Требования, предъявляемые к оценке знаний

Требования к оцениванию

Требования, предъявляемые к оценке знаний

Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками. Виды, формы, методы проверки. Требования к оцениванию знаний младших школьников. Новые подходы к оцениванию знаний учащихся в начальной школе.

Под оценкой успеваемости учащегося подразумевают систему определенных показателей, которые отражают объективные знания и умения учащегося.

В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами.

Оценка учитывает объем, уровень и качество овладения учеников знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по определенному предмету – это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий, которые лежат в основе данной науки и интерпретируются в школьных программах.

Образовательная функцияопределяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении, какие стороны учебной деятельности сформированы а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функциявыражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль.

.Развивающая функция проверки и оценки определяет, прежде всего, степень развития основных мыслительных операций.

К видам проверки относятся текущая (осуществляется периодически в ходе всего процесса обучения на каждом уроке), тематическая (после изучения программного материала крупной темы), итоговая (ее целью является оценка результатов обучения за четверть, год).

Методы проверки результатов обучения в школе: текущее наблюдение, устный и письменный опрос, самостоятельные работы, контрольные работы, графические работы, тестовые задания и другие.

Требования к оцениванию

Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке.

Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику – завышает, а троечнику – занижает.

Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность.

Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того: его участие часто наказывается (“не подсказывай” – а он нашел у соседа ошибку; “исправил” – а он у себя нашел ошибку…).

Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.

Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на “отлично”, правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибку, что означает наличие у него навыка самоконтроля.

Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет: “Ученик должен сразу писать без ошибок”.

Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина.

И пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач.

Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию (“Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?” ). Противоречие, образующееся при такой ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношении между обучаемым и обучающим, между одноклассниками, детьми и родителями.

В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению.

Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль, Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/342.html

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Требования, предъявляемые к оценке знаний

Вопрос №1

Оценочная деятельность учителя начальных классов в теории и практике обучения. Современные средства оценивания знаний учащихся. Формирующее оценивание. Безотметочное обучение. Оценочное суждение.

Приведите примеры ситуации оценивания, оценочных средств, используемых учителем, обоснуйте целесообразность их использования в свете новых требований.

Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся, способствует повышению качества обучения, предупреждению неуспеваемости, приведению в систему усвоенного учебного материала.

Виды учета: текущий; тематический; итоговый

Методы учета и оценки знаний, умений и навыков:

1. Устный контроль. 2. Письменный контроль. Педагогические требования, к организации и проведению проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:

1. Объективность, устранение влияния субъективных. 2. Систематичность, регулярность, после выполнения каждого задания. 3. Индивидуальный подход (учет особенностей каждого ученика),

«Я – концепция» — это когда в результате решения специфических задач складывается система отношений к миру, взаимодействие с миром, к самому себе.

Согласно общепринятому положению в отечественной психологии о ведущей у младшего школьника учебной деятельности, происходит индивидуальное и социальное развитие, формируется позиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности, а также воспитываются определенные личностные качества.

Оценочная деятельность: регулирующая, стимулирующая, контроль. Оценивание – это процесс проверки; оценка – результат проверки; отметка – условное обозначение оценки.

Критерии оценки: 1. Полнота знаний; 2. Осознанность знаний; 3. Действенность знаний; 4. Прочность знаний, умений и навыков; 5. Правильность (умение и навыки устно и письменно излагать учебный материал и делать это без ошибок); 6. Готовность к творческой деятельности.

Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.

Основные цели безотметочного обучения: создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них внутренней мотивации учения, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Объектом оценочных суждений педагога могут быть качества и состояния ученика, его действия, внешний вид и результаты учебной деятельности. Условно можно выделить четыре типа педагогических суждений:

1. Деструктивный тип педагогической оценки содержит такие оценочные суждения педагогов, которые передают критическое мнение о школьнике, его личностных качествах, поведении, действиях и их результатах. 2.

Рестриктивный тип педагогической оценки содержит оценочные суждения, которые возникают в процессе соотнесения действий и результатов ребенка с некоторым эталоном. 3. Реструктивный тип педагогической оценки содержит оценочные суждения относительно различных видов деятельности ребенка, которые носят поддерживающий характер. 4.

В конструктивном типе педагогической оценки оценивание осуществляется с учетом интересов школьника и перспектив его дальнейшего развития.

Дидактическое значение оценки – результат образования. Воспитательное значение оценки – личностные УУД. Развивающее значение оценки – развитие способов мышления. Задачи оценивания: 1. Сделать оценку содержательной и дифференцированной; 2. Отказ от сравнения с другими детьми;

Контролирующая деятельность учителя и ее влияние на формирование личности младшего школьника. Виды контроля.

Приведите примеры ситуации контроля, оценочных средств, используемых учителем, обоснуйте целесообразность их использования в свете новых требований.

Функции учебного контроля

Диагностическая. достоверную информацию о пробелах в знаниях, о часто совершаемых ошибках и их характере. Контролирующая. уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития. Обучающая.

Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения. Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.

Развивающая — в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников. Ориентирующая — в выявлении степени изученности темы.

Воспитательная — способствует формированию чувства ответственности, аккуратности;

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют: Предварительный, Текущий, Тематический, Итоговый контроль

Формы контроля знаний и умений учащихся: Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места. Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.

Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека. Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля: Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником.

Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными.

Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы.

Типы контроля: Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся. Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом. Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Средства контроля. В настоящее время является тестовый. Тестовые вопросы могут быть: Многовариативными. В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными. Альтернативными.

Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный. Вопросы перекрёстного выбора. Нужно найти соответствия между предложенными вариантами. Открытыми. Присутствуют варианты ответов.Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям: Систематичность, Объективность, Педагогическая тактичность. Экономичным по временным затратам. Разнообразие используемых методов и форм контроля.

Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 168;

Источник: https://studopedia.net/14_10967_trebovaniya-pred-yavlyaemie-k-kontrolyu-v-obuchenii.html

Оценка знаний. Требования к оценке

Требования, предъявляемые к оценке знаний

Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.

Среди важнейших требований, предъявляемых к оценке зна­ний:

объективность: оценивание действительных успехов и недостат­ков работы учащихся, отсутствие предвзятости в оценке;

субъективность: гуманистический подход, учет реальных воз­можностей, здоровья учащихся, стимулирующий, а не дезорганизирующий эффект оценивания;

систематичность, которая во многом зависит от возраста уча­щихся. В частности, текущий контроль играет тем большую роль, чем младше учащиеся, по мере их взросления уместен больший акцент на периодический и итоговый виды контроля;

открытость (гласность) и обоснованность оценки и выстав­ленной отметки, для чего нередко требуется особая аргумента­ция;

действенность, которая может выражаться в советах, указани­ях о том, как улучшить достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше.

В российской школе до революции практиковалась шестибалльная система отметок — с баллами от «0» до «5». В 1918 оценка «0» была упразднена, и вскоре произошел переход на четырехбалльную систему: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Затем вводится пятибалльная система — от «1» до «5».

Постепенно из школьной практики исчезает «единица», и система становится четырехбалльной: «2», «3», «4», «5», но по отношению к слабым и сильным она в действительности оказывается двухбалльной: соотвественно «2» или «3», «4» или «5».

Малый «разброс» затрудняет объективное оценивание, снижает стимулирующую роль отметки.

В мире существуют и более «растянутые» шкалы оценивания девяти-, десяти-, двенадцатибалльные, а в некоторых странах Африки — даже тридцати- и стобалльные системы.

Поиски способов совершенствования учета и оценивания успешности обучения привели, с одной стороны, к отказу от выставления отметок, а с другой — к более точным и обоснованным способам балльной оценки.

Ш. А. Амонашвили доказал, что в начальной школе можно перейти к безотметочному обучению, заменив его развер­нутыми характеристиками, куда более информационными и полезными и для ученика, и для родителей.

В Германии были эксперименты по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые ха­рактеристики знаний, мотивов учения, развития мышления, по использованию табель-сообщений, в которых выделялись поведение учащихся, особые интересы, способности, навы­ки, уровень успеваемости и действительные возможности учеников по разным учебным предметам.

В последние годы в дидактике формируется компетентностный подход в образовании (Е.Я. Коган, В.В. Лаптев, О.Е.Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский, И.Д. Фрумин, и др.

), согласно которому результат образовательного процесса определеляется не только знаниево-ориентировочным компонентом, а предполагает наличие целостного опыта решения жизненных проблем, выполнения ключевых (то есть относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умения разрешать проблемы, возникающие в ситуациях:

– в познании и объяснении явлений действительности;

– при освоении современной техники и технологий;

– во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков и поступков других людей;

– при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, горожанина, избирателя и др.;

– при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении;

– при необходимости разрешать проблемы жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выделяют иерархию компетентностей: ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетентности, имеющие конкретное описание и возможности формирования в рамках учебного предмета.

Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1664; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-12694.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий