Типы классного руководства:

Типы классных руководителей

Типы классного руководства:

Успешныхклассных руководителей, как правило,можно отнести к одному из четырех типов:клас­-сный руководитель-организатор,классный руководитель-психолог, классныйруководитель – социальный организатори поддерживающий классный руководитель. Чтоже эти типы из себя представляют?

Классный руководитель-организатор

Основнойинтерес такого классного руководителя –формирование классного коллектива,развитие класса как деятельной,организованной, сплоченной группы, гдекаждый ощущает свою полезность исопричастность общему делу.

 Развитиеклассного коллектива как субъекта,активной силы воспитания, как известно,возможно только в процессе совместнойдеятельности школьников. Классныйруководитель в этом случае стремитсястроить внеклассную жизнь таким образом,чтобы она была разнообразной и значимойдля ребят.

 Основнаязабота классного руководителя-организатора –это создание условий для взаимодействия,сплочения ребят: работа с органамисамоуправления; создание коллективныхдел и поддержка связанных с нимитрадиций. Классныйруководитель-организатор опирается,прежде всего, на знание интересов исклонностей ребят, их увлеченность темили иным видом занятий.

Это может бытьпознавательная, клубная,спортивно-оздоровительная, игровая,шефская и другие виды деятельности. Выборнаправления зависит от интересов ипотребностей учеников, личностныхособенностей классного руководителя,возможностей и традиций школы.

 Классныйруководитель-организатор обучает ребят,как сообща думать и придумывать дело,как предоставить каждому возможностьвысказаться и быть услышанным, какраспределить свои силы и время, какнеобходимо действовать, чтобы достичьрезультата. На это работают все технологииколлективной творческой деятельностии методы организации микрогрупп(команд).

Классный руководитель-организаториспользует все возможные коллективныеформы работы игрового, состязательного,творческого характера. Его приоритеты –дела, которые могут объединить ребят,в которых школьники смогут проявитьсебя и получить признание сверстников(конкурс, спектакль, концерт, поход,соревнование и многое другое).

 Классныморганизатором может стать толькопедагог, у которого есть талантруководителя; тот, кто умеет задаватьработу, распоряжаться, подводить итогии оценивать результаты и может научитьэтому ребят. Асамое главное – организатором можетбыть тот учитель, который способензаражать своей деятельной энергиейдругих, который умеет творить, придумыватьи учить этому детей в различных формахдеятельности.

Классный руководитель-психолог

Основнаязабота такого классного руководителя –создание микроклимата в классе: системытоварищеских, доброжелательных отношенийодноклассников друг к другу, как вдеятельности, так и в общении. Безсоздания доверительной атмосферысотрудничества невозможно удовлетворениебазовых потребностей подростков. Помнению В.Р. Ясницкой, это потребностив безопасности, принадлежности ипризнании в классе.

 Сточки зрения подросткаудовлетворение/неудовлетворение этихпотребностей отражается во «внутренних»вопросах:● как конкретные одноклассникии класс в целом относятсяко мне?●образует ли класс некую общность («мы»),и чувствую ли я себя неотъемлемой частьюэтой общности?● какяотношуськсвоим одноклассникам и классу вцелом?Оценивать качество микроклиматакласса можно по тому, насколько защищеннымчувствует себя в классе каждый школьник,насколько ребята сплочены, насколькоактивно и какими способами каждый изних проявляет себя и свое отношение кклассу.Развитие благоприятногомикроклимата класса обеспечиваетсятолько в том случае, если классныйруководитель делает главный акцент нена организации деятельности школьникови ее результатах, а на отношенияхребят во время взаимодействия,наих бесконфликтном общении и созданииатмосферы общей заботы о конкретныходноклассниках и других людях.Необходимыепедагогические умения классногопсихолога – это коммуникативныеумения: способность понимать других,воспринимать и адекватно истолковыватьсостояние другого человека; умениеустанавливать психологический контакт,умение работать с отношениями детей.Чтобыуспешно осуществлять свои задачи,классный руководитель-психолог преждевсего старается понять характермежличностных и межгрупповых отношенийв классе, увидеть психологические ролиребят, в частности претендующих налидерство и наличие в классеотверженных.Основными формамиорганизации общения и совместнойдеятельности классного руководителя-психологаявляются формы, близкие к психологическомутренингу, психологическим и ролевымиграм, но также и дискуссионные формы.

Источник: https://studfile.net/preview/5639988/page:6/

Типы классного руководства

Типы классного руководства:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ»

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Выполнила студентка группы ППСа 118/4

Специальность «Педагогика и психология»

Мухутдинова В. Р.

Проверила: Сахарова С. Л.

Челябинск, 2007

Введение 3

1 Воспитательная работа классного руководителя 3

2 Типы классного руководства 5

3 Цель и задачи деятельности классного руководителя 5

4 Функции воспитательной работы классного

руководителя 6

Заключение 9

Используемая литература 10

Введение

Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога.

Основополагающее значение в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.

Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.

Воспитательная работа классного руководителя

Классный руководитель – учитель, организующий учебно – воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения – основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Педагоги – наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.

Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 года постановлением СНК СССР и ЦИК ВКПБ «О структуре начальной и средней школы в СССР».

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался на эту должность директором.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Типы классного руководства

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

– учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

– классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель, лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);

– классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);

– в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютера (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютер может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

Источник: https://poisk-ru.ru/s38434t14.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий