СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

Содержание
  1. Принципы семейного воспитания. и формы взаимодействия школы и семьи
  2. Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания»
  3. Основные принципы воспитания в семье — перечень и восплощение
  4. Первый принцип
  5. Второй принцип
  6. Третий принцип
  7. Четвертый принцип
  8. Пятый принцип
  9. Шестой принцип
  10. Седьмой принцип
  11. Восьмой принцип
  12. Девятый принцип
  13. Десятый принцип
  14. Одиннадцатый принцип
  15. Двенадцатый принцип
  16. Тринадцатый принцип
  17. Что из этого следует?
  18. Принципы семейного воспитания
  19. Основные принципы воспитания в семье
  20. Принцип целенаправленности
  21. Принцип научности
  22. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка
  23. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности
  24. Принцип комплексности и систематичности
  25. Принцип согласованности в воспитании
  26. Принципы воспитания в семье
  27. Принцип научности
  28. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка
  29. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности
  30. Принцип комплексности и систематичности
  31. Принцип согласованности в воспитании

Принципы семейного воспитания. и формы взаимодействия школы и семьи

СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

В «Кодексе Республики Беларусь о браке и семье» (ст. 59) сказано: «Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления».

Семья – первичная ячейка многогранных человеческих отношений – хозяйственных, нравственных, духовно-психологических, эстетических. В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье.

Функции семьи

Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями и каждый этап в ее развитии связан с выполнением следующих функций:

1) хозяйственно-экономическая, предусматривающая ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;

2) репродуктивная, связанная с рождением и выращиванием детей;

3) воспитательная, направленная на создание условий для личностного формирования и развития детей, передачу им социального опыта, нравственных норм и ценностей, создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений, оказание морально-психологической поддержки каждому члену семьи;

4) коммуникативная, организующая внутрисемейное общение, взаимосвязи с другими людьми, семьями и социальными группами;

5) рекреативная, направленная на организацию досуга и развлекательной деятельности, создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.

Существует несколько вариантов классификации семей, обусловленных разными критериями:

1) по количеству детей – бездетные, однодетные, малодетные, многодетные;

2) по составу – однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прародители, родители, дети живут под одной крышей);

3) по структуре – полные и неполные;

4) по характеру взаимоотношений – благополучные и неблагополучные.

Современная семья характеризуется рядом кризисных черт. Во-первых, на семейное воспитание негативно влияет расслоение общества на богатых и бедных. Нередко материальный достаток родителей приводит к формированию у детей пренебрежения к материальным и духовным ценностям, потребительской направленности личности, эгоизма, тунеядства.

Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению количественного состава семьи. В однодетной семье ребенок часто испытывает трудности в общении с другими детьми, не может обогатить себя опытом коллективных взаимоотношений.

В-третьих, рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. А в полных семьях отец зачастую утратил роль экономического главы семьи. В таких семьях дети лишены общения с одним из родителей, чаще всего с отцом.

Чтобы удовлетворить эту потребность, подростки ищут ему замену в лице лидера уличной группировки, приобретают опыт негативного поведения.

В-четвертых, низкий материальный достаток и низкий культурный уровень многих семей, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают детскую безнадзорность и беспризорность, проблему так называемых социальных сирот.

В целом кризис современной семьи выражается в том, что семья все хуже выполняет свою воспитательную функцию. Его основная причина – утрата традиционных семейных ценностей, падение морали в обществе.

Принципы воспитания в семье (по А. С. Макаренко).

1. Родители на глазах у детей должны жить полной, радостной, общественно-полезной, гражданской жизнью (это основа подлинного родительского авторитета).

В «Книге для родителей» А.С. Макаренко называет самочувствие родителей одним из основных методов воспитания в семье. Будьте веселыми или гневными, но не будьте серенькими, – призывает педагог родителей.

Надо, чтобы родители были довольны жизнью. Мать, воспитывающая 2–3 детей дома, делает большое государственное дело. Но пусть она найдет себе приложение и в общественной жизни. Родители не должны становиться прислугой своих детей.

Надо жить жизнью человеческой, гражданской.

2. Семья – это непременно коллектив. Один ребенок в семье – более трудный объект воспитания, чем несколько детей. При этом семья — не просто коллектив, но коллектив трудовой. Посильные трудовые поручения (общие и персональные) должны даваться детям с самого раннего возраста (с 2-х лет).

В совместном труде крепнет чувство солидарности, которое является источником нравственности личности. Семья должна воспитывать социальный опыт, упражнять человека в разнообразных солидарных действиях, в преодолении препятствий. В семье нельзя допускать забывчивого отношения к мелочам.

Съеденный сыном кусок пирога, приготовленный для отца, нельзя оставлять без внимания.

3. Близость родителей и детей должна иметь предел. В глазах ребенка родители должны быть чем-то выше. Должны иметь место некоторая неофициальная дистанция, почтительность.

Недопустимы слишком откровенные разговоры о половых вопросах. Необходима черта деликатности и молчаливого доверия в семье. Нужно также, чтобы иногда правота родителей проходила без доказательств.

Если ребенку все доказывать, он вырастет циником.

4. Соблюдение меры, «золотой середины» воспитания активности и «тормозов» у детей. С первого года нужно так воспитывать, чтобы ребенок мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться, и в то же время чтобы у него постепенно образовывались «тормоза» для вредных желаний. Например, карманные деньги давать детям нужно, но они не должны тратить их бесконтрольно.

5. С 3–4 лет нужно воспитывать чувство ориентировки («свой» или «чужой»). Ребенок должен уметь разбираться в окружающей обстановке, например, кому можно доверять, а кому нет.

6. Не оберегать ребенка от зла, а учить сопротивляться ему.

7 Ребенка не любят «для себя», им не хвастаются. Ребенок, воспитанный «напоказ», рискует вырасти избалованным эгоистом.

8. Несомненно вредным является специальное половое просвещение детей и подростков. Необходимо воспитание интимного уважения к вопросам пола, деликатности.

В «Книге для родителей читаем: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом.

Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую стороны любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным».

Очень ценным является опыт семейного воспитания педагогов-новаторов Никитиных. Во-первых, они разработали систему закаливания и здорового питания детей. Во-вторых, систему развивающих занятий.

В их системе можно выделить три основных принципа: богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода детей в занятиях и играх, искренняя заинтересованность родителей во всех делах.

В доме оборудована комната-мастерская, где можно клеить, резать, пилить, забивать гвозди, вообще проявлять себя в разных видах творчества. Есть домашняя швейная мастерская, где дети получают деньги в зависимости от своей «квалификации» и расписываются в ведомости и т. д.

В хорошей семье, оказывающей благотворное влияние на детей, господствует дух сотрудничества, трудолюбия, взаимопомощи, доверия друг к другу, взаимного уважения; это содействует формированию человека прямого, открытого, всегда готового прийти на помощь другому.

Воспитательный потенциал семьи увеличивает связь школы с семьей, которая осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы. Психолог и педагог П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

Сухомлинский В.А. в книге «Разговор с молодым директором школы» пишет: «Многолетний анализ процесса воспитания во многих школах нашей страны, обобщенный на занятиях школы педагогической культуры, привел нас к выводу, что педагогические убеждения, взгляды родителей – это результат целенаправленной работы педагогического коллектива и актива родителей».

и формы взаимодействия школы и семьи.

Формы взаимодействия школы и семьи делятся на коллективные и индивидуальные.Коллективные формы взаимодействия – родительские собрания, родительские комитеты, педагогические лектории, родительские университеты, родительский клуб и др.Индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы – консультации, посещение семей, педагогические поручения и др.

Коллективные формы взаимодействия семьи и школы:

1. Родительские собрания – традиционная форма коллективной работы с родителями. Они бывают общешкольные и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, один раз в четверть.

На них подводятся итоги работы школы за определенный период, обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников.

На классных родительских собраниях более подробно анализируется состояние успеваемости и поведения учащихся класса, происходит обмен опытом воспитания детей в семье.

Повестка дня не должна сводиться лишь к вопросам успеваемости и дисциплины.

На родительских собраниях надо ставить конкретные вопросы жизни и воспитания детей в семье: как отправлять ребенка в школу (для родителей первоклассников), как организовать режим дня учащихся разных возрастов, особенности воспитания младших школьников, подростков, старшеклассников, как приучить детей к труду, организовать их досуг в семье, как укреплять родительский авторитет и др. Родительское собрание не должно превращаться в судилище над родителями «трудных» учеников. Классный руководитель должен сделать так, чтобы родители не опасались доверить ему любую информацию о своих детях. Родители нуждаются в квалифицированном совете, а не в поучениях, упреках и жалобах на детей.

К родительскому собранию нужно готовиться: организовать выставку творческих работ учащихся за четверть, подготовить небольшие доклады, посвященные знаменательным датам, научным открытиям и т. д.

2. Родительские комитеты– участвуют в управлении школой и решают следующие вопросы: устанавливают обратную связь «родители → школа»; помогают классному руководителю в организации родительских собраний, обмена опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении материальной базы школы, организации труда и отдыха школьников.

3. Педагогические лектории – организуются с целью ознакомления родителей с основами теории и методики обучения и воспитания детей. Лектории проводятся в форме лекций, докладов.

4. Университеты психолого-педагогических знаний – отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия, «круглые столы» по обсуждению материалов периодической печати, обмен опытом.

5. Научно-практические конференции для родителей.


Индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы:

1. Психолого-педагогические консультации – чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении.

2. Посещение семей – имеет своей целью не только диагностику условий проживания ребенка, но и оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания.

3. Педагогические поручения – привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Особой формой взаимодействия семьи и школы является формирование культуры семейных отношений у школьников.

Принципы взаимодействия родителей и педагогов

Организуя работу с родителями учащихся, нужно помнить следующее:

1. Нельзя перекладывать на родителей собственные неудачи: «Ваш ребенок плохо учится – примите меры!», «Ваш сын на уроках не слушает – примите меры!».

Формирование педагогически верной воспитательной позиции родителей возможно в том случае, если просьбы и советы учителя будут восприняты ими как вытекающие из нужд и интересов детей, становления их личности, характера, развития способностей.

Обращение к чувству родительской любви, ее уважение – первый принцип классного руководителя.

2. Характеризуя детей, не следует только «выливать негатив», жаловаться на ученика. Беседуя с родителями недисциплинированного ученика, надо договориться с ними о единых требованиях и педагогически оправдавших себя мерах воздействия.

3. Беседуя с родителями, нужно не только давать советы, но и прислушиваться к их предложениям. Нельзя допускать поучающий тон, читать нотации.

Родители нуждаются в квалифицированной помощи педагога как специалиста по воспитанию, в товарищеском совете, а не в упреках или нотациях.

Гораздо больше пользы принесет спокойная деловая беседа о разумных мерах воздействия на ученика. Необходимо расположить родителей к себе, добиться доверия и откровенности.

4. Важна связь с родителями не только младших школьников и подростков, но и старшеклассников. Необходимо, например, прийти на помощь родителям в формировании и развитии интереса к профессиям, нужным обществу.


Источник: https://students-library.com/library/read/58014-principy-semejnogo-vospitania-soderzanie-i-formy-vzaimodejstvia-skoly-i-semi

Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания»

СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

Наталья Тимофеева
Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания»

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.

Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система.

На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку.

Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том,чтобы: создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;

оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

К важнейшим принципам современного семейного воспитанияможно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании.

Рассмотрим их более подробно.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат.

В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики.

В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение.

Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса.

Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии.

Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.

Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам.

Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны»родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки.

Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность.

Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день. К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу».

И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью.

Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей.

Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.

К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас».

Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше.

Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула. Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.

Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т. д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т. е.

становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Принцип согласованности в воспитании.

Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том,что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т. д.).

Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И. А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-principy-sovremenogo-semeinogo-vospitanija.html

Основные принципы воспитания в семье — перечень и восплощение

СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

В данной статье вы можете узнать, что же относят к воспитательным принципам. Также вы поймете, как верно воспитать свое чадо. Любой ребенок является индивидом, то есть нельзя для разных детей использовать одинаковые методы воспитания.

Что такое принципы воспитания – определение

Появляется законный вопрос – существует ли «правильное воспитание детей»? Знайте, что воспитание можно назвать правильным, если дети выросли физически и психически полноценными, а также получили прививку гуманистических ценностей.

Итак, перейдем к воспитательным принципам.

Идеал воспитания в разные эпохи

Первый принцип

Никогда не забывайте, что каждый ребенок является полноценной личностью. Не нужно навязывать собственные планы и мечты ребенку. Воплощайте их в жизнь самостоятельно. Зачастую родители пытаются воплотить в своем малыше все то, чего не сумели достигнуть раньше.

Например, отец хотел стать полицейским, но стал врачом, и теперь он хочет увидеть хотя бы в своем сыне стража порядка. Поступая так, родители отнимают у малыша возможность свободно и полноценно развиваться.

Не стоит изумляться, что ребенок не оправдывает их ожиданий либо, не желая расстраивать мать и отца, делается несчастным и посредственным.

Каждый ребенок – полноценная личность

С первого дня предоставьте ребенку свободу, постоянно поддерживайте ее. Процесс воспитания не может являться навязыванием позиции. Создайте условия для развития, помогайте малышу только в том случае, если он действительно нуждается в поддержке.

Второй принцип

Все дети с рождения одинаковые. Нет младенца без каких-либо способностей или с ярко выраженными талантами. Все достижения и неудачи ребенка являются последствиями полученных в процессе воспитания и развития навыков. Зачастую, когда дитя достигает трехлетнего возраста, мать с отцом понимают, к чему у него имеется склонность. Следовательно, все способности приобретаются до трех лет.

Родители должны обеспечить полноценное развитие ребенка

По этой причине развивать ребенка в творческом либо спортивном направлении необходимо начинать с рождения, а не со школы.

Третий принцип

Каждый ваш поступок, совершенный в присутствии ребенка, любое слово, сказанное при нем, имеют большую важность. Вы являетесь примером для детей. Можете сколько угодно говорить им о том, что нельзя лгать, громко разговаривать, необходимо надевать шапку.

Слова не будут иметь никакой ценности, пока вы сами не начнете соблюдать установленные вами же правила. Что будет делать ребенок, если вы запретите ему кричать, но при этом сами станете орать на супруга?  У малыша в голове сформируется неустойчивое, разнородное представление о мире.

Кроха понимает, как надо себя вести в обществе, глядя на родителей.

Дети копируют поведение родителей

Четвертый принцип

Взгляды на методы воспитания у родителей должны совпадать. Лишь при таком раскладе кроха будет чувствовать себя в безопасности и ощутит целостность нашего мира. Утешая ребенка после наказания, вы прививаете ему манипуляторские качества.

Дети стремительно подстраиваются под окружающую среду и отыскивают в ней преимущества для себя. После посещения семейного психолога многие узнают, что их ребенок – настоящий манипулятор, который пойдет на что угодно ради достижения желаемой цели.

Все это является результатом семейного несогласия во мнениях.

Меры воспитания должны быть адекватными и понятными ребенку

Каждую меру воспитания необходимо сначала тщательно обсудить в семье.

Пятый принцип

Соблюдайте последовательность собственных поступков в семье. Не стоит изменять правила и запреты ежедневно, это способно сделать вашего малыша очень недисциплинированным. Множество родителей непоследовательны в своих мерах воспитания, из-за этого их дети не понимают, какое поведение нормальное, впадают в замешательство.

Нельзя постоянно увеличивать количество запретов

Сделайте нахождение детей в семье безопасным и стабильным. Соблюдайте принятые правила поведения всегда, все вместе.

Шестой принцип

Не надо потакать ребенку во всех его желаниях. Крохе хватит для правильного воспитания и развития того, что имеется в доме, а именно:

  • погремушек (в младенческом возрасте);
  • книг;
  • прогулочного комплекта (формочки, лопаточки);
  • счетного набора;
  • конструктора.

Изобилие игрушек нивелирует их ценность

Разумеется, иные игровые предметы тоже нравятся детям. Однако детей окружает множество впечатлений и развлечений, вовсе не все из них необходимы для правильного воспитания. Пусть ваш ребенок имеет основные представления о деньгах и заработке.

Седьмой принцип

Всегда хвалите детей только в том случае, если они реально этого заслуживают. Не начинайте сильную похвалу от родительской любви. После такой похвалы малыш будет пытаться совершить что-либо полезное в семье.

Не думайте, что это замечательно. Вовсе нет. Кроха стремится к хорошим поступкам ради высокой оценки.

Так формируется перфекционизм, совершенная противоположность достиженческому подходу семейного воспитания, когда дети стараются совершенствоваться.

Достиженцы являются настоящими лидерами, а вот перфекционисты всего лишь поверхностные исполнители. Например, вместо слов «ты самый умный» говорите «ты замечательно выполнил задание». Ищите, что полезного сделал ребенок в семье, пусть будет объективный повод для похвалы.

Восьмой принцип

Необходимо принимать помощь детей, дайте им возможность принять участие в домашних хлопотах. Дети хотят походить на своих родителей. Видя, как мать метет пол, они также несутся с веником в самую тучу пыли. Видя, как родители сервируют стол, дети берут наполненные стаканы и ножи. От такой помощи много проблем: пыль разносится по дому, стаканы бьются, чай проливается.

К домашней работе детей надо приучать в форме игры

Казалось бы, проще всего не позволять ребенку помогать семье.

Однако, с каждым отнятым у ребенка стаканом, вы все больше прививаете своему чаду мысль «я не нужен семье, все могут сделать без меня». В результате через десяток лет вы получите подростка, который совершенно не будет вам помогать.

Сделайте своеобразный вклад для будущего семейного счастья: приобретите веник ребенку, позвольте ему самостоятельно понести неполный стакан, вручите в подарок тряпочку для протирки пыли.

В будущем вы получите в семье благодарного вам помощника.

Девятый принцип

Отец должен принимать полное участие в процессе воспитания ребенка. Трудно переоценить значение отца. Он является проводником крохи в реальный мир, за пределами семейного очага, поэтому дайте папе общаться с детьми как можно чаще и быть доступным постоянно (пусть даже по телефону).

Участие отца в воспитании обязательно

Время, пока ребенок занят общением с отцом, уделите себе. Это весьма хорошо для поддержания семейного счастья.

Десятый принцип

Растите независимого человека. Крохе сложно расставаться с матерью, однако с одного года до трех лет выполняется формирование собственного «Я» малыша.

Множество родителей считают, что детская независимость в семье – это то же самое, что непокорность с непослушанием.

Дети хотят быть независимыми по той же причине, что и все остальные люди – каждый желает самостоятельно контролировать собственную жизнь, без семейного контроля.

В два-три года обязательно предоставьте малышу свободу. Одобрение независимости формирует саморегулирующееся поведение вне семейного круга. Однако некоторые ограничения в семье предоставляют возможность крохе развить самоконтроль. Для успеха в будущем необходимы оба этих навыка.

Одиннадцатый принцип

Дети-почемучки – это основа интеллектуального развития

Ребенок должен научиться размышлять. Пусть растет любопытным почемучкой. Обязательно надо не просто давать ответы на детские вопросы, к примеру, о семье, а еще и заставлять появляться в голове ребенка новые.

Вопросы свидетельствуют о развитии умственной деятельности. Ваше чадо размышляет, формирует причинно-следственные связи и строит закономерные выводы. Замечательно, если малыш всегда остается почемучкой, в любом возрасте.

Он не прекращает развиваться, вместо зубрежки он занимается осознанием окружающего.

Двенадцатый принцип

Если вы нарушили какие-либо принципы воспитания, не стоит относиться к этому как к фатальной ошибке, которую уже ничем и никогда не получится исправить. Все мы люди, а люди не могут быть идеальными во всех отношениях. Если человек допускает некоторые ошибки, противоречащие принципам воспитания, это вовсе не означает, что он плохой.

Признание своих ошибок родителями – важный принцип воспитания

Если вы допустили какую-либо ошибку, то признайте ее, поменяйте собственное поведение, после этого уже двигайтесь вперед.

Тринадцатый принцип

Познакомьте свое чадо с фотографиями вашего семейного альбома. Пусть ребенок знает историю собственной семьи. Это будет служить гарантией того, что ваш ребенок навсегда сохранит место в своем сердце для семейного счастья. Он будет уважать собственных родных, с большим уважением относиться к старшим. Не это ли является целью правильного воспитания?

Часто пересматривайте семейный альбом

Что из этого следует?

Достаточно сложно соблюдать все вышеперечисленные принципы. У всякого родителя имеются собственные основные методы, которые, на его взгляд, позволят вырастить полноценного во всех планах человека. В конце концов, их достаточно много – целых тринадцать правил.

В любом случае, постарайтесь запомнить их все. Гораздо лучше следовать всем приведенным здесь правилам педагогики, которые проверены временем и людьми, чем использовать собственные методы.

Если для вас проблематично соблюдать все правила, попытайтесь соблюсти хотя бы некоторые из них.

Главный принцип воспитания – любовь и уважение родителей

Ведь вы же хотите, как и любой родитель, чтобы ваши дети выросли порядочными, трудолюбивыми и уважающими семейные ценности гражданами?

Источник: https://detki.guru/vospitanie/printsipy/printsipi-vospitaniya-v-seme.html

Принципы семейного воспитания

СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

Принципы воспитания, включая семейные принципы, строятся на началах постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания базируются на целях воспитания.

Определение 1

Принципы воспитания – этопрактические советы, которых следует придерживаться в воспитательном процессе. Это позволяет правильно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.

Основные принципы воспитания в семье

В обществе постоянно происходят интенсивные преобразования, поэтому пересматриваются и принципы воспитания, они получают новое содержание. Например, к принципам воспитания не относится принцип субординации. Или вот еще. На смену принципа монологизма приходит принцип диалогизма.

Основные принципы воспитания детей:

  • Целенаправленности;
  • Планомерности, последовательности и непрерывности;
  • Научности;
  • Гуманизма;
  • Комплексности и систематичности;
  • Согласованности в воспитании.

Принцип целенаправленности

В воспитании присутствует социально-культурный ориентир, который является идеалом воспитательной деятельности и конечным результатом. Современная семья должна ориентироваться на цели общей педагогической политики в государстве.

Сейчас это главные общечеловеческие ценности, которые четко прописывает Декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конституция Российской Федерации. Конечно, не каждая семья, рассуждая о цели воспитания детей, думает о разностороннем гармоническом развитии личности.

Однако все родители желают своему ребенку здоровья, мечтают вырастить его хорошим и добрым человеком. Вот что представляют собой общечеловеческие ценности.

Цели воспитания конкретной семьи строятся на основании представления о том, какими она стремится воспитать детей. Причем родители учитывают реальные способности детей и их индивидуальные особенности. При постановке воспитательной цели взрослые учитывают этнические, культурные и религиозные традиции и обычаи.

Важное значение в семейном воспитании имеют цели и задачи образовательной работы современного детского сада и школы. Это обусловливает преемственность в воспитательной работе.

Возникающие в целях воспитания противоречия внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь.

Оказывать помощь семье в конкретизации цели воспитания – это обязательная функция профессиональных педагогов.

Принцип научности

В домашнем воспитании всегда первую роль играл здравый смысл, традиции и обычаи, передаваемые от старшего поколения младшему.

Однако в современном обществе знание и использование родителями научных основ воспитания позволяет достичь более высоких показателей в развитии своих детей.

Для родителей важно с целью успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться со специалистом, ознакомиться с психологической и педагогической литературой.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка

Определение 2

Сущность принципа гуманизма заключается в том, что родители принимают ребенка как данность, со всеми его особенностями, индивидуальными характеристиками и привычками.

Принцип гуманизма означает, что родители не сравнивают своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Иногда ребенок не соответствует идеальным представлениям о нем, которые отложились в сознании его родителей.

Однако он и не должен им соответствовать, его значимость заключается в собственной самобытности и уникальности.

Родители должны принять индивидуальные особенности своего ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его в соответствии с уровнем развития, которого с помощью родителей он сумел достичь. Принцип гуманизма определил некоторые педагогические правила:

  • Необходимо избегать сравнения ребенка с кем-то;
  • Не стоит навязывать примеры поведения и деятельности;
  • Не нужно призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
  • Необходимо учить ребенка быть таким, какой он есть;
  • Нужно учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним» и делать из этого верные выводы.

Выполнение данных правил в воспитании помогает ребенку приближаться к собственному совершенствованию, снизить число внешних и внутренних конфликтов, укрепить психическое и физическое здоровье.

Особого гуманизма требует воспитание ребенка с внешними особенностями или физическими недостатками. Из-за нетактичного поведения окружающих у ребенка порой формируется комплекс неполноценности. Чтобы этого не допустить, родители должны научиться самостоятельно спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить его также воспринимать мнение окружающих уравновешенно.

Это непростой путь. Важнейшая задача семейного воспитания – это научить ребенка не реагировать слишком эмоционально на неадекватное поведение окружающих людей, убедить его в том, что он является хорошим, добрым, веселым, умелым и именно данные качества будут формировать отношение людей к нему.

Любая уникальность в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет легче переносить свои недостатки.

Определение 3

Принцип гуманности строится на доверительных отношениях между родителями и детьми, а также на взаимоуважении, сотрудничестве, любви и доброжелательности.

Для родителей важно осознание того, что ребенок не их собственность, и они лишены права вершить за него его судьбу и тем более ломать жизнь. В.А. Сухомлинский предлагал взрослым:

  • Ощутить в себе детство;
  • С мудростью относиться к проступкам детей;
  • Верить, что они ошибаются, а не нарушают с умыслом;
  • Защищать их, не думать о них негативно;
  • Не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее;
  • Помнить, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности

В соответствии с этим принципом семейное воспитание должно проходить по поставленной цели, с последовательной и планомерной реализацией воспитательного процесса через средства, методы и приемы, отвечающие возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание – это процесс долгий, результаты которого можно наблюдать только через годы.

Последовательность и планомерность взрослых в воспитании дают детям ощущение уверенности, что является фундаментом становления личности. Если у всех членов семейства схожее поведение и требования, то окружающий мир для детей становится яснее и предсказуемее. Им проще осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других.

Родители, которые последовательно воспитывают своих чад, способствуют развитию у них операциональной и организационной стороны деятельности. Последовательное воспитание увеличивает детскую субъектность, формирует ответственность за поведение и поступки. Главное, в семейном воспитании избегать становления у детей «двойной» морали.

Родители не должны требовать от потомков того, что для других членов семьи считается необязательным.

Не рекомендуется использовать педагогические методы к детям единовременно.

Принцип комплексности и систематичности

Определение 4

Суть принципа комплексности и систематичности состоит в осуществлении многостороннего влияния на личность.

Современные дети растут и развиваются не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания обладает как положительными, так и отрицательными сторонами.

Можно увеличить развивающее влияние одних факторов и уменьшить разрушающее влияние отрицательных факторов воспитания.

Выбор в решении данного вопроса принадлежит семье, именно родители имеют возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, поменять содержание третьих.

Научная педагогика подразделяет воспитание на отдельные категории. Однако невозможно воспитывать ребенка частями. В реальном педагогическом процессе происходит разностороннее развитие.

Семья в отличие от общественного института воспитания обладает особыми возможностями развивать детей разносторонне: прививать морально-нравственные нормы, приобщать к труду, знакомить с культурой, помогать с их половой идентификацией.

Принцип согласованности в воспитании

Особенность современного воспитания детей состоит в осуществлении воспитания различными лицами: членами семьи или профессиональными воспитателями. В этом вопросе необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит детей в смятение, у них теряется чувство уверенности.

Семейное воспитание, которое реализуется в соответствии с рассмотренными принципами, позволяет родителям верно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и другими видами деятельности детей, эффективно содействовать их развитию.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/printsipy-semejnogo-vospitanija/

Принципы воспитания в семье

СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

Принципы воспитания, в том числе и в семье, требуют постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания строятся на основе цели воспитания. Принципы воспитания представляют собой практические рекомендации, которыми следует руководствоваться в процессе воспитания. Это помогает грамотно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.

В обществе происходят активные преобразования, в соответствии с этим пересматриваются и принципы воспитания, они наполняются новым содержанием. Например, принцип субординации уходит из воспитания. Принцип монологизма замещается принципом диалогизма.

К важным принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:

  • принцип целенаправленности;
  • принцип научности;
  • принцип гуманизма;
  • принцип планомерности, последовательности и непрерывности;
  • принцип комплексности и систематичности;
  • принцип согласованности в воспитании.

Воспитание характеризуется присутствием социально-культурного ориентира, который является идеалом воспитательной деятельности и результатом. Современная семья старается ориентироваться на цели общей педагогической политики в стране.

На сегодняшний день это основные общечеловеческие ценности, отраженные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конституции Российской Федерации. Безусловно, не все семьи, рассуждая о цели воспитания своих детей, думает о всестороннем гармоническом развитии личности.

Но каждый родитель желает своему ребенку здоровья, мечтает вырастить его хорошим человеком. Именно это и является общечеловеческими ценностями.

Воспитательные цели конкретной семьи формируются на основе представления о том, какими она хочет воспитать своих детей. При этом учитываются реальные способности ребенка, его индивидуальные особенности. В постановке воспитательной цели семья учитывает этнические, культурные и религиозные традиции, которым она следует.

Важно учитывать цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы в семейном воспитании. Это обеспечивает преемственность в воспитательном процессе.

Противоречия в целях воспитания внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями неблагоприятно влияют на нервно-психическое и общее развитие ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь.

Оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания – функция профессиональных педагогов.

Принцип научности

Домашнее воспитание всегда основывалось на здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых от старшего поколения младшему.

Но в современном мире знание и применение родителями научных основ воспитания помогает добиться более высоких результатов в развитии своих детей.

Родителям важно для успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться у специалиста, познакомиться с психологической и педагогической литературой.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Суть этого принципа гуманизма заключается в принятии родителями ребенка как данности, со всеми его особенностями, индивидуальными чертами и привычками.

Не сравнивать своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Не всегда ребенок соответствует идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей.

Но он и не должен им соответствовать, его ценность в самобытности и уникальности. Родителям необходимо принять индивидуальное своеобразие ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его соответственно уровню развития, которого при помощи родителей он достиг.

Из принципа гуманизма вытекают определенные педагогические правила:

  • избегать сравнения ребенка с кем-либо;
  • не навязывать примеры поведения и деятельности;
  • не призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
  • учить ребенка быть самим собой;
  • учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним»и делать из этого правильные выводы.

Соблюдение этих правил в воспитания помогает ребенку двигаться к собственному совершенствованию, снижает количество внешних и внутренних конфликтов, укрепляет психическое и физическое здоровье ребенка.

Особого гуманизма требует воспитание ребенка, имеющего внешние особенности или физические недостатки. Под воздействием нетактичного поведения окружающих у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности. Чтобы этого не случилось родителям необходимо научиться самим спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить ребенка воспринимать это спокойно.

Это сложный путь. Задача родителей — учить ребенка не реагировать болезненно на неадекватное поведение окружающих людей, убеждать его в том, что он хороший, добрый, веселый, умелый и именно эти качества будут формировать отношение людей к нему. Любая «изюминка» в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет безболезненно переносить свои недостатки.

Принцип гуманности предполагает, что отношения между родителями и детьми строятся на доверии, взаимоуважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

Родителям очень важно осознать, что ребенок не их собственность, и они не имеют права решать за него его судьбу, тем более ломать его жизнь. В.А.

Сухомлинский призывал взрослых ощутить в себе детство, мудро относиться к проступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности

Согласно этому принципу, семейное воспитание должно проходить в соответствии с поставленной целью, последовательно и планомерно реализовывать воспитательный процесс через средства, методы и приемы, которые отвечают возрастным особенностям и индивидуальным возможностям ребенка. Воспитание — процесс длительный, результаты которого можно наблюдать только спустя время.

Последовательность и планомерность родителей в воспитании дают ребенку ощущение уверенности, что является основой формирования личности. Если все члены семьи придерживаются сходного поведения и требований, то окружающий мир для ребенка становится яснее и предсказуемее. Ему легче осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других.

Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, способствуют развитию у него операциональной и организационной стороны деятельности. При последовательном воспитании растет субъектность ребенка, формируется ответственность за свое поведение и поступки. Важно в семейном воспитании избегать формирования у ребенка «двойной» морали.

Нельзя требовать от ребенка того, что для других членов семьи считается необязательным.

Нельзя применять педагогические методы к ребенку единовременно.

Принцип комплексности и систематичности

Суть принципа заключается в осуществлении многостороннего влияние на личность.

Современный ребенок растет и развивается не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Можно усилить развивающее влияние одних факторов и снизить разрушающее влияние негативных факторов воспитания.

Приоритет в решении этого вопроса принадлежит семье, именно она имеет возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, изменить содержание третьих.

Научная педагогика делит воспитание на отдельные виды. Но невозможно воспитывать личность частями. В реальном педагогическом процессе осуществляется разностороннее развитие.

Семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей разносторонне: привить морально-нравственные нормы, приобщить к труду, познакомить с культурой, помочь их половой идентификации.

Принцип согласованности в воспитании

Особенность современного воспитания ребенка заключается в осуществлении воспитания разными лицами: членами семьи или профессиональными педагогами. Здесь необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит ребенка в смятение, у него утрачивается чувство уверенности.

Семейное воспитание, реализованное в соответствии с рассмотренными принципами, позволит родителям правильно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и прочей деятельностью детей, эффективно содействуя их развитию.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/principy_vospitaniya_v_seme/

Uchebnik-free
Добавить комментарий