Система законодательства Республики Беларусь

Система права Республики Беларусь, ее структура. Предмет и метод правового регулирования как критерии отраслевого деления системы права

Система законодательства Республики Беларусь

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Система права – это обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Структурными элементами системы права являются : Отрасль права −совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих большой круг общественных отношений, обладающих внутренним единством и качественным своеобразием.

Подотрасль права – это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида.

Институт права – это обособленная совокупность юридических норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида. Правовая норма – отдельное правило поведения .

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – определённая сфера общественных отношений, которая подвергается регулированию правовыми нормами.

Метод правового регулирования – совокупность приёмов и способов, посредством которых государственная власть оказывает правовое воздействие на общественные отношения в целях придания им желаемого развития. Выделяют императивный и диспозитивный методы.

Императивный – способ властного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях и наказаниях.

Диспозитивный – метод равноправия сторон, основанный на дозволениях, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения.

18. Материальное и процессуальное право. Частное и публичное право.


Материальное право — это совокупность правовых норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения, закрепляют права и обязанности субъектов правоотношений, правовое положение органов и организаций, формы собственности, определяют деяния, которые признаются правонарушениями и т.д. К нему относятся конституционное, гражданское, административное, уголовное, трудовое, финансовое, земельное, семейное, экологическое право.

Процессуальное право — это совокупность правовых норм, которые обеспечивают реализацию норм материального права, закрепляют порядок и процедуру их применения. В группу отраслей процессуального права входят уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право.

Данные отрасли «обслуживают» не только свои прототипы материального права, но и некоторые другие отрасли (например, на основе норм гражданско-процессуального права разрешаются дела из сферы семейного, трудового права).

Материальное и процессуальное право соотносятся как содержание и форма.

Частное право охватывает те отрасли права, нормы которых выражают, в первую очередь, интересы личности, те интересы, которые частные лица могут реализовать самостоятельно. К частному праву относятся отрасли гражданского права, трудовое, предпринимательское, авторское, жилищное, семейное право.

Публичное право составляют нормы, регулирующие отношения государства, его органов с гражданами и другими субъектами права. В системе публичного права выделяют следующие отрасли: конституционное право, административное, уголовное, финансовое, уголовно-процессуальное и т.д.

В современной юридической литературе рассматриваются следующие критерии различения публичного и частного права:

1) Интерес. Публичное право ориентируется на удовлетворение общественных, государственных интересов. Частное — на удовлетворение личных, частных и корпоративных интересов.

2) Предмет правового регулирования. В предмет правового регулирования публичного права входят отношения, связанные с функционированием государства и его институтов. Частное право регулирует имущественные отношения и личные неимущественные отношения.

3) Метод правового регулирования. Для публичного права характерен императивный метод регулирования (неравенство субъектов правоотношений, один из них обладает большими полномочиями, один вариант поведения), для частного−диспозитивный метод (равноправие субъектов, их значительная самостоятельность, правоотношения возникают на основе договора, несколько вариантов поведения).

4) Субъективный состав. Публичное право регулирует отношения частных лиц с государством, а также между государственными органами. Нормы частного права регулируют отношения между собой частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями.

Система законодательства Республики Беларусь. Структура законодательства, критерии деления законодательства на структурные элементы. Отрасли законодательства. Комплексность законодательства. Соотношение отраслей права и отраслей законодательства. Единый правовой классификатор Республики Беларусь.

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например: — отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.: — комплексное законодательство, т.е.

такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство; — общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях); — законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

— конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства — это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение): -отраслевая («горизонтальная») — отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е.

в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства — трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);

-иерархическая («вертикальная») — законы и подзаконные акты, т.е.

в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

Отрасль права — это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом.

Отрасль формируют разнообразные нормы — определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие.

В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

Критерии деления права на отрасли и институты.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др.

Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания.

Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения.

Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Соотношение отраслей права(О.п) и отраслей законодательства.

Отрасль системы права: группируется по признаку единства предмета и метода правового регулирования общественных отношений.

Отрасль законодательства: комплекс законов и подзаконных нормативны актов, содержащих нормы одной или нескольких отраслей права. Отрасли законодательства формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом. Они делятся на несколько самостоятельных видов.

Во-первых, имеются отрасли, в основном совпадающие с одноименными отраслями права. Таковы, например, гражданское, трудовое, уголовное законодательство и некоторые другие.

Во-вторых, отрасли законодательства складываются на базе определенных частей (подотраслей, юридических институтов) крупных отраслей права с добавлением некоторых норм близкого содержания, взятых из других О.п.

Таково, например банковское законодательство в системе норм финансового права и др. Наконец, в систему отраслей законодательства входят так называемые комплексные отрасли, которые регулируют отношения в той или иной сфере государственной деятельности (образование, здравоохранение, транспорт, оборона и т.д.) и включают в себя нормы нескольких О.п.

20. Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством либо принятое на референдуме, выраженное в официальных государственных актах, регулирующее конкретную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается государством.

Признаки: 1) Устанавливается или санкционируется государством 2) Имеет общеобязательный характер 3) Регулирует конкретную разновидность общественных отношений 4) Выражается в официальных установленных государством формах 5) Характеризуется точной формулировкой содержащихся в ней предписаний 6) Обладает свойством системности 7) Рассчитана на регулирование неограниченного количества типичных ситуаций

8) Обеспечивается мерами государственного воздействия

Особенности: 1) Обязательность: норма права обязательна для всех, кому она адресована. 2) Формальная определенность: норма права, как правило, фиксируется в правовых актах государства.

3) Конкретность в определении круга субъектов права, их прав, обязанностей, гарантий: правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками, и четко закрепляет их права, обязанности и гарантии.

21. Структура правовой нормы. Трехзвенная и двухзвенная структура правовой нормы. Понятие гипотезы, диспозиции, санкции. Соотношение правовой нормы и статьи нормативного правового акта. Структура правовой нормы- внутреннее строение нормы, наличие в ней взаимосвязанных между собой элементов. Норма права имеет трехзвенную структуру и состоит из: 1.

(если) Гипотеза — это часть правовой нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться правилом, установленным данной нормой.  2.(то) Диспозиция – это основная часть правовой нормы ,в которой содержится само правило должного поведения, которым следует руководствоваться при наступлении условий, предусмотренных в гипотезе. 3.

(иначе) Санкция – это часть правовой нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции. Двухзвенная структура нормы права: Считают, например, что норма права состоит из двух частей (если — то): Первая часть нормы является гипотезой, а вторая – либо диспозицией, либо санкцией.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи НПА: Прямой способ изложения – в статье НПА излагаются все элементы правовой нормы ,логическая структура совпадает со статьей НПА. Отсылочный способ изложения — в статье содержится не все структурные элементы данной нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же НПА, где находятся недостающие сведения.

Бланкетный способ изложения – для уяснения содержания отдельных элементов правовой нормы следует обратиться к нормам, изложенным в другим НПА.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2018-11-11; просмотров: 719 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/18-50723.html

Система права и система законодательства Республики Беларусь

Система законодательства Республики Беларусь

Система права– это его делениена отрасли по основным видам общественныхотношений, регулируемых нормами права.

Различаются следующие основныеотраслиправа: конституционное, административное,финансовое, международное, земельное,лесное, горное, водное и другие отраслиприродоохранительного права; гражданское,трудовое, семейное, аграрное, уголовное,уголовно-исполнительное другие отраслиправа.

Основным критериемделения правана отрасли праваявляется предметправовогорегулирования и методэтого регулирования, то есть способвоздействия на определенные общественныеотношения.

Отрасль праваестьсовокупность обособленных юридическихнорм, регулирующих определенный родобщественных отношений.

Например,гражданское право регулирует имущественныеи тесно связанные с ними неимущественныеотношения, уголовное право – отношения,связанные с совершением преступленийи установлением наказаний, семейноеправо регулирует личные и имущественные отношения, вытекающие из брака ипринадлежности к семье.

Институт права– это обособленнаячасть отрасли права, представляющаясобой группу норм, регулирующихопределенный вид общественных отношений.Например, институт наследования вгражданском праве, институт необходимойобороны в уголовном праве, институтусыновления в семейном праве и т.п.

Правовые нормы,составляющие содержание институтов иотраслей права, создаются в результатеправотворческой деятельности компетентныхгосударственных органов и приобретают,таким образом, внешние формы своеговыражения.

Такими внешними формамиявляются нормативные правовые акты какисточники правовых норм.

Нормы праваобъективно проявляют себя в формулировкахстатей законов и иных нормативно-правовыхактов, то есть через законодательство,которое является продуктом деятельностигосударства.

Системазаконодательства– совокупность нормативно правовыхактов (внешних форм выражения юридическихнорм), расположенных в соответствии ссистемой права и целями (потребностями)государственного управления в той илииной сфере общественной жизни.

Система права исистема законодательства соотносятсямежду собой как содержание и формаодного и того же явления. Законодатель,учитывая содержание общественныхотношений, отраженное в системе права,выражает его в законодательстве, придаетему определенную форму.

Системноепостроение права дает возможностьзаконодателю ориентироваться в случаях,если обнаруживаются акты, противоречащиесистемной организации права, позволяетобнаруживать пробелы в законодательстве.

Теоретические разработки проблемсистемы права оказывают существенноевлияние на совершенствованиезаконодательства, его систематизацию.

Правовые отношения.Правонарушения. Юридическая ответственность.

Правоотношение– это общественное отношение,урегулированное правовой нормой.Правоотношения возникают между людьми,гражданами-предпринимателями,государственными органами, предприятиями,фирмами, кооперативными и другимиорганизациями.

Элементамиправоотношенияявляются субъекты,объекты исодержание.Главным элементом правоотношенияявляются праваи обязанностиучастников правоотношения. Основаниямивозникновения, изменения и прекращенияправоотношений являются юридическиефакты.

Юридическиефактыподразделяются на события и действия.

Событияне зависят от воли и сознания людей(наводнение, землетрясение, рождение,смерть). Юридическиедействиясовершаются по воле людей. Юридическиедействия бывают правомерные инеправомерные. Наиболее распространеныправомерные действия – договоры, сделки,акты государственных органов.

Неправомерныедействия – это правонарушения (в томчисле уголовные преступления), неисполнениядоговорного обязательства, причинениевреда.

Правонарушениямиявляются действия, нарушающие нормыправа и установленные ими права иобязанности. Правонарушения представляютопасность для общества, причиняют вредобщественным отношениям.

Правонарушениямогут быть уголовными, административными,дисциплинарными, гражданскими, трудовымии т.д.

Засовершение правонарушения предусмотренаюридическаяответственность.Она состоит в применении мер государственногопринуждения за нарушение обязанностей,предусмотренных правовыми нормами.

Ответственностьза преступление выражается в уголовномнаказании (например, лишение свободы),за административные правонарушенияможет быть установлен штраф, лишениеопределенного права (права на управлениетранспортом), за нарушение трудовыхобязанностей может быть примененодисциплинарное взыскание, за нарушениедоговорных обязательств наступаетгражданско-правовая ответственностьв виде неустойки, возмещения убытков.

Длявозложения ответственности необходимоналичие ряда условий:вина правонарушителя, противоправностьего поведения, причинение вреда, причиннаясвязь между поведением нарушителя инаступившим результатом.

Видынормативных правовых актов.

Впроцессе правотворческой деятельностисоздаются разнообразные нормативныеакты.

Нормативныйправовойакт– официальный документ установленнойформы, принятый (изданный) в пределахкомпетенции уполномоченногогосударственного органа (должностноголица) или путем референдума, с соблюдениемустановленной законодательствомРеспублики Беларусь процедуры, содержащийобщеобязательные правила поведения,рассчитанные на неоднократное применение(ст. 1 Закона “О нормативных правовыхактах республики Беларусь”).

Основными видами нормативных правовыхактов являются законы, декреты, указы,постановления, нормативные актыминистерств, государственных комитетов,а также нормативные акты органов судебнойвласти.

Конституция– это Основной Закон государства,имеющий высшую юридическую силу, изакрепляющий основополагающие принципыи нормы правового регулирования важнейшихобщественных отношений.

Конституциязакрепляет основы конституционногостроя, права и свободы человека игражданина, форму государственногоустройства, систему законодательной,исполнительной и судебной властей,основы законодательного регулированияи всей нормотворческой деятельности.

Верховенство конституции означает, чтоконституция обладает высшей юридическойсилой. Законы, декреты, указы и иные актыгосударственных органов издаются наоснове и в соответствии с конституцией.В случае расхождения закона, декрета,указа с конституцией действуетконституция.

Закон– это нормативный акт, принятыйреферендумом или высшим представительныморганом государственной власти(парламентом) в особом процессуальномпорядке, регулирующий наиболее важныеобщественные отношения и обладающийвысшей юридической силой.

Законыбывают конституционные и обыкновенные.К конституционнымотносится Конституция, законы о внесениив нее изменений и дополнений, о толкованииконституции.

Обыкновенныезаконы –

Подзаконныенормативные акты— это акты, принятые в соответствии сзаконом и ему не противоречащие. Этоуказы, постановления, распоряжения,приказы, инструкции.

Среди нормативныхактов Республики Беларусь особое местозанимают указы Президента РеспубликиБеларусь. Президент издает декреты иуказы. Декреты принимаются по любымвопросам, за исключением случаев,предусмотренных Конституцией. Указы иДекреты Президента не должны противоречитьКонституции.

Совет Министровпринимает постановления по наиболееважным вопросам хозяйственного икультурного строительства.

Министерства,государственные комитеты принимаютпостановления.

К нормативным актам относятся такжерешения местных советов депутатов. Взависимости от вида нормативного акта,в котором содержится норма права,правовые нормы подразделяются назаконодательные(содержащиеся взаконах) иподзаконные (изложенныев подзаконных актах– указах,постановлениях).

Действие нормативных актов во времени,в пространстве и по кругу лиц.

Все нормативныеакты имеют определенные временные,пространственные и субъективные пределыдействия, то есть действие во времени,в пространстве и по кругу лиц. Действиеправовых норм во времени означает, чтоследует определить момент, с которогонорма начинает действовать.

Времядействия нормативного актаограничивается рамками начала и окончаниядействия гражданско-правового акта.

Момент, с которого связано началодействия нормативного акта, называетсявременем вступления его в силу.

Общееправило о действии нормативных актовво времени состоит в том, что закон неимеет обратной силы во времени иприменяется лишь к тем отношениям,которые возникли после вступления егов силу.

Законы и постановленияНационального собрания РеспубликиБеларусь публикуются не позднее10-дневного срока после их принятия ивступают в силу по истечении 10 днейпосле их опубликования официальныморганом.

Время вступления законов всилу может быть оговорено в самом законе.Так, Гражданский кодекс РеспубликиБеларусь был принят Палатой представителей28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики19 ноября 1998 г.

Но в самом Кодексе указанмомент вступления его в силу – с 1 июля1999 г., Трудовой кодекс вступил в действиес 1 января 2000 г.

Нормативные акты,как правило, не имеют обратной силы, тоесть не распространяются на отношения,которые возникли до вступления его всилу. Придание закону обратной силыдопускается только в случаях, прямопредусмотренных в законе. Это допустимов случаях, когда новый нормативный актзначительно расширяет права по сравнениюс ранее изданным.

Действие нормативныхактов прекращается их отменой илиизменением в установленном порядке,либо истечения срока действия нормыпри условии, что такой срок был установлен.

Действиенормативного акта в пространстве– это распространение его действия наопределенную территорию. ЗаконыРеспублики Беларусь действуют на всейтерритории Республики Беларусь и имеютна ней одинаковую юридическую силу.

Вотдельных случаях в самом законе имеютсяуказания о сфере действия этого акта.

Например, в Жилищном кодексе РеспубликиБеларусь установлено, что норма жилойплощади для постановки научетнуждающихся в улучшении жилищных условий(менее минимальной нормы предоставленияобщей площади жилого помещения социальногопользования, ст. 81 ЖК – в пределах от15-20 кв. м), г.

Минске составляет менее 15метров, а в другихадминистративно-территориальныхединицах (областях) может быть установленаиная норма. Акты органов местногоуправления и самоуправления действуютв пределах административно-территориальнойединицы, принявшей нормативный акт.

Действиезаконов по кругу лиц.По общему правилу, нормативные правовыеакты распространяют свое действие навсех граждан и на все организацииРеспублики Беларусь, если из закона невытекает иное.

Нормативно-правовые актыдействуют в отношении граждан данногогосударства, иностранных граждан, лицбез гражданства, а также всех организаций,существующих на территории государства.Некоторые нормативные акты могутраспространять свое действие лишь наопределенные категории лиц, органов,организаций.

Так, Закон “О милиции”действует только в отношении органовмилиции. Некоторые акты действуют вотношении пенсионеров, военнослужащих,женщин и т.д.

Основыконституционного права

Источник: https://studfile.net/preview/4293942/page:5/

Правовая система Республики Беларусь

Система законодательства Республики Беларусь

Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты.

Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь.

В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи.

В связи с развитием международных связей Республики Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает международное право. В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства.

В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (статья 20) и в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (статья 33) установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства.

Определяющую роль в правовой системе страны (в отношении правосознания, юридической практики, правовой науки, правовой культуры и др.

) играет система права, представляющая собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных правовых норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.

Отрасль права — основное структурное подразделение системы права Республики Беларусь, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения.

С учетом некоторых изменений, происшедших в последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, трудового права, семейного права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Конституционное право — отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы страны. Конституционное право является базовой отраслью для всех других отраслей права: их нормы основываются на конституционных положениях, конкретизируют, развивают эти положения. Основным источником конституционного права является Конституция Республики Беларусь, которая обладает высшей юридической силой. В случае расхождения других нормативных правовых актов с Конституцией действует Конституция.

Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Нормами гражданского права определяется правовое положение физических и юридических лиц, закрепляются различные виды собственности, устанавливается порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

Гражданские правоотношения регулируются нормами Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь и другими соответствующими этим законодательным актам нормативными правовыми актами.

Административное право — системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение.

Содержатся нормы административного права главным образом в Конституции Республики Беларусь и в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также в других законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, актах министерств, государственных комитетов и других органов.

Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государственных органов, то есть деятельности по сбору и распределению денежных средств.

Нормами этой отрасли права устанавливаются налоги и сборы, порядок их взимания в бюджет, регулируются взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных, других государственных органов и организаций по поводу принятия и исполнения республиканского и местных бюджетов, отношения в сфере денежного обращения, осуществления валютных операций и др. Нормы финансового права содержатся в статьях раздела VII Конституции Республики Беларусь, Бюджетном кодексе Республики Беларусь, Налоговом кодексе Республики Беларусь, в законах о республиканском бюджете, в декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и др.

Земельное право — система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны.

В нормах этой отрасли устанавливается порядок распределения и использования земельного фонда Республики Беларусь, определяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешения земельных споров и т.п.

Земельные отношения регулируются соответствующими нормами Конституции Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, другими законодательными и подзаконными актами.

Трудовое право — отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. Основными источниками трудового права являются Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, другие законодательные и подзаконные нормативные акты.

Семейное право как отрасль национального права регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.

Его нормы определяют порядок вступления в брак и его прекращения, регулируют личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, устанавливают порядок регистрации актов гражданского состояния и др.

Нормы семейного права содержатся в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, других актах законодательства.

Уголовное право как отрасль права объединяет нормы, которые определяют круг противоправных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Единственным источником уголовного права является Уголовный кодекс Республики Беларусь, который основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах и нормах международного права.

Уголовно-исполнительное право — совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание. Основным актом, содержащим нормы уголовно-исполнительного права, является Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь.

Уголовно-процессуальное право — это система правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам.

Ими регулируется деятельность органов дознания, предварительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств, вынесения приговоров, их обжалования и т.п. Правовым актом, содержащим нормы уголовно-процессуального права, является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Гражданско-процессуальное право — отрасль права, регулирующая порядок судопроизводства по гражданским, семейным, трудовым и некоторым другим делам.

Его нормы регламентируют деятельность судов, всех других участников гражданского процесса, устанавливают подведомственность и подсудность возникающих споров, права и обязанности участников процесса, порядок разбирательства, вынесения судебных решений, их обжалования, исполнения и др.

Источниками гражданско-процессуального права являются Гражданский процессуальный Кодекс Республики Беларусь и Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Система права, формирующаяся на объективной основе, обусловливает внешнюю структуру — форму национального права.

Правовые нормы, составляющие содержание отраслей и институтов права, обязательно приобретают и внешнее выражение в виде статей нормативных правовых актов, то есть проявляются в формулировках действующего законодательства.

С учетом этого обстоятельства формируется система законодательства, которая определяется как системная совокупность нормативных правовых актов, располагаемых (группируемых) в соответствии с отраслями права и целями государственного управления в той или иной сфере общественных отношений.

Таким образом, система права страны и система национального законодательства неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Они соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления — права.

Так, гражданскому праву как отрасли права соответствует гражданское законодательство, административному праву — административное законодательство, трудовому праву — трудовое законодательство и т.д.

В этом смысле система права и система законодательства в основном совпадают. Но между ними возможны и расхождения. Предмет регулирования отраслей законодательства может быть не столь однороден, как предмет отрасли права.

Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранения, культуры, науки и т.п.).

Такие нормативные акты объединяют в себе нормы различных отраслей права, что с практической точки зрения не может быть признано в должной мере рациональным.

Таким образом, в систему законодательства входят две группы отраслей. В первую, основную группу входят отрасли законодательства, которые формируются на основе отраслей права.

Другую группу составляют так называемые комплексные отрасли законодательства, образуемые посредством сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Это хозяйственное, экологическое, аграрное и тому подобное законодательство.

Однако и эти отрасли законодательства обладают известной степенью единства, поскольку регулируют определенную сферу общественных отношений и обеспечивают решение важных управленческих задач.

Будучи, как правило, обусловленной системой права, система законодательства в свою очередь влияет на систему права. Это влияние особенно заметно в процессе кодификации законодательства. Кодификация законодательства на отраслевой основе позволяет успешно обнаруживать и устранять пробелы и противоречия в отраслевом материале, способствуя совершенствованию национальной правовой системы.

Источник: http://www.pravo.by/main.aspx%3Fguid%3D1541

Uchebnik-free
Добавить комментарий