В 12. Исторические взгляды О. Тьерри и Ф. Гизо

22 Историческая и политическая концепция ф Гизо

В 12. Исторические взгляды О. Тьерри и Ф. Гизо

Предст либералшколы Гизо (1787—1874).был и активным политдеятелем В 20-е годы он был в оппозициик монархии Бурбонов и играл большуюроль в умеренно-либеральной партии«доктринеров».изучал средневековуюисторию Фран. + новое время. Его главныетруды 20-х годов посвящены историиФранции: «Опыты по истории Франции»(1823).

«История цивилизации в Европе»(182Н: доведена до Французской революции)и «История цивилизации во Франции»(1829— 1830 Гизо не разделял романт увлеченийТьерри методами «сопереживания» ихудожественного постижения прошлого,он стремился к выделению главныхтенденций в развитии общества, к созданию«философской», обобщающей., истории,.

Развивая ее, он отстаивал идею закономерногопрогресса в истории. Поступательноеразвитие в сторону совершенствованияобщества и нравственного совершенствованиячело­вечества он считал главной чертойцивилизации.

Наряду с Тьерри Ги:ю былодним из создателей буржуазной теорииборьбы классов; на этой основе он строилСвою концепцию истории Франции и Европы:

«..борьба между сословиями» Гизо, как иТьерри. считат эту борьбу резуль­татомгерманского завоевания: побежденныйнарод боролся за свержение иганарода-победителя. Вранкн дворян и игало рнмлеми третье сослов Наша историяесть история этой борьбы, решающая битваРеволюция.

Однако Г давал «борьбесословий» более глубокое объяснение,связывая ее не с завоеванием, а последующимразвитием имущественных отношений,прежде всего отношений поземельнойсобственности:.

Только имущие слои былиистинными носителями духа третьегосословия, из них вышел новый социальныйкласс — буржуазия, к которой принадлежатлучшие люди, обладающие особыми свойствамиума и характера, что позволяет им.создавая капитал, идти по пути благоденствияи прогресса. Возвышение ее — главноесодержание последующей истории Франции.

В се конечном торжестве и уста­новленииконституционной монархии, соединяющейтрадицию со свободой, он видел неизбежноезавершение истории, как бы предустановленнуюпровидением цель прогресса европейскойцнвилнзации.Ф Гизо много занималсяисторией Английской революции XVIIв. «Истории Анг револ». доведенные доказни Карла 1. Гизо доказывал, что Ангреволюция, несмотря на ее особенности,однотипна Фран.

23

Тэнн его взгляды на французскую революцию.Виднейшим представителем консервативногонаправления в изучении Французскойреволюции был Ипполит Тэн. Идейнаяэволюция Тэна после событий ПарижскойКоммуны 187) г.

от умеренного либерализмак воинствующему консерватизму сказаласьна его подходе к истории революции,изучению которой он посвятил последние20 лет своей жизни В 1X76—1893 гг.

Тэн создалпятитомный труд «Происхождениесовременной Франции» Тэн работал вНациональном архиве: он заявлял, чтоследовал «беспристрастному научному

методу».В действительности созданный им труд,основанный на его «психологическомметоде» изучения истории, глубокопристрастен, он представляет собоюрешительное осуждение Французскойреволюции. >гому был подчинен н отбордокументов.

Глуби иным истоком революцииТэн считал особенности «француз духа»,сложившегося под воздействием рационализмаXVIIв. и Просвещения.. Революцию в целом Тэнсчитал гибельным взрывом преступныхстрастей. Он видел в ней две главныедействующие силы. Первая — народ.

Измученный нищетой, грубый и невежественный,он был отравлен разрушительной философиейXVIIIв., вторая сила революции, по Тэну.—«якобинцы» Из анархии, по мысли Тэна.естественно вырастал деспотизм, тожевзявший на вооружение философию ипостроивший в наполеоновское времяосновы современной Франции.

Книга Тэнасодержала некоторые реа­листическиенаблюдения относительно массовойпсихологии эпохи, особенно предреволюционноговремени. Желая показать «разгул анархии»в годы революции.

Тэн уделил большоевнимание народным движениям н был первымисториком, попытавшимся дать по документамНационального архива общий обзоркрестьянских восстаний Написаннаяярко, талантливо, книги Тэка сталазаметным явлением во французскойисториографии последней трети XIXв. Она была с одобрением встречена вконсервативных и реакционных кругах

24история Французской революции в трудахСталь. Минье и Ttepa,

Лнбебист периода Реставрации создали важныетруды, посвящ конкретной истории Франревол. Широкий отклик вызвали «Рассужденияо главных событиях французской революции»написанные Жерменой де Сталь, дочерьюНеккера — министра Людовика XVI.Ведущая идея истор необход, неизбежностьФранц револ.

Идея необходимости революциибыла основной и для либеральных историков,изучавших историю революции. Начало ееисследованию было положено работамимолодых тогда еще историков ф. Минье иА. Тьера. Архивные документы временреволюции не были еще разобраны иклассифицированы. Минье н Тьер изучалипрессу, мемуары, переписку, беседовалис участниками революции.

Итогом явилисьтруды по общей истории револ, В 1S24г «История Фран, револ», написаннаяМиньеок создал стройную концепцию Франревол. Революцию Минье считал явлениемнеоб и благотворным. Идея «необходимости»револ была центральной в его труде, онапронизывает н его общую концепцию, иего суждения о конкретных событияхревол, роли в ней различных партий и истдеятелей.

Рев была, согласно Минье.важным переломным рубежом в историиФр. До револ во Фр «еще существовалисредневековые формы общества».

Эттстарыйпорядок «револ заменила новым, болеесправедливым н более соответствующимтребованиям времени»: Историю револМинье рассматривал как борьбу различныхклассов; Минье различал в револ триглавные борющиеся силы: привилег классы,«средний класс», народ Минье был убежден,что власть в обществе должна принадлежать«обеспеченому и просвещенному классу»Он сожалел, что роковая сила обстоятельствподняла к власти якобинцев. Но Мннье вотличие от де Сталь считал необ и неизвсе этапы Фр рев Крайности якобинствабыли вызваны контрревол и войной инеобходимы для победы. В основном с техже'пошцнй, что и труд Минье, была написана«История Фран револ.» А Тьера которыйиграл тогда активную роль в либеральнойоппозиции. Восемь томов 1823—1827 гг. Какн Мннье, Тьер руководствовался идеей онеобходимости, скорее даже фатальнойобязательности, Фр рев в це­лом и всехее этапов. В сущности, он развивалконцепцию «революшш-блока». осмысливаемуюс либеральных и патриотических позиции.В работе Тьера приводился обширныйновый материал по военной и финансовойистории революции.

25 Условия и организация историческойнауки в Германии в начале XIXв.Германия вступила политическираздробленной и экономически отсталойстраной, в которой господствовалифеодально-абсолютистские порядки. ЛишьВеликая французская революция подтолкнулагерманские государства к умереннымбуржуазным реформам, проводимым сверху.

Под тяжелым полицейским гнетом Меттерннхапочти совершенно замерла общественнаяжизнь. В Австрии и Пруссии цензуразапрещала даже самое робкое проявлениеоппозиционных настроений. Зато однимизданием за другим выходили сочинениязащитников феодальной системы и юнкерскойреакции А. Мюллера. К Л. Галлсра и прочихидеологов Реставрации.

В таких условияхразвитие либеральней историческойнауки было возможно лишь в юго-западныхГерманских государ, где в 1818—18)9 гг. былиприняты умеренно-либеральные конституциипо образцу французской Хартии 1814 г.

аполицейско-цекзурный гнет был меньше,чем в Австрии или Пруссии Таким образомВ немецкой историографии проявлялисьдве основные тенденции,консервативно-романтическая, преобладавшаяв Пруссии и других северогерманскихгосударствах, и либерально-просветительская,которая получила наибольшее распространениена юго-западе страны.

Продолжаларазвиваться система высшего образования:число студентов »немецкихуниверситетах возросло В 180.1 г. старейшийГсйдельбсргскнй университет былреорганизован по французскому образцу,были созданы специ­ализированныесекции, среди них — историческая Вуниверситете было ликвидировано засильеиезуитского ордена.

Затем подобнаяреорганизация была проведена в баварскихуниверситетах Вюрибурга и Ландсхута.

Уже в 30-с годы немецкие университеты поорганизации исторической науки иисследовательской методике началиопережать другие страны Прежде всегоэто было связано с введением в университетахнового типа учебных занятий семинаров, где изучались источники н готовилисьрефераты с после­дующим обсуждением.

Возрос интерес к отечественной истории,для изучения которой было необходимоиздание источников. Инициатором этогоначинания выступил известный реформаторн государственный деятель Пруссии бароиКарл Штейн: благодаря его усилиям посбору необходимых денежных средств в1819 г. во Фран-кфуртс-на-Майне было созданоОбщество по изучению источников древнейгерманской истории со своим журналомВ первой половине XIXв. повсюду в Германии возникалимногочисленные региональные историческиеобщества. Первое обшегерманскос собраниеисто­риков и филологов состоялось всентябре 1846 г 8 обстановке нараставшейв Германии революционной ситуации.

23

Историческиеконцепции немецкой классическойфилософии.В условиях раздробленной Германии сферафилософской мысли, менее поддаваласьжесткой цензуре и была относительносвободна.

Большое влияние на развитиенет мысли оказала сложившаяся в этотпериод немецкая классиче­скаяфилософия, перестройку которой началиФихте и Шеллинг а Гегель за­вершилновую систему и вооружил историческуюнауку новыми теоретическимиконцепциями.мотивом всего творчестваФихте являлись идея национальногоединства Германии и поиски путей егоосуществления.

При этом с одной стороны,сильное влияние на него оказали идеиПросвещения, с другой — он во многомшел вслед за реакционными романтикамис нх идеализацией германского средневековьяи религиозным мистицизмом, история, небудет излагать факты и события вхронологическом порядке, а перенесетнас в гущу исторического прошлого».

Современное общество Фихте рассматривалкак этап рабства, при котором люди дажене осознали свою свободу конечной цельюлюбого общества являются свобода нполное равенство содержание прогрессапонимал как развитие науки, ведущуюроль в обществе отводил ученым Считалсоциальные противоречия и неравенствоможет уничтожить лишь государство.

Фихте был сторонником его вмешательствав экономические, социальные н дажесемейные отношения работа «Замкнутоеторговое государство». Фихте былпротивником частной собственности наземлю. Фрндрнх Шеллинг Историясуществовала для Шеллинга в виде трехразновидностей: эмпирической,прагматической и поэтической. Пытаясьрешить проблему свободы и закономерностив истории.

Шеллинг ввел третье, высшеепо отношению к ним понятие абсолюта,открывающегося во всемирной истории.Ее Шеллинг делил на три основные jhoxh—судьба, природа и провидение.

Идеи Фихтеи Шеллинга нашли завершение в творчествеГегеля он впервые попытался применитьдиалектический метод к мировой историикак к прогрессивному процессуразвивающемуся через борьбупротивоположностей Всемирную историюГегель понимал как саморазвитиепервичного мирового духа, заключающеесяв непрерывном росте осознания свободы.

Мировой дух у Гегеля представлял собойне что иное, как человечество, взятое вцелом Гегель одним из первых глубокоосознал, что не великие личности делаютисторию, а сама история создаст своихгероев и что развитие общества неявляется порождением субъективныхстремлений правителей, а подчиненообъективной законо­мерности, которуюможно познать научно. Таким образом,смысл истории у Гегеля заключился внеуклонном движении от «природного»рабства к подлинно человеческому бытиюлод защитой «конкретной свободы»,воплощаемой в государстве.

Источник: https://studfile.net/preview/7481325/page:7/

Философия истории

В 12. Исторические взгляды О. Тьерри и Ф. Гизо

Послереволюционная Франция ответила романтической рефлексией на ужасы якобинского террора. А романтизм в целом явился ответной реакцией на антиисторизм руссоистского течения французского Просвещения, подготовившего Революцию.

Говоря об общих основаниях сравнительно-сопоставительной характеристики историко-философских представлений Романтизма и Просвещения, необходимо отметить, что романтики воспринимали разрыв между прошлым и настоящим как разделение между добром и злом, эстетическим и рациональным видением мира.

Романтизм выступил против материализма, рационализма и холодной рассудочности Просвещения, заявив о себе и как о мировоззренческой системе, и как о философско-эстетической теории.

Для него была характерна попытка придать онтологический статус эстетическому отношению к действительности, а историческим представлениям романтиков был свойственен философский плюрализм, выражавшийся в идее достижения всеобщего прогресса через всестороннее развитие отдельных наций.

Романтизму принадлежит и глубоко историософское определение личности как концентрированного выражения национальных качеств.

Самоценность личности определялась ее субъектной ролью в историческом процессе, а познание мира рассматривалось в качестве самопознания. Все это не противоречило «линии Декарта» во французском Просвещении.

Аналогичным образом рассматривалась и проблема взаимодействия личности и общества в истории, романтики безусловный приоритет отдавали личности.

Более того, индивидуализм рассматривался как философско-эстетическая категория романтизма. С ним связано и возникновение жанра романтической историографии. Однако историкам Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье принадлежит и приоритет во введении в оборот понятий «классы» и «классовая борьба». Они отдают безусловный приоритет социальной истории.

Ф. Минье в исследовании «История Французской революции с 1789 до 1814 года» характеризует французскую историю как борьбу классов — аристократии и «третьего сословия».

Жозефу де Местру принадлежит антируссоистская концепция природы человека, восходящая к его изначальному каннибализму.

Он интерпретирует историю как действие подсознательных инстинктов и страстей, не подвластных контролю разума.

Отсюда проистекает и оценка Просвещения как деструктивного явления во французской истории. Особенно неприемлемы для де Местра просветительская концепция личности, прав человека и «общественного договора». Он, в духе романтической традиции, отдает безусловный приоритет историческим традициям, обычаям и нравам перед юридически оформленными «правами человека».

Во многом сходную позицию занимает и Рене де Шатобриан, который также критикует Просвещение как предпосылку и идеологическое обоснование революции.

Его представления об историческом процессе носят циклический характер и в античной истории (задолго до О. Шпенглера) он находит аналоги Французской революции.

Апология христианства и его «благотворного влияния» на историю и культуру находят у Шатобриана выход в «Гении христианства», где он идеализирует европейское средневековье.

Влияние немецкого романтизма на отношение к истории особенно заметно проявилось в трудах Ж. Мишле.

В центре его внимания «дух народа» как актуально действующий феномен мировой истории, обусловливающий ход и особенности исторического процесса.

Большое внимание Мишле уделяет патриотизму и укорененности в истории, которые понимает как привязанность к земле и сохранение национально-культурной идентичности.

Социокультурные аспекты историографии Мишле включают в себя противопоставление почвы и «корней» буржуазному космополитизму.

Отсюда проистекает идеалистическая интерпретация причин Французской революции и апологетика действий «народных масс».

Исследование оппозиций «народных инстинктов» политической кауизистике партий позволило Мишле сформулировать и ввести в научный оборот понятие «национальный менталитет».

Это привело к усилению его внимания к биосоставляющим ядра французского этноса. Вслед за О. Тьерри, писавшим: «Все сходятся на том, что Франция является нацией, образовавшейся в результате расового смешения (позднее будут говорить иначе — «метисажа»). В процессе длительных конвульсий десять народов, сынами которых мы являемся, смогли в конце концов стать одним».

И Ф. Гизо, вопрошавшим: «Кто вам сказал, что вы германцы, а мы — галлы?». Ж. Мишле, сравнивая этнические процессы с процессами, протекающими в органической химии, писал: «Франция сама стала тем, что она есть, из тех элементов, из которых могла получиться любая другая смесь. Те же самые химические элементы составляют масло и сахар.

Но эти элементы еще не все; остается тайна неповторимости существования. Как еще можем мы представить такой живой, действующий состав, как нация». И как бы протестуя против идеи «чистой нации» (отстаиваемой немецкими романтиками), следующую главу своей книги назвал «Несчастная судьба рас, оставшихся чистыми» и в подтверждение этого тезиса привел «трагическую судьбу евреев».

Интерпретация Французской революции как фазы антропогенеза, верифицирующей французскую идентичность в соответствии с изменившимся биосоциальным составом этнического ядра, дополняет социальную картину истории ее биологической компонентой и оставляет для потомков извечный вопрос, какой фактор является определяющим в истории — социальный или биологический?

С одной стороны Франция демонстрирует миру уникальный универсализм, блеск и богатство своей культуры, с другой — коллективную неприязнь и внутренние распри. Как бы предвидя такую постановку вопроса, Ж.

Мишле констатировал: «Перед лицом Европы, Франция — знайте это — всегда имела только одно единственное незабываемое имя, которое и есть ее подлинное имя в веках — Революция!», а Л.

Поляков резюмировал: «Поставить эти вопросы еще не значить их решить, и представляется, что, при нынешнем состоянии наших знаний в области коллективной психологии, наших понятий не хватает для решения».

Источник: http://maxbooks.ru/filhis/phils58.htm

Школа историков периода Реставрации О. Тьерри, Ф. Гизо

В 12. Исторические взгляды О. Тьерри и Ф. Гизо

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

20-е гг. XIXвека — значительное оживление общественно — политической борьбы во Франции. Монархия Бурбонов стала дворянской и клерикальной→усиление либеральной оппозиции;+ в Европе революции (Исп.,Португ.

,Неаполит.кор.) влияли на общ. мнение. В этих условиях сложилась деятельность либеральной школы историков периода Реставрации. Ведущие представители: Огюстен Тьерри (1795 – 1856), Франсуа Гизо (1787 – 1874), Франсуа Минье (1796 – 1884) и Адольф Тьер (1797 – 1877).

Значение их д-ти: 1)приступили к разработке научных методов изучения истории; 2) сформулировали основы теории классовой борьбы. Центральная проблема историков либеральной школы Реставрации – Фр. Революция и проблема буржуазной революции как таковой→интерес к Англ.

Рев. XVIIв.

Лидер и один из основателей школы историков Реставрации — О. Тьерри— «отец классовой борьбы во фр историографии» (кс: ученик и секретарь Сен-Симона). Его труды: «История завоевания Англии норманнами» (1825), «Письма об истории Франции» (1827), «Десять лет исторических исследований» (1834), «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия» (1853).

Задача историка по Тьерри – воссоздание прошлого в его своеобразии, проникновение в «дух времени» с помощью интуиции и сопереживания с изображаемой эпохой. За основу своей исторической концепции Тьерри взял теорию завоевания, согласно которой общественное неравенство возникло в результате завоевания одного народа другим.

Он связал завоевание норманнами Англии и франками Галлии с развитием сословного (классового) общества в этих странах и появлением в дальнейшем сословной борьбы: в итоге завоевания во Фр образовались 2 враждебные «расы», народа – завоеватели – франки(предки дворянства) и порабощенные галло-римляне(предки третьего сословия).

Тьерри посредством теории завоевания попытался узаконить право третьего сословия – буржуазии на политическое и социальное господство в стране. Под третьим сословием Тьерри понимал не только буржуазию, но народ в целом. По мнению Тьерри, только народная, национальная история является подлинной историей, которую нужно изучать.

Следует писать не историю королей, а историю народа.

Таким образом, согласно Тьерри, главной движущей силой исторического процесса является борьба двух наций – нации завоевателей и нации покорённых. Борьба народа за свободу есть основной смысл исторического развития.

По мере развития государственного и общественного строя в народе формируется так называемое третье сословие, которое стремится уничтожить класс эксплуататоров.

Английскую и французскую революции Тьерри объяснял социальной борьбой третьего сословия, потомков покорённой нации с дворянством потомками нации завоевателей.

Ф. Гизо пришел в историческую науку из публицистики и политической деятельности. В 20 – 40-е годы (до революции 1848 года) Гизо был одним из ведущих идеологов либеральной французской буржуазии.

Перу Гизо принадлежат следующие работы: «История Английской революции» (2 т. 1826 – 1827), «История цивилизации в Европе» (1828), «История цивилизации во Франции» (1829/30).

По силе воображения Гизо уступал Тьерри, но превосходил его по уровню исторических обобщений.

В основе исторической концепции Гизо лежала идея эволюции. Закономерность исторического процесса Гизо (последователь Вольтеровской школы) понимал как некую целесообразность, которой руководит разумная сила.

Цель, к которой движется человечество, по мнению Гизо, заключается в создании справедливого и нравственного общества.

Такое общество Гизо называл цивилизацией, а история цивилизации есть история нравственного совершенствования человечества во всех сферах социальной жизни.

Как и Тьерри, Гизо большое внимание уделял социальным и материальным факторам в истории. Гизо признавал роль классовой борьбы в истории. Он так же, как и Тьерри, связывал происхождение классовой борьбы с теорией завоевания. Однако Гизопридал теории классовой борьбы новое содержание.

По его мнению, дальнейшее развитие классовой борьбы после завоевания было связано не с борьбой наций, а эволюцией имущественных отношений и развитием земельной собственности. Гизо также указывал на факт неоднородности третьего сословия и на то, что в нём самом существовали противоречия.

Используя теорию классовой борьбы Гизо доказал, что французская революция была однотипна с английской. В обеих революциях политическая борьба была вызвана социальными противоречиями.

Но, Гизо отмечал, что, несмотря на определённое сходство между двумя революциями, существовали и отличия, связанные с национальной спецификой Англии и Франции.

Большое значение для развития французской исторической науки имели работы историков периода Реставрации о французской революции. Они заложили основы французской и европейской историографии этой тематики.

Крупнейшей работой либерально-романтического направления, посвященной французской революции, стал двухтомный труд Ф. Минье«История французской революции» (1824).

В этой работе Минье обозначил основные пути, в русле которых будет развиваться буржуазно-демократическое направление во французской историографии французской революции XIX – начала XX веков.

Революция, по мнению Минье, создала современную буржуазно-демократическую Францию. Поэтому она не поддаётся нравственной оценке. Минье считал, что революция не была делом случая, а неизбежным и необходимым процессом.

Предпосылки революции заключались в борьбе классов за жизненные блага. По мнению Минье, победа третьего сословия в революции была обусловлена тем, что его программа реформ отвечала потребностям времени.

Рассматривая различные этапы революции, Минье пытается объяснить её основные события с точки зрения государственного интереса, который является для него выражением исторической необходимости.

Каждый этап революции возникал в силу внутренних или внешних обстоятельств и развития государственных интересов Франции. В третьем сословии Минье выделял буржуазию, которую считал главной движущей силой революции, а её классовые интересы наиболее созвучными потребностям времени.

«История Французской революции» (8 томов, выходила с 1823 по 1828 годы) Тьеранаписана с умеренно-либеральных политических позиций. Тьер приветствовал и одобрял не все, что совершила революция. Он в одинаковой мере осуждал действия королевского двора и якобинской диктатуры.

Главную причину революции Тьер усматривал в злоупотреблениях королевской власти. Основным двигателем революции были, по его мнению, партийные и народные страсти. Как и другие французские историки эпохи Реставрации, Тьер для объяснения хода революции использовал теорию сословной борьбы.

Но в проявлениях сословной борьбы Тьер видел скорее случайную необходимость, нежели закон исторического развития.

Положительной стороной концепции Французской революции Тьера стала идея о том, что все сменявшие друг друга у власти силы революции последовательно решали стоящие перед ней задачи. Также оценивал Тьер и деятельность великих революционеров.

Они появлялись в нужное для революции время и уходили с политической сцены, когда им уже нечего было сказать или сделать. Тьер не скрывал своих политических взглядов. История революции была для него, прежде всего историей роли и места буржуазии в революции. Через весь труд Тьера проходит его увлечение практической политикой.

События революции служили для него весьма удобным практическим руководством для целей реальной политики.


14. Историко – философские идеи И. Канта (1724-1804).

Вершина философской мысли немецкого Просвещения, профессор Кёнигсберского университета. Считал, что в жизни общества действуют опред. законы, незаметно ведущие людей к неизвестной цели природы. Отсюда – несовпадение личных целей и общ.

результатов человеческой деят-ти, поэтому, только в общем ходе истории можно разглядеть единую для всего человечества разумную цель. Эта цель – уст. Всеобщего правового гражданского состояния, при кот. Каждый обладает полной свободой, совместимой со свободой других.

Историю движут противоречия и антагонизм между людьми, так как они заставляют создавать такую регулирующий орган порядка- государство. Уст. Всеобщего правового гражданского состояния – сложная проблема, т.к. любой правитель будет злоупотреблять властью.

Для решения необходимы 3 условия: 1 – правильное понятие о госуд.устройстве, 2 – добрая воля, 3 –исторический опыт. Кант считал, что нравственное поведение человека определяется не божественными заповедями, а долгом перед другими людьми.

Всемирная история для Канта – система, которая развивается прогрессивно и закономерно (Др. Греция, Рим, германцы – это «ступеньки», на готорых гос. Устройство все больше улучшается).

Труд – фактор развития общества. Теория культуры И.Канта. Культура ≠цивилизация! Культура- это то, что служит благу человека. Цивилизация – современный ему тип устройства общ-ва. Кант считал, что бурное развитие цивилизации ведет к разрыву с культурой, кот. развивается медленнее.

Теория государства. Гос-во – культурное начало, без которого невозможно общее человеч. бытие.Трактат «К вечному миру» —план созд. Всемирного союза гос-в, с равноправием и суверенностью всех его членов.

Любое гос-во имеет право на самостоятельность, поэтому оно не может быть захвачено др.гос-вом. Стремление к вечному миру должно стать императивом для внешней политики государств. Из монографии О.Л.

Поздняковой:

реализация способности к нравственному совершенствованию человека есть конечная цель философии истории И.Канта. Ход истории, как он считает, обусловлен моральными принципами, которые заложены в универсальном характере человеческой природы, а также протекающими в общ-ве политико-правовыми процессами.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/8-16061.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий