Социальная философия Аристотеля

8. Учение Платона о государстве. Социальная философия Аристотеля

Социальная философия Аристотеля

8. Учение Платона о государстве.Социальная философия Аристотеля.

Платон (428-347 гг. до н.э.), ученикСократа, родился в Афинах. Его настоящееимя — Аристокл, Платон – псевдоним (т.е. широкоплечий).

Вопросам упорядочения общества Платонпосвящает своё произведение – «Государство» («Политея»).

Государство, по Платону, возникаетпотому, что отдельный человек не можетобеспечить удовлетворение своих главныхпотребностей (в жилище, пище, одежде ит.п.).

В рассмотрении проблемы государстваПлатон опирался на свою теорию идей иидеала.

«Идеальное государство» возникает какобщество трех социальных групп:

  • правители – мудрецы (философы),
  • стратеги – воины, задача которых стоять на страже безопасности государства,
  • производители – земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей.

Эти три сословия соответствуют, впринципе, трем частям души. Трем основнымсословиям соответствуют также три изчетырех основных добродетелей:

  • 1) Мудрость является добродетелью правителей и философов (у философов преобладает разумная часть души).
  • 2) Храбрость — добродетель воинов. (у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть).
  • 3) Умеренность — добродетель народа. (у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, быть управляемыми, умеренными).
  • 4) Справедливость – не относится к отдельным сословиям, но является общей «надсословной», «державной» добродетелью.

С позиции своего «идеального государства»Платон классифицирует существующиегосударственные формы на две большиегруппы:

  • приемлемые государственные формы;
  • регрессивные – упадочные.

Приемлемой государственной формойсчитается «Идеальное государство». Изсуществующих государственных формближе всего к нему стоит аристократия,а именно аристократическая республика(но не аристократическая монархия).

Идеальной форме Платон противопоставлялотрицательную форму государственногоустройства, в которой главным мотивомповедения людей оказываются материальныезаботы и стимулы.

Отрицательные – упадочные (регрессивные)формы государства:

  • тимократия,
  • олигархия,
  • демократия,
  • тирания.

Тимократия– перваяформа, ближайшая к идеальному образцу.Это власть нескольких личностей,основанная на военной силе, т.

е, надобродетелях средней части души, тоесть власть, основанная на господствечестолюбцев (честолюбие– стремление делать что-либо лучшедругих и добиваться большего, чем другие,часто сопряжённое с жаждой известности,славы, с любовью к почестям) . Вантичной Греции этому типу наиболеесоответствовала аристократическаяСпарта (V иIV вв. до н. э. )

В таком государстве господствует силаи храбрость («яростных дух»); здесьвоенные качества преобладают наддругими, развивается честолюбие. Но застремлением к власти, рождается стремлениек богатству.

Стремление к богатствуведет тимократию к гибели. Деньгистановятся мерилом почестей и влиянияна общественные дела; бедные исключатсяиз участия в политике.

Правление изтимократии превращается в олигархию,где властвуют богатые.

Олигархия– это властьнескольких личностей, опирающаяся наторговлю, ростовщичество, которые тесносвязаны с низкой, чувственной частьюдуши.

В олигархии господствуют уже низкиестремления человека (алчность). Правлениевручается людям не по достоинству, а побогатству; поэтому оно всегда дурно. Носуществует еще некоторая умеренность,поскольку правители заботятся осохранении приобретенного и воздерживаютнизких от своеволия.

Олигархия держится на запугивании иприменении вооруженной силы.

Борьба богатых и бедных, враждующихмежу собой, ведет олигархию к падению.

Бедные, будучи многочисленнее, побеждают.И вместо олигархии устанавливаетсядемократия.

Демократия — это власть иправление большинства, но правление вобществе, в котором противоположностьмежду богатыми и бедными обостряетсясильнее, чем при олигархии.

Рост возмущения бедных против богатыхприводит к восстанию.

В демократии, как и в идеальном государстве,все граждане делятся на три класса,которые находятся между собою во вражде:

ораторы и демагоги, лжеучителимудрости, которых Платон называеттрутнями с жалом.

богачи, представители ложнойумеренности; это трутни без жала.

бедняки рабочие, которых Платонназывает рабочими пчелами, постоянновраждующие под влиянием первого классасо вторым.

В демократии, по Платону, из-за господстваприсущих толпе ложных мнений происходитпотеря нравственных ориентиров ипереоценка ценностей:

  • Сдержанные прежде страсти и желания выступают во всей своей необузданности: наглость, анархия, распутство, бесстыдство владычествуют в обществе.
  • В правление возводятся люди, которые льстят толпе; исчезает уважение к власти и закону; дети равняют себя родителям, ученики наставникам, рабы господам.

И наконец избыток свободы подрывает ееосновы, ибо одна крайность вызываетдругую.

Из демократии и свободы вырастает еепродолжение и противоположность —тирания.

Народ ищет себе вождя. Вождь забираетвласть в свои руки; он окружает себянаемными телохранителями и, наконец,уничтожает все народные права и становитсятираном.

Тирания. Чрезмерная свободаобращается в чрезмерное рабство; этовласть одного над всеми в обществе.Возникает эта власть, подобно предыдущимформам, как вырождение предшествующейей демократической формы правления.

Тиран добивается власти как «ставленникнарода». В первые дни и в первое времяон «улыбается и обнимает всех, с кемвстречается, не называет себя тираном,обещает многое, освобождает от долгов,народу раздает земли и притворяетсямилостивым и кротким в отношении ковсем. Он ищет опоры в рабах и в людяхсамого низкого свойства, потому чтолишь в себе подобных он находитпреданность».

«Тирания — наихудший вид государственногоустройства, где царят беззаконие,уничтожение более или менее выдающихсялюдей — потенциальных противников,постоянное инспирирование нужды впредводителе (войны, нехватка продовольствияи т.п.), подозрения в вольных мыслях имногочисленные казни под надуманнымпредлогом предательств, «очищение»государства от всех тех, кто мужествен,великодушен, разумен или богат.

Для людей, живущих в условиях порочногогосударственного строя, характерны,по мнению Платона:

  • Ошибочный выбор ценностей,
  • Ненасытное стремление к ложно понятому и неверно осуществляемому благу (в тимократии — безудержная страсть к военным успехам, в олигархии — к богатству, в демократии к безграничной свободе, в тирании — к чрезмерному рабству). Именно это, согласно Платону, и губит данный строй.
  • Таким образом, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений.

Выход из порочных состояний обществавозврат к изначальному строю — т. е.переход от тирании к правлению мудрых(ибо одна крайность вызывает другую; изтирании и рабства вырастает еепродолжение и противоположность —правление мудрых).

Социальная философия Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)родился в Стагире (Македония). В 17 летон переехал в Афины и стал ученикомПлатона. В Академии Аристотель пробылпочти 20 лет.

Сначала на него заметно влияла философияПлатона. Однако впоследствии Аристотельподверг критике учение Платона. Многовнимания Аристотель уделял учению оприроде человека и государстве.

Аристотелю принадлежит знаменитоеопределение человека как «животногополитического» или общественного. Смыслэтого определения: человек не можетжить один, он нуждается в контактах слюдьми. Отличие человека от животногоАристотель видел в его способности кинтеллектуальной деятельности.

В труде «Политика» Аристотель определяетгосударство как общение подобных другдругу людей в целях возможно лучшегосуществования.

Государство — творение природы,продукт естественного развития. В основеего лежат потребности людей.

Положение человека в обществе определяетсяего собственностью (стратификация).

Аристотель критикуетплатоновский проект «Идеальногогосударства»:

  • Общность имущества противоестественна, а частная собственность соответствует природе человека.
  • Человеку свойственно любить себя. В разумных пределах это нормально.
  • Частная собственность – следствие себялюбия. Это стимул к труду, производству, обогащению.
  • Общность имущества не дает стимулов к производству, ей трудно управлять, она содействует лени, стремлению воспользоваться трудами других.
  • Защита частной собственности не мешала Аристотелю осуждать чрезмерное обогащение. Он выделяет 2 формы накопления богатства. Первая – своим трудом, через производство, создание материальных благ, что увеличивает общее богатство. При второй форме – посредством торговли, спекуляции, ростовщичества – ничего нового не создается (эгоистическое обогащение).
  • Идеал Аристотеля в том, чтобы собственность была частной, а плоды ее использовались для общего блага.
  • Упразднение семьи также уничтожает стимулы к труду.
  • В государстве должно господствовать право, а не люди (по Платону должны господствовать цари — философы).
  • Законы – это уравновешенный разум, которому не мешают эмоции, симпатии, антипатии.
  • Право – тождественно справедливости. Законное и справедливое должны совпадать.
  • Важным показателем справедливости Аристотель считает отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину.
  • Соображения о справедливости и умеренности, о среднем пути, как ее главном принципе, лежат в основе учения Аристотеля о формах правления. Его этический принцип – ничего чрезмерного, никаких крайностей.
  • Аристотеля называют идеологом здравого смысла среднего класса.
  • Он стремится достичь равновесия между бедными и богатыми, простыми людьми и аристократами, философами.
  • Аристотель делит государства по числу участвующих в управлении на три группы,

1) где властвуетодин человек,

2) где властвуютнемногие,

3) где властвуетбольшинство.

  • В зависимости от того, думают ли правители об общем благе или только о своих интересах, он подразделяет формы правления на правильные и неправильные:

Правильная властьодного человека именуется монархией,неправильная – тиранией.

Правильная властьнемногих – аристократией,неправильная– олигархией.

Правильная властьбольшинства называется политией,неправильная– демократией.

  • Неправильную монархию – тиранию – Аристотель считает худшей из всех форм правления.
  • Аристократия – всласть ограниченного числа лучших в нравственном и интеллектуальном отношении лиц – предпочтительнее монархии. При отсутствии выдающихся правителей обе формы (аристократия и монархия) перерождаются: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию.
  • При олигархии господствуют богатые. Царит полное неравенство, что несправедливо.
  • Полное равенство при демократии тоже несправедливо. Здесь преобладают бедные.
  • Аристотель выделяет несколько типов демократии.

В одних случаяхвсе граждане, богатые и бедные, на равныхучаствуют в осуществлении власти.

В других – правозанимать выборные должности связано симущественным цензом.

Худший виддемократии, когда народ правит, неопираясь на законы. Беззаконие роднитэтот вид демократии с тиранией иолигархией.

  • Демократия – неустойчивая форма правления. Но она предпочтительней олигархии и аристократии.
  • Совершенная форма правления – полития – представляет собой вариант власти большинства. Она сочетает лучшие стороны олигархии и демократии, это «золотая середина», к которой стремится Аристотель. Чистая форма политии – редкость, т.к. требует сильного среднего класса.
  • Аристотель уделял особое внимание смене форм государства в результате насильственных или мирных переворотов.
  • Причиной переворотов является нарушение справедливости (абсолютизация принципа, лежащего в основе разных форм правления). При демократии – это абсолютизация равенства. Олигархия наоборот, абсолютизирует неравенство.
  • Аристотель связывает перевороты и социальными противоречиями, обусловленными имущественным цензом. Усиление одного из классов (богатого или бедного), слабость среднего класса – причина переворотов.
  • Лучшим способом обеспечения стабильности – укрепленного среднего класса, установление политии, смешанного строя.
  • Аристотель в отличии от Платона, выводит происхождение государства из «природы человека», а не божественного установления. Эта его сказывается установка в трактовке рабства. Аристотель считает, что рабство существует «по природе», ибо одни люди предназначены повелевать а другие подчиняться и следовать указаниям первых. Рабы – отличаются от господ как телом, приспособленным к грубому физическому труду, так и «рабской» душою. Раб – одушевленный инструмент, часть имущества господина. Раб не имеет никаких прав, и по отношению к нему не может быть несправедливости, поскольку он человек.
  • Вклад Аристотеля в философию велик. Он создал новую методологию эмпирического и логического исследований, обобщил огромный материал. Его подход отличался реализмом и умеренностью. Он предложил и обосновал систему понятий, которой человечество пользуется до сих пор.

Источник: https://studfile.net/preview/2826151/

Философия Аристотеля: кратко и понятно

Социальная философия Аристотеля

Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского.

Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.

Основы философии Аристотеля

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.

Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.

Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

  • теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
  • поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу.

Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями.

Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам.

Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья.

Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях.

Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

«Поэтика» Аристотеля

Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.

Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.

В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).

Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/aristotel.html

Социальная философия Аристотеля

Социальная философия Аристотеля

Давлетов А. М., Миннигалеев И. Р., Назаров Т. З. Социальная философия Аристотеля // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 839-841. — URL https://moluch.ru/archive/131/36261/ (дата обращения: 06.03.2020).



Социальная философия Аристотеля

Давлетов Азамат Маратович, магистрант;

Миннигалеев Ильнар Ришатович, магистрант;

Назаров Тимур Зуфарович, кандидат социологических наук, доцент

Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа

Аристотель является одной из самых значимых фигур античной философии. Так же как и его учитель Платон, он считал одной из основных своих задач теоретическое обоснование наилучшего государственного устройства, прототипом которого так или иначе выступал древнегреческий полис.

Его социально-политические взгляды изложены в работе «Политика» [1, с. 375–644]. Следует отметить, что наряду с Платоном проекты идеального государства выдвигали и другие философы (например, Фалей Халкедонский, Гипподам Милетский и др.

), однако заслуга Аристотеля в том, что он очень тесно увязывал теоретические построения с практикой реально существующих общественный отношений, он не был оторван от действительности, он постоянно соотносил практику с теорией.

Можно сказать, что в Работе «Политика» Аристотель ищет баланс между традиционными и либеральными представлениями об обществе [2; 3]. Высоко оценивая творчество своего учителя Платона, Аристотель не мог согласиться с его концепцией государства.

Истоки социально-философской концепции Аристотеля уходят корнями в его общефилософские теоретические построения. Выделим самые важные моменты его философской теории:

  1. Первопричиной всех явлений в мире Аристотель считает Бога. Бог есть некоторая сущность, вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей.
  2. Аристотель вслед за Платоном рассматривает космос и природу основываясь на органицистских представлениях. Поскольку природа есть единый живой организм, где одно возникает ради другого, то, следовательно, имеется некоторая высшая причина, высшая цель, которая обуславливает как соотношение частей органического целого, так и направление его развития. Все в природе подчинено целевой причине, например, дождь идет для того, чтобы росли растения, а растения существуют для того, чтобы обеспечивать питание животных [4, с. 32–33].
  3. Не отрицая понятия случайности и самотворчества, Аристотель в то же время указывает на то, что они безусловно подчиняются целевой причине, являются ее вторичными проявлениями. Случайные отклонения, возникающие в «теле» органического целого, не могут нарушить цельность организма, они всегда сопровождают осуществление цели. В вопросе о содержании цели Аристотель солидарен с Платоном: осуществление цели есть стремление вещи к своему благу, а это конкретное благо всегда есть реализация блага вообще, т. е. блага, определяемого божественным первоначалом. Из этих идей непосредственно вытекает вывод о телеологичности мировоззрения Аристотеля [5, с. 6–7].

Телеология, проявляющаяся как обусловленность явлений через цель, господствует не только в природе, но и в действиях отдельно взятого индивида, его целенаправленное поведение определяется мыслью.

Эти идеи Аристотеля впоследствии развивал арабский философ аль-Фараби, которого современники называли «вторым учителем» («первым учителем» в арабо-мусульманской философии того периода было принято называть Аристотеля) [6].

Именно такое — телеологическое– понимание природы индивида вкладывается Аристотелем в концепцию человека как общественного существа. Он даже называл человека «политическим животным».

Изолированный, взятый сам по себе, индивид не может быть самодостаточным, его ответственная жизнь возможна только в обществе, в которое он включен как необходимый составной элемент. Аристотель считает, что именно индивид, гражданин — главный элемент государства, ибо он обеспечивает целесообразное развитие социального организма, выполняя определенные функции — производственную, воинскую, административную и др.

Таким образом, Аристотель вносит новое в определение государства, связывая любой способ социального устройства с политическим устройством. Он пишет, что государство — это форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством», а политическое устройство он определяет как порядок, который лежит в основании распределения государственной власти.

При анализе структуры социального организма Аристотель применяют системное рассмотрение, четко выделяя целое и его составные части. Согласно его концепции, общество предоставляет собой иерархическую систему, в ней Аристотель выделяет следующие уровни: человека, семью, селение, государство.

Вначале он по отдельности рассматривает внутреннюю структуру каждой из форм общежития людей начиная с семьи, и приходит к выводу о том, что каждой форме свойственны свои иерархические отношения господства и подчинения.

Наиболее совершенными эти отношения становятся в государстве, но прежде чем возникает государство, люди проходят через исторически более ранние формы совместного проживания.

Аристотель считает, что государство как продукт эволюции более ранних форм общежития людей является результатом взаимодействия многочисленных социальных и экономических связей, первое из которых выступают как отношения господства и подчинения, а вторые как отношения собственности [7; 8].

Согласно Аристотелю, люди первоначально жили отдельными семьями, полностью обеспечивая себя всем необходимым, но экономические потребности привели людей к мысли о целесообразности объединения семей в селения. Те же самые причины побуждают в дальнейшем к объединению селений в государство.

Этот процесс эволюционного развития общества Аристотель объясняет естественными причинами — действием совокупности экономических и политических отношений, однако это лишь внешние формы осуществления целесообразного общественного устройства [9]. Государство — это «энтелехия» семьи и селения, то есть это конечная цель их развития.

Изначально в самой природе семьи и селения уже была наложена цель, и этой целью было государство. Развитие человека от рождения также определяется конечной целью, он должен стать общественным существом, в этом его энтелехия.

Рождаясь, человек вступает в уже заданные общественные отношения, которые и формируют его сущность, заложенные в нём потенциальные возможности стать гражданином, главная цель которого — служение государству.

Полемизируя с концепцией Платона, Аристотель подчеркивает невозможность осуществления его концепции идеального государства на практике. Основной ошибкой Платона он считает преувеличение целого: утверждение блага целого за счет блага частей.

В частности, он отрицательно относится к идее ликвидации частной собственности, выступающей важным регулятором социальных отношений. Аристотель считает, что необходимо учитывать общественную психологию, ведь даже «одна мысль о частной собственности доставляет несказанное удовольствие».

Отмена частной собственности может привести к тому, что прикрываясь лозунгом общего дела, люди будут сваливать свои обязанности друг на друга.

Различное отношение Платона и Аристотеля и к рабству.

Если в идеальном государстве Платона о рабах вообще не упоминается, так как институт рабства с системой социальных отношений, им порождаемый, не соответствует самой идее государства, то Аристотель будучи практиком и прекрасно понимая неотделимость рабства от общего социального устройства современного ему греческого полиса, считал это явление вполне естественным: одни по природе рабы, а другие по природе свободны. Он считал, что рабство органично вписывается в идеальное общественное устройство.

Хотя телеология как способ объяснения структуры и развития природы и общества присуща концепциям обоих мыслителей, имеется также и различия в объяснении источника глобальной целесообразности. Платон видит этот источник трансцендентном мире идей, детерминирующем развитие природы и общества.

Аристотель в противоположность ему полагает, что целевая причина имманентна вещам, она проявляется как их энтелехия, развертывающаяся и воплощающаяся в процессе эволюции вещи.

Это различие в концепции телеологизма, однако не является существенным, и в первом и во втором случае индивидуальное начало оказывается вторичным по отношению к целому. Как и в социальной концепции Платона, здесь ясно просматриваются контуры объективного подхода в трактовке взаимоотношений индивида и общества.

Телеологические воззрения Аристотеля на общество долгое время служили парадигмой философии истории. К примеру, в эту парадигму вполне вписывается и марксистская концепция общественно-экономических формаций [10; 11].

Литература:

  1. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 832 с..
  2. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19–26.
  3. Семенова Э. Р. Идеи традиционализма и либерализма в философии права // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3 (70). С. 161–163.
  4. Рахматуллин Р. Ю. Основы социальной философии. Уфа: Уфимский юридический институт МВД России, 1996. 74 с.
  5. Рахматуллин Р. Ю., Хидиятов Н. Б. Рационалистическое направление в философии. Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1993. 75 с.
  6. Рахматуллин Р. Ю. Философские взгляды аль-Фараби // Научный альманах. 2015. № 7 (9). С. 1239–1242.
  7. Рахматуллин Р. Ю. Историческое знание в контексте философии науки // Вестник ВЭГУ. 2015. № 3 (77). С. 129–137.
  8. Давлетбаев Ф. Р., Рахматуллин Р. Ю. Критерии общественного прогресса // Вестник научных конференций. 2016. № 1–5 (5). С. 60–62.
  9. Семенова Э. Р. Принцип развития в эпистемологии // Молодой ученый. 2016. № 2 (106). С. 985–987.
  10. Рахматуллин Р. Ю. Возможные модели онтологии права // Общество, государство и право России на пороге XXI века: теория, история. Межвузовский сборник научных трудов. Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2000. С. 73–75.
  11. Семенова Э. Р. Существуют ли единые основания культуры? // Культура. Цивилизация. Постмодерн. Материалы Международной научно-практической конференции. Караганда: Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, 2013. С. 76–84.

Основные термины(генерируются автоматически): государство, целевая причина, частная собственность, идеальное государство, общественное существо, социальный организм, развитие природы, природа, политическое устройство, концепция, осуществление цели, общество, отношение.

Источник: https://moluch.ru/archive/131/36261/

Философия Аристотеля

Социальная философия Аристотеля

Аристотель является древнегреческим философом, который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель – воспитатель Александра Македонского.

Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений – риторике.

С семнадцатилетнего возраста великий мыслитель трудился и учился в Академии Платона. Платон был его непосредственным учителем. Пробыв в Академии двадцать лет, он переехал в город Пеле, где его воспитанником и стал Александр Македонский. Далее он основал собственную школу, в которой работал до самой смерти. Школа эта называлась – Ликей.

Самые известные работы данного философа:

«Риторика»;

«Метафизика»;

«Политика»;

«Поэтика»;

«Органон».

Философия Аристотеля

Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида:

теоретическую – она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;

практическую – изучает устройство государства, а также деятельность человека;

поэтическую.

Также выделяют и четвертый вид – логику.

Философия Аристотеля имеет много общего с философией Платона. Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия – Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.

Аристотель говорил, что не существует чистых идей, которые не связаны с окружающим миром, возможно лишь существование единичных, конкретно определенных вещей, конкретная вещь – индивидуум – она существует только в конкретном месте в конкретное время.

Задаваясь вопросами о бытие, философ выводит его категории:

сущность;

отношение;

количество;

место;

положение;

время;

действие;

состояние;

страдание;

качество.

Философия Аристотеля дает следующее определение бытию: сущность, которая обладает свойствами количества, действия, страдания и так далее.

Все, кроме сущности, здесь является свойствами бытия – то есть тем, что способен воспринимать человек.

Философия Аристотеля также касается проблем материи. Материей является потенция, которая ограничена формой.

Размышляя о материи, философ приходит к выводу, что потенцией и формой обладает все сущее на земле, реальность является последовательностью перехода от материи к форме и наоборот, потенция является пассивным началом, а форма активным. Также он пришел к мысли, что Бог – это высшая форма всего сущего. Бог имеет бытие вне какой-либо сущности.

Душа является носителем сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы – только она выделяет человека из животного мира.

Социальная философия Аристотеля утверждает, что человек является высокоорганизованным животным, которое обладает речью, а также мышлением, имеет склонность жить с подобными себе самому. Потребность в себе подобных сделала человека тем, кто он есть. Человек — существо крайне социальное. Его социальность не была бы такой сильной без языка.

Известна также и политическая философия Аристотеля. Философ выделял шесть типов государств:

тиранию;

монархию;

аристократию;

крайнюю олигархию;

охлократию;

политию.

Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.

ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА

Ученым-энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в философии был Демокрит(ок. 460–370 гг. до н. э.) из города Абдеры – греческой колонии на Фракийском побережье. Демокрит написал около 70 сочинений, но ни одно не дошло до нас в полном виде.

Основу философских размышлений Демокрита составляет идея, которая в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята от его учителя Левкиппа, но он разработал ее дальше, в целостную концепцию. Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другие гибнут.

Все они состоят из множества атомов и пустоты, которая находится между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости, атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно.

Они отличаются друг от друга по 4 признакам: по форме; величине; порядку; положению.

Атомы бывают самой разной формы. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Если бы они находились в состоянии покоя, то объяснить многообразие вещей было бы невозможно.

Им как самостоятельным элементам присуще движение. Находясь в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения; одним из видов движения является вихрь.

Само движение не имеет начала и не будет иметь конца.

Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения атомов). Знание причин – основа человеческих действий.Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность – из-за невежества людей.

Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость.

Вот пример: орел сбросил на голову лысого человека черепаху – это потому, что у орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый предмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движение человека в том или ином направлении).

Душа человека,по Демокриту, тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря такому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку, напоминающие собой предмет в целом.

Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление. Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание; первое он называл познанием «по мнению», второе – познанием «по истине».

Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они – результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Знание этих качеств, по Демокриту, «темное».

В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению» невозможно и познание «по истине»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_9268_filosofiya-aristotelya.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий