Сущность и значение стадии надзорного производства.

Понятие и значение стадии надзорного производства

Сущность и значение стадии надзорного производства.

Как правило, незаконные приговоры, определения, постановления суда отменяются или изменяются при рассмотрении в кассационной инстанции.

Однако, во-первых, не каждое уголовное дело становится предметом рассмотрения в кассационном порядке, во-вторых, и после рассмотрения дела в кассационной инстанции нередко остаются необнаруженными серьезные ошибки и нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального закона, допущенные по делу, которые колеблют законность и обоснованность приговоров и других судебных постановлений. Могут также иметь место случаи, когда сама кассационная инстанция неверно разрешила дело. Для устранения нарушений подобного рода и существует стадия надзорного производства, являющего таким образом формой надзора и руководства судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов.

Надзорное производство – это исключительная стадия уголовного процесса, представляющая собой проверку судом надлежащей надзорной инстанции законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных приговоров, определений, постановлений по протестам соответствующих должностных лиц прокуратуры и суда в целях выявления и устранения ошибок, допущенных судами первой, второй и надзорной инстанции.

Как самостоятельная стадия уголовного процесса надзорное производство может быть условно подразделено на два взаимосвязанных между собой этапа, каждый из которых включает в себя несколько частей. Первый этап – возбуждение надзорного производства – представляет собой три относительно самостоятельные части:

1) рассмотрение надзорной жалобы уполномоченными на то должностными лицами суда или прокуратуры;

2) истребование в необходимых случаях уголовного дела и его изучение;

3) принятие процессуального решения о принесении надзорного протеста или об отказе в удовлетворении жалобы.

Второй этап – рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции – включает в себя:

а) подготовительную часть судебного заседания;

б) доклад дела судьей;

в) объяснения явившихся лиц;

г) заключение прокурора или поддержание им протеста;

д) принятие и оглашение решения.

При проверке судебных постановлений, вступивших в законную силу, используются методы и принципы, свойственные также кассационному производству, — ревизионное начало и недопустимость поворота к худшему. Согласно ст.

414 УПК, при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами протеста и обязан проверить все производство по делу в полном объеме.

Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен в отношении одного или части осужденных, суд обязан проверить дело в отношении всех осужденных.

Суд при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, изменить режим отбывания наказания, установить фактическое начало исчисления срока отбывания наказания и решить иные вопросы, связанные с изменением приговора, но не вправе применить закон о более тяжком преступлении, а также усилить наказание, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 3 ст. 396 УПК.

Признав неправильным оправдание обвиняемого или прекращение производства по уголовному делу в суде первой или кассационной инстанции, равно как и назначение осужденному наказания, по своей мягкости не соответствующего содеянному, суд надзорной инстанции вправе с соблюдением требований статей 387 и 388 УПК отменить приговор или определение и направить дело на новое судебное рассмотрение соответственно в суд первой или кассационной инстанции.

Если неосновательное прекращение производства по уголовному делу или незаконное смягчение наказания осужденному были допущены при рассмотрении дела в порядке надзора, вышестоящая надзорная инстанция вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить в силе с изменением или без изменения приговор суда и кассационное определение.

https://www.youtube.com/watch?v=jgkVfCS_Ub4

В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько обвиняемых, суд не имеет права отменить приговор, определение, постановление в части тех осужденных или оправданных, в отношении которых протест не приносится, если отмена приговора, определения, постановления ухудшает их положение.

Необходимо также обратить внимание на общность задач надзорного и кассационного производств, а также оснований к отмене или изменению проверяемых на соответствующих стадиях судебных решений.

В рамках надзорного производства проверяются решения, вступившие в законную силу и потому обладающие свойством обязательности для всех физических и юридических лиц. В данной связи рассматриваемое производство отличается от кассационной проверки рядом общих условий его осуществления.

Жалоба, принесенная на приговор или иное судебное решение заинтересованным лицом, не влечет за собой направление дела в надзорную инстанцию. Пересмотр судебных решений в порядке надзора проводится только по протесту уполномоченного на то законом прокурора, председателя суда или их заместителей. Тем самым обеспечивается стабильность судебных решений.

В порядке судебного надзора может быть проверен более широкий круг судебных решений, в том числе: решения, не подлежащие кассационному обжалованию или опротестованию; определения кассационной инстанции; постановления (определения) нижестоящих надзорных инстанций.

Начало надзорного производства и пересмотр судебного решения не ограничены какими-либо сроками, если в протесте ставится вопрос о необоснованности осуждения лица или о смягчении ему наказания.

Однако пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения, постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения, постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускаются в течение одного года по вступлении их в законную силу.

В надзорном производстве, как и в кассационном, проверка законности и обоснованности судебного решения ведется по материалам уголовного дела и дополнительным материалам, представленным вместе с протестом (представление дополнительных материалов в надзорном производстве не предусмотрено УПК, но допускается судебной практикой). В то же время, если в кассационной инстанции могут быть исследованы любые новые материалы, то в надзорной – только те, что относятся к обстоятельствам, которые были предметом исследования в суде и не свидетельствуют о наличии вновь открывшихся обстоятельств. Так, во внимание не могут быть приняты данные о совершении осужденным иных преступлений, которые не были раскрыты к моменту приговора, или материалы, указывающие на заведомую ложность показаний свидетеля. Подобные материалы могут быть изучены на стадии возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Дополнительные материалы подлежат оценке в совокупности с имеющимися в деле доказательствами и наряду с ними могут быть положены в основу решения только об отмене приговора (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда СССР № 2 от 5.04.1985 г. «О применении судами законодательства, регламентирующего пересмотр в порядке надзора приговоров, определений, постановлений по уголовным делам»).

Порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции отличается от процедуры, установленной для кассационного производства. В первую очередь это касается ограничения таких начал, как гласность и состязательность.

В кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). При этом должен соблюдаться принцип инстанционности, т. е. дело пересматривается надзорными инстанциями последовательно, начиная с нижестоящей надзорной инстанции и заканчивая Президиумом Верховного Суда.

Надзорное производство служит гарантией защиты прав и законных интересов личности, а также реализации целей правосудия по уголовным делам.

Восстановление справедливости по конкретным делам – всего лишь одна из сторон деятельности судов надзорной инстанции.

Другая, не менее важная сторона – формирование судебной практики, направление ее по пути правильного и единообразного применения законодательства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_154937_ponyatie-i-znachenie-stadii-nadzornogo-proizvodstva.html

26.1. Значение и задачи надзорного производства: Значение надзорного производства предопределяется тем, что оно дает

Сущность и значение стадии надзорного производства.

Значение надзорного производства предопределяется тем, что оно дает возможность исправить судебную ошибку даже после вступления в законную силу приговора (определения, постановления) и позволяет вышестоящим судам обеспечить необходимое единство судебной практики.

Задачи стадии аналогичны задачам стадии кассационного производства:

а) предупреждение исполнения неправосудных приговоров, определений и постановлений;

б) исправление судебных ошибок;

в) повышение качества работы нижестоящих судов;

г) направление судебной практики в строгом соответствии с требованиями закона. 26.2.

Понятие и общая характеристика стадии производства в надзорной инстанции 26.2.1.

Понятие и этапы надзорного производства

Надзорное производство — это судебная деятельность, осуществляемая в связи с необходимостью пересмотра приговоров, определений, постановлений суда (судьи, мирового судьи), вступивших в законную силу, по жалобам осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя и законного представителя, а также по представлению прокурора. Оно обладает теми же основными чертами, что и кассационное производство за некоторыми исключениями. К примеру, в отличие от кассационного производства дело в порядке надзора может быть рассмотрено неоднократно.

Этапы надзорного производства. 1.

Принесение надзорных жалобы или представления. 2.

Истребование, изучение судьей уголовного дела для разрешения вопроса о возбуждении надзорного производства. 3.

Вынесение решения о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано (вынесение предварительного решения). 4.

Рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции. 26.2.2.

Средства стадии надзорного производства

Соответственно средства решения задач данной стадии следующие. 1)

судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе в пределах своей компетенции истребовать любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления; 2)

при наличии к тому оснований судья может вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано; 3)

суд заслушивает прокурора; 4)

суд обязан выслушать объяснения осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевших и их представителей, если они участвуют в судебном заседании.

Ни судья, ни суд следственные действия производить не вправе. Между тем, исходя из содержания ч. 2 ст. 86 УПК РФ, в надзорную инстанцию стороны вправе представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

26.3. Основные черты надзорного производства 26.3.1.

Свобода обжалования

Свобода обжалования означает возможность принесения надзорной жалобы широким кругом лиц. Право обжалования приговора (постановления, определения) суда принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам или законным представителям, потерпевшему, его представителю и законному представителю. Принести представление на приговор (постановление, определение) суда может и прокурор.

Надзорному обжалованию подлежат приговоры и иные судебные решения, начиная от приговора или постановления мирового судьи до определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ. 26.3.2.

Строго определенная форма повода к началу надзорного производства

Требования к структуре и содержанию надзорной жалобы (представления) аналогичны тем, что предусмотрены применительно кассационной жалобы (представления). Как надзорная жалоба, так и надзорное представление должны содержать: 1)

наименование суда надзорной инстанции, в который подаются жалоба или представление; 2)

данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения; 3)

указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего; 4)

доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных ст. 409 УПК РФ; 5)

перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов; 6)

подпись лица, подавшего жалобу или представление.

Кроме того, в ней может быть отражено ходатайство осужденного об участии в рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции.

К надзорной жалобе (представлению) прилагаются:

а) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

б) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;

в) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.

Не соответствующая указанным требованиям жалоба (представление) не порождает начала надзорного производства. Она возвращается судьей лицу, ее подавшему, и назначается срок для пересоставления жалобы (представления). 26.3.3.

Ревизионные начала надзорного производства

Надзорная инстанция не связана доводами надзорной жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен

458

только в отношении одного или части осужденных, суд вправе проверить дело в отношении всех осужденных (ст. 410 УПК РФ).

Остается спорным вопрос о праве компетентного органа приносить один протест сразу на несколько однородных дел. П.Я. Трубников полагает возможным представление для разрешения надзорной инстанцией такого протеста. И.Д. Перлов категорически возражает и совершенно правильно считает необходимым в такой ситуации приносить протест по каждому делу. 26.3.4.

Проверка законности и обоснованности приговора

Надзорная инстанция, с одной стороны, должна проверить не только законность приговора, определения или постановления, то есть соблюдение при производстве по делу норм уголовно-процессуального и уголовного права, но и их обоснованность, то есть соответствие выводов суда, изложенных в приговоре, определении или постановлении фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы нижестоящего суда. С другой стороны, проверка приговора, определения или постановление в надзорном порядке может не ограничиваться всего- навсего вопросами предъявленного обвинения. В случае необходимости исследованию должны подлежать все их части и составляющие.

Суд надзорной инстанции вправе проверить законность и обоснованность судебных решений в полном объеме, в отношении всех осужденных, включая и тех, о которых жалоба (представление) не принесена.

При этом необходимо тщательно проверять, соблюдены ли в ходе расследования и судебного рассмотрения дела нормы уголовного и уголовно- процессуального закона, нарушение которых является основанием к отмене или изменению судебных решений.

Если в отношении осужденных, о которых не было принесено жалобы (представления), таких оснований не установлено, в определении (постановлении) не должно указываться, что дело о них проверено, и что состоявшиеся в отношении их решения оставлены в силе. 26.3.5.

Возможность представления в надзорную инстанцию дополнительных материалов

В главе УПК РФ, посвященной надзорному производству нет упоминания о получении судом надзорной инстанции от сторон дополнительных материалов. Но там не содержится и запрета на представление сторонами таковых. Согласно же ч. 2 ст.

86 УПК РФ обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

Данное обстоятельство позволяет говорить о наличии у сторон указанного права и на стадии надзорного производства.

Производство же следственных действий с целью получения дополнительных материалов, представляемых в надзорную инстанцию, не допускается.

Дополнительные материалы подлежат оценке в совокупности со всеми другими доказательствами, имеющимися в деле, и наряду с ними могут быть положены в основу принимаемого решения об отмене приговора и направлении дела на новое расследование или новое судебное рассмотрение.

Исходя из общего подхода к оценке дополнительных материалов на предшествующих судебных стадиях, можно заключить, что изменять приговор и последующие судебные решения или отменять таковые с прекращением дела на основании дополнительных материалов не следует.

Исключение составляют случаи, когда достоверность фактов, устанавливаемых дополнительно представленными материалами, не требует проверки, например документ о возрасте осужденного, не позволяющий привлечь его к уголовной ответственности, справка о том, что он не был прежде судим, и т. п. 26.3.6.

Широкие полномочия надзорной инстанции

Рассматривая дело в надзорном порядке, вышестоящий суд вправе при наличии указанных в законе оснований оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное де- ло на новое судебное рассмотрение; отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; внести изменения в приговор, определение или постановление суда (ч. 1 ст. 408 УПК РФ). 26.3.7.

Недопустимость ухудшения положения осужденного в результате рассмотрения его дела надзорной инстанцией

Надзорная инстанция может смягчить назначенное нижестоящим судом наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Изменение обвинения допускается, если при этом не ухудшается положение осужденного и не нарушается его право на защиту.

Причем пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела ни при каких обстоятельствах не допускаются (ст. ст. 405, 410 УПК РФ). 26.3.8.

Неоднократность надзорного производства

В надзорном порядке может быть подвергнуто проверки любое судебное решение. И хотя по этому вопросу мнения разделились.

Бесспорно, что надзорное производство предполагает проверку не только решений, вынесенных по первой инстанции, но и приговоров (постановлений) суда апелляционной инстанции, определений кассационной и даже надзорной инстанции.

Таким образом, законность и обоснованность, к примеру, приговора районного суда может сначала проверяться областным судом, а затем Верховным Судом РФ.

26.4. Основания к обжалованию и пересмотру судебных решений в порядке надзора

Основаниями к обжалованию и пересмотру приговора, определения либо постановления суда при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора являются: 1)

нарушение уголовно-процессуального закона; 2)

неправильное применение уголовного закона;

459 3)

несправедливость приговора .

В соответствии с ч. 2 ст. 409 УПК РФ определение или постановление суда первой инстанции, определение суда кассационной инстанции, определение или постановление суда надзорной инстанции подлежат отмене или изменению, если суд надзорной инстанции признает, что: 1)

определение или постановление суда первой инстанции незаконно или необоснованно; 2)

определение или постановление вышестоящего суда необоснованно оставляет без изменения, отменяет или изменяет предшествующие приговор, определение или постановление по уголовному делу; 3)

определение или постановление вынесено с нарушением требований УПК РФ, которое повлияло или могло повлиять на правильность вынесенного судом определения или постановления. 26.5.

Источник: https://uchebnikfree.com/ugolovnoe-pravo/261-znachenie-zadachi-nadzornogo-5790.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий