Теория естественного воспитания Руссо

Теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо — Основы социологии

Теория естественного воспитания Руссо

Жан-Жак Руссо (1712—1778) — глубокий мыслитель, гуманист и демократ — придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном, или «естественном состоянии», люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы.

Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, к порче нравов. Этому способствовало также развитие культуры и науки феодального общества.

В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчинена общественным целям.

Как и все французские просветители XVIII в., Руссо полагал, что улучшить общественные отношения можно путем правильно поставленного воспитания.

В 1762 г. Руссо издал свой роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», где подверг уничтожающей критике воспитание, осуществляемое в «феодальном обществе, и начертал план формирования нового человека».

Руссо верил в существование бога как первопричины мира, в бессмертие души, однако, придерживаясь «естественной религии», он резко разоблачал религиозное лицемерие, паразитизм и ханжество духовенства.

Разгневанные церковники добились того, что его труд «Эмиль, или О воспитании» по приговору французского парламента был публично сожжен на одной из площадей Парижа, а его автор вынужден был бежать от преследовании.

Вернулся во Францию он много позже, разбитый физически и морально.

1) Теория Ж.Ж.Руссо.

Факторы воспитания

  • Природа, развивает способности и чувсвтва;
  • Люди, учат как ими пользоваться;
  • Общество, предметы и явления в котором обобщают опыт.

Факторы вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка.

Задача воспитателя — гармонизировать действие этих факторов. Наилучшее воспитание- накопление жизненного опыта, достаточный запас которого накапливается к 25 годам, в этом возрасте человек может считаться полноправным членом общества.

Воспитание — активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Естественное воспитание – это природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие.

Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний — они заменяются естественными последствиями неверных поступков.

Слабого и еще беспомощного ребенка должен опекать наставник.

Естественное воспитание должно учитывать склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

Задачи воспитания:

  • развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности;
  • физическое воспитание, как одно из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением;
  • преодоления пагубных наклонностей;
  • формирования нравственной чистоты;
  • совершенствования всего организма.

Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребенка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в интеллектуальном, нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспитанника даже известному риску.

2) Последователи Ж.Ж.Руссо

Николай Константинович Рерих (1874 – 1947)

Художник, ученый, писатель и общественный деятель.

Мир совершенствуется через культуру, законы красоты смогут усовершенствовать человеческие отношения, их гуманизм возможен только с развитием культуры.

Работы: «Живая этика», «Агния-йога»

«Рост духа не терпит насилия. Этим объясняется медленная эволюция человечества. Нельзя заставить дух расти. Даже нельзя понудить непрошенными советами».

Первостепенно воспитание уважение к личности человека, свободе личности, отрицание принуждения. Обучение имеет успех только тогда, когда ученик достигает высокого уровня самосознания. Самовоспитание, самодисциплина, самосовершенствование – основы гуманной педагогики, педагогики ненасилия.

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910)

Писатель, философ, просветитель

«Яснополянская школа»: бесплатная школа, на 30-40 крестьянских детей с 7 до 13 лет. Занятия велись с 8 до 9 часов вечера с обедом.

Программа включала 12 предметов: чтение, писание, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, рисование, черчение, пение, математика, беседы из естественных наук и Закон Божий. Уроки вели 4 учителя.

Не было никакой подготовки детей к урокам, они ничего не носили с собой в школу.

Толстой считал образование – совокупностью всех тех влияний, которые развивают человека. Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать и копировать. «Критериум педагогики – это свобода.

В его школе дети могли делать фактически, что хотели. Учитель мог только силой убеждения заинтересовать их чем-то. Если в классе была «куча-мала», то преподаватель приносил книги, и постепенно беспорядок сам сходил на нет.

Никого не наказывали и не порицали за опоздания и их не было, все приходили вовремя.

Со временем, к старшим классам дети начинали сами устанавливать порядок и требовать дисциплины: им не нравилось, когда их отвлекали от урока, они выгоняли малышей забегавших в класс.

Константин Николаевич Вентцель (1857-1947)

Учился в Петербургском технологическом институте на юрфаке, затем в институте путей сообщения, который также не окончил.

