Революционное народничество 70-х гг. XIX в.

Революционное народничество 70-х гг. ХIХ в

Революционное народничество 70-х гг. XIX в.

Народничество. Русский крестьянской социализм. У истоков 2 деятеля: Герцен и Чернышевский. Герцен эмигрировал из России, основал вольную русскую типографию в Лондоне, газета-журнал «колокол», изложил свои тезисы: свобода слова, отмена телесных наказаний, отмена крепостного права.

воззрения Герцена не были одинаковы на разных этапах его жизни. Герцен был человеком свободомыслящим. Он был противником любых догм. Поэтому его «своим» считали представители абсолютно различных взглядов. В 40-х гг он западник, позже пришел к идеи о своеобразии России. Социализм Герцена был своеобразен.

Личностный социализм. Был противником существующего буржуазного строя, так как он уродует личность. Герцен не исключал революции, но он никогда не был фанатиком революции. Он считал, оо революция — это крайний способ низов обратить на себя внание верхов. Но это нежелательная мера. Лучше реформа.

Потому что слишком велики издержки, слишком велика цена. Не был сторонником марксистского варианта социализма. По Марксу социализм-неизбежный результат развития общество. Герцен: социализм — один из возможных вариантов развития общества, но он может и не наступить. Он разделял идею Маркса о исторической миссии рабочего.

Он сочувствовал пролетариату. Рабочими движет зависть, а буржуазией — жадность.

Со взглядами Герцена соприкасались взгляды Чернышевского. Чернышевский — ведущий сотрудник журнала «Современник». Исток социализма видел в крестьянской общине. Различие с Герценым: по Г. — община — явление своеобразного развития россии, по Ч.

— община была и в других странах, но в россии она осталась из-за ее отсталости. Ч. был большим революционером, чем Г. Но и его взгляды менялись. В итоге, мнение, что если дело доймет до революции, крестьянин будет уничтожать все, кто на него не похож.

Роман «Что делать».

Крестьянской реформой недовольны были все. Это создавало благоприятную ситуация для выхода радикальных организаций. Крестьянского волнения, студенческие волнения.

Наиболее крупной была созданная в 1861-1862 гг организация «Земля и воля». Ждали революцию в 1863 г. последователи Чернышевского. Действовала во всех городах. Но по большому счету они ничего не делали.

Когда в 1863 году восстания не произошло, она распустилась.

Крайне экстремистские идеи — организация в московском университете. Маловлиятельная группа. Это был скорее эпатаж молодых людей.

Нигилизм. Культ естественных наук. Их вождем был критик Писарев.

В 60-е гг — первое покушение на Александра 2 (Каракозов).

Народничество (доктрина):

1. Вера в народ как носителя социальной правды.

2. Отрицательное отношение к капитализму.

3. Отрицание естественноисторического характера общественного развития.

4. Равнодушие к политическим преобразованиям.

В народничестве выделялись несколько течений:

1. Анархисты (Бакунин). Замена существующего устройство самоуправляющимися общинами.

2. Пропагандистское (Лавров). Революцию надо готовить.

3. Ткачев. Идея захвата власти небольшой организацией. Считал, что в России это сделать не так трудно. Самодержавие находится в изоляции, так как дворяне и крестьяне реформами недовольны, буржуазии толком еще нет. В народ не верил.

Вожди народничества облекали свои идеи в вполне светские явления, но для их последователей они были как религиозные догматы. Народничество — светская разновидность религии.

С одной стороны, для них характерна нетерпимость, фанатизм, пренебрежительное отношение к человеческой жизни, готовность использовать любые средства в достижении цели, с другой стороны, жертвенность, чувство товарищества, бескорыстность.

Но были и другие. Негативные черты воплотились в конце 60-х гг. — деятельность Нечаева. Цель оправдывает средства. Годны любые меры для борьбы с существующим строем. Организация Народная расправа. Их действия постоянно сопряжены с какими-то аферами.

В конце-концов Нечаев бежал в Швейцарию, где издавал листок «Народная расправа». Правительство потребовало от швейцарских властей его выдать. Они выдали. Нечаев был заключен в Петропавловскую крепость, где ему удалось распропагандировать солдат.

От Нечаева народники постарались отмежеваться.

1874-1875 гг. — Хождение в народ. Несколько тысяч человек. Единого организационного центра не было. Но из этого ничего не вышло. Крестьяне не рассматривали народников как благодетелей. Крестьяне оказались далеко не социалистами. Народники были обескуражены. Многие участники хождения в народ были арестованы.

1876 год — Земля и воля. Она ориентировалась на ведение пропагандистской работы в крестьянской среде.

Или:

В чистом виде русский крестьянский социализм в форме народничества обнаружил себя в 1870-е гг. К этому времени идеи Герцена и Чернышевского окончательно сформулировались и стали преобладающими в сознании русской радикальной интеллигенции. Внутри существовали различные течения.

Общие принципы: вера в народ (среди образованных: консервативно настроенные монархисты видели в народе носителя религиозной идеи, леворадикальная интеллигенция — идеи социальной справедливости); крайне отрицательное отношение к развитию капитализма в России (плох и искусственен); приоритетное внимание к проблемам социального характера; исторический индивидуализм. Но народничество было неоднородным.

1) Одно из наиболее влиятельных течений в н.1880-х гг было анархическое: глава Бакунин (связь с Герценом, участник революции 1848-49гг в З.Европе, Петропавловка и Сибирь, контакты с Марксом).

Суть: главным злом человеческого общества является государство, которое должно быть разрушено в результате народной революции. И должно быть заменено свободной ассоциацией общин. Он считал, что русский крестьянин готов к бунту.

Бакунистов было очень много, это было влиятельное течение. Цель революции: равенство людей.

2) Второе течение – пропагандистское. Основоположник Лавров (ученый, преподаватель, ссылка, эмиграция, произведения «Исторические письма» пользовались чрезвычайной популярностью). Суть: крестьяне могут совершить революцию, будучи подготовленными, взять на себя миссию подготовки, пропагандистской работы должна взять на себя революционная интеллигенция. задача – пропаганда.

3) Третье течение — Заговорщики: глава Ткачев (СПбгу, свяхзь с Нечаевым, побег заграницу). Ткачев был активным поклонником франц. революционера Бланки. Он делал ставку на создание небольшой строго законспирированной революционной организации, которая должна захватить власть. Практическое воплощение этого замысла у Бланки не получалось.

Ткачев рассуждал, что идея правильная, но нужно лучше готовиться. Он считал, что в России получится захватить власть, потому что царская власть лишилась опоры, висит в воздухе, и достаточно небольшого толчка, чтобы оно рухнуло. Суть: создание строго законспирированной небольшой группы профессиональных революционеров, которая и должна в благоприятный момент захватить власть.

Сторонников мало (утопичность идеи). Были и другие течения народничества.

Вожди народников обрекали свои концепции в вполне светские теории. Но применительно к России эти идеи приобрели характер религиозной догмы, не подлежащие обсуждению.

Не случайно, многие народники вышли из строя религиозных деятелей, получили в детстве религиозное воспитание. Потом образование убило веру в бога, но потребность в нем оставалась. И объектом веры стало светское учение.

В этом смысле народничество можно рассматривать как своеобразную разновидность религии. Отсюда и отличие народников от нигилистов 1860-х годов. Нигилисты относились к религии в духе франц. просветительства: религия – плод заблуждения.

Народники были атеисты, но смотрели на религию по-другому. Черты народничества: фанатизм и нетерпимость, жертвенность, бескорыстие, равнодушие к мирским благам, чувство товарищества.

Первые народнические организации в России стали создаваться еще в конце 1860 –н.1870-х годов. Они были как правило очень немногочисленны. Действовали в крупных городах: в СПб, Москве, отчасти на Украине, в Киеве, Харькове. Особой активности они не проявляли.

Первые организации политического толка в к. 1860-х г. Так в 1869 в Мве среди студентов кружок «чайковцев» (Натансон, Чайковксий) + кружки других городов = Большой общво пропаганды (Желябов, Кропоткин, Перовская): издательство, пропаганда революционных идей. Аресты. Распад.

В СПб в 1872 кружок Долгушина (тайная типография): бакунисткие идеи. Разгром. В 1874 около 40 губерний охвачено народничесвтом. Это были годы «хождения в народ», когда лица, исповедовавшие народнические идеалы, попытались их реализовать, подняв крестьян на всероссийскую революцию.

Движение это носило массовый характер. В нем принимало участие порядка 2-3 тысяч человек. Оно не имело единого организационного центра, а действовало стихийно, но достаточно активно.

Члены народнических групп шли в деревни, и вступая в контакты в крестьянами, проповедуя свои идеи, призывали их к свержению существующего строя. Хождение в народ обернулось для участников народнического движения крайним разочарованием. Крестьяне никак не откликнулись на призыв к бунту.

Наоборот, они часто сдавали пропагандистов властям. Хождение в народ провалилось, несколько сот человек было арестовано, осуждено («Процесс 193-х», речь Мышкина о неизбежности восстания). Но это не остановило народнического движения.

В СПб создается ІІ«Земля и воля» (1876) + отделения в Мве, повлжье, Закавказье, Беларуссии: многочисл, 150чел. Суть: пропаганда среди крестьян, рабочих, учащихся, а главное среди крестьян! = подготовка революции.

Землевольцы – Аптекман, Лизогуб, Плеханов, Перовская, Тихомиров, Морозов и др. Печатный листок «ЗиВ». Попытки «поселений» в деревне и «аграрного террора» неудачны. Репрессии. Идеи вести индивидуальный террор.

Только на Украине был Чигиринский заговор: народники пытались использовать в своих интересах анархические элиты крестьян = крестьяне судились с местными помещиками, прибывшие туда народники распространили среди крестьян слухи, что якобы царь издал тайное распоряжение о том, чтобы бить помещиков. И начали вербовать дружину. Крестьяне охотно откликнулись на призыв записываться в дружину.

Наступил кризис народнического движения конца 1870-х – начала 1880-х годов.



Источник: https://infopedia.su/8x96d3.html

Народничество 70-х гг. XIX в

Революционное народничество 70-х гг. XIX в.

В 70-е гг. окончательно оформляется идеология народнического движе­ния. Рассматривая крестьянскую общину как ячейку будущего социалис­тического строя, представители этого движения расходились в путях его построения. Русская радикальная интеллигенция 70-х гг. XIX в. раздели­лась по направлениям своих взглядов на три направления: 1) анархист­ское; 2) пропагандистское; 3) заговорщическое.

Анархистское направление. Ярким выразителем анархизма был М.А.Бакунин, изложивший его основные принципы в работе «Госу-

дарственность и анархия». Он считал, что любая, пусть даже самая демо­кратическая государственная власть есть зло. Он полагал, что государст­во — это лишь временная историческая форма объединения.

Его идеалом было общество, основанное на началах самоуправления и свободной федерации сельских общин и производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия труда.

Поэтому Бакунин резко выступал против идей завоевания политических свобод, полагая, что надо бороться за социальное равенство людей. Революционер же, по его мне­нию, должен был сыграть роль искры, которая разожжет пламя народно­го восстания.

Пропагандистское направление. Идеологом пропагандистского направления был П.Л.Лавров. Он разделял тезис Бакунина о том, что

революция вспыхнет именно в деревне. Однако готов­ность к ней крестьянства он отрицал. Поэтому он говорил, что задача революционера вести планомерную пропагандистскую работу среди народа.

Лавров также говорил и о том, что к революции не готова и интеллиген­ция, которая сама должна пройти необходимую подготовку, прежде чем начать пропаганду социалистических идей среди крестьянства.

Обоснова­нию этих идей была посвящена знаменитая книга Лаврова «Исторические

письма», ставшая очень популярной у молодежи того времени. В начале 70-х гг. в Москве и Петербурге стали возникать кружки, носившие пропагандистско-просветительский характер.

Среди них выделялись «кружок чайковцев», основанный студентом петербургского университета Никола­ем Чайковским, «Большое общество пропаганды», основанное Марком На­тансоном и Софьей Перовской, кружок студента-технолога Александра Долгушина. В 1873—1874 гг. под влиянием идей Лаврова возникло массо­вое «хождение в народ».

Сотни юношей и девушек пошли в деревню в ка­честве учителей, врачей, чернорабочих и т.п. Их целю было — среди наро­да и пропагандировать свои идеалы. Одни шли поднимать народ на бунт, другие мирно пропагандировали социалистические идеалы. Однако крес­тьянин оказался невосприимчив к этой пропаганде, а появление в дерев­нях странных молодых людей вызвало подозрение местных властей.

Вско­ре начались массовые аресты пропагандистов. В 1877 и 1878 гг. над ними состоялись громкие судебные процессы: «Процесс 50-ти» (1877) и «Про­цесс 193-х» (1877—1878). Причем в результате судебных разбирательств многие обвиняемые были оправданы, в том числе будущие цареубийцы Андрей Желябов и Софья Перовская.

Заговорщическое направление. Идеологом заговорщического направления был П.Н.Ткачев. Он полагал, что революция в России может осуществиться только путем заговора, т.е. захвата власти небольшой группой революционеров.

Ткачев писал о том, что самодержавие в России не имеет социальной опоры в народных массах, является «колоссом на глиняных ногах», и поэтому легко может быть свергнуто путем заговора и тактики террора. «Не готовить революцию, а делать ее», — таков был его основной тезис.

Для осуществления этих целей необходима сплоченная и хорошо законспирированная организация. Эти идеи впоследствии нашли свое воплощение в деятельности «Народной воли».

5. «Земля и Воля». «Народная воля». Убийство Александра II.

Образование «Земли и воли».Неудачи пропагандистской кампании народников в 1870-х гг., вновь заставили революционеров обра­титься к радикальным средствам борьбы — создать централизованную ор­ганизацию и разработать программу действий.

Такая организация, перво­начально носившая название «Северная революционная народническая группа», была создана в 1876 г. Ее учредителями были Г.В.Плеханов, Марк и Ольга Натансоны, О.Аптекман.

Вскоре в нее вступили Вера Фигнер, Со­фья Перовская, Лев Тихомиров, Сергей Кравчинский (известный как писа­тель Степняк-Кравчинский). Новая организация заявила о себе полити­ческой демонстрацией 6 декабря 1876 г. в Петербурге на площади у Казан­ского собора, где Г.В.

Плеханов произнес страстную речь о необходимости борьбы с деспотизмом. В 1878 г. эта организация была переименована в «Землю и волю», в память об организации начала 60-х гг.

В отличие от прежних народнических кружков, это была четко органи­зованная и хорошо законспирированная организация, руководил которой «Центр», составлявший ее ядро.

Все остальные члены были разбиты на группы из пяти человек по характеру деятельности, причем каждый, состоявший в пятерке, знал только ее членов. Так, наиболее многочислен­ными были группы «деревенщиков», которые вели работу в деревне.

Ор­ганизация издавала и нелегальные газеты — «Земля и воля» и «Листок Земли и воли».

Программа «Земли и воли» предусматривала передачу всей земли крес­тьянам на правах общинного пользования, свободу слова, печати, собра­ний и создания производственных земледельческих и промышленных коммун.

Главным тактическим средством борьбы была избрана пропаган­да среди крестьянства и рабочих. Однако вскоре среди руководящего зве­на «Земли и воли» возникли разногласия по тактическим вопросам.

В ру­ководстве организации выдвинулась значительная группа сторонников признания террора как средства политической борьбы.

Ключевым моментом в истории российского терроризма стало покуше­ние на петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова, совершенное 24 ян­варя 1878 г. Верой Засулич. Однако суд присяжных оправдал революцио­нерку, которая была немедленно освобождена из-под стражи. Оправда­тельный приговор вселил в революционеров надежду в том, что они могут рассчитывать на сочувствие общества.

Террористические акты стали следовать один за другим. 4 августа 1878 г. средь бела дня на Михайловской площади в Петербурге С.М.Кравчинским был заколот кинжалом шеф жандармов генерал-адъютант Н.В.Мезенцов. Наконец, 2 апреля 1879 г. «землеволец» А.К.

Соловьев стрелял в царя на Дворцовой площади, однако ни один из его пяти выстрелов не до­стиг цели. Он был схвачен и вскоре повешен.

После этого покушения Рос­сия по распоряжению царя была разделена на шесть генерал-губерна­торств с предоставлением генерал-губернаторам чрезвычайных прав вплоть до утверждения смертных приговоров.

Раскол «Земли и воли». Образование «Чёрного передела».

Раскол внутри «Земли и воли» усиливался. Многие её члены решительно выступали против террора, полагая, что он приведет к усилению репрессий и погубит дело пропаганды.

В итоге было найдено компромиссное решение — организация не поддерживает террориста, но отдельные ее члены могут оказывать содействие ему как частные лица. Рас­хождения в подходах к тактическим средствам борьбы вызвали необходи­мость созыва съезда, который состоялся 18-24 июня 1879 г. в г. Воронеже.

Спорящие стороны поняли несовместимость своих взглядов и договори­лись о разделе организации на «Черный передел», во главе с Г.В.Плехано­вым, стоявшим на прежних позициях пропаганды, и «Народную волю» во главе с исполнительным комитетом, поставившей своей целью захват влас­ти террористическим путем.

В эту организацию вошло большинство членов «Земли и воли», а среди ее руководителей выделились А.Михайлов, А.Желя­бов, В.Фигнер, М.Фроленко, Н.Морозов, С.Перовская, С.Н.Халтурин.

Главным делом руководства партии стало убийство Александра II, кото­рому был вынесен смертный приговор. На царя началась настоящая охота. 19 ноября 1879 г. прогремел взрыв царского поезда под Москвой при воз­вращении императора из Крыма. 5 февраля 1880 г. произошло новое дерз­кое покушение — взрыв в Зимнем дворце, осуществленный С.Н.Халтури­ным.

Ему удалось устроиться на работу во дворец столяром и поселиться в одном из подвальных помещений, расположенном под царской столовой. Халтурин сумел в несколько приемов пронести динамит в свою комнату, рассчитывая осуществить взрыв в тот момент, когда царь будет находить­ся в столовой. Но царь в этот день опоздал к обеду.

Тем не менее при взры­ве были убиты и ранены несколько десятков солдат охраны.

«Конституция». Взрыв в Зимнем дворце заставил власти принять Лорис-Меликова неординарные меры. Правительство стало искать под­держку в обществе с целью изоляции радикалов. Для борьбы с революци­онерами была образована Верховная распорядительная комиссия во главе с популярным и авторитетным в то время генералом М.Т.

Лорис-Меликовым, фактически получившим диктаторские полномочия. Он принял су­ровые меры для борьбы с революционно-террористическим движением, в то же время проводя политику сближения правительства с «благонамерен­ными» кругами русского общества. Так, при нем в 1880 г. было упраздне­но Третье Отделение Собственной его императорского величества канце­лярии.

Полицейские функции были теперь сосредоточены в департамен­те полиции, образованном в составе министерства внутренних дел. Лорис-Меликов стал приобретать популярность в либеральных кругах, став в конце 1880 г. министром внутренних дел. В начале 1881 г.

он подготовил проект привлечения представителей земств к участию в обсуждении необ­ходимых для России преобразований (этот проект иногда называют «Кон­ституцией» Лорис-Меликова), одобренный Александром II.

Убийство Александра II. Однако исполнительный комитет «Народной воли» продолжал готовить цареубийство. Тщательно про-

следив маршруты царских выездов, народовольцы сняли лавку для тор­говли сыром на Малой Садовой улице. Из помещения лавки был сделан под мостовую подкоп и заложена мина. Неожиданный арест одного из ли­деров партии А.И.Желябова в конце февраля 1881 г.

заставил ускорить подготовку покушения, руководство которым взяла на себя С.Л.Перов­ская. Разрабатывался еще один вариант. Были срочно изготовлены ручные снаряды на тот случай, если Александр II проследует по другому маршру­ту — по набережной Екатерининского канала.

Там его ждали бы металь­щики с ручными бомбами.

1 марта 1881 г. царь поехал по набережной. Взрывом первой бомбы, бро­шенной Н.И.Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено не­сколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел. Тогда другой ме­тальщик, И.И.

Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги, от взрыва которой оба получили смертельные ранения. Алек­сандр II скончался через несколько часов. Убийство царя не принесло желаемых результатов. Революции не про­изошло.

Смерть «царя-освободителя» вызвала скорбь в Народе, а россий­ское либеральное общество не поддержало террористов, которыми еще недавно восхищалось. Большинство членов Исполнительного комитета «Народной воли» было арестовано.

По делу «первомартовцев» состоялся судебный процесс, по приговору которого были казнены С.Л.Перовская (первая женщина в России, казненная за политическое преступление), А.И.Желябов, Н.И.Кибальчич, изготовивший взрывные устройства, Т.М.Михайлов и Н.И.Рысаков.

К 1883 г. «Народная воля» была разгромлена, однако отдельные ее фрак­ции еще продолжали свою деятельность. Так, 1 марта 1887 г.

была пред­принята неудачная попытка покушения на нового императора Александ­ра III, явившаяся последним актом борьбы. Дело «вторых первомартов­цев» также закончилось пятью виселицами: были казнены П.И.Андреюшкин, В.Д.

Генералов, В.С.Осипанов, А.И.Ульянов (старший брат В.И.Ульяно­ва-Ленина) и П.Я.Шевырев.

Однако, несмотря на поражение «народовольцев», опыт их борьбы, и осо­бенно цареубийство, оказали колоссальное влияние на последующий ход ре­волюционного движения в России.

Деятельность «Народной воли» убедила последующие поколения революционеров, что и с ничтожными силами мож­но реально противостоять репрессивному аппарату могущественной империи, а терроризм стали расценивать как весьма действенное средство борьбы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_13423_narodnichestvo--h-gg-XIX-v.html

Революционное народничество 60-х — 70 -х гг. XIX в

Революционное народничество 70-х гг. XIX в.

Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Их появление связано с особенностями экономического и политического развития страны.

В то время как процесс капиталистического развития на Западе привел к образованию пролетариата, активно участвовавшего в революционной борьбе, к господству идей научного социализма, Россия продолжала оставаться отсталой крестьянской страной. Отсутствие русского пролетариата в 70-х годах XIX в.

по-прежнему сохраняло крестьянство в качестве основной революционной силы. Будучи последователями революционного демократизма Чернышевского и Герцена, народники являлись идеологами крестьянства, проводя большую революционно-пропагандистскую работу, направленную па подготовку восстания. В идеологии народников, по выражению В. И.

Ленина, сочетались элементы демократии, утопического социализма, мелкобуржуазного реформаторства и реакционности мелкого буржуа.

Программа народников 70-х годов предусматривала свержение самодержавия, ликвидацию сословных привилегий дворян и произвола бюрократическо-чиновнического аппарата царизма, безвозмездную передачу крестьянам земли (что объективно вело к развитию капиталистических отношений).

Революционное народничество было представлено тремя основными направлениями: анархическим (бунтарским), пропагандистским, заговорщическим. Идеологами этих течений были М. А. Бакунин, П. А. Лавров, П. Н. Ткачев, но они не имели единых взглядов на основные социально-экономические вопросы развития России.

Народническое движение прошло в своем развитии несколько этапов. В 1874 г. члены разнообразных просветительных и пропагандистских кружков предприняли «хождение в народ».

Его цель заключалась в непосредственном общении с трудящимися массами, пропаганде революционных идей и попытке поднять массы на восстание.

Здесь впервые сказалась несостоятельность народнических взглядов на «социалистическую» природу крестьянства, которое не откликнулось на их призывы. «Хождение в народ» кончилось провалом, а большинство его участников были арестованы.

В 1876 г. была создана народническая подпольная организация «Земля и воля», видными участниками которой являлись G. М. Кравчинский, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, С. JL Перовская, А. И. Желябов, В. И. Засулич, В. Н. Фигнер и др.

Программа ее сводилась к требованиям передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянством.

В этот период народники перешли к организации «поселений в народе» (в качестве учителей, писарей, мастеровых), через которые они намеревались вести систематическую подготовку восстания, но и эта попытка окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям.

Разногласия, возникшие в связи с отношением к политической борьбе, появление группы сторонников индивидуального террора и заговорщических методов деятельности привели в 1879 г. к распаду «Земли и воли» на две организации: «Народную волю» (1879— .1882) и «Черный передел» (1879—1884).

Черпопередельцы остались на старых позициях проведения пропагандистской работы среди масс. Народовольцы же считали, что самодержавие — надклассовое явление, поэтому для изменения существующего строя достаточно создать узкую группу заговорщиков, взявших на вооружение террористические методы борьбы.

По их мнению, убийство царя и наиболее влиятельных членов правительства должно способствовать захвату власти революционерами и осуществлению необходимых демократических преобразований. Тактика индивидуального террора не могла привести к ликвидации самодержавия.

Кроме того, она ставила народные массы в положение «толпы», пассивно ожидавшей результатов деятельности «героев», отвлекала их от развертывания массовой революционной борьбы.

Убийство Александра II, совершенное 1 марта 1881 г., подтвердило всю беспочвенность подобных методов борьбы. Место старого царя занял новый. А. И. Желябов, С. JI. Перовская и другие участники покушения были повешены по приговору царского суда, а реакция еще более усилилась.

Революционное народничество 70-х годов сыграло исключительно важную роль в развитии русского революционного движения. Оно подняло па борьбу с самодержавием широкие массы народа, заразило их революционной активностью, пробудило их политическую сознательность. Правительство беспощадно расправлялось с борцами за народное дело, пытаясь устрашить их и заставить отказаться от борьбы.

Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 7 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/1-15943.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий