Салическая и Рипуарская правда как исторический источник.

Салическая правда франков – кодекс законов раннего средневековья

Салическая и Рипуарская правда как исторический источник.

  • История создания Салической правды
  • Краткая характеристика Салической правды
  • Основные положения Салической правды
  • Рекомендованная литература и полезные ссылки
  • После падения Римской империи на территории Европы образовалось множество варварских государств. Крупнейшим из них было государство франков – будущая Франция.

    Для развития государственности и укрепления королевской власти первых династий франкских королей требовалась фиксация правовых норм и обычаев на территории всего государства. С этой целью и была создана Салическая правда – древнейший письменный кодекс законов раннего средневековья.

    Какая история создания Салической правды, какие законы были у средневековых франков, читайте об этом дальше.

    История создания Салической правды

    С самых древних времен разные племена северной части Европы, которых более цивилизованные римляне и греки презрительно звали «варварами»: германцы, франки, кельты имели свои племенные обычаи и законы, хранившиеся в памяти старейшин, и передававшиеся устно из поколения в поколение. Причем к древним законам относились очень консервативно, не допуская их значительных изменений.

    Но как мы знаем, примерно в IV-V веке случилось Великое переселение народов. С Востока в Европу пришли воинственные племена гуннов, вызвавшие великий хаос и брожение, результатом которого стало падение некогда великой и могущественной Римской империи.

    В обстоятельствах «Великого переселения» было крайне сложно сохранить устные нормы и обычаи. Поэтому у правителей варварских племен, а затем и первых варварских королевств появилась острая необходимость в том, чтобы зафиксировать племенные обычаи, правовые нормы и законы именно в письменном виде.

    Так и стали появляться первые «варварские» кодексы законов.

    Салическая правда была одним из них, но далеко не единственным, помимо нее были также:

    • Бургундская правда,
    • Аллеменская правда,
    • Рипуарская и другие «правды».

    Причем среди всех этих кодексом именно Салическая правда является самым древним кодексом законом такого рода, считается что она была составлена в IV веке во время правления знаменитого франкского короля Хлодвига I (466-511) из династии Меровингов.

    Салическая правда представляет собой кодекс законов созданных на основе старинных обычаев франков и дополненных нормами из королевских актов и указов. Неизвестно, кто именно был составителем и автором Салической правды, в прологе к ней самой говорится, что это были четыре выборных мужа: Визогаст, Салегаст, Арогаст и Видогаст.

    Но скорее всего это мифические имена, а не реальные исторические личности. Историки предполагают, что эти имена происходят от названия местностей: Сальхаме, Бодохаме, Видохаме с прибавлением окончания «gast» – «муж».

    Как бы там не было, составителем Салической правды точно был не один человек, а ее написанием занималась целая группа авторов.

    В дальнейшем Салическая правда была дополнена и откорректирована последующими франкскими королями Хильдебертом и Хлотарем.

    Краткая характеристика Салической правды

    Салическая правда написана на латыни, но не чистой латыни, а таком себе суржике, в котором чистая латынь смешана с местными наречиями.

    Такую латынь называют «разговорной латынью» или даже «вульгарной латынью», именно на ней обычно говорили в многочисленных провинциях Римской империи, и впоследствии именно эта народная, разговорная латынь стала основой для формирования романских языков: английского, французского, немецкого и других.

    Но вернемся к Салической правде, большая часть ее текстов – это описание наказаний за разные преступления и правонарушения. Также в ней описаны процессуальные процедуры и правила, регулирующие семейные, имущественные и наследственные отношения. Анализ и изучение этого документа дает нам понять, какие законы были в европейском обществе раннего средневековья.

    Что же касается структуры Салической правды, то она следующая: первые 65 глав (титулов) относятся к древнейшим текстам. Последующие, начиная с 66 главы – более поздние дополнения королей из династии Меровингов.

    Основные положения Салической правды

    Важную часть Салической правды занимают положения, регулирующие семейные отношения, которые имели большое значение в обществе того времени. Семья у древних франков, как и у германцев, строилась на моногамии, иметь можно было только одну жену, а прелюбодеяние строго наказывалось.

    Впрочем, тут были исключения, так король Хлодвиг, (впрочем, как и наш князь Владимир Великий) был большим любителем по женской части и при своем дворе содержал роскошный гарем.

    Пикантности добавляет тот факт, что Хлодвиг при этом принял христианство католического обряда, и все это ему нисколько не мешало «прелюбодействовать», в этих моментах он очень схож с киевским князем Владимиром.

    Крещение Хлодвига, средневековая миниатюра.

    Но как говорят, «что позволено Юпитеру, то не позволено быку», так и тут, что было позволено королю, не было позволено простолюдину, а на семейные отношение Салической правдой накладывались определенные ограничения. Чтобы вступить в брак, жениху необходимо было получить согласие родственников невесты.

    Жениться разрешалось не всем: разумеется, лица уже состоящие в браке или объявленные вне закона не могли жениться, но также были запрещены браки между свободными гражданами и рабами, и браки между близкими родственниками.

    Были редкие исключения, когда свободная женщина выходила замуж за зависимого крестьянина или раба, в первом случае она становилась полусвободной, в случае брака с рабом она сама становилась рабыней.

    Похищение чужой жены, или просто свободной женщины считалось тяжелым преступлением, но, что интересно, если похищение совершал знатный человек, то он за это наказывался большим денежным штрафом, а если свободную женщину похищал крестьянин или того хуже раб, то наказанием для него была смертная казнь.

    Наказывалось штрафом сожительство с чужими рабами, дети, рожденные в результате такого сожительства, автоматически становились рабами. Сожительство с собственными рабами не было нарушением, но и браком не считалось.

    Так как в V веке до феминизма было еще очень далеко, женщины, увы имели совсем мало прав, до замужества они находились под полной опекой своих отцов, а затем под опекой своих мужей.

    Семья по Салической правде – это не просто близкая связь между родителями и детьми, но целый родственный конгломерат, представляющий собой всю совокупность родственников, как дальних, так и близких. Представьте себе, что вы франк, живущий в V веке в пока еще деревне под названием «Париж».

    Так вот проблемы вашего кузена, или какого-нибудь троюродного племянника – это и ваши личные проблемы. Уголовное преступление против одного члена семьи считалось преступлением против всего рода. Также ответственность за преступление любого члена рода разделялась всеми его родственниками.

    Обычно все преступления вплоть до убийства облагались большими штрафами (вергельдами), которые были обязаны платить все родственники преступника.

    Что интересно, штраф за убийство простолюдина был в два раза меньше, чем штраф за убийство знатного человека. А вот штраф за убийство женщины или ребенка наоборот был еще более суровым и взимался в тройном размере от обычного «тарифа».

    И только если у родственников не хватало денег, чтобы заплатить высокий штраф, преступник подлежал смертной казни.

    Не удивительно, что из-за таких норм законов Салической правды многие люди желали выйти из своей семьи, чтобы не расплачиваться за прегрешения нерадивых родственников.

    Сделать это было возможно – желающий выйти из рода должен был предстать перед специальным судом, сломать над головой три палки в четыре куска и бросить их на четыре стороны от судебного места. При этом заявляя, что он отрекается от своих прав и обязанностей по отношению к родственникам.

    Но в этом случае он больше не мог быть наследником своих родных, и, разумеется, его родственники также были освобождены от своих обязательств по отношению к нему.

    Рекомендованная литература и полезные ссылки

    • Ведров С. В. О денежных пенях по Русской Правде сравнительно с законами салических франков. — М.: Университетская типография, 1877. — 143 с.
    • Гизо Ф. История цивилизации во Франции от падения Западной Римской империи. Часть первая / Пер. с фр. под ред. М. М. Стасюлевича. — СПб.: Типография Николая Тиблена и комп., 1861. — 388 с.
    • Грацианский Н. П. Введение // Салическая Правда. Русский перевод Lex Salica Н. П. Грацианского и А. Г. Муравьева. — Казань: Издание книжного магазина Маркелова и Шаронова, 1913. — С. III—XXXVIII.
    • Гуревич А. Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 352 с.
    • Данилова Г. М. Возникновение феодальных отношений у франков VI—VII вв. — Петрозаводск: Государственное изд-во Карельской АССР, 1959. — 258 с.

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.

    com или в Фейсбук, с уважением автор.

    Источник: https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/salicheskaya-pravda/

    «Салическая правда» как исторический источник

    Салическая и Рипуарская правда как исторический источник.

    Федеральное агентство общего и профессионального образования

    (Рособразование)

    Ярославский государственный университет

    им. П. Г. Демидова

    Кафедра всеобщей истории          

    Доклад 

    «Салическая правда» как исторический источник     

                                                                   Студент__________                                

    2009  

    СОДЕРЖАНИЕ  

    Введение…………………………………………………………………………..3

    1. Гипотезы о времени и месте создания Салической правды…………………6

    2. Салическая правда: язык, объем, структура, стиль и содержание…………12

    3. Издания и переводы Салической правды……………………………………15

    Заключение……………………………………………………………………….17

    Приложение………………………………………………………………………18

    Список использованных источников и литературы……………………………20                              

    ВВЕДЕНИЕ  

        Доклад посвящен анализу сборника варварских законов «Салическая правда» (Lex Salica), одного из важнейших исторических источников о жизни, деятельности, социальном и политическом устройстве салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии  и  создавших  в V—VI вв. самое крупное варварское королевство   в   Западной   Европе.

        В основу данной работы в первую очередь легли труды отечественных исследователей-медиевистов. Среди них можно отметить статью Н. П. Грацианского под названием «Введение к изданию перевода Салической правды»1. В ней автор подробно останавливается на различных гипотезах датировки Правды и дает общую характеристику этого источника. Особое внимание уделяется данному памятнику в работе А.

    Д. Люблинской «Источниковедение истории средних веков»2, где преимущественно дается информация о его структуре и стиле. Интерес представляет также статья А. И. Неусыхина «Эволюция общественного строя варваров от ранних форм общины к возникновению индивидуального хозяйства»3, в которой Салическая правда рассматривается как источник для изучения социально-хозяйственной сферы жизни франков.

        Среди зарубежной историографии можно отметить труд бельгийского исследователя А. Пиренна «Средневековые города Бельгии»4, в котором даются важные сведения о границах франкской колонизации.   

        Таким образом, при опоре преимущественно на указанные исследовательские труды, в этой работе предполагается рассмотреть как внешние характеристики источника, так и его содержание.

    Среди интересующих нас вопросов можно выделить следующие. Во-первых, время и место создания памятника, его структура, язык оригинала и стиль.

    Во-вторых, степень ценности данного источника при изучении различных сторон жизни франков.                           

    1. ГИПОТЕЗЫ О ВРЕМЕНЕ И МЕСТЕ СОЗДАНИЯ САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ 

        Прежде чем говорить о датировке и локализации «Салической правды» необходимо выяснить, кто такие салические франки и где они обитали при Хлодвиге и ранее.

        В исторических памятниках франки начинают фигурировать лишь с 242 г. н. э., когда незначительный их отряд совершил вторжение в Галлию и был наголову разбит трибуном Аврелианом.

    По-видимому, как в это, так и в последующее время, название «франки» не употреблялось в смысле этнического термина, а прилагалось к большинству западногерманских народностей. Многие полагают, что франки – это конфедерация зарейнских германцев, направленная против Рима, в целях завоевания его территории.

    Существует и другая версия, согласно которой название «франки» — простой эпитет, указывающий или на бродячий образ жизни германских народностей и отдельных отрядов воинов (wang, wrang) или на их отвагу (frak, ferax).5

        III – IV столетия ознаменовались постоянными натисками варваров-франков на территорию Римской империи. Будучи сами теснимы сильными соседями с севера и востока и ощущая потребность в новых местах для поселения, франки не могли оставаться спокойными.

    Они массами врываются на территорию Северной Галлии. Даже блистательные победы римлян не приводили к желанным результатам, так как на место истребленных варваров тот час же приходили другие.

    В конце концов, римлянам пришлось пойти на компромисс, допустив поселение на территории Галлии целых франкских племен в качестве подданных и союзников императоров. Салийцы были первыми из франков, получивших разрешение осесть в пределах империи. К IV в. н. э.

    они заняли северо-западный угол Галлии с частью Токсандрии, т.е. область до нижней Шельды, и простирали свои владения по морскому берегу до северной оконечности Батавского острова.6

        Существует мнение, что салические франки пришли в эту местность с юго-восточного побережья Флавиевого озера (Зюдерзее) из области, известной под именем Salland.

    Однако ни один исторический источник не содержит сведений о том, что салические франки когда-либо проживали там. Напротив, известно доподлинно, что с III в.

    Salland была во владении хамавов, вошедших затем в состав так называемых рипуарских франков.

        Стоит оставить также и прежнее производство наименования салийцы от протекающей по данной местности реки Sala (позднейшая Иссель), так как нет никаких подтверждений, что река Иссель носила когда-либо такое название.

        Грацианский Н. П. полагает, что предки салических франков – старинные союзники римлян – батавы. При таком разрешении вопроса их родиной следует считать не Salland, а Батавский остров.

    Это сравнительно небольшая полоса земли в устьях Рейна, представляющая собой форму правильного треугольника. Племена, населяющие Батавский остров, распространились по морскому берегу до Шельды и получили наименование салических, т.е.

    приморских, франков, от кельтского слова sal, sale, saile, что означает море.

        Но каково бы ни было происхождение салических франков, важен факт, что уже к половине IV в. они твердо осели на римской территории.

    Салийцы отдались в подданство Римской империи и обязались защищать ее территорию от вторжения неприятелей.

    Впрочем, у них сохранились свои племенные короли, которые, может быть, и назначались с согласия императора, однако не всегда были покорны императорскому правительству.

        В 481 г. к власти приходит Хлодвиг, который заложил крепкие начала могуществу франкского государства. В 485 г. он напал на Суассонского наместника – римлянина Сиагрия, разбил его на голову и в медленном движении на юг захватил всю страну до Луары.

    С неменьшим успехом Хлодвиг действовал и на севере, где сумел подчинить своей власти тюрингов и алеманов. В 496 г. Хлодвиг со всем народом принял крещение. В 508 г. он совершенно изгоняет вестготов из Галлии, а через год покоряет франков рипуарских.

    Истребив всех своих родственников, он стал единодержавным властителем Галлии, за исключением Бургундии, король которой, Гундобальд, сумел отстоять свою независимость. Кроме того, Хлодвиг возводится в звание римского консула, тем самым юридически закрепляя за своим народом то положение, которого он добился оружием.

    Скончался Хлодвиг в 511 г., оставив наследникам могучее франкское королевство, созданное непрерывными двадцатилетними войнами.

        Возвращаясь к вопросу о времени составления «Салической правды», обратимся к ее, так называемым, прологам, из которых первый обыкновенно считают древнейшим, относя его возникновение ко второй половине VI в..

    Народная традиция, записанная в первом прологе, повествует, что франки редактировали свою Правду еще во времена язычества и что редакция была произведена выборными старшинами в количестве четырех человек: «Когда  еще держался  варварства (народ франков),  по внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, желая справедливости, сохраняя благочестие.

      Салический закон был продиктован  знатными  этого  народа,   которые  тогда  были  его правителями.  Выбрали  из  многих   мужей   четырех,   а  именно: Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста, в местах, называемых Сальхаме, Бодохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тщательно  обсудили  все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение»7.

    Позднее при королях Хлодвиге, Хильдеберте и Хлотаре, как говорится в этом же прологе, «все, что оказалось в этом уложении неудобным, было исправлено с большей ясностью»8.

        Другой, менее длинный и более поздний пролог, прямо говорит, что вышеназванные четыре мужа жили «в селах, которые за Рейном»9.

    Если принимать эти сведения на веру, то время редакции правды нужно относить к эпохе, когда салические франки еще не появились на территории Галлии и когда у них в полной силе господствовали народные собрания.

    Однако содержание самого памятника решительно противоречит этой народной традиции, поэтому достоверность ее обычно оспаривается – одними исследователями целиком, другими в частностях.

    Так в титуле XLVII «о розыске» (de filtortis) территория действия правды определяется двумя границами: Угольным лесом на севере и рекою Луара на юге.10 Угольным лесом назывался густой лес, тянувшийся от берегов Шельды до сланцевых возвышенностей Ардени.11 Т.е.

    и тот и другой географические указатели стоит искать на территории Галлии. На основании этого все исследователи Правды приходят к единогласному выводу, что ее редакция не могла совершиться ранее второй половины IV в., т.е. ранее появления франков на территории Галлии. К тому же, как замечает Грацианский Н. П., не только отдельные выражения, но и все содержание Правды не может быть приложимо к быту беспорядочного германского общества III или начала IV столетия.12

        И все-таки по вопросу о времени и месте редакции Правды существуют непримиримые разногласия. Так исследователи Вайц и Фальбек относят ее возникновение к началу V в. – времени правления Хлойо (428 – 448).13 Другие ученые считают временем ее появления правление Хлодвига.

    Из последних часть склонна допускать возникновение Правды до принятия Хлодвигом христианства, а часть – уже после крещения. Наконец, в последнее время находит все больших и больших сторонников версия о более позднем времени возникновения этого документа (от VI до VIII столетия).

        Наиболее правдоподобной все же выглядит версия о создании этого памятника во времена правления Хлодвига.

    Уже сам факт редакции Правды говорит за то, что салические франки в эпоху этой редакции заняли важное положение среди германцев и римлян, почему и нуждались в более прочном устройстве своей государственной жизни.

    А это случилось не ранее правления Хлодвига, так как еще при его предшественнике Хильдерике римляне неоднократно распоряжались судьбами салийцев по собственному усмотрению.14

        Далее, в Правде красной нитью проглядывает верховенство короля и его королевских приближенных (I, LVI), а Хлодвиг был первым из Меровингов, кто крепко держал в своих руках бразды государственного управления и не признавал ничьей власти рядом со своею на протяжении громадной территории.

        Сильнейшими обстоятельствами, подтверждающими невозможность возникновения правды ранее правления Хлодвига, служат усвоение франками латинского языка и своеобразная монетная единица.

    Латинский текст памятника варварского законодательства указывает на то, что франки успели войти в тесные отношения с гало-римлянами. А это прямо намекает на распространение франкского владычества, по крайней мере, до Луары.

    Далее, монетная единица, принятая в Салической правде, отличается от той, что была при Хильдерике (золотой солид был равен тогда 24 серебряным денариям (dinarios), тогда как в Правде 40 денариям).

    Кроме того, о составлении Правды во времена правления Хлодвига свидетельствует и эпилог документа: «Первый король франков постановил руководствоваться   в  судебных решениях титулами с 1-го до 62-го»15.

        Из всего выше сказанного можно  сделать следующие заключения:

    1) Салическая правда как частичная запись обычаев салических франков была редактирована по почину верховной власти со слов старейших представителей племени.

    2) Место возникновения Правды – объединенное франкское королевство, распространившееся за Луару.

    3)  Время редакции Правды – годы правления Хлодвига.  

    2. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА: ЯЗЫК, ОБЪЕМ, СТРУКТУРА, СТИЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ. 

        Первоначальный текст Салической правды, или Салического закона (Lex Salica) до наших дней не дошел. Сохранившиеся редакции уже носят компилятивный характер и являются сокращенными или же расширенными обработками исчезнувшего древнего текста. Было предпринято несколько попыток реконструировать утраченный оригинал, но все они являются спорными.

    Источник: https://www.stud24.ru/history/salicheskaya-pravda-kak-istoricheskij-istochnik/151024-442108-page1.html

    Салическая и Рипуарская правда как исторический источник

    Салическая и Рипуарская правда как исторический источник.

    Важнейшим источником права в Средние века являлись варварские правды — записи обычного права варварских племен. В конце V в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее — Бургундская Правда. В конце V или в начале VI вв.

    появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков — Рипуарская Правда. Алеманы имели свою — Алеманскую Правду, бавары — Баварскую Правду, саксы — Саксонскую и т.п. Господствовал при этом «национальный», а не территориальный принцип действия права.

    Варварские правды (лат. Leges barbarorum, буквально — законы варваров), запись обычного права германских племён (вестготов, бургундов, франков и др.), основавших на территории Западной Римской империи свои королевства. К Варварской правде относятся: Вестготская правда (её самая ранняя часть записана во 2-й половине 5 в.

    ), Бургундская правда (конец 5 — начало 6 вв.), Салическая правда (записана в начале 6 в.), Рипуарская правда (6—7 вв.), Алеманнская правда (кон. 6—8 вв.), Баварская правда (сер. 8 в.), Лангобардские законы (сер. 7—сер. 8 вв.), Англо-саксонские законы (7—9 вв.

    ), Саксонская правда, Фризская правда, Тюрингская правда, Правда франков-хамавов (нач. 9 в.).

    Имея много общих черт с записями обычного права других германских и негерманских племён (например, с древними скандинавскими и исландскими законами, Русской правдой и др.), В. п.

    отличаются от них прежде всего тем, что отражают процесс перехода от родового строя к феодальному, протекавший либо в форме синтеза разлагавшихся германских родовых и римских рабовладельческих отношений, либо, по крайней мере, при участии отдельных элементов рабовладельческой формации и её духовной культуры (римского права, письменности, религии и пр.).

    Почти все Варварские правды испытали в большей или меньшей степени влияние римского права (особенно Вестготская и Бургундская). Варварские правды объединяет также хронологический признак. Время их возникновения 5—9 вв., все они (за исключением англосаксонских) записаны на вульгарной латыни. Для Варварских правд (во всяком случае для континентальных) характерно также взаимовлияние.

    Все Варварские правды были записаны по инициативе королевской или герцогской власти. Варварские правды имеют, как правило, сложную структуру: состоят из отдельных частей разновременного происхождения (например, Рипуарская, Алеманнская) или, будучи результатом единого законодательного акта (Салическая правда), дополнены королевскими законами более позднего периода.

    В ряде случаев собственно Варварскими правдами является лишь древнейшая часть (например, в Вестготской правде — кодекс Эвриха, в Лангобардских законах — эдикт Ротари), так как позднейшие дополнения или редакции внесены в порядке королевского законодательства.

    Варварские правды представляют собой судебники, в которых отдельные казусы возводятся в обычай, общие нормы права отсутствуют.

    Большинство норм Варварских правд касается уголовного права и судебного процесса, но имеются также нормы, регулирующие имущественные отношения членов племени, а также положение органов возникавшей государственности.

    Варварские правды в большинстве случаев применялись только к лицам данного племени (взаимоотношения римского и др. населения регулировались обычно специальными законами).

    Варварские правды — важнейший (а в некоторых случаях единственный источник для изучения общественного строя складывавшихся раннефеодальных государств Западной Европы. В них отражены различные этапы переходного периода от родоплеменного строя к феодальному.

    В Салической, Саксонской (а также Фризской, Тюрингской, хамавов) правдах еще отчётливо выступают черты родоплеменного строя с остатками кровнородственных отношений.

    Однако Варварские правды (даже самые архаические) свидетельствуют уже о наличии известного социального расслоения: в них наряду с рядовыми полноправными свободными членами племени различаются родовая и служилая знать, с одной стороны, полусвободные и несвободные люди — с другой.

    Но в качестве основных субъектов права в Варварских правдах выступают ещё рядовые свободные общинники — непосредственные производители (классы феодального общества ещё не сформировались).

    Варварские правды дают возможность проследить переход от земледельческой общины к марке и дальнейший процесс разложения общинного строя, переход пахотной земли в собственность отдельных семей, начальный этап классообразования и зарождения государства. В Варварских правдах, зафиксировавших наиболее далеко зашедший процесс классообразования и становления феодального общества (особенно в Баварской, Алеманнской, Вестготской), нашли отражение развитие крупного землевладения и превращение свободных общинников в зависимых крестьян, зарождение условного землевладения, усиление королевской власти и государственного аппарата, церкви.

    Для В. п. характерна внутренняя противоречивость, отразившая борьбу между элементами старого родоплеменного и зарождавшегося феодального укладов. В. п.

    представляют собой, с одной стороны, фиксацию обычая, соответствовавшего ещё интересам широких масс общинников, а с другой — введение правовых норм, отражавших интересы зарождавшегося класса феодалов, стремление формировавшегося государства устранить институты родоплеменного строя или приспособить их к собственным нуждам.

    По мере упрочения феодального строя В. п. утрачивали своё значение, и к 11 в. в большинстве случаев перестали применяться.

    Салическая Правда

    Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.).

    Рубеж разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой пра­вящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги).

    Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

    Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов фео­дального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, свя­занного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального госу­дарства приходит феодальная раздробленность.

    В V—VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношение эксплуатации среди самих франков не были раз­виты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сфор­мировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

    Важнейшим источником для изучения общественного строя франков пре­имущественно Северной Галии в меровингский период является «Салическая правда».

    Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале 6в. еще при хлодвиге.

    Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.

    «Салическая правда» более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного строя, существовавшие у франков ещё до заво­евания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галлоримского населения. Но на протяжении 6-9 вв.

    франкские короли делали все новые и новые дополнения к «Салической правде» поэтому в сочетании с другими источни­ками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в полом.

    РИПУАРСКАЯ ПРАВДА(лат. Lex Ripuaria) — памятник обычного права одного из германских племен — рипуарских франков, создававшийся с 6 по 8 веков.; одна из так называемых варварских правд. Содержит два ряда текстов: 1-я часть, наиболее архаическая (гл. 1-31), представляет запись древних судебных обычаев, 2-я часть (гл.

    32-54) включает также королевское законодательство (главным образом времени правления короля Дагоберта, 629-639), на многих статьях этой части сказалось влияние Салической правды. Сводный текст Рипуарской правды, от которого сохранилось 35 рукописей, относится к кон. 7 — нач. 8 веков.

    В Рипуарской правде отразились характерные черты различных стадий общественных эволюций: архаическая судебная процедура (соприсяжничество, ордалии, судебный поединок), наличие общинных лесов и в то же время прогрессирующее имущественное расслоение, формирование частной собственности на землю, появление различных форм крестьянской зависимости, укрепление позиций церкви и королевской власти. Рипуарская правда — важный источник для изучения процесса феодализации у франков.

    

    Источник: https://infopedia.su/2xbb2b.html

    Салическая правда» как источник по истории Фракского королевства

    Салическая и Рипуарская правда как исторический источник.

    ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

    «Салическая правда».Важнейшим источником для изучения общественного строя франков (преимущественно Северной Галлии) в меровингский период является «Салическая правда» (Lex Salica).

    Она представляет собой запись судебных обычаев салических франков, произведенную, как полагают, в начале VI в., еще при Хлодвиге.

    Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.

    «Салическая правда» в более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного строя, существовавшие у франков еще до завоевания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римского населения. Но на протяжении VI — IX вв.

    франкские короли делали все новые и новые дополнения к «Салической правде», поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в целом.

    Судебник «Салическая правда» — важнейший источник сведений о жизни и нравах франков. Он был составлен, по-видимому, при Хлодвиге.

    В «Салической правде подробно рассматриваются различные ситуации и перечисляются наказания за нарушения закона, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Свои своды законов — «Правды» имелись также у франков рипуарских, бургундов, англосаксов и других германских племен.

    «Салическая правда» отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни.

    Время записи и редактирования этого «обычного» (от слова «обычай») народного права — VI-IX века.

    «Салическая правда» делилась на титулы (главы), а каждый титул — на параграфы. Многие титулы были посвящены штрафам за всевозможные кражи.

    Встречались в ней и такие титулы: «Об убийствах или если кто украдет чужую жену», «О том, если кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», «О прислужнике при колдовстве и т. п.

    В титуле «Об оскорблении словами» определялись наказания за обиду в зависимости от степени оскорбления. В титуле «О нанесении увечий устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 и 1/2 солида»; «Если оторвет нос, присуждается к уплате…

    45 солидов; «Если оторвет ухо, присуждается к уплате 15 солидов». Солид — римская монетная единица. В VI веке 3 соли-да соответствовали стоимости коровы, «здоровой, зрячей и рогатой».

    Изучая «Салическую правду», можно сделать вывод, что хозяйство франков стояло на более высоком уровне, чем хозяйство германцев (хозяйство германцев было описано римским историком Тацитом (ок. 58 — ок. 117) в очерке «Германия»).

    Важную роль в хозяйстве франков во все времена играло животноводство. «Салическая правда» скрупулезно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за свинью, украденную вместе с поросенком, за молочного поросенка отдельно, за свинью из запертого хлева и пр.

    Весьма подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей).

    В «Салической правде» имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада (франки умели делать прививки плодовым деревьям путем черенкования), за кражу винограда из виноградника.

    Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты.

    «Салическая правда» свидетельствует о том, что в хозяйстве франков имелись самые разнообразные отрасли — животноводство, пчеловодство, садоводство, виноградарство, а также охота и рыболовство. Однако основную роль в хозяйстве франков играло земледелие. Они сеяли зерновые культуры, лен, имели огороды, где выращивали бобы, горох, капусту, репу.

    Франки были хорошо знакомы с плугом и бороной. Пахота производилась на быках. Порча вспаханного поля каралась штрафом. Урожаи хлеба были богатыми. Урожай с полей франки увозили на телегах, в которые впрягали лошадей. При доме каждого свободного франкского крестьянина имелись хозяйственные постройки. Полученный урожай складывался в амбары и риги.

    В хозяйстве франков были нередки водяные мельницы.

    Согласно «Салической правде», усадебная земля находилась в индивидуальной собственности каждого свободного франка. На это обстоятельство указывают высокие штрафы, установленные за порчу и уничтожение изгородей или проникновение с целью воровства в чужие дворы. Вместе с тем луга и леса находились в коллективной собственности крестьянской общины.

    Принадлежавшие крестьянам соседних деревень стада паслись на общих лугах. Свободный крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад. Крестьянская община сохраняла верховные права на пахотные земли.

    Однако пахотная земля не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого свободного франкского крестьянина.

    Крестьянин имел свой участок земли. На время пахоты, сева и созревания хлебов огораживал его и передавал по наследству своим сыновьям. Женщине земля по наследству не передавалась.

    Верховные права общины на пахотную землю проявлялись в том, что никто из ее членов не имел права продавать свою землю.

    Когда крестьянин умирал, не оставляя после себя сыновей, эта земля возвращалась общине и попадала в руки «соседей».

    Существовавшая в то время община уже не была родовой, которую описывали Цезарь и Тацит. Родовую общину сменила община соседская, которая состояла уже не из родичей, но значительная часть деревни, владевшая определенными землями, еще продолжала оставаться связанной родовыми отношениями.

    Одновременно в деревне жили и чужаки — переселенцы из других мест, поселившиеся тут по соглашению с другими общинниками или в соответствии с королевской грамотой. «Салическая правда» в титуле «О переселенцах» устанавливала, что каждый свободный человек мог поселиться в чужой деревне, если против этого не протестовал никто из ее жителей.

    При наличии хотя бы одного человека, который выступил против, чужак в данной деревне поселиться не мог. «Салическая правда» рассматривала порядок выселения и наказания в виде штрафа того переселенца, которого община не захотела принять в число своих «соседей».

    «Если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи.»

    Королевская грамота также гарантировала неприкосновенность переселенцев. «Салическая правда» определяла огромный штраф в 200 солидов каждому, кто осмеливался протестовать против королевской грамоты.

    «Салическая правда» не сообщает прямо о существовании крупных поместий, но, судя по отдельным данным (перечисление дворовых ремесленников и др.), в V-VI веках поместья существовали рядом со свободной франкской общиной.

    Крупными землевладельцами были сам король, его дружинники, высшее духовенство и римские землевладельцы, частично сохранившие свои владения, и близкие к королевскому двору («королевские сотрапезники», как называет их «Салическая правда»).

    Тем не менее основной фигурой франкского общества этой эпохи был свободный франк — полноправный член сельской общины, свободный земледелец.

    Родовые связи у франков были очень сильны. Род в «Садической правде» выступает не только как верховный собственник общинных земель, но и как политическая организация.

    Существовали такие обычаи, как уплата денег за убийство того или иного человека его родичами, наследование имущества (кроме земли) по материнской линии, уплата родичами за своего несостоятельного родственника части выкупа (вергельда) за убийство. «Салическая правда» утверждала и закрепляла возможность передачи имущества не родичу.

    Добровольный выход из родового союза назывался «отказом от родства». Процедура «отказа от родства» подробно рассматривалась «Салической правдой» в титуле 60.

    Человек, который желал отказаться от родства, доджей был явиться на заседание избранных народом судей, сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать поломанные ветки в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается от наследства и от всяких счетов со своими родичами. Человек, отказавшийся от родства, после этой процедуры не мог участвовать ни в наследовании, ни в получении вергельда. Его наследство поступало в казну.

    Титул «О горсти земли» сообщает об ответственности за убийство. Если кто лишит жизни человека, говорится в этом титуле, и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 родичей, которые поклянутся в том, что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что им уже отдано.

    После этого убийца должен войти в свой дом, набрать из его четырех углов горсть земли, стать на пороге, повернувшись лицом внутрь дома, и бросать эту землю левой рукой через плечо на отца и братьев. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на близких родственников по матери и по отцу.

    «Потом в рубашке (одной) без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три [родственника по матери] должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родственниками по отцу.

    Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону.»

    Основную массу франкского населения составляли в это время свободные крестьяне. Они жили соседскими общинами, в которых сохранялись пережитки родового строя.

    За убийство свободного франкского крестьянина «Салическая правда» определяла высокий вергельд, который равнялся 200 солидам.

    Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере.

    За человека, находившегося на службе у короля, выплачивался тройной вергельд — 600 солидов. Вергельд за жизнь графа или королевского дружинника утраивался (доходил до 1800 солидов), если убийство было совершено в то время, когда убитый находился на королевской службе, например во время похода.

    Жизнь священника, охранялась тройным вергельдом (в 600 солидов), епископа — 900 солидов. Высокими штрафами карались ограбления и сожжения церквей и часовен. Особый слой во Франкском королевстве составляли полусвободные литы и бывшие рабы, отпущенные на волю.

    За убийство полусвободного и вольноотпущенного платился половинный вергельд — 100 солидов, за убийство раба определялся не вергельд, а штраф.

    Франки славились чистотой семейных отношений. Женщина могла выходить замуж только за человека, равного ей по рождению и состоянию. Если она выходила за представителя низшего сословия, закон был строг к ней и ее мужу. Выходя за раба, она сама делалась рабой.

    У франков был символический обычай: если женщина хотела выйти за раба, ее призывали на суд семейства и клали перед ней меч и веретено. Она могла взять меч и убить раба, избранного в женихи.

    Если же брала веретено, это значило, что она вступает в брак и становится рабой.

    Брак у германцев совершался куплей: молодой человек отправлялся к отцу, брату или опекунам невесты и покупал ее. Цены были значительными: у алеманнов платили, например, от 300 до 400 шиллингов, а за один шиллинг можно было купить годовалого быка; разумеется, были сделки и гораздо дешевле.

    Эта сумма отдавалась жене после смерти мужа. Впрочем, она никогда не была полновластной хозяйкой, ибо даже после смерти мужа находилась под властью сыновей.

    Самый обряд брака имел символическое значение: у невесты обрезали длинную косу в знак поступления в рабство; жених надевал ей на руку кольцо — звено той цепи, которой она с ним связывалась; на ногу он надевал ей башмак — знак, что она должна будет ходить по его стопам.

    Когда она входила в дом мужа, над ней держали меч — символ охраны мужа и строгого наказания в случае проступка; на пороге дома ей подавали связку ключей — с этого момента на ней лежали все хозяйственные заботы.

    Подобные пережитки родовых отношений долго сохранялись у франков.

    В дополнениях к «Салической правде» сообщается об обедневших и совсем разорившихся франках, которые были уже не в состоянии заплатить наложенные на них штрафы и бродили по лесам, как бродяги и разбойники.

    Процесс исчезновения свободного крестьянства во Франкском государстве проходил далеко не одинаково в разных областях. Наиболее интенсивно он шел в западной части королевства — Нейст-рии, отчасти на юго-востоке — в Бургундии, гораздо слабее — в северо-восточных округах — Австразии.

    Здесь дольше сохранялись родовые — общинные отношения. В Австразии крестьянин продолжал играть ведущую политическую роль вплоть до VIII века.

    ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

    Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 2772 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

    Источник: https://lektsii.org/8-4783.html

    Uchebnik-free
    Добавить комментарий