Сирия, Ливан и Палестина в 50—60-х годах

Лекция 8

Сирия, Ливан и Палестина в 50—60-х годах
СИРИЯ, ПАЛЕСТИНА, ЛИВАН И ИРАК В ПЕРИОД ВМЕШАТЕЛЬСТВА АНГЛИИ И ФРАНЦИИ И РАСЧЛЕНЕНИЯ ИХ ДЕРЖАВАМИ АНТАНТЫ План

1.       Сирия, Палестина, Ливан и Ирак в эпоху Танзимата: конец 30-х – начало 70-х гг. XIX в.

2.       «Арабское возрождение»: сущность и особенности культурного развития.

3.       Сирия, Палестина, Ливан и Ирак в конце XIX – начале ХХ в. в аспекте геополитических сдвигов.  

4.       Расчленение их державами Антанты и превращение в полуколонии западных держав.

Литература:

1.        Адамов А. Ирак Арабский, Боснийский вилайет в его прошлом и настоящем. СП., 1912

2.        Базили К. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и полити-ческом отношениях. М., 1962

3.        Бондаревский К. Багдадская железная дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток (1808-1903). Ташкент, 1965

4.        Жантиев Р. Контакты между Востоком и Западом в сирийских провинциях Османской империи XVIII – сер. XIX в.: анализ источников // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 1995. № 4

5.        Лазарев М. Крушение турецкого господства на Арабском Востоке. М., 1960

6.        Крымский А. Письма из Ливана (1896-1898). М., 1985

7.        Луцкий Б.В. Новая история арабских стран. М., 1965, 1966

8.        Салиби К. Очерки истории Ливана. М., 1969

9.        Смилянский И. Городской бунт. Сирия и Египет XVIII – начала ХХ в. // Восток. 1991. № 1

10.    Сирия, Палестина, Ливан в описаниях русских путешественников, консульских и военных обозревателей первой половины XIX в. М., 1991.

11.    Панченкова Л. Политика Франции на Ближнем Востоке и Сирийская экспедиция (1860-1861 гг.). М., 1966

12.    Тер-Мкртчян Л. Армянские источники о Палестине V – XVIII вв. М., 1991.

I

В Османской империи шёл процесс разложения феодальных отношений в деревне. В порабощенных турками балканских провинциях, где развитие капиталистических отношений началось раньше, чем в собственно Турции, росло национально-освободительное движение. Греция и Сербия фактически уже отпали от Османской империи.

Чтобы предотвратить полный развал империи и падение султанской власти, наиболее дальновидные представители феодально-бюрократической верхушки разработали план дальнейших реформ.

Они понимали, что для спасения империи реформ, проведенных Махмудом II, было недостаточно и что необходимо осуществить новые, более решительные преобразования.

Инициатором нового плана реформ выступил либерально настроенный министр иностранных дел, «западник» Решид-паша. Его программа, в общем, была довольно скромна. Она не затрагивала основ феодального способа производства и целиком сохраняла неограниченную власть султана.

Разгром турок войсками Мухаммеда Али показал Порте, что дальше откладывать реформы нельзя. 3 ноября 1839 г.

, четыре месяца спустя после Незиба и смерти Махмуда II, новый султан Абдул-Меджид (1839-1851) созвал в свой Дворец роз (Гюль-хане) высших сановников, иностранных послов и представителей купечества.

Перед собравшимися был зачитан манифест, получивший название «Гюльхансйского хатти-шерифа», в котором провозглашалась программа реформ. Преобразования, намеченные хатти-шерифом, назывались в нем «танзимат-и хайрие» «облагодетельные реформы»). Отсюда весь период преобразований в истории Османской империи получил название танзимата.

Вследствие этого манифест обещал «посредством новых учреждений доставить областям, составляющим нашу империю, блага хорошего управления». Эти новые учреждения должны были обеспечить:

1. Полную безопасность жизни, чести и имущества подданных независимо от их религиозной принадлежности.

2. Правильный способ распределения и сбора налогов.

3. Правильный способ призыва на военную службу и ограничение ее продолжительности.

При всей своей умеренности и половинчатости Гюльханейский хатти-шериф встретил яростное сопротивление со стороны наиболее реакционных феодалов, сановников и представителей духовенства. При этом, политика танзимата все же принесла некоторые результаты.

Прежде всего была сделана попытка провести разделение властей, отделить гражданскую администрацию от военной и создать новое судопроизводство. По закону 1843 г. в империи вводилась всеобщая воинская повинность и устанавливался пятилетний срок военной службы.

В 1840 г. султан приступил к судебной реформе, растянувшейся на много лет. Административная реформа, связанная с отделением гражданской власти и военной, четко определила обязанности вали (губернаторов) и каймакамов, управлявших соответственно вилайетами и санджаками. Они становились сменяемыми чиновниками, наделенными исключительно гражданской властью.

После ухода войск Мухаммеда Али Сирия и Палестина вернулись под власть турок. Порта сразу же приступила к налаживанию управления этими далекими от центра провинциями. Несмотря на противодействие реакционеров, правительство постепенно проводило в жизнь новые законы. Губернаторы сирийских эйалетов – как и во всей Османской империи – были лишены военных и финансовых прерогатив.

Были назначены особые финансовые чиновники— дефтердары и мухасыли, подчиненные непосредственно министерству финансов. По система откупов фактически сохранилась. После .проведения военной реформы в Сирии был расквартирован корпус новой регулярной армии — Арабистан Ордусы, независимый от гражданских властей. Его командующий— мушир — подчинялся непосредственно военному министерству.

Новые либеральные идеи, которые воодушевляли турецких реформаторов и нашли отражение в Гюльханейском хатти-шерифе, чрезвычайно медленно проникали и в Ирак, охваченный экономической разрухой, феодальными мятежами и племенными междоусобицами.

Эти реформы не вызвали в Ираке никакого общественного движения и практически ничего не дали. Новая администрация была если не столь деспотична, то куда более продажна.

Народные массы по-прежнему страдали от вымогательств и лихоимства чиновников, зачастую не отделявших собственные интересы от государственных.

II

На Востоке Возрождение (Нахда), которое было напрямую связано с экспансией Запада, приходится на XVIII в. и связано с пребыванием у власти Мухаммеда Али Паши.

Выделяют три основных направления «Арабского Возрождения»:

1. создание современного типа государства (с новыми типами госуд. институтов – армии, полиции, госадминистрации и единым полем воздействия на социальную сферу)

2. образование единого пространства в социальных, экономических и политических отношениях

3. возникновение условий самостоятельного внутреннего развития наций

Конец XIX – начало XX вв. время важнейших социально-политических, экономических и культурно-идеологических перемен на Арабском Востоке.

Причины: новый мощный всплеск национально-освободительного движения против всех видов иностранного порабощения (османское и французское господство); вовлечение арабских стран в сферу мирового капиталистического хозяйства, ломка отживших феодальных устоев и зарождение арабской национальной буржуазии, преимущественно торгово-финансовой. Этими факторами и объяснялся небывалый культурный подъем, широкое просветительское движение, которые охватили Египет, Сирию, Ливан и другие арабские страны в 60-ых XIX.

По аналогии с европейским Просвещением подобное культурное возрождение и пробуждение получило у арабов название «Нахда» («Эпоха Возрождения»). Оно представляло собой мощное общественное движение светского характера.

Его возглавляли наиболее передовые арабские мыслители, литераторы и политики: Рифа Рафии Ат-Тахтави, Абдаллах Недим, Касим Амин, Мустафа Камиль, Мустафа Аль-Манфалути (Египет), Насиф Йазиджи, Абид Исхак, Бутрус Аль-Бустани, Джирджи Зейдан, Фарах Антун (Сирия, Ливан).

Все они пытались пересмотреть весь образ жизни арабского мира, нравы и обычаи, отношения в семье, особое внимание уделялось женской эмансипации. При этом у них вырабатывалось критическое отношение к официальной религии, которая, по их мнению, мешала людям постичь подлинные естественные законы бытия и процессы, происходящие во вселенной.

Их первоочередные задачи: ознакомление масс с передовыми достижениями европейской цивилизации в области культуры, науки и образования; критика религиозной нетерпимости и феодальных пережитков; творческое переосмысление и возрождение культурно-исторического наследия своих стран.

Нахда была и активным религиозно-реформаторским движением («исламский модернизм», Египет, идеолог – Джамал ад-Дин ал-Афгани). Все эти процессы получили наиболее активное развитие в среде сирийско-ливанской христианской интеллигенции – выпускников миссионерских школ.

III

Вплоть до первой мировой войны Ирак, Сирия, Ливан, Палестина оставались провинциями Османской империи, но они уже к началу XX d. являлись полуколониями европейского капитала.

Решающую роль в колониальной эксплуатации Ирака играл английский капитал, который встречал растущую, конкуренцию со стороны германского капитала, особенно после открытия богатых месторождений нефти в районе Мосула. В Сирии и Ливане преобладал французский капитал.

После открытия Суэцкого канала возросло стратегическое и экономическое значение Палестины, контроль над которой стремились установить Англия, Франция и Германия. Большая роль в империалистических планах захвата Палестины отводилась сионистам.

Турецкий гнет, засилье иностранного капитала, с одной стороны, начавшееся развитие капитализма – с другой, способствовали зарождению и развитию в названных арабских странах национального движения.

Его объективной задачей было освобождение арабских народов от гнета турецких феодалов и европейских колонизаторов. Но это движение было крайне неод­нородным по идеологии и социальному составу участников.

Арабские патриоты были активными участниками младотурецкой революции 1908 г. Они возлагали на нее большие надежды. Однако великодержавная политика паносманизма, которую проводили пришедшие к власти младотурки, вызвала недовольство арабов.

В Сирии, Ливане, Ираке, Палестине, а также за пределами Османской империи действовали различные арабские национальные организации (общество «Молодая Аравия», «Партия децентрализации», «Лига реформ», организации арабов – офицеров турецкой армии и др.).

Активизации их деятельности способствовал Первый арабский конгресс, состоявшийся в июле 1913 г. в Париже. Предполагалось, что наряду с другими вопросами конгресс обсудит и меры борьбы с притязаниями империалистических держав на арабские страны.

Но по настоянию группировок, ориентировавшихся на Англию и Францию, этот вопрос был снят с повестки дня. Решения конгресса содержали требования широкой автономии арабских районов Османской империи, равноправия арабского языка с турецким.

При посредничестве Франции было заключено соглашение между руководителями конгресса и младотурками о проведении реформ в арабских районах. Однако турецкое правительство всячески откладывало их осуществление, а после сначала первой мировой войны и вовсе отказалось от своих обещаний.

IV

Арабы до конца оставались на стороне Антанты во время Первой мировой войны и сыграли крупную роль на её завершающем этапе. К 1918 г. положение турок стало катастрофическим. Турецкий тыл полностью развалился. Повсюду действовали арабские партизанские отряды. К лету 1917 г.

против турок выступили фактически все племена Сирии и Заиорданья. Арабские солдаты дезертировали из турецкой армии и массами присоединялись к партизанам. В Ираке арабские и курдские иррегулярные отряды уходили с фронта и обращали оружие против турок.

Племена верхнего и среднего течения Евфрата систематически нападали на турецкие коммуникации.

В середине 1918 г. арабская армия Фейсала-Лоуренса заняла Маан, и Фсйсал намеревался было перенести операции в Сирию и поднять там всеобщее восстание. Но против этого решительно выступили англичане, больше всего опасавшиеся освобождения арабских стран самими арабами. В конце концов было решено сочетать восстание в Джебель-Друзе с вступлением английских войск в Сирию.

30 октября 1918 г. в Мудросе (порт на о. Лемнос в Эгейском море) на борту британского броненосца «Агамемнон» представители Порты подписали условия перемирия, продиктованные им английским адмиралом.

Статья 16 Мудросского перемирия предусматривала сдачу союзникам всех турецких войск и полную ликвидацию турецкой администрации в Ливане, Сирии, Палестине, Ираке, Хиджазе, Асири и Йемене.

Четырехсотлетнее турецкое господство в арабских странах было ликвидировано.

Арабы, однако, не смогли воспользоваться плодами этой победы. 30 сентября 1918 г. в день вступления арабских войск в Дамаск, в Лондоне было подписано англо-французское соглашение об оккупационном режиме на Арабском Востоке. Верховная власть на оккупированных арабских территориях передавалась фельдмаршалу Алленби.

Вплоть до мирного урегулирования здесь должны были действовать английские военные законы. Гражданское управление оккупированными территориями делилось между союзниками. Ливан и Западная Сирия («синяя зона» по соглашению Сайкс — Пико) были переданы французской администрации во главе с верховным комиссаром Франции Пико.

Восточная Сирия и Заиорданье, входившие в зоны «А» и «В» по соглашению Сайкс — Пико, были переданы под управление эмира Фейсала, который действовал от имени короля Хусейна.

На остальных территориях, в том числе в «коричневой зоне» (Палестина) гражданская власть находилась в руках англичан, Хиджаз остался под властью Хусейна.

Арабы были недовольны.

Особенно их возмущали действия французских властей, которые сняли в своей зоне арабские флаги, изгнали из Бейрута арабского губернатора и заставили арабов эвакуировать Латакию и северо-западные районы Сирии, освобожденные арабскими войсками. Они увидели, что союзники отнюдь не собираются выполнять соглашение Мак-Магона – Хусейна и создавать единое арабское государство.

Освободившись от турецкого гнета, арабы не получили долгожданной свободы и попали в зависимость от английских и французских колонизаторов. После первой мировой войны в истории арабских народов начался новый этап – этап борьбы против британского и французского империализма за полное национальное освобождение арабских стран.

Источник: http://eor.dgu.ru/lectures_f/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD/project/p11aa1.html

Сирия, Ливан и Палестина в 50—60-х годах XIX века

Сирия, Ливан и Палестина в 50—60-х годах

После поражения Египта Сирия, Палестина и Ливан вернулись под власть турок. Ливанский эмират был ликвидирован, Палестина выделена в особый, Иерусалимский, санджак. На эти территории распространилось кабальное англо-турецкое торговое соглашение 1838 г.

Палестина XIX в

Восстановление султанской власти очень скоро вызвало новый подъем освободительной борьбы арабов против турецкого господства.

Она развертывалась в условиях усилившегося проникновения английского и французского капитала, активного вмешательства колонизаторов во внутренние дела арабских стран, разжигания религиозной розни.

При этом Англия пыталась использовать в своих интересах друзских, а Франция — маронитских феодалов.

В 1859 г. в Кесруане вспыхнуло крупное крестьянское восстание, возглавленное деревенским кузнецом Шахином. Крестьяне-марониты изгнали своих, маронитских феодалов, захватили их земли. Турецкое правительство вынуждено было признать администрацию Шахина.

Успех восстания оказал революционизирующее влияние на другие районы. Он встревожил феодалов и западных колонизаторов, решивших загубить народное движение в огне религиозной розни. В известной степени острой вспышке религиозной вражды способствовало распространение крестьянского антифеодального движения на районы, где крестьяне-марониты угнетались друзскими феодалами.

Перестрелка между маронитами и друзами у городских ворот Бейрута весной 1860 г. послужила сигналом к погромам и резне. В накаленной до предела обстановке фанатики-мусульмане устроили христианский погром в центре Сирии — Дамаске. Эти события дали Наполеону III повод для вмешательства.

Известие о предстоящей высадке французских войск вызвало опасения других европейских держав. Они настояли на созыве международной конференции с участием Англии, России, Франции, Австрии, Пруссии и Турции, которая в сентябре 1860 г.

постановила ограничить численность французского экспедиционного корпуса 12 тыс. солдат и срок его -пребывания в Сирии и Ливане шестью месяцами. Наполеон III пытался нарушить этот срок, однако летом 1861 г. под давлением других держав французские войска покинули Сирию и Ливан.

До этого они усмирили повстанцев-маронитов в районе Кесруана.

Вскоре между державами и Турцией была подписана конвенция о введении «органического статута Ливана». Горный Ливан становился автономной областью, управляемой губернатором-христианином, подчиненным непосредственно Стамбулу.

Хотя французский план захвата Сирии и Ливана провалился, эти страны превратились в сферу влияния французского капитала.

В 60-х годах в Сирии и Ливане развертывается арабское просветительское движение, выдвинувшее крупного писателя и публициста Бутруса аль-Бустани (1819—1883). Он основал в Бейруте первую национальную арабскую школу, начал издавать журналы на арабском языке.

Бутрус аль-Бустани решительно осуждал фанатизм и религиозную рознь, призывал к единению арабов Сирии и Ливана независимо от их веры (сам он был христианином).

Просветительское движение способствовало формированию национальной интеллигенции, выражавшей интересы нарождавшейся буржуазии.

В дела Аравийского полуострова все более активно вмешивались английские колонизаторы. Побережья Персидского залива и Аравийского моря давно привлекали внимание английской Ост-Индской компании. В конце XVIII в.

при участии эмиссаров компании из единого до того государственного образования Оман выделился султанат Маскат, правитель которого стал союзником англичан. В 1820 г.

в результате неоднократных нападений британского флота был подписан «Генеральный договор о мире» между Ост-Индской компанией и шейхами прибрежной полосы Северного Омана (англичане назвали этот район Пиратским берегом), который положил начало британскому протекторату.

Страна стала именоваться Договорный Оман. В этом же году Ост-Индская компания установила протекторат над Бахрейном, вновь подтвержденный в 1861 г. В 1839 г. англичане захватили Аден.