В педагогике стал известен за организованный им эксперимент свободного воспитания, проводимый с 1906 по 1913 год. Он открывает «Дом свободного ребенка», «Общество друзей естественного воспитания», «Родительский клуб» и «Музей образцовый детских игрушек».

Классы в этих учреждениях должны были формироваться стихийно, преподавание осуществляться в форме свободной беседы. Воспитатель – лучший друг, старший товарищ, к которому дети обращаются по мере надобности. Суть концепции состояла в том, чтобы создать ребенку условия для развития дремлющих в нем творческих сил.

Изначально был открыт детский сад, который в дальнейшем стал садом с частной школой. Руководили «Домом…» поочередно родители детей. Учение по программам и планам отменялось, но счету и письму учились по мере надобности потребностей.

Но в результате первого года выяснилось, что свобода обучения превратилась в праздное проведение времени. Поэтому появилось первое расписание, во время занятий нельзя было бегать, а начатая работа должна была доводиться до конца.

Школа просуществовала три года и показала как недостатки, так и достоинства свободного воспитания.

После гражданской войны Вентцель формулирует права ребенка, которые так и не были приняты:

—  каждый ребенок имеет право на свободное развитие заложенных в нем сил…

— каждый ребенок – личность, и не может быть собственностью…

— каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей, и отказываться от родителей, если они плохие воспитатели…

— воспитание и образование – свободный дар ребенка…

— ни один ребенок не должен терпеть стеснение из-за своих убеждений… и тд.

Источник: http://soc.2nogi3000.ru/?p=1411

Концепция естественного свободного воспитания Ж.Ж. Руссо

Теория естественного воспитания Руссо

Основу пед.

взглядов Руссо (1712–1778) составляет теорияестественного воспитания, к-ая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек рождается совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

Понимание Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Коменским. В отличие от чешского педагога Руссо полагал, что воспитывать природосообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.

Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание — это и свободное воспитание.

По Руссо, воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е.

нужно широко применять метод “естественных последствий”, сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия.

Фактически Руссо ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.

Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Руссо было, несомненно, прогрессивным.

Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль, или о воспитании”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации.

Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка.

Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Первый период — от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка.

Второй период — от 2 до 12 лет — Руссо образно называет “сном разума”. Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, Руссо предлагал главным образом развивать его внешние чувства.

Третий период — от 12 до 15 лет. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.

Четвертый период — от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Руссо, “период бурь и страстей”. В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией, установленной Коменским. Впервые Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства.

Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широко применявшиеся в то время суровые методы воздействия на них. Однако рекомендуемый им как универсальный метод “естественных последствий не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.

В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

Третий возрастной период, от 12 до 15 лет, по мнению Руссо, лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний.

Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей.

Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины.

Настойчивые рекомендации Руссо развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность, стимулировать выработку у них самостоятельных суждений были, несомненно, исторически прогрессивными.

Но вместе с тем во взглядах Руссо на образование содержатся и ошибочные положения: он не сумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством и отраженным в науках; рекомендовал начинать умственное воспитание детей в очень позднем возрасте.

В 12-15 лет подросток, наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, начало которому было положено еще в предшествующий период. Демократ Руссо рассмат-л труд как обществ-ю обязанность каждого чел-ка

Руссо полагал, что участие подростка в трудовой деятельности взрослых даст ему возможность разобраться в современных общественных отношениях, — возбудит у него уважение к труженикам, презрение к людям, живущим на чужой счет. В труде он видел также действенное средство для умственного развития ребенка. Руссо считал, что подростку нужно овладеть не только некоторыми видами сельскохозяйственного труда, но и приемами ремесла.

15 лет — это возраст, когда нужно уже воспитывать юношу для жизни среди людей того социального слоя, в котором ему в дальнейшем придется жить и действовать.

Руссо ставил три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.

На первый план он выдвигал развитие положительных эмоций, которые, по его мнению, способствуют возбуждению у юноши гуманного отношения к людям, воспитанию доброты, сострадания к обездоленным и угнетенным.

Источник: https://cyberpedia.su/13xc19c.html

Ж.Ж. Руссо. Теория естественного воспитания

Теория естественного воспитания Руссо

Cреди французского Просвещения особенно ярко  выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.).

В своем главном труде «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.) Руссо подверг критике существующую практику организации воспитания. Показал кастовость, ограниченность воспитания и обучения в аристократической среде, когда ребенок находится в пансионате в отрыве от родителей.

Руссо предлагал сделать воспитание естественным и природосообразным. Главным естественным правом человека Руссо признавалось право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания.

Средство нового воспитания – свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и сложное искусство наставника – ничего не делать с ребенком – парадокс теории свободного воспитания Руссо.

Он считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа (развивает чувства и способности), люди (учат, как ими пользоваться), общество (обогащает опыт человека). Действуя все вместе, эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. задача воспитателя – привести в гармонию действие этих трех сил.

Наилучшим воспитателем Руссо считал такого, который предоставлял бы воспитаннику возможность самостоятельного накопления жизненного опыта. Центральным пунктом педагогической теории Руссо является естественное воспитание – развитие ребенка с учетом возраста на лоне природы.

Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании отказываются от ограничений, установленных наставником, отучают от слепого повиновения. На смену искусственных наказаний приходят естественные последствия неверных поступков детей.

В естественном воспитании с одной стороны учитываются детские склонности и потребности, а с другой стороны не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренняя мотивация педагогического процесса — стремление ребенка к самосовершенствованию.

Составной частью концепции естественного воспитания ребенка является идея отрицания воспитания, которое предполагает ограничения в педагогическом процессе. Задачи воспитания: развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности.

Особое место отводилось физическому воспитанию — средство для установления гармонии между человеком, природой и социумом для формирования нравственных идеалов.

С раннего детства следует вести интенсивную закалку ребенка. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были расчи-таны на условия жизни близкие к среде, близкие к природе, ручному труду. Ручной труд (огородничество, столярное дело, кузнечное дело и т.д.

) — незаменимое средство воспитания. «Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь».

В «Эмиле» сделана попытка выделить основные периоды развития человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них.

Возрастная периодизация:

I.    От рождения до 2 лет — здоровое физическое развитие ребенка.

Руссо предостерегал от попыток форсировать развитие детской речи, считая, что могут возникнуть дефекты произношения. Словарный запас должен совпадать с накопленными представлениями.

//.   От 2 лет до 12 лет — создание условий для приобретения ребенком как можно более широкого круга представлений, оказание помощи в правильном восприятии окружающих предметов и явлений.

Руссо предлагал упражнения для развития слуха, зрения, осязания. Он рекомендовал обучать без книг — ребенок должен на практике усвоить элементы различных естественных и точных наук.

Вредно учить нравственным идеалам пока они не стали потребностью ребенка.

III.   От 12 лет до 15 лет — дети подготовлены к  систематическому умственному воспитанию. При отборе образовательных предметов Руссо настаивал на обучении полезным знаниям: природоведение, математика.

IV.                   С 15 лет до 25 лет (совершеннолетие) — заканчивается формирование нравственного облика человека. В эти годы он знакомится с нормами и установлениями окружающего мира. Нравственное воспитание приобретает практическое значение: развитие добрых чувств, воли. Средством нравственного воспитания выступает чтение исторических сочинений.

Цель воспитания у Руссо: воспитание естественное, свободное, природо-сообразное, воспитание человека борца (протест против авторитета наставника). Ратовал за индивидуализацию обучения. Предлагал активные обучения: исследовательский; поисковый; практические работы.

Источник: https://students-library.com/library/read/95797-zz-russo-teoria-estestvennogo-vospitania

Естественное воспитание в произведении Жан-Жака Руссо Эмиль, или о Воспитании (стр. 1 из 5)

Теория естественного воспитания Руссо

Введение.

Жан-Жак Руссо (1712—1778)—глубокий мыслитель, гуманист и демократ — придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном, или “естественном состоянии”, люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы.

Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, к порче нравов. Этому способствовало также развитие культуры и науки феодального общества.

В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчинена общественным целям.

Одной из главных проблем, которые исследует Руссо, является проблема человека, его истинной сущности.

Руссо усматривает в человеке два естественных начала, предшествующих разуму (рассудку):»… из них одно горячо заинтересовывает нас в нашем собственном благосостоянии и самосохранении, а другое выражает наше естественное отвращение при виде гибели и страданий всякого чувствующего существа и главным образом нам подобных» (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.43).

Интересен и оригинален Руссо в своих педагогических воззрениях. В этой области он выступил горячим сторонником естественного воспитания.

Воспитание каждого человека, писал Руссо в книге «Эмиль, или о воспитании», дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений.

Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.

Естественное воспитание должно явиться живительным про­цессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общест­венным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса ста­новится стремление ребенка к самосовершенствованию.

В задачи воспитания Ж.-Ж. Русса включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются в постоянном совершенство­вании с раннего детства.

Он отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений чело­века с природой и социальным окружением, преодоления пагуб­ных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совер­шенствования всего организма.

Методика и рекомендации по физи­ческому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребенка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в интеллектуаль­ном, нравственном воспитании Ж.-Ж.

Руссо предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспи­танника даже известному риску.

Ж.-Ж. Руссо ставил перед естественным воспитанием и задачи гражданского формирования человека. Им предложена целая про­грамма соответствующих педагогических мероприятий (общест­венно полезная деятельность, совместные игры, празднества и т. д.).

Подлинно новаторский характер имели идеи Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании и обучении. Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и г. п.) провозглашался важнейшим средством воспитания. Ж.

-Ж Руссо был убежден, что свою неза­висимость человек может — обеспечить, прежде всего, собственным трудом. Вот почему труд занимает такое важное место и оказы­вается целью воспитания в педагогической системе Ж.-Ж.

Руссо.

Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравст­венное, трудовое воспитание. Она оказалась подлинно революцион­ной для своего времени. Сын века, Ж.-Ж.

Руссо не сумел порвать с рядом педагогических предрассудков (он не отрицал религиозного воспитания, выступал, за ограниченность женского образова­ния), однако его педагогические идеи оказались высочайшим до­стижением человечества и явились в дальнейшем источником развития демократической педагогики.

I. Концепция естественного воспитания

Концепция естественного воспитания зародилась во Франции, ее основоположником был Жан Жак Руссо (1712-1778). Франция ХVШ в. переживала бурное время.

Противоречия между развивающимися произ­водительными силами, интенсивный ростом капиталистической ману­фактуры и феодальными отношениями, тормозившими этот объективный процесс, должны были вот-вот привести и в дальнейшем действитель­но привели к революционному взрыву.

Господство духовенства и дворянства, первых двух сословий феодальной иерархической лестницы, их привилегии и неограниченные права, жестокая эксплуатация на­родных масс вызывали возмущенно и ненависть третьего сословия, ко­торое, будучи неоднородным, объединяется в тот период против об­щего врага — феодального строя.

Одновременно идет я идеологическая подготовка буржуазной революция.

Острие беспощадной критики направляется со стороны французских просветителей как идеологов нового нарождающегося класса против религии и духовенства, королей я монархов, фео­дальной идеологии, против феодального строя вообще и всех его порождений.

Однако, как третье сословие в целом (буржуазия, ре­месленники, крестьяне, городская беднота) не было однородным», так и просветители, как выразители их чаяний и нужд, не были едиными в своих взглядах и устремлениях.

Достаточно отметить лишь тот факт, что Вольтер, аристократ по происхождению, резкий и решительный в борьбе против духовенства и более умеренный в отношениях к дворянству, неприязненно относился к Руссо, плебею по происхождению, и не разделял многих его демократических взглядов, называя его «босяком».

Жан Жак Руссо занимает выдающееся место среди французских просветителей. Как отмечает В.Ф. Асмус, гуманизм Руссо объединяет его с просветителями, а его демократизм во многом опережает просветителей.

Руссо, не получив систематического образования, был обра­зованнейшим человеком своего времени.

Круг его интересов, диа­пазон его духовных запросов являлся весьма широким и разносто­ронним, философия и социология, литература и педагогика, поэзия и драматургия, искусствоведение и музыка — ни в одной из этих областей Руссо не показал себя дилетантом, напротив, оставил в каждой из них заметный след, оказав огромное влияние на даль­нейшее развитие духовной культуры человечества.

Не так уж много среди великих деятелей прошлого найдется людей, чья личность, чьи взгляды вызывали так много споров, подчас прямо противоположных как личность и взгляды Руссо. Даже буржуазия, идеологом ко­торой был Руссо во время её юности, отворачивается теперь от своего бывшего кумира.

От наследия Руссо, пишет Н.К.Крупская, отрекается современ­ная, одряхлевшая буржуазия.

«Предки ее, не отделявшие еще инте­ресов своего класса от дела народа, превозносили Руссо; тепереш­няя буржуазия относится к Руссо холодно, свысока и хотя по тра­диции называет его «великим», но неизменно добавляет «утопистом».

Причем под утопией понимает не только то, что действительно утопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уваже­ние перед «человеком», перед «трудом».

Более того. На великого французского гуманиста нередко кле­ветали и при жизни и после смерти.

Клеветали, извращали и про­должают извращать как сущность его взглядов (в том числе и педа­гогических), так и истинные мотивы его деятельности.

Взгляды великого реформатора на воспитание, например, трактовались во многих случаях как проявление педагогического анархизма (особен­но в трудах немецких историков педагогики).

Педагогическая теория Жан Жака Руссо не стоит особняком от его социально-политических и философских взглядов. Путь духовно­го развития Руссо, особенно философского развития, был более сложен и противоречив, чем, скажем, путь таких французских про­светителей, как Гельвеции, Гольбах и др., которые были последова­тельными материалистами в понимании многих вопросов философии.

Такой последовательности у Руссо мы не увидим. Напротив, наряду с элементами материализма и диалектики у него можно встретить изрядную долю идеализма, а по ряду вопросов — и чистейший идеализм. Непоследовательностью и противоречивостью отличаются воззрения Руссо на религию. Не менее противоречив Руссо и как социальный мыслитель. Исследователь его творчества И.

Верцман пишет, например: «Руссо метался от одной крайности к другой — то жаждал переворота и верил в осуществимость своих замыслов, то боялся революции, мечтал о покое и мещанском уюте; иногда он устремлял свою мысль в будущее, иногда при посредстве вообра­жения убегал от настоящего к эре первобытной лесной анархии, представляя себе вольницу добрых, чувствительных дикарей, не испорченных цивилизацией и живущих необщественной жизнью». Свои педагогические взгляды Руссо излагает в трактате «Эмиль, или о воспитании», вышедшем в свет в 1762 г., т.е. в тот период его жизни, когда он после появления своих социальных трактатов приобрел широкую популярность (а вместе с этим немало как друзей, так и врагов) и выступил перед читателем в новой роли — роли педагога-реформатора. Однако по существу, Руссо и а своем педагогическом романе оставался все тем же социальным мы­слителем, подходившим к животрепещущим проблемам воспитания не с узких позиций педагога-методиста, а с позиций педагога-филосо­фа. Поэтому сила «Эмиля» — не только в сокрушительной критике феодального воспитания, но и в солидной философской и социально-политической базе педагогики Руссо.

II. Сущность естественного воспитания.

Как отмечал Кант, Руссо мудро вывел свой метод воспитания из самой природы. Но, спрашивается, что же понимал Руссо под природой? К этому вопросу Руссо подходит о разных точек зрения, исходя из конкретного анализа тех или иных явлений.

В одном слу­чае природа выступает у него как внешний материальный мир, как воя окружающая действительность, воздействующая на человека и, в частности, на ребенка. Здесь Руссо высказывает ряд материали­стических положений. В «Исповедании веры савойского викария» Руссо пишет; «Все, что я чувствую вне себя и что действует на мои чувства, я называю материей…

Я существую и имею чувства, посредством которых получаю впечатления». Эти положения со­звучны взглядам материалистического сенсуализма, которые в ХVII в. защищал Локк. Это понимание Руссо природы тем более необходимо отметить, что некоторые исследователи ограничиваются лишь данной стороной дела и приписывает Руссо тем самым не свой­ственную ему узость взглядов.

С другой стороны, без выяснения роли внешней природы как фактора воспитания, благотворно воздей­ствующего на человека, на детей, нам также будет не понятен Рус­со как педагог-мыслитель, педагог-реформатор.

Источник: https://mirznanii.com/a/180205/estestvennoe-vospitanie-v-proizvedenii-zhan-zhaka-russo-emil-ili-o-vospitanii

Uchebnik-free
Добавить комментарий