1. Первая половина 90-х годов.

    Этот этап характеризовался явной прозападной ориентацией (главным образом, на США) в ущерб национальным интересам и налаживанию отношений со странами ближнего зарубежья (СНГ).

  2. Со второй половины 90-х годов и до настоящего времени.

    В этот период был преодолен явный “прозападный крен” во внешнеполитическом курсе страны, осознана первостепенная важность тесного сотрудничества со странами СНГ.

Разработаны новые концепции внешней политики и политики национальной безопасности России (2000 г.).

Они сочетают национальные интересы страны с широкими интересами мирового сообщества.

Россия исходит из того, что глобальные проблемы (экология, наркобизнес, терроризм, распространение ядерного оружия, межнациональные конфликты и т.д.) можно решить только совместными усилиями.

Российское руководство выступает против концепции “однополярного мира” (господство США в мире) и отстаивает модель “многополярного мироустройства”, в котором главная роль отводится коллективным механизмам поддержания мира и безопасности.

С этой целью Россия активно выступает за поддержание отношений с НАТО (в 2002 г. подписано новое соглашение о сотрудничестве), за повышение статуса ООН и ОБСЕ, за развитие экономических и политических связей с Европейским Союзом (ЕС).

В то же время активизировалась политика России в отношении азиатских стран (Китай, Индия, Ирак и др.).
Российское руководство последовательно продолжает курс на ограничение ядерных вооружений. В мае 2002 года, во время визита Дж. Буша в Москву, был подписан дополнительный договор о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Пока неясны последствия заявления в 2018 году американского президента Дональда Трампа о выходе из договоров о сокращении которые он назвал  “неудачной сделкой, заключенной с Россией”.

Источник: https://domass.ru/rossiya-posle-raspada-sssr/

Геополитическое положение России после распада СССР и приоритеты внешней политики — Отечественная история. Учебное пособие для гуманитарных вузов

В 43. Внешняя политика России после распада СССР

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Широка страна моя родная». Название известной песни сталинских времен даже после распада СССР вполне относится и к постсоветской России. Российская Федерация меньше СССР по площади на 5 млн кв. км. Но и осталось еще немало — больше 17 млн кв. км.

Русские правители видели в огромном пространстве и прочных границах гарантии безопасности своего государства. Среди российских демократов, которые группировались вокруг Б. Н. Ельцина, много говорилось о том, что такой огромной страной, как СССР, вообще нельзя управлять.

Разделить страну на 50-70 государств, как некоторые предлагали, пока не получилось, но наряду с Россией появилось еще полтора десятка новых суверенных государств. Возникли и новые проблемы.

В декабре 1991 г. в связи с распадом СССР президент США Джордж Буш поздравил свой народ с победой в холодной войне. Многие в СССР и за рубежом считали, что распад СССР и победа США в холодной войне над СССР стала возможной в результате внешней политики администрации М. С. Горбачева.

Доктрина «нового политического мышления», выдвинутая Горбачевым, означала существенную корректировку прежнего внешнеполитического курса. Если до него постоянно говорилось о борьбе двух систем, то Горбачев заявил о едином и взаимозависимом мире.

Если до него считалось, что по ряду вопросов капиталистический и социалистический мир никогда не сойдутся, то Горбачев универсальным способом решения .международных вопросов объявил баланс интересов различных государств.

Если советские руководители говорили о первостепенной важности классовых интересов, интересов трудящегося большинства, интересов социализма, то Горбачев — о приоритете общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, религиозными).

Министром иностранных дел после А. А. Громыко («мистера Нет») был назначен Э. А. Шеварднадзе.

Ставшие известными в последнее время факты позволяют утверждать, что Горбачев в обмен на международную поддержку («горбимания», премии, звания) и кредиты пошел на неоправданные уступки Западу в ущерб оборонной мощи своей страны.

С президентами США были подписаны двусторонние обязательства об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и ограничении стратегических наступательных вооружений в основном за счет ракетного потенциала СССР.

Так были уничтожены наиболее эффективные установки «Ока», СС-20 («Сатана») и др.

Горбачев отказал в поддержке просоветским режимам в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Чехословакии. Руководители этих стран не спешили проводить собственную «перестройку». В результате вывода советских войск и «бархатных революций» 1989 г.

в странах Восточной Европы к власти пришли демократы-антикоммунисты, ориентированные на сотрудничество с Западом. Горбачев в 1990 г.

согласился на воссоединение ФРГ и ГДР в едином немецком государстве без каких-либо условий, хотя первоначально, например, предполагалось, что объединенная Германия не станет членом НАТО. В 1991 г.

было объявлено о самороспуске Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В покинутых странах остались брошенными значительные материальные ценности, оружие. Резко сократились экономические связи со странами бывшего «социалистического лагеря».

При Горбачеве СССР отказался от прямого вмешательства во внутренние конфликты в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, прекратил помощь режимам в Ливии и Ираке, осудил агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г.

Целесообразным и оправданным представляется вывод советских войск из Афганистана, который завершился в феврале 1989 г. Война сопровождалась значительными людскими и финансовыми потерями и была крайне непопулярна среди населения СССР.

По поводу многих внешнеполитических акций Горбачева советские люди не были должным образом осведомлены. Высокопоставленные военные и чиновники в соответствии с традициями советской номенклатуры держали язык за зубами. СССР перестал быть супердержавой в короткий срок, без крупного военного поражения, оказался на сей раз «колоссом на глиняных ногах».

С распадом СССР положение в мире кардинально изменилось. Прекратила свое существование мировая система социализма, главной силой которой являлся СССР.

От задачи построения социализма отказался ряд социалистических стран: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия.

Продолжили строительство основ социалистического общества в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, Корейской Народно-Демократической Республике, на Кубе.

Закончилась холодная война, так как «сломался» стержень — противоборство двух сверхдержав — СССР и США. В известной степени Россия унаследовала место СССР в системе международных отношений, заменила СССР в международных организациях и приняла на себя долговые обязательства, оставшиеся от СССР. Россия осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой.

Позиции России на международной арене в сравнении с СССР значительно ослабли. Распалась единая система противоракетной обороны. Перестал существовать единый военно-промышленный комплекс. Оборонный заказ резко сократился. Многие военные предприятия не смогли перейти на выпуск гражданской продукции и фактически прекратили свою деятельность.

Военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия потеряла почти всех своих традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.

Из-за нехватки средств происходило постоянное сокращение численности вооруженных сил, которые на протяжении десяти лет не получали на вооружение новой техники. К середине 1980-х гг. соотношение обычных вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3 к 1 в пользу СССР. К середине 90-х гг.

— 1 к 3 не в пользу России, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии — 4 к 1 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

Новое российское руководство в начале 90-х гг. действовало по ситуации, не проявляя четкого понимания новых национальных интересов страны. Администрация Ельцина, по сути дела, продолжала политику Горбачева.

Был завершен вывод войск не только из Германии, но также из Прибалтики, из других регионов.

Россия в ущерб интересам собственной безопасности утратила значительную часть военной инфраструктуры, которая в советское время располагалась на территориях различных советских республик (военные базы, аэродромы, радиолокационные станции, склады боеприпасов, оборонные предприятия и т. д.).

В 1992 г. в Кэмп-Дэвидской декларации Россия и США зафиксировали окончание холодной войны и признали, что больше не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В 1993 г. был заключен договор ОСНВ-2 о взаимном сокращении к 2003 г.

ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением ОСНВ-1 (1972). С 1994 г. президент России стал участвовать в выработке политических решений «семерки» ведущих западных стран. В 1997 г. было подписано соглашение о сотрудничестве России и НАТО.

Российское руководство рассчитывало на значительную международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада и проявляло уступчивость.

Однако обещанных кредитов на льготных условиях Ельцин так и не получил, а задолженность страны международным финансовым организациям значительно возросла.

Участие России в международных делах последнего десятилетия XX в. носило явно декоративный характер. В принципиальных вопросах позиция страны во внимание не принималась. Так, весной 1999 г. 19 стран НАТО во главе с США начали агрессивные бомбардировки Сербии, проигнорировав протесты России.

Россия прервала отношения с НАТО. Продолжалось расширение НАТО на Восток за счет бывших «социалистических стран». В НАТО попросились и бывшие «союзные» республики, входившие в СССР.

С Россией все больше стали обращаться не как с партнером, а как с клиентом (по выражению одного из американских политиков).

В первой половине 1990-х гг. отношения со странами Востока превратились во второстепенное направление внешней политики новой России. После замены в 1996 г. А. В. Козырева на посту министра иностранных дел Е. М. Примаковым, а затем И. С.

Ивановым отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись встречи на высшем уровне с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива. В 1998 г.

Россия была принята в международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Страны Востока не только возобновили закупки военной техники из России, но и активизировали сотрудничество в самых разных областях.

Во Вьетнаме российские специалисты участвуют в добыче нефти, в Иране строят крупные объекты, включая атомную электростанцию. В то же время страны Запада пытаются не допускать российских конкурентов на восточный рынок товаров и услуг.

Трудным и болезненным был путь налаживания отношений со странами ближнего зарубежья, с прежними союзными республиками в составе СССР.

Руководство России не задавалось целью силой восстановить союзное государство.

В то же время Россия не стала полностью отказываться от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве (так называют страны Содружества Независимых Государств и Балтии).

Руководители бывших союзных республик от первоначальной демонстрации своей независимости от России и расчетов на значительную помощь со стороны новых друзей пришли к пониманию важности сохранения нормальных взаимоотношений с Россией. Помощь российских войск сыграла решающую роль в погашении очагов военных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии.

В Таджикистане российское воинское подразделение прикрывает границу с Афганистаном. Российским военнослужащим пришлось выступить в качестве миротворцев и в районе Приднестровья, где в 1992 г.

вспыхнули ожесточенные бои между вооруженными силами Молдавии и воинскими формированиями самопровозглашенной Приднестровской республики. Кровопролитный конфликт был прекращен благодаря вмешательству командующего 14-й российской армией генерала А. И. Лебедя.

Российское правительство начало вывоз из Приднестровья в Россию значительных количеств боеприпасов и другого военного снаряжения, которое могло оказаться в не тех руках, как это уже было в Чечне.

Отношения с Украиной (в президентство Л. Кучмы) в 90-х гг. развивались достаточно неровно и были связаны с разделом имущества, оставшегося от СССР (Черноморский флот, ядерные боеприпасы, носители ядерного оружия и т. д.

), а также с урегулированием экономических вопросов.

Россия не платила за транзит энергоносителей в Европу по трубопроводам через территорию Украины, а Украина в зачет неуплаты за транзит самовольно подключалась к российским нефте- и газопроводам.

В рамках СНГ только за первые пять лет его участники подписали более 800 совместных решений: Договор о коллективной безопасности (1992), Договор об экономическом союзе (1993), Устав СНГ (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса и т. д. Однако во взаимных отношениях возникает много проблем из-за невыгодных условий экономического сотрудничества, территориальных проблем, ущемления прав русскоязычного населения, контроля России над ядерным потенциалом бывшего СССР и т. д. Большинство программ и планов в рамках СНГ остались нереализованными.

Некоторые проблемы оказалось возможным решить в рамках СНГ на основе двустороннего и регионального сотрудничества. В 1998 г. оформился политический союз Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы. Сложились более тесные политические и экономические отношения между странами Средней Азии.

Оформился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В 1996-2000 гг. оформился Союз между РФ и Республикой Белоруссия. В начале XXI в. в Казахстане, Киргизии, Белоруссии были приняты законы в поддержку русского языка.

По международным соглашениям с этими государствами абитуриенты из этих республик принимаются в российские высшие учебные заведения на равных условиях с российской молодежью.

Авторитет России, ее вооруженных сил пошатнулся после неудачной войны 1994-1996 г. в Чечне. В следующей войне в 1999-2001 гг. чеченских боевиков ценой больших усилий загнали в горы, но стабилизации положения добиться не удалось.

Источник: https://trojden.com/students/russian-history/russian-history-fortynatov-vyzi-2010/43

Распад СССР и его геополитические последствия — Внешняя политика

В 43. Внешняя политика России после распада СССР

РФ 18 ноября 2012 26825

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику.

Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса.

Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром.

Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий дня развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество.

Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ.

О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира».

Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды.

Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва россии был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США.

Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме).

В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.

Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары.

Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств.

На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты.

Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ.

В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества.

В середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве.

Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ.

Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом.

Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов.

Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией н Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья.

Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

Литература

  1. История России в новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Под ред. А. Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2000. – 464 с. – С. 324–422.
  2. Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студентов вузов: В 2 т. – Т. 2 / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1988. – 448 с. – С. 390–423.
  3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – 544 с. – С. 496–503.

istoriirossii.ru

Источник: https://istoriirossii.ru/rf/195-raspad-sssr-i-ego-geopoliticheskie-posledstviya.html?start=3

Uchebnik-free
Добавить комментарий