После ухода в 1840 г. египетских войск ваххабитский эмират Саудидов включал в себя территории Неджда и Хасы. Но в области Джебель Шаммар, на севере Неджда, возвысился род Рашидидов, которые постепенно стали фактически независимыми от эмира. Между Саудидами и Рашидидами вспыхнула война, сильно ослабившая ваххабитский эмират.

В этих условиях турецкому правительству частично удалось восстановить утраченный контроль над Аравией. Правители эмиратов и княжеств признали свои владения частью Османской империи. В ряде пунктов Аравийского полуострова появились турецкие гарнизоны. В Йемене турецкая администрация лишила имамов светской власти.

Имам оставался лишь религиозным главой зейдитов.

Кроме того, завоевание Палестины и Сирии египетским правителем Мухаммадом Али и его сыном и наместником Ибрагим-пашой в начале 30-х годов XIX века стало поворотным пунктом в истории еврейского Иерусалима.

Египетский режим, продержавшийся в городе с 1831 по 1840 год, был более терпим к национальным меньшинствам, тем более, что он испытывал на себе большое влияние европейских государств. В 1835 году Ибрагим-паша разрешил еврейской общине Иерусалима отстроить четыре старые синагоги в центре Еврейского квартала.

Речь шла о реконструкции сефардских синагог, находившихся на грани разрушения, так как все предыдущие ходатайства перед властями об их ремонте были отвергнуты.

В 1836 году ашкеназские евреи добились у египетского правителя специального указа, признающего за ними право на участок, купленный когда-то саббатианской группой Иехуды Хасида и конфискованный властями более ста лет назад.

Этот указ создал условия для возрождения ашкеназской общины Иерусалима, и вскоре на возвращенном участке была построена первая ашкеназская синагога. Опустошительное землетрясение в Цфате в 1837 году и беспорядки на севере страны в 40-х годах XIX века побудили многих евреев Галилеи переселиться в Иерусалим, и к середине XIX века иерусалимская община стала самой значительной из еврейских общин Эрец-Исраэль. 



Источник: http://biofile.ru/his/24413.html

Сирия, Ливан и Палестина в 50—60-х годах

Сирия, Ливан и Палестина в 50—60-х годах

Политическое и культурное развитие Египта в 60-х годах

Социально-экономические сдвиги в известной степени отрази­лись на политическом положении и культурной жизни Египта. Внук Мухаммеда-Али — Исмаил, правивший в 1863—1879 гг., получил от султана в 1867 г. титул хедива (по-персидски «пове­литель»).

Этим актом египетский правитель был поставлен выше всех других пашей Османской империи. В 1866 г. Исмаил учредил представительную палату (в европейской литерату­ре — палата нотаблей), имевшую совещательные функции. Она была послушным орудием в руках хедива. По словам А. И.

Гер­цена, «Египет въехал на верблюде в эру парламентаризма».

После непродолжительной паузы, вызванной поражением Мухаммеда-Али, были продолжены реформы в области культу­ры, восстановлены старые школы, открыто много новых. Число школ увеличилось со 185 в 1863 г. до 4685 в 1875 г. Число учащихся начальных и средних школ достигло 100 тыс.

Открылись музеи египетских древностей и арабского искусства, Националь­ная библиотека, оперный театр, появились научные общества. Единственным официальным языком в Египте стал арабский. Возрос интерес к арабской истории и литературе. Начали вы­ходить газеты и журналы.

Все это дало толчок формированию буржуазно-национальной идеологии.

После поражения Египта Сирия, Палестина и Ливан вернулись под власть турок. Ливанский эмират был ликвидирован, Па­лестина выделена в особый, Иерусалимский, санджак. На эти территории распространилось кабальное англо-турецкое торго­вое соглашение 1838 г.

Восстановление султанской власти очень скоро вызвало но­вый подъем освободительной борьбы арабов против турецкого господства.

Она развертывалась в условиях усилившегося про­никновения английского и французского капитала, активного вмешательства колонизаторов во внутренние дела арабских стран, разжигания религиозной розни.

При этом Англия пыта­лась использовать в своих интересах друзских, а Франция — маронитских феодалов.

В 1859 г. в Кесруане вспыхнуло крупное крестьянское вос­стание, возглавленное деревенским кузнецом Шахином. Кресть-яне-марониты изгнали своих, маронитских феодалов, захватили их земли. Турецкое правительство вынуждено было признать администрацию Шахина.

Успех восстания оказал революционизирующее влияние на другие районы. Он встревожил феодалов и западных колониза­торов, решивших загубить народное движение в огне религиоз­ной розни. В известной степени острой вспышке религиозной вражды способствовало распространение крестьянского анти­феодального движения на районы, где крестьяне-марониты угне­тались друзскими феодалами.

Перестрелка между маронитами и друзами у городских во­рот Бейрута весной 1860 г. послужила сигналом к погромам и резне. В накаленной до предела обстановке фанатики-мусуль­мане устроили христианский погром в центре Сирии — Дамас­ке. Эти события дали Наполеону III повод для вмешательства.

Известие о предстоящей высадке французских войск вызва­ло опасения других европейских держав.

Они настояли на со­зыве международной конференции с участием Англии, России, Франции, Австрии, Пруссии и Турции, которая в сентябре 1860 г.

постановила ограничить численность французского экспе­диционного корпуса 12 тыс. солдат и срок его -пребывания в Сирии и Ливане шестью месяцами. Наполеон III пытался нару-

шить этот срок, однако летом 1861 г. под давлением других держав французские войска покинули Сирию и Ливан. До этого они усмирили повстанцев-маронитов в районе Кесруана.

Вскоре между державами и Турцией была подписана кон­венция о введении «органического статута Ливана». Горный Ливан становился автономной областью, управляемой губерна­тором-христианином, подчиненным непосредственно Стамбулу.

Хотя французский план захвата Сирии и Ливана провалил­ся, эти страны превратились в сферу влияния французского капитала.

В 60-х годах в Сирии и Ливане развертывается арабское просветительское движение, выдвинувшее крупного писателя и публициста Бутруса аль-Бустани (1819—1883). Он основал в Бейруте первую национальную арабскую школу, начал изда­вать журналы на арабском языке.

Бутрус аль-Бустани реши­тельно осуждал фанатизм и религиозную рознь, призывал к единению арабов Сирии и Ливана независимо от их веры (сам он был христианином).

Просветительское движение способство­вало формированию национальной интеллигенции, выражав­шей интересы нарождавшейся буржуазии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_18673_siriya-livan-i-palestina-v--h-godah.html

Создание Ливана, Иордании и Палестины. Секретное соглашение Сайкса — Пико

Сирия, Ливан и Палестина в 50—60-х годах

Очередной прогноз от Фридмана, и в стиле «половину угадывает», сподвиг меня на чтение «Следующие 10 лет». Стало интересно, ведь книга описывает 2011-2021 г.г. — прошлое, настоящее и недалёкое будущее.

Я ещё в процессе чтения, но некоторые места довольно интересны как экскурс в прошлое конфликтных регионов. Глава посвящена Израилю и автор рассказывает об истории региональных групп.

Показалось интересным.

Решил поделиться.

Учитывая древность Ближнего и Среднего Востока, хорошо, что для понимания нынешней политической географии этого региона нам не надо заходить далее XIII в. н. э.

То было время постепенного исчезновения Византийской империи, когда контроль над территориями между Черным морем и восточной частью Средиземного моря перешел к туркам-османам. В 1453 г. турки взяли Константинополь и к XVI в. стали господствовать на большей части территории, некогда завоеванной Александром Великим.

Со времен Колумба и до XX в. турки господствовали на большей части Северной Африки, в Греции, на Балканах, а также на восточном побережье Средиземного моря.

Всему этому пришел конец, когда турки, бывшие союзниками Германии, потерпели поражение в Первой мировой войне. Победителям достались трофеи, в числе которых была и обширная провинция Османской империи, известная как Сирия. По секретному соглашению Сайкса — Пико эта территория была поделена между союзниками по линии, проходящей от горы Хермон строго на запад, к морю. Территория к северу от этой разграничительной линии отошла под контроль французов, к югу — под контроль англичан. В результате дальнейшего дробления этих земель, кроме современной Сирии, возникли еще Ливан, Иордания и Израиль. Французы со времен Наполеона стремились обрести влияние в этом регионе. Кроме того, они обязались защищать немногочисленных христиан-арабов от большинства населения, исповедовавшего ислам. Во время гражданской войны, бушевавшей в регионе в 60-х годах XIX в., французы действовали в союзе с фракциями, ориентировавшимися на Францию. Париж желал сохранения этих союзнических отношений, и в 20-х годах XX в., когда французы наконец обрели контроль над этими территориями, они превратили часть Сирии, населенную преимущественно христианами-маронитами, в отдельную страну, именованную по названию господствующей топографической особенности — горы Ливан. Таким образом, как государство или хотя бы единая этно-конфессиональная сущность Ливан никогда прежде не существовал. Главной чертой, сплачивающей эту страну, было то, что ее население испытывало влечение к Франции. Британская зона к югу от линии Сайкса — Пико также была разделена по аналогичным произвольно проведенным линиям. Во время Первой мировой войны хашимиты поддержали британцев. В благодарность за поддержку британцы обещали после войны сделать этот клан правителями всей Аравии. Но у Лондона были обязательства и по отношению к другим арабским кланам и родам. Саудиды, опиравшиеся на Кувейт, соперничали с хашимитами и с 1900 г. вели войну с турками за контроль над восточными и центральными районами Аравийского полуострова. В борьбе, вспыхнувшей вскоре после окончания Первой мировой войны, победили саудиды, которым британцы и отдали Аравию. Хашимиты получили утешительный приз в виде Ирака, в котором они и правили до 1958 г., когда монархия была свергнута в результате военного переворота. Хашимитов, остававшихся в Аравии, также переместили в более северный район, раскинувшийся вдоль восточного берега реки Иордан. Этот новый протекторат, центром которого стал город Амман и в котором не было иных явных поселений, получил название Трансиордания, буквально «территория за рекой Иордан». После ухода англичан в 1948 г. Трансиордания стала Иорданией, страной, которой никогда прежде не было, как не существовало в прошлом Ливана и Саудовской Аравии. Западный берег реки Иордан и территория к югу от горы Хермон были еще одним районом, некогда входившим в качестве административной единицы в состав османской Сирии. Большую часть этой территории называли Филистинией (отсюда и филистимляне). Герой этого племени Голиаф в библейские времена сражался с Давидом. Британцы дали слову «Филистиния» древнегреческую транскрипцию и получили слово «Палестина», которое и использовали в качестве названия этого нового района. Его столицей был Иерусалим, а жителей с тех пор стали называть палестинцами. Ни одно из этих новообразований не было страной или народом. За исключением самой Сирии, ни у одного из них не было общей истории или национальной идентичности, которые могли бы претендовать на восходящую к библейским временам генеалогию. Ливан, Иордания и Палестина были изобретениями французов и англичан, которые создали эти страны для собственного политического удобства. История этих стран не простирается дальше соглашения Сайкса — Пико и ряда двурушнических пактов, заключенных англичанами с арабскими шейхами. Но все сказанное не означает, что у жителей этих стран не было исторических связей с землей, на которой они жили. Даже если эта земля не была их родиной, она определенно была их домом, но и здесь возникали сложности. В Османской империи собственность на землю, особенно в Палестине, была полуфеодальной. Землевладельцы, не жившие в своих поместьях, взимали арендные платежи с феллахов — крестьян, в действительности обрабатывавших землю. Пришествие евреев началось с 80-х годов XIX в., когда в Палестину стали переселяться представители еврейской диаспоры. Переселенцы присоединялись к сравнительно небольшим еврейским общинам, которые веками существовали в Палестине (как и в большинстве других арабских регионов). Эта иммиграция была частью сионистского движения, которое, вдохновляясь европейской идеей образования еврейского государства, стремилось к созданию национального очага в регионе, которым евреи владели в библейские времена. Приезжавшие малыми группами евреи селились на землях, купленных на собранные ими в Европе средства. Нередко эти земли покупались у отсутствовавших землевладельцев, продававших землю, на которой жили арендаторы-арабы. С точки зрения евреев, это было законным приобретением земли. С точки зрения арабов-арендаторов, это было прямым посягательством на главное условие их существования и сгоном с земель, которые возделывали их семьи на протяжении многих поколений. Чем больше прибывало евреев, тем менее законным становилось приобретение земли, права на которую зачастую были в любом случае сомнительны, и, соответственно, тем чаще при выяснении прав на землю прибегали к насилию. Хотя арабы в общем (но не всецело) считали евреев иноземными захватчиками, среди них не было согласия по вопросу, который был, пожалуй, наиболее важным: к какому государству и к какому народу относятся жители Палестины? Сирийцы относились к Палестине, а также к Ливану и Иордании как к неотъемлемым частям исторической Сирии. Сирийцы возражали против независимой Палестины, как впоследствии возражали против существования независимого еврейского государства: по их мнению, соглашение Сайкса — Пико нарушало историческую территориальную целостность Сирии. У пришедших с Аравийского полуострова хашимитов с палестинцами возникли еще большие проблемы. В конце концов, хашимиты были арабским племенем, переселенным на восточный берег Иордана. В 1948 г., после ухода англичан, хашимиты, так сказать, по умолчанию стали правителями местности, ныне называемой Западным берегом реки Иордан. Хотя хашимиты в этническом отношении были близки палестинцам (автохтонным жителям этого района) и также исповедовали ислам, они резко отличались от палестинцев своей культурой и историей. Собственно говоря, эти две группы арабов были враждебны друг другу. Хашимиты (ныне иорданцы) считают, что Палестина принадлежала им по праву, по крайней мере та ее часть, которая не была занята евреями до образования государства Израиль. Действительно, со времени, когда евреи стали численно преобладать в Палестине и обрели в ней могущество, хашимитские правители Иордании рассматривали еврейских переселенцев из Восточной Европы как союзников в борьбе с палестинскими арабами. К юго-западу от Израиля находится Египет, в котором в разные периоды тоже господствовали французы и англичане, а также турки. В 1956 г. в Египте произошел военный переворот, в результате которого к власти пришел Гамаль Абдель Насер. Насер выступал против существования Израиля, но его подход к проблеме весьма существенно отличался от подхода палестинцев. Насер мечтал о создании единого арабского государства, Объединенной Арабской Республики. На очень короткое время он добился успеха, создав объединенное государство с сирийцами. По мнению Насера, все страны арабского мира были незаконными порождениями империализма, и им всем надо объединиться в единое государство под руководством крупнейшей и самой мощной арабской страны, Египта. В рамках такого замысла никакой Палестины не могло существовать: палестинцы — это просто арабы, занимающие некую плохо очерченную территорию. Все арабские страны региона, за исключением Иордании, желали уничтожить Израиль, но ни одна из этих стран не поддерживала и даже не обсуждала создание независимой Палестины. Сектором Газа, оккупированным Египтом во время войны 1948 г., в течение последующих 20 лет управляли как частью Египта. Западный берег реки Иордан оставался частью Иордании. Сирийцы хотели, чтобы и Иордания, и Палестина, как и Ливан, были возвращены Сирии. Вопрос был довольно сложным, но Шестидневная война 1967 г. снова в корне изменила ситуацию. В 1967 г. Египет изгнал силы ООН по поддержанию мира с Синайского полуострова и ремилитаризовал эту территорию. Египтяне также ввели блокаду Баб-эль-Мандебского и Тиранского проливов, отрезав израильский порт Эйлат от Красного моря. В ответ на эти действия израильтяне атаковали не только Египет, но и принадлежавший Иордании Западный берег реки Иордан, с которого арабы вели обстрел Иерусалима, и Голанские высоты в Сирии, откуда также обстреливали израильские поселения. Успехи Израиля. в том числе оккупация Западного берега реки Иордан, преобразили весь регион. Впервые в современной истории под властью Израиля неожиданно оказалось много палестинских арабов, населявших земли, оккупированные в результате войны. По-видимому, первоначально Израиль намеревался обменять захваченные им территории на соглашение о прочном и длительном мире со своими арабскими соседями. Однако на встрече, состоявшейся в Хартуме после войны 1967 г., арабские государства ответили знаменитыми тремя «нет», заявив, что не будут вести с Израилем никаких переговоров, не признают Израиль и не заключат с ним мира. С этого момента израильская оккупация бывших палестинских территорий стала постоянной. Именно в этот момент палестинцев впервые стали рассматривать как особый народ. Египтяне спонсировали группу, известную под названием «Организация освобождения Палестины» (ООП), во главе которой поставили молодого человека по имени Ясир Арафат. Насер все еще грезил арабской федерацией, но ни одна другая страна не хотела соглашаться с его лидерством. Насер был не готов уступать место кому-либо, что по умолчанию сделало ООП и входившие в нее группы вроде «Фатх» единственными защитниками палестинского государства. В Иордании были рады, что палестинцы теперь оказались на территории Израиля и стали проблемой Израиля. Иорданцы с радостью признали ООП представителем палестинского народа и также радовались, что израильтяне не допускают независимости Палестины. Сирийцы поддерживали другие, созданные ими самими организации вроде «Народного фронта освобождения Палестины», который требовал уничтожения Израиля и включения палестинцев и Палестины в состав Сирии. Таким образом, признание палестинского национализма в арабском мире не было ни всеобщим, ни дружественным. Действительно, поддержка, оказываемая арабскими странами палестинцам, по-видимому, возрастала пропорционально степени удаленности той или иной арабской страны от Палестины.

rutlib5.com/book/12734/p/8

У нас вот как принято: только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут делиться своим мнением, извините.

Источник: http://bramaby.com/ls/blog/history/9506.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий